Как определить направление свивки стального каната

Обновлено: 17.05.2024

Канат подлежит замене, если:
- канат оборвался;
- диаметр каната, хотя бы, в одной точке на 7% меньше номинального диаметра;
- канат выходит раздавленным, скрученным или погнутым;
- хотя бы в одной точке виден сердечник;
- наличие одной и более ослабленных прядей под нагрузкой;
- прядь оборвалась.

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов:
- обрывы проволок;
- уменьшение диаметра;
- деформация;
- коррозия.

Технический осмотр каната и критерии замены

В соответствии со стандартом ISO 4309 эксплуатационная безопасность каната подтверждается точной оценкой следующих показателей:
- количества обрывов проволоки и их положения;
- износа проволок (уменьшение диаметра каната);
- внутренней и внешней коррозии;
- повреждения (дефектов) и износа каната.

Обрыв проволоки каната

Уменьшение диаметра каната

При проведениии технического осмотра на предмет замены стального каната важно обратить внимание не только на количество обрывов проволоки. Сплющивание проволок вследствие износа предваряет из неизбежный обрыв. Необходимо тщательно осматривать проволоки, диаметр которых визуально уменьшился приблизительно на 50% по сравнению с начальным состоянием.
Диаметр каната может уменьшиться из-за одного или комбинации этих факторов:
- внутренний износ;
- внешний износ вследствие истирания наружных проволок;
- ухудшение состояния сердечника (органический/металлический) или внутренних слоев многослойных устойчивых кручению (некрутящихся) канатов.

Канат должен быть отбракован:
- если уменьшение диаметра каната превышает 7% от номинального диаметра каната, только из-за внешнего износа;
- если уменьшение диаметра каната превышает 3% от номинального диаметра некрутящегося каната и превышает 10% для других 6 и 8 прядных канатов, из-за отличных от внешнего износа причинам.

Коррозия канатов

Коррозия каната бывает внешней и внутренней. Внешняя коррозия может быть обнаружена визуально на наружной поверхности проволочного каната. Оценка внутренней коррозии требует особых профессиональных компетенций. Для раскрытия каната используются захваты, с помощью которых изделие аккуратно раскручивается. В случаях с многослойными канатами и канатами с металлическим сердечником, проводится контроль только внешнего слоя.

Канат должен быть отбракован:
- ослабление проволоки из-за коррозии внешних проволок;
- подтверждение тяжелой внутренней коррозии.

Деформация каната

Постоянное изменение от своей первоначальной формы и ориентациии, называется деформация. следкющие общие изменения формы, требут немедленной отбраковки стального каната:
- местное нарушение каната;
- выступ проволоки, пряди или сердечника;
- формирование скручиваний или петель;
- локализованное увеличение диаметра более 5% от фактическогодиаметра каната;
- локализованные уменьшения диаметра каната и расстояния свивки связаны с жесткой волнистостью.

Дефекты стального каната

Критерии повреждения и замены каната

Обрывы и смещение проволок в двух прядях каната крестовой свивки. Канат подлежит замене.

Сильный износ и большое количество обрывов проволоки в канате крестовой свивки. Требуется срочная замена каната.

Обрывы проволоки в одной пряди и слабый износ каната параллельной свивки. Необходимо удалить обрывы проволоки, придать канату гладкость.

Обрывы проволоки в нескольких прядях, расположенных близко к холостому шкиву (иногда затягиваются шкивом). Канат подлежит замене.

Обрывы проволоки в двух прядях вследствие усталости при изгибе и серьезного локализованного износа. Канат подлежит замене.

Дефект «птичья клетка» в многослойном (малокрутящемся) канате, вызванный усиленным вращением вокруг небольших канавок или слишком большим углом девиации. Требуется срочная замена каната.

Выступ стального сердечника, вызванный, как правило, деформацией
типа «фонарь». Требуется срочная замена каната.

Ослабление проволок отдельной пряди. При осмотре отрезка каната
деформация наблюдается через равные промежутки, обычно равняется
шагу свивки. Необходимо наблюдать за этим дефектом.

Более серьезный пример предыдущего дефекта с выступом внутренних
проволок прядей. Дефект крупной локализации, вызванный ударными
нагрузками. Требуется срочная замена каната.

Местное увеличение диаметра каната параллельной свивки, вызванное
деформацией металлического сердечника под действием динамических нагрузок. Наличие следов коррозии и сильный износ наружных проволок. Требуется срочная замена каната.

Большой узел, вызывающий выступ органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Канат, перекрученный во время монтажа и эксплуатации, подвергаемый локализованному износу и вытягиванию прядей. Канат подлежит замене.

Местное уменьшение диаметра каната из-за стремления внешних прядей к
заполнению объема разрушенного органического сердечника. Требуется
срочная замена каната.

Расплющивание на участке каната, вызванное локальным разрушением
вследствие механического воздействия; этот дефект вызывает отсутствие равновесия в прядях. Также присутствуют обрывы проволок. Канат подлежит замене.

Расплющивание на участке многопрядного каната, вызванное механическим воздействием на большой отрезок каната вследствие неправильной размотки с лебедки. Наличие увеличившегося шага свивки наружных прядей с асимметричным растягиванием под нагрузкой. Канат подлежит замене.

Сильный изгиб. Канат подлежит замене.

Выход каната из канавки шкива с последующей деформацией, расплющиванием, локальным износом и множественными обрывами проволок. Канат подлежит замене.

Совокупный эффект от воздействия нескольких факторов. Большой износ
внешних проволок, вызвавший ослабление проволок и деформацию
типа «фонарь»; риск выталкивания каната со шкива. Требуется срочная
замена каната

Продолжение

Незначительное сплющивание наружных проволок. Небольшое уменьшение диаметра каната.

Непрерывное сплющивание; начинается ослабление проволок с уменьшением диаметра приблизительно на 40%. Требуется срочная замена каната.

Сильно перфорированная поверхность и полностью ослабившиеся проволоки. Значительное уменьшение диаметра при наличии пространства между проволоками, превышающим половину от их диаметра. Требуется срочная замена каната.

Пример большой внутренней коррозии. Заметное сокращение площади множества наружных проволок прядей. Значительное уплотнение в контактной области сердечника,
отсутствие расстояния между прядями и дальнейшее уменьшение диаметра каната. Требуется срочная замена каната.

Спиральная деформация представляет собой дефект, при котором продольная ось каната приобретает спиральную форму. В этом случае канат должен находиться на постоянном контроле. При продолжительной эксплуатации может появиться износ и обрывы проволок. Если деформация превышает значение, установленное в UNI ISO 4309, канат необходимо заменить.

Широкий ассортимент стального каната (троса). Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Доставка по РФ:
Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Направление свивки троса

Как определить направление свивки стального каната?

Как определить направление свивки стального каната?
свивка каната sZ
свивка каната zS
свивка каната zZ
свивка каната sS

Правая и левая свивка каната

Свивка каната имеет два определения - это "тип свивки каната" и "направление свивки каната". По направлению свивки стального каната различают канаты правой и левой свивки. Которые в свою очередь подразделяются на канаты односторонней и крестовой свивки. Для правильного определения направления свивки каната нужно смотреть снизу вверх.

Канат правой свивки

Если пряди направлены в правый верхний угол, то канат имеет правое направление свивки.
RHRL (sZ) - правая крестовая свивка
RHLL (zZ) - правая односторонняя свивка

Канат левой свивки

Если пряди направлены в левый верхний угол, то канат имеет левое направление свивки.
LHRL (zS) - левая крестовая свивка
LHLL (sS) - левая односторонняя свивка

Как определить направление свивки по намотке на барабан?

Канат левой свивки (Трос левой свивки)

Выбор направления свивки при наматывании на барабан или "Можно ли использовать канат правой свивки вместо каната левой свивки?"

Канат наматывается на барабан по винтовой линии и при этом испытывает деформации изгиба, контакта и кручения, которые приводят к его повороту вокруг своей оси. Необходимо подбирать такое направление свивки, при котором в процессе наматывания канат закручивался бы перед укладкой на барабан - это будет способствовать сохранению плотности свивки. Если канат подобран "неправильно", то плотность свивки уменьшится. Это приведет к тому, что пряди каната соседних намоток будут цепляться друг за друга и появится деформация, например, типа "фонарь". Такой канат надо будет отбраковать. Соответственно, если используется канат левой свивки, то вместо него канат правой свивки использовать нельзя!

Отправка по РФ. Бесплатная доставка до терминала транспортной компании. Широкий ассортимент грузового каната (троса) для автокранов и манипуляторов. Для постоянных клиентов и оптовых покупателей существует система скидок. Более подробную информацию уточняйте у наших специалистов.

Статьи по ремонту

Как правильно подобрать стальной канат (трос)?

Чтобы правильно выбрать стальной трос (канат), следует знать некоторые особенности его строения, а также области его применения. Давайте кратко рассмотрим основные особенности строения или устройство стального каната.

Схеманично устройство стального каната можно представить так:

Устройство стального каната, строение каната.

Рассматривая рисунок, видим, что стальной канат состоит из сердечника, прядей, образующих несколько слоев, которые могут быть закручены в одну или другую сторону и, конечно же, стальной проволоки, которая и является исходным строительным "кирпичиком" для всех составляющих его структуры.

Также следует помнить, что стальные канаты различают между собой по типу конструкции, которая может предусматривать различное количество прядей (косичек) и разный тип внутреннего сердечника. Непосредственно сама конструкция стального каната может предусматривать 3 (три) типа свивки: одинарная свивка, двойная свивка и бывает даже тройная свивка.

Суть одинарной свивки состоит в том, что вокруг центральной проволоки или сердечника каната свиваются по спирали в несколько слоев непосредственно сами проволоки. При этом, если один слой навивается в одну сторону, то последующий - уже в противоположную сторону, и количество самих проволок в слое, а также количество самих слоев может варьироваться. Канат с таким типом свивки имеет более высокую жесткость, чем, например, канат тройной свивки, но в то же время он и менее долговечен по причине быстрого выхода из строя из-за перетирания тонких проволок в слоях.

Двойная свивка предполагает в самом начале свитые в пряди проволоки, а затем уже эти пряди свиваются в канат.

Тройная свивка предполагает свитые между собой пряди канатов двойной свивки между которыми находится сердечник.

Сердечники бывают органическими (например, полипропиленовый) и металлическими. Органические сердечники производятся из синтетических либо натуральных волокон и имеют обозначение "о.с.". Металлические сердечники соответственно обозначаются как "м.с.". Органические сердечники могут иметь специальную смазочную пропитку, которая продлевает "жизнь" стального каната в целом, т.к. благодаря выделению из сердечника смазочного материала уменьшается трение между проволоками и прядями в данном стальном канате.

По назначению стальные канаты различают на:

По точности изготовления:

По виду покрытия поверхностей проволок:

  • из проволоки без покрытия;
  • из оцинкованной проволоки в зависимости от поверхностной плотности цинка предназначенных для работы в средних агрессивных условиях (С) или жестких (Ж).

По форме сечения канаты стальные бывают круглые и плоские.
По форме сечения прядей каната различают на круглопрядные, элипсные, Z-образные.

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки различают канаты с:

    • 1)точечным касанием проволок между слоями (ТК);
      • 2)линейным касанием проволок между слоями (ЛК);
        • 3)линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди (ЛК-О);
          • 4)линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди (ЛК-Р);
            • 5)линейным касанием проволок между слоями и содержащих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с одинаковым диаметром(ЛК-РО);
            • 6)комбинированным точечно-линейным касанием проволок (ТЛК).

            По способу свивки стальные канаты различают на нераскручивающиеся (Н) и раскручивающиеся.
            Нераскручивающиеся стальные канаты не крутятся(в меньшей степени подвержены кручению) под нагрузкой, дольше служат и следовательно, более удобны в эксплуатации.

            По направлению свивки различают стальные канаты правой и левой свивки. Канаты левой свивки обозначают "Л". Канаты правой свивки не имеют условного обозначения (так принято).

            В канатах одинарной свивки определяется направление свивки наружных проволок, в канатах двойной свивки - направление прядей, тройной - направление прядей канатов двойной свивки (или стренг).

            Типы тросов BEST-Крепёж

            Что это значит и на какие ещё типы подразделяются тросы?

            Давайте разберёмся вместе.

            Классификация тросов по количеству прядей.

            По количеству прядей отличают канаты одинарной свивки, двойной свивки, тройной и т.д.

            Тросы одинарной свивки сделаны из отдельных проволок, свитых в одном направлении.

            Тросы двойной свивки сделаны из прядей, каждая из которых представляет собой канаты одинарной свивки.

            Тросы тройной свивки состоят из прядей, представляющих собой канаты двойной свивки.

            Классификация тросов по направлению свивки.

            Стальные канаты производят с одним из двух возможных направлений свивки – с правым или с левым:

            Типы тросов BEST-Крепёж

            При правом направлении свивки трос состоит из центральной проволоки, вокруг которой навиваются в один или несколько слоёв остальные проволоки снизу слева – наверх направо.

            При левом направлении свивки всё наоборот, вокруг центральной стальной нити навиваются остальные нити в один или несколько слоёв снизу справа – наверх налево.

            Классификация тросов по сочетанию направления нитей в прядях и свивки прядей в канатах.

            В зависимости от направления нитей в прядях и от положения самих прядей в канатах их разделяют на тросы односторонней или крестовой свивки.

            Типы тросов BEST-Крепёж

            При односторонней свивке (sS или zZ) * совпадают направления проволок в прядях и прядей в канате.

            При крестовой свивке (sZ или zS) * – эти направления противоположные.

            * по EN 12385-2:2002+A1:2008 направление свивки тросов обозначается большими и маленькими латинскими буквами s(S) и z(Z):

            - первая буква, всегда строчная (маленькая), указывает направление свивки наружных проволок пряди;

            - вторая буква, всегда заглавная (большая) – направление свивки прядей каната;

            Эти буквы довольно наглядно отражают визуальное отличие конструкций тросов различных направлений свивки, что хорошо заметно на приложенной схеме.

            При относительно большей гибкости и немного большей износостойкости по сравнению с канатами крестовой свивки, канаты односторонней свивки имеют ряд существенных недостатков. Они в значительной степени склонны к раскручиванию. Поэтому сращивание, заплётка и эксплуатация таких тросов требуют специальных навыков. В дополнение к этому канаты односторонней свивки нельзя использовать для вертикального подъёма грузов без специальных направляющих приспособлений [1] .

            Способы намотки тросов на барабан.

            Механизмы для грузоподъемных операций, в составе которых используют стальные тросы, как правило, снабжены тяговыми барабанами, к которым прикрепляется один или оба конца каната. Намотка каната на барабан при этом осуществляется в один или несколько слоёв, исходя из области применения и устройства грузоподъемного механизма. В таких случаях наиболее часто используют спиральную послойную навивку троса, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната, плотно и равномерно укладываются на поверхность барабана. Реже встречается многослойная навивка, когда трос равномерно укладывается на ранее намотанные слои.

            Способ укладки на барабан существенно влияет на деформацию кручения, возникающую в канате. При многослойной навивке направление укладки чередуется в нарастающих слоях и при неправильной намотке может привести к ненужным деформациям троса.

            Поэтому для снижения деформаций троса при намотке на барабан направление укладки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.

            Направление требуемой свивки каната несложно определять по правилу руки:

            Типы тросов BEST-Крепёж

            Для этой цели правую или левую руку необходимо расположить ладонью к барабану. Направление, указываемое большим пальцем руки, отставленным под 90° относительно других пальцев, должно совпадать с направлением движения наматываемого каната к барабану. Остальные пальцы руки должны указывать направление, в котором прибавляются витки на вращающемся барабане. Требуемое направление свивки каната будет одноименным с рукой, пальцы которой совпали с указанными направлениями. [2]

            Ассортимент тросов компании BEST-Крепёж из коррозионно-стойких сталей А2 и А4.

            Все типоразмеры тросов стальных нержавеющих из ассортимента нашей компании изготавливают из проволок одинакового диаметра в каждом канате. Примечательно, что в таком случае количество проволок в прядях – не произвольное, а подчиняется строму геометрическому закону. Так, вокруг центральной проволоки можно уложить в пряди только по 6 проволок того же диаметра. Каждый последующий слой будет прибавлять по 6 проволок, т.к. на каждую нить предыдущего слоя будут укладываться 2 нити последующего слоя:

            Типы тросов BEST-Крепёж

            Жесткие тросы ART 8378 с плетением 1х19

            (аналоги: ГОСТ 306З-80, DIN 3053, DIN EN 12385-10, ISO-2408)

            состоят из: 1 центральной проволоки,

            6 проволок первого слоя и 12 проволок второго слоя: 1 + 6 + 12 = 19 проволок

            Типы тросов BEST-Крепёж

            Тросы средней жесткости ART 8379 с плетением 7х7

            (аналоги: ГОСТ 3066-80, DIN 3055 (SE), DIN EN 12385-4, ISO-2408)

            состоят из: 1 центральной пряди с конструкцией 1х7(1+6)

            и 1 слоя из 6 прядей с конструкцией 6х7(1+6): 1х7(1+6) + 6х7(1+6) = 49 проволок

            Типы тросов BEST-Крепёж

            Мягкие тросы ART 8382 с плетением 7Х19

            (аналоги: ГОСТ 3067, DIN 3060 (SE), DIN EN 12385-4, ISO-2408)

            состоят из: 1 центральной пряди с конструкцией 1х19(1+6+12)

            и 1 слоя из 6 прядей с конструкцией 6х19(1+6+12): 1х19(1+6+12) + 6х19(1+6+12) = 133 проволоки

            Нормативные рекомендации по применению тросов.

            Жесткие тросы с плетением 1х19 и тросы средней жесткости с плетением 7Х7 при минимальном диаметре и весе обладают наибольшей прочностью и не склонны к вытягиванию под нагрузкой.

            Именно поэтому такие канаты повсеместно применяются для ограждающих конструкций, расчалок (растяжек), вантовых конструкций, леерных ограждений, стоячего такелажа яхт, то есть в условиях статического и квазистатического нагружения.

            Мягкие тросы с плетением 7Х19 являются наиболее прочными из всех гибких тросов.

            Их применяют в изготовлении элементов бегучего такелажа, в которых помимо прочности важна небольшая вытяжка троса под нагрузкой. К несомненным преимуществам такого каната можно отнести возможность заделки огонов и наличие металлического сердечника, благодаря которому трос не сминается в канавке шкива и может навиваться на гладкий барабан (без канавок) лебедки в несколько слоев.

            Отечественный стандарт ГОСТ 3067-88 на тросы конструкции 6х19+1х19 (7х19) не допускает применение таких изделий на грузоподъемных кранах. Так как канаты такой конструкции обладают не очень высоким эксплуатационным ресурсом в напряженных условиях эксплуатации.

            Однако мягкие тросы с конструкцией 7х19 допускается использовать на подъёмных механизмах неответственного назначения, таких как электрические и ручные тали, работающие в неинтенсивном режиме.

            Остались вопросы?

            Задайте их нашему техническому специалисту, мы ответим на них в течение 1-2 рабочих дней!

            Конструкция стальных канатов и виды деформаций, необходимые знания при работе на мягкой кровле

            Стальной канат – конструкции канатов могут содержать одну или много прядей (таблица 5.1), (рис.5.1). Пряди состоят из проволок, которые делятся на одинаково нормальную структуру сечения (все проволоки с одинаковым сечением) и разного диаметра (комбинированная структура сечения). Величина разрывного усилия каната в основном зависит от его диаметра. При одинаковых диаметрах канат с большим числом проволок является более гибким.

            Стальной канат двойной свивки

            Рис. 5.1 Стальной канат двойной свивки
            1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

            По конструкции различаются канаты

            Одинарной свивки (спиральные) — состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали (рис. 5.2)


            Одинарной свивки

            Рис. 5.2 Одинарная свивка (спиральные)

            Двойной свивки — состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой (рис. 5.3).


            Двойноая свивка

            Рис.5.3 Двойноая свивка

            Тройной свивки - состоящие из стренг, свитых по спирали в один концентрический слой (рис. 5.4).


            Тройная свивка

            Рис. 5.4 Тройная свивка

            По типу касания проволок между слоями различают канаты:

            С точечным касанием (тип ТК) - свивки проволок имеют разные шаги по слоям пряди, а проволоки между слоями перекрещиваются. Такое расположение элементов увеличивает их износ при сдвигах в процессе эксплуатации, создает значительные контактные напряжения, способствующие развитию усталостных трещин в проволоках, и уменьшает коэффициент заполнения сечения каната металлом.

            С линейным касанием (тип ЛК) - такие пряди изготавливают за один технологический прием, при этом постоянство шага свивки проволок во всех слоях пряди сохраняется. Для получения линейного касания диаметры проволоки и пряди выбирают в зависимости от конструкции последней. Так, в верхнем слое прядей каната типа ЛК-0 применяются проволоки одинакового диаметра по слоям, пряди типа ЛК-Р имеют в наружном слое проволоки различного диаметра, а в пряди типа /7/С-З используют проволоки, заполняющие пространство между проволоками различных диаметров. Существует тип каната с линейным касанием проволоки между слоями и имеющий в пряди слои с проволоками как разных, так и одинаковых диаметров-ЛК-РО. В трехслойных прядях линейного касания имеют место различные сочетания указанных выше типов прядей. Следует отметить, что работоспособность канатов с линейным касанием проволок в прядях при правильном выборе конструкции каната значительно выше, чем работоспособность канатов с точечным касанием проволок.

            С точечно-линейным касанием (тип ТЛК) - пряди точечно-линейного касания получают при замене центральной проволоки в прядях линейного касания семипроволочной прядью: в этом случае на двухслойную прядь типа ЛК укладывается слой проволок одинакового диаметра с точечным касанием. Конструкции этих прядей обеспечивают возможность их изготовления на прядевьющих машинах со сравнительно небольшим числом шпуль. Кроме того, пряди ТЛК при соответствующем выборе параметров свивки обладают повышенными некрутящимися свойствами;

            По материалу сердечника различают канаты:

            С органическим сердечником (ОС) . В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.).

            С металлическим сердечником (МС) . Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры. Одной из наиболее распространенных конструкций такого типа является канат двойной свивки из 6-7 проволочных прядей, расположенных вокруг центральной семипроволочной пряди. Металлический сердечник может быть изготовлен из обычной канатной или мягкой проволоки с временным сопротивлением разрыву не более 900 Н/мм2.

            По сочетанию направлений свивки прядей и каната:

            Канат односторонней свивки — с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канате (рис. 5.5).


            Канат односторонней свивки

            Рис. 5.5 Канат односторонней свивки

            Канат крестовой свивки — с противоположным направлением свивки прядей и каната (рис. 5.6).


            Канат крестовой свивки

            Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

             Пряди в канатах (прядь ЛК, прядь ТК)

            Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси.

            Канаты односторонней свивки менее жесткие, но склонны к раскручиванию. В крановых механизмах, а также для изготовления стропов применяют ка

            наты крестовой свивки, более жесткие, но не склонные к раскручиванию под нагрузкой. Нераскручивающиеся канаты, свитые из предварительно деформированных проволок описание которых пойдет ниже.

            По способу свивки канаты делятся:

            Раскручивающимися - проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат. Стренги, пряди и проволоки в этом случае не сохраняют своего положения в канате после снятия перевязок с его концов;

            Нераскручивающиеся (Н) - при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение. Нераскручивающиеся канаты по сравнению с раскручивающимися имеют ряд преимуществ: несколько большую гибкость и более равномерное распределение растягивающих усилий на пряди и проволоке, повышенную сопротивляемость усталостным напряжениям, отсутствие стремления нарушить прямолинейность при раскладывании.

            По степени крутимости канаты делятся:

            Малокрутящиеся (МК) . Эти канаты следует отличать от нераскручивающихся. В малокрутящихся канатах, благодаря подбору направлений свивки отдельных слоев проволок (в спиральных канатах) или прядей (в многослойных канатах двойной свивки), устраняется вращение каната вокруг своей оси при свободном подвешивании груза. Малокрутящийся канат может быть изготовлен как нераскручивающимся, так и раскручивающимся. Обязательным условием изготовления мало - крутящихся канатов является расположение прядей в двух или трех концентрических слоях с противоположным направлением свивки каждого концентрического ряда прядей. В этом случае моменты вращения всех прядей каната уравновешиваются, что предотвращает общее вращение каната вокруг своей оси.

            Читайте также: