Стропы из стальных канатов их применение достоинства и недостатки

Обновлено: 12.05.2024

Текстильные стропы – особые приспособления из материи тканного типа. Предназначены такие стропы для использования в:

  1. строительных работах
  2. грузовых работах с предметами массой до 1 тонны
  3. при транспортировке грузов, в том числе на производствах и в машиностроении
  4. некоторых видах бытовых и садовых работ

Текстильные грузовые стропы

Текстильные стропы отличаются мягкостью и высокой прочностью, они обеспечивают хорошую фиксацию груза и при этом не деформируют его. Изготавливают их из текстильной ленты, укрепляют кожаными или полиэстровыми защитными накладками для дополнительной защиты и увеличения срока службы. Стропы такого типа незаменимы при работе с массивными предметами, боящимися царапин и подверженных различным видам деформаций: пиломатериалы, плиты из натурального камня и так далее. Сегодня в общем объеме приспособлений, которые применяются при погрузочных работах, доля строп данного вида приближается к 20%.

Различают несколько видов текстильных строп:

  1. Кольцевые, достаточно редкие. В общем объеме строп занимают около 10%.
  2. Ветвистые, на концах которых закрепляют звенья разных типов: кольца, треугольники, крючки, овалы. Эти стропы еще более редкие, доля их не превышает 5%.
  3. Двухпетлевые cтропы, самые распространенные.

Применение текстильных строп в погрузочных и строительных работах имеет массу преимуществ:

  • Легкость конструкции. Текстильные стропы намного легче строп из металла. Особенно заметно это в работах со стропами высокой грузоподъемности. Чем легче конструкция, тем проще она перемещается по площадке, легче заводится под груз, быстрее цепляется к крюку крана. Здесь стропы из текстильных материалов не имеют себе равных: даже с конструкциями большой грузоподъемности без труда справится один человек – а для аналогичных строп из металла нужна будет целая бригада. И помимо экономии ресурсов человеческих это также экономия времени, которое будет потрачено на погрузочно-разгрузочные работы.
  • Безопасность груза. Перемещаемые предметы имеют гораздо меньше шансов пострадать при подъеме и перемещении. Как известно, стропы из металла имеют небольшое поперечное сечение, и при работах с некоторыми материалами (например, древесиной) способны испортить их внешний вид. А текстильные стропы огибают предметы бережно и не нарушают их целостности.
  • Большая стойкость к деформации. При множественных сгибаниях и разгибаниях металлические стропы постепенно теряют свои качества и начинают выходить из строя. А ведь суть работы со стропами подразумевает именно такой вид нагрузок. Текстильные стропы индифферентны к подобным нагрузкам и не деформируются в процессе использования.
  • Износостойкость. Текстильные стропы быстро принимают изначальный вид, практически не подвластны воздействию абразивных средств, инертны к влиянию агрессивных сред (исключая концентрированные) и не поддаются коррозийным воздействиям. Что касается металлических строп – всем перечисленным видам воздействий они в той или иной мере подвластны. Поэтому если речь идет о выборе вида строп для работы в порту или на производстве – выбор очевиден даже без учета других факторов.
  • Безопасность рабочих. Стропы из текстильных материалов не обладают выпирающими частями, которые могут стать причиной травм, как это бывает с металлическими стропами.
  • Компактность. В транспортировке и хранении текстильные стропы исключительно просты и удобны. Металлические пришлось бы сплетать в огромный клубок, который нельзя сложить аккуратно, трудно переместить на другое место. Стропы из текстиля же можно свернуть любым образом, компактно сложить в любое удобное место и легко переместить при необходимости.

Справедливости ради стоит отметить, что текстильные стропы – это не кладезь достоинств без недостатков. К минусам этого вида строп следует отнести:

  • Неустойчивость к воздействию концентрированных кислот, открытого огня, горячего металла.
  • При длительном воздействии ультрафиолета текстильные стропы также теряют свои эксплуатационные качества. По этой причине их рекомендуется содержать в помещениях, защищенных от солнечных лучей и иных источников ультрафиолетовых излучений.

В случае, если при проверке текстильных строп обнаружили одно или более нижеуказанных повреждений, они должны быть немедленно исключены из эксплуатации:

Канатные стропы: виды, особенности, сферы применения

Канатные стропы: виды, особенности, сферы применения

Канатные стропы — эффективные приспособления для захвата и транспортировки грузов различной массы в ограниченном пространстве. Это канат из стали или синтетических волокон, на концах которого расположены петли или крюки. Применяется в строительной сфере, на производственных предприятиях, складах, речных и морских портах.

Назначение и устройство канатных стропов

Для работы с тяжелыми грузами чаще всего используют стропы из стальных канатов, так как они могут выдерживать большой вес. Материал устойчив к коррозии, механическим ударам, воздействию агрессивных сред, может эксплуатироваться даже в экстремальных условиях.

Стропы канатные петлевые стальные часто применяют:

  • в портовых верфях;
  • в металлургических цехах;
  • на складах;
  • при загрузке грузового транспорта.

Выбор конкретного типа канатных строп зависит от сферы применения и способа захвата груза. Так, для работы с грузом до 20 т подойдут канаты УСК1 (СКП), диаметром не менее 46,5 мм.

Изделия с маркировкой 2СК пригодны для подъема объектов, с двумя точками крепления, массой до 25 тонн. 4СК используют, чтобы перемещать контейнеры или другие грузы с 4 точками, они сцепляются с четырех сторон по типу «паука». УСК2 (СКК1) отлично подходят для захвата труб, бревен и других цилиндрических грузов.

Канатные стропы: виды, особенности, сферы применения-1

Свойства канатных строп

К канатным стропам предъявляются очень серьезные требования. Изделия должны пройти соответствующие испытания, получить все необходимые сертификаты, паспорт качества.

Технологические характеристики во многом зависят от материала. На сложных производственных объектах чаще всего используются канаты со стальным основанием.

Преимущества универсальных канатных строп из стали:

  • высокая прочность на разрыв — приспособление способно выдерживать грузы от 20 до 50 тонн продолжительное время, не рвется даже при резких подъемах;
  • гибкость — к тросам можно прикреплять изделия практически любого объема, формы, способа крепления;
  • износостойкость — не разрушаются и не деформируются даже при температуре от +40 до -45 C, а при наличии стального сердечника — до +400 C;
  • длительность эксплуатации — оборудование рассчитано на продолжительное время использования, их износ происходит медленно и постепенно, так что можно вовремя заметить дефект и заменить приспособление.

Популярность данного вида строп также объясняется приемлемой ценой. Приспособления являются недорогим, функциональным решением для подъема и транспортировки различных грузов в сложных условиях.

Из недостатков выделяют:

  • поверхность каната довольно грубая, может повредить окрашенную поверхность предметов;
  • не подходят для работы с хрупкими грузами;
  • большой собственный вес;
  • нельзя работать в химически агрессивной среде, так как некоторые вещества неблагоприятно воздействуют на структуру металла.

Нормативы производства и конструкция

Материалы для производства канатных строп подбираются, исходя из требований ГОСТ 1050. Согласно установленным нормативам стальные стропы состоят из сердечника и намотанной на него проволоки. Чаще всего применяется двойная, крестовидная свитка.

Грузоподъемность стальных канатных строп для промышленных приспособлений составляет от 630 кг до 50 тонн. Кроме того изделия можно выбрать по:

  • длине — от 1 до 15 м.п.;
  • диаметру каната — от 6,2 до 46,5 мм.

Дополнительное оснащение

Чаще всего приобретают следующие элементы:

  • крюки и карабины — для более надежного крепления грузов;
  • стальной траверс и грузовые захваты — для подъема и фиксации грузов большой массы; — стальная оплетка каплевидной формы, которая позволяет снизить давление на петлю, предупредить истирание каната.

Канатные стропы: виды, особенности, сферы применения-2

Виды канатных строп и их маркировка

Выделяют следующие виды канатных строп:

    — универсальный канат с 2 петлями и с простой конструкцией. — одна канатная ветвь внизу имеет коуш, с помощью которого стропа прикрепляется к общему звену и становится частью многоветвевой конструкции. При отсутствии коуша изделие используется как самостоятельное приспособление. — оснащены двумя ветвями, для захвата используются крюки или другие элементы; — устроено аналогично предыдущему типу, но уже с 4 ветвями, обеспечивает наиболее удобный захват в четырех точках.
  • ВК — канатная ветвь, по конструкции практически идентична УСК1, но с петлями меньшего размера, чаще всего является частью других, более крупных грузоподъемных систем.

Браковка канатных стропов

Оборудование должно регулярно проходить проверку для подтверждения его исправности. При обнаружении дефектов подъемный механизм заменяют, во избежание несчастных случаев на производстве, потере груза (например, при его падении с большой высоты). Следующие дефекты являются причиной для отбраковки:

  • трещины, разрывы на канате;
  • износ стыка стропы, крюка;
  • дефекты соединительных элементов;
  • торчащие из каната куски проволоки.

Отсутствие паспорта на изделие также может стать причиной признания оборудования нерабочим. Осмотр проводится визуально специальной комиссией или ответственным лицом.

При выборе учитываются такие данные, как максимальный вес поднимаемого груза и его габариты. От этих параметров зависит размер сечения троса, тип переплетения, длина и другие характеристики. Главное, чтобы качество продукции было подтверждено соответствующими сертификатами.

Компания «ПК СКиТ» изготавливает грузоподъемные стропы разных типов и назначения. Узнать подробности о товарах и сделать заказ вы можете по телефону или через форму обратной связи на сайте. У нас можно купить продукцию собственного производства типовых размеров или заказать изготовление по индивидуальным требованиям.

Канатные стропы. Проверяем надёжность стальной проволоки

канатные стропы

Канатные стропы – один из наиболее распространённых видов грузозахватных приспособлений. Это объясняется их надёжностью, простотой в обслуживании, а также демократичностью цен от производителей подобных приспособлений. Они сочетают в себе высокие эксплуатационные параметры, достаточно гибки, и признаны самыми безопасными среди крановщиков и стропальщиков. В чём же их секрет?

Конструкция и гост

Канатные стропы имеют простую конструкцию: это стальной канат, который на обоих концах имеет петли для надёжного присоединения со смежными деталями – звеньями или крановыми крюками. На конце таких петель предусматриваются стальные коуши — округлые, треугольные или каплеподобные оправки. Сечение коуша имеет форму жёлоба. При этом уменьшается фрикционный износ канатов, и более равномерно распределяются нагрузки, действующие на стропы. Коуши производят из низкоуглеродистых конструкционных сталей типа Сталь 15 по ГОСТ 1050, и после штамповки подвергают цементации.

Конструктивно различают ветвевые и петлевые канатные стропы. В первом случае стропы включают в себя несколько отдельных ветвей, которые соединяются между собой звеньями из конструкционной стали и заканчиваются крюком. Петлевые стропы не оснащаются крюками, и предназначены для фиксации поднимаемого груза путём его обвязки по контуру. Такие звенья используются для последующего навешивания канатного стропа на крюк мостового крана или кран-балки.

стропы канатные стальные

Технические требования к производству и эксплуатации канатных стропов регламентируются ГОСТ 25573 и РД 10-33-93.

Стальной канат стропа – наиболее ответственная его часть, которая определяет эксплуатационную долговечность и грузоподъёмность приспособления. Для изготовления канатов применяется тянутая проволока из высокоуглеродистых сталей по ГОСТ 1050 марок от стали 60 и выше. В зависимости от требующейся грузоподъёмности, диаметр проволоки принимается в пределах 0,8…2,0 мм. Собственно канат получается сплетением нескольких проволок относительно сердечника в одну или несколько прядей. Свивка – преимущественно двойная, крестовидная. ГОСТ 25573 предусматривает использование для этих целей обычной проволоки, между слоями которой обязательно нанесение специальной канатной смазки. Если канат изготавливается из оцинкованной проволоки, то необходимости в такой смазке нет.

устройство каната

Сердечник канатного стропа выполняется из прочного пористого материала — пеньки, который обладает способностью впитывать смазку и одновременно придаёт изделиям достаточную эластичность. Это позволяет в нерабочем состоянии легко укладывать канатные стропы в бухты. Одновременно пеньковый сердечник придаёт стропам необходимую устойчивость, предотвращая поперечную деформацию прядей от рабочей растягивающей нагрузки. Гораздо реже, при необходимости постоянной транспортировки огнеопасных грузов, в канатных стропах используют сердечники из асбеста. Если температура транспортируемого груза превышает 400ºС, то сердечник изготавливается стальным.

Выбор типоразмера канатного стропа выполняют по его предельной грузоподъёмности, учитывая, что нормативный коэффициент запаса по нагрузке, согласно РД 10-33-93, не может быть менее 6.

Маркировка канатных стропов

Различают следующие исполнения канатных строп:

  1. Одноветвевые (маркируются 1СК).
  2. Двухветвевые (маркируются 2СК).
  3. Трёхветвевые (маркируются 3СК).
  4. Четырёхветвевые (маркируются 4СК).
  5. Универсальные прямые (маркируются УСК-1).
  6. Универсальные кольцевые/замкнутые (маркируются УСК-2).

маркировка канатных стропов

Универсальные канатные стропы УСК относятся к устройствам облегчённого типа, а потому не имеют в своей конструкции коушей или иных ограждающих канат жёлобов. Вместо них для стропов типа УСК-2 предусматриваются винтовые зажимы или обжимные конусные втулки, которые изготавливаются из алюминия. Они не должны иметь острых граней и кромок, о которые может перетираться канат. Нагрузка на все ветви должна распределяться равномерно.

Одноветвевой канатный строп может быть с коушем, либо без него. Ограниченная грузоподъёмность таких устройств обуславливает их использование преимущественно в ремонтных работах.

Более функциональны двухветвевые исполнения. Такие канатные стропы состоят из:

  • Двух свитых канатов;
  • Зажимных втулок;
  • Коушей;
  • Крюков;
  • Треугольного соединительного звена – незамкнутого, с пластиной или замкнутого.

Выбор типоразмера производится по двум параметрам – длине стропа и суммарному диаметру каната.

Четырёхветвевой канатный строп 4СК представляет собой собой пару совместно используемых двухветвевых приспособлений. Такие конструкции иногда называют «строп-паук». Здесь используется более прочное соединительное звено, изготавливаемое из проволоки/прутка большего диаметра.

строп 4ск


Строп канатный петлевой (СКП) представляет собой отдельную ветвь грузоподъёмного каната, концы которого соединяются между собой свивкой или опрессовкой. Длина свободного конца каната после места его крепления должна быть не менее 6 его диаметров d.

Цена опрессованных исполнений ниже, однако, в этом случае используются менее гибкие канаты, свитые из проволоки увеличенного диаметра. Плетёные стропы применяются для обвёртывания перемещаемого груза, они позволяют более плотно пригнать строп по нужной конфигурации.

Стропы СКП с навивкой выпускаются грузоподъёмностью от 0,5 до 16 т, при длине L от 1 до 8 м. Плетёные стропы аналогичной конструкции изготавливаются для транспортирования грузов массой от 0,5 до 8 т, в том же диапазоне длин.

строп петлевой канатный

Маркировка канатных строп включает в себя обозначение каната и соединительного звена, а также длину и грузоподъёмность рассматриваемых приспособлений. Вся информация об устройстве наносится на маркировочную бирку, без наличия которой эксплуатация канатных строп не разрешается.

Маркировка каната состоит из его диаметра, обозначения механических характеристик материала (предела временного сопротивления в МПа), а также способа свивки. ГОСТ 3077 предусматривает и дополнительные обозначения, определяющие долговечность применения каната.

Сокращённая маркировка канатных строп включает в себя тип приспособления, его длину, грузоподъёмность, наименование предприятия-изготовителя, а также сведения о предыдущем испытании стропа (месяц и год). Например, обозначение 4СК-4,0/6000 определяет изделие как четырёхветвевой канатный строп с предельной нагрузкой 4 т и длиной 6000 мм.

Нормы браковки канатных стропов

Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.

Основаниями для браковки считаются:

  1. Трещины и надрывы поверхности проволок стального каната.
  2. Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
  3. Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
  4. Отсутствие соединительного замка, маркировочной бирки или паспорта на приспособление.

Процесс выбраковки происходит в следующей последовательности. Вначале визуально осматривают канат с целью выявления возможных обрывов проволоки. При L = (1…3)d допускается не более 4 обрывов, при L = (3…6)d – до 6, при L = (7…30)d – до 16.

браковка канатных стропов

Далее производится осмотр самого стропа. Браковочными признаками являются: наличие выступающих частей проволоки, её перегиб и перекручивание, наличие узлов, следов коррозии, видимое уменьшение диаметра проволоки на величину более 10% от его первоначального значения, температурная деформация каната. Недопустимо сращивание отдельных частей строп.

Замер диаметра каната выполняют в самом широком его сечении, по выступающим элементам прядей.

Для повышения эксплуатационной долговечности канатных строп их необходимо применять лишь для транспортировки химически неактивных грузов и при температурах от -45 до +40 0 С. Не рекомендуется применение данной конструкции строп при резких динамических воздействиях на груз.

Цена канатных строп определяется их конструкцией и эксплуатационными размерами. Для строп 1СК ценовой диапазон составляет 1500…9000 руб., для 2СК – 1800…18000 руб., для 4СК – 2000…2300 руб., для УСК – 150…11000 руб.

Преимущества и недостатки канатных стропов


Для фиксации и подъёма тяжёлых грузов различного типа при выполнении погрузочных либо такелажных работ, а также при их транспортировке либо перемещении используются грузовые стропы. Это надёжные приспособления с крюками либо звеньями на концах, с помощью которых груз временно закрепляется для последующего подъёма и спуска, а также может находиться в подвешенном состоянии.

Погрузочно-разгрузочные работы – это ответственные процессы, поскольку есть риск падения груза, получения травм и т. п. Поэтому при выборе определенного типа приспособления специалист должен учитывать преимущества и недостатки стропов каждого типа и иметь опыт проведения такелажных работ (строповки).

Грузовые стропы бывают следующих видов:


Текстильные – одни из самых распространённых за счет гибкости и легкости, а также самые доступные по цене. Их отличает устойчивость к воздействию атмосферных осадков и температурным перепадам, что удобно при работе в различных погодных условиях. Мягкий и эластичный текстиль не повредит хрупкий груз при работе. К недостаткам относятся огнеопасность, низкая химическая стойкость при контакте с кислотами и щелочами. Из-за риска повреждения (порезов) не рекомендуется применять с грузами, имеющими острые края.


Цепные – стропы, состоящие из стальных звеньев, последовательно соединённых между собой определённым образом. У них самая высокая прочность, но они и самые дорогие. Из недостатков – тяжёлые, металл подвержен коррозии.


Канатные стропы – это стальные канаты, определённым образом соединённые или сплетённые между собой. Используются для работы с тяжёлыми и габаритными грузами. Прочные, но металл подвержен коррозии. Легче и дешевле цепных.

Каждый вид стропов используется для работы с грузами определённого типа, размеров и веса.

Область применения

Канатные стропы имеют отличные технические характеристики, благодаря чему успешно применяются в самых различных сферах (строительных объектах, площадках, складах, в производственных цехах, лесном хозяйстве, портах и т. д.). Гибкость и прочность позволяет использовать их для работы с грузами разного типа и формы: полиэтиленовыми трубами, тяжёлыми пиломатериалами, плитами перекрытий, крупногабаритными деталями, агрегатами, механизмами, и т. п.

Канатные стальные стропы хорошо переносят резкие перепады температур: от -60 °C до +40 °C. Они устойчивые к динамическим нагрузкам. Разрушение металла в процессе использования происходит постепенно и легко определяется визуально. При правильной эксплуатации прослужат до 10 лет.

Конструкция канатных стропов

Стропы канатные разделяют на два вида, по способу заделки концов каната:


Опрессованные. Они легко переносят значительные нагрузки, компактные, имеют небольшой вес (для заделки используются алюминиевые втулки, гидропресс) используются только для вертикального поднятия грузов.


Заплетённые. Изготавливают вручную или на специальных станках. Их отличает высокая гибкость, что важно при затяжке или обёртывании грузов. При этом стоимость выше, чем у опрессованных.

По типу конструкции канатные стропы бывают:

  1. Одноветвевые или чокеры (с крюком, петлёй или звеном);
  2. Двухветвевые (две ветви со звеном и крюками на концах);
  3. Чалки;
  4. Четырёхветвевые или пауки (четыре ветви);
  5. Двухпетлевые стропы;
  6. Ветви канатные;
  7. Кольцевые.

Как увеличить срок службы канатных стропов

Для того, чтобы грузовые стропы прослужили долго, необходимо соблюдать основные правила строповки, а также точно производить расчёты при использовании многоветвевых моделей.

Нагрузка на каждую ветвь стропа зависит от следующих факторов:

  • числа мест крепления;
  • габаритов груза;
  • длины ветвей и угла между ними.

При строповке соблюдайте следующие правила:

  • Зацепку груза производите по утверждённому регламенту.
  • Трос нельзя завязывать узлом или перекручивать.
  • Груз цепляют только за все петли.
  • В некоторых случаях ветви многоветвевого стропа можно оставить незадействованными. Но закрепить их нужно так, чтобы во время выполнения работ исключить контакт с другими предметами.
  • Крюк стропа должен свободно заходить в петлю и легко крепиться.
  • При строповке используйте надёжную арматуру либо дополнительные приспособления.
  • Запрещено забивать крюк в петлю и изменять положение ветви троса ударом тяжелого предмета (кувалда и пр.)

Как правило, при использовании многоветвевых строп (три и более) распределение нагрузки на них неравномерное. При правильном зацеплении груза все ветви стропов должны располагаться симметрично, иметь одинаковое натяжение, а угол между ними составлять не более 90°.

При правильном хранении и эксплуатации канатные стропы прослужат 10 и более лет.

Достоинства и недостатки канатных стропов

При очевидных преимуществах, канатные стропы имеют некоторые недостатки.

  • Канаты имеют определенную жёсткость и достаточно тяжелые, что не слишком удобно при обращении.
  • Смазка, которая защищает от коррозии, может испачкать груз.
  • Запрещено применение в агрессивной среде.
  • Риск получения травмы несколько выше, чем у цепных и текстильных аналогов.
  • При нарушении строповки груз может отсоединиться и получить повреждения.

Из преимуществ нужно отметить:

  • Прочность.
  • Долговечность.
  • Простоту в использовании.
  • Постепенный износ, что не допускает мгновенного разрыва.
  • Выдерживают высокие динамические нагрузки,
  • Доступная цена.

Приобретайте канатные стропы только в компаниях, у которых большой опыт работы в данной сфере, специализирующихся на продаже грузоподъёмного оборудования. Только в этом случае вы купите продукцию, соответствующую требованиям нормативной документации и изготовленную строго в соответствии с ГОСТом.

Стальные канаты и канатные стропы

канат и строп

При проведении подъемно-транспортных и такелажных работ используются множество механизмов и приспособлений, но нельзя представить эту работу без использования чалок и строп. Стропы используется в случаях отсутствия у груза специальных мест крепления под крюк грузоподъемного механизма (крана), или при работе с крупногабаритными грузами, для подъема которого требуются дополнительные элементы.

Стропы принято делить на три группы: канатные, цепные и текстильные. В свою очередь текстильные подразделяются на два основных вида — это ленточные и круглопрядные стропы. Каждый из этих видов имеют свои особенности изготовления и формы исполнения. В данной статье мы более подробно рассмотрим канатные стропы и стальные канаты, из которых они изготавливаются.

Канатные стропы

Канатные стропы, исходя из названия, изготавливаются из различных канатов. Материалом для них служат стальные, синтетические и канаты растительного происхождения (пеньковые и хлопчатобумажные). В качестве грузоподъемных строп чаще всего используются стальные канаты, поскольку они выдерживают высокие разрывные нагрузки, обладают повышенной износостойкостью, а также позволяют поднимать груз с высокой скоростью (динамическое нагружение).

Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД 10-231-98 (РД-10-33-93 с изм. 1998г.). В грузоподъемных устройствах и на производстве строп применяются стальные канаты двойной (троссовой) свивки.

Стальные канаты изготавливаются способом последовательной свивки его отдельных элементов — проволок в пряди (спиральные канаты одинарной свивки), и прядей в канаты или стренги. В результате свивки прядей проволок получают канаты двойной (троссовой) свивки, которые в дальнейшем могут использоваться для изготовления канатов тройной свивки. При изготовлении тросов пряди навиваются на органический или металлический сердечник.

Элементы каната

Типы свивки канатов

Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК) и линейным касанием (ЛК). Проволоки, из которых свивают пряди, могут быть одинакового или разного диаметра, при разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом — О.

При производстве тросов типа ТК послойно изготавливаются многослойные пряди с последующей свивкой их в канат. При этом способе производства стремятся свить прядь, сохраняя одинаковые углы свивок проволок по отдельным слоям, поэтому шаги свивки получаются разные и и проволоки в них между слоями перекрещиваются, образуя точечное касание. Стальные канаты с точечным касанием могут изготавливаться из проволок как одинакового, так и разного диаметра.

Точечное касание свивки каната

Пряди, изготовленные таким способом, отличаются повышенной жесткостью, при этом проволоки подвергаются значительному износу из-за перекрещивания, а также значительным контактным напряжениям.

На производстве тросов типа ЛК сохраняют постоянным шаг свивки, допуская различные углы свивки для каждого слоя прядей, при соответствующем подборе диаметров отдельных проволок как по слоям, так и в самом слое. Это дает возможность исключить перекрещивание проволок по отдельным слоям и обеспечивает взаимное линейное касание.

Линейное касание свивки каната

В прядях типа ТК проволоки внутреннего и наружного слоев загружены одинаково, а центральная проволока несет большую нагрузку. В прядях типа ЛК проволоки наружного слоя несут наименьшую нагрузку, а проволоки внутреннего слоя — значительно большую нагрузку, при этом центральная проволока даже перегружена. Канаты типа ЛК имеют лучшее заполнение сечения, они более гибкие и износостойкие в сравнении с канатами типа ТК.

Комбинированные канаты применяются когда использование тросов с линейным касанием проволок в прядях невозможно из-за нарушения установленных соотношений между диаметрами органов навивки и диаметрами проволок или необеспечения рекомендуемого запаса прочности. В зависимости от типа располагающегося слоя (ЛК или ТК), считая от центра пряди, получают канаты с точечно-линейным касанием (ТЛК), или с линейно-точечным касанием (ЛТК).

Сочетание направлений свивки канатов

Cвивка каната левая и правая

Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.

Направления свивки каната

Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.

В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.

Выбор направлений навивки канатов

Грузоподъемные механизмы, на которых применяются стальные канаты, оснащаются тяговыми барабанами, к которым крепится один или оба конца каната. В зависимости от назначения и конструкции грузоподъемного механизма, на барабан производится однослойная или многослойная навивка каната. Как правило, применяется спиральная послойная навивка каната, при которой отдельные, спирально расположенные ветви каната плотно и равномерно навиваются на поверхность барабана, а при многослойной навивке — на ранее навитые слои.

Намотка каната
намотка каната

В зависимости от направления свивки троса, направления вращения барабана и порядка укладки витков на барабан деформация кручения может увеличиваться или уменьшаться. При многослойной навивке каната, направление навивки чередуется в нарастающих слоях, поэтому направление навивки следует выбирать из условия правильной навивки первого слоя.

Требуемое направление свивки каната легко установить по направлению пальцев правой и левой руки.

Читайте также: