Так закалялась сталь shortparis смысл

Обновлено: 16.05.2024

Группа Shortparis поразила меня сразу. Мелодии, голос пробуждают, а содержание приводит к кратковременному онемению, за которым следует бурное желание разобраться в посыле их работ. Одна из работ, возымевших такую обратную реакцию, была «Так закалялась сталь». В связи с чем ниже следует представленный анализ, который рассматривает клип и текст песни совместно. Был он написан более года назад, но интересность замечаний и желание поделиться ими побудили к решению опубликовать это.

Можно явно полагать, что в клипе сын, смотрит на портрет своего отца-военного в форме, который был для него примером для подражания, гордостью, опорой семьи. Самого отца в живых не наблюдается ни в одном кадре. Он так и был засвидетельствован только на этой фотографии. Что случилось с отцом? Конечно, возможно обрисовывание любых ситуаций, но типичный сюжет таких историй направляет на мысль, что он отдал долг службе, родине, а его жизнь прервалась в процессе этого. Придаёт уверенность в данном варианте деятельность главного героя – он также готовится быть военным. Забегу наперёд: в конце клипа родители главного героя находятся в «серой» квартире, атмосфера которой была также мрачной. Из этого следует, что либо утрата произошла недавно, либо давно, но жизнь так и не стала яркой.

Веками строилась таким образом жизнь мужчин большинства семей – они веками были защитниками. Казалось бы, такое постоянство должно рассматривать действие как абсолютную норму и все возникающие проблемы могут быть ею оправданными. Но что за проблема тогда ставится в этом клипе?
Первые строчки: «Так строят на века/ Так накрывают стол»

Полагается, что такая военно-физическая подготовка является залогом для того, чтобы народ чувствовал уверенность в том, что у него есть защитники – своего рода, прочнейшие фундамент, стены, крыша. А в этом доме живут граждане страны. Но есть ли там окна, чтобы видеть, что происходит: прекрасное или ужасное? Нет, окон там нет, потому что главное - обеспечить защиту. А вдруг через окна попадёт тот самый снаряд, а все внутри располагающиеся погибнут. Но ведь если есть окна, то внутри располагающиеся могут увидеть, кто надвигается там издалека, ведь это же тоже будет служить дополнительной защитой и поможет нашим защитникам не проглядеть важного. Но окон нет, либо их закрывают, как и истинное положение вещей событий вокруг. И если вдруг выясняется неполнота или искажение, то объяснением служит обеспечение защиты. Всё это объясняет слепоту в видении проблемы. А вторая строчка понимается так, что злостью, силой обычно достигают финансового блага.

«Так смотрит на врага/ Врач, делая укол»
Неоднозначно воспринимала эту часть, потому что непонятна необходимость укола для врага: для оздоровления или его омертвления, например. Если в первом случае, то передаётся посыл злости, исходящей даже в прекрасном процессе – помощи кому-то. Если во втором, то снова о злости. И если укол делает врач, исцелитель, то он почему-то кого-то губит – парадокс. Вывод: парадоксы в давно выстроенных системах есть, и они жестоки. Можно провести аналогию с центральной темой проблемы представления защиты как что-то однозначно хорошее, но которая имеет обратную крайне пагубную, саморазрушающую силу.

В клипе во время той строчки солдаты как будто поворачивают синхронно головы к главному герою и единственное, что ты понимаешь при первом просмотре и прослушивании, что режиссер клипа хотел указать на «врага», на человека, который усомнился в чём-то, возложенном много веков ранее. В то же время, когда картинка остановилась на герое, можно проследить, как его эмоции переходили в какую-то … тоже злость.

Герой наблюдает за подготовкой, за её девизом, около которого стоят, как кажется, солдаты-немцы Великой Отечественной Войны. На мой взгляд, это также неспроста, ведь сами, назовём их армейцами, словно в российской форме. Тоже что-то несочетаемое. Я считаю, что авторы клипа хотели таким образом создать самый яркий образ бесчеловечности, жестокости, который доказан и в памяти у многих из истории и которая осталась как парадоксальное после победы над этим.

«Так закалялась сталь/Так ребят живых/И всем немного жаль/Ту признать вину»

Здесь стоит произвести анализ на основе синтаксической игры. Первую строчку можно скорее воспринимать только как самостоятельное предложение, но не последующее 3.

Так ребят живых

И всем немного жаль

Или, и всем так немного жаль ребят живых. То есть «все» задумываются о том, в какой злобе и жестокости они вырастают и воспитываются.

И всем немного жаль

Ту признать вину

То есть они же «все» и понимают, что вся та агрессия, которое порождается в ребятах на «их» вине.

В песне после идёт проигрыш, а в клипе главный герой уходит с тренировки в раздевалку и начинает до смерти избивать других ребят. Кажется, что происходит это у него из осознания, из обиды, а выплёскивает он всё таким образом, потому что иной род выражения им не освоен.

Так мажется рука

Так закрывают рот

Мажется рука я тоже думаю, что от крови. И думаю, что после того, как именно этот рот и закроют, точнее, рты. И таким образом уже происходит века (Так строят на века).

Так женщин бьют в живот

Тоже воспринимаю эту строчку неоднозначно. С одной стороны, речь идёт прямым образом о насилии слабого пола, а, с другой стороны, фигурирование живота (жизни) тоже мне кажется непростым. В животе формируется утроб, в животе возникает жизнь, и её до возникновения губят, прямо как и жизнь главного героя, которая была предписана заранее.

В это же время в клипе после прошедшей агрессии главного героя, он идёт, эмоционально истощённый и загнанный, но ему становится гораздо легче, когда в своём видении солдаты поощряли его агрессию аплодисментами. И в тот момент, когда герой расправляет плечи, звучит строчка «Так строят на века». Очень интересное сочетание, которое, возможно, и случайное, но насколько поразительное, потому что веками и вправду поощряли насилие, все проблемы решались с помощью него.

Затем в клипе герой душит женщину, которая проявила к нему жалость. Почему? Думаю, что ему снова просто чужда такая форма выражения, а всё чуждое вызывает агрессию.

Потом он встречает парней на улице, которые танцуют и курят что-то. Впервые он улыбается, ему нравится иное выражение своих чувств, но выращенная злость победила.

Он отправляется играть в компьютерную игру стрелялок, и думаю, что для очередного единственно знакомого выплеска.

После он приходит домой, со злостью взглядывает на семью и раздирает живот ножом. Фразы, которые во время этого сопровождаются, являются тоже непростыми. «Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он без оглядки бросается навстречу неизбежному. Однако продолжать жить, не достигнув своей цели, – это трусость. Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть»

Герой не может достичь цель в исправлении всей этой системы или, возможно, подчинении ей – мы можем только предполагать, какая именно у него цель. И так как он является плодом того самого ужасного, что имеется в мире, то он поступил и правда очень смело. В связи с вышеописанным, моё мнение, что идея клипа, песни в изображении жестокости, которое вызывает отвращение и сожаление. Показано это было не рассуждением о том, насколько это аморально, а на ярком примере переживания, которое ужасно и необоримо.

Shortparis выпустили альбом «Так закалялась сталь». И что с того?

Металлический звон, тугие удары драм-машины, едкий звук клавиш. Сыро, холодно. Тебя кладут в гроб и несут по опустевшему спортзалу из клипа «Страшно». Посреди этого всего Николай Комягин воет в пустоту то отчаянное: «Даже не успела, даже не сумела», — то низменное: «Ниже суки, ниже кобеля», — то снова отчаянное: «Родина вскормила, родина вскормила».

Это первый трек с альбома группы Shortparis «Так закалялась сталь». Дальше все будет примерно так же — в холодном полумраке будут просвечивать клавишные, ухать электронные барабаны, будет позвякивать гитарная струна, а Комягин будет петь в пустоту.

Симптоматично, что главные песни с альбома, которые мы и вы уже сто раз слышали — «Стыд» и «Страшно». В первой — пустота и нагота, фонетические пируэты и атмосфера сбрендившего r'n'b-клуба. Во второй — бесконечный смертельный хоровод, честная нация и лед под ногами майора. Остальная лирика в том же духе. Она балансирует на грани телесного и небесного, мечется между физиологическими подробностями и жизнью за царя .

Лирическое разнообразие снижено до минимума, иначе резкость не наведешь. Если Комягин может сто раз повторить фразу, чтобы довести и себя, и слушателя до исступления, он это сделает (многократные повторения «ниже» во вступительной «Нелюбовь», воспевание пустоты в «Стыде»). Если он взял нож, то будет резать по живому (см. «Ножевой» или «Жизнь за царя»). Игры со слогом и со словом тут примерно те же, что и, скажем, у «ГШ» или «Интуриста», но если там это скорее веселье от большого ума, то тут суматошный и резкий вой от необходимости. Просто по-другому не высказаться .

Shortparis не лезут на баррикады. Они не берут слушателя за грудки, а привязывают его к стулу и говорят: «Смотри, смотри, что тут творится, смотри, ничего не изменится». Печальную статику тут помогают фиксировать теги из прошлого: название оперы Глинки, переиначенное название важного памятника советской литературы, цитата из Летова. Жертва ради человека, жертва ради идеи и жертва ради вечности. И все, по Shortparis, бессмысленные.

Альбом «Так закалялась сталь» — это песнь беспомощности . Не вдаваясь в подробности, не поминая ни тюрьму, ни полицию, не напоминая о событиях последних месяцев, Shortparis предлагают сдаться. «Ляжем, ляжем в стороне гнить, так рядом на спине, скоро будем наравне», — поют они. «Кто‑то должен молчать», — говорят они под конец и замолкают. На одном из концертов Комягин спрыгнул со сцены и пошел в сторону гримерки с возгласом: «Больная моя Россия!». Пожалейте ее и успокойтесь, вам и так страшно и стыдно.

Или нет. Все вышесказанное имеет смысл, если мы считаем, что они это взаправду. Shortparis же годами строили вокруг себя красивую вселенную с клипами и арабской вязью, с фото из качалки, с пространными интервью, с мифами и легендами. Мы же в свою очередь принимаем ее за чистую монету и готовы принимать участия в их игрищах. Только, если приглядеться, то можно увидеть мошенничество.

Они предлагают тексты, в которых все ищут смысл — но кроме въедливых припевов там ничего по сути и нет. Они строят вокруг себя красочный мирок — а по факту, это набор избитых образов и вещей. Они говорят громкие слова — но из них мы ничего не понимаем про авторов. Они снабжают альбом концептуальным пояснением — и даже удивительно, что еще не выпустили книжку с аннотацией к каждому слову. Они эгоцентричны, пафосны, восхитительно возмутительны, а все только и рады обманываться.

Все так, и тут стоило бы упрекнуть группу в красоте ради славы, однако же Shortparis никогда не стеснялись своего стремления к большим площадкам ради того, чтобы транслировать свои идеи на куда большее число людей и разыгрывать красочные шоу. Они считают, что они великолепны. Другие тоже так считают. Они знают, что другие так считают, и пребывают в еще большем восхищении и питаются этим . Их живые выступления действительно грандиозны, безумны, возмутительны, спонтанны, но невозможны без участия публики, готовой к поддавкам. Если надо — будут танцы. Таких живых групп в России 2019 года исчезающе мало. Альбом — еще одна ступень к стадионному могуществу.

Там и звук соответствующий. Тоталитарная электроника, гомеопатические мелодии для усваивания на лету, хлесткий как пощечина вокал. Shortparis всегда отказываются называть источники вдохновения, и в случае с «Так закалялась сталь» интереснее не реальные корни, а предшественники. Скажем, These New Puritains с их боевитой императивной электроникой. Или Depeche Mode с их экстатическими стадионными шоу под драм-машины. Или The Knife, высекающие драму из любого щелчка. Наконец, EBM, бастард электропопа восьмидесятых, в котором важнее всего вокальный императив и физиология на всех уровнях. Shortparis же тоже прославляют культ тела: какая другая группа рекламировала свои выступления фотографиями из качалки?

Shortparis — финальная точка оссийской истории с возрождением новой волны, постпанка и прочей музыки с сорокалетней историей и мраком в анамнезе. Они упростили, надули этот аскетичный звук и выплеснули его на самую широкую аудиторию, довели его до абсурда. Широкими мазками они сделали то, что не удалось больше никому.

Shortparis своими и чужими (журналистов и слушателей) руками построили миф и превратили его в оружие массового поражения. При всех претензиях к ним подкупает та беззаботная искренность, с которой они стремятся к большему. Они подкупающе убедительны, эдакие комивыяжеры отчаяния. Если к кому‑то в этом случае можно предъявлять претензии, так это к нам самим, которые долго пели осанны Shortparis и убедили их в собственной исключительности, а они, поверив в себя, выпустили идеальный альбом для массового помешательства.

В недавнем фичере про неопоп для The Flow Николай Редькин рассказывал, как люди из условной инди-сцены поменяли поп-музыку, не изменив себе, принесли в нее драму и новую искренность. Shortparis тоже меняют поп-музыку: они приносят на сцену «Юбилейного» и в выпуск «Вечернего Урганта» упадочническое изящество, трагизм, элитизм и искусственность.

И если теперь с большой сцены звучит строчка про «честную, честную нацию», то это признак больших перемен. Или надвигающегося трагического конца. Сами виноваты.

Shortparis выступят в петербургском СК «Юбилейный» 16 ноября и московском Andrenaline Stadium 21 ноября.

Отвечай за слова Почему самая амбициозная русская рок-группа Shortparis — не то, чем кажется


У группы Shortparis вышел альбом «Так закалялась сталь» — итог их творчества за последние два года, во время которых петербургский коллектив окончательно превратился в одну из самых заметных отечественных рок-групп: многомиллионные просмотры клипов на Youtube, аншлаговые концерты в России и за рубежом, повышенное внимание деятелей культурных элит, выступления на центральных телеканалах. Корреспондент «Ленты.ру» Олег Соболев попытался понять феномен Shortparis.

Все в группе Shortparis придумано для того, чтобы впечатлить. Самый очевидный пример — прошлогодний клип на песню «Страшно». Он собран из символов, ни у одного из которых нет интуитивно понятного значения и которые вместе с тем оставляют ощущение их нарочно контринтуитивного использования. Актовый зал школы — с одной стороны, отсылка к связанному с ним в общественном сознании Беслану. С другой — на всю жизнь втершаяся в память о детстве арена одновременно и драматичных попыток детей соответствовать образовательным стандартам физического воспитания, и подчеркнуто канцеляристских самодеятельных праздников, и дискотек, электризующих воздух порочной неизбежностью безнаказанных нарушений возрастных табу. В «Страшно» же зал оказывается площадкой для ритуальных танцев, хореография которых ломает логику ролей, изначально определенных их участникам. Арабская вязь — живая в культурной памяти многих народов страны, но вызывающая непонимание и недоверие у доминантного этноса, — служит в качестве караоке-титров, с точки зрения своей практической функции бессмысленных для песни, исполняющейся на другом языке. Российский флаг — формально призванный вызывать патриотические чувства, но чаще источающий обыденность и пустоту, — возвышается над грязью городского пустыря в руках полноватого подростка, который по своему типажу имеет в реальности мало шансов стать знаменосцем. Текст «Страшно» имплицирует вынесенное в свой заголовок чувство — но клип старательно стирает любой страх из пронизанных им визуальных жестов . Что это все значит — пойди пойми. Это очень просто прочувствовать — и толком нельзя объяснить.

Склонные на своих концертах к импровизации, а в своих клипах и выступлениях на камеру — к провокации, Shortparis звучат в записи удивительно боязливо, предсказуемо, сухо и одномерно. «Так закалялась сталь» — это, если не брать в расчет голос Комягина, ритмичное марево, сотканное из синтезаторов, точечных ударов перкуссии, лишенных воображения ритмов барабанов, предсказуемых басовых линий и гитарных соло, отсылающих к традиционным эксцессам рок-н-ролла. Все эти инструменты если и звучат вместе, то только в самых очевидных моментах песен — когда группе нужен действенный драматический ход. Иногда для этой цели они, правда, обходятся и сочетанием пары-тройки звуков, но сочетанием обязательно предельно интенсивным, призванным всей своей насыщенностью обозначить кульминационный момент.


Почти все новые песни Shortparis — кроме, может быть, «Нелюбви» или «Жизни за царя», — в определенный момент взрываются в лицо слушателю напыщенной манерностью: прокравшись через один куплет, группа взвинчивает себя до предела в припеве, потом повторяет этот трюк еще один раз, если нужно — держит напряжение в дополнительных проигрышах, и в конце уверенно ставит восклицательный знак. Надо отдать должное: это не повально свойственная рок-музыке со времен Nirvana игра на динамичности по форме «тихо-громко-тихо-громко», а чуть более тонкая организация, в которой важна не абсолютное остервенение восклицаний, а их тоталитарная беспощадность. Shortparis еще и умудряются найти разные оттенки этой беспощадности, от маниакальной жестокости припева песни «Отвечай за слова» до кокетливой опустошенности рефрена в «Стыде». Это все немного похоже на то, как композитор Шостакович в период засилия сталинского соцреализма и в эпоху гонений на формализм в искусстве находил новые способы заставлять свою симфоническую музыку истошно кричать деланным псевдо-малеровским драматизмом и заменявшими тонкие эмоции слоганами — как в эндшпиле знаменитой «темы нашествия» Седьмой («Ленинградской») симфонии. Трудно представить более примитивный способ подчеркнуть важность высказывания.

Вспомнить про соцреализм в связи с оформлением и звучанием «Так закалялась сталь» есть еще немало поводов: начиная с названия, пусть и цитирующего Летова, но все-таки обыгрывающего заголовок эталонного для этого художественного метода романа, до монументальной маршевости мелодий, в которой слышны отзвуки боевых песен тогдашней эпохи. Самая отличительная в таком контексте особенность альбома — это очень свойственное сталинской культурной политике решение Shortparis пожертвовать индивидуализмом ради коллективной цели, а именно — лишить звук «Так закалялась сталь» любых намеков на мастерство отдельных музыкантов. На своих концертах группа дает каждому из своих участников возможность проявить себя. В такие моменты, когда, например, гитарист Александр Ионин находит способ вонзить острые непредсказуемые звуки в текстуру песен, а, скажем, барабанщик Данила Холодков уходит в экстатическое помутнение от свободы бить и колотить, — Shortparis начинают звучать как коллектив, где каждый участник незаменим, потому что по-разному воспринимает общность подчеркнуто совместного музицирования.

Но на «Так закалялась сталь» на это нет и намека. Альбом движется единой и немного безликой массой ритмов, за которой не слышно, что его записали именно люди с фотографий Shortparis. Они могли бы быть заменены анонимными сессионными музыкантами — и разница была бы непринципиальной. Исключение — соло и проигрыши Ионина, которые, впрочем, все как на подбор ужасно скучны в своей эффектной классической идиоматике. Есть, правда, фрагменты, как в «Страшно», когда гитарист драматично снижает плотность своей игры при помощи пауз между аккордами, — но эта стилистическая деформация, излишне срежиссированное отступление, в остальном никак не встраивается в предельно прямолинейную музыку. Гитара на этом альбоме — чуть ли не просто-напросто лишний инструмент.


Столь одномерную в плохом смысле музыку, впрочем, вытягивает голос Комягина. На сцене и в клипах он — пожалуй, самый искусный фронтмен в русской музыке. В его движениях и магнетизме нет усталой патетики архетипичного поведения рок-певца у микрофона, а есть несвойственная таким людям наигранная аляповатость, которая необычным способом выражает все те обычные качества, за которые фронтменов вообще можно ценить — пластичность, сексуальность, уникальность сценического присутствия, умение реагировать на настроения аудитории и отдельными идиосинкразиями давать ей ориентиры для следования музыке. Как вокалист Комягин не настолько хорош, но только он заставляет эти песни заходить за те границы, в пределах которых их держит безликость выбранной для записи стилистики. Его манера пения не имеет очевидных первоисточников: да, порой Комягин звучит как какой-нибудь другой певец, но ритмическое и артистическое разнообразие его вокала не дает точно определить, какой точно. Самое же впечатляющее в этом голосе — способность очень тонко задействовать громадный арсенал маньеризмов, на которых концентрируется внимание слушателя. Вокалист запросто может перейти с торопящегося продержаться еще несколько слов трагичного полукрика к стоическому проговариванию отдельных слогов — и такие ходы работают в отдельных песнях чуть ли не лучше их хуков.

Тексты Комягина при этом состоят из однообразных по построению строчек. Почти каждая — отдельный афоризм, то интонационно играющий с языком тоталитарного прошлого, то использующий тот же язык для намека на настоящее. Иногда Комягин подразумевает отдельными оборотами разнообразные проявления плотской порочности, часто — декларирует различные состояния, то ли протагониста, то ли воображаемого коллективного бессознательного. Его тексты как бы заигрывают с определенным взглядом на отечественную политическую повестку — что Россия это полицейское государство, произвольно и одновременно безукоснительно применяющее силу как инструмент контроля, где каждый в шаге от наказания, причем далеко не всегда заслуженного или в принципе понятного, — но при этом ничего подобного напрямую не выражают. Многие строчки можно было бы поменять местами или вообще песнями — и их осмысленная неспособность проговорить претензии и боязнь дочувствовать тревоги сохранится. Так что без Комягина эти песни просто бы не запоминались так, как запоминаются, а именно — пугающе запросто.

Но артистизм Комягина как исполнителя — почти единственное, чем «Так закалялась сталь» обращает на себя внимание. Ну, еще та самая манера Shortparis в ключевые моменты непримиримо двигаться вверх все-таки неукоснительно работает — как понятный раздражитель, заставляющий не заскучать совсем. Но фактически только на таком материале группа никогда бы не утвердилась как феномен — а значит, ей все-таки потребовались для этого средства внемузыкальные. Фотосессии, концерты, клипы — это все для них не только способы продвижения самих себя, а ключевые форматы передачи всего, что группа не может отобразить в записи. В ход идут еще и сопроводительные тексты. Так, к альбому прилагается небольшая аннотация на странице Shortparis во «Вконтакте». Она состоит из цитаты из «Манифеста Коммунистической Партии», в отрыве от контекста отчасти иллюстрирующей смысл двух следующих предложений, уже авторских: «композиция из девяти разнородных частей. Релиз выстроен как движение от глянцевых форм к протесту, лишь иллюзорно возможному внутри поп-культуры». Подобная аннотация — вроде как откровенное кокетство, символ, наделенный видимостью многозначительности. Но вдруг это впечатление предельно обманчиво — и что если многозначительность здесь и правда есть, только несколько в другом смысле, чем принято искать в Shortparis?

Важно понять, что отсутствие глубинных смыслов в искусстве — совсем не повод его фундаментально обесценивать. Теоретик Марк Фишер в своей заметке об альбоме Tin Drum группы Japan, который он назвал «самым поверхностным альбомом на свете», задает вопрос, впервые высказанный Жилем Делезом: если поверхностность означает отсутствие глубины, то почему глубина не означает отсутствия поверхности? Возможно, Shortparis — это чистая поверхность, группа, которая сознательно превращает свое искусство в набор парадоксальным образом одновременно вычурных и дешевых манипуляций, не уходящих дальше простейшего синтеза культурных, исторических или политических концептов ради полного освобождения их от любых значений. Это вовсе не значит, что они не таят внутри своего творчества нечто большее. Просто это большее — уже не призрачная универсальность, а умение видеть вокруг себя простые элементы повседневности, которые, будучи помещенными вместе в одно пространство предмета искусства, теряют первоначальные смыслы, но от этого кажутся только сложнее и многограннее.


В этом смысле, конечно, пугающую однообразность звука, выверенный формализм музыки и общее отсутствие воображения на «Так закалялась сталь» объяснить в контексте всего творчества Shortparis становится легче — это, кажется, просто неудачная попытка группы упростить самих себя. Возможно, для того, чтобы затем позабыть, а после — найти себя заново. Но более вероятно — чтобы удовлетворить требования мира, в который они окончательно вошли за последние два года. Вернемся к аннотации к альбому: тот самый лишь иллюзорно возможный протест — это в подобном разрезе вовсе никакая не попытка, например, осмыслить отношение политического высказывания и собственного статуса. Это осознание тщетности творческой свободы внутри механизма поп-культуры. И если это так — то «Так закалялась сталь» действительно хороший тому пример. Выбор за Shortparis: или дальше ставить себя в рамки, тем самым пытаясь подстроиться под обстоятельства, или начать относиться к процессу записи своих песен со свойственной им фантазией, естественностью, провокационностью и стремлением впечатлить.

16 ноября группа Shortparis выступит в Санкт-Петербурге, 21 ноября — в Москве

Shortparis показали, как закалялась сталь (Видео)

предоставлено пресс-службой проекта

Группа Shortparis выпустила клип на заглавную композицию с нового альбома «Так закалялась сталь», выпущенного в начале ноября 2019 года. В сюжете ролика солдат убивает сослуживцев, нападает на случайных прохожих, а в конце делает харакири. Участники группы говорят, что пересечение сюжета клипа «Так закалялась сталь» с недавними трагическими событиями было случайным.

- Насилие стало одним из маркеров сегодняшнего дня, отпечатавшись даже на мыслях и действиях, никак не связанных с политикой, - говорят музыканты. - Сценарий клипа, как и в случае с предыдущей работой, был написан летом. Но работа над видео сопровождалась трагическими совпадениями. В разгар съемок «Страшно» случился теракт в Керчи, а на этапе монтажа нового клипа произошли кровавые события в Забайкальском крае и в Хабаровске, что даже без нашего желания привносило в видео дополнительные смыслы.

Агентство InterMedia напоминает: ближайшие концерты Shortparis состоятся 16 ноября в СК «Юбилейный» в Санкт-Петербурге и 21 ноября в клубе Adrenaline Stadium в Москве.

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом - выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Дмитрий Маликов даст концерты в Подмосковье

предоставлено пресс-службой артиста

Дмитрий Маликов выступит с концертами в Московской области в середине осени 2022 года. 9 октября запланирован его концерт в ДК «Сатурн» в городе Раменское, а 23 октября он выступит в ДК «Яуза» в Мытищах.

- Лучшие песни и инструментальные композиции, все грани таланта и обаяния артиста, красивое шоу, неповторимая атмосфера в зале - все это будет по вкусу каждому - вне зависимости от возраста и музыкальных пристрастий! – обещают организаторы концертов.

Обзор: «Квартирник у Маргулиса. 70 лет Алексею Романову»

PR НТВ

Оценка: 8 из 10.

Выпуск программы «Квартирник у Маргулиса», приуроченный к 70-летию лидера группы «Воскресение» Алексея Романова, был показан НТВ в ночь на 26 сентября 2022 года.

Алексей Романов был первой рок-звездой, у которого я взял интервью, когда занялся музыкальной журналистикой в 1995 году. Нет, вру. Он был вторым. Врать вообще тогда приходилось много, поскольку общение с рок-звёздами мне приходилось совмещать с офисной работой. Помню, как в обеденный перерыв я ходил к телефону-автомату договариваться с Алексеем Дмитриевичем об интервью. Он внезапно назначил время «вотпрямщас», и мне опять пришлось врать начальнику, что нужно срочно уехать устанавливать памятник на могиле дедушки. Как ни странно, босс поверил и отпустил на полдня.

Вместо кладбища (где памятник уже благополучно стоял) я отправился домой к Романову в Коньково. Это было первое жилище рок-звезды, где я побывал (на сей раз не вру), и оно удивило меня скромностью метража и минималистичностью обстановки. Хозяин предложил чай или кофе, а когда зажатый гость от всего отказался, - алкоголь и наркотики. От них я тоже отказался, но робость постепенно прошла и так. Алексей Романов в беседе был спокоен и мудр (страшно представить, он тогда был младше меня сегодняшнего), рассказал много не из серии забавных случаев, а из серии важных мировоззренческих мыслей - в общем, юный корреспондент выбирался из Конькова окрылённым.

Романов с тех пор так и не стал официозным деятелем культуры. Его 70-летие на телевидение отметили в неформальной обстановке только в «Квартирнике у Маргулиса» - многолетнего коллеги юбиляра в группе «Воскресение». Антураж программы и восторженный конферанс Евгения Шулимовича мало отличался от обычного - но в данном случае это было наконец-то оправданно. В итоге Маргулис взял на себя байки и забавные случаи, рассказав, например, как они в 80-е хотели международной славы и мечтали выступить хотя бы в Саратове, а Романов излучал привычные мудрость и спокойствие. Было сыграно большинство главных хитов «Воскресения», а также две новые песни (Алексей Дмитриевич сообщил, что сейчас сочиняет редко. Но метко). Это достаточно сильные композиции в «воскресенском» стиле, у которых, конечно, уже не будет шансов затмить «Снилось мне», «По дороге разочарований», «Я привык бродить один» и «Кто виноват?» Впрочем, гостей и зрителей «Квартирника» они точно не разочаровали.

Алексей Мажаев, InterMedia

Так закалялась сталь shortparis смысл

Антон Долин - кинокритик, журналист, писатель

Антон Долин - кинокритик, журналист, писатель запись закреплена

ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

Даже обидно, что художественное высказывание, исчерпывающе передающее мои (уверен, не только мои) ощущения от нашей реальности и современности, в 2019 году я обнаружил не в кино, которым занимаюсь, не в литературе, за которой слежу, и не в театре, куда регулярно хожу, - а в рок-поп-музыке, за которой (уж точно в ее отечественном изводе) давно перестал следить.

Так звучит 2019 год. SHORTPARIS, альбом «Так закалялась сталь».
Девять песен, звучащих как одно целое (не хуже «The Wall» когда-то).
Это очень мощно, бескомпромиссно, зло и одновременно больно.
Слушаю на репите (уже раз пять, это явно не предел).

Альбом отчетливо делится на три «акта», по три песни в каждом.

Первый я бы назвал «Песни самоотречения».
«НЕЛЮБОВЬ», заимствующая слово-символ из важнейшего русского фильма последних лет, заставляет вспомнить и известную реплику из «Вишневого сада»: «А я, должно быть, ниже любви». Опускаясь ниже-ниже-ниже, к пределам подсознания и унижения, лир.герой освобождается от возможности и обязательства быть человеком, что-то чувствовать, за что-то отвечать. Он отщепенец: «Родина родила блядь». Его «ПОЛОМАЛО» (песня №2). Хорошее, емкое слово. В леденяще-мажорной песне «СТЫД» он уже недоумевает: «Стыд? Что еще за стыд?». Как сказано там же, «больше нет предела в наготе». Нет ничего, в тебе ничего нет. Пустота.

Второй я бы определил как «Песни живых мертвецов».
Знаменитая уже «СТРАШНО» не случайно в рефрене использует не сольный вокал, а хор. Страх испытывают все. Лед все тоньше, майор идет. Поэтому все встают в спасительный хоровод. Герой больше не один: это вечная/честная нация. «ОТВЕЧАЙ ЗА СЛОВА» (песня №5) сталкивает картину всеобщего сна, летаргии, и кошмарные видения экзекуции: «Положили на снег, положили тела». Кстати, сновидческая лирика этого альбома – прямая реакция на принудительную ответственность за каждое слово, вечную вину любого перед карающим государством (не миражную в России, где сажают за твиты и комменты). «Ты ответишь за всех», поется здесь. На это SHORTPARIS отвечает своим псевдоигривым-квазизаумным «та-та-та» и «ла-ла-ла». Наконец, «НОЖЕВОЙ» («горло просит ножа», пелось в предыдущей песне), что очевидно рифмуется с «неживой». И вовсе песня зомби, которые лежат и не двигаются, чтоб не «засекли»: «Ляжем, ляжем в стороне. Гнить, так рядом, на спине. Скоро будем наравне». И тут же: «Нет надежды. Суд закончился, сядь».

Третий, завершающий акт – «Песни подчинения системе».
Тут достаточно и названий песен: «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ», «ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ», «ТОЛЬКО ХУЖЕ СТАЛО». В общем, и комментировать нечего. Разве что обратить внимание, что слились воедино, в точности как в жизни, верноподданический пафос царизма/вождизма («Царь прощает, царь даёт; мужчина кровь сдает») и советский спартанский «гвозди-бы-делать-из-этих-людей» пафос («Так мажется рука. Так закрывают рот. Так строят на века. Так женщин бьют в живот»). Последняя песня смотрит в наше настоящее, оно же будущее. «Да, ты можешь молчать, кто-то должен молчать». Что еще ответить на очевидное наблюдение – как ни протестуй, в ответ «становится только хуже»?

Что добавить к этому поверхностному экспресс-анализу:
- превосходная музыка, цепкая, бойкая, простая (в лучшем смысле слова);
- вполне самобытный саунд, где механистичность ритма перебивается безумными эскападами перкуссии, а гитара с микро-риффами включается неожиданно и будто невпопад;
- выдающиеся вокальные данные Николая Комягина;
- редчайший для русского рока случай, когда имеет значение не только смысл слова, но и его звучание: слова здесь – тоже музыка (а может, и в первую очередь);
- крутые клипы;
- немыслимые по энергии и театральности живые выступления (кто не бывал, очень рекомендую).

Читайте также: