Трос стальной 6 мм грузоподъемность

Обновлено: 01.05.2024

Авторизоваться через социальные сети

ТРОС СТАЛЬНОЙ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ (DIN 3055)

Рекомендуется для широкого применения в различных грузоподъемных устройствах, от ручных талей до подъемных кранов, для подъема и перемещения грузов, деталей и элементов конструкций. Они являются частью большинства грузоподъемных механизмов и приспособлений. В зависимости от конструкции, трос имеет различную гибкость и коэффициент растяжения.
Трос изготовлен из углеродистой стали и оцинкован.
Конструктивно трос изготовлен из высокопрочной проволоки и сердечника. Проволоку обвивают вокруг сердечника и получают прядь, пряди в свою очередь тоже обвивают вокруг сердечника и получают трос.
Пример обозначения: 6 х 7 + FC
Первая цифра - число прядей троса.
Вторая - число проволок в пряди.
Третья - число сердечников, включая сердечники в прядях, если нет цифры - неметаллический один в центре троса, а в прядях сердечник стальной.
Буквы - материал сердечника: FC - растительный, PVC - синтетика. Если нет буквенного обозначения, это значит, что в качестве центрального сердечника используется такая же прядь, как боковые.

Трос стальной, канат стальной


D, мм обозначение S поперечного сечения, мм 2 рабочая нагрузка, кН разрушающая нагрузка, кН вес 1 -ого метра троса, кг
2 мм 1,50 0,47 2,35 0,014
Змм 3,30 1,06 5,29 0,031
4 мм 5,90 1,88 9,41 0,056
5 мм 9,20 2,94 14,70 0,087
6 мм 13,30 4,24 21,20 0,125
7 мм 18,10 5,76 28,80 0,171
8 мм 23,60 7,52 37,60 0,223
9 мм 29,90 9,50 47,50 0,282
10 мм 36,90 11,76 58,80 0,349
12 мм 53,20 16,94 84,70 0,502
14 мм 72,40 23,00 115,00 0,683
16 мм 94,50 30,20 151,00 0,892

Изготовляемые в настоящее время канаты классифицируются, следуя ГОСТу 7372-79 “Канаты стальные. Технические условия” по следующим признакам:

одинарной свивки ( спиральные ) - состоящие из одного, двух или трёх концентрических слоёв проволоки, свитых по спирали;

Разрывная нагрузка стального троса

Разрывная нагрузка стального троса

При покупке такелажных приспособлений важно знать, какую нагрузку выдерживает трос, поскольку любой перегруз может привести к обрыву подвесной системы. Допустимые значения стального каната определяются его прочностными характеристиками, которые могут варьироваться согласно конструкции, диаметру и способу производства.

Разновидности стальных канатов

Тросы относятся к крученым или витым изделиям, изготавливаемым из стали, синтетических и органических нитей. В производстве стальной продукции применяется оцинкованная высокоуглеродистая проволока сечением 0,4–3 мм, обладающая значительным запасом прочности при нагрузках на разрыв (от 130 до 200 кгс/мм 2 ).

Металлические нити, используемые в изготовлении продукции, бывают нескольких марок. Наилучшими прочностными характеристиками обладает проволока категории В, менее качественным считается сырье марок I и II. Прежде чем определить, какую нагрузку выдерживает трос 5 мм или другой толщины, следует принять во внимание, что вне зависимости от качества материала канаты различаются между собой по конструкции и бывают трех типов:

    – сделаны из одной пряди с проволокой одинакового сечения. Их элементы свиваются вокруг одной из металлических нитей до 4-х слоев. Маркируются стальные тросы как сумма из цифр, указывающих на число проволок в плетении. Например, 1+9+9 говорит о том, что в канате имеется 19 проволок, из них одна размещается в центральной части, 9 свиты в первом слое и 9 во втором. – изготовлены из нескольких прядей, накладываемых в 1–2 слоя вокруг сердечника. Для сердечника используют свитую проволоку, органические или минеральные материалы, которые улучшают прочность стального троса и предотвращают проваливание прядей внутрь изделия. Чаще всего такую продукцию применяют для тросовой работы.
  • Тройной свивки – сделаны из нескольких тросов. Как и при двойной свивке, они имеют сердечник, однако изготавливаются из проволоки меньшего сечения и используется там, где необходима повышенная гибкость канатов (как правило, для кабельных работ).

Проволока, расположенная в разных слоях, может иметь точечное, линейное или точечно-линейное касание. Устанавливая, какую нагрузку выдерживает трос диаметром 6 мм или иной толщины, нужно учитывать, что канаты с точечным касанием (ТК) актуальны только при незначительных пульсирующих нагрузках. Изделия с линейным касанием (ЛК) отличаются обширной сферой применения, а с точечно-линеныйм (ТЛК) используются в местах, где ЛК не могут обеспечить рекомендуемый запас прочности.

При изготовлении продукции обычно применяется крестовая свивка. Проволока в ее наружном слое имеет различное направление, что гарантирует более крепкое сплетение и простоту в эксплуатации. По желанию заказчиков заводы-производители могут изготовить и другие разновидности свивки, такие как одностороннюю и комбинированную.

Помимо классификации по конструкции, канаты делятся по степени скручивания и могут быть гибкими или жесткими. Последние характеризуются более высокой прочностью на разрыв, поскольку выпускаются из малого числа металлических нитей большого диаметра. Для сравнения гибкости тех или иных модификаций можно воспользоваться таблицей.

Стальные тросы. Виды, применение

Стальные тросы. Виды, применение

Стальные тросы — крученые изделия из проволоки, состоящие из разного количества проволоки, прядей или стренгов. Используются в разных областях, особенно активно для буксировки, подъема груза, при такелажных работах. В процессе изготовления сталь проходит термическую обработку, это повышает ее свойства.

Конструкция

Металлические канаты могут иметь отличную друг от друга конструкцию, но основа у всех изделий одинаковая. В основе каната лежит сердечник, вокруг него переплетается проволока. Сердечник изготавливается не только из стали, но и из неметаллических материалов. Стальной сердечник необходим для моделирования будущего каната, для защиты его поверхности от прогибания. Чаще всего защищается антикоррозийным покрытием из цинка, реже для этих целей используют полимеры.

Если применяется сердцевина из органических материалов, это может быть, например, пенька или сизаль, то она пропитывается специальной смазкой. Это позволяет избежать ее преждевременного гниения, уменьшает трение между составными частями. Часто применяют сердечники из полиамидных нитей. Важное преимущество всех канатов с неорганическими сердечниками — малый вес и высокая гибкость.

Вообще, по уровню гибкости различают такие виды стальных канатов:

С низкой степенью. Этому уровню соответствует изделие с 42 проволоками и пеньковым сердечником.

Со средней степенью. Такому типу соответствует канат с 72 проволоками, свитыми в пряди.

С высокой степенью. Этому уровню принадлежит трос с пеньковым сердечником и стальной проволокой в количестве 144 штук, свитыми в 6 прядей.

Перед выбором троса необходимо учитывать ряд его свойств. Основная характеристика стальных канатов, о которой мы уже упомянули — гибкость. От нее во многом зависит, в какой области будут использовать канат. Необходимо также учитывать прочность, предельную величину натяжения, грузоподъемность. Прочность на разрыв зависит от коэффициента запаса прочности и диаметра троса. Часто важным параметром является устойчивость к воздействию агрессивной среды, при повышенных требованиях изделие проходит дополнительную обработку. Иногда важно учитывать вес каната.

Разновидности

Существуют разные виды тросов. В первую очередь их квалифицируют по конструкции:

С одинарной свивкой. Это одно-, двух- и трехслойные изделия из проволоки. Они свиваются в концентрические спирали. Если трос используют для будущего плетения, то его называют прядью.

Со сдвоенной свивкой. При такой конструкции минимум шесть прядей скручиваются в один слой. Если выполняется дальнейшая свивка каната, то получаются стренги.

С тройной свивкой. Они состоят из стренг, которые скручиваются в один слой на специальном оборудовании.

Виды стальных тросов, отличающихся по касанию:

С касанием в точках. Маркируется как ТК. Расположение элементов в таких канатах приводит к достаточно серьезным проблемам: при сдвигах в период эксплуатации такой канат быстро изнашивается, в нем появляются усталостные трещины, другие дефекты.

С линейным касанием. Маркируется как ЛК. Износостойкость, длительность эксплуатации таких тросов выше, чем у канатной продукции ТК.

С точечно-линейным касанием. Эта конструкция каната предполагает получения изделия с повышенными некрутящими характеристиками.

Кроме того, стальные канаты бывают раскручивающимися и нераскручивающимися. У первых проволоки после свивки не избавлены от внутренних напряжений, а после снятия перевязок они разматываются. Во втором случае напряжения снимаются посредством рихтовки, используют также предварительную деформацию. После этого они не только сохраняют свое положение при снятии перевязок, но и обладают другими достоинствами — становятся гибче, появляется более сильная сопротивляемость усталостным напряжениям.

Рихтованные тросы, находясь в свободном состоянии, не закручиваются в круг на конце, в то время как нерихтованные, за счет напряжения, стремятся к образованию окружности.

В зависимости от того, в каких условиях будет эксплуатироваться канат, подбирают его покрытие. Иногда он не обрабатывается антикоррозийными составами, но это снижает срок службы изделия, даже если он эксплуатируется в сухой среде. Чаще трос обрабатывают цинком, причем с разной степенью. Различают канаты для работы в:

Средней агрессивной среде, маркируется как «С».

Жесткой агрессивной среде, маркируется как «Ж».

Сверхжесткой агрессивной среде, маркируется как «ОЖ».

Достаточно часто тросы обрабатываются полимерами, тогда продукция обозначается буквой «П».

Область применения

Сфера использования зависит от разновидности каната. Максимально жесткий трос одинарной свивки эксплуатируется в местах, где действуют высокие растягивающие нагрузки. Это ограждения, различные растяжки, грозозащита для высоковольтных ЛЭП.

Тросы с двойной свивкой и маркировкой ЛК выдерживают длительные концевые нагрузки, используются в агрессивных средах или там, где необходимо применять изделия с минимальным отношением радиуса навивки и самого троса.

Рихтованные канаты с линейным касанием незаменимы при условиях работы с двухсторонним изгибом, они в основном используются для эксплуатации на свежем воздухе, активно применяются в крановых механизмах.

Изделия с тройной свивкой используются в случае, когда главным требованием является гибкость, а не прочность и площадь опорной поверхности. Буксировка, швартовка — это как раз такие направления.

Если говорить в общем, то канаты — неотъемлемая часть грузовых и пассажирских лифтов, подъемных кранов и бурового оборудования. С их помощью производят обвязку грузов при погружении их в воду или в другую жидкость, выполняют такелажные работы, монтируют антенны, линии электропередач, используют в других областях.

Стальные канаты нашли применение в различных отраслях промышленности и строительства. Переработка нефти, добыча угля, возведение промышленных объектов и жилых зданий, эксплуатация морских и речных судов — это далеко не полный список применения металлических тросов.

Сфера применения

  • подъемных установок в цехах металлообработки;
  • шахтного подъемного оборудования;
  • буровых установок и горных машин;
  • землеройной и дорожной техники;
  • подвесных дорог.

Описание

  • полипропилена, полиэтилена;
  • пеньки или хлопкового волокна;
  • вискозы, капрона, лавсана;
  • корда, сизаля.
  • Торсиол-55;
  • Эласкон;
  • БОЗ-1;
  • СК-50;
  • КС-У.

Технические характеристики

  • ГЛ — грузолюдскими, предназначенными для установки на лифтах;
  • Г — грузовыми, которые применяются для монтажа всех других механизмов.
  • К — комбинированным;
  • О — односторонним;
  • крестовым.
  • Н — нераскручивающиеся;
  • МК — малокрутящиеся;
  • раскручивающиеся.
  • в процессе эксплуатации не образуют петель и узлов;
  • свободные концы не раскручиваются и не распускаются;
  • трос не совершает круговых вращений при обрезке, удалении перевязок.
  • В — обыкновенного качества;
  • ВК — высокого качества;
  • 1 — нормального качества.
  • Продукция с буквенным обозначением С эксплуатируется в агрессивных условиях. Плотность цинка составляет 20-110 г/м2.
  • Канаты, маркированные буквой Ж имеют плотность покрытия 25-150 г/м2 и используются в жестких условиях.
  • Изделия с маркировкой ОЖ предназначены для эксплуатации в особо жестких условиях с высоким уровнем износа. Поверхностная плотность цинка варьируется от 60 до 245 г/м2.

Условные обозначения

  • 14 — диаметр каната;
  • Г — грузовой;
  • ВК — высокого качества;
  • Л — с левым направлением свивки;
  • МК — малокрутящийся;
  • Т — повышенной точности;
  • 1860 — маркировочная группа.

Особенности производства канатов

Контроль качества

  • изменение конфигурации и разрушение сердечника;
  • выдавливание проволок из прядей;
  • износ наружного слоя проволок;
  • обрыв проволок;
  • залом каната.

Измерение диаметра каната

Диаметр каната определяют замером фактического размера изделия с помощью штангенциркуля. Замеры выполняются на двух участках, расстояние между которыми составляет не менее 1 м. На каждом участке диаметр замеряется в двух плоскостях. Среднее арифметическое значение четырех замеров должно находиться внутри границ допустимых значений, которые указаны для номинального диаметра.

Прочностные характеристики канатов, разрывное усилие, маркировочная группа канатов

Прочность тросов, канатов по производственному назначению регламентируется соответствующими ГОСТами:

Прочность троса из стали определяется двумя критериями:

  • разрывная прочность тросов – расчетная величина, определяющая, при каких минимальных нагрузках стальной трос начинает разрушаться;
  • рабочая прочность или допустимое усилие – показатель эксплуатационных возможностей, оптимальных нагрузок на трос при которых он может эксплуатироваться определенный срок без обрывов и разрушений. Этот показатель определяет, какие рабочие нагрузки допустимы для стального каната.

Разрывная и рабочая прочность зависит от технологии производства, конструкции, степени жесткости. Чем выше жесткость троса, тем выше показатели прочности на разрыв.




Канат стальной ГОСТ 2688 80 (6*19+OC), 6-прядный канат, тип ЛК-Р с органическим сердечником

Диаметр канатаМасса смазанного канатаМаркировочная группа, Н/мм2 (кгс/мм2)Цена с НДС руб./метр
1770 (180)
ммкг. / 1000мРазрывное усилие каната в целом, кН, не менееРазрывное усилие каната в целом, КГ, не менееЧерный в смазкеОцинкованный
4,164,19,7599523,9428,46
4,884,412,8130627,0333,15
5,195,514,6149028,3934,84
5,611617,8181633,0436,57
6,214121,1215335,1941,37
7,621132,3329643,9952,33
8,325638,1388850,2259,69
9,130545,4463356,4567,13
9,635853,4544960,7174,28
1146168,8702072,2190,87
1252778,5801081,68102,79
1359689908288,63111,46
1472810811020104,78131,82
1584412512755116,99147,13
16,5102515215510138,36174,16
18122018118469163,49205,63
19,5140520921327185,4233,23
21163524324796211,86266,67
22,5185027528061238,53300,2
24211031432041269,09338,52
25,5239035636327Под заказПод заказ
27268539940714Под заказПод заказ
28291043444286Под заказПод заказ
30,5349052053061Под заказПод заказ
32384557358469Под заказПод заказ
Уточните наличие нашей продукции у менеджеров, телефоны для связи:(495) 221-76-96,(495) 255-24-68

Использование стального каната можно встретить в разных областях. Это может быть, как трос для монтажа палатки и вантовых кровельных конструкций до подвесных мостов и телерадиобашен.

Различные области применения тросов предъявляют разные требования к прочности, устойчивости к истиранию и коррозии. Чтобы соответствовать этим требованиям, трос изготавливается из таких материалов как:

  1. Нержавеющая сталь. Используется там, где коррозия является основным фактором.
  2. Оцинкованная углеродная сталь. Применяется там, где прочность стоит на первом месте, а коррозионная стойкость менее важна.


Проволока (один элемент) может иметь сечение до 3 мм. Этого достаточно, чтобы выдерживать нагрузку до 200кгс/мм2. Стальные тросы и канаты различаются в плане свивки, которая бывает одинарная, двойная или тройная. Расположение проволоки в разных слоях, имеет одно из следующих касаний:

  • точечное (используются, как правило, при несущественных прерывистых нагрузках);
  • линейное (применяется во многих сферах);
  • точечно-линейное (используется для дополнительной прочности).

Стальной трос типа ТК в 133 проволоки с металлическим сердечником

1) ГОСТ 3067-55 предусматривает изготовление тросов диаметром от 3 мм и

с расчетным пределом прочности всех тросов и выше 170
кг 1мм2,
а именно: 180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260.

Стальной трос типа ЛК-0 в 42 проволоки с органическим сердечником

1) ГОСТ 3069-55 предусматривает изготовление тросов с расчетным пределом прочности и выше 170 кг/м2,

а именно: а) тросов всех указанных диаметров до 180 и 190
кг/мм
б) тросов диаметров от 2.1 до 2,3
мм
180 190 200, 210, 220. 230, 240, 250 и 260
кг/мм2,
в) тросов диаметром от 2,5 до 2,9
мм
180, 190, 210, 230 и 240
кг/мм2.
Смотрите Таблицы по растительным тросам

Приемка

3.1. Канаты принимают партиями. Партия должна состоять из каната одного типоразмера в одной единице упаковки, оформленной одним документом о качестве, в котором указывают: товарный знак или наименование и товарный знак предприятия-изготовителя; наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель; номер каната всистеме нумерации предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; длину каната или каждого отрезка; массу брутто каната; результаты механических испытаний; суммарное разрывное усилие всех проволок в канате или разрывное усилие канатав целом; материал органического сердечника; дату изготовления каната; тип смазки каната; номер барабана; штамп технического контроля; изображение знака соответствия при обязательной сертификации. 3.2. Внешний вид, размер, механические свойства проволок каната, суммарное разрывное усилие, качество цинкового покрытия проверяют на каждом канате. 3.3. Проверку разрывного усилия каната в целом производят по требованию потребителя. 3.4. Результаты испытаний нарастяжение, скручивание, перегиб и контроль диаметра проволок считаются удовлетворительными, если суммарная площадь поперечного сечения проволок, не соответствующих требованиям настоящего стандарта, составляет не более 5 % номинальной площади сечения всех проволок в канате при 100 %-ном испытании, не более2 % номинальной площади сечения каната при 25 %- и 10 %-ном испытаниях проволокв канате, а для канатов одинарной свивки количество проволок, не удовлетворяющих требованиям стандарта, не должно превышать 5 % испытанных проволок из каната. При этом фактическое значение диаметров этих проволок не должно превышать ближайшего смежного диаметра по ГОСТ 7372 по отношению к диаметрам, указанным в стандартах насортамент или уточненным в соответствии с п. 2.1.6. Допускается в канатах грузового назначения наличие проволок, отличающихся диаметрами отуказанных в стандартах на сортамент на 0,2 мм, для проволок диаметром св. 1,20 мм в количестве, установленном выше. При несоответствии результатов испытаний требованиям настоящего стандарта проводится повторное испытание каната. Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

Методы испытаний

4.1. Для проверки механических свойств, размера проволок каната, наличия смазки вканате и сердечнике, качества цинкового покрытия от каждого каната отбирают отрезок длиной не менее: 1,0 м — для канатов из проволоки без покрытия, 1,5 м — для канатов из оцинкованной проволоки. От отрезка каната отбирают проволоки в количестве, указанном в табл. 4.

Вид испытанияКоличество испытываемых проволок
в грузолюдском канатев грузовом канате
На растяжение, перегиб и замер диаметра проволок На скручивание Проверка качества поверхностной плотности цинка Проверка прочности сцепления цинка со стальной основой100 % проволок 25 % проволок каждого диаметра, но не менее трех25 % проволок каждого диаметра, но не менее трех 10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех
10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех 10 % проволок каждого диаметра, но не менее трех

Количество проволок, полученное расчетом, округляется до целого числа в сторону увеличения. При повторном испытании каната количество испытываемых проволок должно соответствовать нормам для грузолюдского каната. 4.2. Определение разрывного усилия каната в целом приведено в приложении 3. Для канатов марок ВК, В и 1 грузового назначения при испытании каната на разрывное усилие в целом допускается оценивать марку каната по результатам испытания механических свойств 10 % проволок каждого диаметра в канате, но не менее трех. 4.3. Осмотр поверхности каната, наличия смазки в канате и сердечнике проводится визуально без увеличительных приборов. 4.4. Диаметр каната должен проверяться, как показано на черт. 1, штангенциркулем по ГОСТ 166 с ценой деления 0,1 мм или микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления 0,01 мм на расстоянии не менее 5 м от конца каната в не нагруженном состоянии.

Ширина и толщина плоского каната должна проверяться линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм. Ширина плоского каната измеряется без учета толщины ушивальника. 4.5 Шаг свивки каната должен проверяться линейкой по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм на расстоянии не менее 5м от конца каната. За длину шага свивки принимается среднее арифметическое не менее, чем трех измерений. 4.6. Длина каната определяется по счетчику при его изготовлении. 4.7. Проверка нераскручиваемости каната должна осуществляться удалением перевязок и мест заварки. В нераскручивающихся канатах пряди в канатах двойной и тройной свивки, наружные пряди в многопрядных канатах, проволоки в канатах одинарной свивки могут раскручиваться на расстоянии не более одного шага свивки от конца каната или могут раскручиваться на расстоянии не более пяти шагов свивки таким образом,чтобы их можно было легко возвратить в прежнее положение. Металлическим сердечники при этом могут быть раскручивающимися. 4.8. Для проверки степени уравновешенности канат длиной, равной 50 его диаметров, свободно располагают на горизонтальной поверхности и измеряют максимальное отклонение оси каната от прямой, проведенной между его концами. 4.9. Диаметры проволок должны проверяться микрометром по ГОСТ 6507 с ценой деления0,01 мм в двух взаимно перпендикулярных направлениях в одномпоперечном сечении проволоки на прямолинейном участке. 4.10. Испытание проволок на растяжение проводят по ГОСТ 10446 . 4.11. Испытание проволок на скручивание проводят по ГОСТ 1545. 4.12. Испытание проволок на перегиб проводят по ГОСТ 1579. 4.13. Качество цинкового покрытия должно проверяться по ГОСТ 7372 . 4.14. Суммарное разрывное усилие всех проволок в канате (Р) в ньютонах вычисляют по результатам испытания проволок на растяжение по формуле

где i — число групппроволок одинакового диаметра; z — количество испытанных проволок каждойгруппы по диаметру; Рz — разрывное усилие одной проволоки даннойгруппы по диаметру, Н; п — количество проволок каждой группы по диаметру. 4.15. Проверка разрывного усилия каната в целом должна проводиться на разрывной машине с максимальным усилием, не превышающим предполагаемое разрывное усилие каната более чем в пять раз, и в соответствии с приложением 3. Испытание считают действительным, если разрывное усилие каната соответствует требованиям стандарта на сортамент. В случае несоответствия разрывного усилия стандартным значениям проводится повторное испытание, результаты которого являются окончательными, если разрыв образца произошел не ближе 50 мм от места закрепления концов каната. 4.16. По согласованию с потребителем допускается использовать для контроля механических свойств проволок в канате и подразделения канатов по маркам и маркировочным группам методы статистической обработки результатов, изложенные вприложении 4. Для канатов грузового назначения допускается применение других статистических методов контроля механических свойств.

Транспортирование и хранение

5.1. Канаты транспортируют транспортом всех видов в крытых и открытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте данного вида. Размещение и крепление грузов при железнодорожных перевозках осуществляется в соответствии с Правилами погрузки и крепления грузов, действующими в установленном порядке. Транспортирование канатов по железной дороге проводится повагонными, малотоннажными или мелкими отправками. 5.2. Хранение канатов — по условиям 5 ГОСТ 15150. При хранении употребителя каната, намотанного на барабан, ось барабана должна быть параллельна полу, на котором барабан установлен. Поступившие на хранение канаты подлежат немедленному осмотру и смазке канатной смазкой оголенных при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах участков каната. При длительном хранении канаты должны периодически не реже, чем через 6 месяцев, осматриваться по наружному слою и смазываться канатной смазкой.

Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Калуга, Киров, Кострома, Краснодар, Курган, Курск, Липецк, Омск, Орел, Оренбург, Пенза, Первь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Ярославль и др.

Читайте также: