Испытание стальных канатов на разрыв

Обновлено: 01.05.2024

52. При обработке результатов испытаний канатов проводят оценку соответствия полученных результатов нормативам по следующим параметрам:

- при первичных испытаниях - по диаметрам, по перегибам, по разрывному усилию проволок, диаметру каната в целом и на соответствие фактической маркировочной группы каната маркировочной группе каната, указанной в сертификате;

- при повторных испытаниях - по перегибам и по разрывному усилию проволок.

Нормативы для каждой группы проволок выбирают в зависимости от принятой маркировочной группы, группы материала проволоки по вязкости (В или I), наличия покрытия и номинального диаметра. В случае, когда номинальные диаметры проволок отличаются от указанных в таблицах, норматив должен выбираться для ближайшего большего диаметра.

Проволоки, не соответствующие требованиям (не выдержавшие испытаний), отмечают в протоколе (при ручной обработке округлением цифр, при компьютерной - любым, принятым в программе способом).

Рекомендуется проводить обработку результатов испытаний канатов с помощью компьютерных программ, разработанных НЦ ВостНИИ.

53. Если в прядевом канате, изготовленном из проволоки без покрытия, имеются оцинкованные проволоки, то по результатам испытаний на перегиб и разрыв они должны соответствовать требованиям к проволокам без покрытия.

54. По результатам первичных испытаний прядевых канатов выполняется следующая обработка данных:

- вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие всех испытанных проволок каната;

- вычисляют и записывают в протокол временное сопротивление разрыву (предел прочности) каждой проволоки, кроме центральных и проволок заполнения, делением разрывного усилия каждой проволоки на площадь ее поперечного сечения, вычисленного по ее номинальному диаметру;

- определяют фактическую маркировочную группу каната делением суммарного разрывного усилия всех проволок на площадь поперечного сечения всех проволок. Если она оказывается меньше указанной в сертификате завода-изготовителя, то принимается ближайшая меньшая по государственному стандарту относительно вычисленной;

- все проволоки проверяют на соответствие стандарту по диаметру. Проволока считается удовлетворяющей стандарту, если отклонение фактического диаметра проволоки от номинального не превышает допусков, приведенных в таблице 5, овальность проволоки не превышает половины поля допуска на диаметр (в рихтованных канатах с пластически обжатыми прядями проволоки на овальность не проверяются).

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ДИАМЕТРОВ ПРОВОЛОКИ

55. Диаметры проволок каната должны соответствовать требованиям стандартов на сортамент. Допускается изменение диаметров проволок в пределах +/- 0,1 мм. При этом диаметры всех проволок одного номинала в слое пряди каната должны изменяться на одинаковую величину. При замене диаметров проволок диаметр каната не должен выходить за пределы, указанные в таблице 1.

Фактическое значение диаметра проволоки не должно превышать (с учетом допуска) ближайшего смежного диаметра по отношению к диаметрам, указанным в стандарте на сортамент, или уточненным диаметрам в соответствии с п. 2.1.6 ГОСТ 3241-91. В канатах грузового назначения проволоки диаметром свыше 1,2 мм могут отличаться от указанных в стандартах на сортамент на 0,2 мм в количестве не более 5% от площади всех проволок каната.

При наличии хотя бы одной проволоки, диаметр которой не удовлетворяет указанным требованиям (проволоки "чужого" диаметра), канат не испытывают и к навеске не допускают.

Проволоки, фактические диаметры которых не отвечают указанным требованиям, считаются не выдержавшими испытания.

56. Каждая проволока проверяется на соответствие количества перегибов до разрушения нормативному числу перегибов. Нормативное число перегибов для каждой группы проволок определяют по таблице 6 в соответствии с маркировочной группой каната, маркой проволоки по вязкости, номинальным диаметром и записывают в протокол.

НОРМАТИВНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕГИБОВ ПО МАРКИРОВОЧНЫМ ГРУППАМ
ДЛЯ ПРОВОЛОК БЕЗ ПОКРЫТИЯ

Для канатов с маркировкой "Г", изготовленных согласно заводскому сертификату из проволоки марок I, В, ВК, а также с маркировкой "ГЛ", но навешиваемых в качестве грузовых, принимается марка проволоки I. Для канатов с маркировкой "Л" и "ГЛ", изготовленных из проволоки марок В, ВК, принимается марка проволоки В.

Проволока считается не выдержавшей испытания на перегиб, если число перегибов до ее разрушения меньше нормативного.

57. Проволока, испытуемая на разрыв с узлом (диаметром менее 0,8 мм), считается не выдержавшей испытания, если отношение разрывного усилия с узлом к разрывному усилию без узла меньше приведенного в таблице 7.

НОРМАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РАЗРЫВНЫХ УСИЛИЙ ПРИ ИСПЫТАНИИ
НА РАЗРЫВ С УЗЛОМ И БЕЗ УЗЛА

58. Каждая проволока, кроме центральных и проволок заполнения, должна быть проверена на соответствие по разбегу временного сопротивления разрыву.

Для каждой группы проволок, кроме центральных проволок и проволок заполнения, определяют допустимый разбег временного сопротивления разрыву по таблице 8.

ДОПУСКАЕМЫЕ РАЗБЕГИ ВРЕМЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАЗРЫВУ

Для каждой группы проволок устанавливают верхний и нижний допустимые пределы временного сопротивления разрыву с учетом допускаемого разбега следующим образом. Для этого выбирают верхний предел и, вычитая допускаемый разбег, получают нижний предел. Верхний предел нужно выбирать так, чтобы за интервалом между нижним и верхним пределами оказалось как можно меньше проволок со значением временного сопротивления разрыву, не соответствующих выбранному интервалу, т.е. должно отбраковаться меньшее количество проволок.

В случае, если имеются варианты с одинаковым числом проволок, выбирается тот, при котором суммарное разрывное усилие отбракованных проволок меньше.

Проволока считается не выдержавшей испытания на разрыв, если значение ее временного сопротивления разрыву выходит за допустимые пределы разбега.

59. Подсчитывают по группам общее число забракованных проволок по диаметру и овальности, по перегибам и разрывному усилию. Если одна и та же проволока забракована по двум или трем параметрам (диаметр и овальность, перегиб, разрыв), то она учитывается как одна проволока. Вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие и суммарную площадь поперечного сечения забракованных проволок по группам и канату в целом.

60. Вычисляют и записывают в протокол процентное отношение площади поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания, к площади поперечного сечения всех проволок в канате.

61. Вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие проволок, принятых к расчету, вычитанием суммарного разрывного усилия проволок, не выдержавших испытания, из суммарного разрывного усилия всех проволок.

62. Определяют и записывают в протокол запас прочности каната как отношение суммарного разрывного усилия проволок, принятых к расчету, к расчетной статической нагрузке.

63. Для канатов вертикальных стволов при максимальной длине отвеса более 600 м запас прочности определяется по отношению суммарного разрывного усилия проволок, принятых к расчету, к концевой нагрузке каната, а также проверяется по отношению к расчетной статической.

Расчетная статическая нагрузка и концевая нагрузка каната принимаются по данным, представленным в заявке на испытание каната.

64. Вычисляют и записывают в протокол отношение наименьшего диаметра органа навивки (барабана или шкива) к номинальному диаметру каната. Для многоканатных подъемных машин с отклоняющими шкивами указанное соотношение должно вычисляться относительно диаметра канатоведущего шкива подъемной машины.

65. Проводят оценку каната по полученным результатам.

Канат считается не выдержавшим испытания, если:

- процентное отношение площади поперечного сечения отбракованных проволок к площади поперечного сечения всех проволок каната достигает 6% для людских и грузолюдских канатов и 10% для грузовых канатов;

- запас прочности оказывается ниже норматива, установленного отраслевыми нормативными и руководящими документами в соответствии с условиями применения. Для подъемных установок угольных шахт нормативы приведены в Приложении N 7;

- отношение наименьшего диаметра органа навивки к диаметру каната оказывается ниже нормативного (Приложение N 8).

По результатам оценки каната в протокол записывают заключение: "Канат годен" или "Канат не годен".

66. Суммарные разрывные усилия выдержавших испытания канатов многоканатных подъемных установок, которые должны испытываться комплектом с одинаковым числом канатов правой и левой свивки, не должны отличаться более чем на 5% от наибольшего суммарного разрывного усилия каната из этого комплекта.

ОЦИНКОВАННЫЕ ПРЯДЕВЫЕ КАНАТЫ

67. Для прядевых канатов, изготовленных из оцинкованной проволоки, обработку результатов испытаний проводят по п. п. 54 - 56 настоящих Методических указаний с тем отличием, что допуски на отклонение диаметра от номинала выбирают из таблицы 5 для оцинкованной проволоки, а нормативы по перегибу - из таблицы 9.

НОРМАТИВНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕГИБОВ ПО МАРКИРОВОЧНЫМ ГРУППАМ
ДЛЯ ОЦИНКОВАННЫХ ПРОВОЛОК

68. Для оценки каната по забракованным проволокам, выявленным в результате испытаний, площади поперечного сечения проволок вычисляют по номинальным диаметрам согласно государственному стандарту на сортамент.

69. Для оценки проволоки по разбегу временного сопротивления разрыву используется площадь поперечного сечения проволоки, вычисленная по номинальному диаметру проволоки с цинковым покрытием.

70. Если в сертификате на канат, изготовленный по DIN 21254, не указаны номинальные диаметры проволок, то их следует определить, исходя из фактического диаметра и толщины цинкового покрытия (Приложение N 9).

Фактический диаметр нормально оцинкованной проволоки каната, изготовленного по DIN 21254, составляет 1,74 мм. Толщина цинкового покрытия в данном случае составляет 0,03 мм, тогда диаметр проволоки без покрытия равен 1,71 мм, что соответствует номинальному диаметру 1,7 мм. Номинальный диаметр проволок, изготовленных по DIN 21254, принимается исходя из принятого интервала размеров диаметров, равного 0,05 мм (т.е. 1,50; 1,55; 1,60; 1,65; 1,70. и т.д.).

71. Обработка результатов испытаний канатов закрытой конструкции выполняется в том же порядке, что и прядевых канатов, с учетом следующих особенностей:

- площадь поперечного сечения каждой группы фасонных проволок берут из соответствующих стандартов или технических условий, площадь поперечного сечения круглых проволок вычисляют по номинальному диаметру;

- кроме маркировочной группы каната вычисляют маркировочную группу для каждой группы проволок и округляют до ближайшей меньшей по ГОСТ 10505-76;

- нормативы по перегибу определяют для каждой группы проволок по ее маркировочной группе по таблице 6, а по разбегу временного сопротивления разрыву определяют для каждой группы проволок по ее маркировочной группе - по таблицам 9 и 10.

ДОПУСКАЕМЫЕ РАЗБЕГИ ВРЕМЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАЗРЫВУ
ДЛЯ КРУГЛЫХ ПРОВОЛОК ЗАКРЫТЫХ КАНАТОВ

ДОПУСКАЕМЫЕ РАЗБЕГИ ВРЕМЕННОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАЗРЫВУ
ДЛЯ ФАСОННЫХ ПРОВОЛОК ЗАКРЫТЫХ КАНАТОВ

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВТОРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

72. При повторных испытаниях маркировочная группа каната (и групп проволок для закрытых канатов) и номинальные диаметры проволок принимаются по результатам первичных испытаний; суммарная площадь поперечного сечения проволок каната - по государственному стандарту на сортамент с поправкой при замене диаметров по п. 2.1.6 ГОСТ 3241-91.

73. По результатам испытаний выполняют следующую обработку данных:

- вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие по каждой группе проволок и всех проволок каната;

- по каждой группе проволок, кроме центральных и проволок заполнения, определяют и записывают в протокол среднее разрывное усилие делением суммарного разрывного усилия для этой группы на количество проволок в группе. При этом число сломавшихся проволок при разборке и рихтовке вычитают из общего количества;

- для каждой группы проволок, кроме фасонных проволок в закрытых канатах, выбирают норматив на перегиб для канатов без покрытия по таблице 4, для оцинкованных - по таблице 7. Норматив по перегибу проволок для грузолюдских канатов принимается как для проволоки марки I, а для грузовых канатов снижается на один перегиб относительно марки I. Проволоку бракуют, если количество перегибов ее до разрушения меньше норматива;

- результаты испытаний проволоки диаметром менее 0,8 мм на разрыв с узлом оценивают по таблице 5 по нормативу для группы проволок с маркой вязкости I;

- для каждой группы проволок, кроме центральных и заполнения, вычисляют допустимые пределы разбега разрывного усилия:

верхний - умножением среднего разрывного усилия на 1,15;

нижний - умножением среднего разрывного усилия для грузолюдских канатов на 0,9, для грузовых канатов - на 0,85. Проволока, разрывное усилие которой выходит за допускаемые пределы, считается бракованной;

- подсчитывают по группам общее число забракованных проволок, не выдержавших испытания на перегиб и разрыв. Если одна и та же проволока забракована по двум параметрам, то она учитывается как одна проволока;

- вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие и суммарную площадь поперечного сечения забракованных проволок по группам и канату в целом;

- вычисляют и записывают в протокол процентное отношение площади поперечного сечения проволок, не выдержавших испытания, к площади поперечного сечения всех проволок в канате;

- вычисляют и записывают в протокол суммарное разрывное усилие проволок, принятых к расчету, вычитанием суммарного разрывного усилия проволок, не выдержавших испытания, из суммарного разрывного усилия всех проволок;

- определяют и записывают в протокол запас прочности каната как отношение суммарного разрывного усилия проволок, принятых к расчету, к расчетной статической нагрузке;

- вычисляют и записывают в протокол отношение наименьшего диаметра органа навивки (барабана или шкива) к номинальному диаметру каната (для многоканатных подъемных машин с отклоняющими шкивами - относительно диаметра канатоведущего шкива подъемной машины).

74. Канат считается не выдержавшим испытания, если:

- процентное отношение площади поперечного сечения отбракованных проволок к площади поперечного сечения всех проволок каната достигает 25%;

- запас прочности ниже 7-кратного для людских и аварийно-ремонтных подъемов, 6-кратного для грузолюдских подъемов и проходческих люлек, 5-кратного для грузовых, передвижных подъемных установок и спасательных лестниц согласно п. 3.4.18 РД 03-439-02;

- отношение наименьшего диаметра органа навивки к диаметру каната ниже норматива, указанного в соответствующем нормативном документе по условиям применения.

75. По результатам оценки каната в протокол записывают заключение: "Канат годен" или "Канат не годен".

76. Суммарные разрывные усилия выдержавших испытания канатов многоканатных подъемных установок, которые должны испытываться комплектом с одинаковым числом канатов правой и левой свивки, не должны отличаться более чем на 5% от наибольшего суммарного разрывного усилия каната из этого комплекта.

77. Для канатов с длиной отвеса более 600 м канат оценивается только по процентному отношению площади поперечного сечения отбракованных проволок к площади поперечного сечения всех проволок каната и отношению наименьшего диаметра органа навивки к диаметру каната.

Испытание стальных канатов на разрыв

КОНТРОЛЬ И НОРМЫ БРАКОВКИ

Дата введения 1997-03-01

от Российской экспертной компании:

А.А.Короткий, М.Н.Хальфин, Б.Ф.Иванов, А.С.Липатов, М.Н.Чумак-Жунь, Л.А.Невзоров

От Госгортехнадзора России:

В.С.Котельников, В.Г.Жуков, В.Я.Комиссаров, Н.А.Шишков

УТВЕРЖДАЮ Президент РОСЭК Чумак-Жунь М.Н. 11 февраля 1997 г.

СОГЛАСОВАНО: Госгортехнадзор России N 12-7/118 от 11.02.1997 г.

РД РОСЭК 012-97 разработаны в развитие Правил Госгортехнадзора России, международных стандартов ИСО, содержат требования по контролю и браковке стальных канатов и распространяются на канаты, применяемые на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, а также съемных грузозахватных приспособлениях. Рекомендовано для всех организаций, предприятий, учреждений, кооперативов, частных лиц и иностранных фирм, работающих на территории России при проектировании, изготовлении, экспертизе, ремонте, монтаже и эксплуатации подъемных сооружений.

Настоящий руководящий документ носит рекомендательный характер и распространяется на все подъемные сооружения, поднадзорные Госгортехнадзору России. Рекомендуется использовать при составлении новых нормативно-технических документов по подъемным сооружениям, подготовке паспортов и инструкций по эксплуатации новой техники.

Канаты, эксплуатирующиеся на подъемных сооружениях: кранах, лифтах, подъемниках (вышках), подвесных канатных дорогах (пассажирских и грузовых), наклонных рельсово-канатных подъемниках (фуникулерах), сменных грузозахватных органах, лебедках, съемных грузозахватных приспособлениях - следует рассматривать как невосстанавливаемые изделия, требующие замены при снижении прочности до критического состояния.

1. Контроль стальных канатов подъемных сооружений

1.1. Периодичность контроля стальных канатов

1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.

Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл.1.


Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте профессиональную справочную систему
«Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
НА КАНАТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЯХ

Дата введения 2007-11-01

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания о порядке проведения испытаний стальных канатов на канатно-испытательных станциях (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:

- Инструкции по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах (РД 03-439-02), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.04.02 N 19.

2. В Методических указаниях используются термины, установленные в Инструкции по эксплуатации стальных канатов в шахтных стволах, ГОСТ 1579-93. Проволока. Метод испытания на перегиб, ГОСТ 10446-80. Проволока. Метод испытания на растяжение, ГОСТ 7372-79. Проволока стальная канатная. Технические условия, ГОСТ 3241-91. Канаты стальные. Технические условия, ГОСТ 10505-76. Канаты стальные закрытые подъемные. Технические условия.

3. Испытания стальных канатов проводятся в целях определения соответствия их технического состояния установленным требованиям и выдачи заключений об их годности или негодности к использованию по назначению.

4. Методические указания являются документом рекомендательного характера и определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей организации и канатно-испытательной станции (далее - КИС) при проведении испытаний вновь навешиваемых и находящихся в эксплуатации стальных канатов на подъемных и транспортных установках угольной и горнорудной промышленности.

5. Методические указания рекомендуются для использования КИС и организациями, эксплуатирующими стальные канаты в угольной и горнорудной промышленности.

6. Действие Методических указаний не распространяется на испытания отрезков шахтных канатов после их аварийного нагружения и обрыва.

II. ОБОРУДОВАНИЕ КАНАТНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ СТАНЦИЙ

7. Канатно-испытательная станция (КИС) должна быть оснащена согласно Положению о канатно-испытательных станциях, утвержденному Госгортехнадзором России 21.12.94 г. с изменениями, согласованными письмом Госгортехнадзора России N 04-35/746 от 17.11.98 г. Оборудование по техническим параметрам должно соответствовать техническим требованиям нормативных документов, ГОСТ 28840-90, ГОСТ 1579-93 и иметь инструкции по эксплуатации.

8. Испытательные машины, эталонные (образцовые) динамометры, микрометры, штангенциркули должны иметь свидетельства о государственной поверке, выданные в установленном порядке.

Кроме государственной поверки, испытательные машины должны подвергаться периодической ведомственной контрольной проверке (далее - контрольная проверка).

9. Контрольная проверка должна проводиться органами ведомственной метрологической службы предприятия, в структуру которого входит КИС, либо работниками КИС (не менее двух человек), прошедшими специальное обучение и имеющими удостоверение на право выполнения поверочных и калибровочных работ, выданное территориальными органами метрологической службы.

Контрольные проверки проводятся не реже 1 раза в два месяца. Если испытательная машина используется не более 10 рабочих смен в течение месяца, проверки могут проводиться не реже 1 раза в 4 месяца.

Контрольная проверка осуществляется методом непосредственной нагрузки или путем сравнения показаний машины с показаниями эталонных (образцовых) динамометров. Порядок проведения контрольной проверки приведен в приложении N 1.

Результаты контрольной проверки должны заноситься в специальный журнал и подписываться работником, производившим проверку, и ответственным лицом. Форма журнала приведена в приложении N 2.

10. Приборы или машины для испытания проволоки на перегиб государственной поверке не подлежат. Их соответствие требованиям ГОСТ 1579-93 контролируется работниками канатно-испытательной станции.

III. ПРИЕМ ОТРЕЗКОВ КАНАТА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ.
ХРАНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ОТРЕЗКОВ

11. Отрезок каната длиной не менее 1,0 м, присланный на испытание, должен быть снабжен ярлыком, прикрепленным к канату. На ярлыке должно быть ясно указано: предприятие, шахтный ствол, назначение подъема (грузовой - Г, грузолюдской - ГЛ, людской - Л), правый/левый, заводской номер каната, диаметр каната, номер государственного стандарта, дата навески, дата отрубки.

12. Период от даты отрубки до поступления на испытание не должен превышать пяти дней.

На оба конца каждого отрезка каната должен быть наложен прочный бандаж шириной не менее 75 мм из мягкой проволоки.

Запрещается принимать на первичное испытание отрезки канатов, очищенные от смазки промывкой в обезжиривающем растворе.

13. К каждому отрезку каната должны прилагаться:

- заявление в КИС по форме, установленной в приложении N 3;

- копия заводского сертификата качества - для первичных испытаний, копия свидетельства о предыдущем испытании - для повторных испытаний.

В случае отсутствия сертификата качества канат может быть испытан на КИС только для использования в качестве грузового по марке проволоки, равной 1. Для использования каната в качестве грузолюдского предприятие-заказчик может обратиться в Научный Центр Восточный научно-исследовательский институт (далее - НЦ ВостНИИ) для проведения идентификационных испытаний на соответствие государственному стандарту и получения заключения о возможности применять его как грузолюдской.

14. Подъемные и тяговые канаты людских и грузолюдских подъемных установок должны иметь назначение ГЛ и марку проволок В, остальные - не ниже марки I.

15. В случае несоответствия представленных предприятием сведений о канате заводскому сертификату или данным, указанным на ярлыке, отрезок каната на испытания не принимается.

16. Импортные канаты, изготовленные по зарубежным стандартам, могут испытываться на КИС только после получения методических разъяснений по проведению испытаний от НЦ ВостНИИ.

17. Каждый отрезок каната, поступивший на испытания, должен регистрироваться в специальном журнале учета испытаний каната, форма которого приведена в приложении N 4.

18. Продолжительность испытания канатов, поступивших на испытания, не должна превышать:

- 15 календарных дней - при первичных испытаниях;

- 10 календарных дней - при повторных испытаниях.

19. Контрольные испытания канатов, оборвавшихся или подвергшихся в процессе эксплуатации экстренной аварийной нагрузке (выезд подъемных сосудов в копровые шкивы, застревание сосудов в стволе, набегание сосуда на канат, удары подъемного сосуда о препятствия в стволе или копре и т.п.) должны проводиться в испытательной лаборатории НЦ ВостНИИ, аттестованной для проведения испытаний канатов.

20. От каждого каната, поступившего на испытания, должен отрезаться образец длиной 30-35 см для испытаний. Остальная часть должна передаваться в канатный архив вместе с ярлыком, поступившим от предприятия, и храниться на протяжении всего срока службы каната (если его повторно не испытывают) или до следующего повторного испытания.

21. Условия хранения отрезков каната должны исключать возможность корродирования проволок прядей каната.

IV. ПОДГОТОВКА КАНАТА К ИСПЫТАНИЯМ

22. При подготовке каната к испытаниям производится его внешний осмотр, проверка соответствия сертификату по способу свивки, проверка нераскручиваемости по п.4.7 ГОСТ 3241-91.

23. У каждого отрезка каната, поступившего на первичные испытания, измеряется фактический диаметр (диаметр окружности, описанной вокруг поперечного сечения каната) согласно ГОСТ 3241-91 при помощи штангенциркуля ГОСТ 166-89 с ценой деления 0,1 мм.

Канат считается соответствующим стандарту, если отклонение фактического диаметра от номинального не превышает предельных отклонений, приведенных в таблице 1.


ГОСТ Р ИСО 2307-2007

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методы определения физических и механических свойств

Fibre ropes.
Method for determination of certain physical and mechanical properties

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом ТК 412 "Текстиль", Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 2307:2005 "Изделия канатные. Определение физических и механических свойств" (ISO 2307:2005 "Fibre ropes - Determination of certain physical and mechanical properties").

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении Е

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает для канатов различных видов методы определения следующих характеристик:

Линейная плотность, шаг крутки и шаг плетения измеряют на канатах, находящихся под воздействием установленной нагрузки, называемой стандартной нагрузкой, которая приведена в приложении А.

Растяжение соответствует измеренному увеличению длины каната, когда нагрузка, которой он подвергается, увеличивается от начального значения (стандартной нагрузки) до значения, равного 50% минимальной установленной разрывной нагрузки каната.

Разрывная нагрузка представляет собой максимум силы, регистрируемой или достигаемой в процессе испытания на разрыв образца для испытаний, проводимого на разрывной испытательной машине с постоянной скоростью движения движущегося элемента. Значения разрывной нагрузки, приведенные в таблицах технических требований к канатам, достоверны только в случае использования испытательных машин указанного типа.

Когда нет возможности испытывать канат целиком, может быть использован метод, описанный в приложении В, при условии наличия соглашения между участвующими сторонами.

Настоящий стандарт устанавливает также метод измерения гидрофобности, содержания смазки и пропитки и обработки термофиксацией, когда это требует заказчик.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие международные стандарты:

ИСО 139:2005 Изделия текстильные. Стандартные атмосферные условия для кондиционирования и проведения испытаний

ИСО 1968:2004 Канаты и канатно-веревочные изделия. Термины и определения

ИСО 9554:2005 Изделия канатные. Общие технические условия

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 1968.

4 Аппаратура

4.1 Испытательная разрывная машина, обеспечивающая предполагаемую разрывную нагрузку каната при постоянной скорости движения движущегося элемента в соответствии с 9.5 и измерение разрывной нагрузки с точностью ±1%.

Могут быть использованы различные испытательные разрывные машины:

- с захватом типа "блок";

- с закреплением концов образца с помощью петли;

- с клиновидным зажимом.

В случае испытательной машины с захватом типа "блок" диаметр шкивов или захватов, удерживающих образцы для испытаний, должен быть не менее 10 диаметров испытуемого каната.

В случае применения испытательной машины с закреплением концов образца с помощью петли диаметр стержней, на которые насаживают петли на концах образца для испытаний, должны быть по крайней мере в два раза больше диаметра испытуемого каната.

4.2 Весы, позволяющие измерение массы с погрешностью ±1%.

5 Отбор проб

5.1 Размер пробы

Когда это установлено заказчиком, проба от партии для проведения испытаний должна быть отобрана случайным образом в соответствии с 5.4.

5.2 Элемент выборки

Если требуется, пробы для испытаний должны быть отобраны от каждой отгрузочной единицы в партии в количестве и длиной, необходимыми для проведения заданных испытаний. Эти пробы для испытаний должны быть включены в поставляемую массу или длину.

Как альтернатива могут быть использованы документы, составленные изготовителем при производстве и контроле, если имеется договоренность между покупателем и изготовителем.

5.3 Структура партии, от которой отбирают пробы

Пробы отбирают от однородной партии, состоящей из канатов одного и того же диаметра и размеров, прошедших одни и те же процедуры изготовления и процедуры контроля.

5.4 Отбор проб

Число проб , отбираемых случайным образом от партии, вычисляют по формуле

где - размер партии, выраженный как число бухт.

Если не целое число, его следует округлить до ближайшего целого числа, например, 27,5 и 30,35 округляют до 28 и 30 соответственно.

Если менее 1, то следует взять одну пробу.

6 Образцы для испытаний

Образец для испытаний должен иметь длину, обеспечивающую при размещении на испытательной разрывной машине (см. рисунок 1) получение эффективной длины (см. 9.2) между концами образца, которая, как минимум, равна длине, приведенной в таблице 1.


- эффективная длина, измеренная без нагрузки; - ограничительные метки
для стандартного испытания; - базовые метки для стандартного испытания

Рисунок 1 - Эффективная длина для испытательных машин с закреплением концов образца
с помощью петель, применяемых для канатов диаметром не менее 20 мм

Тип удерживающего устройства

Минимальная эффективная длина , мм

Канаты из химических волокон диаметром более 10 мм

Канаты из химических волокон диаметром от 10 до 20 мм

Захват типа "блок"

Закрепление концов образца с помощью петли

Канаты из химических волокон диаметром более 20 мм

Канаты из натуральных волокон

* Если шаг крутки более 300 мм, , по возможности, должна быть увеличена до пяти шагов крутки.

6.2 Число образцов для испытаний

Один образец для испытаний от каждой пробы.

6.3 Отбор образцов для испытаний

Образцы для испытаний следует отбирать либо от конца пробы, либо из середины пробы, если предполагается их разрезание. Применяют все меры для предотвращения раскручивания; при необходимости удаляют слабо закрученные концы.

7 Кондиционирование

Канаты должны быть испытаны в окружающих атмосферных условиях, кроме случаев разногласий, когда образцы непосредственно перед испытанием должны быть помещены в атмосферные условия, установленные в стандарте ИСО 139, не менее чем на 48 ч.

8 Методы проведения измерений и расчетов

8.1 Расчет линейной плотности

Линейную плотность получают измерением массы и длины образца для испытаний, находящегося под воздействием стандартной нагрузки (см. раздел 9 и приложение В).

8.2 Измерение шага крутки и шага плетения

Измерения проводят во время приложения стандартной нагрузки.

8.3 Измерение растяжения каната

Это измерение проводят сравнением длин части образца для испытаний, который был подвержен последовательно:

V. Введены в действие с 1 ноября 2007 года | РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

32. Первичные испытания канатов перед навеской (в том числе канатов, находящихся в резерве) и повторные испытания канатов, находящихся в эксплуатации, должны проводиться согласно требованиям действующих правил безопасности.

33. Испытания навешенного каната, проработавшего менее 3 месяцев, проводятся как первичные.

34. При повторном использовании канатов, находившихся ранее в эксплуатации, на испытание представляется отрезок каната, взятый от конца, присоединяемого к подъемному сосуду. Обработка результатов испытаний проводится по нормам повторных испытаний, а запас прочности должен быть не ниже нормативного при навеске нового каната.

35. Проволоки каната разделяют на группы, количество которых определяется числом различных диаметров круглых проволок и числом профилей фасонных проволок. Центральные проволоки и проволоки заполнения выделяют в отдельные самостоятельные группы.

36. Данные об испытуемом канате и результаты испытаний заносят в протоколы испытаний. Примеры обработки результатов испытаний и применяемых при этом форм протоколов приведены в Приложении N 6.

ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ПРЯДЕВЫХ КАНАТОВ

37. При первичных испытаниях прядевого каната каждую его проволоку испытывают последовательно на соответствие нормативным требованиям по диаметру, по перегибам, на разрывную прочность. Результаты испытаний одной и той же проволоки записывают рядом в одной строке.

Замеры фактических диаметров всех проволок каната должны выполняться микрометром типа МК-0,25 с ценой деления 0,01 мм по ГОСТ 6507-90, имеющим свидетельство о госповерке и отрегулированным в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Необходимо постоянно следить за чистотой измерительных плоскостей и правильностью нулевой установки.

Измерение диаметра круглой проволоки должно производиться дважды. Второй замер производится в направлении, перпендикулярном первому. Место второго замера может быть смещено по длине проволоки с тем, чтобы избежать погрешности от прогиба проволоки. Фактический диаметр проволоки, равный среднему арифметическому двух замеров, записывают в протокол. Проволоки, у которых значения первого и второго замеров отличаются более чем на половину поля допуска на диаметр, т.е. "овальные", помечают в протоколе как не выдержавшие испытания. В рихтованных канатах проволоки на овальность не проверяются.

38. Испытания на перегиб проводятся для всех проволок каната, кроме забракованных по диаметру и порванных в канате или сломавшихся при разборке или рихтовке. Для проволок с диаметром менее 0,8 мм испытание на перегиб заменяют испытанием на разрыв с узлом.

Для испытания проволок на перегиб используется прибор типа НГ-2 по ГОСТ 1579-93 (ТУ 25.06-71).

Для каждого диаметра проволоки при испытании на перегиб устанавливают поводок, валики и расстояние от нижней поверхности поводка до валиков в соответствии с таблицей 2.

ДИАМЕТРЫ ПОВОДКА И ВАЛИКОВ ДЛЯ ПРОВОЛОК РАЗЛИЧНОГО ДИАМЕТРА

Прибор для испытания проволок на перегиб, проверенный согласно Приложению N 1, устанавливают на горизонтальной поверхности, изгибающий рычаг должен находиться в вертикальном положении. Проволоку продевают через поводок и пропускают между зажимными губками валиков на всю их высоту перпендикулярно плоскости, проходящей через оси валиков, и зажимают губками. Зажатая проволока не должна проворачиваться или перемещаться вдоль оси. Первым перегибом считается загиб проволоки вправо или влево на 90°, вторым - загиб проволоки на 180° в противоположную сторону, третьим - загиб проволоки на 180° в сторону, противоположную предыдущему перегибу и т.д. Перегибы проволоки допускается производить с частотой, не превышающей 60 загибов в минуту. Количество перегибов до разрушения проволоки записывается в протокол (перегиб, при котором произошло разрушение, в это число не входит).

Результат записывают в графу "Число перегибов".

39. На разрыв испытываются все проволоки каната за исключением порванных в канате, сломавшихся при разборке и рихтовке.

Перед испытанием на разрыв испытательная машина должна быть проверена и подготовлена к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Выбор шкалы испытательной машины должен выполняться в соответствии с указаниями технической документации на машину.

Рекомендуется, чтобы для машин с маятниковым, рычажно-маятниковым и гидравлико-маятниковым силоизмерителем ожидаемое минимальное разрывное усилие проволоки составляло не менее 1/5 используемой шкалы, но не ниже 0,04 от предельной нагрузки испытательной машины; а наибольшее разрывное усилие проволоки не превышало 3/4 используемой шкалы силоизмерителя. Для машин с электронным силоизмерительным датчиком ожидаемое разрывное усилие проволок должно находиться в диапазоне, обеспечивающем минимальную погрешность согласно технической документации на машину.

Проволока зажимается в захватах машины на всю длину плашек. Длина свободного участка проволоки между захватами должна быть 100 - 200 мм. Нагрузка должна прилагаться к проволоке плавно. Подвижный захват при испытании должен перемещаться со скоростью не более 0,4 длины участка между захватами в минуту. Во избежание превышения допустимой величины рекомендуется принимать скорость не более 40 мм/мин.

Величина нагрузки должна отсчитываться с точностью до одного наименьшего деления соответствующей шкалы силоизмерителя.

Результат записывают в графу "Разрывное усилие".

При испытании на разрыв с узлом проволок диаметром менее 0,8 мм узел нужно завязывать без сильного затягивания. Результат в этом случае записывают в графу "Число перегибов".

При разрыве проволоки в захвате испытание считается недействительным, если разрывное усилие проволоки оказалось меньше требуемого для данного временного сопротивления разрыву. Допускается еще раз испытать оставшийся кусок этой проволоки на разрыв.

Если наблюдаются частые разрывы проволок в захватах, то должны быть заменены плашки или отрегулировано их взаимное положение. После замены или регулировки плашек проволоки каната должны быть испытаны на разрыв заново.

Испытания оцинкованных канатов проводятся аналогично испытаниям канатов без покрытия. Отличие имеется на стадии обработки результатов испытаний.

40. Результаты испытаний оформляются протоколом (Приложение N 6).

ПЕРВИЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ЗАКРЫТЫХ КАНАТОВ

41. При первичных испытаниях канатов закрытой конструкции круглые проволоки испытывают на соответствие государственному стандарту по диаметру, по перегибу и разрывному усилию. Порядок и технология испытаний аналогичны испытаниям канатов прядевой конструкции.

42. Высоту фасонных проволок замеряют выборочно для определения соответствия государственному стандарту, используя штангенциркуль с ценой деления 0,1 мм по ГОСТ 166-89.

43. На разрыв испытывают все фасонные проволоки. Результаты испытаний оформляют протоколом (Приложение N 6).

44. При повторных испытаниях канатов каждую проволоку прядевых канатов и каждую круглую проволоку канатов закрытой конструкции испытывают на перегиб и разрыв. Фасонные проволоки испытывают только на разрыв.

Порядок и технология проведения испытаний - аналогично первичным испытаниям.

45. Диаметры круглых проволок и высота фасонных проволок замеряются выборочно только для уточнения соответствия конструкции каната государственному стандарту.

46. При испытании проволок на перегиб участок проволоки для зажима в губках берется произвольно, без намеренного выбора изношенного участка.

47. Испытания на перегиб проволок диаметром менее 0,8 мм заменяются испытаниями на разрыв с узлом.

Результаты испытаний оформляют протоколом (Приложение N 6).

ИСПЫТАНИЕ КАНАТОВ С ПЛАСТИЧЕСКИ ОБЖАТЫМИ
ПРЯДЯМИ И ТРЕХГРАННОПРЯДНЫХ

48. Настоящим разделом устанавливается порядок испытаний канатов с пластически обжатыми прядями типа "Дайформ" и трехграннопрядных канатов, изготовленных из проволоки высокой прочности.

49. При испытаниях канатов с пластически обжатыми прядями следует руководствоваться следующим:

- проволоки каната, деформированные в процессе пластического обжатия прядей, не бракуются, а испытываются на разрыв и изгиб в установленном порядке;

- за фактическое значение диаметра деформированных проволок при определении временного сопротивления разрыву принимаются значения номинальных диаметров, приведенных в сопроводительных документах на канат;

- при испытании деформированных проволок канатов с пластически обжатыми прядями необходимо учитывать, что при пластическом обжатии прядей форма и поперечное сечение проволок изменяется. Поэтому минимальное количество перегибов деформированных проволок должно быть снижено на один перегиб. Например, минимальное количество перегибов для недеформированной проволоки - 10. Для деформированной проволоки каната с пластически обжатыми прядями минимальное число перегибов следует принять равным 9.

50. При испытаниях трехграннопрядных канатов, изготовленных из проволоки высокой прочности, руководствоваться следующим:

- проволоки трехграннопрядного сердечника не испытываются. Исключение составляют наружные проволоки сердечника, которые испытываются только на разрыв. Разрывное усилие этих проволок включается в расчет суммарного разрывного усилия каната.

- при обработке результатов испытаний проволок этих канатов на перегиб допустимое число перегибов проволок диметром = 2060 Н/кв. мм и диметром >= 3,60 мм с маркировочной группой >= 1860 Н/кв. мм необходимо брать по нормам, приведенным в таблице 4;

- при повторных испытаниях канатов для людских и грузолюдских подъемных установок нормы перегибов проволок должны приниматься, как для проволок марки I, а для грузовых установок допускается снижение минимального количества перегибов на один перегиб от норм, установленных для канатов марки I.

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕГИБОВ НЕОЦИНКОВАННОЙ ПРОВОЛОКИ
ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ

51. Если проволоки каната имеют различную маркировочную группу в различных слоях, то для таких канатов, кроме маркировочной группы каната, должна устанавливаться отдельно маркировочная группа для каждой группы проволок по слоям.

Маркировочная группа по временному сопротивлению разрыву для каждой группы проволок по слоям должна вычисляться путем деления суммарного разрывного усилия каждой группы проволок на площадь поперечного сечения этих проволок и округляться до ближайшей маркировочной группы.

Читайте также: