Трос стальной что это

Обновлено: 17.05.2024

Разнообразие стальных тросов

Разнообразие стальных тросов

Назначение троса из стали

Изделие чаще всего применяется при выполнении такелажных, буксировочных и грузоподъемных работ. Такой прочный и одновременно гибкий элемент является неотъемлемой деталью оснащения подъемных кранов, экскаваторов и буровых установок. Кроме того, он используется в механизмах подъема и опускания пассажирских и грузовых лифтов, с его помощью армируют бетон, придавая ему требуемые механические характеристики. Наиболее широкое применение такие тросы получили при выполнении грузоподъемных работ, ведь высокая прочность и гибкость, которыми обладают эти изделия, позволяет изготавливать из них грузозахватные приспособления, способные выдержать значительные механические нагрузки.

Учитывая сложность работ, для выполнения которых используют стальные тросы, следует уделять очень серьезное внимание вопросам их выбора. На современном рынке представлены различные виды канатов и тросов, изготовленных из стали, что делает их выбор очень затруднительным для несведущего человека. В таких случаях лучше обратиться к профессионалам, способным подобрать изделие в соответствии с теми задачами, для решения которых его планируется использовать.

Буксировочный трос с карабином

Буксировочный трос с карабином

Строгие требования по соответствию оговоренным эксплуатационным характеристикам предъявляются не только к металлическим тросам, но и к дополнительным элементам, в сочетании с которыми они используются. Такие изделия перед выпуском их в эксплуатацию подвергаются специальным испытаниям и проверкам, после чего на них выдаются сертификаты и разрешения на использование по их прямому назначению.

Основными параметрами, по которым эти тросы и выбираются потребителем, являются гибкость, прочность и грузоподъемность, а также предельные значения их натяжения. Чтобы повысить устойчивость стальных тросов к воздействию агрессивных сред, в которых они будут эксплуатироваться, их в отдельных случаях могут подвергать дополнительной обработке. Вес проволочного троса может быть одним из наиболее значимых параметров, если говорить об отдельных сферах использования этого изделия.

Особенности конструкции тросов

Стальные тросы сегодня изготавливаются по разным технологиям, но есть общие особенности их устройства, на которых и следует остановиться подробнее. Основу конструкции любого такого троса составляет множество стальных проволок, переплетенных вокруг общего сердечника. Сердечник может быть изготовлен из различных материалов, в том числе и неметаллических. Основным назначением такого элемента является формирование модели готового изделия и предохранение его поверхности от продавливания, которое может возникнуть под воздействием значительных механических нагрузок. Если в качестве материала изготовления сердечника используется металл, то его поверхность обязательно защищают от коррозии, для чего ее покрывают цинком или алюминием.

Конструкция стального троса

Конструкция стального троса

Часто тросы изготавливают с сердечником из органических материалов, в качестве которых используют х/б ткань, манилу, пеньку или сизаль. Органика, как известно, очень подвержена гниению и грибковым поражениям. Чтобы избежать этого явления, сердечники из органики пропитывают специальной смазкой, значительно продлевающей срок службы стального изделия и дополнительно способствующей тому, чтобы минимизировать трение между его составными элементами.

Активно используются также типы канатов, сердечник которых изготовлен из синтетических материалов: полиамидных нитей. Как правило, такие тросы имеют двухслойное устройство, при этом оба слоя, разделенные синтетическими нитями, не трутся друг о друга. Большим преимуществом стальных изделий такой конструкции является их относительно небольшой вес – очень важное свойство во многих ситуациях. В качестве металлических сердечников тросов могут быть использованы изолированные пластины металла, проволока или лента, свитые в спирали.

По уровню своей гибкости тросы из стали подразделяются на три категории: с наименьшей степенью гибкости (сердечник из пеньки и 42 проволок), гибкие (72 проволоки, из которых предварительно выполнены отдельные пряди) и обладающие повышенной гибкостью (сердечник из пеньки и 144 проволоки, предварительно свитые в 6 прядей).

Трос стальной в ПВХ оболочке

Трос стальной в ПВХ оболочке

Виды и маркировка изделий

При выборе стального троса для решения определенных задач следует учитывать массу факторов: его устройство, длину и диаметр, а также основные параметры – гибкость и предельную нагрузку, которую он способен выдержать. Нужно обязательно уделить внимание конструкции такого изделия, которая во многом и определяет его основные характеристики. К тому или иному типу конструкции тросы причисляют в зависимости от того, из какого количества свивок они выполнены. Так, стальной трос одинарной свивки состоит из сердечника, на который по спирали накручена проволока. Такие элементы часто используются в качестве отдельных прядей для изготовления более сложных изделий – стальных тросов двойной свивки.

Конструкция таких изделий включает в себя сердечник, на который с соблюдением определенной последовательности и накручивают пряди. Пряди используются для изготовления как однослойных, так и многослойных тросов, которые способны выдерживать значительные нагрузки и могут обладать способностью не закручиваться в процессе работы, что очень важно во многих ситуациях. Самыми сложными по своему устройству являются тросы тройной свивки, для изготовления которых используют так называемые стренги. Стренг – это, по сути, стальной трос двойной свивки, специально изготовленный для того, чтобы в дальнейшем формировать из него более сложные изделия.

Для производства тросов сложной конструкции могут использоваться пряди, выполненные различными способами. Для маркировки и определения типа прядей, из которых выполнен трос, используют обозначение ЛК – линейное касание. Наиболее простые по своему устройству пряди (ЛК-0) характеризуются одинаковым шагом свивки во всех слоях и ее повторяющимся рисунком.

Для формирования слоев пряди может быть использована проволока разного диаметра, в таких случаях она обозначается ЛК-Р. Существуют и смешанные типы прядей, одни слои которых изготовлены из проволоки одного диаметра, а другие – из проволоки разного. Такие пряди обозначаются ЛК-РО. Способ изготовления прядей очень важно учитывать при выборе тросов различного назначения, так как именно он в большей степени определяет те свойства, которыми обладает готовое изделие.

Для производства стальных тросов также используются пряди, изготовленные по принципу не линейного (ЛК), а точечного касания проволоки в них (ТК). Особенности устройства таких прядей заключаются в том, что в каждом их слое используется разный шаг намотки проволоки, кроме того, эти слои перекрещиваются между собой. Следует сразу сказать, что не рекомендуется использовать стальные тросы с такими прядями в тех случаях, когда они будут испытывать значительные динамические нагрузки.

Типы плетения стальных тросов

Типы плетения стальных тросов

Объясняется это тем, что в связи с невысокой плотностью внутренней структуры таких изделий, их слои под действием динамических нагрузок подвергаются сильному трению, что может привести к быстрому выходу из строя всего троса. Существуют и комбинированные тросы, для изготовления которых использованы пряди ЛК и ТК типов. Обозначаются они соответственно ТЛК. Каждый из приведенных выше типов стальных тросов следует выбирать в зависимости от их назначения, тщательно оценивая те условия, в которых они будут эксплуатироваться.

Область применения

Одним из наиболее примечательных видов стальных тросов, выпускаемых современной промышленностью, является изделие, выполненное из оцинкованной проволоки. Для дополнительной защиты от коррозии такой стальной трос помещен в оболочку из ПВХ. Благодаря этим особенностям своего устройства трос может успешно эксплуатироваться даже в самых неблагоприятных условиях. Так, изделия подобной конструкции используются для обвяза грузов, опускаемых в жидкие среды, с их помощью выполняют монтаж антенн и мачт, линий электропередачи и связи.

Освоили современные производители и выпуск металополимерных тросов, проволока в которых может быть дополнительно оцинкована, что придает изделию еще большую коррозионную устойчивость. Существует и более простой способ защитить трос от возникновения и развития коррозионных процессов, который также используют современные производители. Для этого гибкий стальной трос покрывают слоем специальных смазок либо в его структуру вводят дополнительный слой, сформированный из оцинкованной проволоки.

На современном рынке также можно приобрести тросы, поверхность которых защищена материалом, способным успешно противостоять горению, воздействию высоких температур и температурных перепадов.

Стальные тросы: применение, свойства, конструкции

Трос металлический – это основной элемент тросового такелажа. Несмотря на то, что конструкция троса напоминает обычный канат, само изделие считается сложным инженерным предметом. Все стальные тросы классифицируются по двум стандартам ГОСТ - 3066-80 и 3067-80. В них можно найти информацию о механических особенностях троса, его свойствах, составе и других важных моментах.

Свойства каната зависят от его размера, конструкции, качества, типа сердечника и отделки. Также канаты делятся по размеру диаметра. В данном обзоре мы рассмотрим основные группы классификации стальных канатов, определим плюсы, недостатки тросов и придем к выводу, когда лучше всего использовать стальные канаты.


Конструкции стальных тросов

Конструкция троса включает следующие компоненты: сердечник, прядь, проволока, центральная проволока. Чаще всего каждая отдельная проволока расположена вокруг центральной проволоки, образуя жилу проволоки.

Пряди формируются вокруг центрального сердечника, образуя трос. В зависимости от количества прядей определяют толщину тросов. Их достаточно много, но существует предельное количество нитей – 25. Размер и количество проволок в каждой пряди, а также размер и количество прядей в канате сильно влияют на характеристики каната.


Преимущественно большое количество проволоки и прядей небольшого размера образовывают гибкие тросы, обладающие с хорошим сопротивлением при сгибании. Такие варианты подходят для организации спусковых механизмов.

Меньшее количество более толстых проволок и прядей присущи менее гибкому канату с хорошей коррозийной стойкостью и долговечностью. Такой вариант подходит для применения в статических условиях. Конструкция каната также важна для оценки тросов на стойкость к коррозии, уровень износа.

Типы сердечников в стальных тросах

Тросы бывают с тремя типами сердечников:

  1. Сердечник из проволоки, который имеет ту же конструкцию, что и внешние жилы.
  2. Волоконный сердечник чаще применяют для такелажа. Такие тросы обладают высокой прочностью на растяжение, а благодаря увеличенному диаметру проволоки более устойчивы к истиранию. Для изготовления таких тросов чаще всего используют сизаль (грубое волокно) или полипропилен. За счет этого удается обеспечить гибкое основание для прядей в структуре каната. Волокнистые сердечники используются для изготовления канатов, где требуется эластичность. Волоконные сердечники непригодны для применения на открытом воздухе.
  3. Независимый стальной сердечник троса. Этот тип подходит для изготовления тросов, которые используются на растяжении, подвергаются серьезным сжимающим нагрузкам, высоким рабочим температурам. Данный тип каната тяжелее и прочнее троса с волокнистым сердечником.

Свивка в стальных тросах

Свивка в металлических тросах определяет, как проволока в прядях формирует структуру каната. Простыми словами, пряди проволоки имеют алгоритм скручивания, обеспечивающий плотно сформированную структуру. Понятие «свивка» используют для описания направления скрученной проволоки по отношению прядей в готовом тросе. При правильной свивке пряди наматываются вокруг сердечника каната по часовой стрелке, при левосторонней или правосторонней - против часовой стрелки.

Обычный вид свивки означает, что проволока в пряди укладывается в направлении, противоположном направлению, в котором пряди уложены в конечном канате. Направление свивки тросового каната не влияет на разрывную силу троса. Однако сочетание свивки прядей и свивки каната сильно влияет на характеристики троса. Например, если речь идет о структуре каната, где вращение предотвращается при задействованных правосторонних и левосторонних прядей.


Классификация тросового изделия

Стальной трос широко распространен, на рынке представлен большой выбор изделий. Есть несколько классификаций металлических тросов:

  • по назначению;
  • по форме сечений;
  • количество прядей в канате, что определяет его сферу применения;
  • материал основного элемента - сердечника;
  • свойства проволок;
  • направление прядей в структуре – левостороннее, правостороннее;
  • вид обработки проволоки;
  • вид и род витья.

Чтобы определить номинальный диаметр троса, нужно сделать замеры в двух сечениях. Между ними должно быть расстояние в 1 м. В сечениях меряют диаметр два раза по линии максимального расстояния между предельными точками.

Качество и разновидности материала тросов

Качество используемой стали определяет силу прочности при растяжении троса. Современные технологи производства предлагают потребителям долговечные изделия с антикоррозийной стойкостью, устойчивостью к внешним факторам воздействия. Стальные канаты обычно представлены на рынке в диапазонах растяжения от 1570 до 2160 Н/мм квадратный.

Оцинкованные канаты изготавливаются из гальванизированного материала для защиты от коррозии. Для использования тяжелого оборудования (например, лебедки, шахтные машины) появляется спрос на изготовление канатов увеличенного диапазона натяжения канатной проволоки. С другой стороны, поскольку прочность – не единственный критерий при выборе троса, важно оценивать конкретные условия применения канатов.

Нержавеющая сталь – наиболее популярный материал для тросового производства. Поскольку изделия из нее можно использовать в суровых климатических условиях, это говорит о высокой защите от коррозии. Нержавеющая сталь обладает высокой прочностью на разрыв, считается пригодной практически для любой окружающей среды. Современные методы обработки стали означают, что нержавеющую сталь можно резать, сваривать, формировать и производить достаточно легко. Гибкость тросов из данного типа материала означает, что с помощью стали можно производить изделия любого размера и формы.

Существует множество различных марок нержавеющей стали в зависимости от содержания в них легирующих элементов, а также их механических свойств и коррозионной стойкости. Они обозначаются в маркировке по ГОСТу и другим международным стандартам.

При выборе марки нержавеющей стали в составе троса важно учитывать факторы окружающей среды. Существуют методы классификации факторов окружающей среды, которые позволяют выбрать марку для более точного применения.

Предназначение стальных тросов

Тросовые изделия предназначены для подъема, перемещения тяжелых конструкций. Подъемный стальной трос также способен выполнить следующие задачи:

  • перемещения груза на башенных или контейнерных кранах;
  • удержание крановых конструкций;
  • монтаж и демонтаж кранов и другие.

Если нужно провести манипуляцию с неуправляемым грузом или поднять его на большую высоту, потребуются канаты, устойчивые к вращению. Только они обеспечивают стабильность груза, поэтому груз способен вращаться. Устойчивые к вращению канаты, прикрепленные к конструкции крана, не передают крутящий момент на точку крепления. За счет этого удается обеспечить безопасность работы. Такие типы канатов имеют требования при производстве, согласно стандартам ГОСТ. Различаются они по уровню сопротивления вращению в зависимости от типа конструкции.


Есть несколько условий, когда использование устойчивых к вращению канатов неуместно и неоправданно. Например, если канаты одной и той же конструкции используются в виде пары, состоящей из правосторонних и левых канатов. В этом случае обеспечивается стабильность вращения, поэтому нагрузка не производит вращение. Объясняется это равновесием крутящего момента.

Устойчивые к вращению канаты не так склонны к сгибанию. Поэтому, если в конкретной ситуации нужны эластичные составы, тогда не стоит останавливаться на данном типе тросов. Оцените условия использования канатов и риски применения разных типов изделий.

Для чего нужна тросовая смазка?

Чтобы увеличить срок эксплуатации стальных тросов, нужно правильно за ними ухаживать. Смака канатов – обязательная мера, главная задача которой заключается в защите от коррозии и механических повреждений. Специалисты советуют наносить смазки небольшим слоем около 0,2 м. Смазывающие вещества применяются при изготовлении тросов и их эксплуатации.


Регулярная смазка канатов обеспечивает долговечность и выполняет другие задачи:

  1. Предотвращает деформацию за счет того, что обеспечивает максимальное проникновение отдельных прядей.
  2. Защищает от коррозии, предотвращая преждевременный выход из строя металлического изделия.
  3. Обеспечивает стойкость к смыванию, гарантируя защиту во влажных условиях и других факторов внешнего воздействия.
  4. Снижает трение, уменьшая истирание и износ.

Смазка гарантирует устойчивость к воздействию воды, идеально подходит для распыления под высоким давлением - продукт с низкой вязкостью. Она демонстрирует высокотемпературную стабильность, обеспечивающая защиту при высоких температурах. Состав можно применять при низких температурах.

Деформации и износ канатов

Чаще всего проволочные соединения разрушаются из-за растяжения, коррозийного или механического воздействия. При обнаружении разрывов при нагрузках на важно обязательно проверить уровень безопасности, особенно, если канат используется для тяжелых й.

Коррозионные повреждения возникают в результате эксплуатации во влажных, соленых, кислотных условиях или при воздействии других химических элементов. В этом случае нужно приложить максимум усилий для устранения проблемы. Как вариант, можно использовать специальную смазку.

Механическое повреждение представляет собой надрезы или надколы. Это происходит из-за неаккуратного обращения с , удара. Также механический разрыв случается из-за резкого освобождения от большого веса.

Разрушение прочности прядей троса часто происходит в результате износа при изгибе. Причинами истирания прядей могут быть:

  • перегиб и скручивание канатов из-за нагрузки;
  • контактные напряжения между отдельными прядями;
  • колебание ветра и другие динамические эффекты. Источник колебания называется «реклаймер».

При выборе троса для конкретных целей важно обратить внимание на качество материала и его свойства. Если намерены применять канат в суровых условиях окружающей среды, обязательно смазывайте изделие. Стальные тросы – это сложный инженерный объект, к выбору которого нужно подходить грамотно.

Что такое стальной трос?

stalnoy-tros

Металлический трос – это сложное изделие, которое состоит из стальной проволоки, и является важным элементом тросового такелажника. И хотя его конструкция похожа на обычный кран, она имеет определённые особенности. Выпускаемые типы стальных тросов соответствуют нормам, которые изложены в ГОСТ 3066-80 и 3067-80. Здесь же указывается их классификация, физико-технические свойства, сырьевой состав, прочие, не менее важные моменты.

Назначение стальных тросов

Деталь обладает высокой прочностью. Она хорошо поддаётся сгибанию. Используется в таких механизмах: подъёмных кранах, экскаваторах, буровых установках. Размещается на устройствах, которые занимаются подъёмом и спуском пассажиров, а также грузов с большим весом. Армирует бетон, доводя его до нужных механических характеристик.

Востребована при выполнении следующих задач:

  • такелажных;
  • буксировочных;
  • грузоподъёмных.

Тросы – это основа для сборки грузозахватных приспособлений, которые отличаются способностью выдерживать существенные механические нагрузки. Стальные тросы ГОСТ подходят для решения сложных задач. В специализированных магазинах можно найти разные виды и модели. Все они изготавливаются из разных сплавов стали и других материалов.

struktura_trosa

Стальные тросы производятся с применением разных технологий. Но все они имеют одинаковые конструкционные особенности. Основа состоит из множества проволок из стали, которые переплетены по всему периметру сердечника.

Важно также понимать, из чего состоит стальной трос:

  • сердечник;
  • канат;
  • пряди;
  • проволока;
  • внутренний слой прядей.

Пряди закручиваются вокруг сердцевины. Из них образовывается сам трос. От их количества зависит толщина основы. И хотя их там много, есть предельное значение – 25. Размер и число проволок, которые находятся непосредственно в каждой пряди, влияют на основные характеристики каната. Трос считается гибким, если он состоит из многих прядей и проволок. При этом он имеет хорошее сопротивление к сгибанию. Подходит для обустройства пускового механизма.

Обратная ситуация, где проволоки и прядей не так много, и они в разы толще, говорит о том, что канат имеет незначительную гибкость. Однако для него характерна хорошая стойкость к коррозии и долговечность.

Особенности конструкции

Сердечник изготавливается из разного материала, включая неметаллического. Основная функция элемента заключается в том, чтобы сформировать модель готового изделия и защитить его от деформаций, продавливания. Они могут возникнуть под воздействием существенных механических нагрузок. Если сердечник изготовлен из металла, то его поверхность в обязательном порядке покрывают защитным слоем, который уберегает от коррозии. Это может быть цинк или алюминий.

Стальные модели по уровню гибкости делятся на три категории:

  1. небольшая степень гибкости (сердцевина из пеньки, количество проволоки – 42 шт.);
  2. средняя (72 шт.);
  3. повышенная (144 шт.).

Часто сердцевина состоит из органического сырья: х/б ткань, пенька, сизаль. Но органика подвержена гниению и очень быстро поражается грибком. Чтобы предотвратить такой исход, такой тип сырья пропитывается специальной смазкой. Благодаря ей, продлевается срок службы материала, минимизируется степень трения, которое возникает между составными деталями.

Сердечник может изготавливаться из синтетических материалов таких, как полиамидные нити. Здесь используется двухслойное обустройство, где оба слоя разделяются синтетическими нитками. Это позволяет им не тереться друг об друга. Отличается небольшим весом.

Классификация стальных тросов

На рынке можно найти множество моделей тросов, выполненных из стали. Они широко распространены. Металлоизделия классифицируются следующим образом:

  • назначение;
  • форма сечения;
  • количество прядей в канате;
  • сырье, взятое для производства основного элемента – сердечника;
  • свойства, которые характерны для проволоки;
  • направление прядей: левостороннее, правостороннее;
  • тип обработки проволок;
  • вид витья, а также его род.

Для определения номинального диаметра необходимо выполнить замеры двух сечений. Между ними важно, чтобы было расстояние около 1 м. Чтобы замерить сечение диаметра, нужно сделать это два раза по линиям, имеющим максимальное расстояние в области предельных точек.

priminenie-trosa

В зависимости от покрытия и нагрузки, стальные тросы широко применяются в тех или иных отраслях. К примеру, изделия, покрытые слоем цинка, используются в промышленном и сельскохозяйственном секторе:

  • угольные шахты;
  • нефтедобывающие предприятия;
  • горнорудные;
  • для оснащения морского транспорта;
  • строительство;
  • машиностроение.

Канат, помещённый в ПВХ оболочку, стоит намного дороже, чем оцинкованные изделия. Однако он имеет больше преимущества. Без него не обходятся монтажные работы, проводимые на подвесных городских конструкциях: светофоры, рекламы, ТВ антенны, электрокабели, прочее.

Область применения тросов также определяется их структурными особенностями конструкции:

Стальные канаты

Стальной канат (трос) — особо прочное проволочное грузоподъемное оборудование. Он объединяет в себе прочность арматуры и гибкость проволоки, исключая их недостатки. Чаще всего стальные канаты применяются в строительстве как несущие элементы конструкций. С их помощью переносят тяжелые и сверхтяжелые грузы, изделия служат для перекрытий стадионов, спортивных площадок и крепления мостов.

Канаты, произведенные по разным нормативам ГОСТ, имеют конкретное предназначение, что связано с различными уровнями прочности:

Виды стальных канатов

Существует множество разновидностей стальных канатов. Чтобы было проще ориентироваться в ассортименте, их классифицируют в зависимости от характеристик.

Материал сердечника

Материал сердечника стального каната


Материал сердечника стального каната

Сам по себе элемент необходим, чтобы усилить износостойкость, увеличить гибкость и прочность продукции. Сердечник продлевает срок эксплуатации всего каната, снижает риск деформации.

Существует два варианта сердечников: из металла (МС), а также из органических материалов (это могут быть как натуральные, так и синтетические волокна, они обозначаются ОС).

Второй вид сердечника производят из пеньки либо из полипропилена. Его дополнительно пропитывают антикоррозийными веществами, а также составами, защищающими от гниения. Металлический сердечник усиливает грузоподъемность и дает возможность работать в более тяжелых условиях, при очень высоких температурах.

Конструкция

В зависимости от количества плетений существуют такие канаты:

  • Одинарные (еще их называют спиральными). Они созданы из сплетённой по спирали проволоки в три слоя.
  • Двойные свивки — изготовлены из переплетения в несколько слоёв.
  • Тройной свивки — при создании оснастки использованы канаты двойной свивки.

Тип свивки прядей

В зависимости от площади касания проволоки стальные канаты делят на нижеследующие разновидности:

тип свивки стального каната - точечное касание


точечное касание

Тип: Точечные
Обозначение: ТК

тип свивки стального каната - линейное касание


линейное касание

Тип: Линейные
Обозначение: ЛК

тип свивки стального каната


одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Точечно-линейные (при одинаковом диаметре)
Обозначение: ЛК-О

тип свивки стального каната - одинаковый диаметр проволоки стального каната

Тип: Линейное касание проволоки при разном диаметре внешних прядей
Обозначение: ЛК-Р

Тип: Линейное касание проволоки, между слоями которой есть проволоки с разным диаметром и с одинаковым
Обозначение: ЛК-РО

По способу свивки

Наименование Описание
Нераскручивающиеся канаты (Н) положение проволоки не изменяется после снятия вязок либо же раскручивается незначительно
Раскручивающиеся не обозначаются буквой, не сохраняют положение проволоки после снятия вязок с концов

По степени уравновешенности

Наименование Описание
Рихтованный (P) постоянно находится в прямом положении, не стремится изогнуться
Нерихтованный (без обозначений) канат, чей свободный конец изгибается, меняет свое положение на кольцо

По механическим свойствам проволоки

Следующими обозначениями производитель указывает качество проволоки, которое бывает:

  • высоким — ВК;
  • повышенным — В
  • нормальным — обозначается единицей.

Покрытия поверхности проволоки

Поверхность может не иметь покрытия, что не выносят отдельным обозначением. Либо может наноситься цинковое покрытие, которое позволяет эксплуатировать канаты в особых условиях:

  • ОЖ — особо жёстких;
  • Ж — жёстких;
  • С — средне агрессивных;

Направление плетения каната

Крестовая — направление прядей идёт противоположно направлению каната.

Направление плетения каната

Односторонняя (О) — направление прядей в канате и проволоки в прядях одинаковые.

Направление плетения каната

Комбинированная (К) — наличие в канате направления и правой, и левой свивки.

По назначению

Грузолюдные (ГЛ) — для транспортировки персонала.

Грузовые (Г) — для перемещения грузовых объектов.

Производство и маркировка стального каната

Промышленное производство стальных канатов осуществляется на специализированном оборудовании. Весь процесс автоматизирован, поэтому плотность сплетения изделия получается очень высокой. Существует несколько способов производства изделий. Один из стандартных методов: круговое обжатие проволочных прядей для их деформации.

Как производят стальной канат

На заводе-производителе каждое изделие создается в соответствии с ГОСТ. На стальной канат крепится бирка с необходимой маркировкой. На ней содержится вся необходимая информация для покупателя:

  1. наименование производящего предприятия,
  2. номер каната,
  3. условное обозначение,
  4. длина,
  5. масса в кг,
  6. дата изготовления.

12 — диаметр каната
ГЛ — грузолюдской
В — марка проволоки
Л — левая свивка
О — односторонняя свивка
Ж — группа цинкования Ж
Н — нераскручивающийся
Р — рихтованный
1770 — маркировочная группа

Упаковка стального каната

ГОСТ 11127-78 на стальные канаты для продажи и транспортировки предписывает упаковку путем наматывания изделия на барабан. Концы плотно прикрепляются к конструкции. Шейка барабана обязана превышать 15 диаметров троса, борт барабана должен выступать на 2 диаметра каната при толщине каната 25 миллиметров. Конец каната снаружи обматывается синтетическими либо натуральными материалами. По требованию заказчика грузолюдные канаты могут быть обшиты досками с максимальным зазором не более 50 миллиметров. Такое он может быть обернут по ГОСТ 515-77 водонепроницаемой бумагой.

Браковка стального каната

После начала эксплуатации изделия стальные канаты ежемесячно осматривают на наличие дефектов. Проверки осуществляют инженерно-технические специалисты на предприятии.

На основании следующих критериев проводят браковку стального каната:

  • присутствие обрывов проволоки у концевых заделок;
  • места большого сосредоточения обрывов проволоки;
  • наружный и внутренний износ, наличие коррозионных изменений;
  • выход проволоки из замка;
  • разрывы прядей;
  • уменьшение диаметра каната;
  • раздавливание прядей;
  • наличие загибов;
  • деформация под воздействием температур или электрического разряда.

Наличие критического числа повреждений и деформаций стального каната говорит о его браке, поэтому изделие не может более эксплуатироваться.

Рекомендации по использования стальных канатов

Учитывая основные характеристики, можно подобрать подходящий стальной канат для проведения конкретных работ, например:

  • Изделия из круглой проволоки одинарного плетения используют при повышенных нагрузках. У них высокие показатели жесткости, поэтому данные канаты подходят для линий электропередач и в качестве тросов, защищающих груз.
  • Двойное плетение каната обеспечивает изделие особой прочностью. Поэтому ему отдают предпочтение, когда есть сильные концевые нагрузки.
  • Стальной канат ЛК-Р используют для работ под открытым небом, например для строительных кранов или любых других подъемных средств.Так как смена температуры и различные погодные условия помимо прочего влияют на износ материала, он оптимально подходит для таких условий работы.
  • Стальные канаты ЛК-О отличаются высокой стойкостью к износу, используются в агрессивных средах. Внешний слой такого троса выполнен из проволоки большого диаметра, что позволяет использовать трос в работе длительное время. ЛК-О широко применимы в лифтах, на больших судах, в горах при организации канатных мостов.

Стальные тросы – на что обратить внимание при покупке?

Стальные тросы – на что обратить внимание при покупке?

Область применения стальных канатов и тросов чрезвычайно широка. Прежде всего это грузоподъемное оборудование – такелажная техника, строительные и другие краны, лифты, шахтные подъемники. Также они используются в буровых установках, при креплении грузов, монтаже вантовых конструкций и ограждений. Какие основные параметры определяют выбор той или иной разновидности троса? Об этом – речь в данной статье.

Выбор по материалу сердечника и проволоки

Ключевые элементы канатной конструкции – сердечник и проволока, которые изготавливаются по ГОСТ 7372. Именно они задают все важнейшие характеристики готового изделия.

Материал сердечника

Сердечник стального троса – внутренняя опора всей конструкции, обеспечивающая необходимые параметры гибкости и упругости. При сгибании каната он предотвращает поперечную деформацию троса, нивелируя радиальные нагрузки. Материалом для него выступают:

  • металл (сталь) – в маркировке обозначается МС (металлический сердечник);
  • органические материалы: химические или натуральные волокна (пенька, х/б нити, сизаль, нейлон и т. д.) – значение ОС;
  • твердые полимеры (также условно относится к органическим) – имеет индекс ПС.

Также материал сердечника может быть комбинированным: металл плюс полимер (МПС), металл плюс волокна (МОС).

На наиболее тяжелые условия эксплуатации, длительные и высокие нагрузки (в том числе в агрессивных средах) рассчитан стальной трос с металлическим или комбинированным сердечником (МПС).

Материал проволоки

Для изготовления канатов используется высоколегированная, углеродистая или высокоуглеродистая проволока.

  • Продукция из нержавейки (AISI 304, AISI 316) изначально имеет одно важное преимущество – аустенитная сталь наиболее стойка к коррозии и воздействию агрессивных средств, нет необходимости в дополнительном антикоррозионном покрытии. Производится по ГОСТ 18143-72.
  • Углеродистая проволока нуждается в таком покрытии. При производстве она подвергается оцинкованию. Одно из обязательных условий – нанесение на оцинкованную поверхность дополнительного защитного слоя смазки.
  • Стальной канат может иметь покрытие и из других материалов. Этого не предусмотрено в ГОСТ 7372, но изготовление таких изделий возможно по согласованию с заказчиком и в соответствии с техническим регламентом производителя.

В ряде случаев, например, при такелажных работах, может быть задействован металлический канат из углеродистых и низколегированных сталей без покрытия. Проволока только покрывается защитной смазкой. Их плюс – самая низкая цена среди других. Очевиден и большой минус – они не рассчитаны на длительную эксплуатацию. Изделие подвержено коррозии – с течением времени материал начинает разрушаться, особенно в местах сгиба.

Часть стальных канатов изготавливается с оплеткой из ПВХ. Полимером может быть покрыт только сердечник или весь канат. Благодаря ему обеспечивается защита от коррозии, преждевременного абразивного износа троса. Кроме того, оплетка поглощает разрушительную для каната динамическую энергию.

Критерии выбора

Существует большое количество параметров, по которым выбирается тот или иной тип каната:

  • назначение изделия – главный критерий, определяющий сферу эксплуатации, тип нагрузок, на которые он рассчитан, условия работ (агрессивные, неагрессивные среды и т. д.);
  • тип свивки – от него зависит гибкость каната, его стойкость к знакопеременным нагрузкам, абразивному износу и т. д.;
  • прочность – напрямую определяет сам уровень нагрузок на данную оснастку и сроки ее эксплуатации, а также варианты применения в грузоподъемном оборудовании (например, только в грузовых или и в грузолюдских подъемниках);
  • материал сердечника – от него зависит прочность всей конструкции, ее надежность и долговечность.

Еще один критерий – характеристики проволоки. Для максимально длительного использования рекомендуются тросы из коррозионностойкой канатной проволоки — нержавеющей или оцинкованной.

Выбор троса по назначению

Один из главных параметров, определяющих выбор стального каната по применению, – указанный выше тип его свивки с учетом степени жесткости, прочностных и других характеристик.

Канаты одинарной свивки с линейным касанием

Для устройства растяжек, ограждений, вантовых, арматурных конструкций, молниеотводов на высоковольтных ЛЭП, как правило, применяются тросы одинарной свивки. В силу повышенной жесткости они используются там, где среди нагрузок преобладают только растягивающие. Напротив, – не рекомендуются для работы в условиях знакопеременного изгиба.

Канаты одинарной свивки с точечным касанием

Металлический трос такого типа используется во временных лесосплавных, расчалочных и других грузовых креплениях. Он не рассчитан на интенсивную эксплуатацию или работу в ответственных конструкциях при пульсирующих и знакопеременных нагрузках. В маркировке такого изделия вы увидите буквы – ТК.

Тросы типа ЛК-О двойной и одинарной свивки

Отличаются тем, что проволока наружного слоя в них больше в диаметре, чем проволока внутреннего слоя. Благодаря этому они стойки к интенсивному абразивному износу. Применяются для такелажных работ в порту, в шахтных подъемных установках, грузовых и грузоподъемных лифтах, на канатных дорогах. Производится такой стальной трос по ГОСТ 3062-80, 3066-80, 3077-80.

Канаты типа ЛК-Р

Стальные тросы ЛК-РО

Канаты типа ЛК-З

Благодаря прочности и высокой гибкости используются во многих отраслях промышленности (лебедки, краны и прочее). Исключение составляет эксплуатация в агрессивных средах. Причина – большое количество тонкой проволоки в прядях, которая менее стойка к коррозии. На изделия распространяется ГОСТ 7665-80, 7667-80.

Читайте также: