Трос стальной или синтетический

Обновлено: 16.05.2024


Стальной и синтетический тросы для лебедки. Что подходит именно вам?
Когда мы сравниваем два вида тросов: стальной и синтетический, то среди непрофессионалов возникает множество разногласий. И неважно, какого вы придерживаетесь мнения, люди могут спорить о достоинствах обоих типов, и выбор становится очень трудным, для тех, кто не разбирается в тонкостях, зачастую они так и не могут определиться. За последние время резко возросла популярность синтетических тросов, они стали широко доступными. Но является ли этот выбор правильным для вас?

Стальной Трос



Сталь — идеальный тип материала для использования в грязи, камнях и песке, она менее подвержена стиранию и износу. Сталь является более доступной, и требует наименьших затрат.Но все же со стальным тросом работать намного сложнее. И дело не только в его большем весе: со временем из-за частого использования на тросе возможно образование заусенцев, которые легко могут травмировать руки, поэтому с ним нужно работать только в перчатках и при этом следить, чтобы перчатки не зацепило и не затащило в барабан при наматывании. При неправильном использовании на стальном тросе могут образовываться заломы, которые впоследствии приведут к обрыву, а, оборвавшись, стальной трос буквально сметает все вокруг и может нанести довольно серьезные травмы вплоть до летального исхода. Так же это затрудняет правильное наматывание на катушку лебедочного барабана и тем самым уменьшает прочность. Некоторые водители рекомендуют наносить тонкий слой смазки для цепи или WD-40, это обеспечивает защиту от влаги и дальнейшей коррозии.

Синтетический трос



Зато синтетический трос лишен этих недостатков: он намного легче, поэтому не перекручивается и не деформируется, легко наматывается, не соскакивает с барабана при правильной фиксации и имеют низкий коэффициент натяжения. Но самым главным, практически неоценимым преимуществом синтетических тросов является их безопасность для рук. Изготавливается синтетическая продукция на высокотехнологичном оборудовании из жесткого крепкого синтетического волокна, поэтому соответствуют мировым качествам стандарта и способна выдержать серьезные нагрузки в самых суровых условиях. По надежности и прочности синтетика совсем не уступает металлическим аналогам, а даже превосходит их по многим параметрам. Главное — правильно им пользоваться и хранить, чтобы синтетика прослужила долго. Малый вес также дает им преимущество на транспортных средствах, которые очень чувствительны к весу, особенно при нагрузке на переднюю ось.

Несмотря на то, что синтетический трос для лебедки, имеет более высокую прочность, чем стальной, это не означает, что его невозможно порвать. В отличие от стали, если синтетические волокна разорвутся, их можно починить, имея приспособление для оплетки. Кроме того, еще одно преимущество, он способен держаться на воде — не тонет и практически не впитывает влагу.

Еще один недостаток синтетических волокон заключается в том, что хоть и частично, но он может удерживать воду, внутри плетения, которая может добавить вес, или даже замерзнуть в холодную погоду, превращая вашу лебедку в бесполезный кусок льда.

Волокна также должны быть скручены надлежащим образом. Потому что песок и грязь могут проникнуть внутрь, очень важно ухаживать за тросом и мыть его время от времени. Это особенно важно после использования в песке или грязи, когда абразивный материал может проникнуть вглубь волокон, и ослабить их изнутри.


В итоге, тросы хороши, пока они находятся в хорошем состоянии. Выбор сводится к личным предпочтениям, исходя из той местности, в которой вы будете его эксплуатировать, а также зависит от уровня обслуживания, который вы обеспечите.

Какой бы вид троса вы ни выбрали, на практике их нужно надежно закреплять, это важно и для синтетики и для металла.

И Кратко Плюсы и Минусы
Синтетика Хорошо
— Малый вес. Синтетический трос ничего не весит, соответственно снижается нагрузка на переднюю подвеску автомобиля. Особенно важно тем, кто борется за минимизацию лишнего веса и ставит лебедку в штатный бампер.
— Удобство пользования для штурмана. С таким тросом может обращаться даже женщина или ребенок, в первую очередь потому, что он легкий, а во вторую, потому что им нельзя повредить ни руки, ни одежду. А также с ним легко бегать, он не перекручивается и не образует больших петель, как стальной.
— Есть возможность намотать его на очки «кенгурина» или специальные усы, чтобы не сматывать каждый раз при работе. Очень актуально, когда лебедиться приходится много и часто.
— Возможность нарастить длину или связать его при разрыве. Синтетический трос легко заплетается и по этой причине его легко нарастить удлинителем или заплести две разорванные части и продолжить им пользоваться дальше. Со стальным все не так просто.
— Отсутствие травматизма при разрыве под нагрузкой.

Синтетика Плохо
— Высокая цена. Первый и самый главный недостаток. Он же является определяющим для большинства.
— Износ. Синтетический трос можно «запилить», истереть, он может гнить зимой от реагентов, а также есть теория, что ему вреден солнечный свет.
— При использовании зимой может смерзнутся на барабане, если его окунать в воду, и после придется его отмораживать прежде чем использовать повторно, после продолжительного времени. Также есть мнение, что при определенных обстоятельствах, замерзший лед в волокнах троса может послужить причиной его разрыва или повреждения барабана лебедки, если трос будет намотан очень плотно.

Сталь Хорошо
— Долговечность. Им можно пользоваться до тех пор, пока он не порвется. Да он будет ржавый, из него будут торчать острые заусенцы, но срок службы у него очень большой.
— Цена. Обычно стальной трос идет в комплекте к лебедке и тратиться на него не нужно. А если потребуется его заменить/обновить, то всегда можно купить новый или почти новый трос у того, кто решил перейти на синтетику за символические деньги.
— Не обмерзает после окунания в воду зимой. В смысле, обмерзает, но это никак не влияет на использование или его состояние.
— Не нужно беспокоится о том, трется ли он обо что-то. То есть если залебедились вы за дальнюю сосну, а трос пришлось протащить мимо мелких березок, то тот факт, что трос трется о них, беспокоит только защитников природы, а никак не владельца троса.

Сталь Плохо
— Вес. Он очень тяжелый.
— Травматичность. При разрыве троса, который обычно происходит под нагрузкой, стальной трос способен повредить очень много чего. В идеале на него нужно вешать телогрейку или специальный фартук, но лично я ни разу не видел, чтобы так делали. Поэтому при работе со стальным тросом, я всегда стараюсь спрятаться за дерево или другой автомобиль. Люди, которые умудряются переступать через натянутый стальной трос при работе лебедки, всегда вызывают у меня шок и трепет.
— Работа только в перчатках. После первого же использования на тросе появятся острые заусенцы. И чтобы не нанести своему организму вред, работать с ним нужно только в специальных перчатках. А соответственно, они всегда должны лежать под рукой, а не в дальнем углу, и про них нужно не забывать.
— Необходимость все время сматывать его обратно на барабан. Намотать стальной трос на бампер или просто на дворники не получится. После каждого использования нужно будет обязательно его смотать. Времени это занимает прилично, потому как и лебедка мотает не быстро, и делать это нужно внимательно, чтобы трос равномерно ложился на барабан.
— Невозможность восстановить при разрыве. Если трос лопнул, то считай все. Например, я не знаю таких способов, как соединить стальной трос, чтобы он после этого без проблем в месте соединения проходил через ролики и уходил на барабан. Соответственно, трос у вас станет короткий.
— Тяжело работать штурману. С таким тросом уже не может легко обращаться женщина или ребенок, в первую очередь, потому, что он тяжелый и травматичный. А также с ним тяжело бегать, он перекручивается и образует большие петли.
— Возможность повреждения корпуса лебедки при неравномерной намотке. Если лебедка расположена скрытно или к ней не очень хороший визуальный доступ, то есть риск неравномерно намотать трос при смотке и повредить корпус лебедки. Также это может произойти если долго и упорно лебедиться исключительно вбок.
— Стальной трос не плющится и не сминается.

С каким тросом купить лебедку, со стальным или с синтетическим?


Начать стоит с того, что самый главный параметр лебедки – это тяговое усилие. Возьмете нагрузку выше, если не сломается лебедка, то порвется любой трос. Другое дело, как трос ведет себя в эксплуатации. Об этом и поговорим…

Стальной трос


Плюсы стального троса

  1. Самый главный плюс стального троса – он дешевле. Лебедку со стальным тросом можно купить на 10-20% дешевле, чем такую же с синтетическим тросом.
  2. Стальной трос не боится мороза – никогда не будет ситуации, когда мокрый стальной трос смерзся на лебедке и при разматывании рвет волокна.
  3. Его не надо стирать, как синтетику, хотя иногда хорошо бы купать в масле. Но это не жизненная необходимость.

Минусы

  1. Самый жирный минус - металлический трос растягивается, имеет натяжение. Из-за этого, чаще рвутся волокна троса. Трос становится колючим, работать с ним без перчаток невозможно.
  2. Из-за того что трос динамическое растяжение под нагрузкой, при обрыве он становится смертельно опасным. И «радиус поражения» у выстрелившего троса довольно большой. Случаев было довольно много. При использовании стального троса обязательно использовать тросогаситель. Можно купить фирменный гаситель троса или использовать какую-нибудь тяжелую одежду, например куртку, которая вешается на работающий трос.
  3. Если машина лебедится не прямо, а немного вбок, то трос наматывается только на одну сторону барабана. Так трос может запросто повредить стяжные трубки лебедки и другие детали. Для того чтобы этого избежать, трос на лебедке делают короче. А это, согласитесь, тоже минус.
  4. Стальной трос тяжелее синтетического. Разница в весе может иметь соотношение один к семи в пользу синтетического. Если машину необходимо сделать легче, лучше использовать синтетику.
  5. Еще один минус –размотанный трос превращается в спираль. Таскать такую, когда нужно оперативно подать трос, не очень удобно.
  6. Стальной трос ржавеет, несмотря на оцинковку и масляные ванны, но до разрыва троса из-за ржавчины, дело чаще всего не доходит.

Небольшой итог

После прочтения текста выше можно подумать, что синтетика это единственный приемлемый вариант. Но это не совсем так. Если лебедка используется не каждый день и не работает на предельных мощностях – стальной трос полностью справляется со своими задачами. Средний срок службы у него такой же, как и у синтетики, и может он то же самое.

Синтетический трос

Лебедка с синтетическим тросом

Синтетические материалы могут быть прочнее стали – это доказанный факт. Синтетический трос может быть лучше стального, но и у него есть свои особенности.

Плюсы синтетического троса

  1. Трос не имеет динамического натяжения. То есть, он не растягивается под нагрузкой. Если происходит обрыв троса, он не калечит людей и технику. Поэтому гаситель троса использовать не нужно.
  2. Он легкий, он не подвергается коррозии как стальной, он не ломает ограничители лебедки, его длину на стационарной лебедке не надо ограничивать.
  3. При обрыве, синтетический трос ремонтируется за несколько минут в полевых условиях. Отремонтированный участок остается полностью работоспособным, его можно наматывать на барабан.
  4. Синтетический трос намного легче стального
  5. Синтетический трос безопасен для рук, на нем не появляются со временем иголки, как на стальном.
  6. Синтетический трос более гибкий и от этого он существенно удобнее в использовании.
  7. Спортивных соревнованиях и других агрессивных условиях, разумнее всего применять синтетику.

Минусы синтетического троса

  1. Синтетика боится грязи. Если иногда не промывать трос, то срок его службы сокращается, песчинки со временем перетирают волокна.
  2. Мокрый синтетический трос сохраняет в себе воду. На морозе вода превращается в лед, а мокрый трос на лебедке в монолитный камень. При попытке его размотать, волокна рвутся. Чтобы избежать такой ситуации, на морозе синтетику еще раз сматывают, но уже без нагрузки. Чтобы сохранить расстояние между витками.

Мифы про синтетический трос или в чем отличие «кевларового» троса от синтетического.


Синтетический трос боится ультрафиолета, мокрый хуже чем сухой, нельзя стирать стиральным порошком, на морозе может внезапно порваться…

Все эти слухи имеют единую почву. Все они связаны со свойствами кевлара. Слой кевлара почти невозможно проткнуть или порвать, но в агрессивных средах (кислотной, температурной, под воздействием излучения) кевлар очень быстро теряет свои свойства. Слухи эти в некоторых случаях верны, кевлар действительно используют в изготовлении синтетических тросов. Но тут есть несколько «но»…

Полностью кевларовых тросов – не бывает. Кевлар используют только как «армирующее волокно». То есть, вспомогательное волокно увеличивающее прочность троса. В современных тросах кевлар давно не используется, при производстве тросов используют более сложные композитные материалы, которые не имеют недостатков кевлара. Это разумнее, и чаще всего дешевле. Сейчас в продаже тросов, содержащих кевлар, не осталось, но модное словечко все еще используется для маркетинга.

К сожалению, производители редко указывают состав синтетического троса, предпочитая сохранять в секрете свои технологии. «Какая разница из чего сделан трос, если он выдерживает требуемую нагрузку?» - считают они. Может быть, такой подход верный. Чаще всего материалом синтетического троса является композит который называется Dyneema. Но и его состав и свойства не для широкой публики.

Еще раз хочу повторить, что не важно какой у вас трос, а важно то, для чего вы его используете. А выбирать какой он будет - исключительно вам.

Лебедочный трос: синтетика VS сталь


Хорошо
-Малый вес. Синтетический трос ничего не весит, соответственно снижается нагрузка на переднюю подвеску автомобиля. Особенно важно тем, кто борется за минимизацию лишнего веса и ставит лебедку в штатный бампер.
-Удобство пользования для штурмана. С таким тросом может обращаться даже женщина или ребенок, в первую очередь потому, что он легкий, а во вторую, потому что им нельзя повредить ни руки, ни одежду. А также с ним легко бегать, он не перекручивается и не образует больших петель, как стальной.
-Есть возможность намотать его на очки «кенгурина» или специальные усы, чтобы не сматывать каждый раз при работе. Очень актуально, когда лебедиться приходится много и часто.
-Возможность нарастить длину или связать его при разрыве. Синтетический трос легко заплетается и по этой причине его легко нарастить удлинителем или заплести две разорванные части и продолжить им пользоваться дальше. Со стальным все не так просто.
-Отсутствие травматизма при разрыве под нагрузкой.

Автомобиль, оснащенный синтетическим тросом, не подведет вас трудную минуту


-Высокая цена. Первый и самый главный недостаток. Он же является определяющим для большинства.
-Износ. Синтетический трос можно «запилить», истереть, он может гнить зимой от реагентов, а также есть теория, что ему вреден солнечный свет.
-При использовании зимой может смерзнутся на барабане, если его окунать в воду, и после придется на него поссать его отмораживать прежде чем использовать повторно, после продолжительного времени. Также есть мнение, что при определенных обстоятельствах, замерзший лед в волокнах троса может послужить причиной его разрыва или повреждения барабана лебедки, если трос будет намотан очень плотно.

Пока трос в работе ему естественно ничего не будет, вне зависимости от величины мороза и количества попавшей на него воды


Хорошо
-Долговечность. Им можно пользоваться до тех пор, пока он не порвется. Да он будет ржавый, из него будут торчать острые заусенцы, но срок службы у него очень большой.
-Цена. Обычно стальной трос идет в комплекте к лебедке и тратиться на него не нужно. А если потребуется его заменить/обновить, то всегда можно купить новый или почти новый трос у того, кто решил перейти на синтетику за символические деньги.
-Не обмерзает после окунания в воду зимой. В смысле, обмерзает, но это никак не влияет на использование или его состояние.
-Не нужно беспокоится о том, трется ли он обо что-то. То есть если залебедились вы за дальнюю сосну, а трос пришлось протащить мимо мелких березок, то тот факт, что трос трется о них, беспокоит только защитников природы, а никак не владельца троса.

А вот после использования (спустя некоторое время) трос может хорошенько вмерзнуть. Причем из куска льда добывать одинаково проблемно, что один, что другой


-Вес. Он очень тяжелый.
-Травматичность. При разрыве троса, который обычно происходит под нагрузкой, стальной трос способен повредить очень много чего. В идеале на него нужно вешать телогрейку или специальный фартук, но лично я ни разу не видел, чтобы так делали. Поэтому при работе со стальным тросом, я всегда стараюсь спрятаться за дерево или другой автомобиль. Люди, которые умудряются переступать через натянутый стальной трос при работе лебедки, всегда вызывают у меня шок и трепет.
-Работа только в перчатках. После первого же использования на тросе появятся острые заусенцы. И чтобы не нанести своему организму вред, работать с ним нужно только в специальных перчатках. А соответственно, они всегда должны лежать под рукой, а не в дальнем углу, и про них нужно не забывать.
-Необходимость все время сматывать его обратно на барабан. Намотать стальной трос на бампер или просто на дворники не получится. После каждого использования нужно будет обязательно его смотать. Времени это занимает прилично, потому как и лебедка мотает не быстро, и делать это нужно внимательно, чтобы трос равномерно ложился на барабан.
-Невозможность восстановить при разрыве. Если трос лопнул, то считай все. Например, я не знаю таких способов, как соединить стальной трос, чтобы он после этого без проблем в месте соединения проходил через ролики и уходил на барабан. Соответственно, трос у вас станет короткий.
-Тяжело работать штурману. С таким тросом уже не может легко обращаться женщина или ребенок, в первую очередь, потому, что он тяжелый и травматичный. А также с ним тяжело бегать, он перекручивается и образует большие петли.
-Возможность повреждения корпуса лебедки при неравномерной намотке. Если лебедка расположена скрытно или к ней не очень хороший визуальный доступ, то есть риск неравномерно намотать трос при смотке и повредить корпус лебедки. Также это может произойти если долго и упорно лебедиться исключительно вбок. Стальной трос не плющится и не сминается.

Еще есть вот такой ролик. Он немного не о том, но там видно особенности обращения с разными типами тросов

Автомобиль со стальным тросом и ржавыми роликами всегда стыдливо прячет морду в траву


P.S. У меня есть и тот, и другой. Поездив со стальным тросом, я осознанно сменил его на синтетику и клюз, а стальной трос и ролики остались жить у меня на случай… не знаю чего. Просто так, наверное. Мне синтетика ОЧЕНЬ нравится.

Оборудование


Трос для лебедки: синтетический или стальной?

Когда возникает вопрос, какой трос выбрать для лебедки – стальной или синтетический, у каждого из вариантов находится масса сторонников, которые начинают спорить о преимуществах одного либо другого. Если у вас в этом вопросе опыта еще нет, то сделать для себя определенный вывод будет весьма затруднительно.

001

В последние годы популярность синтетических тросов резко возросла, они доступны повсеместно, но подойдет ли именно в вашем случае синтетический трос?

Когда лебедки только появились, стандартом был стальной трос из «авиационной» стали, который более долговечен, чем синтетический, но менее прочен и больше весит. Сталь – отличный материал для троса, если его предстоит применять на высокоабразивных покрытиях, например, в грязи, в камнях, в песке, поскольку он меньше изнашивается и истирается. Кроме того, он дешевле синтетического и требует меньше ухода.

Вместе с тем, стальной трос может ржаветь, также по мере износа на нем могут появляться острые заусенцы, поэтому работать с ним можно только в перчатках. Опытные пользователи рекомендуют обрабатывать стальные тросы WD-40 или покрывать тонким слоем смазки для цепи, чтобы защитить сталь и удалить влагу во избежание появления ржавчины. Также на стальном тросе могут образовываться перегибы и заломы, которые уменьшают его прочность и затрудняют правильную намотку на барабан.

006

Иногда тросы используют до последнего предела. Это трос, который порвали на соревновании Top Truck Challenge. К счастью, в этот раз никто серьезно не пострадал. Когда стальной трос лопается, он высвобождает накопленную энергию, и его конец летит как снаряд, что может привести к серьезным травмам у людей и к повреждению имущества.

Синтетические тросы появились в середине 90-х годов как альтернатива стальным. Первые синтетические тросы изготавливались из прочной синтетической лески, которая применялась в морской и рыбной промышленности. Изготовленный из высокотехнологичного полиэтилена, синтетический трос значительнее безопаснее, чем стальной, и теперь является обязательным в большинстве официальных внедорожных соревнований.

002

Это синтетический трос Spydura диаметром 3/8 дюйма длиной 100 футов из комплекта лебедки Warn 9.5cti.

Синтетический трос значительно легче стального и не накапливает такое количество упругой энергии, как стальной, то есть в случае обрыва он не «выстрелит» с такой силой, как стальной. Меньший вес также играет важную роль для тех автомобилей, которые чувствительны к весу, особенно на передней оси. Синтетический трос более гибок, в сочетании с меньшим весом это обеспечивает большее удобство применения, вдобавок на нем не образуются такие перегибы и заломы, как на стальном. Отсутствие острых заусенцев обеспечивает безопасность работы с ним без перчаток, правда, из-за небрежного обращения на нем могут образовываться узлы.

Несмотря на то, что синтетический трос труднее порвать, чем стальной, это не значит, что это невозможно. Правда, в отличие от стального, синтетический можно починить в полевых условиях, используя подходящие способы плетения. Еще одно преимущество синтетического троса – его плавучесть, что облегчает процесс вытаскивания транспортного средства из водоема или ямы с грязью.

003

Синтетические тросы прочны, но не всесильны. Случалось, рвались и они, и хотя они не накапливают столько упругой энергии, как стальные, но при обрыве хлестнуть могут очень сильно.

Но если синтетический трос так хорош, о чем тогда еще думать? Дело в том, что и у него есть свои недостатки. Среди них – чувствительность к воздействию ультрафиолета, тепла, химических веществ и абразивов, что может существенно ослабить трос. По этой причине качественные синтетические тросы выпускаются с защитными противоабразивными чехлами, которые скользят вдоль троса, а также со специальным защитным покрытием. На той части троса, которая намотана на барабан и нагревается от него в процессе работы, используется либо термозащиный рукав, либо более термостойкий материал. К недостаткам синтетического троса также можно отнести его способность к удержанию воды, он становится тяжелее, а в мороз может замерзнуть, что превратит вашу лебедку в бесполезный кусок льда. Важно отметить, что синтетические тросы отличаются друг от друга, и далеко не все обладают такими свойствами.

004

Синтетические тросы могут цепляться за края и заусенцы роликов и направляющих, ранее поцарапанных стальным тросом, поэтому их можно использовать только с клюзами.

Синтетические тросы требуют надлежещего ухода. Поскольку песчинки и частицы грязи могут проникнуть вглубь троса, важно время от времени разматывать и промывать его. Особенно важно делать это после использования в песке и в грязи, поскольку абразивные частицы, проникая в трос, перетирают его волокна и ослабляют его изнутри.

007

Стальной трос можно использовать и с клюзом,и с роликовыми направляющими.

Вывод

В конечном итоге, любой трос способен хорошо работать, если он в хорошем состоянии. В действительности все сводится к личным предпочтениям и условиям, в которых вы будете его использовать, а также к тому, как вы будете за ним ухаживать.

005

Более легкий синтетический трос удобнее для спортивных соревнований, где время имеет большое значение.

Следует иметь в виду, что какой бы тип троса вы ни выбрали, техника безопасности при работе с лебедкой одинаково важна и в случае синтетического, и в случае стального троса. Но об этом мы поговорим отдельно.

Правила пользования синтетическим тросом.


Понимаю что буду писать банальщину, мало кому интересную, но всё же.

Некоторые правила будут общими с использованием стального троса…

Начнем с покупки лебёдки уже с синтетикой.
1. В большинстве случаев крепление троса к барабану требует либо очень аккуратного обращения либо переделки. О способах крепления синтетического троса я неоднократно писал в блоге. В общем и целом синтетический трос вырывают намного чаще чем стальной, так как его трение о барабан существенно меньше.

Минимум что я рекомендую — снять трос, обвязать конец узлом вокруг барабана и только после этого прикрутить. Винтик должен иметь круглую или плоскую головку. Клемму лучше обстучать молотком, чтобы она не выступала острыми краями, которые могу драть трос.

Кроме того лучше как можно меньше лебедиться так чтобы трос наматывался на сторону крепления троса.

2. Просе крепления троса, намотать его на барабан ОБЯЗАТЕЛЬНО надо под нагрузкой. Например на небольшом склоне. И в будущем трос НИКОГДА не должен наматываться на барабан без нагрузки.

3. Не допускать никогда свободной (с провисанием) намотки троса на барабан. минимум что допускается это натяжка троса руками штурмана. Нужно это по нескольким причинам. Основная это возможность проскакивания нагруженных витков сквозь намотанные, без натяжки. Достать закусивший трос (и стальной в том числе) бывает очень сложно, а иногда и почти невозможно.

Кроме того в "мягко" намотанный трос сильнее изнашивается. И ещё, верхние ветки, наматываемые под нагрузкой, проскочив вдоль щеки барабана может вырвать болт крепление троса к барабану.

4. При любом лебежении очень желательно разматывать трос как можно больше, до первого слоя барабана. Так будет легче самой лебёдке (тяга лебёдки прогрессивно падает с каждым следующим слоем троса) и лучше тросу — меньше износа и риска закусывания.
Кроме того меньше риска разорвать лебёдку "бородой" — сбившимися на одну сторону витками.

5. Следить (наблюдать, направлять трос под нагрузкой опасно) за намоткой троса. В большинстве случаев, на длинных дистанциях лебежения трос приходится разматывать и крепить за новую более дальнюю точку опоры, или на другую строну дороги, за долго до того как он весь намотается на барабан. Чем перецеплять троса тем лучше и лебёдке, и тросу.

6. Периодически трос надо стирать или просто полоскать. Скопившийся в нем абразив снижает срок службы.

7. Крепить трос к деревьям и пр. желательно так чтобы проходя через губы трос переламывался наименьшим образом. В идеале, чтобы вообще не касался, сразу наматываясь на барабан.

8. Клюз. В комплекте с лебёдкой обычно идёт алюминиевый клюз. Но не все они одинаково полезны! Некоторые вообще не стоит использовать.

1). Прорезь клюза должна быть заметно уже барабана. То есть допустим барабан 23 см, клюз — не более 19!
2). Передняя кромка клюза должна иметь большой радиус (20)
3). Задняя кромка клюза должна так же иметь обработанный край, но радиус тут может быть меньшим (10)

Это из реального опыта. Чаще всего встречаются клюзы:
— с плохой передней кромкой
— с широкой прорезью
— с острой задней кромкой

А иногда несколько или все дефекты могут быть вместе :-)

Профессионалы вместо алюминия используют пластиковый клюз. Во-первых производят эти клюзы специалисты, с учетом всех требований, во-вторых характеристики пластика по трению и износу превосходят алюминий.

Кроме клюзов для синтетики существуют экзотические пластиковые ролики.

Ламеры используют с синтетикой простые ролики. Это не желательно. Самая частая проблема — трос закусывает между роликом и рамкой.

9. Клюз нужно располагать центруя относительно барабана. так чтобы перекрытие барабана клюзом с каждой стороны было одинаковым (видел как центрируют один край клюза по краю барабана. Соответственно с другой стороны перекрытие было 4 см.

По высоте клюз нужно расположить примерно по центру пространства между барабаном и установочной площадкой. Но это может зависеть от личных предпочтений. Если вы всегда разматываете трос до барабана, а трос крепите на его уровне, то клюз можно поставить повыше, ближе к плоскости края барабана.

Никогда клюз не должен стоять выше кромки барабана. Так как в этом случае трос всегда будет через него переламываться.

Ещё встречаются ламеры ставящие лебёдки "кверхногами" (то есть левой стороной направо) или наматывающие трос сверху… Тут будет конфликт с клюзом, вплоть до обрыва троса… Но эти варианты я не рассматриваю.

Если трос был куплен взамен стального.

1. Менять ролики на клюз. Ролики не желательны в принципе, уже поработавшие со сталью имеют заусенцы и деформацию.
2. Шлифануть барабан, убрав с него стальные заусенцы.

Читайте также: