В последний раз в последний бой летит стальная эскадрилья

Обновлено: 15.05.2024


Каждый год, когда приходит черед горестного дня начала Великой Отечественной, мне почему-то приходят на память незамысловатые строки одной из самых первых песен той войны. Скорее даже не песни, а песенной переделки довоенного «Синего платочка». Родилась она буквально в первые же дни вражеского нашествия и, думаю, помнится многим, кто пел ее в ту суровую пору.

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.

Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора.
Я уезжаю,
Быть обещаю
Верным тебе до конца.

И ты смотри,
С чувством моим не шути!
Выйди, подруга,
К поезду друга,
Друга на фронт проводи.

Дрогнут колеса вагона,
Поезд помчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я — с эшелона
Грустно помашем рукой.

Пройдут года,
Снова я встречу тебя.
Ты улыбнешься,
К сердцу прижмешься
И поцелуешь, любя.

Много лет спустя, работая над передачами телевизионного цикла «Песня далекая и близкая» и песенными рубриками в различных изданиях, я собрал несколько десятков текстовых версий и переделок «Синего платочка», начало которым было положено той, что сочинил накануне войны поэт и драматург Яков Маркович Галицкий:

Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забыла
Ласковых, радостных встреч…

Песня эта в канун войны стала шлягером. Ее пели известные певцы и певицы. А двое из них — Екатерина Юровская и Изабелла Юрьева — даже успели записать довоенный «Синий платочек» на грампластинку. С огромным успехом исполняла эту песню в своих концертах Лидия Русланова, в том числе и на фронте. Но, конечно же, самым популярным в годы войны стал тот вариант «Синего платочка», который сочинил сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта лейтенант Михаил Максимов, заканчивавшийся словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» Его спела и записала в фильме «Концерт — фронту» и на пластинку Клавдия Шульженко, и, благодаря ей, песня про «синий платочек» стала своеобразным символом, навсегда слившимся с именем этой прославленной певицы.

И все-таки мне бы хотелось вернуться к тому варианту «Синего платочка», строки которого вынесены в заглавие и начало моего рассказа.

Несколько лет назад поэт-песенник Сергей Павлович Красиков, длительное время редактировавший литературно-художественный альманах «Поэзия», рассказал мне, что стихи про «двадцать второе июня», в числе других, принес к нему однажды поэт Борис Ковынев и предложил опубликовать в разделе, составленном из произведений, родившихся в годы войны. Он показал при этом вырезку с их публикацией в одной из фронтовых газет, подписанной его фамилией. Однако члены редколлегии сочли эти стихи примитивными и не заслуживающими опубликования в альманахе.

Возможно, они были правы. Но эти строки сочинялись оперативно, по горячим следам событий. А главное — были подхвачены и запеты миллионами. Сам Ковынев об этом, наверное, не знал и не догадывался. Во всяком случае, не настаивал на выполнении своей просьбы. Забрал стихи и ушел. К тому времени он был уже довольно пожилым человеком.

А ведь в 1920-е годы имя Бориса Константиновича Ковынева (1903—1970) было на слуху у многих. Первая его книжка стихов вышла в издательстве «Новая Москва» в 1925 году. Вторая — «Последний из могикан» — в 1926-м.

Книгу «Солнце взрослых» рекомендовал к печати А. М. Горький. Из Сорренто он написал автору письмо, в котором очень тепло отозвался о его стихах. Это надолго вдохновило поэта.

Снова песней гудит голова,
Снова молодость брызжет прибоем.
Ну-ка, жизнь, засучи рукава,
Мы еще повоюем с тобою!

Так заканчивалось его стихотворение, посвященное Горькому.

В фондах Российской государственной библиотеки я отыскал несколько поэтических сборников и многочисленные газетные издания с его стихами. Во многих из них явно просматривается их песенная природа. Не случайны, наверное, строки, выплеснувшиеся у него однажды:

Надо песню нести впереди
(В песне есть неизбывная сила!),
Чтобы молодость в каждой груди
Веселей, чем гармонь, голосила…

И такие песни на его стихи были сложены.

Пожалуй, главная из них, оставшаяся жить в народной памяти, но потерявшая, как это нередко бывает, имя автора, та, что начиналась словами:

Где облака вершат полет,
Снаряды рвутся с диким воем,
Смотри внимательней, пилот,
На землю, взрыхленную боем.
Там, где пехота не пройдет
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползет,
Там пролетит стальная птица…

В 1927 году это стихотворение Бориса Ковынева под названием «Авиамарш» почти одновременно опубликовали газеты «Гудок» (13 июля) и «Красная звезда» (24 июля). А в народе на эти стихи была сложена песня с запомнившимся, думается, многим броским припевом:

Пропеллер, звонче песню пой,
Неся распластанные крылья!
За вечный мир
В последний бой
Лети, стальная эскадрилья!

Я и сам когда-то пел «Стальную эскадрилью» в суворовском и курсантском строю и потому встретился с нею на пожелтевших от давности газетных страницах как с доброй старой знакомой.

Еще раньше — в феврале 1924-го, Ковыневым были сложены и опубликованы пронзительные строки «Поэмы о Ленине», тоже ставшие песней:

Налетала вьюга сгоряча,
Под деревней выла у околиц.
А в избе о смерти Ильича
Говорил приезжий комсомолец…

Стихи и песня про «двадцать второе июня», мне думается, тоже из этого ряда. И потому имя их автора заслуживает того, чтобы его не забывали и помнили.

Много лет назад довелось мне услышать от поэта Якова Захаровича Шведова — автора знаменитого «Орленка» мудрые слова поэтической притчи:

И в час предзакатный опять и опять
В душе афоризм шевелится:
В обычаях мира — сначала распять,
Потом — на распятье молиться…

Оказалось, что и эти провидческие поэтические строки тоже принадлежат перу Бориса Ковынева…

С трудом отыскал я его неухоженную, заросшую травой могилку на Ваганьковском кладбище. Не сумел пока найти хотя бы его фотографию, чтобы поместить ее в этом рассказе и в будущей своей книге «Распятые авторы знаменитых песен». В ней идет речь о трагических судьбах авторов «По долинам и по взгорьям», «Авиамарша», «Песни о встречном», «Называют меня некрасивою» и других песен, истории которых я уже рассказывал или собираюсь рассказать в рубрике «Память сердца». Будет в ней и рассказ о песнях Бориса Ковынева, распетых в народе, но остающихся пока безымянными. Упорно продолжаю свой поиск и очень надеюсь на помощь тех, кто прочтет эти строки.

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началася война.

Война началась на рассвете
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.

Врагов шли большие лавины,
Их не было сил удержать,
Как в земли вступили родной Украины,
То стали людей убивать.

За землю родной Батькивщины
Поднялся украинский народ.
На бой уходили все-все мужчины,
Сжигая свой дом и завод.

Рвалися снаряды и мины,
Танки гремели броней,
Ястребы красны в небе кружили,
Мчались на запад стрелой.

Началася зимняя стужа,
Были враги близ Москвы,
Пушки палили, мины рвалися,
Немцев терзая в куски.

Кончился бой за столицу,
Бросились немцы бежать.
Бросили танки, бросили мины,
Несколько тысяч солдат.

Помните Гансы и Фрицы,
Скоро настанет тот час:
Мы вам начешем вшивый затылок,
Будете помнить вы нас.


ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ…

Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.

Кончилось мирное время,
Нам распрощаться пора,
Я уезжаю, быть обещаю
Верным тебе навсегда.

И ты смотри,
Чувством моим не шути,
Выйди, подруга, к поезду друга,
Друга на фронт проводи.

Дрогнет состав эшелона,
Поезд помчится стрелой,
Я из вагона — ты мне с перрона
Грустно помашешь рукой.

Пройдут года,
И снова я встречу тебя,
Ты улыбнешься,
К сердцу прижмешься,
Я расцелую тебя.

Рукописный отдел Института русской литературы, Р. V, колл. 201, п. 1, № 1, стр. 57. Зап. И. В. Ефремовым в 1946 г. от А. П. Малаховой, бывшей учительницы, в г. Кобрине (БССР). Близкий вариант — в той же коллекции, стр. 56, зап. И. В. Ефремовым в 1942 г. от М. А. Воробьевой в поезде на пути в г. Калинин. Опубликованный вариант: Калужский край, № 169. В тексте Я. И. Гудошникова (Рукописный отдел Института русской литературы, Р. V, колл. 237, п. 1, № 2, стр. 18—19), записанном в сентябре 1941 г. от студентов-допризывников Воронежского сельскохозяйственного института, предпоследний куплет отсутствует, а последний пелся так:

Кончится время лихое —
С радостной вестью приду.
Снова дорогу
К милой порогу
Я без ошибки найду.

То же — в записи И. Я. Рокачева 1944 г., сделанной в Германии (Рукописный отдел Института русской литературы, Р. V, колл. 239, № 3, стр. 24). Запись песни Я. И. Гудошников сопровождает следующими словами: «Слышал я эту песню и позже сотни раз от солдат, офицеров и гражданских лиц. Пелась на мотив „Синего платочка"».

Русский советский фольклор. Антология / Сост. и примеч. Л. В. Домановского, Н. В. Новикова, Г. Г. Шаповаловой. Под ред. Н. В. Новикова и Б. Н. Путилова. Л., 1967, № 97.


Популярнейшая песня, сложена на Украине в первую неделю войны на мотив "Синего платочка" (муз. Е. Петербургского, сл. Я. Галицкого, 1940). Первое документальное свидетельство о бытовании песни - ее запись в блокнот 29 июня 1941 бойцом Н. И. Немчиновым на Украине (см. В. Бахтин. Народ и война // "Нева", 1995, №5). В ходе войны песня обрастала новыми подробностями - о разгроме немцев под Москвой и т. д.

Искусствовед Юрий Бирюков в журнале "Родина" №4 за 2003 год пишет со слов поэта-песенника Сергея Красикова, редактировавшего литературно-художественный альманах "Поэзия", что стихи про "двадцать второе июня" приносил однажды (судя по контексту, через много лет после войны) для публикации в альманахе поэт Борис Ковынев (1903-1970), представив вырезку из фронтовой газеты, где стихотворение было подписано его фамилией. Стихи редколлегия отклонила. Но каких-либо документальных доказательств в пользу авторства Ковынева в статье не приводится.

Интересно!
Но Вы допустили неточность:
Автором «Песни о встречном» является Борис Петрович Корнилов. Но слова
той удобно было считать "народными", т.к. подлинный автор был репрессирован, а фильм "ВстречныЙ пользовался необыкновенной популярностью.
Удачи!.

Добавлю свои пять копеек))Автором песни "Называют меня некрасивою" является Михаил Козырев.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Зелёная ракета, разрешение на взлёт!

Посвящается Герою Советского Союза
Зеленко Екатерине Ивановне,
первой и единственной в мире женщине,
совершившей воздушный таран.

Прелестный полуостров Крым,
Вот райский уголок Земли!
Здесь тысячи простых людей
здоровье поправляли,
и лечились, как могли !

Ливадия, Мисхор и Кореиз,
Бахчисарай, Алупка- вот Сюрприз!
В одном из санаториев народных
мне встретился майор в отставке,
отдыхали вместе !
Войну Великую прошёл он с честью,
В бомбардировочном полку
летал он штурманом и лётчиком на СУ,*
бомбил фашистов на земле,
для них живого меcта нет нигде!
И в воздухе вступал он
с "мессершмиттами" в смертельные бои,**
для многих ассов Геринга последние они!

Вечерами, после процедур,
Поужинав, уйдя на перекур,
рассказывал он нам, приватно,
про тяжкий ратный
труд! Когда Народ жил, как одна Семья,
сражаясь с ненавистным нам Врагом,
стремившимся Россию взять в полон,

В 135 авиаполку
служил он с Катей Зеленко.
Старлей она и замкомэска.***
Врага уничтожала с треском!
Фашисты к Сталинграду рвутся,
Сумели фронт у Лохвицы прорвать! *****
И нам приказ- туда вернуться,
чтоб наступленье их прервать!

Зелёная ракета!
Разрешение на взлёт!
Взлетаем. Строем.
Нас Катерина в бой ведёт!
Подходим к цели.
Удар ракетами!
Замолчали зенитки!
А вот и танки
у нас в прицеле!
Сейчас мы бомбами
разденем их до нитки!
Земля горит, бегут фашисты!
Подбитых танков- сорок пять!
Машин сгоревших- двадцать пять!
Немецких трупов- больше триста!
Идём домой,- за бомбами опять!
Все наши самолёты целы!

"Пропеллер, громче песню пой,"****
И мы в Берлин придём с Победой!
Пора фашистам это знать!
Вот так проходит день за днём.
Тяжёлая работа!
Фашиста бьём, а он всё прёт!
А отступать Нам неохота!

Сентябрь, двенадцатое.
С утра Екатерина на разведку!
Но самолёт её подбит,
зенитчики стреляют метко!
После посадки- самолёт в ремонт.
Но снова на разведку нужно!
И Комполка ей свой самолёт даёт.
Они летят, бомбят, стреляют! ******
И, возвращаясь,
вдруг вступают
в бой воздушный!
Вот "Мессеры" !
Их семь!
Берут в кольцо!
Ведущего подбили!
И в облака уходит он совсем!

8.
Зажали Катерину крепко.
Но не возьмёшь нас просто так!
Попал фашист в прицел!
А руки на гашетке!
И "Мессер",
пламенем объятый,
рухнул вниз!
"-Другой фашист нас атакует!
Сверху! Берегись!"
А "Мессер" бьёт!
Но штурман, пулемётом,
ему зайти в хвост не даёт!

Вот кончились патроны!
Хвост открыт!
Эх, пули бьют по фюзеляжу!
"Я ранен, командир"-
ей штурман говорит.
СУ-2 дымит! Но он летит!
" Ну, прыгай, Коля!"-*******
Катя говорит,
"-а я ещё им спесь размажу!"


В прицеле Свастика!
Жмёт Катя на гашетки,
но пулемёты все молчат, и метко
не поразить врага сейчас!
-Нет, не уйдёшь ты!
и Катерина даёт штурвал
вперёд и полный Газ!
Машина вздрогнула и крепко
врезалась, фашисту в зад-
Хвост отвалился!
-Всё, Победа!
Объятый пламенем фашист
к земле несётся, кувыркаясь.
Но и у Кати самолёт летит,
её рукам не подчиняясь.
Земля всё ближе и, с трудом,
машину Катенька сажает!
Но слишком сильным был урон,-
Удар ! Колёса отлетают!
На части развалился СУ.
У Кати кровь струится по лицу,
и жизнь тихонько угасает.

11.
Крестьяне, с замираньем сердца,
неравный наблюдали бой,
и к Катиной бегут машине,
-Скорее, может лётчик
там ещё живой !
Из под обломков самолёта
они пилота извлекают,
кладут на землю,
кровь с лица смывают.
Но тщетно всё.
И Катенька не дышит,
рыдания крестьян не слышит.
Похоронили Катю на пригорке.
А вечером, в село,
фашистские ворвались волки.

Война закончилась в Берлине !
а здесь, на Катиной могиле,
поставлен Памятник,красивый обелиск!
Не даром Катя Жизнь отдала-
не прошёл Фашист !
Звездой Героя Катю наградили.
И, в честь её, назвали
улицы и скверы,
чтобы она, своим примером,
учила молодёжь, как жить,
как Родину свою любить,
и, беззаветно, ей Служить!

Примечания:
* - СУ- "СУ-2"- лёгкий бомбардировщик
времён Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.
На этом самолёте Зеленко Е.И. совершила 40 боевых вылетов
провела 12 воздушных боёв с истребителями противника.
12 сентября 1941 г. в воздушном бою против семерых истребителей
МЕ-109,один "Мессер" сбила , а после того,как у неё закончился боезапас,
совершила воздушный тарани уничтожила ещё один "МЕ-109".

**- " Мессершмитт", "Мессер"- разговорное название немецкого истребителя
"МЕ-109" времён В.О.В. 1941- 1945 г.г.

*** - Замкомэска - Заместитель командира авиационной эскадрильи

****- Лохвица- населённый пункт на Украине вблизи города Пропойск.
В июне 1941 г. группа бомбардировщиков СУ-2 под командованием
Зеленко Е.И. уничтожила 45 танков, 20 автомобилей и батальон солдат
противника.

***** -Пропеллер громче песню пой,"-
песня военных лётчиков времён В.О.В. Музыка и слова народные.

"Там, где пехота не пройдёт,
где бронепоезд не промчится,
угрюмый танк не проползёт,
там пролетит стальная птица!
Угрюмый танк не проползёт,
там пролетит стальная птица!

Пропеллер,громче песню пой,
неся распластанные крылья !
В последний раз, на смертный бой,
летит стальная эскадрилья !
В последний раз, на смертный бой,
летит стальная эскадрилья!

Прощай , Маруся дорогая !
Я не забуду твоей ласки,
и, может быть, в последний раз,
гляжу на голубые глазки!
И, может быть, в последний раз
гляжу на голубые глазки!

Пропеллер громче песню пой,
неся распластанные крылья!
В последний раз, на смертный бой,
летит стальная эскадрилья!
В последний раз, на смертный бой,
летит стальная эскадрилья!

Двадцать второго июня, ровно в четыре часа

В последний раз в последний бой летит стальная эскадрилья

В фильме "Мой друг Иван Лапшин" напевают эти строки. Откуда?

Легендарная "Стальная эскадрилья" уже неоднократно обсуждалась на нашем форуме. Как ни странно, записей этой песни до сих пор не обнаружено

А вот авторов даже Виктор Татарский не назвал.

Стальная эскадрилья
по стихотворению
Бориса Ковынева

Где облака вершат полёт
Снаряды рвутся с диким воем,
Смотри внимательно, пилот,
На землю, взрыхлённую боем.

Припев:
Пропеллер, громче песню пой,
Неси распластанные крылья!
За вечный мир, в последний бой
Лети, стальная эскадрилья!
Там, где пехота не пройдёт
И бронепоезд не промчится,
Угрюмый танк не проползёт,
Там пролетит стальная птица.

Мы виражом крутым пройдём,
Прикроем плавным разворотом,
И на врага мы нападём,
Могучим бреющим полётом.

Пилоту недоступен страх,
В глаза он смерти смотрит смело,
И если надо, жизнь отдаст,
Как отдал капитан Гастелло.

Выложил её сам на самодеятельность:))))))))

А за песню спасибо!

Надо понимать,что в воину слова подрерактировали. Ну так сказать,соответственно моменту.Кстати спасибо Павлу Блинову и Ивану,что навели меня на радио России!! Я там выложил 2 вариант файла без ошибки(а то я на радостях забил 709 к\бит сек вот Виндос медиа и плевался)можете первый вариант(он ,кстати больший по размеру) грохнуть

Разность в текстах обьясняется тогдашней культурной политикой - её актуализировали к каждому событию. Отсюда Гастелло, Сталинград и Ленинград.

Если честно, я случайно радио включил. Сейчас просто по болезни в Кубинку не выбираюсь, а то бы не услышал этой песни.

Видите как всё замечательно получилось

Песня, в свое время, была широко распространена в авиационных училищах, причем везде пели по разному. В конце 50-х "пропеллер" стали менять на "турбина". Старики летчики пели еще один куплет:
На нас пошлют огонь и дым,
Цистерны сжиженного газа.
Смотри пилот, ищи следы,
Чтоб все взорвать и скомкать разом

Пилот посадку совершил
После удачного полета,
Объект врага он разбомбил,
В бою он сбил два самолета.

Олег И:
" Разность в текстах обьясняется тогдашней культурной политикой - её актуализировали к каждому событию. Отсюда Гастелло, Сталинград и Ленинград."
===============================================
Война - не каждое событие.
Варианты текстов песен часто объясняются тем, что песни жили среди людей, помогали жить и строить. К ним и относились, как к друзьям, иногда запанибрата, иногда искренне желая "улучшить".

В четвертом классе школы мы разучили на уроке пения (музыки) мелодичную песню:
Знает север, знает юг, пионер - хороший друг.
Он в труде друзьям поможет и в беде утешить может - он хороший друг.

Песня всем понравилась, и после урока мы распевали уже:
Знает север, знает юг, пионер - хороший друг.
Он в труде друзьям поможет и по морде двинуть может - он хороший друг.

Что касается официального "причесывания" текстов с целью их облагородить или кастрировать, то и такое имело место быть в партийно-государственной идеологической системе. Иногда неплохо получалось.
В условиях торжества советских ценностей даже кастрирование песен воспринималось спокойно, как передвижка мебели в комнате или стирание пыли.
А нынче в атмосфере непрекращающейся клеветы на СССР каждая кривая запятая представляется энтузиастам шипом ржавой колючей проволоки.

Громаднейшая благодарность. Наконец-то закрылась зияющая дыра на сайте. А то ведь без "Стальной эскадрильи" это просто стыдно.

Составьте,пожалуйста,текст со знаками припинания,а то с ними у меня туговато:)))

Читайте также: