Выбраковка стальных стропов нормы и правила

Обновлено: 03.05.2024

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Стальные стропы

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.
  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Правила эксплуатации строп

Работа с грузоподъемным оборудованием относится к виду деятельности повышенной опасности. Поэтому при выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует неукоснительно соблюдать требования к эксплуатации стропов.

Мониторинг состояния строп

Мониторинг состояния строп


Безопасная эксплуатация грузовых стропов требует систематического проведения проверок и осмотров грузовой оснастки. При проведении регулярного осмотра стропов значительно сокращается вероятность внезапного обрыва при подъеме различных грузов. Инструкция по эксплуатации стропов регламентирует срок проведения осмотра (не реже, чем через каждые 5-10 дней). Причем отмечается, что результаты проверки в обязательном порядке должны быть отображены в соответствующем журнале.

Ремонт строп

Ремонт строп


Изготовлением, ремонтом и проектированием грузовых стропов, могут заниматься исключительно специализированные организации, имеющие пакет необходимых разрешительных документов. Рекомендуется перед сдачей в ремонт грузовой оснастки или покупки новой ознакомиться с сертификатами фирмы-изготовителя для предотвращения возможных внештатных ситуаций. Правилами приемки также предусмотрено проведение приемосдаточных процедур предприятием-изготовителем. При этом отмечается, что требования РД распространяются и на материалы, применяемые для ремонта строп. Согласно требованиям руководящих документов, компания, которая выполняла ремонтные работы, проводит обязательную процедуру технического освидетельствования оснастки. В первую очередь проводится визуальный осмотр, а затем рабочие испытания на нагрузочных устройствах (стендах). Причем нагрузка в среднем должна быть в 1,25 раза выше номинальной рабочей для конкретного вида оснастки.

Правильный процесс эксплуатации строп предусматривает выполнение правил браковки цепей и канатов. Эксплуатирующиеся стропы должны соответствовать требованиям ГОСТов. К работе не допускаются стропы без соответствующих сертификатов и разрешений органов Госгортехнадзора России, без наличия паспорта стропа. Запрещено использовать изделия в работах по перемещению грузов:

  • Браковка канатных строп производится:
    • при износе наружной проволоки троса более 40%,
    • при выдавленном наружу сердечнике,
    • при обрыве пряди каната,
    • при перегибах каната,
    • при проведении сварки элементов стропов,
    • при проведении термообработки стальных канатов или нормализации,
    • при наличии боковых изгибов.
    • при разнице ветвей по длине 15 мм и более,
    • при увеличении или уменьшении размеров отдельного звена более чем на 5%,
    • при изменении размеров сечения звеньев более чем на 8%,
    • при отсутствии предохранительных замков на крюках.
    • при наличии на стропильной ленте узлов,
    • при наличии множественных поперечных повреждений строп (в сумме 10% от ширины ленты),
    • при множественных расслоениях ленты (в сумме от 20 см),
    • при наличии сквозных отверстий (отверстие занимает площадь от 10% ширины ленты),
    • при загрязнении более 50% длины строп пассивными веществами,
    • при наличии химического воздействия агрессивных веществ (10% по ширине и длине повреждения или единичные площадью от 5 см. кв.).

    Правила безопасности при строповке грузов

    Правила безопасности при строповке грузов


    Для безопасного проведения рагрузочно-погрузочных работ необходимо помимо правил выбраковки знать и придерживаться правил безопасности при работах с грузовой оснасткой:

    • Для конкретного вида работ подбираются стропы, которые соответствуют массе и объему перемещаемого груза, расчет стропов производится ответственным лицом;
    • В большинстве случаев угол между ветвями должен быть не более чем 90°, за исключением разработанных и утвержденных индивидуальных проектов;
    • Запрещен подъем грузов при неизвестной массе;
    • Запрещены подъемные работы при наличии узлов и перекручивания элементов строп;
    • Грузовые крюки должны располагаться в сторону от центра груза
    • При работе с многоветвевыми стропами неиспользуемые ветви надежно закрепляются
    • При наличии острых краев используются специальные подкладки;
    • При страховке груза с помощью затягивания петель общая нагрузка снижается на 20%;
    • Следует учитывать центр тяжести груза при работе с длинномерными изделиями (длина более 2-х метров);
    • При отсутствии схем строповки работы с грузовой оснасткой должны проводиться при присутствии ответственного лица.

    Игнорирование требований регламентирующих документов при работе со стропами чревато тяжелыми последствиями. Применяемая грузовая оснастка должна быть качественной, надежной, иметь сертификационную документацию.

    Обращаем Ваше внимание, что цены на продукцию, представленные на сайте, указаны в информационных целях, и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Актуальные цены и условия поставки уточняйте у менеджеров.

    Выбраковка строп

    Браковка грузоподъёмных стропов

    Диагностика технического состояния грузоподъёмных стропов позволяет вовремя отследить износ приспособлений, изъять из работы несоответствующие стандартам качества приспособления, а значит, сделать такелажные работы максимально эффективными и полностью безопасными.

    Частота осмотра и браковки

    Нормативы производственной безопасности, обозначенные в актах ПБ 10-382-00 и ПОТ РМ-007-98, требуют от стропальщиков проведения ежедневного трёхуровневого осмотра оборудования. Без него начинать работу со стропами строго запрещено. Обязанностью лиц, которые ответственны за проведение такелажных работ, является ещё более тщательный осмотр и выбраковка оборудования, проводимые раз в 10 дней. Редко используемые стропы разрешено проверять непосредственно перед началом раб.процесса.

    Порядок проведения осмотра


    Осмотр стропов подразумевает объективную оценку каждой отдельной части приспособления. Все обнаруженные несоответствия и неполадки вносятся ответственными сотрудниками в журнал осмотра. Заполнение последнего подразумевает указание:

    • полного наименования такелажного приспособления;
    • порядковый номер изделия;
    • данные фирменного паспорта производителя и данные его непосредственного производителя;
    • дата и место потенциального использования продукции;
    • дата проводимой браковки;
    • подробное заключение о состоянии такелажного приспособления.

    Закрепляется запись подписью ответственного персонала.

    Здесь же могут быть зафиксированы данные о работах по устранению дефектов, хотя в большинстве случаев стропы ремонту или восстановлению не подлежат.

    Отсутствие осмотра и браковки стропов

    Недостаточно серьёзное отношение к выбраковке стропов или же полное её игнорирование может иметь трагические последствия. Касается это не столько поломки дорогостоящего грузоподъёмного оборудование, нанесения материального ущерба как самой такелажной компании, так и её заказчикам, повреждение и же полная потеря груза. Недосмотр и пуск в работу вышедшего из строя оборудования может привести к нанесению вреда здоровью людей и даже к реальным человеческим жертвам.

    Нормы проведения браковки

    Каждый конкретный тип стропов выбраковывается согласно своим нормам и правилам. Последние регламентируются вполне конкретными РД и ГОСТами.

    Браковка стропов из стального каната

    Осмотр

    Браковка данного вида стропов осуществляется по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Во время совмещённого наружного, внутреннего и инструментального осмотра проводится проверка:

    • соответствия информации с бирки изделия с реально существующими показателями;
    • наличия всевозможных дефектов на теле каната, подсчёт их количества относительно длины стропа;
    • функционала дополняющих изделия по краям петель;
    • объективного состояния сердечника и стальных прядей.

    Браковка

    Отбраковка СК обязательна, если:

    • приспособление не имеет идентификационной бирки;
    • невозможно прочесть информацию на бирке или в паспорте изделия;
    • наружные проволоки износились ˃ 40% от их d;
    • коррозия или элементарный износ позволил уменьшить d каната на 7% и более;
    • d каната значительно сократился из-за заметных невооружённым взглядом дефектов сердечника;
    • на теле стропа (материал-основа – канат двойной свивки), имеются заметные обрывы наружных проводок (3d – 4, 6d – 6, 30d – 16);
    • канаты сильно перекручены, завязаны в узлы;
    • канат деформирован из-за воздействия перегрева или удара электрического тока;
    • сердечник каната разорван или выдавлен;
    • коуши имеют трещины или другие деформации, уменьшающими толщину каната на 15% и более;
    • опрессовочная втулка, оплётки, защитные элементы изношены, из-за чего толщина каната уменьшена более, чем на 10%;
    • заметно смещение каната в зажимах, втулках и заплётке;
    • концы проволоки сильно (1/2d каната) торчат в области заплётки;
    • тело СК сильно волнистое (d спирали, при совпадении с направлением свивки, превышает d каната в 1,08 раз. Если же направление спирали и свивки не совпадают, различие в диаметре составит 1,33 раз);
    • замечен обрыв хотя бы одной пряди каната;
    • крюки на ветвях не имеют предохранительных замков.

    Нормы браковки

    Таблица 1: нормы браковки стальных стропов с учётом начального коэффициента прочности и количеству повреждённых проволок каната на участке в 1 шаг свивки (крестовой и односторонней, соответственно)

    Первоначальный коэффициент запаса прочности при установленном Правилами отношении* (D/d)

    Срок службы стропов

    Срок эксплуатации стропов

    Указываемый на бирках такелажных и грузоподъёмных изделий срок хранения и реальный срок их эксплуатации – это не одно и то же. Срок эксплуатации, например, текстильных стропов в одну смену составляет полтора месяца, при этом заявленный срок годности данных изделий – полгода. У стропов других видов эти показатели также не совпадают. Объясняется это тем, что в процессе использования канатных, цепных или текстильные стропов, на них могут появляться те или иные повреждения. Именно они (а не условная дата или личные предположения на основе анализа технических характеристик изделий) должны стать для специалистов критерием прихода оборудования в негодность.

    От чего зависит срок эксплуатации стропов и как его продлить?

    Срок безопасного и эффективного использования такелажных стропов различного вида напрямую зависит от двух важнейших факторов:

    • хранения;
    • условий непосредственного применения стропов.

    Требования, предъявляемые к организации хранения и эксплуатации такелажного оборудования, чётко прописаны в ГОСТ 15150-69. Так как требования эти очень строгие, при организации такелажных работ приходится постоянно обновлять парк оборудования.

    Принципы правильной эксплуатации стропов


    Заметно продлить срок службы стропов и, соответственно, значительно снизить траты на их постоянное приобретение поможет чёткое выполнение следующих рекомендаций по эксплуатации приспособлений:

    Принципы правильного хранения стропов

    Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

    • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
    • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
    • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
    • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
    • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
    • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
    • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

    Техническое освидетельствование стропов

    Техническое освидетельствование стропов подразумевает под собой их регулярный осмотр и проверку технического состояния. Результатом освидетельствования становится как допуск оборудования в работу, так и выбраковка непригодных для использования образцов.


    Все грузоподъёмные стропы, вне зависимости от их типа и материала исполнения, должны подвергаться освидетельствованию. Исключение могут составлять только совершенно новые, не имеющие абсолютно никаких внешних дефектов, недавно сошедшие с производства стропы. Предполагается, что испытания для них на высшем уровне провёл завод-изготовитель.

    Грузозахватные приспособления должны допускаться в работу, исходя не только из внешней оценки их целостности и пригодности. Основополагающим должно стать соблюдение рекомендаций по их технической и функциональной проверке, изложенных в следующих документах:

    • ФЗ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»;
    • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

    Данные рекомендации учитываются при составлении узкоспециализированных инструкций испытаний для того или иного вида стропов.

    Испытание стропов статической нагрузкой

    Чтобы вовремя обнаружить износ, порчу оборудования и, как следствие, избежать несчастных случаев на производстве, необходимо с определённой регулярностью проводить испытание стропов максимальной статической нагрузкой. Оно позволяет выявить:

    • нарушение целостности «тела» стропа (ленты – в случае с текстильным стропом, например);
    • наличие повреждений в соединительных узлах грузоподъёмного и такелажного оборудования;
    • деформации тех или иных блоков конструкции.

    Регулярность проверок может заметно варьироваться:

    • для оборудования, активно эксплуатируемого на кранах в текущий момент времени, она составляет раз в 5-10 дней (исключением будут лишь стропы цепные – каждые 6 месяцев с момента начала эксплуатации);
    • для оборудования, находящегося на хранении, интервал увеличивается до 1 раза в месяц для текстильных стропов, до 1 раза в 3 месяца для стропов канатных и до 1 раза в 6 месяцев для цепных стропов.

    Особенности испытания стропов


    Испытания организуются с учётом изначально допустимых, нормативных значений нагрузки для каждого конкретного вида стропов:

    • текстильные стропы (РД 24-СЗК-01-01) подвергаются испытанию ст. нагрузкой (грузоподъёмность, умноженная на 1,25) ровно 3 минуты;
    • канатные стропы (ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93) испытываются значительной статической нагрузкой (заявленная грузоподъёмность изделия, увеличенная в 1,3 раза). Время воздействия также составляет 3 минуты;
    • цепные стропы (РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, ТУ 3150-001-52466920-2005) проверяются также в продолжение трёх минут, при этом сама нагрузка приравнивается к грузоподъёмности приспособления, умноженной на два.

    При необходимости проверки грузоподъёмных и такелажных стропов в разнящихся между собой производственных условиях рекомендуется устраивать оборудованию испытание динамической нагрузкой.

    После того, как запланированная проверка и испытание нагрузкой проведены, изделие в обязательном порядке необходимо промаркировать.

    Нормы выбраковки различных видов стропов

    Время от времени устраиваемые испытания статической (а иногда и динамической) нагрузкой, а также тщательный внешний осмотр стропов позволяет выявить среди них те изделия, использовать в работе которые не просто нежелательно, но и буквально опасно.

    Строго запрещено применение ТС в работе по погрузке и перемещению грузов, если:

    • видны разрывы, порезы изделия (длина одиночного повреждения превышает 5 см.; протяжённость общего нарушения целостности – примерно 10% от изначального размера изделия);
    • в местах захождения краёв синтетического материала стропа один за другой обнаруживаются участки с заметным расслоением нитей (на участке, превышающем 2 см., разрыв 3-х и более машинных швов);
    • невозможно правильно определить маркировку стропа, с бирки не считываются главные характеристики изделия;
    • из-за нарушений правил эксплуатации, перевозки или хранения лента стропа имеет на своём протяжении узлы;
    • на протяжении 50% длины такелажного оборудования имеются загрязнения краской, цементом, смолами, продуктами нефтепереработки и прочими химическими веществами;
    • имеется три и более прокола/прожога ленты насквозь. При этом диаметр отверстий составляет 10% ширины синтетической ленты. Недопустимым является, если подобные повреждения удалены друг от друга на расстояние менее 1/10 от ширины ленты;
    • присутствуют участки ленты с заметным выпиранием синтетических нитей или их поверхностными обрывами. Недопустимо, если длина дефекта составляет более 10% от заявленной ширины изделия;
    • в местах контакта ТС с химическими соединениями разной этиологии обнаруживаются его заметные повреждения (длина от 5 см., объём от 10% от ширины изделия);
    • имеется опасное, с точки зрения эксплуатации, размочаливание ТС и его износ (объём более 1/10 от ширины петли стропа);
    • обнаруживается 10% отслоение края синтетической ленты-основы ТС.

    Канатные стропы

    При организации такелажных работ нельзя применять СК, если:


    • идентификационная бирка изделия имеет заметные повреждения или же просто отсутствует;
    • невооружённым глазом видны сильные перегибы канатов, их значительные заломы или вовсе обрывы;
    • на протяжении КС имеются узлы;
    • сокращение d КС более, чем на 7%;
    • на протяжении стропа канат надорван, местами расслоен и заметно перекручен;
    • область заплётки канатов неаккуратна, повсюду из неё топорщится проволока;
    • отсутствуют или имеют заметные повреждения идущие в комплекте с КС защитные элементы каната;
    • на опрессовочной втулке обнаруживаются заметные повреждения в виде различимых глазом трещин;
    • размер всё той же втулки заметно увеличен (более, чем на 10% от изначального).

    Выбракованы должны быть ЦС со следующими дефектами:

    • внешне обнаруживаемые нарушения целостности в области соединений резьбы;
    • даже незначительные повреждения (будь то трещины или участки с расслоением) на рандомном участке изделия;
    • поломка или потеря замкового элемента на любом из концов приспособления;
    • разница, превышающая 10%, между размером навесных звеньев и звеньев непосредственно ЦС;
    • разница в 10% и более между d сечения звена ЦС и навешиваемых на него звеньев;
    • разница между ветвями конструкции, превышающая 1,5% от общей длины ЦС;
    • отсутствие бирки с маркировкой изделия.

    Требования к изготовлению строп

    То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

    Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:


    • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
    • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
    • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
    • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
    • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
    • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

    При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

    • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
    • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
    • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
    • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
    • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
    • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
    • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

    Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:


    • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
    • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
    • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
    • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
    • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
    • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
    • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.

    Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

    По каким признакам бракуют стропы

    Грузоподъемные работы классифицируются как потенциально опасные. Нормы и правила эксплуатации строп, касающихся таких важных моментов, как использование и браковка строп, прописаны в нормативных актах ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 (Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов). Требования пожарной безопасности предусмотрены для каждого вида стропов и отражены в соответствующих разделах РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007. В документах указываются сроки и состав контроля, нормы и условия браковки стропов и грузозахватных приспособлений.

    Частота осмотра строп

    Частота осмотра строп


    Состояние всех элементов критично не только для работы грузоподъемного оборудования и сохранности перемещаемых грузов, но, прежде всего, для безопасности персонала, выполняющего операции. Ко всем устройствам и оборудованию, применяемым во время выполнения операций, предъявляются особые требования к стропам относительно их пригодности к эксплуатации.
    Согласно требованиям безопасности обязательно проводится осмотр оборудования перед его использованием. Необходимо убедиться в наличии клейм или бирок, целостности устройств.

    Лица, ответственные за состояние грузоподъемных механизмов и безопасность выполнения операций с грузоподъемными машинами, выполняют осмотр съемных грузоподъемных приспособлений:

    • стропов – каждые 10 дней;
    • траверс, тары и захватных элементов – ежемесячно;
    • редко используемых грузозахватных устройств – перед выдачей в эксплуатацию.

    Порядок осмотра стропов указан в соответствующих инструкциях. Уполномоченными лицами проводится внешний и внутренний осмотр, осуществляется инструментальный контроль, на основании результатов которого составляется заключение о соответствии параметрам, приведенным в паспорте изделий. Осмотр и браковку оборудования должен проводить инженерно-технический персонал, на который возложена ответственность за исправность оборудования и безопасность выполнения операций.
    При проведении осмотра стропов следует обращать внимание на состояние следующих элементов:

    • лент,
    • тросов,
    • цепей,
    • подвесок,
    • концевых элементов,
    • карабинов и мест их фиксации.

    Важно своевременно выбраковывать стропы, имеющие недопустимые повреждения, дефекты.
    Результаты проверки состояния оборудования должны фиксироваться в специальном журнале осмотра. При обнаружении дефектов или повреждений следует указать данные об их устранении.
    Заполнение журнала должно проводиться согласно установленной форме с указанием следующих параметров:

    • Название стропа и его условное обозначение;
    • Порядковый номер;
    • Номера паспорта изделия и наименование изготовителя;
    • Дата, место и адрес получателя продукции;
    • Дата проведения последнего освидетельствования;
    • Заключение о возможности использования продукции;
    • Подпись ответственного лица.

    Условия браковки канатных строп

    Условия браковки канатных строп

    Канатные стропы, производство которых осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93, должны проходить 3 этапа осмотра:

    • Наружный;
    • Внутренний;
    • Инструментальный.

    Осмотр канатной продукции включает проверку:

    • Соответствия типа канатов и маркировке стропов данным, содержащихся в паспорте изделия;
    • Наличие дефектов/повреждений по длине продукции и их степень;
    • Исправность петель на концах каната;
    • Состояние внутренних прядей и сердечника стропа.

    При каком повреждении продукция подлежит браковке?
    Признаки и нормы браковки стропов:

    • Обрыв пряди каната;
    • Имеются перекручивания и узлы, заломы, перегибы на канатах, раздавливание и т.п.;
    • Повреждена либо отсутствует бирка с маркировкой, нет паспорта на изделие;
    • Число видимых повреждений и обрывов наружных проволок для каната, имеющего двойную свивку, более 3´d – 4, 6´d – 6, 30´d – 16;
    • Из-за действия коррозии уменьшение диаметра каната на 7% и более;
    • Под действием коррозии или из-за износа диаметр наружных проволок каната сократился на 40% и более;
    • Сердечник поврежден, в результате чего диаметр каната сократился на 10%;
    • Износ наружных проволок до 30% диаметра каната;
    • Имеется обрыв пряди;
    • Выявлены признаки смещения каната в заплетке/втулке;
    • Произошло выдавливание сердечника;
    • Повреждение вызвано температурным воздействием или электрическим дуговым разрядом;
    • Трещина в опрессовочной втулке, деформация коуша более чем на 15%;
    • Отсутствие предохранительных замковых элементов на захватных деталях;
    • Деформация крюка грузозахватных приспособлений, имеются трещины, надрывы навесных звеньев;
    • Разгибание крюка – в результате остаточных деформаций, приводящих к изменению размера элемента более чем на 5%;
    • Выпадающие концы проволок оплетки.

    Должны четко соблюдаться нормы браковки стальных канатных стропов.
    Табл.1. Нормы браковки стальных канатов (стропов) – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).

    Нормы браковки стальных канатов

    Табл.2. Нормы браковки стальных канатов

    Нормы браковки стальных канатов

    Признаки отбраковки цепных строп

    Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года.
    При регулярном осмотре изделия проверяется:

    • Присутствие бирок и маркировки, соответствующих паспорту изделия;
    • Исправность соединительных концевых элементов;
    • Длина и диаметр звеньев, отклонения показателей в сравнении с исходными параметрами.

    Браковка звена цепного стропа:

    • При наличии надрывов, трещин, расслоений металла в элементах цепи, наличие погнутости 2-ух звеньев;
    • Сокращение диаметра звена в результате износа и прочих механических повреждений более чем на 10%.
    • Списание цепных стропов производится в следующих случаях:
    • Отсутствие/повреждение бирки или паспорта изделия;
    • Отсутствие/повреждение маркировки на элементах изделия;
    • Удлинение звеньев более чем на 3%;
    • Разница в длине ветвей строп при свободном провисе – более 15 мм;
    • Сокращение диаметра сечения звеньев под действием износа – более чем на 10%;
    • Отсутствие предохранительных элементов на захватах стропов.

    Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.

    Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:

    • Цепные – 1%;
    • Канатные – 3%;
    • Текстильные – 6%.

    Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

    Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах

    1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи

    Признаки браковки цепных стропов

    Нормы выбраковки текстильных строп

    Оценка состояния текстильных стропов состоит в визуальном осмотре изделия на соответствие маркировке на бирке данным паспорта. Проверяется исправность петель и швов, захватов и соединительных элементов. Продукция обязательно проходит осмотр с использованием соответствующих инструментов с целью выявления дефектов и определения размеров элементов.
    Текстильные стропы подлежат браковке в таких случаях:

    • Отсутствие маркировки или бирки;
    • Поперечные разрывы, порезы лент;
    • На несущих лентах имеются узлы, вне зависимости от их размеров;
    • При расслоении нитей на лентах. Местное расслоение ленты более чем на 0,5 м, с разрывом 3 и более строчек. При расслоении на заделке края более чем на 20 см и отклонений края у петли протяженностью более 10% длины сшивки;
    • Продольные разрывы, порезы – более 50 мм, суммарная длина – не более 10% ветви изделия;
    • На сквозных отверстиях, образовавшихся в результате повреждения острыми предметами или ожогов диаметром более 10% ширины текстильного стропа. При наличии 3 и более отверстий на удалении менее 10% ширины ленты;
    • При химических повреждениях (кислотами, щелочами, растворителями и пр.) и поверхностных обрывах лент, единичных повреждениях свыше 10% ширины ленты;
    • При загрязнениях более половины длины стропа грунтами, смолами, красками, цементом, нефтепродуктами и пр.

    Условия, при которых запрещена эксплуатация текстильных ленточных стропов:

    запрещена эксплуатация текстильных ленточных стропов

    Рис. 1 — загрязнения текстильного стропа
    Рис. 2 — общая длина порезов, разрывов более чем 10% от общей длины
    Рис. 3 — более трех сквозных отверстий
    Рис. 4 — поверхностные обрывы ленты, выпучивание нитей – более чем 10% от толщины ленты
    Рис. 5 – повреждение стропа от воздействия химических веществ
    Рис. 6 — отсутствует маркировка
    Рис. 7 — отслоение края ленты или сшивки изделия у петли более чем 10% от длины сшивки
    Рис. 8 — расслоения в местах заделки краев текстильного стропа

    Правила браковки текстильных стропов распространяются и на конструкционные элементы текстильного стропа (петлях, скобах, подвесках, звеньях и пр.).
    Недопустимы следующие повреждения данных конструкций:

    • Деформация или износ поверхности, способствующие уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более;
    • Трещины любых размеров;
    • Повреждения элемента, сокращающие его первоначальный размер более чем на 3%;
    • Повреждения резьбы и крепления.

    Стропы, выполненные из полимерных материалов, запрещено хранить на полу, вблизи источников тепла и УФ-излучения, на поверхностях, поврежденных коррозией. Нельзя совместно хранить забракованные и пригодные изделия.

    Перейти в каталог товаров

    Читайте также: