За что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната

Обновлено: 06.05.2024

Концевые крепления стальных канатов

Применение канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с элементами подъемных машин и перемещаемых грузов. В практике подъемно­го машиностроения применяют два вида концевых креплений стальных канатов: неразъемные и разъемные.

Неразъемные концевые крепления канатов применяют при из­готовлении грузозахватных устройств (стропов), не являющихся собственной принадлежностью крана, а также для натяжения ка­ната, несущего кабельный токоподвод. В этих случаях на концах стального каната выполняют петли заплеткой — счаливанием, постановкой обжимной стальной или алюминиевой втулки или заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке. Последний способ более трудоемкий и дорогой, а потому широкого применения в подъемных машинах не полу­чил.

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы, клиновые втулки, специальные прижимные планки различного конструктивного исполнения или другие спосо­бы по утвержденным отраслевым нормалям.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Заплетка (счаливание) концов канатов получила широкое распространение и сохранилась из-за технологической простоты. К недостаткам данного способа следует отнести высокую трудоем­кость, необходимость применения тяжелого ручного труда, повы- шенный расход канатов (концы после заплетки отрубают), нару­шение структурной целостности каната в зоне заплетки и сниже­ние, его агрегатной прочности на 5—15% (в зависимости от диамет­ра каната и квалификации рабочего). Необходимо отметить, что применение в подъемных машинах счаленных (срощенных встык) канатов запрещено.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряже­ний от поперечных сил и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы применяют специальные устройства — коуши, представляющие собой стальные изогнутые пластинки в форме несимметричного овала с желобчатым попереч­ным сечением.

Закрепление концов каната в обжимной втул­ке является более технологичным и прогрессивным. Диаметр за­крепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения яв­ляется овальная втулка из стали -20 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31, АМЦ. Конец каната пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны, после чего соединение обжи­мают в штампе.

Для выполнения разъемных концевых креплений стальных ка­натов наиболее широко применяют винтовые зажимы, состоя­щие из U-образной скобы и колодки. Количество зажимов в сое­динении не меньше трех. Шаг установки зажимов — не менее шес­ти диаметров закрепляемого каната. Диаметр закрепляемых кана­тов— 6—63 мм.

Клиновые соединения выполняют в кованых, штампо­ванных или литых втулках из стали с клином соответствующей конфигурации.

Крепление концов канатов на барабанах лебедок выполняют следующим образом: клиновым зажимом, вставляемым в гнездо в барабане, или прижимными планками, закрепляемыми внутри барабана (рис. 18, а), на торцовой (рис. 18, б) и цилиндрической поверхностях барабана. Длина свободного конца ка­ната за последней планкой должна быть не менее двух его диамет­ров.

Рис. 18. Концевые крепления каната на барабане лебедкиг а—клином, поджимаемым болтом, б, в—прижимными планками; 1—болт, 2—прижимная планка, 3—канат, 4—барабан

Крепление сварных круглозвенных цепей к гладким барабанам лебедок выполняют с помощью кованых крючкообразных зажи­мов, прикрепляемых к барабану болтами.

Применение стальных канатов невозможно без выполнения концевых креплений, предназначенных для соединения канатов с деталями механизмов грузоподъемных кранов и перемещаемыми грузами.

Конструкция концевого крепления каната должна быть простой, технологичной в изготовлении и эксплуатации, надежной, доступной для осмотра и удобной для замены каната (в случае разъемного соединения).

На грузоподъемных кранах применяют два вида концевых креплений канатов: неразъемные и разъемные. Неразъемные концевые крепления канатов применяют при изготовлении инвентарных съемных грузозахватных устройств и для натяжения вспомогательного каната, несущего кабельный токоподвод. В указанных случаях на концах каната выполняют петли путем заплетки (счаливания, рис. 18, а), установки обжимной стальной (алюминиевой) втулки (рис. 18,6) или заливки легкоплавкими сплавами в конусной втулке (температура плавления +450° С). Последний способ, более трудоемкий и дорогой, применения в грузоподъемных кранах не получил.

Рис. 18. Способы крепления конца стального каната: d — диаметр каната, I — длина концевого крепления, р — шаг установки зажимов

Разъемные концевые крепления стальных канатов применяют для соединения их с барабанами лебедок, крюковыми подвесками и в отдельных случаях для строповки нестандартных тяжеловесных грузов. Как правило, для этого используют винтовые зажимы для стальных канатов (рис. 18, в) и клиновые втулки (рис. 18, г), специальные прижимные планки или апробированные решения по утвержденным отраслевым нормалям.

Заплетка (счаливание) концов стальных канатов — наиболее простой и издавна известный способ, выполнение которого требует применения тяжелого, трудоемкого и малоквалифицированного ручного труда (рис. 18, а). Из-за простоты этот вид концевого крепления применяют и в настоящее время.

Для обеспечения правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних контактных напряжений от поперечной силы и предохранения каната от истирания о захватные устройства в процессе работы в петлю каната 1 вставляют специальную деталь — коуш (от одноименного голландского слова — круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности, рис. 18, в). Для применения в механизмах грузоподъемных кранов отечественная промышленность выпускает кованые и штампованные коуши по ГОСТ 2224—72 для канатов диаметром 2,2…82,5 мм.

Крепление конца каната в обжимной втулке является более простым, технологичным, экономически эффективным и прогрессивным способом. Диаметр закрепляемых канатов до 36,5 мм. Основной деталью соединения является овальная втулка 4 из стали 20 по ГОСТ 1050—74 или алюминиевых сплавов АДО, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784—74 (рис. 18, б).

Конец каната 1 пропускают через овальную втулку, изгибают для образования петли и вновь вставляют во втулку с противоположной стороны (при необходимости в петлю укладывают коуш). После чего собранное соединение обжимают в штампе под прессом или продавливают через волок. Необходимо помнить, что конец свободного (ненагруженного) конца каната обязательно должен выступать из обжатой втулки.

Среди разъемных концевых креплений наибольшее распространение получили винтовые зажимы для стальных канатов по ОСТ 24.090.51—80, изготовляемые ковкой и штамповкой из сталей марок ВСтЗпсб, ВСтЗсп5 по ГОСТ 380—71 и марок 20, 35 по ГОСТ 1050—74, а также литьем из стали марки 25Л-11 по ГОСТ 977—75. Зажим 6 для стальных канатов состоит из U-образной скобы и колодки, стягиваемых гайками (рис. 18, в). Диаметр закрепляемых канатов — 6…63 мм (всего 16 типоразмеров). Условное обозначение зажима для канатов диаметром 25…28 мм — Зажим 28 ОСТ 24.090.51—80.

Концевое крепление каната в клиновой втулке выполняют в соответствии с требованиями ОСТ 22—253—72 (рис. 18,г). Правила по кранам предусматривают применение кованых, штампованных или литых стальных втулок с клиньями соответствующей конфигурации. Применение чугунных втулок и клиньев, а также стальных сварных втулок запрещено. В основе принципа работы данного крепления лежат силы трения, возникающие между рабочими поверхностями втулки, клина и каната; при этом чем больше растягивающее усилие в канате, тем выше заклинивающая способность крепления.

Конец каната на барабане лебедки крепят при помощи прижимных планок, расположенных на цилиндрической (рис. 19, а) или торцевой (рис. 19,6) поверхностях барабана, либо вставляемых в полость прилива (утолщения), выполненного в стенке барабана (рис. 19,в). В отдельных случаях применяют клиновую втулку (рис. 19, г), аналогичную рассмотренной выше.

Наибольшее применение получили прижимные планки, установленные на цилиндрической поверхности барабана. Планки обычно прижимают одним болтом (шпилькой). Для обеспечения надежного концевого крепления Правила по кранам требуют ставить не менее двух планок. Диаметр закрепляемых канатов 10…43,5 мм. Длина свободного конца каната (за последней прижимной планкой) должна быть не менее двух диаметров каната.

Рис. 19. Крепление конца каната на барабане лебедки

Во избежание повреждения каната кромками прижимной планки изгибать свободный конец каната под прижимной планкой или возле нее категорически запрещено. Крепление прижимной планки к барабану лебедки должно обеспечивать надежный контроль за состоянием крепления в процессе эксплуатации и удобный доступ для подтяжки болтов (шпилек) и при необходимости замены каната.

Следует помнить, что в соответствии с требованиями Правил по кранам на барабане лебедки между концевым креплением и ходовой ветвью каната постоянно должны находиться неприкосновенные (дополнительные) витки каната, которые никогда не должны сматываться с барабана, даже при опускании крюковой подвески в крайнее нижнее положение. Минимальное количество дополнительных витков каната— 1,5, что соответствует длине дуги обхвата барабана канатом Зл рад. Назначение указанных дополнительных витков каната — уменьшить величину усилия в канате под прижимными планками. В соответствии с законом Эйлера при данном угле обхвата усилие в закрепляемом конце каната будет в 2,5 раза меньше номинального (рабочего) усилия в ходовой ветви каната.

Тема ОТ 1449.3 (2021 г.) Проверка знаний требований безопасности при выполнении работ на высоте


Инструкция по пользованию сайтом

В данной инструкции изложены основные функции сайта, и как ими пользоваться

Здравствуйте,

Разделы сайта

Вы находитесь на странице инструкции сайта Тестсмарт.
Прочитав инструкцию, Вы узнаете функции каждой кнопки.
Мы начнем сверху, продвигаясь вниз, слева направо.
Обращаем Ваше внимание, что в мобильной версии все кнопки располагаются, исключительно сверху вниз.
Итак, первый значок, находящийся в самом верхнем левом углу, логотип сайта. Нажимая на него, не зависимо от страницы, попадете на главную страницу.
«Главная» - отправит вас на первую страницу.
«Разделы сайта» - выпадет список разделов, нажав на один из них, попадете в раздел интересующий Вас.

Билеты

На странице билетов добавляется кнопка "Билеты", нажимая - разворачивается список билетов, где выбираете интересующий вас билет.

Полезнае ссылки

«Полезные ссылки» - нажав, выйдет список наших сайтов, на которых Вы можете получить дополнительную информацию.

В правом углу, в той же оранжевой полосе, находятся белые кнопки с символическими значками.

Опускаемся ниже, в серой полосе расположились кнопки социальных сетей, если Вам понравился наш сайт нажимайте, чтобы другие могли так же подготовиться к экзаменам.
Следующая функция «Поиск по сайту» - для поиска нужной информации, билетов, вопросов. Используя ее, сайт выдаст вам все известные варианты.
Последняя кнопка расположенная справа, это селектор нажав на который вы выбираете, сколько вопросов на странице вам нужно , либо по одному вопросу на странице, или все вопросы билета выходят на одну страницу.

Билеты

На главной странице и страницах категорий, в середине, расположен список разделов. По нему вы можете перейти в интересующий вас раздел.
На остальных страницах в середине располагается сам билет. Выбираете правильный ответ и нажимаете кнопку ответ, после чего получаете результат тестирования.
Справой стороны (в мобильной версии ниже) на страницах билетов располагается навигация по билетам, для перемещения по страницам билетов.
На станицах категорий расположен блок тем, которые были добавлены последними на сайт.
Ниже добавлены ссылки на платные услуги сайта. Билеты с ответами, комментариями и результатами тестирования.
В самом низу, на черном фоне, расположены ссылки по сайту и полезные ссылки на ресурсы, они дублируют верхнее меню.
Надеемся, что Вам понравился наш сайт, тогда жмите на кнопки социальных сетей, что бы поделиться с другими и поможете нам.
Если же не понравился, напишите свои пожелания в форме обратной связи. Мы работаем над улучшением и качественным сервисом для Вас.

94-66.За что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната?

Вопрос администрации

Мобильное приложение.

Мобильное приложение

Панель авторизации

95-67.Как необходимо крепить ручную рычажную лебедку при ее установке на земле?

Купить Билеты с ответами в формате Word

Магазин учебных материалов

За что запрещается закреплять лебедку с помощью стального каната

Лебедки и способы их закрепления

Для подъема или перемещения грузов применяют лебедки с ручным и машинным приводами.

Они делятся: – по назначению — на подъемные (для подъема), тяговые (для перемещения грузов) и поворотные (для вращения кранов); – по способу установки — на передвижные и стационарные; – по числу устанавливаемых на них барабанов — на одно-, двух- и трехбарабанные. Барабаны лебедок бывают гладкие и нарезные по винтовой линии.

В характеристике лебедок указывают: тяговое усилие на последнем слое навивки каната, тс; диаметр каната, му; диаметр барабана, мм; число слоев навивки каната на барабан; канатоемкость барабана (длина каната, наматываемого на барабан), м; скорость наматывания каната, м/ч.

Лебедки, с ручным приводом (рис. 38, а) применяют в тех случаях, когда не требуется большой скорости подъема, например на вантах, для оттяжки груза.

Лебедка состоит из двух щек, соединенных стяжными болтами, образующими станину лебедки. В станине установлен ось, на которой свободно вращается барабан. На барабан насажено большое зубчатое колесо. Приводной вал лебедки приводится во вращение рукояткой. Храповое колесо с собачкой предотвращает произвольное опускание поднимаемого груза.

Ручные рычажные лебедки (рис. 38, б) используют на работах, связанных с подъемом и перемещением оборудования, для натягивания вант, расчалок, оттяжек.

Лебедка состоит из корпуса, в котором находится тяговый механизм. Крюком лебедку крепят к перемещаемому элементу, а крюком — к неподвижной опоре. При закреплении лебедки канат сматывается с катушки. Канат перемещают сквозь механизм лебедки с помощью рукоятки, а возвращают при помощи рукоятки заднего хода.

Лебедки с машинным (электрическим) приводом (рис. 38, в) имеют барабан, который получает вращение от электродвигателя посредством зубчатых колес редуктора.

Лебедки, в которых вращение передается фрикционными муфтами или ленточными фрикционами, называются фрикционными. Такими лебедками подтаскивают груз, ими оборудуют временные небольшие подъемные устройства на строительных работах. Использовать фрикционные лебедки на монтажных работах для подъема груза запрещается. На монтажных работах используют лебедки, имеющие зубчатую передачу.

Чтобы лебедки не смещались в рабочем положении, их рамы прикрепляют канатом к стационарному якорю или к конструкциям здания, либо укрепляют грузом, укладываемым на раму. Усилие, на которое нужно закрепить лебедку, рассчитывают.

До начала работы стальной канат закрепляют на барабане лебедки, длина намотки на барабан должна со- ставлять не менее 1,5 витка. Во время работьг следят за Тем, чтобы канат правильно наматывался на барабан: он должен ложиться ровными плотными рядами, при подходе к барабану располагаться по площадке горизонтально и перпендикулярно оси барабан.

Рис. 39. Схемы крепления лебедок к колонне (а), ригелю (б) и кирпичной стене (е)

При ведении монтажных работ внутри цеха в качестве якорей используют строительные конструкции цеха (здания). Место расположения лебедки и способы ее крепления указывают в проекте производства работ. Причем места крепления за строительные конструкции согласовывают с проектной организацией. На рис. 39 показаны схемы закрепления лебедок.

В большинстве случаев лебедки крепят куском каната. Канат закрепляют за опору, а затем им охватывают всю раму лебедки. Если лебедку устанавливают непосредственно на земле, то под ее раму помещают деревянные подкладки, чаще всего шпалы.

При креплении лебедки за железобетонные колонны (рис. 39, а) на углах колонны ставят прокладки из труб или досок, которые предохраняют канат от перетирания острыми углами колонны. При креплении лебедок к железобетонным колоннам необходимо следить за тем, чтобы колонны не перемещались. Так же предохраняют канат и при креплении лебедки за железобетонный ригель (рис. 39, б). Все канаты, которыми крепят лебедку, рассчитывают.

Лебедки с ручным приводом разрешается применять при наличии исправного, автоматически действующего грузоупорного тормоза или безопасной рукоятки, представляющих собой соединение в одно конструктивное целое рукоятки храпового устройства и тормоза.

При подъеме грузов одновременно двумя лебедками конструкции лебедок следует подбирать так, чтобы скорости навивания канатов па барабаны лебедок были одинаковы.

Грузоподъемность лебедок для подъема и опускания подъемных лесов и люлек должна соответствовать расчетным нагрузкам. Лебедки оборудуют двойными тормозными устройствами с безопасными рукоятками.

Движение канатов при подъеме и опускании подъемных люлек должно быть свободным. Трение каната о выступающие конструкции не допускается.

К работе с лебедками, особенно с машинным приводом, допускаются только специально подготовленные рабочие. Работать с лебедками, у которых обнаружены неисправности, запрещается.

Читайте также: