Задвижки стальные для тепловых сетей

Обновлено: 04.05.2024

Задвижки стальные отличаются друг от друга в зависимости от способа соединения с трубопроводом: фланцевые, под приварку и муфтовые. Использование стали при производстве повышает устойчивость к негативным воздействиям внешней среды, повышая срок службы. Используются для монтажа в трубопроводных системах разного типа. Они изготавливаются из стали разных марок, поэтому условия эксплуатации и сфера их применения могут отличаться.

Задвижка стальная 31ЛС77НЖ

  • Рабочая среда вода, нефть, нефтепродукты, пар, нейтральные жидкости, нейтральные газы, природный газ
  • Температура рабочей среды до +450°С
  • Способ соединения под приварку, муфтовое, фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) C
  • Давление 160 кгс/см2 (16,0 МПа)

Задвижка стальная 30С41НЖ

  • Рабочая среда вода, нефтепродукты, пар, нейтральные жидкости, нейтральные газы
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 16 кгс/см2 (1,6 МПа)

Задвижка стальная 30С941НЖ (под электропривод)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефть, нефтепродукты, пар, нейтральные жидкости, нейтральные газы, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +450°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 16 кгс/см2 (1,6 МПа)

Задвижка стальная 30C65НЖ

  • Рабочая среда вода, горячая вода, нефть, пар, масло
  • Температура рабочей среды до +300°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А
  • Давление 25 кгс/см2 (2,5 МПа)

Задвижка стальная 30С15НЖ

  • Рабочая среда вода, воздух, нефтепродукты, пар
  • Температура рабочей среды до +300°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C

Задвижка стальная 30С64НЖ

  • Рабочая среда вода, воздух, нефтепродукты, пар, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +300°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 25 кгс/см2 (2,5 МПа)

Задвижка стальная 30С76НЖ

  • Рабочая среда вода, воздух, нефтепродукты, пар, амиак, масло
  • Температура рабочей среды до +300°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А
  • Давление 63 кгс/см2 (6,3 МПа)

Задвижка стальная 30С541НЖ (с редуктором)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефть, нефтепродукты, пар, амиак, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 16 кгс/см2 (1,6 МПа)

Задвижка стальная 30С564НЖ (с редуктором)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефть, нефтепродукты, пар, нейтральные жидкости, нейтральные газы, амиак, природный газ
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 25 кгс/см2 (2,5 МПа)

Задвижка стальная 30С915НЖ (под электропривод)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефть, нефтепродукты, пар, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 40 кгс/см2 (4,0 МПа)

Задвижка стальная 30С964НЖ (под электропривод)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефтепродукты, пар, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 25 кгс/см2 (2,5 МПа)

Задвижка стальная 30С976НЖ (под электропривод)

  • Рабочая среда вода, воздух, нефть, нефтепродукты, пар, природный газ, масло
  • Температура рабочей среды до +425°С
  • Способ соединения фланцевое
  • Уровень герметичности (ГОСТ 9544-93) А, В, C
  • Давление 63 кгс/см2 (6,3 МПа)

Стальные задвижки для трубопроводов

Стальные задвижки, если сравнивать их с другими типами запорной арматуры, обладают несколькими плюсами:

  • Низкое гидравлическое сопротивление, поэтому их можно использовать в трубопроводных системах с высокой скоростью потока рабочей среды.
  • Могут использоваться в системах транспортировки пара, воды, газа, а также различных нефтепродуктов.
  • Простота монтажа, который не требует особых профессиональных навыков.

Большой выбор стальных задвижек от ООО «ТЕХНОЛОГИЯ»

В наличии запорная арматура высокого качества от известных российских и зарубежных производителей. Многие из представленных моделей оснащены обрезиненным клином, что упрощает их использование на трубопроводах, по которым транспортируется масса повышенной температуры.

Некоторые модели оснащены указателем положения затвора, а также электрическим приводом. Он позволяет автоматизировать процесс открытия и закрытия, но необходимо учитывать, что для их установки требуется больше места.

Покупайте задвижки из стали в компании «ТЕХНОЛОГИЯ», оформив доставку по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Также предлагаем другие виды запорной арматуры для трубопроводных систем. Возможна доставка по всей России.

Где устанавливают задвижки?

Задвижка относится к запорной арматуре. Ее наличие – обязательное требование регламента работ каждого предприятия, на балансе которого есть трубопроводная система. Технологические процессы, характер работы, а также технические особенности заводов и цехов определяют потребность в конкретной модели запорной арматуры. В обзоре разберемся:

  • где устанавливаются задвижки;
  • как производится их монтаж;
  • какие задвижки подходят для конкретных параметров рабочих сред.

В конце обзора посмотрим, при каких особенностях задвижки транспортируются, хранятся и эксплуатируются.

Где применяются задвижки

Задвижка является устройством запорной арматуры и служит для перекрытия потока среды. Достигается перекрытие посредством перемещения клина. Полная герметизация происходит за счет наличия уплотнительных поверхностей на клине (его дисках) и кольцах (в седлах).



Разные модели клиновых задвижек комплектуются отличными друг от друга устройствами затвора. Различие – материал, используемый при изготовлении клина, колец в корпусе, а также уплотнителей на них.

Для разных транспортируемых сред и особенностей работы трубопровода заводы выпускают модели, отличающиеся по:

  • материалу корпуса и крышки;
  • применяемому виду сальниковой набивки;
  • прокладочному материалу между корпусом и крышкой;
  • типу ходовой пары «гайка-шпиндель».

Такая номенклатура обеспечивает запорной арматурой коммунальные сети ЖКХ, парокотельные, судостроительную, нефтегазовую и химическую промышленности.

Технологические сети трубопроводов добывающих и перерабатывающих заводов комплектуются задвижками. За счет надежности, задвижки устанавливают в труднодоступных для человека местах и оборудуют автоматическими приводами для удаленного управления ее работой.

Такие модели, как 30с927нж, 30с941нж, 30с964нж комплектуются переходными площадками для подключения электропривода. За счет проведения мероприятий по защите электродвигателя от воздействий окружающей среды (отрицательные температуры, осадки, солнечный свет), такие задвижки монтируют в удаленных районах на открытой местности. Управление при этом осуществляется с пульта оператора.

Где используются задвижки

Для конкретных нужд предприятий, коммунальных сетей ЖКХ и остальных отраслей промышленности должны применяться определенные модели запорной арматуры, предназначенные для нормальной эксплуатации в рабочем режиме под определенные характеристики транспортируемых сред.

Рассмотрим популярные модели задвижек, их характеристики и отрасли использования.

30с41нж

Обозначение этой задвижки по таблице фигур:

  • 30 – задвижка;
  • с – корпус и крышка изготовлены из стали;
  • 41 – порядковый номер регистрации в СТ ЦКБА;

нж – уплотнители выполнены из нержавеющей, коррозионно-стойкой стали.



Рис. 2 Общий вид 30с41нж

В этой модели предусмотрено ручное управление затвором. Об этом говорит двузначное число «41» в обозначении. При комплектации задвижки переходной площадкой для электропривода, маркировка дополняется цифрой «9» – 941.

Модели задвижек, корпуса которых выполнены из стали, нужны для работы в трубопроводных системах, по которым обращаются холодная и горячая вода, пар и нефтепродукты (не агрессивные к стали, при условии коррозии не более 0,1мм/год).

Верхний диапазон температуры среды – до +450 0 С. Рабочее давление – 16 атмосфер.

При выборе задвижки этой модели для конкретных задач производства, надо учитывать показатели избыточного давления. Они зависят от температуры рабочей среды. Порядок соотношения определен ГОСТом 356-80г. и ЦКБА 014-2004г.

Срок службы задвижки составляет до 10 лет (в зависимости от интенсивности эксплуатации и наработки циклов). Так как задвижка является восстанавливаемой деталью трубопровода (подлежит капитальным ремонтам), производители в руководстве по эксплуатации указывают назначенный срок службы, обусловленный износом затвора и корпусных деталей. Для этой модели назначенный срок службы составляет 30 лет.

30ч6бр

Эта модель изготавливается из серого чугуна СЧ20, о чем говорит буква «ч» в обозначении. Она применяется для магистралей с рабочей средой:

Маркировка «бр» означает, что в качестве уплотнительных поверхностей применяется латунь марки ЛС59-1.

Эта модель запорной арматуры подойдет для систем ЖКХ, парокотельных и для частных нужд. Любая система, по которой обращается вода или пар с температурой до 225 0 С, должна комплектоваться данным приспособлением.

30ч39р


Такая модель запорной арматуры, также как и предыдущая, изготавливается из чугуна. А вот уплотнители здесь другие. Маркировка «р» означает, что на клине применяется резина ЭПДМ. За счет этого обеспечивается высокий класс герметичности АА по ГОСТу 9544-2015г.

Рис. 4 Общий вид 30ч39р

Максимальное значение температуры среды – до 95 0 С. Рабочее давление – 16 атмосфер. Запорную арматуру с обрезиненным клином из ЭПДМ используют исключительно для воды. И хотя по показателям температуры эта задвижка уступает своей «сестер» с латунным клином, а также стальной версии, для систем ЖКХ эта модель подойдет идеально.

Наличие резины на клине исключает коррозионное разрушение.

Места установки

Задвижки с невыдвижным и выдвижным шпинделем, согласно технической документации, надо устанавливать приводом вверх. В условиях стесненности, вертикального расположения трубы, разрешается производить монтаж с отклонением привода на 90 0 в любую сторону.

Для запорной арматуры с наличием электропривода, при ее установке с отклонением по вертикали в любую сторону, под электродвигатель надо предусматривать дополнительную опору. Это снизит нагрузку на трубу.



Под диаметры условного прохода 700 мм и более предусматривается опора и под саму арматуру.

Прокладка трубопровода с опорой на задвижку не допускается!

Место установки должно обеспечивать допуск обслуживающего персонала для проведения регламентных работ (обслуживание, ревизия, ремонт). Для арматуры с выдвижным шпинделем необходимо дополнительно предусматривать запас свободного пространства для выхода шпинделя при переводе затвора в положение «открыто».

Минимальное значение вылеты шпинделя равно диаметру условного прохода. Для получения точных данных, необходимо обратиться к руководству по эксплуатации.

При выборе места установки учитывается климатическое исполнение арматуры, регламентируемое ГОСТом 15150-69г.

Способы установки

Задвижки выпускаются с двумя крепежными элементами:

  • с разделкой швов для приварки к трубе;
  • с приваренными фланцами для крепления с помощью шпилек или болтов с гайками.



Рис. 6

Комплектация фланцами самая распространенная конструкция. При такой установке задвижку всегда можно снять с трубы и провести ее ремонт в удобном месте, поставив взамен новое устройство. Но монтаж на фланцы предполагает использование прокладки, предотвращающей выход рабочей среды в атмосферу.

Сварное соединение более надежное, нежели фланцевое. При этом отпадает необходимость использования дополнительного прокладочного материала. Но при демонтаже персоналу придется вырезать задвижку с частью трубопровода.

Транспортировка и хранение

Перемещение арматуры с завода на предприятие производится с соблюдением нескольких правил.

1. Перевозка должна происходить в запакованной на заводе таре.

2. В пути следования ящики надежно закрепляются к полу или стенкам транспортного средства для предотвращения продольных и поперечных смещений.

3. Проведение погрузочно-выгрузочных работ осуществляется плавно. Кантовать и ударять ящики запрещено.

Если установка полученной партии задвижек планируется не на ближайшее время, надо соблюдать правила хранения.

1. Выделяется специальное помещение для хранения арматуры. Помещение должно быть чистое, проветриваемое, не допускается попадание прямых солнечных лучей.

2. Если арматура хранится полгода и больше, надо производить смазку специальной консервационной пастой.

3. Затвор помещается в положение «закрыто», а присоединительные патрубки должны быть закрыты специальными заглушками.

Подробные условия транспортирования и хранения устройств запорной арматуры регламентируются ГОСТом 15150-69г.

Монтаж и эксплуатация

Монтаж задвижки с фланцевым присоединением производится в следующем порядке.

1. После вскрытия транспортной тары, непосредственно перед установкой, резьбу шпинделя надо смазать пастой ВНИИНП. Порядок расконсервации регламентирован ГОСТом 9.014-78г.

2. После освобождения патрубков от заглушек, надо проверить работоспособность, переведя затвор в положение «закрыто» и снова открыть его.

3. Полости патрубков надо очистить от посторонних предметов, песка и окалины (при наличии). Трубопровод подготавливается аналогичным способом. После этого, трубу и задвижку надо промыть и продуть.

4. После строповки (под патрубки или специальные кольца), арматура подводится к магистрали, и без ударов об трубу, крепится через ответные фланцы.

5. Затяжка гаек производится «крест накрест» динамометрическим ключом с выставлением максимального усилия.

После монтажа проводят испытания на герметичность. Способы и методы проведения испытаний указываются в руководстве по эксплуатации.

В процессе эксплуатации задвижку надо проверять на плотность затяжки гаек и герметичность прокладочных уплотнений. Для этого на предприятии назначаются ответственные работники, которые систематически проверяют работоспособность арматуры. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.

Задвижки - конструктивные особенности, принцип работы, сфера применения


Задвижка – тип запорной трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия неагрессивной рабочей среды преимущественно с высокими показателями температуры и давления.
Запорный элемент в задвижках перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды.
Перекрытие потока происходит за счет поступательно-вращательного движения шпинделя, который перемещает клин из верхнего положения в нижнее.
В отличие от кранов и затворов, которые открываются при повороте шпинделя на 90°, задвижки являются многооборотной арматурой. Плавное постепенное перекрытие потока обеспечивает отсутстие резких перепадов давления, а плавное открытие препятствует возникновению гидроудара. Именно из-за этих свойств задвижки используются преимущественно в магистральных технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 мм.

По конструкции запорного органа задвижки можно разделить на клиновые и шиберные задвижки.


В клиновых задвижках сёдла в корпусе расположены под небольшим углом друг к другу, а затвор представляет собой устройство в виде клина — жёсткого, упругого или двухдискового, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Со временем герметичность такой задвижки может быть нарушена из-за сильного трения в крайнем закрытом положении.

Задвижки с обрезиненным клином являются модификацией клиновых задвижек. Задвижки с обрезиненным клином имеют гладкий полный проход, благодаря чему в момент перекрытия рабочего потока не возникает сильного трения. Обрезиненный клин задвижки призван обеспечивать высокие показатели герметичности и прочности, а также бесперебойную работу запорной арматуры, даже при резких перепадах температурного режима. Еще одна черта, характерная для задвижек такого типа, - низкие крутящие моменты при управлении.


Шиберные задвижки являются разновидностью параллельной задвижки. Шиберные задвижки применяются в тех случаях, когда допускается одностороннее направление потока рабочей среды и не требуется высокая герметичность запорного органа. Они предназначены для установки в качестве запорных устройств на трубопроводах, транспортирующих канализационные стоки, шламы и другие, загрязнённые механическими примесями среды. Иногда затвор выполняется ножевым для разрушения частиц в рабочей среде, в этом случае задвижки называются шиберными ножевыми.

Большое значение для работы и области применения задвижек имеет расположение ходового узла. Он может быть расположен внутри задвижки в рабочей среде или вне полости корпуса. Иными словами, задвижки бывают с выдвижным штоком и с невыдвижным штоком.

Задвижки с выдвижным штоком:

В задвижках с выдвижным штоком резьба шпинделя и ходовая гайка расположены снаружи корпуса арматуры. Шпиндель нижним концом соединён с затвором и при вращении ходовой гайки для открытия задвижки совершает вместе с затвором только поступательное перемещение, при этом верхний конец шпинделя выдвигается на величину хода затвора. Для возможности перемещения шпинделя ходовая гайка поднята над верхней частью крышки (то есть над сальником) примерно на величину хода затвора в конструкции, которую называют бугельным узлом.

Достоинствами такой конструкции являются отсутствие вредного воздействия рабочей среды на ходовой узел и свободный доступ для его технического обслуживания, а следовательно меньший износ сальникового уплотнения и более высокая надёжность резьбовой пары и сальника.
Недостатком таких задвижек является увеличение строительной высоты и массы за счёт выхода шпинделя из крышки не менее, чем на диаметр прохода и необходимость по этой причине при монтаже оставлять свободное место для выхода шпинделя.

Задвижки с невыдвижным штоком:

В задвижках с невыдвижным штоком ходовая резьба находится внутри полости задвижки и при открывании шпиндель не выдвигается из крышки, сохраняя своё первоначальное положение по высоте. Ходовая гайка в этих задвижках соединена с затвором и при вращении шпинделя для открытия прохода как бы наворачивается на него, увлекая за собой затвор.
В задвижках с невыдвижным шпинделем ходовой узел погружён в рабочую среду и поэтому подвержен действию коррозии и абразивных частиц в рабочей среде, к нему закрыт доступ и отсутствует возможность технического обслуживания во время эксплуатации, что приводит к снижению надёжности работы ходового и сальникового узлов.

В связи с этим такие задвижки имеют ограниченное применение — для трубопроводов, транспортирующих минеральные масла, нефть, воду, не засорённую твёрдыми примесями и не имеющими коррозионных свойств. Поскольку в задвижках с невыдвижным шпинделем затруднены наблюдение и уход за ходовым узлом, они не рекомендуются для ответственных объектов.
Достоинством такой конструкции является меньшая строительная высота, что делает целесообразным их применение для подземных коммуникаций, колодцев, нефтяных скважин и т.д.



Основные преимущества задвижек:

  • сравнительная простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление;
  • относительно небольшая строительная длина;
  • симметричность задвижки позволяет пропускать рабочий поток в любом направлении;
  • возможность применения в различных условиях эксплуатации, высокая герметичность;
  • бесколодезная установка, длительный срок службы при неблагоприятных условиях;
  • возможность ремонта и замены комплектующих при их поломке или износе;
  • низкий крутящий момент при управлении электроприводом;

Сферы применения задвижек:

Задвижки используются преимущественно в магистральных трубопроводах, в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других, для перекрытия рабочих сред с высокой температурой и давлением.

Компания Мастерпром реализует задвижки, классифицируя их по сферам применения: отопление, теплоснабжение и ГВС, холодное и питьевое водоснабжение, канализация и водоотведение, пожаротушение, бумажно-целлюлозная промышленность, трубопроводы нефтепродуктов, абразивных материалов, промышленных жидкостей. Производители задвижек Jafar, Stafsjo, Hawle, Orbinox, МЗТА, Гранар находятся на рынке трубопроводной арматуры достаточно давно, качество продукции и сроки поставки оправданы умеренными ценами, вся продукция сертифицирована и соответствует международным стандартам.

Автоматизация задвижек, дополнительная комплектация:

Используя собственные производственные возможности и наработки, компания Мастерпром предлагет свои услуги по автоматизации трубопроводной арматуры - установке электроприводного оборудования импортного и российского производства. Для стыковки электропривода и задвижек с ручным управлением используются специальные стыковочные узлы для задвижек с обрезиненным клином, и червячно-подшипниковые узлы для шиберных задвижек с выдвижным штоком.

Так же возможно удлинение штока задвижек в случаях, когда установка электропривода непосредственно на задвижку невозможна, например, из-за узкого колодца. Серия удлинителей штока ШФВ (шток фиксированной длины для арматуры с выдвижным шпинделем) позволяет устанавливать привод на высоте до 3500 мм, серия удлинителей штока ШТН (шток телескопический для арматуры с невыдвижным штоком) позволяет регулировать точку монтажа электропривода в пределах 500 мм при максимальной высоте в 3500 мм.

Для автоматизации безколодезной задвижки компания Мастерпром разработала специальную колонку управления, которая позволяет устанавливать электропривод на высоте 500 - 800 мм над землей.

Читайте также: