Допускается ли наличие трещин на дисках и ободьях колес следов их устранения сваркой

Обновлено: 18.05.2024

Примечание - Для скоростей выше 210 км/ч показатель максимальной массы, приходящейся на шину, должен соответствовать требованиям [3].

4.5.3 Сдвоенные колеса должны быть установлены таким образом, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин.

4.5.4 Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса КТС.

4.5.5 Зимние шины в случае их применения должны быть установлены на все колеса КТС.

4.5.6 Шина считается непригодной к эксплуатации при:

а) появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени износа, который соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

б) остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

- для КТС категорий L - 0,8 мм;

- для КТС категорий N2, N3, O3, O4 - 1,0 мм;

- для КТС категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

- для КТС категорий M2, M3 - 2,0 мм;

в) остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 4.3), а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M-S", "M.S.", "M/S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4,0 мм;

г) замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

Рисунок 4.3 - Маркировка, наносимая на зимнюю шину

д) наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины и герметизирующего слоя.

4.5.7 Не допускаются:

а) отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

б) наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

в) видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

г) установка на одну ось КТС шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Примечание - Требования г) пункта 4.5.7 не применяют к запасной шине, временно установленной на КТС.

4.5.8 Применение шин, восстановленных наложением нового протектора, не допускается на передней оси КТС.

На других осях КТС допускается применение шин, восстановленных в соответствии со следующими требованиями:

а) повторное восстановление шин с ранее уже восстанавливавшимся протектором не допускается;

б) восстановление протектора шин, возраст которых превышает семь лет, не допускается.

в) в маркировке восстановленной шины должно присутствовать указание "Retread";

г) на шине с восстановленным протектором помимо маркировки должен быть четко проставлен международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква "E", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение по [4] или [5], и номера официального утверждения;

д) в маркировке шин с восстановленным протектором не допускается указание категории скорости и индекса несущей способности более высоких, чем до восстановления.

4.5.9 На задней оси КТС категории M, средней оси КТС категории M3, средних и задней осях КТС категории N, на всех осях КТС категории O допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", также с рисунком протектора, углубленным методом нарезки в соответствии с документацией изготовителя шины.

Нормативы, используемые при ремонте дисков

Все самые известные компании, производящие автомобили, безусловно, выступают против ремонта литых дисков. Точно также и всеми официальными дилерами правка дисков не производится. Однако, если голословно говорить о желаниях тех или иных фирм, то все это обсуждение превратится в лирику. Поэтому лучше основываться на положениях нормативных документов.

Для начало немного о зарубежном опыте в данной сфере.

Сразу хочется отметить, что законодательство в разных странах совершенно разное. И есть некоторые очень интересные примеры.

Согласно стандарту ISO 14400 ремонт дисков с использованием сварки категорически запрещен.

Организация EUWA (Association of European Wheel Manufactures) также запрещает ремонт литых дисков при помощи сварки и нагрева.

Интересным для нас окажется законодательная база Канады, правда, действующая не на всей ее территории, а в одной из провинций, Британской Колумбии . На ней мы немного остановимся.

И так, согласно законодательству Канады ремонт литых дисков автомобиля разрешен, в том числе и с использованием сварки и нагрева, но при соблюдении целого ряда условий, которые, к слову, довольно жесткие. Полностью их приводить не будем, лишь некоторые особенно интересные из них.

  • Компания, занимающаяся ремонтом литых дисков, обязана иметь страховой фонд - не менее двух миллионов канадских долларов, что по курсу равно полутора миллионам американских долларов.
  • Опыт мастера, специализирующегося на данном виде услуг, должен быть не менее пяти лет.
  • Фирма, выполняющая ремонт, обязана иметь у себя журнал, в котором отмечаются все выполняемые ремонты дисков.
  • Каждые два года фирма должна проходить проверку соответствия сертификации на наличие соответствующего оборудования и квалифицированного мастера по сварным работам.
  • Одним из обязательных требований к оборудованию является наличие сварочного аппарата на 250 Ампер.
  • Исправление геометрии диска может происходить при его нагреве, но при этом температура нагрева не должна превышать 204 градусов по Цельсию.
  • Сварные работы допускаются только с применением аппарата TIG или MIG (это тема отдельной статьи, которую мы обязательно представим)
  • Каждый сварщик обязан сдавать экзамен на знание нормативов.
  • Толщина материала в месте ремонта не должна быть менее 1.5 мм.
  • Ремонт литого диска возможен только в разрешенных местах колеса.

Как видите, требования серьезные, но в основном разумные.

И наконец, самое интересное! Чем регулируется данная сфера в России.

Ранее существовал ГОСТ Р 51709-2001 (Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки ). Он был отменен и прекратил действие 01.02.2018. Однако, вместо него был принят ГОСТ 33997-2016 (Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки) . Положения, касающиеся ремонта литых дисков, при этом не претерпели изменений. П.п 4.5.7 данного ГОСТ гласит: "Не допускаются: . б) наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;. ". Если следовать духу этого ГОСТ, то ремонт литых дисков делать нельзя. Как минимум нельзя производить сварку. Однако, следует отметить, что в нем ничего не сказано про исправление геометрии. А также возможны ремонты,где следы сварки определить будет просто невозможно. Например, при проточке сварного шва на токарной группе в большинстве случаев даже сам сварщик потом запутается и не найдет место сварного шва.

Не будем разбираться в коллизиях в данном случае, а как резюме выскажем свое частное мнение на этот счет, касающееся только одного момента - взаимоотношений клиента и фирмы, предоставляющей услугу.

Каждый клиент вправе самостоятельно трактовать ГОСТ, но, будучи реалистом, как минимум, постановка вопроса о гарантии на ремонт является не совсем корректной и ставит мастера и фирму в неудобное положение. Если мастер даст вам гарантию, то под сомнение можно поставить его профессионализм, если не даст, то разумно поставить под сомнение качества ремонта. Поэтому, на наш взгляд, правильнее условия трактовать так!

Услуга предоставляется, как есть, не предполагает ответственности мастерской за дальнейшее использование и эксплуатацию диска. Клиент осуществляет ремонт по собственному желанию на свой страх и риск.

Основываясь на пятнадцатилетнем опыте ремонтов, в нашей практике не было ни одного случая наступления трагических последствий после ремонта дисков. Однако, правильнее будет предупреждать потребителя о том, что есть разные толкования и понимание требований нормативов, а также есть определенная параллель, связанная с размером кошелька, который либо позволяет после каждой ямы покупать себе новые диски, либо не позволяет.

5. Требования к шинам и колесам

5.1. Транспортные средства должны быть укомплектованы шинами согласно эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств.

5.2. Каждая установленная на транспортном средстве шина должна:

5.2.1. По размерности соответствовать рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства и размерности колеса, на котором она смонтирована.

5.2.2. По категории скорости, указанной в нанесенной на шину маркировке, соответствовать или превышать максимальную конструктивную скорость транспортного средства согласно таблице 5.1 (по Правилам ООН N 30 и N 54).

Обозначения категории скорости шин в маркировке

и соответствующие им максимально допускаемые скорости

Обозначение категории скорости

Максимально допускаемая скорость, км/ч

5.2.3. По фактической максимальной массе, приходящейся на шину, не превышать значения, соответствующего индексу несущей способности, указанного в нанесенной на шину маркировке согласно таблице 5.2 (по Правилам ООН N 30 или N 54).

Обозначения индексов несущей способности шин

и соответствующие им значения массы, приходящейся на шину

Индекс несущей способности шины

Максимально допускаемая масса, приходящаяся на шину, кг

Для скоростей выше 210 км/ч показатель максимальной массы, приходящейся должен соответствовать Правилам N 30 ООН.

5.3. Сдвоенные колеса должны быть установлены таким образом, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин.

5.4. Шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства.

5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Отличный от указанного в абзаце первом настоящего пункта период может быть установлен законодательством государства - члена Евразийского экономического союза в связи с характерными для государств - членов Евразийского экономического союза климатическими и географическими факторами.

5.6. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

5.6.1. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);

5.6.2. Остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1,0 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 - 2,0 мм.

5.6.3. Остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (рисунок 5.1), а также маркированных знаками "М+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии - не более 4,0 мм;

Рисунок 5.1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину

5.6.4. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

5.6.5. Наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местном отслоении протектора, боковины и герметизирующего слоя.

5.7. Не допускаются:

5.7.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

5.7.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

5.7.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

5.8. Применение восстановленных шин

5.8.1. Применение шин, восстановленных наложением нового протектора, не допускается на передней оси транспортных средств.

5.8.2. В случаях, не предусмотренных пунктом 5.8.1, на транспортных средствах могут применяться шины, восстановленные в соответствии со следующими требованиями Правил ООН N 108 и N 109 по производству восстановленных шин:

5.8.2.1. Повторное восстановление шин с ранее уже восстанавливавшимся протектором по Правилам ООН N 108 не допускается.

5.8.2.2. Восстановление протектора шин, возраст которых превышает семь лет, по Правилам ООН N 108 не допускается.

5.8.2.3. В маркировке восстановленной шины должно присутствовать указание "Retread".

5.8.2.4. На шине с восстановленным протектором помимо маркировки должен быть четко проставлен международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква "E", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение по Правилам ООН N 108 или N 109, и номера официального утверждения.

5.8.2.5. В маркировке шин с восстановленным протектором не допускается указание категории скорости и индекса несущей способности, более высоких, чем до восстановления.

5.8.3. На задней оси транспортных средств категории М, средней оси транспортных средств категории M3, средних и задней осях транспортных средств категории N, на всех осях транспортных средств категории О допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", также с рисунком протектора, углубленным методом нарезки в соответствии с документацией изготовителя шин.

Допускается ли наличие трещин на дисках и ободьях колес следов их устранения сваркой

Изменения, внесенные Решением Совета ЕЭК от 19.08.2022 N 132, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 года.

5. Требования к шинам и колесам

(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.2018 N 29)

(см. текст в предыдущей редакции)

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1,0 мм;

для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;

для транспортных средств категорий M2, M3 - 2,0 мм.

5.8.3. На задней оси транспортных средств категории М, средней оси транспортных средств категории M3, средних и задней осях транспортных средств категории N, на всех осях транспортных средств категории О допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", также с рисунком протектора, углубленным методом нарезки в соответствии с документацией изготовителя шин.

Ремонт и восстановление колесных дисков: прокатка, сварка, покраска и полировка


Ямы, лежачие полицейские и противоголедные реагенты на отечественных дорогах беспощадны к колесным дискам вне зависимости от марки и модели автомобиля. Спектр повреждений достаточно широк: от царапин и мелких сколов как последствий «бордюрной болезни» до серьезной деформации, глубоких трещин и утраты целых фрагментов. Как происходит процедура восстановления диска? В каких случаях диски можно восстановить, а когда лучше отказаться от ремонта и найти диску замену (даже если это стоит недешево)? Где лучше делать эту процедуру и какие гарантии дают мастера?

Восстановлению подлежит!


В случае если повреждения дисков носят косметический характер, устранить их не очень сложно. Неглубокие царапины можно заполировать, мелкие задиры на ободе подвергнуть шлифовке, также при необходимости диск можно полностью перекрасить.

Сложнее дело обстоит с деформациями — здесь многое зависит от степени повреждения диска. Достаточно часто проблему можно решить прокаткой на специальном станке, но окончательный вердикт может вынести только опытный специалист. Наиболее спорный способ восстановления дисков – это сварка, и здесь теория и практика сильно расходятся.

«Варить нельзя выбросить»


В стане противников такого подхода к ремонту Ассоциация европейских производителей колесных дисков (EUWA). Так, в пункте 5 принятого ей стандарта ES 1.02 указано, что «категорически запрещено и незаконно ремонтировать обода, центральные части и другие элементы дисков при помощи сварки». Это связано с тем, что локальный нагрев приводит к изменению молекулярной структуры металла и накоплению остаточных деформаций.

Эксперты отмечают, что восстановленный диск теряет присущие ему прочностные характеристики, а значит, и гарантию производителя. Между тем, услуги по сварке колесных дисков предлагают множество компаний – от специализированных центров до мелких шиномонтажных мастерских. Высокий спрос на это объяснить легко: часто цена одного нового диска в 5-10 раз выше стоимости ремонта, а многие штатные легкосплавные диски продаются только комплектом.

Для ремонта используется аргонно-дуговая сварка, при этом края свариваемых трещин требуют тщательной подготовки, включающей в себя механическую обработку, удаление тугоплавкой оксидной пленки и обезжиривание. При несоблюдении технологии возможно появление «горячих трещин» в сварном шве, разрушение кромок и коробление диска.

Кроме того, не каждая марка алюминиевого сплава подвержена сварке, а узнать точный состав «коктейля», из которого изготовлен диск, нелегко даже в лабораторных условиях. Именно поэтому присадочная проволока часто подбирается методом проб и ошибок.

При таких ограничениях успех практически полностью зависит от опыта и знаний сварщика, а также применяемого оборудования. Не меньшее значение имеют масштабы повреждений. Некоторые мастера обещают «сотворить чудо» – сварить легкосплавный диск, разбитый на 2-3 фрагмента, однако большинство отказывает в ремонте при наличии критических повреждений. К таковым специалисты обычно относят трещины в зоне крепления диска к ступице и лопнувшие спицы. Эти элементы испытывают точечные переменные нагрузки, под воздействием которых сварной шов может легко разрушиться. Также не рекомендуют приваривать утраченные фрагменты обода. А вот наплавка его краев с последующей шлифовкой и полировкой для восстановления геометрии считается вполне допустимой. Часто мастера дают гарантию качества сварного шва на срок до 1 года.

Борьба с деформацией

Если диск деформирован, но трещины отсутствуют, шансы на успешный ремонт оценивают выше. В случае с относительно небольшими вмятинами чаще всего осуществляют правку на специальном оборудовании. Диск зажимается во вращающемся патроне и постепенно вытягивается гидравлическим цилиндром под контролем мастера.

В отличие от классической прокатки стальных штампованных дисков правка осуществляется без нагрева. Но только при наличии станка, который, к слову, стоит отнюдь не дешево. При отсутствии нужного оборудования диск часто нагревают паяльной лампой, после чего рихтуют кувалдой. В результате визуально геометрия будет восстановлена, но осевое и радиальное биение устранить не получится.

Восстановить сильно деформированный обод методом «холодной» рихтовки на станке гораздо сложнее из-за высокой вероятности появления трещин: металл может просто не выдержать нагрузки. Распространенным решением, является правка с локальным нагревом, возможные последствия которого были рассмотрены выше.

Покраска и полировка


Для устранения царапин, рисок и небольших зазубрин на кромке обода используют полировку. Ее можно выполнить самостоятельно: для этого потребуется наждачная бумага с зерном 200P/400P/600P и несколько часов свободного времени. Добиться зеркального блеска помогут мелкоабразивные полироли, которые легко найти в магазинах автокосметики.

Для покраски дисков специалисты рекомендуют использовать порошковые краски. Причина в том, что они отличаются высокой стойкостью к агрессивным средам (например, реагентам) и механическим воздействиям, а также долговечностью. В гаражных условиях работать с порошковой краской невозможно, как минимум из-за отсутствия сушильной печи, а другие виды покрытий, как показывает практика, на дисках держатся недолго.

Кроме того, покраске дисков в мастерской предшествует тщательная подготовка – пескоструйная обработка для удаления старого ЛКП и обезжиривание. Только тщательное соблюдение технологии покраски гарантирует стойкость покрытия.

Сложный выбор


Обсуждая ремонтопригодность легкосплавных дисков, мастера чаще всего уточняют, что их восстановление не всегда целесообразно. При серьезных повреждениях, устранение которых требует нагрева или сварки, диск бывает проще заменить, тем более, если стоимость ремонта сопоставима с покупкой нового. В оценке повреждений поможет специалист, но окончательный выбор все равно остается за автовладельцем. При этом не стоит забывать, что, выполняя «любой каприз за ваши деньги», не каждый мастер будет озабочен вашей безопасностью.

Читайте также: