Как заделать свищ в трубе холодной сваркой

Обновлено: 07.05.2024

Холодная сварка для труб отопления – это клей для ликвидации протечек в трубопроводе, на котором отсутствуют сильные нагрузки, высокое давление, повышенные температуры. Такой ремонт системы отопления не имеет ничего общего с инверторной сваркой. Протечки устраняются благодаря высокой адгезии клеящего состава к поверхности. После схватывания холодной сварки итоговый результат не уступает по качеству классическому шву.

Нанесение средства не требует определенных навыков, поэтому ремонтные работы легко выполняются своими руками. Этот метод уместен в ситуациях, когда сваривание горячим методом опасно либо вызывает технические трудности. Он пригоден для точечной заклейки сантехники, радиаторов, труб, расширительных бачков и прочих конструктивных элементов отопительной системы.

Преимущества

  • надежное устранение трещин, сколов и протечек в бытовых трубопроводах;
  • безопасное использование, отсутствует деформация и напряжение на металле;
  • при формировании шва не допускается нагрев, не нужен дополнительный инструмент;
  • не плавит материал, подходит для ремонта металлопластиковых и пластиковых конструкций;
  • ремонт не занимает много времени, уместен для заделки течи в экстренном случае, необходимо строго соблюдать инструкцию производителя;
  • самый бюджетный способ ремонта водопроводных труб.

Недостатки

  • применяется только для мелкого ремонта повреждения трубы в местах, где отсутствует нагрузка;
  • требует тщательного соблюдения технологии нанесения, иначе не будет держаться;
  • в процессе сваривания необходимо соблюдать заданную температуру;
  • в отличие от инверторной сварки шов не является долговечным, это только временная мера.

Ремонт труб холодной сваркой

Разновидности клеящих составов

Холодная сварка востребована для точечного ремонта труб. В продаже предлагается клей зарубежных и отечественных брендов. Он различается не только стоимостью, но и качеством. Хорошо зарекомендовали себя такие материалы:

  • Abro и HI-Gear — импортные;
  • Алмаз и Полимет — отечественные.

Главным элементом является эпоксидная смола, придающая ингредиентам однородного состава и пластичности. В качестве дополнительных компонентов применяются минеральные добавки: оксид железа, сера и другие, влияющие на качество адгезии. Их наименование и количество каждый производитель определяет самостоятельно. Для усиления прочности после застывания используется металлический компонент.

Для ремонта пригоден состав с пометкой «для труб», при этом ненужно спускать воду с отопительной системы. Холодная сварка схватывается в течение 15-30 минут. Не рекомендуется подвергать трубопровод нагрузке 1,5-2 часа после сваривания. Некоторым маркам клея необходимы сутки до полного затвердения. После заделки пробоин и трещин поверхность шлифуют с последующим грунтованием и окраской.

Критерии выбора труб и вида клея

Холодная сварка для труб различается по консистенции и составу. Жидкий клей производят двухкомпонентным – в виде клеящей смеси и отвердителя. Их соединяют в определенной пропорции непосредственно перед применением. При выборе материала для заклейки дефектов нужно учитывать состав и назначение. Пластичный аналог по консистенции напоминает пластилин. Его продают в виде однокомпонентной либо двухкомпонентной смеси. Он изготавливается в форме бруска, который перед использованием тщательно разминают. Производители предлагают такие разновидности холодной сварки:

  • для металла – пригоден для временной заклейки течи в металлическом трубопроводе с низким давлением, резервуаров, карбюраторов и радиаторов автомобилей;
  • для пластиковых труб – специализированный состав для пластиковых и пластмассовых деталей, хорошо устраняет трещины на корпусе, пригоден для пвх труб, хорошо герметизирует соединения;
  • универсальный – может использоваться для пластмассовых, металлических, полипропиленовых, стеклянных и керамических изделий, хуже склеивает по сравнению со специализированными составами;
  • для сантехники – устраняет трещины и течи на раковинах, унитазах и прочих фарфоровых и фаянсовых сантехнических приборах.

Разновидности клеевых составов холодной сварки

Использование холодной сварки для ремонта протечки трубы

Перед началом работ по свариванию необходимо перекрыть краны запорной арматуры, слить воду, обеспечить хороший доступ к проблемному участку. Участок с трещинами и сколами очищают от загрязнений, обезжиривают. Обязательно удаляют старые слои краски. Застарелую краску в месте течи можно очистить крупнозернистой наждачной бумагой либо болгаркой, используя специальные насадки.

Если ремонтные работы выполняются в отопительный период, слив воды из системы выполнить не всегда получится. Заделку дефектов проводят на функционирующей магистрали. При этом не следует рассчитывать на качественную адгезию между материалами. Стекающая жидкость не дает возможность хорошо прилипнуть клею к участку.

Для устранения свищей необходимо использовать холодную сварку в жидком виде. Ней хорошо пропитывают ткань и плотно обматывают поврежденный фрагмент. Такой ремонт является временным, в межсезонье рекомендуется устранить течь капитально. Пластиковые и полимерные трубы сваривают между собой по такой схеме:

  1. В местах заклеивания участки труб обрабатывают наждачной бумагой для улучшения адгезии. Процедура позволяет удалить различные загрязнения, препятствующие качественному склеиванию.
  2. На торцах труб диаметром 10-20 мм допуск перпендикулярности не должен превышать 2 мм.
  3. Места соединения муфтой обрабатывают наждаком, снимая тонкий слой пластика в пределах 0,1-0,2 мм по всему диаметру. Площадь поверхности должна быть не меньше половины длины муфты. Не допускаются грубые дефекты и заусеницы.
  4. Клеящий состав смешиваем согласно инструкции. Готовую смесь необходимо израсходовать в течение 3 минут.
  5. После нанесения смеси на соединяемые элементы готовый участок трубы зажимают прессом. Допустимый вес производитель указывает на упаковке холодной сварки.

Через 8 часов после ремонта трубопровод готов к последующей эксплуатации. Данный способ пригоден для монтажа трубопроводов и точечного ремонта.

Соединение пластиковых труб холодной сваркой

Можно ли холодной сваркой отремонтировать батарею отопления

Для металлических контуров отопления приобретают специализированный клей, допускающий ремонт и эксплуатацию трубопровода с высокой температурой. Холодная сварка для стальных батарей отопления позволяет устранять свищи в контурах подачи горячей воды. Такой способ заделки дефектов используют временно. При первой возможности рекомендуется сварить данный фрагмент инверторным аппаратом.

Ремонт батарей отопления холодной сваркой

Данный метод не рекомендуется применять на сложных конструктивных элементах отопительной и водопроводной магистрали. С помощью клеящего состава выполняют только поверхностный ремонт чугунных, стальных и алюминиевых трубопроводов, радиаторов, расширительного бачка при условии, что к месту дефекта имеется свободный доступ. Клеящая смесь не является полноценной сваркой. Она устраняет дефект посредством заклеивания трещины, поэтому при механическом воздействии адгезия нарушается. Соединение не устойчиво «на отрыв».

Свищ в трубе. Как от него избавиться?

свищ течь в трубе

Трубы

Что такое свищ в трубе? В сантехнике свищом называют отверстие небольшого диаметра, через которое поступает находящаяся под давлением жидкость. Если давление достаточно велико, жидкость распыляется, образуя туман и производя свист.

К счастью, в водопроводах и отопительных системах жилых домов высокие давления не используются. Так что совладать со свищом в трубе отопления или водопровода может любой желающий — при наличии выраженного стремления, подходящих материалов и инструментов, а также минимальных слесарных навыков.

Избавляемся от течи при помощи бандажа

Сантехнический бандаж представляет собой отрезок трубы, разрезанный по продольной оси и снабжённый проушинами для винтовой стяжки. Изготавливаются бандажи из прочного металла — литьевого чугуна или алюминия, стали. Для ремонта пластиковых труб могут быть использованы полимерные бандажи.

бандаж свищ течь на трубе

Внутренняя поверхность бандажа обычно снабжена резиновой прокладкой. Устранить свищ в трубе при помощи бандажа несложно, если доступ к месту протечки не затруднён. Бандаж хорош тем, что надёжно запечатывает не только маленькие отверстия, но и склонные к самопроизвольному расширению трещины.

В сварных конструкциях иногда начинает протекать шов, проходящий вдоль всей трубы. В начальной стадии протечки отдельные отверстия почти неразличимы невооружённым глазом. Выручает в таком случае наложение одного или нескольких бандажей. Однако заменить бракованную сварную трубу следует как можно скорее.

Недостатками бандажа являются высокая стоимость и низкая эффективность при заделке свищей на неровной поверхности. Дырка, проржавевшая в непосредственной близости от неаккуратно выполненного сварного шва, может быть закрыта бандажом недостаточно плотно. Протечка в этом случае через какое-то время возобновится.

Установка хомута

хомут труба свищ течь

Ремонт свища в трубе при помощи наложения хомута с герметизирующей прокладкой недорог и весьма эффективен. Однако не все хомуты, предлагаемые розничной торговлей, одинаково хороши. Изделия, стяжные отверстия которых прорезаны непосредственно в металлической ленте, не выдерживают плотной затяжки и рвутся.

Специальные сантехнические хомуты тоже несвободны от недостатков. Резиновая прокладка, входящая в комплект хомута, как правило, тонка. Чтобы гарантированно устранить свищ в трубе водопровода или отопления, снабдите хомут прокладкой из пористой резины. Можно использовать автомобильную или велосипедную камеру, обувную микропорку, изолирующий коврик.

Не всегда легко приобрести хомуты большого диаметра. Однако многие модели винтовых хомутов легко разбираются и соединяются в один хомут нужной длины. Сборный хомут держит затяжку практически так же надёжно, как и хомут одинарный.

Наивысшим качеством отличаются хомуты, используемые в авиации для крепления всевозможных патрубков к оголовкам металлических труб. Плотность охвата по периметру трубы у них равномерна, затяжка надёжна и зачастую осуществляется без использования инструмента. Подобные хомуты дороги, зато удобны в использовании и практически вечны. К сожалению, не каждая модель авиахомута размыкается для беспрепятственного размещения на водопроводной трубе.

Деревянный чопик

На протяжении всего времени эксплуатации водопроводов не теряет актуальности обычный деревянный чопик — заострённый колышек, забиваемый в свищ. Быстро разбухающая древесина плотно запечатывает отверстие. Работает чопик столько, сколько древесина остаётся неповреждённой.

чопик течь свищ труба

При изготовлении чопика для свища в трубе горячего водопровода нужно брать древесину плотной, устойчивой к внешним воздействиям породы. Отлично подходит дуб, бук, лиственница. При контакте с насыщенной железом горячей водой древесина этих пород темнеет, упрочняется и уплотняется. Такой чопик практически вечен!

Чопики для свищей в трубах с холодной водой могут изготавливаться из любой подходящей по размеру деревяшки. Острота свежевыточенного чопика должна быть максимальной. Однако диаметр колышка должен иметь солидный запас по отношению к размеру отверстия.

Дело в том, что края дырки в металле непрочны. Стенка трубы или батареи в месте возникновения свища обычно истоньшена, заржавлена и легко расслаивается, крошась. При забивании чопика отверстие разрастается, и потому зубочистку, теоретически пригодную для заделывания полумиллиметрового отверстия, лучше заменить на клинышек сантиметровой толщины.

Зато для отверстий, возникающих в результате электрохимической коррозии и отличающихся исчезающе малым диаметром, забочистка подойдёт как нельзя лучше.

Холодная сварка

холодная сварка свищ течь труба

Если вы обратитесь в жилищную контору с заявкой на ремонт свища в трубе, к вам приедет сварщик, включит аппарат и заварит отверстие.

Запечатывание свища в трубе сваркой — быстрый способ устранения протечки, но не всё так гладко. При разогреве металла до температуры плавления нарушается его структура, изменяются физические свойства и химическая устойчивость.

После двух-трёх лет эксплуатации рядом со сварным швом образуется новый свищ, и, возможно, не один. Заделать масштабное повреждение в непосредственной близости от сварного шва уже сложнее. Возможно, придётся поставить несколько хомутов с герметизирующими прокладками, а также использовать для герметизации трубы многослойный «пирог» из сырой резины, резины пористой, резины армированной и тому подобных материалов.

Холодная сварка

Холодная сварка — товарное наименование бинарных клеящих смесей, приготовляемых с использованием эпоксидных смол, пластификаторов и отвердителей. Различные марки так называемой «холодной сварки» предназначаются для использования в разных условиях. Точное исполнение требований инструкции — залог успешной заделки свищей в трубах, батареях, накопительных ёмкостях и нагревательных приборах.

Некоторые марки клеевых составов предназначены для нанесения на мокрые металлические поверхности. Практика использования холодной сварки для свищей в трубах показывает: зачистка от ржавчины, качественное обезжиривание, а по возможности и просушка металлической поверхности резко повышают эффективность срабатывания клеящей массы.

Гарантировать работоспособность клеевой заплаты, наложенной на водопроводную или отопительную трубу, может только соблюдение рекомендованных параметров. Качественно выполненная холодная сварка выдерживает давление в десятки атмосфер, то есть не допускает возобновления протечки даже после гидроудара.

Подводя итоги…

Рассмотрев несколько способов ремонта свищей в трубах холодного и горячего водоснабжения собственными силами, мы готовы рекомендовать:

  • установку бандажей;
  • установку хомутов, снабжённых мягкими резиновыми прокладками;
  • забивку в отверстия деревянных пробок-чопиков;
  • использование пластичных клеевых составов на эпоксидной основе.

Ремонт повреждений большой площади, а также заделка свищей в ёмкостях большого объёма производится иными методами — наложением двусторонных пластырей, навариванием заплат, врезкой новых труб, помещением в ёмкость водонепроницаемых вкладышей. Попытки использовать промышленные методы устранения протечек неисполнимы в домашних условиях!

Подписывайтесь так же на наш Youtube, группу Вконтакте, Яндекс Дзен. Там много полезного и интересного контента!

Как устранить свищ в металлической или пластиковой трубе

Свищ или отверстие в трубе, через которое наружу вытекает вода — проблема почти всегда неожиданная и требующее немедленного устранения, особенно, если точечная деформация трубы возникает в напорных системах ГВС. Струя горячей воды, фонтанирующей из поврежденной трубы под сильным давлением, способна испортить отделку квартиры, мебель, стать причиной ожогов и травм.

Причины появления свища

Основной причиной прорыва трубы считается точечная коррозия. Внешне появление проблемы можно заметить еще до того, как появится свищ. Коррозионные наросты на стенках трубы, когда под вздувшейся краской появляются бугры из ржавчины — это сигнал к тому, что в любой момент трубу может прорвать.

образование ржавчины

Процесс коррозии развивается наиболее быстро в межсезонье, когда температура воздуха находится в пределах +150 С. Трубопроводы из металла разъедает ржавчина и в стенке трубы появляется сквозное отверстие, через которое вытекает вода.

Основная причина появления свища в пластиковых трубах — некачественное соединение, кроме того пластик слабо противостоит механическому воздействию.

Что делать

Если вода бьет ключом, рекомендуется менять систему или ее часть незамедлительно, все попытки решить проблему другими методами могут носить лишь временный характер.

Если струйка небольшая, течь можно устранить, заделав отверстие, предварительно отключив подачу воды. Осушив систему, проще определить размер отверстия. Для этого следует зачистить место протечки наждачной бумагой, удалив слой краски и ржавчины.

Прежде чем приступать к устранению проблемы, необходимо обезжирить поверхность ацетоном или бензином.

Обратите внимание! Зачистка и обезжиривание важный этап ремонта, если этим пренебречь и попытаться заделать отверстие по необработанной неровной поверхности, максимальной герметичности добиться сложно, и через некоторое время проблема снова даст о себе знать.

Очистив и обезжирив поверхность можно оценить характер отверстия и его размер, и выбрать наиболее правильный способ ремонта.

Заделывание свища хомутом

Варианты устранения свища в металлической трубе

Способ Описание Особенности
Резиновые накладки Полоска резины под длине больше диаметра трубы на 50 мм и меньше окружности хомута примерно на 100 мм оборачивается вокруг трубы в месте повреждения. Бандаж плотно фиксируется хомутом. Универсальный способ, который подходит для ремонта течей различных видов на трубопроводах разного назначения.

Варианты устранения течи в пластиковых трубах

Свищи на пластиковых трубах можно устранить с помощью сварки либо резьбовым способом:

Как методом холодной сварки отремонтировать трубы с горячей водой

Если в доме неожиданно дала течь одна из труб системы отопления или водоснабжения, а для капитального ремонта в данный момент нет возможности, на помощь придет альтернативный способ ремонта – холодная сварка.

течь

Сущность метода холодной сварки

Идея, предложенная изобретателями такого способа соединения деталей, довольно проста. Композитный материал тщательно перемешивается, после чего запускаются сложные химические реакции, сообщающие смеси новые свойства. По прошествии времени мягкий состав затвердевает, проникает в структуру склеиваемых материалов и становится сравнимым по прочности с металлическими поверхностями.

Отличные эксплуатационные качества дают возможность использовать холодную сварку для решения широчайшего спектра бытовых задач:

  • Устранение течи в металлических и полимерных водонапорных конструкциях.
  • Герметизация трещин отопительных радиаторов.
  • Уплотнение мест повреждений металлических элементов кузова автомобиля.
  • Усиление проблемных участков трубопроводных сетей.

Материал может стать незаменимым в тех ситуациях, когда проблемный участок трубопровода оказывается в труднодоступном месте, где при всем желании не получится использовать сварочный аппарат или другое громоздкое устройство.

Обратите внимание! Смешивание компонентов холодной сварки удобнее и проще производить руками. Чтобы избежать неприятных последствий, на время работы стоит одеть тонкие резиновые перчатки. Для ускорения и облегчения процедуры разминания плотной массы перчатки часто смачивают водой.

Разновидности клеевых составов и их особенности

Состав может иметь жидкую, либо твердую консистенцию:

  1. Жидкий вариант. Продается комплектом из двух тюбиков. В одну емкость помещается эластичный компонент на базе эпоксидных смол, в другую – жидкий отвердитель. Компоненты тщательно смешиваются в указанной на упаковке пропорции непосредственно перед применением. Использовать готовый состав необходимо в течении 2-20 (в зависимости от технологии изготовления) минут. Компоненты жидкой холодной сварки должны храниться в специальных условиях, а для различных склеиваемых материалов понадобятся разные варианты состава.
  2. Твердая холодная сварка. Представляет пластичный брусок круглого, либо прямоугольного сечения. Брусок бывает однородным, либо состоит из разделенных слоев. Внутренний слой – смесь эпоксидных смол, отвечающих за пластичность и однородность массы, внешний – отвердитель (металлические вкрапления и сера). Перед использованием компоненты разминаются и перемешиваются.

Обратите внимание! Если нет необходимости одномоментно использовать весь состав, брусок холодной сварки допустимо разделить на части (резать следует только поперек). Эксплуатационные качества материала от этого не пострадают.

Помимо универсальных клеевых составов, способных одинаково хорошо работать с любыми типами материалов, выпускаются специальные виды холодной сварки для производства конкретных видов работ:

  • Составы для экстремальных условий. Выручают в нестандартных ситуациях: под водой, в условиях повышенной температуры или давления.
  • Клеевые составы для металлов. Дают наибольший эффект при работе с металлическими деталями. Надежно склеивают поверхности из разных металлов.
  • Холодная сварка для автомобильных деталей.
  • Специальные сорта холодной сварки для бетона, керамики, пластика и т.п.

холодные сварки

Специальные разновидности холодной сварки практически всегда превосходят универсальные по эффективности воздействия на конкретный материал, зато часто оказываются абсолютно бессильными при работе с прочими материалами.

Вне зависимости от разновидности холодной сварки, применительно к сетям водоснабжения и отопления отметим ряд явных преимуществ такого способа ремонта или соединения деталей:

  • Процедура полностью безопасна, особенно в сравнении с горячей сваркой.
  • Ремонт трубопровода или радиатора отопления не потребует использования специального инструмента, сама процедура подготовки и использования смеси предельно проста и понятна.
  • Материал доступен в свободной продаже во всех строительных магазинах.
  • Универсальные клеевые составы подойдут для любых видов труб: стальных, чугунных, пластиковых и т.п.
  • Окружающие материалы не подвергаются высокотемпературному воздействию, холодная сварка может без опасений применяться даже в условиях повышенной пожароопасности.
  • Возможность проведения ремонтных работ не зависит от наличия источника электричества.
  • Себестоимость работ с применением холодной сварки существенно ниже любого другого известного способа.

Между тем, холодная сварка не лишена некоторых недостатков. Застывший материал (впрочем, как все эпоксидные смолы) уязвим к кручению, изгибам, прочим деформациям. Серьезных нагрузок такой материал тоже скорее всего не выдержит. Полученные швы по показателям прочности и долговечности серьезно уступают возможностям дуговой сварки.

Это важно! Надежность и качество заплатки в большой степени зависят от правильности смешивания, соблюдения временных и температурных ограничений использования.

Температура, на которую рассчитан конкретный вид холодной сварки, указывается производителем на упаковке. Чаще всего верхний предел ограничивается цифрой 260°С. Отдельные виды способны выдерживать гораздо более экстремальные температуры – до 1300°С.

Саму процедуру применения холодной сварки также следует осуществлять при определенной температуре. Для большинства видов мастики достаточно, чтобы температура окружающего воздуха была положительной.

Среди популярных и зарекомендовавших себя брендов некоторые отечественные и зарубежные продукты:

  • Зарубежные марки: ABRO, Hi-Gear, Cold Weld Magnum Steel и т.д.
  • Российская продукция: «Полимет», «Алмаз», «Титан», «Быстрая сталь», «Момент Супер Эпокси» и т.д.

Цена составов, как правило, не слишком высока, поэтому лучше предпочесть чуть более дорогостоящие, но иногда на порядок более эффективные импортные образцы.

Как устранить течь в трубе ГВС методом холодной сварки

Чтобы отремонтировать трубу системы водоснабжения при помощи холодной сварки, придерживаемся такой последовательности действий:

нарезка холодной сварки

  • Участок трубопроводной сети, на котором обнаружено повреждение, перекрывается.
  • Из него по возможности сливается вода.
  • Если труба окрашена или покрыта теплоизоляцией, она очищается до металла на расстояние около 5 см в зоне повреждения.
  • Остатки ржавчины удаляются, участок трубы обезжиривается и просушивается.
  • От бруска холодной сварки отрезается кусок, пластичный состав разминается руками до состояния, когда компоненты визуально становятся единым целым. Если используется жидкая разновидность – компоненты перемешиваются в указанной на упаковке пропорции.
  • Готовая мастика наносится на место повреждения, формируется ровное веретенообразное утолщение. Важно понимать, что состав желательно наносить на трубу не в виде заплатки, а охватывать ее по всей длине окружности.
  • В течение 3-4 часов состав высыхает, образуя жесткую прочную массу.

Для усиления прочности поверх слоя сварки можно наложить бандаж из технической ткани, простого бинта или марли. Также, нелишним будет нанести на это место слой краски.

Если перекрыть водоснабжение по тем или иным причинам не получается, можно попытаться устранить течь на мокрой трубе. Для этого обязательно понадобится особенный состав жидкой холодной сварки, способный купировать действие воды. Удобнее всего пропитывать таким составом тканевый жгут и обматывать им место повреждения. Ткань, даже очень тонкая, обеспечит материалу плотный контакт с поверхностью и дополнительную прочность.

Все чаще в домах встречаются системы водоснабжения на основе полимерных труб. Этот материал надежнее, чем металл, но, к сожалению, также не застрахован на сто процентов от аварийных ситуаций. Для работы с пластиковыми изделиями разработаны специальные виды холодной сварки.

Последовательность действий в этом случае почти не отличается, за исключением нескольких моментов:

  1. Поврежденный участок обрабатывается наждачной бумагой (это повысит адгезию гладкого пластика с клеящим веществом), обезжиривается и просушивается.
  2. Для усиления эффекта, после наложения холодной сварки часто пользуются зажимом.

Особенности ремонта труб отопления

В сети отопления появление утечки может проявиться в трех местах:

  • На прямом участке трубопровода. Влияние коррозии, механических повреждений.
  • В местах стыковки труб с отопительным прибором или друг с другом. Здесь чаще слабым местом становится сварной шов, либо соединительный фитинг.
  • В местах соединения секций радиатора.

замазывание трещин в радиаторе

Работа любой отопительной сети связана с высокими температурами. Для ремонта таких трубопроводных систем понадобится холодная сварка, способная длительное время противостоять таким экстремальным условиям. Информация о предельно допустимых температурах для состава представлена на упаковке.

Обратите внимание! При всей эффективности и простоте работы с холодной сваркой стоит понимать, что такой способ ремонта относится скорее к временным решениям. Способ незаменим при необходимости оперативного устранения мелких бытовых протечек, однако, при первой возможности участок трубы надлежит заменить, либо отремонтировать более надежной и долговечной дуговой сваркой.

Как заделать свищ в трубе своими руками

Небольшое отверстие или трещина на трубопроводе, из которого бьет фонтанчик, называется свищ на трубе. В этой ситуации, чтобы до прихода слесаря не затопить свою и нижнюю квартиру необходимо принять меры по устранению утечки. Быстро заменить поврежденный участок не получится, но на период подготовки к ремонту можно самостоятельно закрыть свищ временной заплатой.

Как заделать свищ в трубе

Причины образования свища

На пластиковых трубах дефекты образуются из-за некачественного выполнения соединений и скачков давления. На металлических трубопроводах свищи появляются из-за разъедания стенок точечной коррозией. Особенно активно процесс протекает в системах отопления и горячего водоснабжения (ГВС), из которых спускают воду после окончания отопительного сезона. К наиболее уязвимым местам относят:

  • резьбовые и сварные соединения;
  • места ответвлений;
  • стыки между секциями батарей отопления;
  • участки трубопроводов, к которым прилагается механическое воздействие.

Чтобы неприятность не застала врасплох, нужно регулярно протирать проблемные места туалетной бумагой. Если она намокает ― готовиться к устранению протечки. Определить где вскоре появится свищ в трубе, можно также при визуальном осмотре по вздувшейся краске, которая отслаивается в месте образования коррозии. Однако отдирать ржавчину сразу не следует, так как неизвестно какого размера дефект под ней скрывается.

Как устранить свищ в металлической трубе

При появлении свища на трубе отопления нужно незамедлительно звонить в управляющую компанию или аварийную службу. Только их работники имеют право перекрывать стояки по подъездам. До прибытия слесарей под струйку воды нужно поставить ведро или таз. Маленькое отверстие можно заткнуть спичкой или зубочисткой. Чтобы заделать свищ на трубопроводе холодной или горячей воды самостоятельно, перекрывают краны перед счетчиками расхода. К устранению протечки канализации можно приступать сразу после обнаружения. Способы заделки свища выбирают в зависимости от размера повреждения и состояния трубопровода.

Будьте внимательны!

Прежде, чем приступить к ремонту трубопровода, необходимо перекрыть краны перед счетчиками расхода.

При помощи болта

Чтобы заделать свищ, необходимо:

  • дрелью рассверлить место протечки до диаметра болта;
  • метчиком нарезать резьбу;
  • вкрутить болт.

Способ непригоден для ремонта ветхих трубопроводов, так как нарезать резьбу на изношенных стенках не получится. Из-за раскрашивания металла размер повреждения увеличится. Если дрели и метчика нет, можно использовать саморез с концом в виде перьевого сверла.

Клеевой бандаж

Этим способом заделывают протяженные трещины. Ремонт выполняют в следующем порядке:

  • окружность трубы в зоне утечки очищают от краски и коррозии;
  • поверхность обезжиривают ацетоном или бензином;
  • из стеклоткани вырезают ленту шириной на треть больше размера свища и длиной равной 6 — 8 окружностям трубы;
  • одну сторону стеклоткани покрывают эпоксидным клеем;
  • подготовленную полосу с натягом, чтобы не образовались зазоры, наматывают на трубу;
  • бандаж закрепляют хомутом.

Заделка свища клеевым бандажом: 1 - труба; 2, 3 - лента

В теплом помещении клей высохнет за сутки, не обогреваемом через 4 дня. При отсутствии одного или обоих материалов стеклоткань можно заменить медицинским бинтом, а клей цементным раствором. Однако, при ремонте старых трубопроводов следует учитывать, что цементный бандаж увеличивает механическую нагрузку. Поэтому, после подачи воды под давлением возможен разрыв магистрали. При отсутствии нужных материалов мелкие трещины заматывают бинтом, засыпая соль между слоями. После растворения получается корка, способная выдержать давление воды.

Бандаж из резины и хомута

Способ используют, когда нужно быстро устранить утечку. Заплатку шириной больше размера свища и длиной 3/4 от окружности трубы вырезают из камеры от автомобильных или велосипедных колес, резиновой перчатки или сапога. Ремонт выполняют в следующей последовательности:

  • место установки бандажа очищают от краски и ржавчины;
  • разобранный хомут устанавливают на трубу, затем собирают, наживив зажимной винт;
  • резиновой прокладкой закрывают свищ, заводя ее под хомут;
  • затягивают винт до упора.

Ремонт утечки при помощи куска резины и хомута

Длинную трещину заделывают широкой прокладкой и двумя хомутами. Устранение небольшого свища на трубе холодной воды можно проводить без перекрытия линии.

Холодная сварка

Холодной сваркой называют состав из двух компонентов, который можно купить в магазине стройматериалов. Используют для временного ремонта труб и емкостей. Отверстие заделывают в следующем порядке:

  • полностью сливают воду;
  • дрелью удаляют истончившиеся участки металла;
  • поврежденное место очищают от грязи, затем обезжиривают;
  • когда поверхность металла высохнет, отверстие замазывают холодной сваркой.

Холодная сварка при ремонте труб - временная мера

Состав затвердеет через 10 — 15 минут. Холодной сваркой не рекомендуют ремонтировать трубы с горячей водой, так как она быстро разрушается при высокой температуре. Работу нужно выполнять в резиновых перчатках, чтобы состав не попал на кожу. Если уберечься не удалось, холодную сварку удаляют ватным тампоном, смоченном в ацетоне с последующим намыливанием и промыванием теплой водой.

Важно!

Холодной сваркой не рекомендуют ремонтировать трубы с горячей водой, так как она быстро разрушается при высокой температуре.

Ремонт пластиковой трубы

Образование дефектов на пластиковых магистралях явление довольно редкое. Для устранения утечки используют следующие способы:

  1. Фитинг, из-под которого вытекает струйка воды, просто подтягивают. Для надежности добавляют герметик. Не стоит прилагать чрезмерное усилие, так как пластик может треснуть. Припаянную полипропиленовую муфту устанавливают заново.
  2. Если свищ в трубе появился на прямом участке, его вырезают с последующей заменой. ПВХ вставки крепят фитингами, полипропиленовые сваркой.

Рассмотренные способы устранения утечек избавляют от проблемы на непродолжительное время. После заделки свищ может продолжать увеличиваться или по соседству появится новый. Поэтому не стоит откладывать замену поврежденного участка на неопределенный срок.

Читайте также: