Как зарядить аккумулятор сварочным аппаратом

Обновлено: 17.05.2024

Аккумуляторы время от времени разряжаются, а потому пускачи по-прежнему востребованы. А если такие «реаниматоры» выдают солидные токи, почему бы не использовать их и в хозяйстве — например как сварочные аппараты? В нашем распоряжении оказалось три прибора двойного назначения, позволяющих сваривать металл.

Все они изготовлены в Китае (где же еще?) по российским заказам. Цены крутятся около 6000 рублей. Недешево. Но ведь малогабаритные автономные пускачи стоят значительно больше. А тут солидные ящики! Прекрасный подарок рукастому автолюбителю, которому летом нужно что-то подварить на фазенде, а зимой время от времени подзаряжать батарею и помогать завести долго стоявший автомобиль.

Все три прибора оказались не шибко интеллектуальными зарядными устройствами. У каждого предусмотрен лишь один режим зарядки — постоянным и довольно высоким напряжением 14,7–14,9 В, которое быстро взбадривает аккумулятор. Но при отсутствии регулировки зарядного тока процесс зарядки нужно постоянно контролировать, чтобы не «вскипятить» электролит. Пусковые токи около 200 А обеспечивают пуск любого двигателя разумного объема — если батарея не абсолютно мертвая. В инструкциях ко всем приборам это условие и оговорено.

Внимание! В дождь и сырую погоду нельзя заниматься сварочными работами, а также использовать пускозарядные функции любого из устройств. И держите электроды в сухости!

А теперь — о «двойном назначении». Преимуществом всех испытанных устройств по сравнению с профессиональным сварочным аппаратом является подключение к однофазной сети, пусть и достаточно «мощной». Удобно для начинающего сварщика и использование постоянного тока: дуга устойчивее, а качество сварочного шва лучше, чем при переменном токе. Понятно, что нужно приобрести соответствующие электроды — для постоянного тока.

В комплект двух аппаратов входит сварочная маска, но качество этого изделия может отбить всякое желание осваивать процесс сварки. Маску приходится держать рукой, она плохо защищает лицо. Лучше приобрести маску, которая держится на голове.

У всех устройств достаточно мощные встроенные вентиляторы, начинающие работать сразу после включения, поэтому длительный режим работы не страшен.

Испытания мы проводили сваркой катаного четырехмиллиметрового профиля, его же пробовали резать электродом. Характеристики зарядки проверяли на сильно разряженной, но живой батарее, а пусковые режимы имитировали нагрузкой на мощный резистор.

СВИЗ-200АП Калибр, КНР

Сварочный инвертор с пускозарядной функцией

Мощность 4,9 кВт

Диаметр электродов 1,6–3,2 мм

Сварочный ток 10–200 А

Ток пуска 300 А

Напряжение зарядки 12/24/36 В

Зарядный ток при 12/24/36 В 175/87/44 А

Диапазон рабочих температур +10. +40 ºС

Габариты 365×270×290 мм

Масса брутто/нетто 7,4/6,9 кг

Примерная цена 6500 руб.

Предусмотрены цифровые индикаторы напряжения и силы тока, ступенчатый переключатель напряжения и режима работы, бесступенчатый регулятор сварочного или пускового тока, а также светодиодные индикаторы режимов работы и перегрузки. Устройство имеет три гнезда для подключения кабелей — сварочного, зарядного и массового. Пускозарядные кабели имеют сечение 10 мм², а сварочные — 16 мм².

При заряде аккумуляторной батареи устройство поддерживает напряжение 14,9 В. Регулировка тока не предусмотрена. Амперметр, к сожалению, не показывает зарядный ток, поэтому необходимо контролировать закипание электролита через открытые пробки батареи. Необслужива­емые аккумуляторы можно заряжать только непродолжительное время, чтобы избежать выкипания. В режиме пуска ручной регулятор позволяет изменять значение тока. При этом цифровой амперметр показывает отдаваемый ток.

Устройство свободно сваривает и режет 3-миллиметровым электродом профиль с полкой толщиной 4 мм. Агрегат потянул, вопреки инструкции, и 4-миллиметровый электрод, но это допустимо, только если срочно надо «прихватить», а «тройки» под рукой нет.

Неплохо сваривает и обеспечивает пускозарядные функции — заслуженное второе место.

AirLine AJS-W-03, КНР

Пускозарядное устройство/сварочный аппарат

Мощность 7,7 кВт

Диаметр электродов 1,6–4,0 мм

Сварочный ток 30–180 А

Ток пуска не указан

Напряжение зарядки 12/24 В

Зарядный ток при 12/24 В 250/200 А

Диапазон рабочих температур —30. +40 ºС

Габариты 150×250×400 мм

Масса 7,0 кг

Примерная цена 5800 руб.

Чемпион по внешнему виду. Однако технические параметры сделали красавчика аутсайдером в испытанной троице.

Цифровой индикатор только один — отображает ток, выдаваемый в режиме сварки. Трехпозиционный переключатель позволяет выбрать режим сварки либо одно из двух рабочих напряжений.

Светодиодные индикаторы показывают включение прибора в сеть, а также режим перегрузки. Два гнезда для кабелей имеют гораздо более солидную, чем у оппонентов, конструкцию. Сечение проводов — 25 мм².

При заряде аккумулятора и в пусковом режиме индикации тока нет. В режиме заряда аккумуляторной батареи прибор поддерживает постоянное напряжение 14,7 В. Поэтому все предупреждения, касающиеся сбережения аккумулятора и относящиеся к двум другим устройствам, справедливы и для этого. Отлично варит 3-миллиметровым электродом профиль с полкой толщиной 4 мм. В ходе резки стали такой толщины аппарат понравился меньше. Четырехмиллиметровый электрод обеспечивает устойчивую дугу, но чувствуется, что шов проварен недостаточно.

Forward 224 IGBT, КНР

Аппарат сварочный инверторный с пускозарядной функцией

Мощность 6,9 кВт

Зарядный ток 200 А

Диапазон рабочих температур 0. +40 ºС

Габариты 320×130×205 мм

Масса нетто 6,0 кг

Примерная цена 6800 руб.

Есть цифровое табло для индикации напряжения и тока, а также ступенчатый переключатель напряжения и режимов работы. Регулятор сварочного или пускового тока — бесступенчатый. Имеются светодиодные индикаторы режимов работы и перегрузки. Устройство оснащено двумя гнездами для подключения кабелей. Пускозарядные кабели имеют сечение 10 мм², а сварочные — 25 мм².

При заряде аккумуляторной батареи устройство поддерживает напряжение 14,7 В. Регулировка силы тока не преду­смотрена. Амперметр не показывает зарядный ток — необходим контроль закипания электролита через открытые пробки батареи. Необслуживаемые аккумуляторы можно заряжать только непродолжительное время во избежание выкипания. В режиме пуска ручной регулятор позволяет изменять значение силы тока. При этом цифровой амперметр показывает ток, достигающий 200 А.

Устройство обеспечивает добротную сварку электродом диаметром 4 мм и уж совсем без проблем варит и режет 3-миллиметровым электродом наш тестовый профиль с полкой толщиной 4 мм. Сварочный ток можно регулировать.

Отличные характеристики в области сварочных дисциплин выводят устройство на первое место в нашем рейтинге.

Можно ли зарядить АКБ сварочным аппаратом, и как это правильно сделать

Рабочие и бытовые моменты многих людей связаны с необходимостью использования сварочного аппарата. Кто-то в гараже ремонтирует машины, и занимается кузовными элементами. Другие практикуют сборку беседок из металлокаркаса, либо сооружают навесы, а также заборы.

Но не все знают о расширенных возможностях сварочных аппаратов. Помимо самой сварки, некоторые из них могут помочь при проблеме севшей аккумуляторной автомобильной батареи.

Как зарядить аккумулятор автомобиля сварочным аппаратом

И тут возникает вопрос, как вообще такое возможно, и не является ли это сомнительным, а также крайне опасным экспериментом. На самом деле нет. Если действовать грамотно и по инструкции, сварочное оборудование в полной мере заменит ЗУ. И покупать 2 отдельных девайса не придётся.

Важное условие

Первостепенный вопрос касается того, можно ли в действительности зарядить аккумулятор от легкового автомобиля, пользуясь при этом сварочным аппаратом.

Зарядка АКБ

С уверенностью стоит сказать, что да. Такой вариант возможен. Любой бывалый сварщик это наверняка подтвердит.

Если погрузиться в техническую часть, изучить принцип работы сварки, а также зарядных устройств, всё покажется логичным и закономерным.

Но есть важное условие. Оно предопределяет, можно ли зарядить в действительности аккумулятор, опираясь на возможности своего сварочного инвертора.

Зарядка АКБ от сварки возможна только при одном условии. У инвертора должна быть пуско-зарядная функция, и настройка значений напряжения и тока.

Если эти условия не соблюдены, задействовать инвертор как зарядное устройство не получится.

Но раньше времени расстраиваться не стоит. Нужно проверить, есть ли подобный функционал в вашем сварочном оборудовании. Всё больше устройств оснащаются нужными возможностями.

Вместо обычной сварки, пользователь может получить пуско-зарядное устройство. В одном корпусе собрано несколько функций:

Это исчерпывающий ответ на вопрос относительно того, можно ли автомобильный аккумулятор зарядить с помощью сварочного инвертора.

Предварительно загляните в руководство по эксплуатации, которым комплектуется сварочный аппарат. Можно будет зарядить АКБ или нет, напрямую связано с тем, имеет ли сварка пуско-зарядную функцию и даёт ли возможность регулировать значения напряжения и тока.

Инверторы против зарядных устройств

Разобравшись с тем, можно ли использовать сварочные устройства в качестве зарядок для аккумуляторов, стоит сравнить эти два девайса.

  • Приоритетные задачи. ЗУ разработаны для того, чтобы заряжать аккумуляторы. Отсюда соответствующая компоновка, дизайн, конструкция и детали. Сварочные аппараты ориентированы на обработку металла. Покупать инвертор ради зарядки АКБ бессмысленно. Если никакими сварочными работами вы не занимаетесь, но есть автомобиль с аккумулятором под капотом, то разумным и рациональным решением станет покупка ЗУ.
  • Цена. Хороший сварочный аппарат с пуско-зарядной функцией и настраиваемыми параметрами стоит дорого. За такие деньги можно смело купить сразу несколько зарядок высокого уровня.
  • Функции. ЗУ имеет ограниченное количество функций. Простые модели просто заряжают АКБ. Улучшенные версии могут проводить десульфатацию, выступать как пусковое устройство, а также питать других потребителей. Можно сказать, что сварка универсальнее. Она пригодна для обработки металла и обслуживания АКБ.

Вывод очевиден. Сварщикам по призванию и по профессии выгодно купить надёжный и качественный инвертор с функциями, позволяющими дополнительно обслуживать аккумулятор на своей машине. Тогда нет смысла в покупке отдельного зарядного устройства.

Если же сваркой вы не занимаетесь, а машина есть, и её нужно обслуживать, тогда верное решение — это приобретение автоматического ЗУ с необходимым набором функций и режимов.

Процедура подзарядки

Теперь к вопросу о том, как можно зарядить автомобильный аккумулятор сварочным аппаратом.

Первое, что нужно сделать, это проверить функционал, которым обладает имеющийся сварочный аппарат. Обычные сварки опасны тем, что у них высокое выходное напряжение. У обычного инвертора на выходе около 50 Вольт. Это в разы выше, нежели рекомендуемые параметры для зарядки АКБ на машине. Поэтому подобное подключение потенциально обернётся катастрофой.

В действительности специалисты советуют с помощью сварочного инвертора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор легкового автомобиля. Подзарядка от зарядки отличается продолжительностью соединения двух компонентов, а также используемыми параметрами. Но и на 100% зарядить также возможно.

При подзарядке нужно сделать следующее:

Переключатель напряжения

  • Изучить инструкцию производителя инвертора и заглянуть в руководство по эксплуатации аккумулятора. Нужно узнать ток и напряжение. Убедитесь в правильности включения пуско-зарядного режима.
  • Выполнить настройки оборудования. Сначала напряжение. Здесь всё просто. Большинство инверторов на выбор предлагают 12 и 24 В. Первая цифра актуальна для легковых автомобилей. 24 В используется в бортовой сети грузовиков, автобусов и прочего тяжёлого транспорта.
  • Выбрать параметры зарядного тока. Отталкивайтесь от номинальной ёмкости АКБ. Но будьте внимательными. При использовании обычных ЗУ выбирается ток в 10% от ёмкости. Но при условии применения инвертора нужно брать 5% от ёмкости.
  • Соединить между собой устройства. Здесь строго соблюдается полярность и последовательность. Первым соединяется провод и клемма минус. Потом фиксируется плюс. Снимая клеммы, действуйте в обратной последовательности. Первым нужно отключить минус, а затем снять массу плюс.
  • Подключить оборудование к бытовой сети на 220 В. Только убедитесь, что сама розетка исправная. Напряжение не должно скакать.

Если всё сделано правильно, тогда инвертор постепенно начнёт передавать зарядный ток на аккумуляторную батарею, и последняя будет восстанавливать свою ёмкость и накапливать заряд.

При подзарядке важно, чтобы АКБ заряжалась от сварочного прибора не более 30-40 минут. Максимальная продолжительность составляет 1 час. Причём после 30 минут рекомендуется не отходить от батареи, и внимательно контролировать всё происходящее.

Как зарядить полностью

Также сварка позволяет зарядить аккумулятор практически на 100%, а не частично, как в случае подзарядки. Да, предыдущий алгоритм занимает меньше времени, и в большинстве случаев полученного заряда хватает для запуска двигателя. Дозарядит АКБ уже генератор во время работы мотора.

Зарядка АКБ

Измерение напряжения АКБ при зарядке от генератора

Если же есть желание или необходимость выполнить полноценную зарядку, тогда алгоритм действий нужно немного поменять. Процесс займёт около 2-3 часов. Здесь важно изменить параметры зарядного тока. Вместо 5% от номинальной ёмкости выбирайте 2,5-3% от заводской ёмкости аккумулятора. Условно, если параметр составляет 60 Ач, тогда ток заряда будет не 6 и даже не 3 Ампера, а всего 1,5-2 Ампера. И не более того.

Что в итоге

В сухом остатке получается, что функциональные возможности ряда сварочных инверторов намного выше, нежели пользователи предполагают. В рамках одного девайса получается оборудование для металлообработки и обслуживания аккумуляторных автомобильных батарей.

обслуживания аккумуляторных автомобильных батарей

Диагностика автомобильного аккумулятора

Да, никто в здравом уме не будет покупать инвертор вместо стандартного зарядного устройства, если потребности в выполнении сварочных операций нет. Это напрасная трата денег. Если требуется аппарат для полноценного обслуживания АКБ, её зарядки, десульфатации, пуска или питания потребителей, лучше взять многофункциональное ЗУ.

Зарядка АКБ

Но бывают и другие ситуации. Человек сварщик. Либо кто-то в семье занимается подобными работами. В его распоряжении есть соответствующий инвертор. А недавно в семью был куплен автомобиль. Рано или поздно заряжать АКБ придётся. Но если уже есть инвертор, то в покупке ЗУ острой необходимости нет.

Объективно будет признать, что инвертор — это временная замена или альтернатива ЗУ в определённых ситуациях. Всё же лучше, когда сварка выполняется сварочным девайсом, а за зарядку аккумулятора отвечает зарядное устройство.

Вы когда-нибудь заряжали батарею от инвертора? Почему возникла такая необходимость? Насколько страшно было в первый раз проводить подобную процедуру? Насколько результат оправдал ожидания? Есть ли смысл отказываться от ЗУ в пользу сварочного инвертора?

Подписывайтесь, оставляйте отзывы и задавайте актуальные вопросы по теме!

Можно ли зарядить АКБ с помощью сварочного аппарата и как это сделать

Многие автомобилисты неоднократно имели дело со сварочными работами. Некоторые даже обзавелись собственными сварочными аппаратами.

Сварочный аппарат инвертор

Ходит большое количество разговоров о том, что сварочные аппараты (инверторы) в действительности можно использовать в качестве зарядного устройства для восстановления аккумуляторных батарей.

Некоторые скептически относятся к подобной идее, другие уверяют, что неоднократно применяли её на практике, и всё прекрасно получалось. Потому следует ответить на столь важный вопрос и понять, можно ли таким вот образом задействовать сварку, либо это чей-то вымысел.

Что нужно знать

Если задать вопрос опытному сварщику о том, можно ли в действительно зарядить аккумулятор от автомобиля, пользуясь сварочным инвертором, ответ будет утвердительным.

Вообще использование таких устройств кажется вполне очевидным. Но только при соблюдении определённых условий.

Зарядка АКБ от инвертора возможна в том случае, если устройство оснащается пуско-зарядной функцией и позволяет регулировать параметры тока и напряжения.

В продаже присутствует большое количество аппаратов, обладающих соответствующим функционалом. Это позволяет позиционировать их как пуско-зарядные устройства, обеспечивающие возможность восполнять заряд или осуществлять запуск двигателя в условиях разряженного аккумулятора.

Фактически в рамках одного корпуса получается сразу 3 прибора:

  • сварочный инвертор;
  • пусковое устройство;
  • зарядка.

Если говорить о том, можно ли зарядить автомобильный аккумулятор с помощью сварочного инвертора, то такое возможно. Всё зависит от функционала оборудования.

Важно понимать, что не все сварочные аппараты (СА) оснащаются соответствующими необходимыми функциями. А потому не каждая модель подойдёт для выполнения поставленных задач.

Инвертор против ЗУ

Ответ на вопрос о том, можно ли использовать СА как аналог зарядному устройству, понятен и очевиден. Да, такие процедуры проводить возможно.

Если сварочный инвертор оснащается пуско-зарядной функцией, позволяет регулировать параметры тока и напряжения, он окажется ничем не хуже, чем обычное зарядное устройство.

Инвертор для зарядки АКБ

Вопрос ещё и в том, что даёт наличие того или иного оборудования в распоряжении у автомобилиста.

Можно сравнить обычное ЗУ с инвертором, который оснащается дополнительной пуско-зарядной функцией:

  1. Обычное зарядное устройство имеет соответствующую специализацию. То есть это оборудование, разработанное конкретно для выполнения чётко поставленной задачи. А именно – восполнение утраченного заряда в аккумуляторных батареях.
  2. Простые ЗУ стоят значительно дешевле, если сравнивать с многофункциональным сварочным агрегатом. Если стоит вопрос о финансовой выгоде, то сэкономить удастся на покупке ЗУ. Качественный сварочный аппарат стоит дорого.
  3. Функционал ЗУ ограничен. Есть модели, предназначенные только для зарядки, плюс они могут использоваться как источники питания. Это зависит от спецификаций конкретной модели. Существуют и пуско-зарядные ЗУ. Их обычно применяют те, кто проживает в регионе с холодным климатом, из-за чего часто нуждаются в пуске мотора без участия АКБ, либо когда батарея сильно разряжена.
  4. Сварочный инвертор обладает несколькими функциями одновременно. Когда нужно, это зарядка. В других ситуациях это пусковое устройство для двигателя. А в обычной повседневной жизни это сварочный аппарат.

Если ваша деятельность связана с необходимостью периодически или даже достаточно часто проводить сварочные работы, при этом у вас есть машина, то покупка многофункционального инвертора станет прекрасной альтернативой. Не придётся отдельно приобретать ЗУ. Всё необходимое будет собрано в рамках одного корпуса.

Как правильно заряжать АКБ

Теперь непосредственно о том, как правильно зарядить севший аккумулятор сварочным аппаратом, и что для этого потребуется сделать.

Для зарядки АКБ подходят только те инверторы, которые оснащены пуско-зарядной функцией. Обычные инверторы для таких целей не предназначены.

А потому пытаться зарядить аккумуляторную автомобильную батарею простым сварочным оборудованием даже и не стоит. Это может привести к печальным последствиям. Ведь у подобных устройств выходное напряжение многократно превышает те значения, которые необходимы для восполнения заряда в источнике питания.

Главной особенностью сварочного оборудования с пуско-зарядной функцией является то, что в них можно понижать выходное напряжение до 24 или до 12 В. Всё зависит от того, на сколько вольт ваш аккумулятор.

Обычные инверторы на выходе дают порядка 50 Вольт. При их подаче на аккумулятор батарея просто сгорит, корпус может разорваться.

Если вы решили с помощью сварочного инвертора самостоятельно зарядить севший аккумулятор своего автомобиля, здесь важно придерживаться определённой последовательности действий.

Алгоритм можно представить в следующем виде:

  • переключите сварочный аппарат в режим пуско-зарядной функции, что позволит зарядить в дальнейшем аккумуляторную батарею;
  • без настроек оборудование не сможет автоматически адаптироваться под процесс зарядки;
  • выберите нужные вам параметры напряжения;
  • если это обычная батарея от легкового автомобиля, тогда выбирайте режим 12 Вольт;
  • для грузовых машин, автобусов и спецтехники обычно используются АКБ на 24 В;
  • далее выберите необходимые значения по току;
  • расчёт тока заряда делается, исходя из номинальной ёмкости источника питания, и используется 5% от этого значения;
  • в случае с обычными зарядными устройствами обычно рекомендуют выбирать ток заряда 10% от номинальной ёмкости;
  • длительность зарядки составляет порядка 30–40 минут, но не более 1 часа.

Самодельное ЗУ электрическая схема

Такой алгоритм зарядки актуален в том случае, если нужно немного подзарядить АКБ для запуска двигателя, после чего полноценный заряд уже пойдёт от работающего генератора.

Но сварка, то есть сварочный инвертор, прекрасно подойдёт и в качестве оборудования для полноценного восстановления заряда в источнике питания. Для этого нужно в течение 2,5–3 часов заряжать аккумулятор примерно на 2,5–3% от номинальной ёмкости. Условно, Если ваша аккумуляторная батарея имеет ёмкость 60 Ач, что является одним из самых распространённых значений, тогда ток заряда должен составлять порядка 1,5–2 Ампер.

Насколько целесообразно покупать сварочное оборудование со специальной пуско-зарядной функцией, если самой сваркой автомобилист заниматься не планирует, вполне очевидно. В этой ситуации намного проще и рациональнее приобрести многофункциональное зарядное устройство.

Но случается так, что в распоряжении у водителя нет ЗУ. Зато у товарища по гаражу или у соседа лежит инвертор. Да ещё и с пуско-зарядным режимом. Это позволяет быстро решить проблему севшей АКБ, частично или полностью восполнить заряд, используя соответствующий алгоритм.

Что же касается заряда током 10% от номинальной ёмкости, то такой сценарий также допускается. Но несколько возрастают риски. Чтобы предотвратить какие-либо неприятности, лучше ориентируйтесь на рекомендуемые значения. То есть вместо 10% установите 5%. На зарядку уйдёт несколько больше времени, но АКБ в полной мере восстановит свою работоспособность.

Использовать сварочные аппараты или нет, дело лично каждого. Да, полноценное ЗУ в распоряжении у водителя – это всегда хорошо и полезно. Но иногда приходится искать выход из сложившейся ситуации. И тут как нельзя кстати может оказаться именно устройство, главной функцией которого является выполнение сварочных работ.

Сел аккумулятор? Берите сварочный аппарат!

Ударили морозы. Вы отпираете гараж, но промерзший автомобиль вместо бодрого звука стартера выдает лишь пулеметную очередь от тягового реле. Никаких пускозарядных устройств и, тем более, подменных АКБ под рукой нет. Зато есть сварочный аппарат и сеть 220 В. А что, чем черт не шутит?

Но сначала нужно подумать: ведь сварочные аппараты бывают разные…

Переменный или постоянный?

Наиболее простые сварочные аппараты, которые использовались при неответственных операциях на производстве и при ремонтных работах во второй половине прошлого века, использовали для горения дуги переменный ток. По сути они представляли собой понижающий трансформатор. В 90‑е годы в нашу страну хлынули бытовые аппараты, в которых регулировка силы тока осуществлялась изменением зазора в разделенном магнитопроводе трансформатора. Но сварочный ток оставался переменным: такими устройствами автомобиль не запустишь.

А лет десять назад появились доступные сварочные аппараты инверторного типа. В них переменный ток преобразуется в постоянный, затем инвертируется в высокочастотный переменный. Далее компактный высокочастотный трансформатор понижает напряжение, ток снова выпрямляется — получается стабильным и мощным и подается на электрод.

Принцип работы сварочного инвертора

Современные сварочные инверторы весьма компактны и обладают небольшой массой. Зачастую сварщик носит их на наплечном ремне. Но что получится, если подключить такой инвертор к автомобилю?

Бытовые сварочные аппараты, в зависимости от мощности (и, соответственно, цены), обычно выдают токи от 140 до 250 А. Для пуска автомобильного двигателя этого может хватить, но вот величина напряжения отпугивает. Обычно на холостом ходу на выходе присутствуют 65–90 В, и лишь при горении дуги напряжение падает до 15–40 В.

Первая мысль — всё сгорит! Надежда только на аккумуляторную батарею, которая, как инерционный элемент, не может мгновенно изменить свое состояние, а потому примет удар на себя. Но если батарея промерзла насквозь и ее внутреннее сопротивление сильно возросло, то помощи от нее может и не быть.

Отсюда первый совет: не стоит пытаться пускать двигатель от сварочного аппарата при убитой АКБ или вообще без АКБ! В такой ситуации действительно всё сгорит — и очень быстро.

Наш эксперимент

Штатную батарею редакционного Ларгуса заменили на разряженную ниже ватерлинии — до 6,26 В. При таком напряжении самостоятельный пуск невозможен — даже индикаторы еле тлеют.

Теперь пробуем пустить мотор двумя способами.

Первый предпочтительнее и безопаснее: пробуем форсированно подзарядить АКБ и пустить мотор с ее помощью. Отсоединяем батарею от бортовой сети. Подсоединение инверторной сварки производим, когда регулятор тока вывернут на минимум, а питание выключено.

Минусовой зажим легко прицепить к выводу батареи, а вместо электрода в держатель можно зажать какой-нибудь болт, который плотно прижимаем к плюсовой клемме. Удобно воспользоваться «крокодилами» прикуривающих проводов. Обязательно подключаем к клеммам батареи тестер: напряжение ни в коем случае не должно превысить 16 В.

Теперь включаем инвертор и смотрим на вольтметр. Напряжение начинает расти на глазах. Если хотим ускорить процесс — поворачиваем регулятор тока в сторону увеличения, но не больше чем до 50 А. При этом ограничителем будет напряжение, которое, повторим, не должно выйти за 16 В. Нам хватило буквально нескольких минут, и мотор пустился с первой попытки.

При напряжении 12,25 В только щелкает реле. Когда напряжение поднялось до 13,88 В, Ларгус легко пустился.

Самый спокойный способ подзарядить аккумулятор от сварочного аппарата — отсоединить плюсовую клемму автомобиля и не допускать напряжения выше 16 В.

Второй способ хуже по всем статьям — годится разве что на тот случай, когда времени совсем нет и пустить мотор нужно немедленно. В этом случае пробуем все-таки крутануть стартер при подключенном сварочнике — при этом нужно иметь помощника.

Батарею Ларгуса снова меняем на полностью разряженную, присоединяем тестер. Его показания в вольтах — это единственный рубеж по защите электроники автомобиля от перегорания. Подключаем сварочный аппарат к закрепленным на батарее штатным клеммам. Инвертор устанавливаем на минимальный ток. Не включая зажигания, активируем инвертор и смотрим на показания вольтметра. При этом помощник должен занять водительское сиденье и быть готовым по команде пустить двигатель. Как только напряжение поднялось до 14–15 В — ключ на старт! Так нам удалось снова пустить мотор Ларгуса, не спалив никаких электронных потрохов.

Выводы

Пустить двигатель с разряженным аккумулятором с помощью инверторного сварочного аппарата в принципе можно, но нужно строго соблюдать ограничения по безопасности. Лучше пытаться пополнить от инвертора батарею, а не давать ток напрямую на стартер. И хотя у нас всё получилось, подобные приемы стоит рассматривать лишь как экстремальные.

ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Если планируете покупку сварочного аппарата, но не хотите заниматься экспериментами, подобными нашему, сразу выбирайте инвертор, совмещенный с пускозарядным устройством. Такие в продаже есть. У подобного инвертора и напряжение будет безопасным для бортовой сети автомобиля, и плюсовой провод для подсоединения к батарее дадут в комплекте.

Читайте также: