Какие требования выполняются при подготовке дефектных мест под сварку
Обновлено: 20.09.2024
3.5.1. Устранение дефектов в швах сварных соединений должно производиться по технологическому процессу и производственным инструкциям предприятия-изготовителя.
3.5.2. Удаление дефектных участков под заварку должно производиться механическим способом — (фрезеровкой, вырубкой, пневматическим зубилом, абразивным инструментом и др.) на длину дефектного места +10 мм с каждой стороны при условии сохранения основного металла.
Применение электрической дуги для выплавки сварных швов не разрешается.
Допускается применение плазменно-дуговых и воздушно-дуговых процессов для исправления дефектов шва.
3.5.3. Дефектные места в швах сварных соединений исправляют заваркой дефектного места. Исправлять неплотные швы зачеканкой запрещается.
3.5.4. В сварных швах со сквозными трещинами перед заваркой следует засверлить концы, чтобы предотвратить распространение трещин. Дефектный участок в этом случае проваривают на полную глубину.
3.5.5. При заварке дефектных участков должны выполняться все указания настоящего РД по подготовке под сварку, режим сварки и т. п. Углы разделки, подготовленной под заварку выборки, должны обеспечивать надежный провар во всех местах. Поверхность выборки не должна иметь острых углов и заусенцев.
3.5.6. Заварка допускается только после полного удаления дефектного шва или его участка и подготовки места под сварку в соответствии с требованиями технологической документации и настоящего РД.
Место, подготовленное под сварку, должно быть принято ОТК.
3.5.7. Дефектные швы и их отдельные участки можно заваривать любым способом, обеспечивающим требуемое качество сварного соединения.
При заварке отдельного участка шва должно быть обеспечено перекрытие прилегающих концов основного шва.
После заварки участок шва необходимо зачистить до полного удаления раковин и рыхлости в кратере и создания плавных переходов к основному металлу.
3.5.8. При наличии непроваров или прожогов в соединениях, выполненных точечной сваркой или электрозаклепками, допускается сварка дополнительных точек по числу дефектных при условии сохранения прочности и товарного вида изделия.
3.5.9. Исправленные швы сварных соединений должны быть повторно проконтролированы в соответствии с требованиями настоящего РД.
3.5.10. Не допускается исправление дефектного участка более двух раз.
3.5.11. Остаточные деформации в сварных соединениях, превышающие допустимые, устраняются механической (в холодном и горячем состоянии изделия) или термической правкой. Способ правки выбирается в соответствии с технологической документацией и требованиями настоящего РД.
3.5.12. Швы сварных соединений должны удовлетворять следующим требованиям:
иметь гладкую или мелкочешуйчатую поверхность и плавный переход к основному металлу. Неровность шва не должна превышать 0,5 мм для легкодоступных швов и 1 мм для труднодоступных;
наплавленный металл должен быть плотным по всей длине шва, не иметь скоплений и цепочек поверхностных опор и шлаковых включений, прожогов и свищей;
все кратеры должны быть заварены.
3.5.13. В сварных соединениях не допускаются трещины всех видов и направлений, расположенные в швах и околошовной зоне, в том числе и микротрещины.
3.5.14. В сварных швах соединений не допускаются:
непровары на поверхности по сечению швов в соединениях, доступных сварке с двух сторон, глубиной более 5 % толщины основного металла, если толщина не превышает 40 мм и более 2 мм, если толщина основного металла превышает 40 мм. Длина непровара должна быть не более 50 мм и общая длина участка непровара не более 200 мм на 1 м шва;
непровары в корне шва в соединениях, доступных сварке только с одной стороны, без подкладок, глубиной более 15 % толщины основного металла, если эта толщина не превышает 20 мм, и более 3 мм, если толщина основного металла превышает 20 мм;
размеры отдельных шлаковых включений или пор, либо скоплений их по глубине шва более 10 % при толщине свариваемого металла до 20 мм и более 3 мм при толщине свариваемого металла свыше 20 мм;
шлаковые включения, расположенные цепочкой или сплошной линией вдоль при суммарной их длине, превышающей 200 мм на 1 м шва;
скопления газовых пор в отдельных участках шва в количестве более 5 на 1 см 2 площадки шва;
суммарная величина непроваров, шлаковых включений и пор, расположенных отдельно или цепочкой, превышающая в рассматриваемом сечении при двусторонней сварке 10 % толщины свариваемого металла, или 2 мм; при односторонней сварке без подкладок превышающая 15 %, или 3 мм;
Порядок выполнения визуального и измерительного контроля подготовки и сборки деталей под сварку
6.4.1. При подготовке деталей под сварку необходимо контролировать:
наличие маркировки и (или) документации, подтверждающей приемку полуфабрикатов, деталей, сборочных единиц и изделий при входном контроле;
наличие маркировки изготовителя материала на деталях, подготовленных под сварку;
наличие удаления механическим путем зоны термического влияния в месте термической (огневой) резки заготовок (необходимость должна быть указана в конструкторской или технологической документации);
геометрическую форму обработанных кромок, в том числе при подготовке деталей с различной номинальной толщиной стенки;
геометрическую форму обработанных внутренних поверхностей кольцевых деталей;
форму подкладных пластин (колец) и расплавляемых вставок;
наличие заварки разъема подкладной пластины (кольца), качество шва заварки подкладной пластины (кольца), а также наличие зачистки шва заварки разъема подкладной пластины (кольца);
чистоту (отсутствие визуально наблюдаемых загрязнений, пыли, продуктов коррозии, влаги, масла и. т.п.) подлежащих сварке (наплавке) кромок и прилегающих к ним поверхностей, а также подлежащих неразрушающему контролю участков материала.
6.4.2. При сборке деталей под сварку визуально необходимо контролировать:
правильность установки подкладных пластин (колец);
правильность установки временных технологических креплений;
правильность сборки и крепления деталей в сборочных приспособлениях;
правильность расположения и количество прихваток и их качество;
правильность установки приспособлений для поддува защитного газа;
правильность нанесения активирующего флюса и защитной флюс-пасты;
наличие защитного покрытия от брызг расплавленного металла на поверхности деталей из аустенитных сталей, свариваемых ручной дуговой и полуавтоматической (автоматической) сваркой плавящимся электродом в среде защитного газа;
чистоту кромок и прилегающих к ним поверхностей деталей.
6.4.3. Измерительный контроль при подготовке деталей под сварку (рис. 2) осуществляется для проверки:
размеров разделки кромок (углы скоса кромок, толщина и ширина притупления кромок разделки);
Примечание. Радиусы скругления размером до 1,0 мм в местах перехода поверхностей разделки, а также размер скоса внутренней кромки, выполняемый для улучшения условий выявления непровара в корне шва при радиографическом контроле, измерению не подлежат.
размеров (диаметр, длина, угол выхода резца) расточки (раздачи) концов труб по внутреннему диаметру;
размеров подкладных пластин (колец) и расплавляемых вставок (ширина, толщина, углы скоса, диаметр);
размеров элементов секторных отводов;
перпендикулярности торцов подготовленных под сварку цилиндрических деталей к их образующим;
минимальной фактической толщины стенки цилиндрической детали после расточки по внутреннему диаметру;
размеров отверстий под штуцер (патрубок) и обработки кромок в трубе (коллекторе, корпусе);
толщины и ширины подкладки в замковом соединении;
ширины зоны механической зачистки наружной и внутренней поверхностей деталей и шероховатости поверхностей кромок и прилегающих поверхностей деталей, в том числе места зачистки шва разъема остающейся подкладной пластины (кольца).
6.4.4. Измерительный контроль соединений, собранных под сварку (рис. 3), включает проверку:
размеров швов приварки временных технологических креплений;
Рис. 2.
Размеры, контролируемые измерением при подготовке деталей под сварку (начало):
а - I-образная разделка кромки (без скоса кромки); б - V-образная односторонняя разделка кромки;
в - V-образная двухсторонняя разделка кромки; г, д - подготовка к сварке стыкового соединения деталей,
значительно отличающихся по толщине; е, ж - подготовка к сварке замкового соединения;
з - У-образная разделка кромки; и - V-образная двухскосная разделка кромки; к - отклонение
от перпендикулярности торца трубы; л - подготовка кромок штуцера
Д 10-65; м - I-образная разделка с присадочным выступом
* Размер измерению не подлежит, обеспечивается режущим инструментом и оценивается визуально.
Рис. 2. Окончание:
н - цилиндрическая расточка (раздача) концов труб по внутреннему диаметру;
п - коническая расточка труб по внутреннему диаметру; р - притупление
внутренней кромки трубы; с- подкладная остающаяся пластина;
т, у - подкладное стальное остающееся кольцо; ф - подкладное стальное
остающееся кольцо; х - расплавляемая проволочная вставка; ц - сектор
отвода; ч, ш, э - рассверловка отверстия под штуцер (патрубок) в корпусе
(трубе, коллекторе); ю - разделка кромок под автоматическую сварку в среде
Рис. 3. Размеры, контролируемые при сборке соединения под сварку:
а - стыковое соединение; б - стыковое соединение с остающейся подкладной пластиной (кольцом);
в - стыковое замковое соединение; г - тавровое соединение; д - угловое соединение; е - нахлесточное
соединение; ж - стыковое соединение с расплавляемой вставкой; и, к - угловые соединения штуцеров;
л - соединение с приварными элементами временных креплений; м - соединение с несоосностью
осей штуцера и корпуса; н - соединение с несоосностью осей в угловых соединениях труб;
п - соединение с переломом осей цилиндрических деталей; р - прихватки соединения; с, т - тройниковое (угловое) соединение
расстояния технологического крепления от кромки разделки и расположения креплений по длине (периметру) соединения (при необходимости, в случае если в технической документации оговорено расстояние между соседними креплениями);
величины зазора в соединении, в том числе между деталью и подкладной пластиной (кольцом);
размера смещения кромок (внутренних и наружных) собранных деталей;
размера перекрытия деталей в нахлесточном соединении;
размеров (длина, высота) прихваток и их расположения по длине (периметру) соединения (при необходимости, в случае если это оговорено в технической документации, также расстояния между соседними прихватками);
размера зазора в замке расплавляемой проволочной вставки;
размера перелома осей цилиндрических деталей трубы и плоскостей плоских деталей (листов);
размера несоосности осей штуцера и отверстия в корпусе (трубе);
размера несовпадения (отклонения) осей в угловых соединениях труб;
размеров ширины зоны нанесения защитного покрытия на поверхностях деталей;
геометрических (линейных) размеров узла, собранного под сварку (в случаях, оговоренных ПКД).
6.4.5. Визуальному и измерительному контролю подготовки и сборки деталей под сварку подлежат не менее 20 % деталей и соединений из числа представленных к приемке.
Объем выборочного контроля качества подготовки и сборки деталей под сварку может быть увеличен или уменьшен в зависимости от требований НД, ПТД и ПКД или по требованию Заказчика.
При выявлении отклонений от требований рабочих чертежей и (или) ПТД, которые могут привести к ухудшению качества сварных соединений, объем выборочного контроля должен быть увеличен вдвое для группы однотипных деталей (соединений). Если при дополнительном контроле вторично будут выявлены отклонения от требований конструкторской документации и (или) ПТД, то объем контроля для группы деталей, подготовленных к приемке, должен быть увеличен до 100 %.
Детали, забракованные при контроле, подлежат исправлению. Собранные под сварку соединения деталей, забракованные при контроле, подлежат разборке с последующей повторной сборкой после устранения причин, вызвавших их первоначальную некачественную сборку.
6.4.6. Визуальный контроль удаления материала, подвергнутого термическому влиянию во время резки термическими способами (газовая, воздушно-дуговая, газофлюсовая, плазменная и др.), проводится на каждой детали, подвергавшейся резке.
На кромках разделки не должно быть следов резки (для деталей из низкоуглеродистых, марганцовистых и кремнемарганцовистых сталей) и следов разметки (кернение), нанесенной на наружной поверхности деталей после резки.
6.4.7. Требования к выполнению измерительного контроля при подготовке деталей под сборку приведены в табл. 3, а при сборке соединений под сварку - в табл. 4.
Требования безопасности труда при подготовке металла к сварке
Безопасные условия труда — комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение получения рабочим травм различной тяжести.
Несчастные случаи на производстве чаще всего происходят в результате недостаточного усвоения работающими производственных навыков и отсутствия опыта в обращении с инструментом и оборудованием. Сознательное отношение к мерам предосторожности, знание своего дела, оборудования, приспособлений, приемов работы и умение правильно организовать рабочее место создают условия для безопасного и высокопроизводительного труда.
Под слесарный производственный участок отводится помещение, достаточное для размещения в нем верстаков по числу работающих и другого оборудования при условии, что будут обеспечены проходы и проезды, необходимые для свободного перемещения работающих и передвижения внутреннего транспорта. Все производственные помещения должны иметь исправные перекрытия, стены и ровные нескользкие полы. Все оборудование должно быть исправным. Движущиеся части, находящиеся снаружи, следует ограждать кожухами, щитами, сетками, крышками.
Верстак должен иметь жесткую и прочную конструкцию, исключающую возможность качки при работе. На нем не должно быть выступающих кромок и острых углов. Слесарные тиски должны быть надежно зафиксированы. Поскольку при работе возможно отлетание частиц стружки, отламывающихся частей режущего инструмента, то для предохранения работающих устанавливаются защитные экраны. Их минимальная высота 0,8 м. На многоместных верстаках защитные экраны ставятся между тисками.
Слесарь должен соблюдать следующие требования безопасной работы.
Перед началом работы необходимо:
§ привести в порядок специальную одежду: застегнуть обшлага рукавов, подобрать волосы под плотно облегающий головной убор (косынку, берет), не работать в легкой обуви (тапочках, босоножках);
§ организовать рабочее место, чтобы все необходимое для выполнения задания было под рукой;
§ проверить достаточность освещенности рабочего места (о перегоревших лампочках сообщить мастеру и потребовать их замены);
§ проверить рабочий инструмент:
§ молотки должны быть насажены на рукоятки из дерева твердых и вязких пород, расклиненные металлическими клиньями;
§ гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размерам болтов и гаек;
§ запрещается наращивать рукоятки ключей другими предметами;
§ зубила, молотки, обжимки и кернеры не должны иметь сбитых и скошенных бойков и заусенцев;
§ режущий инструмент (сверла, шаберы, зубила и др.) должен быть хорошо заточен и заправлен;
§ напильники и ножовки должны иметь плотно насаженные деревянные рукоятки с металлическими кольцами;
§ при получении из кладовой дрели с электрическим приводом убедиться в ее исправности (изоляция шлангового провода, штепсельная вилка, провод заземления и др.). При работе от сети с напряжением более 36 В обязательно пользоваться резиновыми перчатками и резиновым ковриком;
§ проверить наличие заземления на сверлильном станке;
§ обо всех обнаруженных неисправностях оборудования и инструмента сообщить мастеру и до его указания к работе не приступать.
Во время работы следует:
§ пользоваться только исправным инструментом, предусмотренным для данной работы;
§ не класть инструменты друг на друга и на другие предметы;
§ работая с абразивным кругом на заточном станке, пользоваться защитными очками или защитным экраном;
§ не останавливать вращающийся режущий инструмент руками или каким-либо предметом;
§ рубку металла в тисках производить только при наличии на верстаке защитной сетки или экрана;
§ не поднимать тяжелые детали, не сдвигать их на край верстака;
§ во время рубки и сверления надевать защитные очки;
§ работы с применением кислот, щелочей, флюсов, а также связанные с выделением пыли, дыма и газов выполнять в хорошо проветриваемом помещении или под вытяжным колпаком;
§ не сдувать опилки, не смахивать стружку рукой, пользоваться для этих целей щеткой-сметкой;
§ при получении мелких травм обязательно обработать рану настойкой йода и наложить бинт;
§ не работать на сквозняках;
§ надежно закреплять заготовку в слесарных тисках и других приспособлениях;
§ поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
По окончании работы необходимо:
§ привести рабочее место в порядок, очистить тиски и верстак от опилок и стружки;
§ уложить инструмент, приспособления и материалы на соответствующие места;
§ после работы с применением масла, смазочно-охлаждающих технологических сред (СОТС), кислот и клеев обязательно вымыть руки горячей водой с мылом. Запрещается мыть руки в масле, керосине, бензине и вытирать их концами обтирочного материала, загрязненного стружкой и металлическими опилками;
§ весь замасленный обтирочный материал собрать и сложить в специально выделенное в мастерских место, так как он склонен к самовозгоранию и может служить очагом возникновения пожара;
§ сдать рабочее место производственному мастеру, сообщить ему о всех замеченных неисправностях.
Более подробные требования к безопасности условий труда приводятся при рассмотрении конкретных слесарных операций.
Содержание отчета
Перечислить необходимое оборудование для оснащения рабочего места слесаря-сборщика
Отразить в отчете основные требования организации рабочего места слесаря, с указанием необходимых мер техники безопасности.
Ответы на контрольные вопросы должны давать полную информацию, содержать рисунки или схемы и их описание.
Контрольные вопросы
1. Какое оборудование относятся к оборудованию индивидуального пользования, а какое общего пользования?
Подготовка дефектных мест под ремонтную сварку или наплавку. Требования к сборке деталей
Сосуды и аппараты / В.Л.Долганов. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. – 41 с.
Содержатся методические рекомендации по составлению технологической карты на ремонт корпусов сосудов и аппаратов.
Указания предназначены для студентов специальности МАХП при выполнении курсовой работы по курсу «Ремонт и монтаж оборудования»
Утверждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой МАПП, профессор ___________________С.Х.Загидуллин
«Пермский государственный технический университет, 2010.
Общие положения
Основным нормативным документом на ремонт корпусов сосудов и аппаратов, работающих в диапазоне давлений от 0,07 МПа (0,7 кг/см 2 ) до 16 МПа (160 кг/см 2 ) с температурами от минус 70 до плюс 540 0 С является ОТУ-3-01 – Общие технические условия на ремонт корпусов.
Данный нормативный документ распространяется на сварные стальные сосуды, изготовленные из углеродистых, низколегированных и легированных сталей с толщиной стенки от 4 до 120 мм. Он определяет технологию ремонта, а также лиц, ответственных за производство и качество выполненных работ.
- Дефекты корпусов, выбор способа устранения дефекта
Характерными дефектами корпусов сосудов и аппаратов, которые возникают в процессе эксплуатации, являются:
ü Трещины всех видов и направлений в сварных швах, околошовной зоне и на основном металле;
ü Коррозионное поражение сварных швов и основного металла в виде сплошной или локальной коррозии;
ü Эрозионный износ;
ü Гофры, вмятины, выпучины;
ü Расслоение металла.
Способ устранения дефекта зависит от природы самого дефекта, конструкции и материала корпуса, а также из экономических соображений. Например, ремонт может быть произведен путем заварки или наплавки дефектного участка, замены дефектного участка (установки вставок, замены днища, замена листа обечайки), либо путем удаления дефекта, при условии, что остаточная толщина стенки корпуса обеспечивает достаточную прочность сосуда или аппарата.
Наиболее распространенным дефектом корпусов сосудов и аппаратов являются трещины. На рисунке 1 представлены основные виды трещин и их расположение на корпусе аппарата.
Рисунок 1 – Расположение трещин на корпусе аппарата:
а – продольная трещина сварного шва; б – трещины по двум пересекающимся сварным швам; в – трещина по одному из пересекающихся сварных швов; г – трещина по сварному шву с выходом на основной металл; д – трещина по основному металлу вне околошовной зоны; е – трещина пересекающихся сварных швов с выходом на основной металл; ж – поперечная трещина сварного шва без выхода на основной металл; и – поперечная трещина сварного шва с выходом на основной металл; к – продольная трещина сварного шва с выходом на основной металл в околошовной зоне; л – трещина в околошовной зоне; м – гнездообразная трещина.
Трещины а–и можно исправлять заваркой после соответствующей подготовки кромок, при условии, что выход трещины на основной металл из сварного шва не превышает 100 мм.
Трещины, выходящие из сварного шва в основной металл на расстояние более 100 мм и трещины к, л, м устраняются путем удаления дефектного участка и установкой латки (вставки).
Гнездообразные трещины, а также дефекты корпусов, вызванные коррозионным или эрозионным износом, допускается ремонтировать наплавкой при соблюдении следующих условий.
1. Для углеродистых сталей площадь одного дефектного участка не должна превышать 1000 см 2 , а общая площадь нескольких дефектов – 3000 см 2 .
Для легированных сталей площадь одного дефектного участка не должна превышать 500 см 2 , а общая площадь нескольких дефектов не должна превышать 1500 см 2 .
2. Глубина дефектного участка должна быть не более:
30% от толщины стенки для углеродистых сталей;
20% от толщины стенки для низколегированных и марганцовистых сталей;
10% от толщины стенки для сталей аустенитного класса и хроммолибденовых сталей.
3. Расстояние между подготовленными к наплавке участками должно быть не мене 100 мм.
Если эти условия не выполняются, дефектный участок должен быть вырезан и на его место устанавливается вставка (латка).
Для определения величины дефектов и границ дефектных участков рекомендуются следующие методы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Основные методы определения границ дефекта или дефектного участка
Наименование метода | Выявляемые дефекты |
1. Визуально-оптический | Вмятины, гофры, выпучины и другие деформации корпуса; Коррозия поверхности корпуса; Эрозионный износ; Трещины. |
2. Ультразвуковой | Трещины в металле сварного шва и околошовной зоне; Трещины в основном металле; Расслоение металла, в том числе отслоение плакирующего слоя; Толщина стенки в местах контроля и другие. |
3. Капиллярные методы | Трещины, выходящие на поверхность сварного шва, основного металла и околошовной зоны; Трещины МКК; Коррозионное растрескивание. |
4. Радиационный контроль (радиографический, радиоскопический) | Внутренние дефекты сварных швов и основного металла. |
5. Магнитный контроль (магнитопорошковый, магнитографический) | Дефекты сварных швов и основного металла выходящие на поверхность и залегающие в подповерхностном слое. |
Подготовка дефектных мест под ремонтную сварку или наплавку. Требования к сборке деталей
Перед проведением ремонта аппарат необходимо подготовить к огневым работам. Ремонтные работы на поверхности корпусов сосудов и аппаратов проводятся после разборки внутренних и наружных устройств и снятие теплоизоляции в зоне дефекта.
Поверхность дефектного участка и прилегающая зона очищаются от загрязнений, ржавчины, окалины и т.п. на ширину не менее 20 мм на сторону.
Удаление дефектов корпусов аппаратов можно производить как механическим, так и огневым способом. Зачищенная поверхность проверяется на отсутствие дефектов одним из неразрушающих методов контроля.
При подготовке на корпусах вставок (латок), замене листов, замене днищ и обечаек подготовку кромок под сварку необходимо производить в соответствии с требованием чертежа или, при его отсутствии, по типу соединений, приведенных в приложении 1:
ü Для корпусов из однослойного металла рекомендуется выбирать соединения типа С8, С12, С15, С17, С25.
ü Для корпусов из двухслойного металла – С4, С7, С19.
ü При монтаже на корпусе аппарата внутренних и наружных устройств подготовку кромок и выполнение сварных швов рекомендуется производить в соответствии с типами соединений Н2, Т1, Т7, Т8, У7, У8.
При сварке элементов различной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому. Уклон скоса кромок (рисунок 2) должен быть не более 20 0 (уклон 1:3). В случае двухслойной стали скос осуществляется со стороны основного слоя.
Рисунок 2 – Стыковка листов различной толщины:
l =20-30 мм; α =20 0 .
Допускается стыковка кромок без предварительного перехода от одного элемента к другому, если разность в толщинах соединяемых элементов не превышает 30% толщины более тонкого элемента, но не более 5 мм. В этом случае форма сварного шва должна обеспечивать плавный переход от толстого листа к тонкому.
При сборке элементов необходимо, чтобы смещение кромок листовых швах стыковых соединений в (рисунок 3) не превышало 10% толщины более тонкого листа, но не более 3 мм.
Рисунок 3 – Смещение кромок листов
Совместный увод кромок (угловатость) f в продольных и кольцевых швах (рисунок 4) не должен превышать 10% толщины листа плюс 3 мм, но не более 5 мм.
Рисунок 4 – Определение совместного увода кромок (угловатости):
1 – шаблон; 2 – линейка.
Угловатость продольных швов определяется по шаблону, длина которого по хорде должна быть равна 1/6 диаметра корпуса. Угловатость продольных швов определяется линейкой длиной не менее 200 мм.
Допускается подгонка кромок, если при сборке элементов не выдержаны требования настоящего раздела. Методы подгонки должны исключать появление дополнительных напряжений в металле и повреждение поверхности.
Исправление трещин
Дефектное место и прилегающую к нему поверхность зачищают до металлического блеска на расстояние не менее 20 мм на сторону. Одним из неразрушающих методов контроля определяют границы дефекта.
Концы трещины засверливаются сверлом диаметром 6-12 мм на 2-3 мм более глубины трещины. Затем шлифовальной машинкой трещина выбирается до полного удаления.
Способ разделки трещины определяется ее глубиной. Для трещин глубиной не более 0,5 толщины стенки корпуса дефектное место выбирается до получения кромок, показанных на рисунке 5. Причем при толщине листа менее 30 мм угол α = 10-12 0 , а для листов толщиной свыше 30 мм угол α должен составлять 15-20 0 .
Рисунок 5 – Выборка трещины
Трещины глубиной более 0,5 толщины стенки аппарата или сквозные трещины выбираются в зависимости от толщины стенки корпуса V – образным, либо Х – образным способом (Приложение 1).
Полноту удаления дефекта необходимо проверить одним из неразрушающих методов контроля.
Способ заварки трещины зависит от ее длины. Трещины длиной более 300 мм завариваются «на проход»; трещины длиной от 300 до 1000 мм завариваются от середины к концам или обратноступенчатым способом. Швы длиной более 1000 мм накладываются только обратноступенчатым способом. Длина ступени при этом принимается равной 200-250 мм. Схема наложения швов обратноступенчатым способом показана на рисунке 6.
Рисунок 6 – Выполнение шва обратноступенчатым способом:
1-4 – направление сварки на каждом участке.
Количество проходов в одном слое шва устанавливается с учетом ширины разделки. При двухсторонней заварке выполнение шва с обратной стороны производится после зачистки корня первого слоя шва.
Ремонт гнездообразных трещин должен производиться наплавкой в два и более слоя. Первый слой рекомендуется выполнять валиками, расположенными перпендикулярно оси корпуса. Каждый следующий валик должен перекрывать предыдущий на 1/3 его ширины. При многослойной наплавке валики каждого последующего слоя накладываются перпендикулярно предыдущему слою. Дефекты, имеющие округлую форму, лучше наплавлять по спирали, начиная от центра дефектного участка.
Наплавка плакирующего слоя может производиться в несколько слоев. Однослойная наплавка производится в том случае, если к наплавляемому металлу не предъявляются требования по стойкости к межкристаллитной коррозии.
Величину сварочного тока при ремонтной сварке или наплавке рекомендуется выбирать в зависимости от диаметра электрода и положения шва в пространстве (таблица 2,3).
Таблица 2 – Величина сварочного тока для ручной дуговой сварки, А
Диаметр электрода, мм
Положение шва в пространстве
Необходимость термообработки после ремонта определяется в зависимости от материала и толщины стенки корпуса аппарата. Термообработка производится по режиму, указанному в паспорте аппарата. При отсутствии указаний в паспорте термообработку необходимо выполнить в соответствии с требованием раздела 10.
Таблица 3 – Величина сварочного тока для ручной дуговой наплавки, А
Качество ремонта необходимо проконтролировать одним из неразрушающих методов контроля в объеме 100%.
Подготовка дефектных мест под сварку и наплавку
Работы на внутренней и наружной поверхностях корпусов и аппаратов проводят после разборки внутренних устройств и снятия теплоизоляции в зоне дефекта. Демонтаж устройств, приваренных к корпусу, производится огневым способом (газопламенной резкой, воздушно-дуговой резкой и т.п.). На корпусах из углеродистой стали при толщине стенки более 36 мм и из легированной стали при демонтаже устройств огневым способом рекомендуется оставлять выступы высотой не менее 15 мм.
Поверхность дефектного участка и прилегающей зоны (шириной не менее 50 мм на сторону) следует очистить от антикоррозионных покрытий, ржавчины, окалины и других загрязнений.
Подготовку дефектных мест под сварку или наплавку проводят как механическим, так и огневым способом, удаляя минимальное количество металла с целью уменьшения остаточных напряжений и объема сварочных работ.
Дефекты корпусов из углеродистых и низколегированных (типа 16ГС) сталей удаляют механическим и газопламенным способами.
Дефекты корпусов из хромомолибденовых теплостойких сталей удаляют механическим способом. Допускается удаление дефектов огневым способом с последующими зачисткой поверхности на глубину не менее 1,0 мм и контролем неразрушающими методами на отсутствие трещин. При огневом способе необходим местный подогрев до температуры 200-250 °С. Допускается вырезка дефектов и без предварительного подогрева. В этом случае предусматривают припуск 4-5 мм на механическую обработку. Припуск удаляют шлифовальным кругом или фрезерованием с последующим контролем на отсутствие трещин.
Дефекты корпусов из двухслойных сталей удаляют в основном механическим способом. Удаление дефектов газопламенной резкой допускается только со стороны основного слоя. При необходимости вырезки дефекта со стороны плакирующего слоя в нем предварительно прорубают канавку по ширине разделки, через которую вырезают основной слой обычным способом. При этом поверхность слоя следует предохранять от брызг металла.
В корпусах из двухслойной стали с основным углеродистым слоем из сталей марок Ст.3, 16ГС, 09Г2С, 20К допускается вырезка дефектов воздушно-дуговой резкой (РВД) при отсутствии требований стойкости плакирующего слоя к межкристаллитной коррозии (МКК). При наличии этих требований РВД можно применять только в отдельных случаях в виде исключения при условии обязательной последующей обработки всей поверхности резки шлифовальным кругом (или другим методом) на глубину не менее 0,8 мм для снятия поверхностного слоя с повышенным содержанием углерода.
После удаления дефектов и зачистки поверхности проверяют полноту удаления дефекта одним из указанных выше методов.
Подготовку кромок под сварку или наплавку проводят любым способом механической обработки. Допускается применение огневого способа. Подготовленная поверхность не должна иметь острых углов и заусенцев. После удаления дефектов и подготовки кромок под сварку или наплавку огневым способом поверхность необходимо зачистить механическим способом на глубину 1,0 мм.
Перед началом сварки следует проверить качество подготовки и сборки свариваемых элементов, т.е. состояние стыкуемых кромок и прилегающих к ним поверхностей.
Смещение кромок листов в стыковых соединениях, определяющих прочность сосуда, должно быть не более 10% номинальной толщины более тонкого листа, но не более 3 мм. Смещение кромок в кольцевых швах при толщине листов до 20 мм не должно превышать 10% номинальной толщины более тонкого листа плюс 1 мм, а при толщине листов свыше 20 мм — 15% номинальной толщины более тонкого листа, но не более 5 мм.Смещение кромок в соединениях из двухслойной стали не должно превышать 10% номинальной толщины более тонкого элемента, но не более 3 мм со стороны основного слоя и не более 50% толщины плакирующего слоя.
При сварке элементов разной толщины необходимо предусмотреть плавный переход от одного элемента к другому постепенным утонением более толстого элемента. Угол скоса кромок (рис. 7.2) должен быть не более 15° (уклон 1:4). В случае двухслойной стали скос выполняют со стороны основного слоя.
Допускаются стыковые швы без предварительного утонения толстой стенки, если разность между толщинами соединяемых элементов не превышает 30% от толщины более тонкого элемента, но не свыше 5 мм.
Рис. 7 2 Соединение листов разной толщины:
Рис. 7.3. Виды соединений:
а, б — в продольных швах; в, г — в кольцевых швах
Совместный увод кромок в продольных и кольцевых швах (угловатость) не должен превышать 10% толщины листа плюс 3 мм, но не более 5 мм, т.е. f≤0,1S+3 мм.
Угловатость продольных швов (рис. 7.3, а, б) определяют по шаблону, длина которого по хорде равна 1/3 радиуса обечайки. Угловатость кольцевых швов (рис. 7.3, в, г) определяют линейкой длиной не менее 200 мм.
При сборке допускается подгонка шлифовальной машинкой, путем вырезки, подвальцовки и т.п.
Для ремонта корпусов сосудов и аппаратов следует применять материал той же марки, из которой изготовлен корпус. Для изготовления корпусов и их элементов допускается применение и других материалов, указанных в ОСТ 26-291—79 и «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». При этом по химическому составу, механическим свойствам и условиям применения материал должен быть не хуже заменяемого и иметь сертификат.
Для ручной дуговой сварки углеродистых и низколегированных сталей применяют электроды по ГОСТ 9466—75 (см. табл. 5.7). Верхний температурный предел эксплуатации сварных соединений, выполненных указанными электродами, должен соответствовать данным ОСТ 26-291—79 на материалы. Нижний температурный предел эксплуатации должен быть не ниже температуры, указанной в сертификате на партию электродов.
Допускается применение электродов для сварки изделий при температуре эксплуатации ниже указанной в сертификате в случае положительных контрольных испытаний в соответствии с требованиями ОСТ 29-291—79.
Для сварки легированных однослойных и двухслойных сталей, а также для сварки разнородных сталей рекомендуется применять электроды, типы и марки которых приведены в табл. 7.1. Допускается применение электродов других марок при условии обеспечения требований, предъявляемых к исходной марке. В случае отсутствия сертификата электроды должны быть испытаны в соответствии с ГОСТ 9466—75 или ТУ на их поставку.
Сварку углеродистых и низколегированных сталей при толщине стенки более 36 мм, а также легированных сталей, независимо от толщины стенки, проводят с предварительным и сопутствующим подогревом в соответствии с табл. 7.2.
Сварочные работы при ремонте корпусов сосудов и аппаратов из углеродистых и легированных сталей выполняют при положительной температуре окружающего воздуха. Допускаются сварочные работы при отрицательных температурах, не ниже указанных в табл. 7.3. В случае низких отрицательных температур необходимо создать в зоне сварки микроклимат (с применением палатки 'или других устройств) для обеспечения температуры, удовлетворяющей требованиям табл. 7.3.
При ремонте корпусов сосудов и аппаратов на открытой площадке сварщик, а также место сварки должны быть защищены от непосредственного воздействия дождя, ветра и снега.
При понижении температуры окружающего воздуха ниже допустимой процесс сварки не должен быть прекращен до полного заполнения разделки. Одновременно необходимо принять меры для подогрева зоны сварки [3, 4].
Ремонт корпусов
Ремонт корпусов аппаратов выполняют ручной электродуговой сваркой (наплавкой), а также автоматической и полуавтоматической сваркой при обеспечении условий производства и качества сварного соединения согласно ОСТ 26-291—79, РТМ 26-27—70, РТМ 26-168—73, РТМ 26-320—79.
Таблица 7.2. Режимы предварительного и сопутствующего подогрева при сварке сталей
Марка стали | Толщина стенки, мм | Режим подогрева | ||
температура, °С | скорость, °С/ч, не более | перепад температур по толщине, °С/мм, не более | ||
Ст. Зсс; Ст. Зсп; Ст.ЗГпс; 20К; 22К | >36 | 100—150 | 1,5-2.0 | |
16ГС; 09Г2С | >36 | 150—200 | 200 60—100 | 1,5-2,0 |
12МХ; 12ХМ; 15ХМ | Независимо | 200—250 | 1,2-1,8 | |
Х18Н10Т, ОХ18Н10Т, Х17Н13М2Т | Без подогрева |
Таблица 7.3. Температура окружающего воздуха и условия выполнения сварки
Материал корпуса | Толщина стенки корпуса, мм | |
до 16 включительно | свыше 16 | |
Углеродистая сталь, содержащая менее 0,24% углерода; низколегированные марганцовистые и кремииймарганцовистые стали и основной слои из этих сталей в двухслойной стали (Ст.Зсп, 16ГС, 09Г2С, 15К, 20К) | От 0 до –20°С сварка без подогрева | От 0 до –20°С сварка с подогревом до 100—200 °С |
Низколегированные хромомолибденовые стали и основной слой из этих сталей в двухслойной стали (12ХМ, 12МХ, 15ХМ) | От 0 до –10 °С сварка с подогревом до 250—350 °С | |
Высоколегированные хромомолибденовые и хромоникелевые стали аустенитного класса и плакирующий слой из этих сталей в двухслойной стали (Х18Н10Т, ОХ18Н10Т, Х17Н13М2Т) | От 0 до –10 °С сварка без предварительного подогрева. От –11 до –20 °С сварка с предварительным подогревом до 100-200 °С |
При ремонте корпусов сварные швы должны обеспечивать требуемую прочность и быть доступными для контроля. В горизонтальных сосудах и аппаратах, нижняя часть которых мало доступна для осмотра, продольные сварные швы не рекомендуется располагать в нижней части корпуса в пределах центрального угла, равного 140°.
Сварные швы должны располагаться вне опор корпуса. При попадании сварного шва на опору он должен быть проверен в объеме 100% ультразвуковым или радиационным методом контроля на отсутствие дефектов.
Не допускается пересечения сварных швов, выполняемых при ремонте ручной дуговой сваркой.
Сварные швы должны быть смещены по отношению друг к другу на величину, равную трехкратной толщине стенки корпуса, но не менее чем на 100 мм. Сварные швы корпусов сосудов и аппаратов, подвергающихся термообработке, допускается пересекать сварными швами, выполняемыми при ремонте.
Допускается пересечение сварных швов, выполняемых автоматической или электрошлаковой сваркой при ремонте корпусов сосудов и аппаратов, работающих при давлении до 1,6 МПа и температуре до 400 °С, при условии 100%-ного просвечивания или ультразвуковой дефектоскопии мест пересечения швов.
Перед ремонтной сваркой или наплавкой производят контроль подготовленной поверхности на отсутствие дефектов.
При установке на корпусах «латок», замене листов, обечаек и днищ подготовку кромок под сварку рекомендуется проводить согласно требованиям чертежа (паспорта) на корпус или по типу соединений, приведенных в ГОСТ 5264—80 или ОТУ—79.
При выборе других типов соединений рекомендуется делать V-образную подготовку кромок при толщине стенки 30 мм и менее и Х-образную — при толщине не более 30 мм.
При многослойной ремонтной сварке рекомендуются четыре способа выполнения ниточных швов «па проход» по всей длине: последовательное наложение каждого слоя при толщине свариваемого металла до 20 мм; способ «горка» (рис. 7.4,а); «каскадный» способ (рис. 7.4,б); обратноступенчатый (рис. 7.4,в).
Три последних способа применяют при сварке металла толщиной более 20 мм. При многослойной сварке особенно тщательно следует выполнить первый слой в корне шва, так как провар корня определяет прочность всего многослойного шва.
Однопроходную сварку стыковых коротких швов длиной 250-300 мм выполняют «на проход», средних швов длиной 300-1000 мм — от середины к концам или обратноступенчатым способом, длинных швов длиной более 1000 мм — обратноступенчатым способом. Длину ступени при сварке обратноступенчатым способом принимают равной 200-250 мм. Число проходов в одном слое шва по ширине следует принимать с учетом ширины разделки: при ширине менее 12 мм слои рекомендуется выполнять в один проход, при увеличении ширины число проходов, выполняемых ниточными швами, соответственно увеличивается.
Последовательность наложения проходов по сечению шва устанавливают с учетом технологической последовательности сборки и сварки. Наиболее рациональная последовательность при V-образной и Х-образной разделке приведена на рис. 7.5. При двухсторонней сварке стыковых швов сначала удаляют корень первого шва, а затем выполняют шов с обратной стороны.
Рис. 7.4. Способы выполнения сварных швов:
а — «горка»; б — «каскад»; в — обратноступенчатый
Рис. 7 5. Последовательность выполнения швов
а – однослойный однопроходный; б — многослойный; в — многопроходный ниточный; г – многопроходный ниточный декоративный; д — многослойный многопроходный
В двухслойных сталях в первую очередь сваривают основной слой, а затем плакирующий. При сварке основного слоя недопустимо перемешивание металла шва, выполняемого малоуглеродистыми электродами, с высоколегированным металлом коррозионностойкого слоя, так как это приводит к появлению трещин.
При ремонте сваркой и наплавкой сосудов и аппаратов, работающих в водородсодержащих средах, подготовленные под сварку кромки рекомендуется подогреть до 400 °С (для удаления водорода), а затем охладить до температуры, при которой рекомендуется проводить сварку.
Ремонт дефектных участков наплавкой проводят в два и более слоев. Первый слой рекомендуется выполнять валиками, расположенными перпендикулярно оси корпуса; каждый последующий слой должен перекрывать предыдущий на 1/3 ширины.
Наплавку плакирующего покрытия двухслойной стали можно проводить в один или в два слоя. Для меньшего расплавления основного металла наплавку плакирующего слоя следует вести короткой дугой при минимальном токе. Кратеры необходимо тщательно заплавлять. Однослойную наплавку в один проход выполняют в том случае, когда к наплавленному металлу не предъявляются требования стойкости против межкристаллитной коррозии; наплавку в два слоя выполняют в случае, если такие требования предъявляются. При этом первый слой является переходным.
При ремонтной сварке или наплавке корпусов сосудов и аппаратов из углеродистых и легированных сталей сварочный ток рекомендуется выбирать по табл. 7.4, а температуру предварительного и сопутствующего подогрева (в случае необходимости) — по табл. 7.2. При сварке высоколегированных аустенитных сталей типа Х18Н10Т и Х17Н13М2Т перед наложением последующего шва предыдущий рекомендуется охладить до температуры ниже 100 °С.
Прихватку стыков электродами диаметром 3 мм выполняют сварщики, осуществляющие весь процесс сварки. Каждую прихватку необходимо проконтролировать путем внешнего осмотра. К качеству прихваток предъявляют те же требования, что и к качеству основного шва. Дефектные прихватки полностью удаляют механическим способом (шлифовальным кругом). Вновь выполненные прихватки контролируют осмотром.
При сварке стыков, собранных на прихватах, особенно тщательно следует выполнять корень шва.
В связи с тем, что прихватки являются очагами возможных дефектов (трещин, пор и т.п.), необходимо обеспечить полный переплав металла прихваток и зоны основного металла вокруг прихваток. Для этого подбирают соответствующее сечение прихваток, либо удаляют излишнюю часть металла прихваток механическим способом (шлифовальным кругом).
Все сварные швы подлежат клеймению, позволяющему установить сварщика, выполнявшего эти швы. Клеймо наносят на расстоянии 20-50 мм от кромки сварного шва с наружной стороны. У продольных швов клеймо должно находиться в начале и в конце шва на расстоянии 100 мм от кольцевого шва. Для кольцевого шва клеймо должно выбиваться в месте пересечения кольцевого шва с продольным и далее через каждые два метра, но при этом должно быть не менее трех клейм на каждом шве. Если шов с наружной и внутренней сторон заваривают разные сварщики, клеймо ставят только с наружной стороны через дробь. При длине шва менее 400 мм наносят одно клеймо.
Клеймо наносят стандартным штифтом на корпусе с толщиной стенки 6 мм и более. Ставить клеймо наплавкой запрещается.
Читайте также: