Какой шланг для сварки

Обновлено: 18.05.2024

Газовый рукав или шланг, широко применяемый не только в промышленности, но и в быту. Рассмотрим виды и классы для различных задач.

Газовый рукав или шланг, широко применяемый не только в промышленности, но и в быту, изготавливается в соответствии со строгими требованиями и стандартами, о которых непрофессионал может даже и не догадываться. Дело в том, что уже только лишь в сварочном деле применяется множество различных газов, каждый из которых отличается своими уникальными свойствами. В связи с этим все изготавливаемые шланги или газовые рукава классифицируются в соответствии в первую очередь с государственным стандартом - ГОСТ 9356-75.

В этой статье:

Классы газовых рукавов

По госту ГОСТ 9356-75 выделяется три основных класса газовых рукавов:

ГОСТ 9356-75 также предусматривает нормирование диаметров, массы и радиуса изгиба – в официальном документе приведены сводные таблицы. Внутренние диаметры должны соответствовать следующим размерам: 6,3/8/9/10/12/12,5/16 миллиметров.

Классификация по цвету

Также газовые рукава классифицируются по возможности применения в тех или иных климатических условиях. Для умеренного климата не применяется какая-либо особая маркировка, а вот для рукавов, предназначенных для использования в условиях тропического климата, применима маркировка «Т», для холодного климата – «ХЛ».

Для того чтобы облегчить потребителю распознавание этих классов газовых рукавов, производитель (в соответствии с требованием ГОСТ) маркирует их соответствующим цветом. Это может быть цвет всей обшивки или узкой полосы, тянущейся по всей длине шланга:

Исключение составляют шланги, выдерживающие давление до 4 мПа – на них цветовая маркировка не наносится Также существует дополнительный – черный цвет, который обозначает универсальные шланги. Ко всем газовым рукавам применяются общие требования в плане структуры: два слоя резины, между которыми находится нитяная армирующая оплетка. Также особое внимание уделяется качеству продукции.

Особенности маркировки газовых рукавов

В соответствии с требованиями ГОСТ 9356-75, на шланги должна быть нанесена следующая информация:

Газовые рукава хранятся и транспортируются в бухтах, к каждой из которых прилагается сопроводительный ярлык с пояснительной информацией. Особых требований к транспортировке не предъявляется, так как газовый рукав не является грузом повышенного уровня опасности.

Существует и более детальная информация о газовых рукавах, вплоть до химического состава резины, которая указывается в спецификациях по желанию производителя, но не обязательна к нанесению на сами рукава или упаковку. Эту информацию в индивидуальном порядке можно запросить непосредственно у фирмы-изготовителя. На все газовые рукава распространяется гарантия качества и соответствия заявленным характеристикам и требованиям ГОСТ. Дополнительную информацию о газовых рукавах всегда можно получить у компетентных специалистов, которые также готовы будут оказать содействие в выборе.

ИНСТРУМЕНТ — Полуавтомат


Здесь я хотел бы поделиться опытом по приобретению оборудования для полуавтоматической сварки.

Сварочный аппарат.
Для сварки тонкого листового металла как правило используются сварочные полуавтоматы.
Принцип работы такого сварочного аппарата основан на том, что сварка осуществляется с помощью проволоки подаваемой по рукаву к месту сварки. Защита шва от окисления осуществляется с помощью газа – как правило, это углекислота, подаваемая по тому же рукаву, что и сварочная проволока (основной способ).

Выбирая сварочный аппарат, основной выбор зависит от финансовых возможностей, что определяет конструкцию сварочника. Возможны два варианта: трансформаторный сварочник – подешевле и инверторный – подороже.
Трансформаторный.
Плюсы:
+ цена – как правило в два раза дешевле оппонента;
+ простота конструкции – без электроники;
+ надежность – меньше электроники, пайки.
Минусы:
— габариты и все – раза в два больше и тяжелее оппонента;
— требователен к питанию – на сети с низким напряжением могут быть проблемы с работой;
— регулировка – не такая точная регулировка по сравнению с оппонентом.

Инверторный
Плюсы:
+ вес и габариты – он просто «пушок» по сравнению с трансформаторным;
+ не требователен к питанию – может работать на низких напряжениях;
+ регулировка – возможная точна регулировка параметров.
Минусы:
— цена – дороже оппонента;
— много электроники – аналог блока компьютера;
— надежность – требователен к температурному режиму, требует обслуживания (чистки).

Учитывая все плюсы, а именно то, что нужен мобильный, а значит легкий, работающий в сетях с низким напряжением я выбрал инверторный сварочник.
Выбор модели (производителя) зависит от возможностей – на рынке сейчас множество вариант, от дешевых по цене трансформаторного, до супер умных, которые все за тебя сделают сами (KEMPPI) – только горелку наводи…
Отметя Китай, смотрел на отечественные конструкции (Контур 150) и что поближе и выбрал в 2011 году SSVA-180P (Харьков, Украина). По сравнению с аналогичными аппаратами отзывы о нем были только положительные. Что подтвердилось и в моей эксплуатации – за 2 года использования замечаний к нему не было, хотя ему приходилось работать и зимой (температура около – 10 градусов). В 2011 году он стоил 21800 рублей в комплекте с горелкой BINZEL (рукав 3 метра). Длины рукава 3 метра для меня достаточно, при условии перемещении сварочника по гаражу.

Сварочная проволока.
Основной расходный материал при сварке – сварочная проволока. Как правило это омедненная стальная проволока. Бывает различных диаметров – самый распространенный – 0,8 мм. Как правило подойдет для сварки металла около 1 мм. Есть рекомендация при сварке более тонких металлов, например иномарок, использовать проволоку тоньше – 0,6 мм.
Продается проволока катушками 1 кг, 5 кг… Небольшие сварочники рассчитаны как правило на катушку 5 кг. Простая омедненная проволока 0,8 мм 5 кг стоила около 600 рублей.

Кроме омедненной стальной проволоки бывает порошковая сварочная проволока. Она представляет собой трубчатую проволоку, заполненную порошкообразным наполнителем. Этот наполнитель защищает при сварке сварочный шов, что позволяет сваривать без защитного газа.
Это значительно упрощает процесс – не нужно оборудование для подачи газа, но в то же время качества шва хуже чем при сварке с газом, аналогично сварке электродом и эта проволока стоит дороже обычной.

Газ.
При сварке полуавтоматом пользуются либо углекислотой либо смесью с аргоном. Я пользуюсь углекислотой – в силу ее доступности. Обмен 10 литрового баллона углекислоты обходился порядка 300 рублей.

Баллон.
Наиболее подходит 10 литровый баллон – объем достаточный для продолжительной работы (при правильной настройке расхода), а габариты позволяют перевозить его в багажнике. Но 10 литровые бывают разной длины — бывает чуть, длиннее и уже.
Характеристики для инфо:
— емкость, л 10;
— высота, 870 мм;
— диаметр цилиндра, 140 мм;
— вес баллона, 15,1 кг.

Есть еще 20 литровые баллоны, сделанные из 40 литровых – половина баллона. Тоже удобные по габаритам баллоны, но есть недостаток – их мало и тяжело обменять.
Стоил 10 литровый баллон от 2500 – 3000 рублей. После окончания газа, баллон можно обменять на заправленный – стоит это около 300 рублей. Поэтому покупать новый баллон не стоит, поскольку при обмене вам все равно дадут «бушный».
Баллон должен быть аттестован, о чем на баллоне около вентиля должна стоять отметка – см. позицию 7 и 6 на рисунке и описании ниже. Проверяйте сами, или попросите показать даты аттестации, что бы исключить «просрочку», иначе при замене такого баллона вас заставят оплатить еще и переаттестацию около 500 рублей.

Редуктор.
Редуктор используется специальный – для углекислоты. Основное назначение – регулировка расхода газа. Контролируется расход по манометру. Рекомендуемый расход газа указан в таблице ниже. Натренировавшись можно регулировать, по ощущениям… на слух. Но нужно найти золотую середину – малый расход газа отразится на качестве шва, большой расход – так же влияет на качество и газ быстро закончится.

Я использую редуктор У-30П-2МГ – цена была около 1600 рублей. Замечаний к редуктору нет. Редуктор шел с подогревателем с питанием на 36В.

Подогреватель может пригодиться при сварке при температуре от +10 и ниже – он предотвращает замерзание редуктора. Не найдя питания 36В, я использую альтернативный метод – прикрепил к редуктору лампу накаливания мощностью 60Вт – замерзания редуктора не было.

При установке редуктора нужно ставить прокладки (паронитовые, пластиковые и т.п.) – иначе газ будет травить по резьбе. Как вариант можно герметизировать резьбу лентой ФУМ.

Шланг.
Диаметр шланга должен подходить к штуцеру редуктора и сварочника. Длина шланга зависит от способа размещения баллона и сварочника. Если нет единой станции/тележки на которой закреплен баллон и сварочник, то длинна шланга должна позволять переносить сварочник ближе к месту сварки. У меня баллон и сварочник отдельно — я приобрел кислородный шланг внутренним диаметром 9 мм и длинной 6 метров – цена около 210 рублей.

И не забудьте про хомуты, что бы закрепить шланг на редукторе и сварочнике.

Расходники.
При работе полуавтомата капли сварки засоряют проточную часть горелки, что ухудшает поступление газа, может привести к замыканию центрального электрода – токопроводящего наконечника с газовым соплом. Для предотвращения налипания сварки рекомендуется использовать спрей против залипания – его цена около 200 рублей.

Кроме того в случае загрязнения необходимо чистить горелку – хорошо бы иметь под рукой подходящее инструмент.
Со временем токопроводящий наконечник и изнашивается – оплавляются. Рекомендуется держать про запас – наконечник стоит около 70 рублей, сопло около 200 рублей.

Средства защиты.
Сварка полуавтоматом может показаться не такой жесткой по сравнению с «обычной» сваркой. Но пусть вас это не обманывает. Лично я столкнулся со всеми прелестями – «нажигал» лоб – ультрафиолетовый ожог кожи, «ловил» каплю глазом, не говоря про термические ожоги от капель и хватания за свариваемые элементы…
Поэтом одновременно с покупкой сварочника, настоятельно рекомендую купить средства защиты:
— перчатки спилковые;
— маску сварочную;
— плотный костюм.

Сварочная маска.
Признаюсь варить без маски во многих случаях удобней, чем в ней, но не безопасно это точно.
Поэтому сварочная маска нужна. Ассортимент сейчас большой – от раритетных из картона, до современных «хамелеонов» – со стеклами автоматически затемняющимися при вспышке. Я остановился на «хамелеоне» – с ним проще намечать сварку и варить.
Ассортимент масок хамелеонов так же разнообразен. Я остановился на ELITECH МС 777К ценой 2500 рублей. Из плюсов – хорошая конструкция и большое стекло (больше чем у похожих аппаратов).

P.S. Цены и оборудование указаны по состоянию на 2011 — 2012 — для информации.

Сварочные шланги и их классификация


Сварочное Оборудование

Для аргонодуговой и газовой технологии нужны не только специальные аппараты, но и особые шланги для сварки. В первом случае по ним транспортируют газообразный флюс, а во втором – горючий газ и окислитель. Причем те же «сварочные» шланги можно использовать и в процессе газовой резки металла.

Словом, если вы упорный сторонник «газовой» сварки или резки, то без качественного шланга вам не обойтись. И в этой статье мы расскажем вам, как выбрать надежный сварочный шланг, а равно и о том, как обращаться с такими «трубопроводами», добиваясь максимальной продолжительности эксплуатационного периода шланга.

Конструкция шлангов для сварочных аппаратов

Шланг для аргонной сварки, газовой горелки или резака представляют собой многослойный трубопровод, тело которого армировано нитяным каркасом. То есть такой шланг состоит из внутренней «трубы», которую оплетают нитями силового каркаса и покрывают еще одним, внешним слоем.

В качестве конструкционного материала для «внутренней» трубы и внешнего слоя используют эластичный материал с высокой стойкостью к прокачиваемым средам (горючим газам, аргону, гелию и кислороду). Обычно в качество такого материала избирается техническая (черная) резина.

Причем внешний слой изготавливается либо из той же черной резины, либо из вулканизированного каучука с морозостойкими добавками, в который добавляют колер, облегчающий идентификацию шлангов.

В качестве армирующего покрытия используют нить или стекловолокно. Причем покрытие наматывают на «внутреннюю» трубу из черной резины перед нанесением внешнего слоя.

Классы сварочного шланга

Классификация шлангов связана с особенностями их эксплуатации. То есть на класс шланга влияет тип сварочного аппарата, к которому подсоединяется такой «трубопровод» и тип транспортируемого по нему вещества.

Исходя из этих признаков, существуют:

Газовые шланги

  • Кислородные шланги, которые способны выдержать высокое давление (до 20 атмосфер!). В общем классификаторе кислородные шланги относятся к третьему классу. Маркировка – синий цвет внешнего покрытия.
  • Газовые шланги, которые выдерживают давление до шести атмосфер. В общем каталоге такие шланги относятся к первому классу. Причем к этой категории следует отнести и шланги для газовой сварки или резки, по которым транспортируют «горючее» (ацетилен, пропан или бутан), и шланги для аргонодуговых аппаратов, по которым транспортируют инертный газ. Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с красной полосой.
  • Шланги для жидких топливных смесей, работающие под давлением до шести атмосфер. Эта разновидность относится ко второму классу, используемому в топливопроводах, подающих бензин, керосин и прочие горючие углеводы. Маркировка – черный цвет внешнего покрытия с желтой полосой.

Причем сортамент шлангов основан на делении по диаметру и классу морозостойкости. По первому признаку шланги делятся на несколько разновидностей сортамента с диаметрами (внутренними) от 6 до 16 миллиметров.

По второму признаку шланги делятся на две группы: первая – рассчитана на эксплуатацию в пределах от – 30 до 70 градусов Цельсия, вторая – на эксплуатацию в пределах от – 55 до 70 градусов Цельсия.

В продажу все разновидности сортамента поступают в 100-метровых бухтах. Цена шлангов для сварки зависит от их класса, пропускного диаметра и привязана к метражу (по длине). Соответственно, самый дорогой шланг – кислородный (он прочнее), а «бензиновые» и газовые разновидности стоят немного дешевле.

Правила эксплуатации сварочных шлангов

Эксплуатация шлангов подчинена жестким требованиям, регламентируемым сводом правил техники безопасности. Ведь по таким трубопроводам качают, под большим давлением, горючие и взрывоопасные вещества.

Поэтому, работая со сварочными шлангами, нужно придерживаться следующих правил:

    Во-первых, обратите внимание на максимальную и минимальную длину трубопровода. Шланг не может быть меньше 9 метров и больше 30 метров. Причем гибкий «трубопровод» для сварочного аппарата может быть и цельным, и сегментированным (не более трех стыков, поджатых резьбовыми хомутами).

Во-вторых, следует соблюдать «классность» шлангов и не использовать газовые трубопроводы с кислородными баллонами. Причем это правило не терпит исключений. И малейшая попытка пренебречь данной рекомендацией может закончиться катастрофой.

Как выбрать сварочный рукав для полуавтомата?

Чтобы во время сварки подать к горелке технический или защитный газ, требуется особая деталь — сварочный рукав. Она представляет собой шланг со сложным внутренним устройством, который снаружи защищен резиновой оболочкой. Но, чтобы быть полезным, такой шланг для сварки должен быть гибким, а это делает его уязвимым к различным деформациям. Подробнее о том, что такое рукав для полуавтомата и можно ли его заменить — далее в материале.

Рукав для газовой сварки

Технические особенности

Для правильной сварки полуавтоматом устройству потребуется три комплектующих:

  • Сварочный пистолет, называемый горелкой.
  • Шланг, который называют «сварочный рукав».
  • Разъем, позволяющий подключить шланг к горелке.

При использовании горелки шланг чаще остальных деталей выходит из строя, так как он истирается проволокой изнутри, подвержен влиянию внешней среды и механическим деформациям. Все дело в его конструкции, так как это своеобразный многослойный шланг, у которого есть внутренний слой, непосредственно контактирующий с газом, а также внешний — защитный, резиновый. Слоев может быть сколько угодно, в зависимости от технологии производства, разделяются они специальным нитяным каркасом, который придает прочности всему шлангу для сварки. Каркас может быть сделан проволочной нитью или стекловолокном.

Классификация

Сделать выбор рукава для газовой сварки будет проще, если заранее узнать, какие их типы существуют. Есть всего три вида, каждому соответствует свой класс:

  1. Первый класс пригодится для работы с пропаном, бутаном и ацетиленом, такой шланг выдержит давление не более 0,63 Мпа.
  2. Рукав для сварки второго класса пригодится для жидкого топлива, например, керосина или бензина, и даже растворителя white spirit.
  3. Третий класс позволяет полуавтомату работать только с одним газом — кислородом.

Чтобы шланги было легко отличить друг от друга, они окрашены в разные цвета. Первый класс всегда красный, второй — желтый, а третий — синий. Есть также четвертый, универсальный вид, его обозначают черным или любым другим, отличным от трех базовых, цветом.

Разновидности рукавов для газовой сварки по ГОСТ 9356-75

Температурные возможности шлангов для сварки могут отличаться из-за их производителя.

Маркировка

Чтобы точно не прогадать с выбором, помимо цвета нужно обратить внимание и на маркировку, что наносится на каждый шланг для газосварки. Обычно она выглядит так: III-9-2-ХЛ ГОСТ 9356-75. Здесь:

  • III — это класс рукава для сварки, третий в данном случае. Это можно понять и по голубой расцветке, но указывать класс на маркировке обязательно.
  • 9 — диаметр, в миллиметрах.
  • 2 — расчетное давление, в МПа.
  • ХЛ — обозначение, подтверждающее, что шланг может быть использован в экстремально холодных климатических условиях.

Также отмечают ГОСТ 9356-75 — это указание, что газосварочный рукав соответствует параметрам, описанным в стандарте «Рукава резиновые для газовой сварки и резки металлов».

Маркировка в обязательном порядке наносится на сварочный рукав

Как выбрать при покупке?

С цветами и маркерами разобрались, осталось понять, каковы основные правила выбора сварочного рукава для полуавтомата. В первую очередь, нужно постараться купить шланг, подходящий под модель устройства. Но если это невозможно, подбирается наиболее близкий и качественный аналог.

Сначала обращают внимание на цвет рукава для сварки, который сигнализирует о его классе. Далее обращают внимание на длину. Здесь советуют не брать шланг больше 2-2,5 метров, так как с ним будет сложнее управляться и он склонен перекручиваться.

Также при выборе нужно знать диаметр проволоки в рукаве для сварки. Чаще всего размер стандартный — 0,6-1,6 мм, но иногда встречаются другие параметры, к примеру, 0,2-0,6 мм.

Условия сварки тоже важны. На маркировке всегда есть отметка, подходит ли шланг для использования при очень низких температурах.

И последнее, на что всегда обращается внимание — внешние дефекты. Никаких повреждений или трещин быть не должно, рукав для сварки должен легко гнуться и возвращаться в исходное состояние.

Выбор комплектного рукава для горелки или пистолета потребует учета таких критериев, как:

  • Удобство формы.
  • Изгиб шеек, чтобы получить доступ с разных положений.
  • Параметры проводящих мундштуков.
  • Наличие пружинных штырьков.
  • Разъемы. Они должны быть подходящими, хотя по большей части все имеют универсальный стандарт KZ-2.

Горелка выбирается в первую очередь, специально под материалы, с которыми предстоит работать чаще всего. Рукав подбирается под устройство.

Советы по эксплуатации и хранению

Чтобы рукав для сварки служил дольше, желательно не позволять скручиваться и пачкаться. Например, можно купить защитный чехол, чтобы капли расплавленного металла, масло, искры или агрессивные вещества не повредили внешний резиновый слой.

После использования рукава для сварки, нужно почистить шланги, аккуратно свернуть и оставить в сухом месте подальше от источников тепла (особенно открытых). Не стоит оставлять его рядом с радиоприборами, под прямыми солнечными лучами, вблизи нагревательных приборов, а также не сложенным, иначе на нем образуются заломы или перегибы — все это приведет к уменьшению срока службы и потере качества.

Чтобы не пропустить момент, когда горелка или рукав для сварки испортятся и начнут портить и результат всей работы, стоит регулярно проверять их целостность и правильно хранить. Тогда замены, пусть и неизбежно потребуются, будут происходить реже. А когда потребуется сменить сварочный рукав, наш материал поможет сделать выбор.

Инструменты. Сварочный аппарат и принадлежности. Газовый баллон, редуктор и шланг. Мой опыт — Часть 3


Это будет полезно для абсолютных новичков, потому что люди либо знают какие принадлежности покупать по опыту, либо не знают ничего вообще, и то, что очевидно для того, кто хотя-бы небольшой опыт уже имеет, для того, кто только хочет купить полуавтомат и попробовать — загадка и тайна!

И так, разочаровавшись в ММА, я заказал полуавтомат!

Ибо он устраняет сразу две проблемы новичков — неумение контролировать длину дуги одновременно с движением электрода (длина дуги поддерживается автоматически при подаче проволоки), и зашлаковывание шва (шлака при сварке с газом просто нет— чистый металл).

Так как сваривать мне нужно редко и мало, искал самый недорогой, но решил выбрать модель с синергетикой (автоматические преднастройки вместо трех ручных крутилок — для новичков идеально) и съемным рукавом с горелкой (у совсем дешевых полуавтоматов горелка не отсоединяется от корпуса, что неудобно и стремно).

Смотрел Aurora Динамика 200 — на момент покупки они стоили около 30 000р.

Но самым доступным на тот момент аппаратом с синергетикой был START PRO WEGA 200 miniMIG — 23 500р + на 2350р подарок (любые товары на выбор) в магазине Сварыч.

Дешевле были только те самые аппараты с неотсоединяемыми горелками и полностью ручными крутилками — 15-17 тысяч они стоили. Но нам такого не надо — нужно минимальное из нормального! )

Посмотрел отзывы и обзоры Wega 200 miniMIG — отзывы очень хорошие, в обзорах говорят, что все отлично, только слабоват входной диодный мост (выпрямитель) — при сварке на большом токе при пониженном напряжении в сети может сгореть. Сойдет! Если что — поменяю мост!

Ну и цвет бомбезный — бесценно! 👍😆

И к тому же именно эта модель компактная и легкая (если забыть, что внутрь нужно еще вставить 5 кг катушку со сварочной проволокой! 😆) относительно большинства полуавтоматов моделей — спокойно можно переносить!

Аппарат был куплен и поставлен на полочку:


Потому, что мало купить сам полуавтомат!

К нему нужен еще купить: баллон с углекислотой, редуктор для газа (уменьшает большое давление газа в баллоне, до слабого давления подачи газа в сварочном аппарате), шланг от баллона к аппарату, причем если аппарат и баллон не всегда на одном месте стоят, то нужно не напрямую шланг подключать, а через легко отключаемые разъемы — быстросъемные коннекторы типа рапид (Евро) от компрессора.

Вместе с аппаратом был куплен баллончик с антипригарным спреем, редуктор, шланг для газа и коннекторы к нему.

Баллон и проволоку я купил отдельно в других магазинах.

Ну начну с баллона!

Ведь именно баллонами — огромными, неподъемными и взрывоопасными — пугают тех, кто осмелился задуматься о чем-то лучшем, чем присирание электродом и зашлаковывание шва! 😆

Объем баллона:

Если у вас не автосервис или производство, НЕ ПОКУПАЙТЕ огромные баллоны на 50-40 литров!

НО! Они огромные и неподъемные! Места они требуют много. Когда газ кончится, ВЫ ОДИН должны будете оттащить этот баллон, умудриться засунуть его в машину и отвезти на заправку. А когда его заправят — сюрприз! Он будет весить гораздо тяжелее с жидкостью внутри (углекилота в баллонах в виде жидкости).

А кто же их покупает, спросите вы?

Их покупают автосервисы и производства — те, кто днями ведут сварочные работы. Только вы поймите — они сами ничего не таскают, им привозит грузовик сразу много баллонов, разгружает, забирает старые. Никто в багажник их не пихает, раскладывая сидения, никто сам в одиночку не пытается поднять.

Я для себя решил, что самое лучшее — баллон на 10 литров. Если вы варите на выезде — то вам идеально подойдет 5л баллон (но прочитайте ниже про опасность перевозки баллонов!).

Немного примерных цифр:

10л баллон под углекислоту весит 13 кг и имеет длину 865 см.

40л баллон имеет вес 65 кг и длину 1350 см.

50л баллон имеет вес 76 кг и длину 1650 см.

Добавить тут нечего! Кроме веса углекислоты — ведь это ориентировочный вес пустых баллонов, а, например, в только что заправленном 10л баллоне находится еще 6 кг углекислоты, в 40л — 24 кг углекислоты — 90 кг придется тащить! 🤣

10л баллон как раз удобно влез мне в багажник:


Я не стал покупать в сварочном магазине пустой баллон, а купил за эту же цену новый, поверенный и уже заправленный баллон в конторе, которая занимается пивным оборудованием (углекислота используется в пищевой промышленности).

Вот так можно немного сэкономить (бесплатная первая заправка).

А вот как экономить НЕ стоит — НЕ ПОКУПАЙТЕ БУ баллоны!

Во-первых БУ баллон может быть дефектным. По причине старости, или по причине что его при загрузке-выгрузке постоянно швыряли, или его роняли на пол. Вопросов правильного хранения баллона я коснусь ниже, но скажу одно — то, что выдержит новый баллон, старый может уже не перенести!

Во-вторых, он может быть уставшим, в нем может травить клапан.

В-третьих — БУ баллон нужно переаттестовывать — проверять повышенным давлением. Это занимает время и стоит рублей 500 (как целая заправка).

Еще есть вариант — покупка баллона из обменного фонда заправки.

Вкратце: по цене нового вы получаете уже 100 раз перезаправленный баллон, имеющий вид как с помойки! Весь облезлый, возможно с подтравливающим вентилем. При последующей заправке вам не нужно перезаправлять свой баллон — вы просто платите как за заправку, сдаете пустой, и вам сразу дают другой, уже заправленный, такой же облезлый.
Плюсы — такие станции могут быть удобнее расположены, так как не зависят от заправки, часто непосредственно на них ничего не заправляется — баллоны им могут привозить на грузовике, а пустые увозить на заправку, вам не нужно ждать заправки, выданный баллон уже будет испытан и аттестован. Наверное! 😆

В общем, я решил купить свой абсолютно новый баллон на 10 литров за 3500р, и заправлять в дальнейшем именно его — не обменом на новый, заправленный. Когда у моего закончится аттестация, я просто продам его, и куплю себе новый.

Что нужно знать про баллон:

Для эпизодической бытовой сварки покупайте баллон на 10 литров — этого достаточно, а его транспортировка и хранение не доставят проблем.

Имейте в виду, что баллоны бывают с разным размером выходной резьбы на вентиле. У меня баллон и редуктор с резьбой 3/4.
Но, например, маленькие баллоны имеют выход 21.8, а импортные — вообще какие-то свои размеры. Учитывайте это при выборе! Хотя существуют переходники на любой вкус.

Покупайте только новый, уже поверенный баллон.

Новые российские баллоны, сделанные по ГОСТ, имеют срок эксплуатации 5 лет, после этого нужно будет проходить переаттестацию, и теоретически использовать дальше.

Заправляйте именно свой баллон, без обмена.

Чем заправлять?

В основном черную сталь варят либо чистой углекислотой, либо смесью углекислоты и аргона в определенной пропорции.

Углекислый газ (углекислота, CO2) — самое выгодное и по цене, и по емкости в баллоне. Если вы новичок — не думая выбирайте ее!

Углекислый газ тяжелее воздуха, не имеет цвета, практически без запаха.
В нормальном состоянии существует в виде газа, но при повышенном давлении (в газовом баллоне) становится жидкостью. При пониженных температурах замерзает, образуя так называемый сухой лед (при неправильной заправке или эксплуатации возможно замерзание).

Углекислота, сама по себе абсолютно безопасна, она активно используется в пищевой промышленности. Не взрывоопасна, не воспламеняется. Не ядовита. Но убиться ею теоретически можно — если в очень маленьком закрытом помещении без вентиляции открыть вентиль баллона с газом, и просто выпускать его в комнату. 😆
Углекислый газ тяжелее воздуха, он вытеснит воздух, и можно задохнуться. Но такой сценарий в быту крайне маловероятен, а в промышленности для интенсивной сварки в ограниченных пространствах используют специальные дыхательные маски.

Теперь коснемся заправки баллонов!

Перезаправка 10л баллона стоит примерно 400р.

Углекислота в баллон закачивается в виде жидкости.

Кстати, именно поэтому баллон можно использовать только в строго вертикальном положении, вентилем вверх. Иначе на выход в шланг будет идти жидкость, а не газ! (А вот перевозить можно и горизонтально.)

Это работает так — в нижней части баллона плещется углекислота в виде жидкости, с ее поверхности испаряется газ, и в верхней части баллона углекислота находится уже в газообразном состоянии. Вы ее забираете сверху через вентиль, снижая давление, на освободившееся место испаряется еще. Это дает нам постоянное давление на выходе — не важно, полный баллон или жидкости уже на дне — газ все равно будет занимать весь оставшийся объем.
А вот если давление начинает падать — значит баллон пуст, жидкости не осталось, а давление газа падает, так как жидкости уже нет, и больше ничего не испаряется, чтобы поддерживать давление. Это легко проверить, пошатав баллон из стороны в сторону (если у вас 10л баллон а не 40л, конечно! 👍😆) — если в баллоне что-то плещется, значит там еще есть запас.

Аргоновой смеси же в баллон влезает ощутимо меньше, чем углекислоты, потому что эта смесь там исключительно в виде сжатого газа, без жидкой формы, и когда он начинает заканчиваться, не так очевидно, потому что углекислота в баллоне жидком виде испаряется в газ, а аргоновая смесь — чисто сжатый газ. Считается что аргоновый шов красивее и с минимумом брызг. Но брызг от углекислоты не так уж и много, да и в быту для того, чтобы уголок подварить, это абсолютно не важно. Зато мороки меньше, а цена — ниже. Для бытовых целей углекислоты — за глаза. А как начнете варить профессионально — уже можно будет задуматься об аргоне.

Баллоны заправляют не по давлению, а по весу закачиваемой жидкости. Вес пустого баллона известен (выбит на самом баллоне), остальное — вес жидкой углекислоты.

Сколько кг жидкости влезет в мой баллон?

Чтобы узнать, паспортный объем пустого баллона умножаем на 0.6, получаем сколько жидкости в него максимум можно залить. Или просто смотрим паспорт или выштамповку на баллоне.

В 10л баллон закачивается 6 кг жидкости, в 5л — 3 кг, в 40л — 24кг, в 50л — 30кг.

А что такое маленькое давление — стрелка на первой четверти манометра? Мне не заправили баллон? Обманули — не долили углекислоты? Каким должно быть давление на манометре?

Давление в норме, просто шкала у манометра с запасом! )

Нормальное безопасное давление в баллоне с углекислотой не более 70 бар.

Как правило давление правильно заправленного и правильно хранимого баллона — 50-70 бар.

На 200 бар на манометре красная риска — это предел давления, которое выдерживает исправный баллон.

На самом деле под углекислоту часто используют кислородные баллоны — они теоретически выдерживают 300 бар, но под углекислоту их под таким давлением, конечно, не испытывают, тем не менее манометр таки размечен под 300 бар — с небольшим запасом.

Как узнать, сколько в баллоне еще осталось?

Как было написано выше, в случае с углекислотой давление ничего не значит — так как даже минимальное количество жидкости на дне будет испарять газа на то же давление, что и заправленный баллон. Давление постоянно, а если начинает падать — значит баллон вообще пуст, и уже поздно пить боржоми.

А в реальной жизни давление еще и зависит от температуры окружающего воздуха!

Читайте также: