Кран шаровый резьба сварка

Обновлено: 20.09.2024

Присоединительные размеры и рекомендации по монтажу кранов шаровых

Краны шаровые серии ВД производства ЗАО «АРМАТЭК» являются фланцевыми.

Присоединительные размеры кранов соответствуют ГОСТ 33259-2015 (тип 01 или тип 11, исполнение В, ряд 1) .

Выбор фланцев происходит в соответствии с давлением рабочей среды. Краны шаровые PN 1,6 МПа комплектуются фланцами на PN 1,6 МПа, краны шаровые PN 4,0 МПа комплектуются фланцами на PN 4,0 МПа.

Для правильного и удобного подбора комплектов крепежа рекомендуем воспользоваться данными таблицы.

Рекомендуемые болты и шпильки для монтажа шаровых кранов

Каждая единица болта комплектуется Шайбой ГОСТ 6402-70 - 1 шт., Шайбой ГОСТ 11371-78 - 1 шт. и Гайкой ГОСТ ISO 4032-2014 - 1 шт. Каждая единица шпильки комплектуется Шайбой ГОСТ 6402-70 - 2 шт., Шайбой ГОСТ 11371-78 - 2 шт. и Гайкой ГОСТ ISO 4032-2014 - 2 шт. Шаровые краны комплектуются фланцами по ГОСТ 33259-2015 (тип 01 или тип 11, исполнение В, ряд 1). Шаровые краны серия ВД на давление 4МПа комплектуются фланцами только по ГОСТ 33259-2015 (тип 11, исполнение В, ряд 1)

  1. Перед установкой крана трубопровод должен быть очищен от грязи, песка, окалины и т.д.
  2. Перед тем как приступить к монтажу убедитесь, что кран не будет испытывать нагрузку от трубопровода, присоединительные концы трубопровода подведены без перекосов, трубопровод имеет необходимые опоры.

1. Подготовка трубопровода перед монтажом кранов

2. Установка крана на трубопроводе

Для фланцевого присоединения:

  • Между фланцами и краном необходимо устанавливать межфланцевые прокладки. (Рис. 1)
  • При установке посадить кран между двумя фланцами, вставить прокладки, в отверстия фланцев, вставить болты, отцентрировать кран между фланцами, произвести предварительную затяжку болтов. Выставить кран с фланцами по оси трубопровода. Прихватить фланцы сваркой к трубопроводу. Извлечь кран из межфланцевого пространства.
  • ВНИМАНИЕ. Категорически запрещается производить приварку фланцев к трубопроводу, когда кран посажен между фланцами, т.к. могут иметь место повреждения уплотнительных поверхностей от высокой температуры. (Рис. 2)
  • После удаления крана произвести окончательную приварку фланцев, затем дать узлу охладиться.
  • При установке крана на трубопровод необходимо, чтобы магистральные фланцы были приварены без перекосов. (Рис. 3)
  • Убедитесь в том, что на составной корпус крана не будет оказываться нагрузка от трубопровода.
  • Посадить кран с прокладками на место, отцентрировать его, вставить болты.
  • Открыть проходное отверстие до конца, повернув шар в положение «ОТКРЫТО».
  • Осторожно и равномерно произвести затяжку болтов по перекрестной схеме, фланцы при этом должны сохранять параллельное положение.
  • Затяжка болтов гайками на магистральных фланцах трубопровода производится равномерно, без перекосов и перетяжек.
  • При монтаже крана необходимо дополнительно руководствоваться общими техническими условиями на изготовление, приемку и монтаж агрегатов и указаниями в технических условиях для каждого агрегата.
  • Перед пуском системы необходимо очистить трубопровод от посторонних предметов. Возможность попадания посторонних предметов во внутреннюю полость крана должна быть исключена.





Для муфтового присоединения:

Для муфтового присоединения рекомендуется использовать сгоны ГОСТ 8969-75. (Рис. 4)

Для приварки встык:

  1. Для приварки кранов предпочтительно использовать электросварку. Для кранов до DN 150 мм возможно применение газовой сварки. (Рис. 5)
  2. Корпус считается перегретым, если температура поверхности корпуса у седла крана при сварке превышает 90 °С. При необходимости, для охлаждения корпуса крана, используйте влажную ткань.
  3. Во время приварки на горизонтальном трубопроводе, кран должен быть полностью открыт.
  4. Во время приварки крана в вертикальном положении рекомендуется при приварке верхнего конца кран открыть, при приварке нижнего конца патрубка кран закрыть (во избежание возникновения тяги).



Внимание!

Категорически запрещается выполнять перемещение шара сразу после сварки (необходимо дождаться остывания крана).

Сварка шаровых кранов: как правильно выполнить

Шаровые краны являются самым распространённым типом запорной арматуры, которая может применяться для установки в самых различных условиях эксплуатации. Они могут подключаться к трубопроводу при применении самых различных технологий, например, метода сварки. Рассмотрим особенности установки шаровых кранов подробнее.

Конструктивные особенности

На сегодняшний день шаровые краны получили самое широкое распространение. При этом отметим, что наиболее распространен муфтовый способ подключения, но подсоединение может проводится и путем сварки. Подобные модели имеют следующую конструкцию:

  1. Корпус крана выступает в качестве основного элемента. Тот момент, что подсоединение проводится при применении технологии сварки определяет использование специальной стали, которая может выдерживать воздействие высокой температуры. Корпус характеризуется отсутствием различных выступов, за счет чего исключается вероятность накопления грязи.
  2. Шар применяется в качестве основного запорного элемента. При его изготовлении используется нержавеющая сталь, в центральной части расположено отверстие с различной проходимостью.
  3. Управление проводится за счет рукоятки. Она имеет форму, которая упрощает управлением устройством.
  4. Шпиндель применяется для непосредственной связи рукоятки с шаром. Форма подобного элемента довольно сложная, что позволяет проводить установку нескольких уплотняющих колес. Стоит учитывать, шпиндель устанавливается изнутри, за счет чего обеспечивается высокая степень надежности при эксплуатации устройства под давлением.
  5. Внутри крана есть седло шара, которое изготавливается из тефлона. Подобный материал характеризуется высокой устойчивостью к механическому воздействию.
  6. Стопорный штифт ограничивает вращение рукоятки.

Особое внимание уделим тому, что подводящий и отводящий патрубки представлены трубками из металла, который хорошо поддается сварке. На поверхности нет резьбы и других элементов, за счет которых усложняется процесс сварки.

Особенности получаемого соединения

Несмотря на достаточно широкое распространение муфтового и фланцевого методов подключения, некоторые шаровые краны подключаются при применении сварки. Подобный способ подключения можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Можно провести подключение шарового крана даже к трубе, на которой нет резьбы или нельзя присоединить фланец.
  2. Получаемый шов характеризуется высокой надежностью. При соблюдении технологии сварки соединение сможет выдержать высокую нагрузку.
  3. После выполнения монтажных работ нельзя будет провести демонтаж для обслуживания или замены запорного элемента. Исключение можно назвать случай, когда проводится разрезание металла.
  4. При нарушении технологии сварки получаемый шов получается низкокачественным, при длительной эксплуатации может появится течь.
  5. Сварные швы характеризуются относительно невысокой устойчивостью к гидравлическому удару.

Как показывает практика, сварное соединение может выдерживать достаточно высокую нагрузку и прослужить в течение длительного периода. Именно поэтому сегодня часто можно встретить в промышленности ситуацию, когда шаровой кран подключается именно при применении подобной технологии.

Подготовительный этап


Перед непосредственным проведением работы следует выполнить подготовку. Она проводится следующим образом:

  1. Труба и патрубки запорного элемента не должны иметь механических и других повреждений. Кроме этого, проводится очистка поверхности от различных загрязнений. В противном случае получаемое соединение будет характеризоваться низкой прочностью.
  2. Следующий шаг заключается в непосредственной подготовке места проведения сварочных работ. Часто встречается ситуация, что кран устанавливается в стесненных условиях. Если не обеспечить комфортные условия для монтажа, то можно допустить серьезные ошибки.
  3. Выбирается требуемое оборудование, а также электроды. Стоит учитывать, что сварка должна проводится исключительно при соблюдении требований безопасности.

Выполнение подготовительного этапа позволяет достигнуть высокое качество соединения. Подобного работу должен проводить исключительно сварщик, имеющий большой опыт проведения подобной работы.

Инструкция по проведению сварочных работ


Установка шаровых кранов в технологическую линию должна проводится исключительно с учетом требований проекта, а также распространенных стандартов. Основными рекомендациями назовем нижеприведенные моменты:

  1. На момент проведения работы категорически запрещается проводить фиксацию устройства за рукоятку или другие технологические элементы. Это связано с тем, что оказываемая нагрузка может привести к весьма серьезным последствиям. Даже незначительная деформация штока становится причиной снижения герметичности всего устройства.
  2. Проводить сварочные работы можно исключительно в открытом положении устройства. При этом нужно убедится в том, что внутри не будет различных загрязнений, которые могут попасть внутрь при транспортировке.
  3. На момент выполнения сварки рекомендуется снять рукоятку. Часто при ее изготовлении применяется материал, который может пострадать от попавших капель раскаленного материала.
  4. При монтаже в вертикальном положении сварка верхнего шва проводится в полностью открытом положении. Нижний шов получается при полностью закрытом положении, что позволяет исключить вероятность появления эффекта обратной тяги теплого воздуха.
  5. При диаметре в диапазоне от 10 до 125 миллиметров рекомендуется использовать электрическую сварку, при большем показателе это условие обязательно.
  6. Скос трубы должен идеально подходить для запорного элемента. Именно поэтому в случае низкого качества поверхности проводится срезание конца и его тщательная подготовка.
  7. При непосредственной сварке нужно уделять внимание тому, чтобы корпус крана не нагревался. Это связано с тем, что слишком высокая температура может привести к весьма плачевным последствиям. Считается перегревом нагрев корпуса до температуры 100 градусов Цельсия в зоне расположения седла. Стоит учитывать, что в большинстве случаев применяется специальная охлаждающая жидкость и смоченная ткань. Сварка может проводится в несколько этапов для снижения вероятности перегрева поверхности. Повышение пластичности становится причиной деформации поверхности и потери герметичности всей конструкции.
  8. После получения шва на протяжении длительного периода запрещается проводить открытие и закрытие арматуры. Делать это можно исключительно после того, как поверхность полностью остыла. В противном случае внутренние элементы могут быть повреждены.
  9. Строительная длина патрубков не должна быть укорочена. Это связано с тем, что она выбирается с учетом вероятности нагрева основной конструкции.

После завершения работы проводится проверка качества шва согласно установленным требованиям. Для защиты поверхности проводится нанесение лакокрасочного покрытия. Завершающим этапом становится промывка крана для удаления мусора, который мог попасть внутрь конструкции на момент сварочных работ.

Кран шаровый резьба сварка

Кран шаровой приварной отличается от аналогов прочностью соединения и надежностью. В ряде случаев такой способ фиксации запорной арматуры оказывается целесообразным и ему отдается предпочтение перед резьбовыми и муфтовыми аналогами.

Конфигурацию трубопровода определяют на стадии проектирования, и кран шаровой приварной является неотъемлемой частью конструкций, где необходима особая прочность и надежность соединений. Этот вид запорной арматуры может применяться в качестве замены другого устройства с теми же техническими характеристиками, когда другими способами переустановка участка трубопровода затруднена. Например, в неразборных конструкциях легче вырезать старое запорное устройство и установить новый, нежели демонтировать систему, особенно на магистралях большого диаметра.

Содержание

Особенности конструкции кранов для приварки
кран шаровый приварной

Разницы с другими видами по принципу действия нет. Отличие заключается в форме корпуса, она, как правило, удлиненная, и отсутствии крепежных элементов — муфт, резьбы. Кран под приварку делают специально несколько больше. Такая конструкция безопасна для запорного механизма. При работе крайне нежелательно превышать критическую температуру, поскольку многие модели не рассчитаны на перегрев. Могут пострадать частично или полностью уплотнители, сальники. Приварной кран удлиненной формы конструктивно защищен от поломок во время монтажа.

Подбирают изделие по диаметру условного прохода для данного трубопровода. Кран может иметь несколько большие внешние размеры относительно трубы, особенно если она тонкостенная. При выборе модели главнее будет поставить устройство с внутренним диаметром, идентичным магистрали. Предпочтение следует отдать электродуговой сварке, а не газовой. Запорное устройство за время монтажа не успевает нагреваться до предельно допустимой нормы. Варить газом допустимо, но следует контролировать процесс. Если кран приварной слишком нагревается, то следует охлаждать его корпус, не допуская превышения температуры в области затворного механизма.

Области применения шаровых кранов под приварку

кран шаровый под приварку

Пластиковые трубопроводы и все сопутствующие элементы составляют отдельную группу продукции со своими стандартами, способами монтажа и применяющимся оборудованием. Большинство соединений в таких трассах производят методом пайки специальным инструментом, поэтому иногда эту технологию называют сваркой. Однако у специалистов термин «кран под приварку» означает металлическое изделие, которое монтируется традиционным способом с помощью газового и электродугового оборудования. Арматура этого класса имеет отводы без резьбы и специально предназначена для установки методом сварки. Востребована такая технология в следующих областях деятельности:

  • Коммунальное хозяйство. Системы водоснабжения, отопления оборудуются арматурой под сварку в сетях, где это предусмотрено, а также в трубопроводах, допускающих замену элементов. Кран приварной часто используют в ремонтных работах;
  • Частное жилье. Иногда изделие легче поставить методом сварки в металлических сетях, нежели разбирать участок маршрута. Резьбовые соединения со временем прочно схватываются, зашлаковываются и процесс откручивания становится крайне трудоемким, возникают риски повреждения трубопровода. Приварной кран устанавливается быстро, а соединение получается прочным и надежным;
  • Пищевая промышленность. Современное производство продуктов питания стало высокотехнологичным процессом. Используется оборудование, где рабочий цикл подразумевает высокие температуры и давление. Оптимальным изделием для таких трубопроводов считается кран приварной;
  • Фармацевтическая промышленность. Отраслевые стандарты очень высоки и требования к трубопроводам специфичные. Гарантировать выполнение всех условий монтажа таких конструкций может только сварка, соответственно и приварной кран выбирается этой модели;
  • Нефтегазовая отрасль. Эксплуатируются трубопроводы в этой сфере в крайне жестких условиях. Агрессивные среды, высокие температуры и давление создают риски, снизить которые может приварной кран. Оперативно поменять запорную арматуру большого диаметра сложно. В некоторых случаях со временем резьбовые соединения уже невозможно демонтировать. Кран приварной устанавливается быстро и отвечает жестким отраслевым стандартам;
  • Химическая промышленность. В производственных циклах используются критичные значения по температуре и давлению. Кроме того химический состав может быть крайне агрессивен и токсичен. Приварной кран в этой ситуации является гарантией надежного соединения.

Резьбовые соединения технологичнее и для соединения нет необходимости пользоваться дорогостоящим оборудованием и иметь навыки профессионального сварщика. Собрать трубопровод дома может любой домашний мастер. Но подобный подход не допустим в условиях опасного или ответственного производства, поэтому кран приварной останется еще долго востребованной продукцией.

Почему приварной кран считается более надежным

шаровый кран

Соединение с помощью резьбы предполагает, что кран и труба в любом случае будут иметь некоторый зазор, который заполняют уплотнителем для герметичности магистрали. Для коммунальных сетей общего назначения такой способ фиксации приемлем. Давление и температура воды не могут повредить целостности конструкции. Но в условиях производства приходится иметь дело с более значительными нагрузками. Кран, установленный на резьбу, не выдержит этих значений.

Отличным способом установить запорную арматуру является муфта. Она имеет значительный запас прочности и позволяет быстро снять изделие на ремонт, замену и регламентные операции. Однако это соединение имеем и существенный недостаток. Между элементами конструкции в обязательном порядке находится уплотнитель. В сетях с умеренным давлением и при относительно невысоких температурах эта технология уместна. Но там где в трубопроводе давление в десятки, а то и в сотни атмосфер, а температура несколько сот градусов устройство с муфтовым креплением просто не выдерживает нагрузок. Приварной кран в этом случае станет оптимальным вариантом для монтажа.

Устанавливая устройство сваркой, достигается основная цель операции — прочность и надежность. Соединение элементов происходит на молекулярном уровне. Расплавленный металл смешивается, образуя единую структуру конструкции. Кран становится единой частью трубопровода. Исключаются зазоры, проблемы с уплотнителем. Приварной кран не реагирует на нагрузку, возникающую вследствие его эксплуатации. Естественные вибрации не страшны для него. Внутри трубопровода получается однородная поверхность, не препятствующая движению жидкости. Стенка трубы не утончается, и в ней нет структурных изменений металла, микротрещин, сколов.

В процессе ремонта часто обнаруживается, что старая резьба из-за коррозии существенно уменьшилась в диаметре относительно нормы. Ставить кран на нее небезопасно. Увеличенное количество уплотнителя исправит положение ненадолго, поскольку есть определенные границы его применения. Долго такое соединение не прослужит. Избавиться от этой проблемы можно установив приварной кран, который гарантированно будет работать в течении необходимого срока, вплоть до замены труб магистрали.

Какая сварка лучше, газовая или электрическая

газовая сварка труб с поворотом

Этот вопрос интересует людей не связанных профессионально с устройством трубопроводов и других металлоконструкций. Специалисты же прекрасно знают тонкости и нюансы работы и могут аргументировать свою позицию. Кран приварной надежнее, но какой способ фиксации выбрать в конкретной ситуации? Как электродуговая, таки газовая сварки гарантируют одинаковый срок службы соединения, который сравним, а иногда и выше времени эксплуатации трубы. В ряде случаев принципиальной разности нет. Однако электросварка прочнее. Сам процесс быстрее, особенно на толстостенных и габаритных трубах. Приварной кран, установленный таким способом, практически не имеет слабых мест. Резьбовое соединение менее надежно по следующим причинам:

  • Зазор между поверхностями наружной и внутренней резьбы. Технологически выполнить элементы соединения идеально точно невозможно, и при производстве заложен допуск, который может составлять от нескольких микрон до десятых долей миллиметра в зависимости от классности резьбы;
  • Наличие уплотнителя. Элементы трубопровода, подвергаются физическому воздействию и вибрациям, что создает причину разгерметизации. Кроме того в уплотнитель может проникнуть разрушающее его вещество из транспортируемой жидкости;
  • Ослабление стенок трубопровода вследствие нарезки резьбы. Сам кран от этого не пострадает. А вот металл в этом месте чувствительно тоньше;
  • Нарушение структуры металла. Нарезка резьбы существенно нарушает качество поверхности, образуя шероховатости и микротрещины, которые могут стать причиной повреждений при вибрациях и высоком давлении.

Сравнительные характеристики различных соединений показывают, что элементы конструкции в ответственных трубопроводах лучше устанавливать под приварку. Производители же в свою очередь предлагают широкий выбор моделей для реализации проектов любой сложности. От домашней сети до сложных производственных коммуникаций. Шаровой приварной кран является востребованным изделие на рынке.

Кран шаровой под приварку незаменим при монтаже трубопроводов особой прочности и надежности в химической, нефтегазовой, пищевой и фармацевтической отрасли. Там где другие виды соединений не подходят по техническим параметрам.

Среди всех возможных способов соединений кран шаровой под приварку устанавливают тогда, когда это целесообразно в конкретной ситуации, либо технические условия указаны в документации на трубопровод. Например, во многих многоэтажных домах последнего поколения на отопительные приборы. Высокое давление становится преградой для использования популярных сегодня полипропиленовых изделий. К тому же достаточно высокие температуры при эксплуатации системы не разрушительны для пластика, но он становится пластичнее. Возникают риски серьезных повреждений, а некоторых случаях аварий.

Преимущества установки кранов приварных

кран шаровый под приварку

Практически каждый известный производитель запорной арматуры имеет в своем ассортименте изделия всех типов соединений. Не является исключением и кран приварной. Спрос на это устройство имеется во многих областях хозяйственной деятельности и в быту. Очевидные плюсы изделия:

  • Быстрота монтажа. Хороший сварщик в течение нескольких минут установит приварной кран по месту;
  • Отсутствие дополнительных элементов и материалов. Из оборудования необходим лишь сварочный аппарат;
  • Невысокая цена. Шаровой кран технологичное изделие, но имеет достаточно простую конструкцию;
  • Прочность. Конкуренцию по этому показателю может составить только муфтовое соединение, но оно имеет ряд существенных недостатков;
  • Отсутствие уплотнителей. Как следствие нет причин к потере герметичности и протечкам на месте фиксации в трубопровод;
  • Однородность внутренней поверхности трубопровода. Приварной кран в магистраль варят электродами указанной марки. Если это обычная труба, работу выполняют стандартными методами. Когда кран и трасса сделаны из нержавейки, то выбирают соответствующие электроды.

Шаровая конструкция характеризуется хорошими эксплуатационными качествами. Это полный проход и отсутствие гидродинамического искажения потока жидкости. Еще одной важной деталью является то, что кран работает в оба направления. Устройство с клапаном следует устанавливать в строгом соответствии с указанной на корпусе стрелкой положения. В противном случае изделие либо вообще работать не будет, либо его эксплуатация станет большой проблемой. Приварной кран можно ставит в любом положении. При монтаже сваркой такие ошибки не желательны, поскольку переустановка потребует доставку к месту сварочного аппарата и специалиста.

Соединение трубопровода с запорной арматурой при сварке происходит на молекулярном уровне. Расплавленный металл смешивается, образуя однородный с соединяемыми элементами шов. Приварной кран не боится вибраций. Соединение не страдает и при значительных физических нагрузках. В отличие изделий на резьбовых соединениях, которые чувствительны к внешним воздействиям, шаровой кран, установленный сваркой предпочтительнее монтировать в следующих случаях:

  • В трубопроводах, емкостях, цистернах на транспорте;
  • На производственных линиях, где в силу выполняемых функций система подвергается значительным вибрациям и нагрузкам;
  • В трубопроводах высокого давления;
  • В системах, транспортирующих жидкость высокой температуры;
  • В трубопроводах, использующихся для агрессивных сред.

К преимуществам относят и малый вес изделия. Так прочное и надежное муфтовое соединение предполагает наличие габаритных и громоздких фланцев на запорной арматуре и трубопроводе. Шаровой приварной кран полностью избавлен от этого недостатка. Корпус изделия после установки составляет единое целое с трубопроводом. Гарантия на сварной шов, выполненный по необходимым нормам, не менее чем на материал магистрали. Срок эксплуатации на некоторые изделия этого класса десятки лет, в первую очередь это кран из нержавеющей стали, установленный в такой же антикоррозийный трубопровод.

Недостатки при монтаже кранов сваркой

кран шаровый приварной

При всех очевидных плюсах соединение имеет и некоторые минусы. Это не касается работы непосредственно самого шарового механизма. Не зависимо от варианта крепления в трубопровод, приварной кран конструктивно идентичен моделям с резьбовым, муфтовым запором. К недостаткам относят:

  • Невозможность ремонта слесарными методами. Трубопровод неразборный и для демонтажа необходимо проводить сварочные работы;
  • При установке необходимо доверять работу проверенному специалисту, имеющему опыт и допуск к этому виду операций;
  • При возникновении течи на месте шва нужно будет останавливать транспортировку жидкости и сбрасывать давление для того, чтобы кран переустановить сваркой;
  • Невозможность установки при отсутствии электроснабжения, поскольку рекомендации четко устанавливают вид сварочного оборудования, и газовые агрегаты используются в редких случаях, предусмотренных отраслевыми нормами;
  • Наличие нужных электродов для того, чтобы установить приварной кран в трубопроводы особого назначения, где требования к монтажным материалам указаны в техническом паспорте.

Трудности возникают, когда приварной кран нужно установить в местах с ограниченным пространством. Например, в коробах, на фиксированных к основанию или опорам трубопроводах. В некоторых случаях допускаются специальные приемы и использование сварочных технологий, знать которые должен специалист. При монтаже на производстве необходимо соблюдать технику безопасности. Перед тем как устанавливать приварной кран надо убедиться, что рядом нет легковоспламеняющихся предметов и веществ. Особое внимание уделяется и составу воздуха. В его составе не должно быть летучих веществ, критической массы частиц ворса и других опасных взвесей.

Где используются краны под приварку


Технологии монтажа трубопровода определены технической документацией на него. В приложениях и дополнениях могут быть ссылки на возможную замену. Часто вместо стандартной запорной арматуры ставят шаровой кран под приварку. Это обычная практика и производители предлагают подобные изделия с аналогичными габаритами. В сопроводительных документах указывается марка запорного устройства, вместо которого можно поставить шаровой приварной кран. Конструкция устройства с клапаном больше по размерам. По этой причине патрубки длиннее у шарового изделия. Эта же особенность спасает внутренние уплотнители на кране от перегрева во время монтажа.

Спецификой многих производственных систем являются условия функционирования, многократно превышающие аналогичные значения в коммунальных сетях. Необходимость транспортировать жидкие среды, температурой в несколько сот градусов при давлении в десятки атмосфер заставляет применять и соответствующие элементы трубопровода, одним из которых и является приварной кран. Востребованы эти качества в следующих сферах деятельности:

  • Фармацевтика. При производстве лекарственных препаратов необходима стерильная чистота, высокая герметичность. Эти характеристики достигаются, когда в систему монтируется приварной кран;
  • Пищевая промышленность. Критерии выбора во многом схожи с требованиями фармацевтических предприятий. Контроль над производством осуществляют надзорные органы, и меры в случае нарушений технологий будут жесткими. Приварной кран гарантирует безопасность и надежность трубопровода, в который он установлен;
  • Нефтегазовая отрасль. Добыча и переработка природных ресурсов часто происходит в экстремальных условиях. Кроме того в трубопроводах течет крайне агрессивная химически жидкость, часто высокой температуры и давления. В таких магистралях кран приварной устанавливают повсеместно;
  • Строительство. В этой области деятельности доставку воды обеспечивают в первую очередь. Трасса часто временная и подвержена сильной физической нагрузке, поэтому оптимальным вариантом в этой ситуации выглядит кран под приварку.
  • Химическая промышленность. Для этой отрасли характерна транспортировка высокотемпературных, агрессивных сред. Особые требования к трубопроводам и запорной арматуре заставляют проектировщиков и монтажников останавливать свой выбор на ограниченном ассортименте продукции, в число которого входит кран под приварку, гарантирующий выполнение необходимых эксплуатационных условий;
  • Сфера ЖКХ. Приварной кран применяют для транспортировки горячей и холодной воды, при монтаже систем отопления. Используется изделие не только в коммунальных сетях, но и в частном секторе, где в силу ряда причин предпочтение отдается этому виду соединений.

Преимущества, обусловленные способом установки необходимы в первую очередь для трубопроводов с заданными параметрами, однако при ремонте иногда возникает ситуация, при которой легче установить кран приварной, чем демонтировать старый другой конструкции. Особенно актуальна эта проблема, когда резьбовые соединения или муфты повреждены и для заметы этих участков все равно будет нужна сварка. Если не предполагается демонтаж элементов трубопровода, то оптимальное будет поставить приварочный кран и на долгие годы гарантировать бесперебойную работу системы.

Особенности монтажа кранов под приварку


Поскольку устройство часто устанавливается на ответственных трубопроводах, то и требования к выполнению операции монтажа чрезвычайно высоки. На газовых, нефтяных, химических магистралях не допускается утечка транспортируемых сред. Серьезный подход к выбору кадров, занимающихся монтажом трубопроводов, определен и требованиями законодательства, устанавливающего обязательную сертификацию деятельности. Для работников ЖКХ и частных мастеров таких жестких ограничений нет, однако чтобы правильно установить приварочный кран необходимо знать следующее:

  • Перед установкой замерить точные размеры и определить точное местоположение устройства;
  • Проверить положение рукоятки, чтобы она могла спокойно двигаться, не упираясь в стену, или иную преграду;
  • Если кран монтируется в горизонтальный участок трубопровода, то запор предварительно открывают;
  • Когда устройство устанавливается в вертикальном положении, то верхний патрубок приваривают, когда кран открыт, чтобы искры и окалина не повредила шаровой запор. Нижний шов делают в закрытом положении, исключая тягу в трубе от сварки;
  • Если приварной кран свободно не входит в отведенное пространство, то подрезают излишек на магистрали, а не на патрубке запорного устройства, поскольку расстояние от корпуса рассчитано во избежание перегрева во время сварки.

После окончания работ необходимо дождаться полного остывания. Крутить рукоятку, пока приварной кран горячий нельзя. Когда система опрессована, можно проводить гидродинамические испытания. Для бытовых сетей при ремонте эта операция обычно не делается, и проверяют кран на герметичность визуально, после того, как открывают подачу воды.

Выбирается изделие исходя из конфигурации трубопровода. Производители предлагают выбрать оптимальную модель и способ установки, для чего делается на кран шаровой резьба внутренняя и наружная. Для удобства изделие может иметь любую комбинацию типов соединения.

Ключевым фактором, определяющим эффективность трубопровода, является запорная арматура, способ ее монтажа и конфигурация посадочных мест, например, самый популярный метод, установить кран шаровой — резьба. Она может быть как наружной, так и внутренней. Выбор модели зависит от посадочного места на подводящей трубе. В некоторых случаях устанавливается конфигурация, предусмотренная проектными документами магистрали, рабочими чертежами или иными целями технологического и эстетического характера. Решение, какой кран выбрать в конкретном случае принимается заказчиком и исполнителем после согласования по всем вопросам. Есть некоторые особенности при установке устройства с разными видами резьбы.

С какой резьбой выбирать кран шаровой

шаровой кран

Следует отметить, что частный собственник жестко не ограничен техническими правилами монтажа систем водоснабжения и отопления, в отличие от организаций, выполняющих эту работу строго по регламентам, определенным законодательством и отраслевыми нормами. Он справе выбирать кран, трубы и другие элементы конструкции по собственному усмотрению. Однако придерживаться рекомендаций специалистов необходимо. Это будет гарантировать долгую и бесперебойную работы систем.

Принципиальных отличий по прочности соединений наружной и внутренней резьбы нет. Оба способа гарантируют качественную фиксацию устройства. Кран с идентичными эксплуатационными характеристиками может быть сделан в любом исполнении. Труб с внутренней резьбой нет. Поэтому любой кран, у которого наружная резьба, будет присоединен с использованием дополнительных конструктивных элементов. Иногда это удобно, например, для замены или ремонта.

Соединение напрямую кран-труба относится к неразборным конструкциям и любые манипуляции на этом участке после полной установки невозможны. В случае замены или ремонта придется удалять часть магистрали. Если же используются муфты, переходники и другие крепежные элементы, например «американку», то появляется возможность быстро и легко поменять кран.

Виды кранов шаровых с резьбовыми соединениями


Ассортимент запорной арматуры, представленный на рынке, дает возможность монтировать трубопроводы нужной конфигурации. Шаровой кран выпускается в следующих исполнениях по типу резьбы:

  • С обеих сторон внутренняя с маркировкой FF;
  • С обеих сторон наружная с маркировкой MM;
  • С одной стороны наружная, с другой внутренняя с маркировкой FM;
  • С одной или обеих сторон «американка».

Такое разнообразие позволяет собирать нужную конфигурацию трубопровода. Широкий выбор фитингов облегчает задачу. Можно делать конструкции любой сложности. В отдельную группу выделены устройства с посадочными местами разного диаметра. Например, кран может с одной стороны иметь резьбу ¾, а с другой 1 дюйм. Ставится он при необходимости перехода магистрали с одной трубы на другую, отличающуюся по диаметру. В этом случае не надо приобретать дополнительные муфты-переходники.

Резьбовые соединения самые удобные, независимо из какого материала сделан кран. Даже на пластиковых трубах, где сборка трубопровода не представляет сложностей, часто применяются запорные устройства этого вида фиксации. На рынке представлены изделия из следующих материалов:

  • Полипропилен;
  • Черные металлы, в том числе чугун;
  • Цветные металлы, главным образом латунь;
  • Нержавеющая сталь.

Для реализации возможности использовать резьбовые соединения на полимерных устройствах в корпус особым методом при производстве устанавливается сгон нужного диаметра. Если предстоит соединять элементы трубопровода из разных материалов, например, кран и сгон, то к процессу следует отнестись со всей ответственностью. Обе части резьбового соединения должны быть одного класса. В случае смены материалов применяются переходники, предназначенные для этой цели, где на стадии проектирования учитывалась такая возможность и производитель обязан выполнять технические условия.

Особенности монтажа резьбовых соединений


Любой кран, в том числе и шаровой не устанавливают без подмотки. Необходима она для полной герметизации соединения. Идеальной резьба быть не может. Остаются микрозазоры, куда проникает влага и даже если кран не течет, то он все равно может разрушаться. Давление в системе при небольшой течи способно расширять маршрут выхода воды, что приведет к аварийной ситуации, если во время не принять меры. Устанавливая кран, используют следующие виды уплотнителя:

  • Натуральный лен. Другое название пакля. Хорошо проверенный временем материал. Устанавливая кран, рекомендуется приобрести и защитную пасту, которая предохранит сам лен от разрушения;
  • ФУМ-лента. Представляет собой тонкую полосу фторопласта. Сегодня кран и другие соединения в большинстве своем монтируются именно с помощью этого материала;
  • Сантехническая нить. В отличие от ФУМ-ленты имеет другую физическую и химическую основу. В работе нить похожа на фторопластовый уплотнитель. Современный, удобный и надежный способ установить кран;
  • Анаэробные герметики. Активно расширяется применение этого материала при монтаже трубопроводных систем. Имеет некоторые преимущества, например можно регулировать положение крана по резьбе, не опасаясь ухудшения герметизации. Рекомендуется выждать время схватывания до подачи давления в трубу.

На какой уплотнитель устанавливать кран не принципиально. Все способы при выполнении условий использования хороши, но в отличие ото льна, современные материалы дороже, но удобнее в работе. На анаэробные герметики устанавливать кран не всегда целесообразно. Некоторые составы относятся к труднодемонтируемым. Могут возникнуть проблемы при ремонте и замене. Выбрать лучше герметик демонтируемый состав, о чем на упаковке имеется информация. Тогда кран можно будет в случае необходимости снять.

Все эти виды безвредны для использования в системах подачи питьевой воды, и кран можно с уверенностью ставить с применением этих материалов. Принципиальной разницы наружная или внутренняя резьба используется, нет.

Соотношение размеров в миллиметрах и дюймах


Производство труб, фитингов, запорной арматуры для большинства трубопроводов подчиняется отраслевым стандартам. За основу взята не метрическая, а дюймовая система исчисления. Резьбы также попадают под это определение. Шаровой кран либо имеет на корпусе соответствующее обозначение, либо на упаковке. Однако этот вопрос подлежит разъяснению. Если кран дюймовый, то при измерении размера 25, 4 мм найти не удастся. Так диаметр наружной резьбы будет равен 33, 5 мм. Дюймовая система основана на условном внутреннем проходе в 1″. В отличие от метрического метода определения, где все логично и понятно «имперский» вариант основан на иных принципах.

Прежде всего, следует помнить, что ни по диаметру, ни по шагу, соединения метрические и дюймовые не заменяются взаимно, поскольку даже угол профиля у них другой. Кран или фитинг надежно будет зафиксирован только соединением, принятым на международном уровне в этой сфере. Не вдаваясь в историю и подробности эволюции, следует просто принять систему за данность, поскольку других стандартов, за редким исключением для специализированных трубопроводов нет. Покупая кран или другое устройство можно услышать не дюймовые, а метрические обозначения диаметров. Однако это также условно. Соотношение систем измерения показаны в следующей таблице:


Заводского обозначения на корпусе шаровой кран может не иметь, но легко пользуясь этой таблицей, определить под какую трубу он подойдет. Достаточно иметь под рукой линейку или рулетку с миллиметровыми делениями. Базовым значением считается наружное значение. Внутренний диаметр будет немного больше значения условного прохода. Например, кран 1/2″ будет не 15 мм, а около 17 мм.

Читайте также: