Паяльник для сварки пластика своими руками

Обновлено: 05.05.2024

Самодельный паяльник для полипропиленовых труб из советского кипятильника.

Замечательный материал - полипропилен!

Из него я мастерю разные самоделки для себя и для знакомых.

Вот недавно попросили сделать небольшую самоделку, точнее стойку. Всего надо было спаять шесть фитингов и пару метров трубы.

Да вот беда: только отдал на время я свой паяльник знакомым, просить вернуть его так быстро не стал.

Начал думать, чем ещё можно спаять полипропилен. Знаю, что паяют газовой горелкой, но её у меня нет.

Материалы и инструменты

Зато есть старый "ведёрный " паяльник, который уже давно мне не надобен. Вот и решил мастерить из него.

Мне потребовалось ещё немного деталей.

    и пластина из алюминия;
  • лист текстолита;
  • термостат и лампа индикации от утюга;
  • керамические изоляторы;
  • термопаста;
  • термоскотч;
  • насадка для сварки полипропиленовых труб (25мм);
  • новая электровилка;
  • разные болтики с гаечками.

Изготовление паяльника для полипропиленовых труб

Из алюминиевой пластины были сделаны две заготовки: подложка под термостат и держатель для полипропиленовой насадки.

Из текстолита изготовлены ножки и части корпуса под термостат.

Далее я закрепил сам термостат возле ручки кипятильника.

К выводам термостата присоединил лампочку - индикатор. И соединил изоляторы с помощью термоскотча.

Соединил винтиками с гайками через изоляторы верх и низ корпуса. Нижняя часть корпуса не касается трубок кипятильника.

Для последовательного подключения термостата был сделан разрыв в питающем кабеле. Припаял и заизолировал изолентой провода вместе с ручкой кипятильника.

Сделал ножки из алюминия с изоляторами из пластин текстолита на конце.

Насадка на 25 мм идеально подошла внутрь спирали кипятильника. Сверху насадки надета уже согнутая п-образно пластина из алюминия. Места соединения промазаны термопастой.

Для пайки мне требовалась насадка на 20 мм. Её я соединил самодельным винтом, сделанным из болта на 8 мм.

В качестве дополнительного радиатора сверху был намотан ещё ал. провод большего диаметра.

Испытания самодельного паяльника

При первом испытании выявился один недочёт, не считая дыма и запаха от прогорания нового "прибора", - не совсем удобная работа индикатора. Лампочка горит, когда паяльник выключен, и не горит, когда он работает. Но это не страшно, а всего лишь дело привычки. Возможно, в дальнейшем модернизирую.

Пайка труб самодельным паяльником

Термостат был выставлен на минимум. Нагрев происходит быстро. Разницу в качестве пайки я не заметил, так как сама насадка осталась та же самая, изменился только нагревательный элемент.

Так мне удалось сделать пару-тройку сварочных соединений своим экспериментальным паяльником.

Паяльник для пайки бамперов и не только (горячий степлер)


Приспособа для тех кому нужно паять бампера и прочий пластик который никак не хочет крепко клеиться. В общем то степлер для пластика вещь довольно полезная, но покупать её жаба давит ибо стоит она почти 2000р, а платить там особо не за что, да и для разового ремонта тем более жаба давит. А потому очумелые руки в помощь.
Для изготовления нашей поделки нам понадобится:
1.Ручка от паяльника или обрезок трубы ПВХ или ПП да и вообще чего угодно
2. Вилка разборная за 30р самая дешевая
3. Сверло 1мм 15р.
4. Клей, желательно эпоксидный, в моем случае момент эпоксилин
5.Изолента/ скотч/ гидроизоляционная лента как в моем случае
6. 30см кабеля минимум на 1мм2, у меня на 2,5мм2 был обрезок
7. Токоограничитель хоть резистор, хоть лампочка, хоть зарядное для АКБ или понижающий модуль.
8. Мелочи которые будут по ходу вспоминаться.
9.Сами скобы для степлера

Сперва берем то, и потрошим вилку и сверлим отверстие со стороны которая вставляется в розетку, сверлим примерно 4мм, если будет мало потом досверлите. Далее прикручиваем или припаиваем провод и вставляем в центре и фиксируем все это как распоркой мебельным болтом

Фото в бортжурнале Hyundai Getz

Фото в бортжурнале Hyundai Getz

После того как зажали центральный контакт, вставляем в него скобку и перемещая внешний контакт добиваемся того, чтобы скобка держалась достаточно что бы не выпадывать при перевороте, но не более. После выставки положения прихватываем изолентой и приклеиваем эпоксидкой.
После того как клей затвердеет, неплохо залудить провода. .что бы они не распушивались, но можно оставить и так

Фото в бортжурнале Hyundai Getz

Фото в бортжурнале Hyundai Getz

Теперь когда все готово нужно определиться с источником тока. Если это АКБ, то резистор на 2 Ома керамический. Второй вариант это понижающий модуль с регулировкой тока минимум на 10А, тогда можно запитываться почти от любого блока питания, лишь бы он выдавал больше 20W. Ну и на худой конец подойдет лампочка от туманки 2шт в параллель, что бы суммарно было около 70ватт.
Теперь, что по итогу получилось:


Бюджет всей самоделки укладывается максимум в 150р (при использовании резистора) + 100р упаковка скоб для степлера, вместо 2000р за новый. Думаю получилось вполне работоспособно. Расходники старался брать из разряда: валяется почти у всех. На пример если у вас нет ручки паяльника или обрезка трубы, можно использовать даже ветку от дерева нужного диаметра и так далее. все ограничено вашей фантазией.
Вот кстати ссылка на степлер

Паяльник для пластика

На дороге с автомобилем может случиться неприятность. Небольшое столкновение или наезд на неподвижное препятствие — и на бампере или на элементах пластикового обвеса появилась уродливая вмятина или разрыв. Снятие бампера на современном автомобиле означает разборку половины машины, да и стоит эта деталь больших денег. Инженеры разработали устройство, позволяющее ремонтировать пластиковые детали без их демонтажа. Паяльник для пластика экономит владельцам много времени и средств.

Паяльник для пластика

Паяльник для пластика

Паяльник для пайки пластика

Бампер предназначен для защиты корпуса от столкновений и принимает все удары и повреждения на себя. Традиционная «жестянка» правка металла, шпаклевка, покраска — для этой части корпуса не подходит. Для ремонта понадобится специальное оборудование.

Паяльник для пластика нагревает поврежденный участок до определенной температуры. Пластмассу можно нагреть до разной степени:

  • До температуры пластичности. Материал детали становится мягким и пластичным, его форму можно изменять руками. Применяется для ремонта впадин, выступов, коробления и других деформаций детали без нарушения ее целостности.
  • До температуры плавления. Кромки деталей оплавляются, их можно спаивать в единое целое. Используется в случаях разрыва пластика.
  • До температуры разрушения. Плавится не только кромка, но и большие участки материала бампера. Даже если удалось сформировать шов, он будет непрочным и недолговечным. Отремонтированное изделие не сможет выдерживать эксплуатационные нагрузки.

Пайка бампера

Паяльное оборудование снабжается системами контроля температуры нагрева.

Типы паяльников для пайки бампера из пластика

На рынке представлено несколько разновидностей паяльного оборудования для изделий из пластика:

  • Обычный. Мощный паяльник для пайки пластика с прямым или загнутым наконечником. Предназначен для спайки отбитых и оторванных кусков бампера. Таким прибором можно надежно и надолго соединить разрозненные осколки в единое целое.
  • Термопистолет. Применяется как для спайки деталей, так и для выправления деформированных участков. Снабжен системой точной регулировки температуры нагрева. Это позволяет подобрать рабочие параметры к каждому конкретному типу материала, конфигурации и толщине бампера. К устройству придается широкий набор насадок и приспособлений, облегчающих пайку и правку.
  • Универсальная паяльная станция. Мультиинструмент объединяет в себе несколько приборов. К общему блоку питания подключены и фен, и электропаяльник с жалом. При необходимости их можно использовать как поочередно, так и одновременно, для ремонта самых сложных комплексных повреждений.

Термовоздушная паяльная станция

Термовоздушная паяльная станция

Большинство станций и термопистолетов имеют стандартный диаметр сопла, что позволяет пользоваться насадками друг от друга.

Требования к паяльникам для пластика

Основной характеристикой инструмента служит его мощность. Чтобы иметь возможность ремонтировать любые повреждения, мощность должна быть от 100 ватт. При недостаточной мощности прибор не сможет расплавить толстую пластмассу. Для фенов мощность начинается с 1500 ватт.

Кроме мощности, важным параметром является скорость прогрева жала паяльника. Обычные электропаяльники, применяемые для электромонтажных работ, не годятся — их прогрев занимает насколько минут. Для работ по пластику время разогрева должно быть не больше 10 сек. Иначе вся работа превратится в ожидание разогрева.

Профессиональный паяльник для пластиковых труб

Профессиональный паяльник для пластиковых труб

И еще одно требование относится к эргономике. Прибор должен удобно лежать в руке, не заслонять рабочую зону, позволять точно подводить жало к рабочей зоне и управлять им с большой точностью. Чрезмерный вес, быстро утомляя руку, не позволит работать долго и производительно

Принцип работы паяльником

Перед началом работы поверхность необходимо очистить от загрязнений и тщательно обезжирить, кромки нужно зашкурить.

При использовании паяльника его наконечником следует расплавить кромки соединяемых деталей. Далее их нужно прижать друг к другу и зафиксировать до полного остывания. Лучше всего заранее сжать края вместе и обрабатывать их одновременно. После остывания формируется сварочный шов, соединяющий две заготовки в единое целое.

При работе феном поток нагретого воздуха направляют на поврежденную область, равномерно прогревая ее до достижения температуры пластичности. Теперь можно придавать размягченному пластику любые требуемые формы. Для сварки на фен надевают щелевую насадку, формирующую узкий плоский поток нагретого воздуха. Этим потоком действуют так же, как жалом паяльника.

Еще одна разновидность ремонта — скрепление скобами. В аппарат для пайки вставляют скобы, они разогреваются и вдавливаются в материал таким образом, чтобы соединить части бампера в единое целое, обеспечивая сварному шву дополнительную прочность.

При ремонте трещин их следует зачистить и углубить до глубины в полсантиметра до образования V-образного желобка. В концах трещины следует просверлить отверстия, чтобы предотвратить дальнейшее распространение. Далее паяльником соединяют края до полного исчезновения трещины.

Шов следует сначала пройти с внутренней стороны, второй проход выполняется с лицевой.

Если форму поверхности не удалось восстановить полностью, на проблемные участки наклеивают куски стеклоткани. После восстановления формы и целостности бампера его красят так же, как и металлические детали. На зашкуренную и обезжиренную поверхность наносят слой грунта, после его высыхания — два слоя краски. В качестве финишной отделки проводят полировку.

Пистолет фен

Во время работы паяльником материал разравнивается и перераспределяется жалом. При работе феном применяются пластмассовые присадочные прутки, являющиеся аналогом припоя при пайке или присадочной проволоки при сварке.

Такие прутки покупают в магазинах либо изготавливают самостоятельно, нарезая отходы пластика. Важно следить за тем, чтобы пруток был из того же материала, что и ремонтируемое изделие. Пруток заостряют с одной стороны, а другой стороной вставляют в фиксатор на сопле термопистолета.

Пайка пластика феном

Пайка пластика феном

Устройство ведут вдоль линии спайки медленно, наклонив пруток-присадку под углом 40-50°. Для соединения разрозненных осколков пайку выполняют в несколько проходов. Сперва нужно соединить осколки между собой короткими швами, из расчета один — два на сторону. Далее получившуюся сборку прикладывают к целой части бампера. Если контуры совпадают, проводят спайку по контуру. В последний проход окончательно спаивают осколки между собой.

Технология подготовки пластмассовых деталей к пайке

Прежде всего, требуется выяснить, из какой пластмассы сделана подлежащий ремонту элемент. Все они делятся на две большие группы:

  • Твердые. Маркируются символами ABS, GF 15, GF 30, PAG.
  • Мягкие. Обычно не маркируются.

Различить их по внешнему виду, не имея многолетнего опыта, сложно. Поэтому стоит поискать маркировку на обратной стороне бампера или элементы обвеса. Наиболее прочным пластиком является полипропилен. Изделия из него хорошо держат форму, обладают хорошим внешним видом и успешно поддаются ремонту.

Процесс подготовки складывается из следующих операций:

  • Очистить от загрязнений и остатков старого лакокрасочного покрытия. Механическая очистка сопровождается промывание теплым мыльным раствором.
  • Обезжирить. Здесь подойдут распространенные органические растворители, такие, как уайт-спирит. ацетон и т.п.
  • Отшлифовать зону спаивания бархатной наждачной бумагой (P120). Крупные изделия шлифуют, используя шлифмашиной.
  • Продуть сжатым воздухом, чтобы убрать шлифовальную пыль.

Ремонт пластика

Тщательная подготовка поверхности позволяет добиться высокого качества работ. Отремонтированное изделие бывает просто не отличить от нового.

Область применения

Самая широкая область применения паяльника для пластика — это автосервис, и прежде всего — для ремонта бамперов. Используют их также для ремонта других пластмассовых элементов — обвеса кузова, корпуса зеркал заднего вида, пластиковых элементов отделки торпеды и салона.

Паяльник позволяет ремонтировать любые поврежденные детали из пластика — для велосипедов и мотоциклов, снегоходов и квадроциклов.

В последнее время все шире метод используется при ремонте деталей разнообразных плавсредств — рыболовецких катеров и даже яхт, на которых традиционное дерево все больше уступает место пластикам и композитным материалам.

На участке частного дома паяльник может пригодиться для ремонта оборудования и трубопроводов систем водоснабжения, отопления, орошения и канализации, пластиковых каркасов парников и теплиц.

Важно помнить, что свариваются таким образом только изделия из одинаковых материалов.

Читайте также: