Присадка для сварки гбц

Обновлено: 04.10.2024

Банальные вопросы, которые задает себе каждый начинающий сварщик-аргонщик, ведь при аргонодуговой сварке (читайте АрДС для чайников) необходимо в одной руке держать горелку, перемещая ее вдоль линии соединения, а второй — добавлять присадочный материал в сварочную ванну по мере ее расплавления. В некоторых случаях, например, при сварке тонкого металла встык, можно обойтись и без прутка, но если нужно получить усиление шва в виде выпуклого валика или сварить тавровое соединение с определенным катетом, без присадки никак не обойтись.
Здесь все так же, как и в ручной дуговой сварке. Присадочный материал должен иметь сходный химический состав с основным металлом изделия, тогда и механические свойства шва будут высокими. В процессе плавления прутка и переходе металла в сварочную ванну происходит некоторое выгорание легирующих элементов, поэтому в идеале их процентное содержание в прутке должно быть немного выше, чем у свариваемого металла.

Вот некоторые металлы, которые широко используются на сегодняшний день во всех отраслях народного хозяйства и в быту:

  • черные ;
  • нержавеющие;
  • алюминий;
  • медь и ее сплавы.

Остановимся на каждом из них подробнее.

Черные стали

К ним можно отнести не только углеродистые, но и низколегированные стали. Варятся они при помощи ММА, но действительно высокачественного прочного сварного соединения можно добиться только с TIG. Считается, что низкоуглеродистые стали свариваются проще всего. Тем не менее процессы, проходящие в околошовной области могут приводить к упрочнению излишне разогретых зон при обычной сварке,а при многослойной сварке могут появляться проблемы с охрупчиванием. У кипящей и полуспойкойной низкоуглеродистой стали наблюдается падение показателя ударной вязкости в околошовной зоне.
Как известно, черные стали с содержанием углерода:

  • до 0,25% относятся к хорошо свариваемым (ст.3, ст.10). Но в случае возникновения проблем, наподобие тех, что описаны выше, рекомендуется небольшой предварительны подогрев 150-200 градусов в электропечи СНОЛ.
  • от 0,25 — 0,45% считаются трудносвариваемыми или ограниченно свариваемыми. Их нужно греть перед сварочными манипуляциями вольфрамовым электродом и обязательно термообрабатывать после. Если есть возможность провести полную термообработку, такую как отжиг или закалка+старение — это самый лучший вариант. Но если изделие уже готово, и в нем не допускаются какие-либо деформации, придется ограничиться низкотемпературным отпуском (или, как еще называют этот процесс, отдыхом).
  • от 0,45% углерода и выше сталь не применяется для сварных конструкций, особенно, если она даже незначительно легирована. Но это для конструкций. Еслиизделие не будет нести каких-либо нагрузок, можно попытаться сварить и ст.55, только без резких температурных перепадов, с применением всех «металлургических» хитростей.

И наконец, мы добрались до сварочного прутка. Все вышеописанные случаи свариваются прутком Св.-08Г2С ГОСТ 2246-70 или его незначительными модификациями. Раскислители кремний и марганец в его составе положительно влияют на механические свойства шва, сдерживают развитие пористости шва, появление раковин, уменьшают разбрызгивание и т.д. Пруток используется для сварки изделий или конструкций ответственного назначения, таких как сосуды, трубопроводы высокого давления, нагруженные узлы и детали.
Импортный аналог Св.-08Г2С: омедненный сварочный пруток ER 70S-6. Микронное покрытие меди — это, конечно, большой плюс, так как медь защищает стальной стержень от питтинговой коррозии и окисления — эти процессы активно проходят в складских условиях хранения. Пруток ER 70S-6 не нужно зачищать перед сваркой наждаком, опасаясь, что грязь на его поверхности проявится в виде дефектов в сварном шве.

Механические показатели метала в шве при использовании ER 70S-6:

  • Предел текучести 525 МПа;
  • Предел прочности 595 Мпа;
  • Удлинение 26%;
  • КV – 30°С 70 Дж.

Нержавеющие стали

Коррозионностойкие стали варятся сложнее, чем черные из-за их более сложных физико-химических свойств.
Во-первых, у нержавейки больше электропроводность, поэтому понадобятся более высокие токи, чем обычно, приблизительно на 15%. Во-вторых, легирование хромом от 13% (что и делает сталь стойкой к коррозии) может вызвать проблемы. Например, при сварке нержавейки тонкостенной, которая встречается чаще, чем толстая,важно организовывать газовую защиту обратной стороны шва, обратного валика. Оксиды хрома приводят к возникновению трещин. Если вы сварили дорогую выхлопную систему автомобиля из стали AISI 304 и защита шва шла только с наружной стороны, со временем ваша система развалится. Чтобы защитить шов внутри трубопровода, в него напускают аргон, а открытые торцы закрывают заглушками.

Аустенитные стали типа 12Х18Н10Т (AISI 321); 08Х18Н10 (AISI 304) варят с прутком нержавеющим ER-308 (аналоги СВ-06Х19Н9Т, СВ -01Х19Н9, СВ-04Х19Н9). Стали типа 12Х18Н10т называют еще «пищевыми нержавейками», так как оптимальная пропорция хрома и никеля придает стойкость к агрессивным средам, таким как органические кислоты, образующиеся при переработке некоторых пищевых технических культур. Стали данного типа часто встречаются в быту.
Наплавленный металл ER-308, имеющий сходный химсостав, также не боится кислотных и прочих «недоброжелательных» сред. Низкое содержание углерода в проволоке ER-308 снижает риск развития межкристаллитной коррозии — процесса развития коррозии по границам зерен металла. Содержание кремния и марганца положительно сказывается на формировании и кристаллизации сварочной ванны.

Механические свойства ER-308:

  • Предел текучести, Rp0.2 390 MПa;
  • Предел прочности, Rm 600 MПa
  • Относительное удлинение A5 42 %
  • Ударная вязкость, J 120

Следующий класс сталей — хром-никель-молибденовые типа ст.10Х17Н13М3Т, ст.03Х17Н14М2; 15Х14Н14М2ВФБГ; 08Х16Н13М2В. Применяются чаще в промышленности, в быту гораздо реже. Благодаря легированию молибденом они становятся устойчивыми к еще более агрессивным кислотным средам ( серная, ортофосфорная кислоты и т.д.). Молибден препятствует местной коррозии, горячему образованию трещин, повышает температуру эксплуатации конструкций и механизмов и ударную вязкость при сверхнизких температурах. В качестве присадочного материала для этих сталей применяется пруток нержавейка ER-316 (отечественный аналог Св-04Х19Н11М3).

Механические свойства ER-316:

  • Предел текучести 480 МПа
  • Предел прочности 630 МПа
  • Удлинение 33% КCV
  • +20°С 175 Дж
  • — 110°С 150 Дж
  • -196° С 110 Дж

Часто задают вопрос про сварку нержавейки в бытовых условиях: нужно ли для этого приобретать дорогой источник питания инверторного типа? Совсем не обязательно, сварить нержавейку можно и на обычном ММА-сварочнике (смотрите наш Магазин отзывов). Некоторые из них, правда, имеют переключатель режимов ММА/TIG, но и те инвертора, в которых такая возможность отсутствует,можно приспособить к аргонодуговой сварке: приобретите вентильную горелку, баллон с аргоном и редуктор давления дополнительно. Сварка на таком самодельном аргонном аппарате имеет свои особенности, но если их учитывать, можно вполне сносно работать. Главное, не начинать сварку на изделии, приготовьте для этого графитовую подкладку. Если будете начинать на изделии, вольфрамового электрода вам хватит на пару поджигов, затем придется перетачивать. Заканчивать процесс также необходимо на графите.

Сварка алюминия

Про аргонодуговую сварку алюминия уже говорено-переговорено на всевозможных сайтах и форумах в интернете. Сварка алюминия – это сложней, чем чермета и нержавейки, но если делать все правильно, сам процесс и результат работы принесут вам удовольствие.

Какие алюминиевые сплавы чаще всего приходится варить?

Первое, это хорошо свариваемые деформируемые алюминиево-магниевые и алюминиево-марганцевые сплавы АМг и АМц не упрочняемые термической обработкой. Для сварки этих сплавов используется присадочный пруток TIG ER-5356 (отечественный аналог Св-АМг5 ГОСТ7871-75). Правило подбора прутка все то же: он должен иметь сходный химический состав с металлом изделия. В этом плане, пруток ER-5356 более всего соответствует таким маркам, как АМг3, АМг5, АМг6.

Механические свойства:

Предел текучести: 120 Мпа,
Предел прочности: 265 Мпа,
Удлинение: 26%

Второе, это литейные алюминиевые легированные кремнием (кремний+марганец) сплавы типа АК7ч (АЛ9), АЛ10, АД35 и т.д. и т.п. Они часто используются в различных конструкциях и узлах, которые требуют уменьшения веса при сохранении высокой прочности, так как все эти сплавы упрочняются термообработкой. Например, АК7ч можно состарить до твердости 70…80 НВ.

Для таких сплавов применяется присадка TIG ER-4043 (AlSi5), отечественный аналог Св-АК5 ГОСТ7871-75. Часто приходится исправлять дефекты литья или механические дефекты (алюминиевые автомобильные диски, корпуса авиационных асинхронных электродвигателей и т.д.).

Механические свойства шва, сваренного ER-4043 :
Предел текучести: 55 Мпа,
Предел прочности: 65 Мпа,
Удлинение: 18%

Как уже говорилось, алюминий – непростой металл. Поэтому есть смысл поговорить о трудностях, связанных с его сваркой. Вот некоторые особенности:

  • Поверхность алюминия покрыта тугоплавкой оксидной пленкой АL2O3, по некоторым данным, температура ее плавления составляет 2000 -2700 градусов Цельсия, что на порядок выше температуры плавления самого алюминия, всего 600-650 градусов. Очевидно, что расплавив алюминиевую пленку вы неминуемо прожгете металл. Нужно удалить пленку какими-то другими способами. И они были придуманы.

Первый способ, сварка на переменном токе. Известно, что переменный ток отличается от постоянного тем, что он многократно меняет направление своего движение в единицу времени. Дуга переменного тока разрушительно действует на оксид алюминия.

Второй способ, это использование лепесткового круга для зачистки металла до блеска или химического травления.

  • Также вам понадобится высокочистый аргон с самым низким содержанием примесей. Из обычного аргона незамедлительно «полезет» грязь.
  • Высокая тепло- электропроводность алюминия требует от источника питания большой мощности и предварительного нагрева в электропечах.
  • Большие объемы работ лучше выполнять на сварочных инверторах, специально предназначенных для сварки цветных сплавов: вы можете и регулировать «очистку алюминия» и работать в режиме 4Т в следующей последовательности: настраиваемый начальный ток – основной ток – кратер шва.

Сварка меди

В интернете вы найдете много информации по сварке меди, только вот 90% из этой информации – теория, переписанная еще с советской литературы или ей подобной. Практические советы приходится собирать по крупицам. А что самое главное в сварке? Правильно, практика и немного теории.

Что утверждается не без оснований: медь имеет высокую теплопроводность и электропроводность, требуются высокие токи. Может возникнуть проблема ее ломкости в горячем состоянии. Активно растворяет в себе кислород с образованием закиси меди и водород даже несмотря на защиту аргоном. Причем окисляется поверхностный слой зерен металла, образуется Cu+Cu2O. В связи с тем, что Cu2O имеет температуру плавления выше на 20 градусов, чем Cu, металл склонен к образованию горячих трещин.

При сварке меди используют также азотно-дуговую сварку. Азот, используемый в качестве инертной среды, обеспечивает лучшую защиту сварочной ванны, более глубокое проплавление при одном и том же токе. Но есть и недостатки: нестабильность дуги, низкая скорость сварки. Поэтому, по-прежнему, для сварки меди используют аргон, так как с ним работать проще, если сравнивать с азотом, и он стоит дешевле, чем гелий.

Теоретически, какая бы надежная газовая защита не была обеспечена, ее все-таки недостаточно: кислород и водород все-равно насыщают расплавленную медь. Для того, чтобы вывести эти вредные газы нужны раскислители. Вот почему не рекомендуется использовать для сварки меди чистую медь как присадочный материал, а с добавлением легирующих элементов. Например, присадочный медный пруток CuSi3 (CuSi3Mn1; БрКМц3-1; ESAB OK Tigrod 19.30) содержит 3,4% кремния и 1,1% марганца, которые связывают кислород и выводят его из расплава.

Химический состав CuSi3:

Механические свойства:
Rm 330-370 МПа

Но это не значит, что для сварки нельзя использовать проволоку из медного кабеля или провода, путем снятия диэлектрической изоляции. Сварка в этом случае получается удовлетворительная.

Поверхность медного изделия зачищают до идеального состояния (перед вами должен быть чистый не окисленный блестящий металл).

Подбирать ток лучше не по толщине изделия, а опытным путем. Может показаться, что высокая теплопроводность потребует высокого тока, но не забывайте, что и температура плавления меди ниже, чем у стали. Если дать ток, когда медь хорошо плавится, вполне вероятно, что через несколько десятков миллиметров шва вы прожжете металл. Если же ток будет небольшой, придется долгое время разогревать деталь, пока не начнется процесс оплавления – результатом будет пористость шва. Нужно подобрать оптимальное значение тока между перегревом и недогревом. Подбирать режимы лучше на подходящих отходах производства, а не на деталях, во избежание их порчи. Ориентировочно ток для меди немного меньше, чем для углеродистой стали, хотя опять же, это напрямую зависит от скорости сварки. Для сварки красной меди также понадобятся гораздо большие токи.

Как уже было сказано, медь не любит воздействия воздуха. Используйте газовые линзы или сопла с широким каналом для более основательной защиты.

Медные трубопроводы варят следующим способом: скорость небольшая, периодически добавляют присадку. Как только присадка попала в ванну, ее плавят круговыми или другими движениями. Формируют небольшие валики с перехлестом не менее 1/3. Если сварку вести сплошным швом, велика вероятность получить сквозной прожег.

Великолепно, если ваш инвертор поддерживает импульсный режим работы. Он сильно облегчает процесс. Ток импульса выставляется достаточный для полного расплавления прутка, а время между импульсами побольше, чтобы медь успевала остывать.

Не забывайте про правильную заварку кратера шва. Резкий обрыв дуги приведет к образованию раковины. Если в вашем инверторе есть одноименная функция, настройте оптимальную величину спада тока. Если же такая функция отсутствует, придется кратер заваривать вручную, постепенно увеличивая длину дуги с последующим ее отводом в сторону.

Сварка бронзы

При пайке бронзы в качестве припоя чаще всего используют латунь или медь с тетраборатом натрия, который в народе известен под названием «бура» и играет роль флюса. При аргонной сварке оловянистых или кремнистых бронз необходимо применять присадочный материал – пруток CuSi3 (CuSi3Mn1).

Безоловянную бронзу БрКМц варят, естественно, также прутком CuSi3Mn1 на постоянном токе (можно с добавлением флюса 34А или ПВ209), для сварки алюминиевой бронзы БрАЖМц10-3-1,5 понадобится «переменка» и присадка Бр АМц.

Бронза хорошо варится методом TIG (у нее низкая температура плавления, при сварке нужно быть предельно внимательным, потому что сплав склонен к перегреву).

Если после сварки шов треснул, необходимо выполнить предварительный подогрев детали на 250 -350 о С. Но в большинстве случаев он не играет такой ролик, как отжиг при температуре 450 – 500 о С после сварки. Эта операция в большинстве случаев является обязательной для снятия внутренних напряжений и «перезапуска» структуры сплава.

Будьте внимательны. При нагреве оловянистых бронз до 550 о С происходит выплавление легкоплавкого компонента – олова. В связи с этим образуются многочисленные дефекты (поры, раковины).

Если несмотря на термическую обработку шов трескается, значит неудачно подобран присадочный материал и его необходимо заменить. В таком случае нужно удалить наплавленный металл (выполнить разделку болгаркой до удаления присадки). Если трещина проходит через кратер шва, необходимо отвести горелку в сторону основного металла.

Читайте про сварку латуни в отдельной статье.

Сварка магния

Магний – металл серебристо -белого цвета. В чистом виде, без примесей, он редко применяется. Зато в сплавах – часто. Магний в четыре раза легче стали, при этом магниевые сплавы обладают высокой прочностью, благодаря чему они популярны в первую очередь в автомобильной и авиационной промышленности, где стоит первоочередная задача снизить вес изделия. Также они используются в бытовой технике, пневмо- и электроинструменте и т.д.

Рядовые сварщики со сваркой магния сталкиваются не часто, но время от времени могут принести подварить что-нибудь подобное. Поэтому коротко расскажем о том, как сварить этот металл.

Магний часто сравнивают с алюминием. У этих металлов действительно есть общее – это относительно низкая температура плавления, около 600 — 650 °С и очень тугоплавкий окисел: MgO плавится при 2800°С. Однако плотность расплава у магния ниже, чем у алюминия.

Присадку и детали подготавливают химическим травлением.

Сварку магния ведут переменным током на короткой дуге (так лучше удаляется окисел и эффективней газовая защита). Жидкотекучесть при расплавлении у него высокая, практически, как у воды. Поэтому для формирования обратного валика используют подкладки из стали с канавкой. Сварку деталей толщиной 5-6 мм производят без разделки кромок соединения с подкладкой. Свыше 6 см выполняют V-образную разделку. Прочность сварных швов составляет 60-80% от основного металла.

Присадочный материал

Магниевая присадка – вещь редкая, дефицитная и дорогая. Продается очень мало где, и найти ее трудно. Простым алюминиевым прутком магний не варится. Что же делать, если принесли ремонтировать изделие, а отсутствуют необходимые для этого материалы? Казалось бы, безвыходная ситуация и в ремонте придется отказать. Но не спешите с выводами. Все необходимое вы можете достать в ближайшем магазине сантехники. Приобрести там нужно магниевый анод для водонагревателя, который можно распилить на «лапшу», зачистить – вот и готова присадка!

Присадки

Опять я! С присадками более или менее я понял, остальное, думаю, на практике догоню! Вопрос провинциала, вообще применяется где либо в сварке простая алюминиевая проволока? Может есть какие детали или что другое, которое варится простой проволочкой?

"электропровод с зачищенной изоляцией"

Может есть какие детали или что другое, которое варится простой проволочкой?

Есть жадные начальники, которым легче на столб залезть и снять эту простую проволоку, чем купить нормальную присадку. В провинции в таком случае только так и варят. Вот придётся варить чисто электротехническую алюминиевую шину, то такая присадка с зачищенной изоляцией в самый раз подойдёт.

Есть жадные начальники, которым легче на столб залезть и снять эту простую проволоку, чем купить нормальную присадку. В провинции в таком случае только так и варят. Вот придётся варить чисто электротехническую алюминиевую шину, то такая присадка с зачищенной изоляцией в самый раз подойдёт.

Да нет! тут не в жадности дело,мне трудно достать нормальную присадку. В Алматы еле нашел китайскую!Кстати пол- года варил столбовой проволокой, и вроде как привык!

А кто нибудь подскажет присадку для картера сцепления УАЗ . Хочет один знакомый поставить на газ 69 другую коробку . для чего надо наварить другие крепежи . я раньше варил :колокол: но простыми проводами и один раз электродами . но сейчас все отходим от проводов . какой металл не знаю . но может кто уже варил. подбирал присадку ?

Нура! Если всё таки довелось использовать обычную проволоку, по старайся взять ту, которая ещё не использовалась электриками(новая) это первое. Второе- ни в коем случае не разрывай дугу. 3 нагрев обязательно. И не шевели горелку из стороны в сторону. 4- на замке больше усиления навали, но не размазывай. Процентов 70 на успех!
Отвечаю Аргонавту . Это семейство силуминов, а значит 5356 прекрасно подойдет. Пред нагрев и плавное остывание- силумин мать его

Можно исп. и 4043, не отвалится. Но! Само соединение будет мягким- если при установке агрегата будет перекос и нахрапом будешь переть болты, то погнёшь "ухо". А люм, как ты сам знаешь, можно напряч лишь в одну сторону

Отвечаю Аргонавту. Это семейство силуминов, а значит 5356 прекрасно подойдет. Пред нагрев и плавное остывание- силумин мать его

Сплав ал и маг и называют силумины.

« Забор как вчера упал,так и стоит »

Подскажите пожалуйста. Надо заварить корпус коробки передач Ниссан Патрол. Какую присадку посоветуете?

Кремний Si - лат. Silicium Силициум, отсюда: Си(силициум)лумин(алюминий).

По чему так назвали этот сплав ? давно в старые книги не лазил . цинк однако . с примесью алюминия . или путаю со шпиатром . но один фиг . варится с трудом по д настроение .

pikasso1979 ,
Нет картер сцепления газ 21 а и уаз 417 сроду не был с того что вы написали . я спросил тех людей кто уже это варил . сам варил не раз . но не тем чем нужно .

" Силуми́н — сплав алюминимя с кремнием. Химический состав — 4-22 % Si, основа — Al, незначительное количество примесей Fe, Cu, Mn, Ca, Ti, Zn, и некоторых других. Сплав Al-Si (силумины) обладают наилучшими литейными свойствами. В двойных сплавах Al-Si эвтектика состоит из твердого раствора и кристаллов практически чистого кремния. В легированных силуминах (АК9ч) помимо двойной эвтектики имеются тройные и более сложные эвтектики. В двойных силуминах с увеличением содержания кремния доэвтектического состава снижается пластичность и повышается прочность.

Наиболее распространенные марки:
АК12 — 12 % кремния, эвтектический сплав
АК9 — 9 % кремния
АК7Ц9 — 7 % кремния, 9 % цинка

Силумины устойчивы к коррозии во влажной атмосфере и морской воде, по сравнению с алюминием обладают бо́льшей прочностью и износоустойчивостью.

Применяется для литья деталей в авто- мото- и авиастроении (напр. картеров, блоков цилиндров, поршней), и для производства товаров народного потребления".

Обслуживание ГБЦ ч.5 — сварка после фрезеровки


При более внимательном осмотре ГБЦ вызвали сомнения некоторые стенки камер сгорания, уж слишком тонкие на мой взгляд, около 1мм у края гильзы, и 4мм ближе к клапану… в общем, на фотках будет понятней.

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Похоже на погрешности при литье, т.к. в некоторых местах эти стенки ещё огого:

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

В общем, решил не испытывать судьбу и уничтожить проблему в зародыше — решено подваривать. Я на ютубе уже видел ролик, где УАЗ буханка после форсирования грязевой ванны задымила и была обездвижена (канал "бородатая езда"). Домой буханку буксировали. после вскрытия головы выявился "прострел" камеры сгорания как раз в области большого вытеснителя. Кто не в курсе, головки ЗМЗ-402 и УМЗ братья-близнецы. Видео вот (13:40):

В последующем видео разборки причиной пробоя оказались не газы, а кусок гильзы, как я понял. Но это теоретически могла быть и детонация, важно то, что более дешёвый поршень оказался прочнее в разы более дорогой головки. Это с тчк зрения любой нештатной фигни плохо.

О целесообразности именно сварки соображения такие: лучше 5-7мм сварочного шва (80% прочности литья), чем 2-3мм родного сплава. И лучше сварка будет сделана сейчас, чем потом возникнет трещина и начнут прогрессировать усталости вокруг них. Трещину разделывать и заваривать на порядок сложнее.
Канавок сингха походу не будет :))) кстати про них есть один аспект, позже обсудим.

Повёз головку в Томск, к знакомому сварщику Виктору Алексеевичу. Мысли у нас сошлись и решили вырубать металл фигурным зубилом до толстых мест, к которым приваримся. Для большей точности приложил старую прокладку (обязательно с центрующими муфточками) и обвёл маркером места прилегания металлического кольца и границы упора гильзы.

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Разделка. До утолщения возле угла вытеснителя решили не дорубаться, т.к. рядом сёдла и 5мм для старта достаточно. Сам шов немного свисает внутрь рубашки и образует стенку порядка 7мм после фрезеровки

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

Фото в бортжурнале ГАЗ 2410

В общем, как я ни просился сварить сам, Алексеич меня даже не пустил :( Но рвение оценил :) Ну оно в принципе и понятно — стажа у меня по алю мало, а тут работа требует острого чувства меры. Нужно:
1. Толсто наплавить
2. Не сделать чрезмерное обвисание шва в сторону рубашки
3. И главное — не перегреть. Рядом сёдла, втулки клапанов… перегрев вызовет прослабление посадки.
Это с виду кажется просто, а на самом деле там происходила опера и дирижёр ) а я сидел рядом и наблюдал за провисанием шва в рубашку охлаждения и короче вёл корректировку огня. Две точки наблюдения блин :)

Предварительный подогрев головки по матчасти предполагается, но здесь не делали по соображениям близости сёдел.

До приезда к Алексеичу завёз головку к мотористу, показать проконсультироваться. Моторист сказал что у мотора и так "болячек дохрена", сёдла вываливаются, а я тут ещё и форсировать вздумал. Я аргументировал, что форсирование не только для мощности и экономичности, но и для газового оборудования, которое планирую ставить. Высокая степень сжатия снизит термонагрузку на клапаны и сёдла и ничего не вывалится. А бронзовые втулки сделают жизнь клапанов дольше.
Моторист агрументировал, что ПАЗики тоже так думали, но газ не окупается потому, что становятся чаще ремонты ГБЦ и то на то и выходит. Как раз рядом с нами сидел владелец пазика, согласившийся с этой проблемой. Далее диалог уже с ним:
— Двигатель у вас ЗМЗ-523?
— Не знаю
— Степень сжатия 6.7?
— Не знаю
— Ну под 80-й бенз?
— А да
— И с этой головкой перевёл на газ?
— Да
— Спасибо, я погнал
Забираю головку, ухожу.

Я не стал спрашивать, делал ли он форсирование, потому что форсировать ЗМЗ-523 ещё сложнее, там пилить почти некуда. не стал спрашивать про втулки. Я знаю, как у пазиков относятся к втулкам клапанов — "нехай, терпит ишо"

Ремонт трещины в головке блока цилиндров

Трещина в ГБЦ возникает в результате неправильной работы двигателя вследствие перегрева и сдвига напряжений в металле.

Симптомы трещины в головке блока цилиндров


Трещины могут появляться в разных местах, отсюда и разные последствия. В основном бытует мнение, что при пробитой головке из выхлопной трубы идёт белый дым, но это только один частный случай. Трещина в головке может возникнуть между разными каналами, соответственно и признаки наличия трещины в ГБЦ будут разными.

Далее рассмотрим некоторые случаи трещин между системой охлаждения и другими системами двигателя.

Масляная система— при смешивании масла и тосола в двигателе вместо масла появляется эмульсия, беловатая пена, как у бисквитного теста, а в расширительном бачке системы охлаждения образуется масляная плёнка.

Впускной канал— если в него начинает попадать ОЖ, то в первую очередь она отмоет поршни до блеска, можно посмотреть через свечное отверстие,- поршни будут как новые. И при попадании в камеру сгорания- это как раз то случай, когда может пойти белый дым из выхлопной трубы, хотя не факт, что он пойдёт.

С каналом выпуска— тут ОЖ просто вылетит в трубу в виде пара. Двигатель постоянно выпускает пар и заметить что-либо в данном случае вряд ли получится, проста будет уходить жидкость из бачка. Скорее всего, даже запаха отработавших газов в бачке не будет.

С камерой сгорания— через трещину часть жидкости пойдёт в камеру сгорания, но очень малое количество, всё из-за разницы давления. В двигателе при сгорании топлива образуется большое давление, и выхлопные газы через эту самую трещину попадают в систему охлаждения, повышая давление в ней. Из-за этого раздуваются патрубки, а из бачка воняет выхлопными газами. Но жидкость также может пойти и в камеру сгорания- система охлаждения всё ещё находится под давлением, а в камере сгорания уже пошло разрежение и начал засасываться воздух. Из-за разницы в давлении ОЖ начинает просачиваться в камеру сгорания. Признаком такой трещины будут чистые поршни (не всегда), запах в бачке, упругие патрубки и холодный радиатор печки (воздушная пробка).

Типичные места образования трещин в ГБЦ

Автопроизводители допускают образование трещин в головке, и это не будет считаться неисправностью, так как трещина будет неглубокой и она не будет соединять две ёмкости. В дизельных двигателях VW головка с трещиной между клапанами допускается к использованию.

Но найти все трещины- задача проблематичная даже для опытного моториста. Казалось бы, на одних и тех же моторах трещины должны образовываться в одних и тех же местах. Но от этого поиск не упрощается. Есть места, которые можно обнаружить одним взглядом на головку:

—между клапанами— трещина сразу видна, проходит под сёдлами двух соседних клапанов.

—между свечой и клапаном— та же ситуация, опять же, всё на виду и никуда не надо заглядывать


—в дизельном двигателе трещина может пойти от клапана в сторону форкамеры, такую трещину легко заметить, но как её увидеть, если она образуется под форкамерой и не выходит наружу?

—под направляющей клапана— ещё одно злачное место, где не видно трещины, во-первых, в канале и так темно, а во-вторых, трещина прикрыта направляющей втулкой. Тут нужен другой подход, а не только визуальный. Да и какая польза от обнаружения трещины между клапанами, если через неё не прорываются газы? Не будем полагаться на случай, тем более метод диагностики придуман давно и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Проверка ГБЦ на трещины

Опрессовка ГБЦ

Чтобы проверить ГБЦ на трещины, её надо опрессовать, то есть герметично закрыть все отверстия, и дунуть воздуха в каналы. Если опустить головку в воду, то из трещины пойдут пузырьки. Или наоборот- заглушить все отверстия и налить воды в канал, после чего накачать насосом туда воздуха, создав давление 0,6-0,7МПа, и дать постоять так головке 1=2 часа. Если вода уйдёт- значит головка пробита.


Существуют ещё красители, которыми подкрашивают воду. Их очень хорошо видно на трещине.

А закрываются отверстия в охлаждающей рубашке очень легко: на ник кладётся резиновая прокладка, которая чуть больше отверстия, сверху накладывается металлическая пластина, которая прикручивается болтом к головке. И никакая вода так не пройдёт. А к штуцеру, который будет выступать из головки, подсоединяют насос и накачивают воздух. Такая опрессовка позволяет выявить все трещины.

Ремонт трещин

Качественно заделать трещину получится только с помощью сварки. Никаким клеевым составом не получится качественно заделать трещину в головки, потому что при нагревании до рабочих температур головка будет расширяться и трещина будет становиться больше, то есть нужен состав для заделывания трещины, который имел бы такие же линейные температурные расширения, как и материал головки, к тому же быть устойчивыми к другим нагрузкам. Всего этого возможно добиться только сваркой.

Подготовка головки для сварки


Перед сваркой трещину необходимо разделать, для этого фрезерной машинкой высверливают металл по всей длине трещины. Канавка должна получиться достаточно глубокой, 6-8 мм в глубину и примерно такая же по ширине, по форме желательно сделать клиновидной. Это поможет лучше проварить металл. Для разделки трещины между сёдел, сначала нужно извлечь сёдла, а только потом разделать трещину.

После разделки трещин головку надо нагреть до температуры 200-250°C, но не выше, чтобы головку не повело. Нагрев позволяет снизить напряжения в металле, возникающие при сварке. Для нагрева лучше всего использовать ацетиленовую горелку либо печь, но нельзя использовать паяльную лампу, потому что её можно легко перегреть ГБЦ.

Сварка ГБЦ


Для сварки головки блока цилиндров можно использовать газовую сварку с использованием присадочного материала, но лучшие результаты даёт аргонно-дуговая сварка (TIG). К головке подключается масса, а дуга горит в среде аргона между вольфрамовым электродом и головкой, куда подсовывают алюминиевую присадочную проволоку.

После сварки шов надо зачистить, повторно опрессовать, и если всё хорошо, то поверхность, прилегающую к блоку, отфрезеровать, чтобы была идеально ровной.

Присадочная проволока для сварки аргоном

Присадочный материал для сварки – это наплавочные средства, которые необходимы для формирования швов.

Пруток омедненный Сварог ELKRAFT ER70S-6 (Св-08Г2С, d=3.2мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER316LSI (Св-04х19н11м3, d=1.2мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER4043 (Св-АК5, d=2.4мм, туба 5кг)

Пруток омедненный Сварог ELKRAFT ER70S-6 (Св-08Г2С, d=2.4мм, туба 5кг)

Пруток омедненный Сварог ELKRAFT ER70S-6 (Св-08Г2С, d=1.6мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER5356 (Св-АМг5, d=2.0мм, туба 5кг)

Пруток омедненный Сварог ELKRAFT ER70S-6 (Св-08Г2С, d=2.0мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=1.6мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER5356 (Св-АМг5, d=2.4мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER4043 (Св-АК5, d=3.2мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER5356 (Св-АМг5, d=3.2мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=2.4мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=2.0мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER4043 (Св-АК5, d=4.0мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый Сварог ELKRAFT ER5356 (Св-АМг5, d=4.0мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=3.2мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=4.0мм, туба 5кг)

Пруток нержавеющий Сварог ELKRAFT ER308LSI (Св-04х19н9, d=1.2мм, туба 5кг)

Пруток алюминиевый ESAB OK Tigrod 4043 (1.6x1000мм, 2.5кг)

Пруток омедненный ESAB OK Tigrod 12.64 (1.6x1000мм, 5кг)

С их помощью легко задать нужную геометрию и размеры, сделать соединение аккуратным и ровным. Выбирают присадки для сварки, исходя из характеристик свариваемых металлов, оба материала должны иметь схожие физико-химические свойства. Выборка делается и по группам металлов, и даже по конкретным маркам. Присадочный материал бывает в виде пластинок, прутов либо лент. Мы поставляем только качественные изделия, которые соотвествуют требованиям ГОСТ. Вы всегда можете получить квалифицированную помощь по выбору.

Читайте также: