Сварка трубопроводов при низких температурах

Обновлено: 02.05.2024

Магистральные трубопроводы, резервуары и другие конструкции в районах Крайнего Севера, тундры, болот, переувлажненных участков наиболее удобно сооружать зимой, когда мороз сковывает грунт и эти районы становятся проходимыми для транспорта и всей сварочно-монтажной техники. Зимние условия способствуют планомерному ведению работ. Производство монтажно-сварочных работ в зимнее время имеет свои объективные особенности, связанные с отрицательной температурой воздуха, наличием ветров и обильных снегопадов, которые оказывают существенное влияние на качество сварных конструкций. В зимних условиях стыки трубопроводов, резервуаров и других конструкций сваривают при температуре, как правило, не ниже -50 - 60 °С.

Влияние атмосферных условий на сварочный процесс

Для обеспечения нормального технологического процесса сварки в зимних условиях необходимо учитывать особенности формирования швов при минусовой температуре, которые могут отрицательно влиять на структуру, механические свойства и сплошность сварных соединений. При сварке в зимнее время наблюдается увеличение скорости остывания металла сварочной ванны и околошовной зоны. С понижением температуры с +20 до - 50 °С длительность пребывания сварочной ванны в жидком состоянии уменьшается в среднем на 10 %, что оказывает влияние на всплытие неметаллических включений из ванны. В многослойных швах содержание шлаковых включений в зимнее время может повышаться (в декабре - феврале) до 54 % от общего числа выявленных дефектов, что связано с более сложным удалением шлака со шва после выполнения каждого слоя, особенно при ручной сварке.

Влажность воздуха существенно отражается на свойствах металла шва. При автоматической сварке с полупринудительным формированием шва порошковой проволокой ПП-АН19 увеличение влажности от 30 до 100 % приводит к повышению общего содержания водорода в металле шва от 3,3 до 5,3 см 3 /100 г. Критическое содержание водорода, соответствующее появлению трещин в сварных соединениях, составляет 4,5 см 3 /100 г, поэтому выполнение автоматической сварки резервуарных конструкций при влажности воздуха более 80 % не допускается.

Характер изменения скорости охлаждения с понижением температуры при малых значениях критических скоростей охлаждения для некоторых сталей повышенной прочности показывает возможность получения структуры закалки в околошовной зоне сварного шва и закалочных трещин. При сварке сталей повышенной прочности содержание мартенсита в структуре металла зоны термического влияния обычно ограничивают до 30 %.

Основными факторами в получении требуемых структур и свойств металла околошовной зоны являются термический цикл сварки и его параметры: длительность нагрева и скорость охлаждения в интервале критических температур. Понижение начальной температуры приводит к снижению максимальных температур термического цикла в точках, одинаково удаленных от оси шва.

При охлаждении температурные кривые, соответствующие низкой начальной температуре металла, имеют более крутой спад, что указывает на повышение скорости охлаждения и уменьшение длительности пребывания металла при заданной температуре. Наиболее жесткий термический цикл (резкое остывание) получают при ручной сварке первого слоя шва трубопровода, особенно при использовании электродов с целлюлозным покрытием. Дальнейшее наложение второго и третьего слоев ручной сваркой и автоматической под слоем флюса с погонной энергией qп=18÷24 кДж/см обеспечивает относительно большее тепловложение и термические циклы заметно меняются: скорость охлаждения резко падает, а длительность нагрева возрастает.

На основании теории распространения тепла в металле при дуговой сварке можно расчетным путем определить скорость охлаждения шва w в зависимости от погонной энергии qn, температуры свариваемой стали или подогрева Т0, от теплофи-зических свойств стали и вида сварного соединения. При наплавке валика на полубесконечное тело (массивное изделие) скорость охлаждения


где λ - коэффициент теплопроводности; Tmin - температура минимальной устойчивости аустенита. При наплавке валика на лист малой толщины δ и при однопроходной сварке листов встык


При наплавке валика на лист конечной толщины, а также при сварке отдельных слоев многослойного шва

где w - безразмерный критерий процесса. Знак минус в приведенных уравнениях показывает, что происходит остывание металла. Безразмерный критерий w зависит от другого безразмерного критерия 1/0:


Автор: Администрация

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Ручная дуговая сварка стыков магистральных газопроводов при низких температурах

Влияние низких температур на свойства сварных соединений

У подавляющего большинства металлов при понижении температуры пределы прочности, текучести, твердости увеличиваются, и, казалось бы, эти изменения свойств могут быть использованы для назначения более высоких допускаемых напряжений и облегчения конструкций. Однако почти во всех деталях и конструкциях имеется концентрация напряжений, а при понижении температуры чувствительность многих металлов к надрезам резко возрастает. Характер изменения свойств металлов при понижении температуры зависит от многих факторов: вида кристал­лической решетки, химического состава, величины зерна, термической обработки — и проявляется по-разному в зависимости от условий нагружения и напряженного состояния. Металлы и сплавы, у которых с понижением температуры предел текучести по сравнению с пределом прочности повышается незначительно, относятся к хладостойким. Пластичность и ударная вязкость с понижением температуры у них почти не меняется. Металлы и сплавы, в которых предел текучести повы­шается значительно сильнее, чем предел прочности, пла­стичность заметно понижается, относятся к хладноломким.

С понижением температуры у металлов и сплавов:

  • пластичность обычно уменьшается более резко у конструкционных углеродистых и низколегированных сталей; слабее — у других металлов (у ряда алюминиевых и медных сплавов происходит увеличение пластичности);
  • сопротивление усталости при переменных нагрузках в большинстве случаев возрастает;
  • чувствительность к концентрации напряжений при острых надрезах возрастает, а ударная вязкость (работа разрушения) уменьшается наиболее значительно у железа, углеродистых и низколегированных сталей высокой прочности, которые имеют резко выраженную область температур перехода от вязкого к хрупкому разрушению.

К вязким разрушениям относят такие, поверхность которых имеет полностью волокнистый излом. К хрупким разрушениям относят разрушения с кристаллической по­верхностью излома. Промежуточное положение занимают полухрупкие разрушения, у которых часть поверхности имеет кристаллический, а часть поверхности — волокнистый излом. Понижение температуры, увеличение скорости нагружения, увеличение концентрации напряжений способствуют переходу от вязких форм разрушения к хрупким. Высокая работоспособность многих деталей машин, сварных соединений и элементов сварных конструкции при пониженных температурах решающим образом за­висит от их способности сопротивляться хрупким разрушениям. Наиболее распространенным и простым методом оценки изменения свойств при понижении температуры является испытание на ударную вязкость. Чем острее надрез испы­туемого образца, крупнее его кристаллы, скорость ударя­ющего тела, тем меньше ударная вязкость. Принято определять при понижении температуры так называемую первую критическую температуру Ткр , резко уменьшающую ударную вязкость, при которой площадь волокнистого (вязкого) излома составляет 50 % общей разрушенной площади. На рис. 1 показаны изменения процентного содержания волокнистого излома В, работы разрушения aн , предела текучести σт среднего разрушающего напряжения σср.р в зависимости от температуры испытаний.

Рис. 1. Характер изменения доли площади с волокнистым изломом В (%) работы разрушения aн , предела текучести σт и среднего разрушающего напряжения σср.р в зависимости от температуры испытания для низкопрочных сталей

Рис. 1. Характер изменения доли площади с волокнистым изломом В (%) работы разрушения aн , предела текучести σт и среднего разрушающего напряжения σср.р в зависимости от температуры испытания для низкопрочных сталей

На хладостойкость сталей оказывают влияние химический состав металла и термический цикл сварки. Термическим циклом устраняют вредную неоднород­ность, вызванную локальной закалкой при сварке; иногда достаточно применить лишь высокий отпуск. Сильное отрицательное влияние на повышение хрупкости оказывают концентраторы напряжений, непровары в корне многослойных швов, в концах фланговых швов, в линиях перехода от шва к основному металлу, а также в зонах сближенных продольных коротких швов, где поперечная их усадка вызывает концентрацию пластических деформаций. Воздействие при пластической деформации нагрева при Т = 200-300 °С вызывает охрупчивание, называемое динамическим старением. Именно в этих зонах нередко образуются хрупкие разрушения при последующем действии низкой температуры в эксплуатационных условиях. При старении металла имеет место сниже­ние сопротивления удару и пластических свойств, а именно пластического удлинения. Значительную опас­ность представляют в отношении стойкости к хрупким разрушениям стыковые и тавровые соединения с неполным проваром, а также соединения с малыми радиусами закругления в зоне сплавления швов с основным металлом, в частности в местах окончаний швов, в местах вырезов с малым радиусом в результате термической резки, в участках расслоения металла, скопления пор или шлаковых включений во всех участках с нарушением плавного распределения силового потока. Сопротивляемость металла разрушениям при нагружениях падает в результате неблагоприятного направления к силовому потоку кристаллитов, образовавшихся в про­цессе кристаллизации, неоднородности свойств металла по толщине шва вследствие различных условий охлаждения разных слоев и явлений химической неоднородности, концентрации пластических деформаций при непроваре и т. д.

Важным мероприятием по повышению хладостойкости соединений является правильное назначение погонной энергии при сварке. Очень полезно производить испытания на хладостойкость не только образцов, но и целых узлов проектируемого объекта. На рис. 2 приведены примеры хрупких разрушений: в тавровом профиле (а); в крестовом соединении (б); в зоне фланговых швов (в); при сварке продольными швами круглых стержней (г); при приварке ребра к обечайке (д); в зоне сближенных параллельных швов (е); в зонах резкого перехода в коробчатых профилях (ж); в перечисленных угловых швах (з, и); в зонах непроваров стыковых швов <к); скопления швов (л, м).

Рис. 2. Примеры разрушений в сварных конструкциях

Рис. 2. Примеры разрушений в сварных конструкциях

Отсутствие малых радиусов перехода, непроваров, скоплений швов, применение контроля качества без раз­рушений позволяет заметно повысить сопротивляемость хрупким разрушениям, как при нормальных, так и при низких температурах.

Сварка стыков труб при низких температурах

При сварке в условиях низких температур наблюдается повышенная скорость охлаждения и кристаллизации металла сварочной ванны, в результате чего затрудняется выход газов и оксидов на поверхность шва и увеличивается содержание в нем водорода, кислорода, азота и неметаллических включений, что в ряде случаев приводит к образованию пор, горячих и холодных трещин. Возможность образования горячих трещин в швах усиливается возрастанием скорости упругопластической деформации в зоне температур, при которых нагретый металл находится еще в хрупком состоянии. Технологические свойства сварочных материалов (флюсов, электродов, проволоки) также ухудшаются в зимних условиях главным образом за счет попадания влаги, приводящей к повышенной пористости наплавленного металла. Поэтому, кроме просушки их и надлежащего хранения, эти материалы для сварки при низких температурах следует выбирать с таким расчетом, чтобы повысить раскислительную способность шлаков и улучшить выход газов.

Повышенный отвод теплоты при низкой температуре во время сварки ухудшает проплавление основного металла, а это может привести к образованию непроваров.

Для устранения указанных недостатков используют ряд технологических мероприятий, к которым относятся:

  • рскисление металла шва;
  • повышение погонной энергии дуги при сварке;
  • правильную последовательность наложения швов;
  • возможность применения многослойных швов;
  • соответствующую разделку кромок для получения оптимальной формы шва, обеспечивающей максимальную дегазацию металла и освобождение его от неметаллических включений;
  • особые требования к сварочным материалам; предварительный подогрев свариваемой конструкции и т. д.

Для получения высокого качества сварных соединений при низких температурах необходимо применять металл с температурой хладноломкости более высокой, чем температура, при которой эксплуатируется изделие.

Рис. 3. Последний стыковочный стык выполняют только в траншее, чтобы избежать напряжений в трубопроводе.

Рис. 3. Последний стыковочный стык выполняют только в траншее, чтобы избежать напряжений в трубопроводе.

Для повышения качества сварных соединений необходимо также обеспечить:

  • рациональное конструирование узлов сварных соединений;
  • использование сварочных материалов (флюсов, электродов, проволоки) высокого качества;
  • соблюдение режимов и технологии сварки, способствующих вводу повышенного количества теплоты, что в ряде случаев изменяет общепринятую технологию сварки, например дуговую сварку, как ручную, так и автоматическую при низких температурах, рекомендуется выполнять на постоянном токе обратной полярности;
  • применение в случае необходимости подогрева свариваемых кромок с последующим замедленным охлаждением металла шва;
  • организацию защиты сварочного поста от действия низких температур (для улучшения условий труда сварщиков обеспечить их теплой спецодеждой, вблизи от рабочих мест оборудовать пункты обогрева и т. д.);
  • организацию сушки и выдачи электродов;
  • строгое соблюдение технологии сборочно-сварочных работ (порядок сборки элементов, очистки кромок свариваемых изделий от снега и влаги).

При заготовке и сборке листов правку и подбивку металла следует осуществлять лишь в нагретом состоянии, чтобы не вызывать образования трещин на поверхности свариваемых кромок. Особенно опасны при низких температурах участки с различными местными повреждениями поверхности основного металла или металла сварных швов (царапины, вмятины, надрезы и т. д.). Известен случай разрушения резервуара при низкой температуре, когда очагом аварии явились царапины и вмятины, образовавшиеся на поверхности шва в результате небрежной его зачистки. Это обстоятельство требует тщательно проводить все работы по изготовлению сварных конструкций, работающих в условиях низких температур. При сварке в условиях низких температур наибольшая опасность образования трещин возникает в зоне, где прерывается процесс сварки, так как трещины в кратере или около него возникают при полном охлаждении шва. Следовательно, нужно организовать работу так, чтобы не было перерывов, способствующих охлаждению кратера.

В ряде случаев трещины начинаются в кратерах сварных швов, поэтому при ручной сварке необходимо зажигать дугу на основном металле и выводить на него кратеры. При этом рекомендуется вместо жестких прихваток при сборке использовать особые сборочные приспособления, которые не создают в конструкциях излишних напряжений.

Рис.4. Сварка захлестного стыка двух ниток газопровода в траншее

Рис.4. Сварка захлестного стыка двух ниток газопровода в траншее

При выполнении сварочных работ при низких температурах качество металла шва во многом зависит от электродов.

Электроды с основным покрытием обладают рядом преимуществ:

  • низкой чувствительностью металла шва к хрупкому разрушению,
  • низким содержанием в шве водорода, нечувствительностью к повышенному содержанию углерода и серы в основном металле,
  • высокими механическими свойствами наплавленного металла и незначительным снижением ударной вязкости при низких температурах,
  • возможностью выполнения сварки во всех пространственных положениях,
  • возможностью получения качественной сварки легированных и высоколегированных сталей.

К недостаткам основных покрытий относятся их высокая чувствительность к влаге и необходимость поддержания при сварке короткой дуги.

Литература

  1. Конопелько И.Л. Сварка магистральных трубопроводов.- Сварочные технологии и оборудование.- 2004, № 1.- С. 22-25.
  2. Куликов В.П. Технология и оборудование сварки плавлением: Учеб. пособие.- Мн: Дизайн ПРО, 2002.- 350 с.
  3. Николаев Г. А., Винокуров В. А. Сварные конструкции. Расчет и проектирование; Учеб. для вузов / Под ред. Г. А. Николаева.- М.: Высш. шк., 1990.- 446 с.
  4. Сварные конструкции. Механика разрушения и крите­рии работоспособности / В.А. Винокуров, С.А. Куркин, Г.А. Николаев; Под ред. Б.Е. Патона.- М.: Машинострое­ние. 1996.-— 576 с.
  5. Сосуды и трубопроводы высокого давления: Справочник / Е.Р. Хисматулин, Е.М. Королев, В.И. Лившиц и др. - М.: Машиностроение, 1990. - 384 с.

Уточнить стоимость или
проконсультироваться у специалиста вы можете по телефону

Основные технологические мероприятия при сварке в зимних условиях


где q - эффективная тепловая мощность дуги при 20 °С; v - скорость сварки при 20 °С; k - коэффициент, равный 0,005; Тпл - температура плавления металла, принимаемая 1450°С; Тн - нормальная температура воздуха, равная 20 °С; Т0 - начальная температура изделия, равная температуре окружающей среды.

Скорость сварки при отрицательной температуре


При сварке в зимних условиях пребывание сварного шва при положительной температуре удается получить, накладывая шов короткими участками. Учитывая условия табл. 20, ручная и полуавтоматическая сварка резервуаров из стали толщиной более 20 мм должна проводиться следующими способами: каскадом, горкой, двусторонней сваркой секциями. Резервуары из стали класса С60/45 сваривают при температуре не ниже - 15 °С при толщине стали до 16 мм и не ниже 0 °С при толщине стали от 16 до 25 мм. При более низких температурах сталь указанных толщин сваривают, предварительно подогревая до температуры 120-160 °С. Условия при сварке короткими участками выбирают такими, чтобы температура охлаждения первого слоя к моменту наложения второго слоя не падала ниже определенной температуры Тв. В этом случае длительность пребывания околошовной зоны tB выше температуры Тв должна соответствовать условиям завершения распада аустенита. Температура Тв зависит от длины завариваемого участка l, погонной энергии сварки q/v и температуры Т0.

Температура Т точек, расположенных на оси х (рис. 136), изменяется во времени


За время сварки одного слоя t на участке l температура понизится до Tв, тогда


Время t1 слагается из времени горения дуги tr=l/v и времени перерывов tп. Вводя коэффициент горения дуги kr=tr/t1

Подставляя выражение (43) в уравнение (44), находим длину завариваемого участка


Для ручной многослойной сварки коэффициент kr = 0,6÷0,8 и для автоматической многодуговой сварки kr=1. Коэффициент k3 найден опытным путем и для соединения встык равен 1,5, для соединения втавр и внахлестку - 0,9; для крестового соединения - 0,8. Длина участка, найденная по формуле (45), дает возможность первому слою находиться при температуре выше Тв до момента сварки второго слоя шва.

При сварке резервуаров в зимнее время длину свариваемого участка определяют 90-100 мм, а при сооружении трубопроводов диаметром 1020-1420 мм каждый сварщик выполняет 1/2-1/4 стыка с применением электродов с основной обмазкой и 1/4-1/5 стыка с использованием электродов с целлюлозной обмазкой. В практике строительства резервуаров на одном стыке одновременно работают два сварщика, которые располагаются с одной стороны стенки.

В процессе охлаждения стыка во время сварки трубопроводов температура на свариваемых кромках не должна быть ниже значений, указанных в табл. 21.

При использовании предварительного подогрева технологический процесс сварки проектируется таким образом, чтобы время между окончанием подогрева и началом сварки корневого слоя было не более 10 мин. Для меньшей скорости охлаждения сварного соединения и поверхности листов и трубопроводов можно использовать теплоизолирующие пояса, которые изготовляют из асбеста или стеклоткани. В монтажных условиях наиболее целесообразны теплоизолирующие пояса, изготовленные из стекловолокна; они обладают минимальной чувствительностью к увлажнению. Теплоизолирующие пояса применяют для поддержания требуемой температуры подогрева перед началом наложения первого слоя в случае некоторой задержки сварочного процесса. Пояса можно использовать для сохранения тепла после автоматической сварки под флюсом при укрупнении листов в блоки, а труб в секции и после ручной сварки заполняющих слоев.

Сварка труб при отрицательной температуре

Для определения со построен график f(1/0); у/s характеризует относительную толщину слоя наплавленного металла при многослойной сварке (рис. 134).

При многослойной сварке стыковых и угловых швов расчетная скорость охлаждения при сварке первого слоя шва вычисляется по формуле (42). Для погонной энергии вводится поправочный коэффициент k1 учитывающий разделку шва, и коэффициент приведения толщины k2:


При сварке первого слоя стыкового соединения k1= k2 = 180°/( 180°-а),

где а -угол разделки кромок.

Для расчета скорости охлаждения при сварке первого слоя шва в формулы (41) и (42) подставляют не истинные значения погонной энергии qn и толщины металла s, а приведенные qnpив = k1qn; Snpив = k2s.

При сварке закаливающихся сталей возникает необходимость расчета времени пребывания металла шва и различных участков зоны термического влияния выше температуры Т. При наплавке валика на массивное изделие длительность нагрева выше температуры Т вычисляется по формуле


при однопроходной сварке со сквозным проплавлением листов толщиной s


где f2 и fз - коэффициенты, пропорциональные безразмерным длительностям нагрева, определяемые по номограмме (рис. 135) в зависимости от безразмерной температуры θ:


Tmax - максимальная температура нагрева металла в рассматриваемой точке при наплавке валика на массивное тело


а при однопроходной сварке встык


где r и у - расстояния от рассматриваемой точки до оси шва; см; b = 2p1/(cps); а - коэффициент температуропроводности, а=λ/(ср).

Двучлен в скобках учитывает интенсивность теплоотдачи с поверхности.

Сварка на режимах, при которых скорость охлаждения околошовной зоны выше верхнего предела, вызывает резкое снижение пластичности металла зоны термического влияния из-за ее закалки; режимы, приводящие к слишком малой скорости охлаждения, снижают пластичность и вязкость сварного соединения из-за чрезмерного роста зерна.

При сварке в зимних условиях многие углеродистые и низколегированные стали способны переходить в хрупкое состояние, что создает опасность разрушения конструкции в процессе ее изготовления или эксплуатации. Вероятность хрупкого разрушения тем больше, чем ниже температура окружающего воздуха. Для районов Крайнего Севера, где сооружаются резервуары, используют стали с низким порогом хладноломкости. Но даже при этом для стали классов С52/40 включительно при температуре ниже -25 °С, а для стали классов С60/45 при температуре ниже 0 °С запрещаются ударные воздействия при изготовлении и монтаже, а также резка на ножницах и продавливание отверстий. Эти условия соблюдаются при сооружении магистральных трубопроводов и других конструкций.

Одной из особенностей сварки при отрицательной температуре является также возможность образования в швах горячих трещин. Это связано с тем, что в результате повышения скорости охлаждения возрастает и скорость упругопластической деформации в зоне температур, при которых нагретый металл может находиться в хрупком состоянии. Трещины могут образоваться под действием возникающих при этом усадочных напряжений. Скорость упругопластической деформации при охлаждении можно определить по формуле

где l - линейная деформация; а(Т)-коэффициент линейного расширения.

После подстановки значения dT/dt из выражения (42) получим


На сварочный процесс существенное влияние оказывает ветер. Горение электрической дуги невозможно поддержать при скорости ветра 13 м/с. При скорости ветра 10 м/с прекращаются сварочные работы, так как исследования качества сварных швов при скорости ветра 2,5-9 м/с дали следующие результаты. При химическом анализе металла шва было установлено, что повышение скорости ветра приводит к снижению содержания элементов, раскисляющих металл шва - марганца (от 0,48 до 0,27 %) и кремния (от 0,15 до 0,07 %), а также к повышению содержания азота (от 0,016 до 0,035 %). Эти приводит к понижению относительного удлинения наружных волокон шва при изгибе от 45 до 23 %, и в металле шва увеличивается число пор. Следовательно, по мере возрастания скорости ветра качество сварного шва ухудшается, что объясняется снижением защитного действия газовой фазы дуги при сварке открытой дугой. Приведенные данные показывают на необходимость защиты свариваемой поверхности и рабочего места сварщика ограждением от сильного ветра, сквозняков, дождя и снега. При температуре наружного воздуха - 15 °С и ниже рекомендуется иметь вблизи рабочего места сварщика устройство для обогрева рук, а при температуре ниже - 40 °С - теплое помещение. На монтажной площадке сварочные материалы (электроды, флюс, проволока) должны храниться раздельно по маркам и партиям в теплом и сухом помещении. Флюс следует хранить в закрытой таре. Для работы электроды и флюсы необходимо предварительно просушить и прокалить по режимам, указанным в технических условиях и паспортах, и хранить отдельно от непросушенных и непрокаленных. Просушенные и прокаленные флюс и электроды доставляют на место сварки в количестве, необходимом для работы в одну смену. Для сварки стали класса С60/45 электроды требуется подавать непосредственно из сушильной печи с температурой не ниже 45 °С и использовать в течение 2 ч. У рабочего места сварочные материалы хранят в условиях, исключающих увлажнение.

Читайте также: