Сварочный аппарат с обратным молотком

Обновлено: 15.05.2024

Споттер — это разновидность сварочного аппарата, в котором применяется принцип замыкания электрического контакта с использованием шпилек. Оборудование востребовано для СТО, кузовного ремонта, сборки крупных конструкций из тонколистового металла путем контактной сварки. Рассмотрим устройство аппарата, принцип работы, виды и отличия разных типов. В статье Вы найдете советы, как выбрать споттер, чтобы он соответствовал поставленным задачам.

Основное назначение споттера — выравнивать деформированные тонколистовые части кузова, поврежденные при ДТП или других чрезвычайных происшествиях. К таким кузовным элементам относятся:

Кроме восстановления геометрии, некоторые модели способны соединять две стороны металла контактной сваркой, что облегчает и ускоряет сборку конструкций (например "улитки" приточно-вытяжных вентиляторов), замену вырезанных частей днища авто и т. д.

Благодаря споттеру не требуется разборка обшивки салона, дверей, поскольку большинство работ ведется с наружной стороны машины. Это делает рихтовку проще, быстрее. Есть такие участки кузова, к которым просто нельзя подобраться с другой стороны для выдавливания. Здесь споттер незаменим.

Споттер состоит из источника тока и, рабочих кабелей и пистолета (молоток). Чаще всего это трансформатор с двумя обмотками, который понижает напряжение и повышает силу тока. Другие модели содержат внутри корпуса инвертор, вырабатывающий постоянный ток, частота которого была увеличена в сотни раз в процессе преобразования.

Кроме источника тока есть панель управления для регулировки двух параметров: ампер и длины импульса. На аппарате есть два гнезда для присоединения кабеля с пистолетом и массы. Минусовая клемма крепится на кузове авто, а пистолетом орудует управляет сварщик.

работа

споттер.jpg

Принцип работы споттера заключается в подаче тока при нажатии на курок. При этом пистолет приставляется к поврежденной поверхности. В момент кратковременной подачи тока высокой силы, происходит точечный нагрев поверхности. Этого достаточно, чтобы кончик пистолета приварился к ней. Но тепла настолько мало, что тонкий металл не перегревается, сохраняя свои прочностные характеристики.

Когда кончик пистолета приварен, мастер задействует обратный молоток. Это штифт с перемещающимся по оси грузом. Удар от кузова на себя приводит к вытягиванию вмятой части. Удары можно повторять до тех пор, пока поверхность не вытянется до нужного уровня. Затем кончик пистолета отсоединяют на излом и приваривают дальше по неровности. Операцию повторяют по всей площади повреждения. После споттера на кузове остаются следы контактной сварки, которые потом зачищают шлифовальным кругом болгарки.

Для ускорения процесса применяют специальные приспособления (пуллеры) для вытягивания приваренных шпилек от поверхности металла.

Работают на постоянном токе. Варят мягко, быстро. По габаритам могут быть компактнее аналогов. За счет нескольких преобразований тока исключены скачки. Содействуют экономии электроэнергии. Но цена инверторных споттеров дороже обычных — начинаются от 25 000 руб. Подходят для работы с разного рода металлами кузова, включая иномарки.

Выдают переменное напряжение. Могут быть однофазными на 220 V или трехфазными на 380 V, что определяет мощность аппарата и сферу использования. Трансформаторные споттеры потребляют больше электроэнергии, зато стоят дешевле — от 15 000 руб. Существенный минус — они не способны работать с оцинкованными частями кузова иномарок.

Кроме прихватки обратного молотка и расходников, многофункциональные споттеры способны вести точечную контактную сварку двух пластин вместе. Для этого они оснащаются клещами, на концах которых присутствуют медные электроды. Сдавленные между ними детали нагреваются и свариваются друг с другом. Сведение клещей бывает от пневматического привода (сварщик только нажимает на кнопку) или ручным способом. Многофункциональные споттеры стоят дороже всех остальных, зато позволяют легко приварить сегменты днища автомобиля, пороги.

Хотя существуют небольшие споттеры весом около 10 кг, портативные отличаются еще и конструкцией. В них источник тока совмещен с пистолетом. В итоге пистолет нужно только включить в розетку 220 V. Весят портативные споттеры 2.5-4 кг, поэтому удобны для частой транспортировки, ремонта в полевых условиях от бензинового генератора. Стоят они 20-40 тыс. руб, но справятся только с небольшими вмятинами, поскольку относятся к маломощным устройствам.

При выборе споттера обращайте внимание на производителя модели, функциональность сварочного аппарата, комплектацию и характеристики. Учитывайте ремонтопригодность и отзывы владельцев оборудования.

Малоизвестные фирмы, выпускающие споттеры, имеют мало сервисных центров, а качество аппаратов может быть нестабильным. При поломке к ним сложно найти запчасти для ремонта. Среди известных производителей споттеров лидируют такие компании как:

Рекомендуем обратить внимание на итальянский бренд Telwin, который завоевал репутацию надежного. Компания специализируется на полупрофессиональном и профессиональном сварочном оборудовании. Все аппараты сопровождаются официальной гарантией. Ознакомиться с ассортиментом споттеров Telwin.

Возможности споттеров зависят от характеристик и комплектации. Лучше выбирайте модель с электронным управлением. Здесь время подачи рабочего тока регулируется программно и напряжение отключается автоматически. Работать очень легко.

В механическом управлении продолжительность приварки определяет сам сварщик, удерживая курок нажатым. Из-за нехватки опыта контакт можно недодерживать (будет быстро отпадать) или передерживать (сложно отделить впоследствии, задержка по времени, более глубокие следы для шлифовки, возможны прожоги).

Споттеры комплектуются следующими аксессуарами для кузовного ремонта:

Это не обязательный набор, поэтому при выборе споттера обращайте внимание на полноту комплектации. Чем больше элементов, тем шире возможности оборудования по рихтовке.

Пуллер представляет собой приварной штифт с рычажным приводом. Он позволяет прихватиться в одной точке, опереться об окружающую поверхность и аккуратно вытянуть вмятину. Подходит для небольших повреждений.

Шайбы, гребенки и прочие приварочные элементы необходимы для вытягивания больших вмятин без острых краев. Они оптимизируют работу. По самому глубокому месту повреждения приваривается ряд шайб с расстоянием 10-15 мм или сплошная гребенка. При помощи захвата с крюками и обратного молотка мастер вытягивает сразу значительную площадь, а не воздействует точечно.

Споттер из микроволновки своими руками! Собственная версия исполнения.


Всем привет!
Написано по этой теме много, много толковой информации и очень много скудной. Так всегда с информацией, из того что есть в интернете, только 5% заслуживает доверие…и то эти 5% нужно проверить самому)
Сегодня распишу мою версию изготовления споттера из микроволновки и собственные наблюдения.

Для начала для чего он нужен, споттер?
Просто что бы вытягивать мятый металл на элементах кузова, где нет доступа с обратной стороны. Приварился, вытянул, оторвал. Что бы не кидать кучу шпатлёвки на элементы.
Примерно так это выглядит. Вот видео этого мастера с большой буквы, помогают многим достичь совершенства в кузовном деле… Толковей материала не видел.

Чем я руководствовался при создании подобной поделки?
Ну во первых собственным желанием отдохнуть от надоевшей суеты и что нибудь сотворить очередное)
Ведь отдых это смена деятельности. Иногда конечно хочется просто лежать и ничего не делать, просто восстановить утраченную энергию… Такой метод отдыха приводит к тому, что наши энергетические баки со временем жизни только уменьшаются в объёмах, если мы будем просто восстанавливаться не перегружаясь. Ведь запас жизненной энергии и энергетические баки можно прокачивать как мышцы тела, экстремальными меняющимися нагрузками и отдыхом. Поэтому частая повторяющаяся деятельность не делает нас сильнее или умнее, а наоборот… Линейная жизнь похожа на линию на приборе искусственного поддержания жизни…

Поэтому иногда хочется что то создать и получить заряд позитивной энергии) Взорвать свой мозг или просто нагрузить) Так сказать углубиться с головой во что то новое, но что бы оно было полезно естественно для последующей жизни…
К примеру углубляться в изучение "чёрных дыр" совершенно не охота, оно ведь не пригодится именно сейчас, а забивать голову лишними мыслями совершенно ненужно. Флэшка в голове тоже имеет определённый ресурс, ведь мы используем только 10 процентов от своего мозга, нужно заполнить эти 10% необходимыми именно сейчас навыками)

Кстати до исполнения этого споттера, я пользовался обычным аккумуляторным)


И вы знаете, его хватает для не сложных…и сложных ремонтов. Но сложные работы споттером это утопия… Поэтому если только руку набить.
Дело ведь не только в инструменте. Да инструмент конечно это 10% успеха, но всё остальное это навыки, смекалка, маленькие хитрости и навыки подстраиваться под ситуацию мастера. Гибкость сестра таланта))



Огромный плюс аккумуляторного споттера, что для его изготовления нужны минимум расходов! 2 кабеля толстых, 2 клеммы, втягивающее от стартёра, реле автомобильное, микро кнопка… и конечно аккумулятор, есть у каждого автомобиля)

Ещё большой плюс- он не нагружает сеть. Свет не моргает, бытовые приборы не выходят из строя по вашей вине! Соседи по гаражу или по даче, не будут вам долбить в дверь, с криками!)

В основном у меня не сложные вмятины, поэтому такого прибора хватало за глаза! Естественно аккумулятор садиться и это не удобно при длительной работе. Но в паре с зарядным устройством, прибор подобного типа получил широкое распространение у гаражников! Если к примеру выбирать между вкручиванием саморезов в деталь или приваркой колец полуавтоматом, то аккумуляторный споттер выигрывает в разы!

Оснастку для споттера можно также изготовить самому из подручных средств.
Обратный молоток это шток амортизатора и груз. Мне груз выточил токарь.
Сплиттер изготовлен из пистолета для герметика, пистолет для шайб уже и не помню из чего вроде из газовой горелки)


Но я решил пойти дальше, сделать всё таки прибор от сети.
Изначально хотел сделать споттер на основе ТОРа. Нашёл на свалке тор, нашёл корпус от старого сварочника!


Но это показалось мне каким то долгим геморроем, который за 2 дня не исполнить)
Поэтому Меня заинтересовала тема изготовления споттера из микроволновки! Меня вообще интересует тема изготовления чего нибудь собственными руками)

Для понимания процесса посмотрел много видео…и понял что люди просто обезьянничают друг за другом! У одних методом тыка получается, у других нет! Единственное толковое видео, где можно понять теорию изготовления вот!


Всё посмотрел и понял что нужно действовать!
Мало знать, нужно делать. Как говориться лучше сделать кое как но сделать, чем знать много и не сделать ничего!) Ведь даже в бизнесе и в политике, выигрывают зачастую не самые умные и образованные, а те кто просто поднял задницу от дивана или кресла.или наоборот сел перед компьютером или камерой и что то сдвинул с мёртвой точки!)
Для начала я конечно же разобрал 2 свои старые микроволновки, вытащил из них всё что нужно!


Первым делом стал заниматься трансформаторами, основой споттера. А именно избавляться от вторичной обмотки и шунтов, как показано на видео!
Понял первый факт, ведущий к неудачи… Все современные микроволновки сделана из фуфла! А точнее их трансформаторы!



Обмотки стали алюминиевые. Мало того что алюминий не выбить толком, так ещё и сопротивление первичной обмотки велико, а значит в принципе такой трансформатор мощности не даст большой их на споттер 4 штуки понадобиться)
Поэтому я отложил один из трансформаторов в сторону, потому что второй мой был именно медный!
Микроволновка была 2010 года выпуска. Медные кстати разбираются на ура!


Кабели у меня были, я когда то вместе с ТОРом купил 20 метров кабеля хорошего сечения. обошлось мне это в 2000 р.


Поехал на свалку, точнее в пункт приёма металлолома. Я на этих пунктах уже "свой" человек, потому что собираю там всё что меня интересует) В основном это аппаратура из СССР, от которой кто то до сих пор избавляются, а кто то до сих пор покупает).


Меня интересовали старые микроволновки до 2010 года выпуска и по возможности с грилем, мощные, с большим железом! Прямо на месте я их разбирал и вытаскивал трансформаторы!
С медного трансформатора меди на 150 рублей, я их покупал по 200, алюминиевые вообще по цене чернухи, цена им рублей 50…

Дома смотрел и сравнивал! Нужны были большие трансформаторы с медными обмотками!

На фото видно разницу размеров трасформатора из обычной современной микроволновки и трансформаторов из старых приборов с грилем!


Сначала у меня была мысль сделать прибор из 3х трансов, но я побоялся за свою электросеть в доме! Ведь и одна работающая микроволновка даёт просадку в напряжении, представляете что будет от 3х сразу?)
Поэтому я поехал на свалку ещё раз и нашёл таки хороший транс от мощной микроволновки!)
Так что теперь прибор будет на 2х трансах и вот фото для сравнения!


Заодно нашёл понижающий трансформатор для получения 36 вольт. Точнее не 36 а 30 с копейками, но этого должно хватать…


Прибор будет управляться с кнопки, а значит на кнопку должно подаваться пониженное напряжение. Видел схемы, где люди берут 12 вольтовый понижающий трансформатор для питания автомобильного реле. Реле в свою очередь питает магнитный пускатель на 220 вольт! Вот примерная схема.

Но понимаете в чём дело, зачем так усложнять, столько одновременно контактных элементов задействовать?
Я подумал что это лишнее. Поэтому на той же свалке нашёл магнитные пускатели на 36 вольт. Сразу решается проблема с удалением ненужного контактного элемента (а это задержка по времени включения).

Все детали есть и я приступаю к сборке!
Для начала убрал изоляцию с кабеля. Скрутил его как можно плотнее и стал заматывать изолентами пвх и тряпочной.


После вживил полученный кабель в трансы. Сделал не 1.5 витка, потому что это ни о чём, а по 2.5, что бы на выходе получилось около 6 вольт. Вот так выглядит рабочий процесс)

Следующим этапом была переборка магнитного пускателя. Эти пускатели я ещё перебирал в году 2002 м на холодильных установках) Нужно было притереть все контакты, а так же отшлифовать железо в месте контакта что бы пускатель не гудел и работал бесшумно. Описание переборки пускателя добавляю.


Всё соединил проводами. При подключении трансформаторов, можно перепутать фазу и ноль на первичной обмотке, на вторичной обмотке напряжение будет тогда около нуля. Поэтому подключить нужно правильно.
Куда подключать фазу и ноль на первичную обмотку транса в принципе без разницы. Как и наматывать вторичку, по часовой стрелке или против тоже без разницы.

Рабочая часть готова!


Кабели взял и отрезал каждый по 1.5 метра. С тем расчётом, что если не будет хватать напруги, то массовый кабель если что подрежу.
Клеммы сделал из обычной медной водопроводной трубы диаметром 20.


Кабели соединял подобным образом.


Тут же проверил прибор в действии.
Не жгёт металл и приваривается всё отлично!


Теперь нужно немного придать вида корпусу.
На корпусе краска отлетает, поэтому решил "брызнуть" по быстрому его красочкой. Очистил от старой краски и окрасил.


Потом просто всё собрал в корпус!


Как видно на фото, понижающий транс питает магнитный пускатель на 36 вольт.


Включается прибор автоматом сбоку. Охлаждается с помощью вентилятора на 220 вольт.


Клемма массы имеет внутреннюю приварную часть, снаружи накручивается контактное латунное кольцо. На клеммы надета термоусадка.


Кнопка управления также закреплена на на кабеле с помощью термоусадки. С помощью кнопки подаётся питание с понижающего трансформатора на пускатель. На кнопке соответственно 36 вольт, не убьёт в случае чего)


Вот так выглядит аппарат со стороны управления. Старался по максимуму упростить конструкцию. Никаких лишних кнопочек и лампочек! Включил и работаешь. Кабель питания сечением 3, многожильный, сделал длинным что бы не пользоваться удлинителями.


И конечное фото аппарата с оснасткой!


В итоге аппарат показал себя хорошо, работаю им нормально. Всё приваривает отлично. Может даже прожигать дыры при долгом нажатии кнопки. Не просаживает сильно сеть, так как всего 2 трансформатора и достаточное количество витков. На мелкие споттерные ремонты вполне хватает, а крупные… уж очень много времени занимают и соответственно Маржинальность этих работ не большая, по сравнению с другими… поэтому нафиг!)
Так что рад, если кому то пригодится мой опыт!

Ещё раз подчеркну что влияет на хорошую работу и производительность прибора!
1. Это хороший МЕДНЫЙ трансформатор. Нужна микроволновка с грилем!
2. Хорошие многожильные кабеля с хорошей проводимостью.
3. Всего одна контактная группа в схеме подключения, с распределением нагрузки на контакты. Не нужно кучу релюшек и пускателей…
Всем спасибо. Надеюсь статья будет полезна, при изготовлении вами подобного прибора!)

Обратный молоток и споттер своими руками: подробная инструкция по изготовлению инструмента

Самодельный споттер обратный молоток должен иметь функциональный и эстетически привлекательный корпус – это коробка из пластмассы, металла, дерева. Главное, чтобы у нее была откидная крышка для доступа к внутреннему содержанию: трансформатору, блоку управления, микросхемам, проводам и контактам.

Применение споттера

Рихтовщики в кузовном ремонте применяют множество способов правки металла. Вогнутости на больших площадях (капот, крыша) поддаются простому воздействию резиновой киянки с обратной стороны дефекта. Другое дело – неровности на порогах, крыльях, арках. Тут в ход идут иные методы, один из которых – обратный молоток споттер. Готовый инструмент стоит дорого, поэтому умельцы конструируют его самостоятельно.

Что такое споттер

Это современное высокотехнологичное оборудование, ориентированное на точечную сварку тонкого металла. Кузовщики применяют аппаратуру для восстановления первоначальной геометрии гнутого кузова автомобиля.

Ключевые функции и технические характеристики споттера

Прибор работает без привычных электродов: прикосновением к поверхности аппарат выдает сильнейший токовый разряд. Под действием импульса металл расплавляется. Если на конце оборудования надет съемный наконечник обратный молоток, то одновременно с разрядом насадка выправляет вогнутости. Разогрев и остывание в месте соприкосновения происходят одномоментно: металлу тут же придается былая жесткость, и изначальная форма восстанавливается. Так обратный молоток и сварочный аппарат в тандеме создают самое эффективное рихтовальное приспособление.

Аппарат характеризуется двумя параметрами:

Второй показатель определяет функционал споттера обратного молотка:

  • при стандартной мощности установка выполняет роль споттера;
  • если повысить показатель – это уже оборудование точечной сварки.

Споттер для кузовного ремонта

Споттер для кузовного ремонта

В зависимости от типа преобразователя электротока, различаются инверторные и трансформаторные споттеры. Если вас интересует изготовление установки, возьмите за основу второй тип преобразователя.

Инструкция по изготовлению своими руками

Ключевое достоинство инструмента – легкость в деле выравнивания гнутых кузовов. Исправление геометрии таким способом обходится дешевле замены и покраски кузовных деталей.

Обратный молоток споттер своими руками хорош тем, что регуляторами на приборе можно менять ампераж, а также продолжительность воздействия на поверхность.

Устройство выглядит так: корпус, из которого выходят два электропровода. Первый – масса, второй присоединяется к пистолету, которым и манипулирует кузовщик.

Как работает оборудование: с авто снимают АКБ, подводят массу к корпусу. К пистолету идет электроток. Нажимая на гашетку, мастер производит электрический разряд. Одновременно молотком обратного действия на панели выбиваются небольшие бугорки – разряд попадает ровно на них. Металл становится толще, приобретает первоначальную форму, а бугорки после процедуры зачищаются.

Зная принцип действий установки, собрать оборудование не трудно.

Схема споттера

Рассмотрите и проработайте представленные электросхемы.

Блок питания на схеме выглядит следующим образом:

Схема блока питания

Схема блока питания

Схема споттера

Вы видите две диагонали: мощность преобразователя тока одной из них выше второй. Поэтому преобразователь (Т1) принимает напряжение после включения оборудования. Ток преобразуется и со вторичной обмотки поступает на конденсатор С1 по диодному мосту. Конденсатор накапливает электроэнергию. Напряжение в преобразователе пропускается, поскольку тиристор закрыт.

Чтобы начать сварку, нужно открыть тиристор. Манипулируя переключателем, отсоедините С1 от зарядки. Подсоедините к цепи тиристора. На его электрод пойдет ток, образованный разрядом конденсатора, и откроет последний.

Комплектующие

Главный узел приспособления для рихтовки мятых машин – трансформатор. Для создания нужного электрического разряда подберите 1500-амперный преобразователь тока.

Другие необходимые составляющие, чтобы сделать обратный молоток для споттера своими руками:

  • пистолет – рабочая часть оборудования;
  • сварочные кабели – 2 шт.;
  • обратный молоток;
  • 30-амперное реле;
  • диодный мост (можно снять со старого авто);
  • двухпозиционный контрактор;
  • БУ с тиристором.

Следите за совместимостью резьбовых соединений компонентов.

Трансформатор для споттера

Обычно перемотку преобразователя тока доверяют электрикам. Но, имея магнитопровод из меди, ненужные катушки, можно сделать все самостоятельно:

  1. Срежьте боковины катушек, склейте детали, обмотайте тканью, залейте лаком. Чтобы проволока не перегибалась, на углы наклейте картон.
  2. Наматывайте магнитопровод рядам, прокладывая каждый изоляционным материалом: это защитит катушку от межвитковых замыканий.
  3. Сделайте ответвление провода.
  4. Таким же образом проведите вторичную обмотку с ответвлением.
  5. Выведите магнитопровода из катушки.
  6. Пропитайте конструкцию шеллаком.

Трансформатор для споттера

Трансформатор для споттера

Первичную обмотку присоедините к электросети устройства, вторичную – к выходным зажимам. Учитывая это обстоятельство, рассчитывайте длину выходящих проводов.

Блок управления

В БУ заведите провода, контакты для клавиши «пуск» и других переключателей: регулировки силы тока, времени воздействия электрического импульса на выправляемую поверхность.

Корпус

Самодельный споттер обратный молоток должен иметь функциональный и эстетически привлекательный корпус – это коробка из пластмассы, металла, дерева. Главное, чтобы у нее была откидная крышка для доступа к внутреннему содержанию: трансформатору, блоку управления, микросхемам, проводам и контактам. Снаружи разместите кнопки управления. Не забудьте обработать свой аппарат диэлектрическим материалом.

Подходящий вариант для корпуса – системный блок от компьютера, но есть и другие идеи.

Из аккумулятора

Для работы такого устройства сетевого напряжения не нужно. Вам потребуются старая батарея и втягивающее реле.

Подключение произведите следующим образом:

  • На «минус» подсоедините корпус прерывателя тока и сварочный провод. На конце последнего приварите контакт, предназначенный для крепления к дефектному участку автомобиля.
  • На реле два болта. К одному крепите «плюс» АКБ, к другому – электропровод, который тянется к молотку или пистолету. Длина этого кабеля – до 2,5 м.
  • Также с плюсовой клеммы проведите провод к клавише включения-выключения установки. Длина провода произвольная.

Схематичное изображение споттера из аккумуляторной батареи:

Схема споттера из аккумуляторной батареи

Схема споттера из аккумуляторной батареи

Из бытовой микроволновой печи

Старые микроволновки пригодятся в деле сооружения споттера. Потребуются трансформаторы (2 шт.) и корпус одной печи.

На преобразователи тока намотайте новые вторичные обмотки, иначе силы тока не хватит для мощного разряда.

Все комплектующие соберите по схеме и закрепите на диэлектрическом листе. Поместите конструкцию в корпус микроволновки.

Электрическая схема споттера из микроволновой печи:

Электрическая схема споттера из микроволновой печи

Электрическая схема споттера из микроволновой печи

Процесс изготовления

Когда трансформатор, блок управления и корпус готовы, приступите к изготовлению рабочих элементов оборудования.

Сварочный пистолет

Сварочный пистолет прикрепляется к споттеру электрическим проводом: конец последнего проденьте в отверстие кронштейна, зачистите, припаяйте.

Обратный молоток

Возьмите монтажный пистолет для распыления пены. Далее пошагово:

  1. Срежьте пенный баллончик.
  2. На его место приварите к пистолету стойки – 3 прута диаметром до 10 мм.
  3. Согните из остатка того же прута кольцо 100 мм в диаметре, приварите к прутьям.
  4. Обмотайте кольцо изолентой, чтобы оно в процессе выравнивания поверхности не приварилось к ней.
  5. Срежьте изогнутую часть монтажного пистолета, прикрепите электропрвод.

Обратный молоток с точечной сваркой своими руками готов.

Электрод

Под электродом подразумевается не плавкий элемент в привычном виде. В споттере – это насадки или наконечники цилиндрической формы, выполненные из латуни. Насадки используют в зависимости от типа сварочных креплений: шайбы, шпильки, гвозди.

Самые простые формы можно изготовить самостоятельно, сложные – заказать у токаря.

Обзор обратных молотков для споттера

Приспособление предназначено для использования в автосервисах и СТО со сварочными аппаратами Blue Weld моделей Digital plus 5500 и Telwin digital car spotter 5500. Можно купить обратный молоток для споттера отдельно либо вместе с указанным оборудованием.

Лучший обратный молоток для споттера

Молоток обратного действия применяется в авторемонте для вытягивания вмятин на кузове автомобиля и как съемник при демонтаже деталей ходовой части. Устройство можно использовать для устранения дефектов любых поверхностей из тонкого металла. Инструмент является аксессуаром для споттера (односторонней точечной сварки).

Применение, конструкция и принцип работы

Восстановление геометрии кузовных элементов с помощью данного инструмента производят при невозможности доступа к ремонтируемой поверхности изнутри автомобиля. Чаще всего такая ситуация возникает при повреждениях стоек и порогов. Применение обратного молотка при правке частей кузова, имеющих большую площадь (крыша, капот), неэффективно и рискованно.

Основа приспособления — стержень из прутка или толстостенной трубки, служащий направляющей для массивного бойка-втулки. Штырь проходит сквозь отверстие в грузе и крепится к вмятине с помощью насадок в виде вакуумной присоски, крюка-захвата, чашки или электрода. Противоположный конец стержня удерживается за рукоятку, защищенную от удара бойка упором (гардой).

Основа приспособления — стержень из прутка

Основа приспособления — стержень из прутка

Электрод устанавливается внутри трубки и подключается к сварочному аппарату через адаптер. Захваты цепляются за приваренные к месту ремонта специальные шайбы или скобы. При использовании присоски не надо снимать лакокрасочное покрытие и в некоторых случаях удается довести деталь до заводского состояния без малярных работ.

Обратный молоток приводится в действие резкой подачей груза от насадки к рукоятке. Проделывается это свободной рукой на механическом приспособлении или давлением воздуха — на пневматическом. Конструкцию непросто изготовить самостоятельно — проще купить обратный молоток для споттера. В наборе с готовым изделием могут продаваться разные наконечники, делающие приспособление универсальным.

Обратный молоток к споттеру для точечной рихтовки AIST 67915023 00-00013698

Товар от российского бренда AIST — Auto Instruments and Special Tooling (автоинструмент и специальные приспособления). Компания позиционируется как производитель профессионального инструмента. На рынке страны с 1996 года. Производство налажено на заводе KING TONY (Тайвань).

Обратный молоток к споттеру для точечной рихтовки AIST 67915023 00-00013698

Обратный молоток к споттеру для точечной рихтовки AIST 67915023 00-00013698

Особенностью модели является использование направляющей в качестве держателя электрода. Металл, из которого сделан инструмент, отличается прочностью, твердостью, устойчивостью к коррозии и износу.

Цены на этот обратный молоток, продающийся отдельно от споттера, разнятся в пределах 3800–4700 рублей. Предназначен для использования в автомастерских.

Молоток обратный «NORDBERG» F003

Изделие из Китая. Эта модель отличается от предыдущей наличием пружины между втулкой и наконечником. Подробных технических характеристик нет. Гарантия 12 месяцев.

Молоток обратный «NORDBERG» F003

Молоток обратный «NORDBERG» F003

Купить обратный молоток для споттера можно почти за 4600 рублей. Поставляется как отдельно, так и вместе со сварочным аппаратом.

Обратный молоток «Blue Weld» 722952

Товар итальянской компании Blue Weld, изготовлен в Италии. Фирма специализируется на производстве сварочного оборудования с 1963 года и поддерживает высокие стандарты качества. Продукция бренда представлена в России с 2002 года.

Обратный молоток «Blue Weld» 722952

Обратный молоток «Blue Weld» 722952

Преимущества данного изделия — пружина между бойком и наконечником, удобное подключение к сварочному пистолету. Резиновая рукоятка с широкой гардой снижает ударную нагрузку на руку.

Основные характеристики
Вес в сборе (кг) 2,5
Масса бойка (кг) 1,648
Длина в сборе (мм) 440
Материал Металл
Подключение к споттеру Есть
Вид насадки Нет насадки
Способ подключения Через пистолет для точечной сварки
Назначение Рихтовка и сварка
Гарантия (мес.) Нет данных
Комплект при продаже (ед.) Молоток (1), упаковка (1), документация (1)
Размер в упаковке (длина, ширина, высота (мм)) 440х75х50

Приспособление предназначено для использования в автосервисах и СТО со сварочными аппаратами Blue Weld моделей Digital plus 5500 и Telwin digital car spotter 5500. Можно купить обратный молоток для споттера отдельно либо вместе с указанным оборудованием. Стоимость — 3500–4200 рублей.

Судя по отзывам специалистов, эксплуатирующих обратные молотки, цена и технические параметры всех трех моделей практически одинаковые.

Обратный молоток: виды, применение и ТОП-13 лучших моделей

Решение купить обратный молоток определяется специализацией его применения. Габариты инструмента могут играть существенную роль при ограниченном доступе к детали. Например, выпрессовка форсунок из закоксованных посадочных мест при ремонте дизельных двигателей автомобилей может стать невыполнимой задачей без повреждения головки блока цилиндров. Здесь нужен малый габарит инструмента, лучше всего подойдет с пневмоприводом. Цена на приспособление существенно колеблется в зависимости от способа реализации ударного воздействия и объема решаемых задач.

обратный молоток

Обратный молоток является инструментом, реализующим ударное воздействие изнутри. Это обусловливает необходимость его применения, чтобы выпрессовывать подшипники и втулки с их мест. Также он незаменим для работ по восстановлению формы кузова.

Для чего нужен обратный молоток и как его выбрать

Инструмент предназначен для создания ударного воздействия по направлению к себе. Такие усилия на практике чаще всего бывают востребованы для проведения следующих видов работ:

  • рихтовка и вытяжка вмятин при кузовном ремонте;
  • выпрессовка подшипников из посадочных мест в картере и снятие их с осей вращающихся узлов;
  • выемка маслосъемных колпачков;
  • демонтаж прикипевших к головке блока цилиндров форсунок дизельных двигателей.

Отсутствие узкоспециализированных целей диктует покупку универсального набора с насадками для различного применения. Если планируется проводить исключительно рихтовочные работы в автосервисе, целесообразно приобретать обратный молоток в наборе с насадками, предназначенными для использования со споттером.

В случае ремонта ходовой части пригодится съемник подшипников и втулок с полуосей и выпрессовки их из посадочных гнезд.

Виды обратных молотков

Слесарный инструмент для создания втягивающего ударного воздействия бывает двух типов, в зависимости от способа привода бойка:

Метод сцепления концевика обратного молотка с обрабатываемой поверхностью или деталью в зависимости от конструкции может быть: следующим:

  • вакуумным;
  • на клею;
  • приварным;
  • механическим.

Разновидность обратного молотка

Разновидность обратного молотка

Для реализации соединения обычно применяются специальные насадки. Их конструкция соответствует выполняемой задаче и может представлять собой механический регулируемый узел либо металлический наконечник фиксированной формы, обеспечивающий надежное соединение.

Вакуумные

Используются в кузовном ремонте для фиксации на лакокрасочном покрытии в процессе восстановления деформированных участков, ликвидации вмятин, вогнутостей без повреждения ЛКП, что отмечают отзывы. Сцепление обеспечивается созданием вакуума между резиновой присоской на концевике молотка и обрабатываемой поверхностью. Для этого используется интегрированный в ручку эжектор, питаемый сжатым воздухом компрессора. Возникающее под насадкой разрежение инициирует работу атмосферного давления, прижимающего инструмент к деформированной поверхности. Получается своего рода липучка.

С клееными присосками

Прочное соединение с корпусом авто может обеспечить специальный клей, наносимый на съемную присоску, похожую на грибочек. После рихтовки связующее размягчается нагревом и удаляется с ЛКП. Не требует последующей покраски.

Приварные

Фиксация с помощью точечной сварки применяется для выправления глубоких вмятин. В этом случае без частичного или полного снятия лакокрасочного покрытия не обойтись. Прихватка к поврежденной поверхности осуществляется с помощью специальных аппаратов для контактной сварки — споттеров, питающихся от электросети.

Механические

Этот тип сцепления реализуется чаще всего применением цанговых захватов, облегчающих демонтаж подшипников и форсунок. Для последних удобнее всего обратный молоток с пневмоприводом от воздушного шланга. Узел крепления может быть рассчитан для использования с внутренним отверстием втулки при демонтаже из посадочного гнезда. Для выпрессовки с полуосей подходят устройства, прикрепляемые к внешнему ободу подшипника, или специально сконфигурированные насадки для работы со ступицами колес.

Рейтинг лучших обратных молотков

Обзор некоторых моделей кратко описывает их характеристики и область использования. Круг задач, для решения которых потребуется купить обратный молоток, способна сузить лишь его цена. Специализированные инструменты стоят дороже, несмотря на ограниченность применения. Но и качество их изготовления, как правило, выше.

Обратный молоток Force 665b

Этот универсальный набор подойдет для рихтовщика. Использование его поможет восстановить геометрию кузова приложением локального втягивающего усилия. В комплект входят приспособления в виде насадок на несущий штырь, по которому скользит ударный грузик весом около 4 килограммов.

Обратный молоток Force 665b

Обратный молоток Force 665b

Имеются крючья для захвата и выправления трубчатых конструкций, насадка для точечной прихватки рихтуемой поверхности и плоские приварные лопатки. Есть полуметровая цепь с крюком.

Для использования с конкретной целью из отдельных частей, входящих в набор, собирается соответствующая конфигурация. Все детали помещены в предусмотренные для них места удобного транспортабельного футляра из жесткого пластика.

Молоток обратный Blue Weld 722952

Приспособление является частью универсального сварочного комплекта TELWIN для споттера артикул 802604. Может быть использовано с аппаратами этого производителя марок Digital Car Puller 5000/5500, Digital Car Spotter 5500, Digital Plus 5500.

Молоток обратный Blue Weld 722952

Молоток обратный Blue Weld 722952

Основная сфера применения — работа с вмятинами различной конфигурации, выправление дефектов кузова и его несущих частей методом, реализующим ударное воздействие изнутри. Сцепление с металлическими элементами обеспечивается контактным привариванием концевика BlueWeld 722952 с помощью электрического споттера. Последующее постукивание бойком по ручке обеспечивает постепенное выравнивание поверхности и устранение ее дефектов за счет возникающего усилия изнутри. Пружина в месте крепления насадки предохраняет ее от случайного воздействия грузика.

Обратный молоток для внутренних и внешних подшипников «МАСТАК» 100-31005C

Специализированный набор включает в себя трехлапые съемники с захватом обода или втулки демонтируемой детали. Литой стержень со стопором представляют собой единое целое, по которому скользит ударная гирька. Т-образная рукоять обеспечивает удобный хват инструмента при работе. Фигурная проточка грузика под ладонь предусматривает наличие двух предохранительных упоров с торцов для предотвращения травмирования рук.

«МАСТАК» 100-31005C

Фиксация захватов обратного молотка для снятия подшипников с осей обеспечивается упорной гайкой с накаткой, прижимающей насадку к стержню. Выемка из гнезд проводится с помощью адаптера с расклинивающим лапы съемника конусом. Все компоненты набора изготовлены из высококачественной стали.

Универсальный обратный молоток с принадлежностями «МАСТАК» 100-40017C

Целью использования данного набора является демонтаж подшипников и втулок с полуосей, ступиц, а также других работ по выпрессовке сопрягаемых вращающихся частей. Съемные лапы могут устанавливаться на двух- или трехконцевой кронштейн, навинчивающийся на стержень. Таким образом обеспечивается подходящий захват снимаемой детали.

«МАСТАК» 100-40017C

В комплект входят 2 приспособления отличающейся конфигурации для работ при разборке ступицы. Применение обратного молотка не ограничивается выпрессовкой внутренних и внешних подшипников. Имеется насадочное приспособление со специальным шурупом для прихватки контактной сваркой к деталям кузова. Это расширяет функционал инструмента для использования при рихтовке автомобиля.

Направляющая, по которой скользит ударный груз весом 2,8 кг, заканчивается Т-образной ручкой, удобной для хвата. Защита от случайного удара по руке обеспечивается стопором в виде утолщения на несущем стержне.

Обратный рихтовочный молоток с комплектом принадлежностей «МАСТАК» 117-00009C

Специализированный набор для восстановления геометрии поверхностей и несущего профиля металлических конструкций. Для сцепления с элементами, подвергающимися ударному воздействию, применяются 2 способа:

  • контактная сварка;
  • механический захват.

«МАСТАК» 117-00009C

Реализация обоих методов осуществляется с использованием специальных фигурных насадок, которые будут удобны для каждого конкретного случая:

  • закругленные крючья для зацепления трубчатых деталей;
  • плоские лопатки для прихватки к поверхности;
  • адаптер для точечной фиксации;
  • цепь с крюком.

Рукоять приспособления навинчивается на стержень при сборке инструмента. Весь комплект поставляется в жестком пластмассовом футляре, удобном для хранения и переноски.

Набор F-664A: съемник подшипников с обратным молотком универсальный 26 предметов в кейсе

Комплект инструмента для выпрессовки деталей из посадочных гнезд, с осей и ступиц. Поставляется в виде универсального ударного механизма. Состоит из литого стержня со скользящим по нему грузом и набора специальных насадок, предназначенных для захвата и удержания демонтируемых элементов. Рукоять Т-образная, отделена от бойка литой наковальней.

Набор F-664A

Большое число идущих в наборе приспособлений обеспечивает удобство применения обратного молотка. Быстрая сборка нужного захвата и его закрепление на концевике стержня расширяет сферу применения. Наличие двух типов специализированных съемников облегчает демонтаж узла ступицы. Имеется 3 вида лап для ободов подшипников разной величины. Кронштейны для сборки захватов предусмотрены двух- и трехконцевые. Есть упорная гайка для фиксации смонтированного на стержне приспособления.

Специальный шуруп, накручивающийся на направляющую с помощью шестигранника, рассчитан на возможность приваривания к металлической поверхности и ее последующей правки.

Все принадлежности в разобранном виде упакованы в жесткий пластмассовый транспортировочный футляр.

Обратный рихтовочный молоток 12 предметов «Дело Техники» 855130

Используется для обработки металлических частей, доступ к которым затруднен или невозможен изнутри. Ударное воздействие создается скользящим по стержню литым грузиком. Соприкосновение с ограничителем вызывает кратковременное втягивающее усилие.

«Дело Техники» 855130

«Дело Техники» 855130

Универсальность применения вытекает из широкого набора приспособлений различной формы, обеспечивающих хороший контакт и удобных в каждом конкретном случае. В комплекте есть:

  • плоские приварные лопатки;
  • прямоугольный захват;
  • крючок для рихтования цилиндрического профиля или зацепления скоб;
  • насадка с шурупом для точечной прихватки;
  • цепь с адаптером.

Весь набор помещен в пластиковый кейс с ручкой для транспортировки.

Молоток обратный скользящий с набором съемников 17 пр. AMT-66417

Молоток обратный скользящий с набором съемников 17 пр. AMT-66417

Молоток обратный скользящий с набором съемников 17 пр. AMT-66417

Направляющий стержень с одной стороны имеет резьбовой наконечник для крепления насадок, с другой — перпендикулярно ему интегрирована ручка. Утолщение на стержне между рукоятью и бойком, служащее точкой приложения удара, одновременно предохраняет от получения травмы.

Кроме помощи в демонтаже подшипников, инструмент может использоваться в рихтовочных работах. Для этого предусмотрена специальная насадка в виде шурупа, закрепляемая на стержне шестигранником под ключ.

Набор съемник подшипников цанговый с обратным молотком АТА-0198А

Специализированный профессиональный комплект тайваньского производителя Licota предназначен для демонтажа подшипников из установочных гнезд в картере двигателя, трансмиссии и других узлах. Извлечение осуществляется выпрессовкой с предварительной фиксацией во внутренней втулке цангового зажима, которых в комплекте имеется 8 штук. Это дает возможность работать с отверстиями диаметром от 8 до 32 мм. Небольшой диапазон раскрыва рабочих пальцев захватного устройства обеспечивает его надежную фиксацию в отверстии.

Набор съемник подшипников цанговый с обратным молотком АТА-0198А

Набор съемник подшипников цанговый с обратным молотком АТА-0198А

Для удобства демонтажа в набор АТА-0198А входит специальная рамка съемника. Направляющий стержень заканчивается с одного конца поперечной ручкой, на другом имеется резьба для крепления цанги. Все элементы помещены в жесткий пластмассовый футляр для хранения и транспортировки.

Обратный молоток F004

Рихтовочный инструмент производителя Wiederkraft предназначен для вытягивания вмятин, а также исправления и удаления дефектов металлических поверхностей кузова. Наконечник выполнен в форме крюка, который может как механически цепляться к восстанавливаемому участку, так и привариваться с использованием электронного споттера.

Обратный молоток F004

Обратный молоток F004

Боек молотка выполнен из высококачественной нержавеющей стали с проточкой для пальцев. Рукоять изготовлена из твердой пластмассы для изоляции при подключении сварочного аппарата. На рабочем конце имеется пружина, демпфирующая случайный удар по нему грузика.

Набор — цанговый съемник подшипников с обратным молотком «Станкоимпорт» KA-2124KH

Комплект для демонтажа устройств сопряжения вращающихся и неподвижных частей. Фиксация инструмента во внутренней втулке осуществляется раздвижными пальцами зажима. Всего в набор входит 8 цанговых захватов с диапазоном раскрыва четырех лепестков 2 мм. Это обеспечивает возможность извлечения подшипников с диаметром отверстий от 8 до 32 мм.

«Станкоимпорт» KA-2124KH

Для закрепления используется специальная гайка с накаткой для навинчивания на распорный конус. Усилить фиксацию можно гаечным ключом, под который имеются 2 шлица.

В цанговый съемник подшипников с обратным молотком входит специальная крепежная рамка. По функционалу данный инструмент от «Станкоимпорта» почти не отличается от продукции АТА-0198А бренда Licota. Все детали комплекта изготовлены из высококачественной инструментальной стали. Для их размещения предусмотрены индивидуальные посадочные места в прочном пластмассовом кейсе с рукояткой для переноски.

Съемник инерционный (обратный молоток) оцинкованный KS-1780

Производитель King представлен универсальным набором KS-1780, который пригодится при любых работах с ходовой частью автомобиля. В комплекте есть узел для демонтажа подшипников с полуоси, 2 переходника для крепления к элементам ступицы, несколько вспомогательных адаптеров.

King KS-1780

Все детали набора «Кинг» литые и штампованные, подвергнуты оцинковыванию с целью воспрепятствовать коррозии. Исключением являются кронштейны и коническая упорная гайка, выполненные из высокопрочной инструментальной стали.

Для удобства доступа к извлекаемым подшипникам захваты могут быть сформированы как двух-, так и трехлапными. Это достигается использованием соответствующих кронштейнов с разным количеством проушин.

Имеется возможность проведения рихтовочных работ с помощью привариваемого к вмятине наконечника. Он навинчивается на рабочий конец стержня обратного молотка и в дальнейшем ударами бойка создается локальное выдавливающее усилие, исправляющее форму.

Для транспортировки инструмента предусмотрен жесткий пластиковый футляр с ручкой.

Набор инструментов предназначен для извлечения из посадочных гнезд разного рода втулок. Выпрессовка происходит ударным способом с использованием движущегося по направляющему стержню грузика, создающего выталкивающее усилие. Конструкция предусматривает плотную фиксацию трехлепесткового цангового зажима в отверстии подшипника с помощью гаечных ключей. Затем к хвостовику цанги подсоединяется механизм обратного молотка VERTUL. Посредством скользящей тяжелой гирьки наносится серия ударов, способствующих извлечению детали из посадочного места.

VR50148

Читайте также: