Сварочный провод в автозвуке

Обновлено: 21.09.2024


Ну в результате я всё-таки решил, что проводам МИСТЕРИ*, сделанным из аллюминия не место в моей звуковой системе и решил заменить их на медные провода сечением чуть побольше (16 кв. мм.).

*Поясню, для тех, кто не в курсе, как по началу и я — не обратил на это внимания: МИСТЕРИ делает алюминиевые кабели омеднённые снаружи, кажется, что они медные, на самом деле сделаны из аллюминия. Т.к. алюминий проводит ток немного похуже, чем медь, могут возникать в последствии всякие не приятные моменты, вплодь до отгорания силовых клемм от усилителей или клемм на аккумуляторе (я уже пару раз видел "качество" кабельной продукции МИСТЕРИ своими глазами), сюда же можно отнести и продукцию под маркой ПРОЛОДЖИ

Как это ни странно, после изъятия старых проводов из недр машины, оказалось, что я уложил силовые провода питания системы усилителей отнюдь не производства МИСТЕРИ (я на полном серьёзе считал, что это мистери), оказалось, что на музыку проложен кабель Challenger сечением 8 AWG (то есть это провода с сечением 8.37 кв. мм. диаметром 3.264 мм., предполагаю, что это диаметр медных жил без учёта изоляции).


Провода МИСТЕРИ у меня оказывается питают дистрибьюторы с которых я снимаю питание для CARPC, считаю, что алюминиевые провода сечением 8,3 кв. мм. — вполне достаточная проводка для питания компьютера в машине, поэтому их трогать не стал.

Диаметр медной части провода 6 мм., наружный диаметр с учётом изоляции 8 мм.

В общем я посчитал, что их применение для моих целей допустимо.



Закупил 2 отрезка кабеля (чёрного и красного цветов), каждый длиной 12 метров. Возможно покажется, что многовато, но на практике — у меня осталось всего 2,5 метра чёрного кабеля.
Так же закупил разрезных гофр ещё разных диаметров кучу, клеммы для кабеля сечением 16 кв. мм. под пайку и с кольцом, имеющим отверстие под болт М6 (это как раз диаметр болтов на конденсаторе, клеммах АКБ и клеммах усилителей).


Всё притащив домой, я начал пытаться распаять клеммы газовым паяльником Dremel VersaTip,


но не тут-то было! Удалось лишь слегка облудить наружные жилы кабеля.
Пришлось купить ещё и газовую горелку


Дальше нудный процесс распайки клемм и обжима кувалдой :-)
На каждый распаянный наконечник я надевал термоусадочный кембрик с клеевой основой внутри


В результате получилось как-то так:






Немного ранее я выкинул автомат-предохранитель Prology PFD-4383A, о котором я писал ранее, он стал дурить и похоже к тому же "тянуть" с АКБ на разряд какие-то токи.
Вместо него я установил блок предохранителей Stinger SPD5124 и установил его на самодельный кронштейн рядом с АКБ



Используются 2 линии питания, одна на питание CARPC и вторая на усилители, на каждой линии висит отдельный предохранитель на 80А.
Правда возникла не большая заминка при замене кабелей, новый кабель имеет диаметр медной части 6 мм., а дистрибьютор рассчитан по входам 2х4Ga (5,1 мм.) и по выходам 4x8GA 3,25 мм.), пришлось немного "заузить" диаметр кабеля, который уходит на усилители, чтобы он пролез в клемму дистрибьютора.

ЭТО ВСЁ БЫЛИ РАДОСТНЫЕ ВЕСТИ, а теперь о грустном:

Я хотел использовать силовое реле Gruner 750 для выключения и включения силовой проводки всей этой системы в автоматическом режиме по импульсам от сигнализации, НО при первом включении реле сначала включилось, потом я его выключил и … оно в этот момент погорело!
Всё — конец всей идее!
То есть я изготовил для реле красивый кронштейн и даже выкрасил его в цвет кузова с лаком :-)


затем с трудом установил его (буквально затолкал рядом с АКБ) и протянул к нему все провода


и всё это в одну минуту пошло прахом! :-)

Меня теперь терзает вопрос — почему же сгорело реле? ? ?
вариантов в уме несколько:

Первый вариант:

я изменил схему управления включением реле с плюсового импульса на минусовой (при этом советовался с продавцом, он тоже подтвердил, что так можно сделать)
Производитель даёт данные, что реле включается и выключается по подаче на 1-й или 4-й вывод фишки управления плюса, при этом выводы 1 и 4 должны быть постоянно подключены на минус (см иллюстрацию ниже)


я подумал, что по идее ничего страшного не будет, если я подам на 2-й и 3-й выводы постоянный плюс, а включать буду и выключать реле минусовыми импульсами на 1-й и 4-й пины
!ВАЖНО! нельзя путать полярность подключения на фишке управления, то есть нельзя в контакты, рассчитанные на подачу плюса, подавать минус и наоборот — реле сгорает от этого ТОЧНО!
кто его знает, может в этом как раз и причина кроется, но в итоге оно при первом пуске задымилось и запахло и теперь все 4 пина в этой фишке звонятся между собой ( — при этом силовые контакты не звонятся, реле сейчас находится в выключенном состоянии

Второй вариант:

в момент первого включения, я провафлил и кондёр пустой ёмкостью 1 фарада был подключен к силовым проводам, а не через сопротивление (для его плавной зарядки) и в этот момент кондёр схавал ток такой силы, при этом хорошенько зарядившись, что реле не выдержало такого тока, но странно, у реле силовые ноги были холодные, а именно часть корпуса, где всё управление находится очень прилично нагрелась

в общем тайна покрытая мраком — почему так ?!

Я подумал, подумал и решил в итоге выкинуть из системы конденсатор, поставить в этом месте дистрибьюторы питания и посмотреть на токи потребления без конденсатора, т.к. вычитал на форумах уже несколько случаев, когда тянули с АКБ именно конденсаторы.
Попробую, промеряю, поэксплуатирую так для начала.
Если всёравно музыка будет "тянуть" разряд с АКБ, буду думать над возможностью установки реле Stinger SGP32 на 200А, всё по тому-же принципу, с управлением от сигнализации на отключение\включение.

Сварочный провод кг-35 для усилка DLS-ma41


Можно ли поставить саварочный провод кг-35 для усилка DLS-ma41. Просто в городе или сварка или алюминий по 100 руб за метр.



Ну я о сварочном кг-35 и говорю. Просто в одном магазе начали лечить типа в сварочном кол-во проводников меньше и он не очень подходит для автозвука, типа чем больше в проводе проводников тем лучше) Вот и решил спросить у знающих.

Нормально будет. Даже с запасом ещё на один усилитель.


А что они звук от аккумулятора слушают? Офигеть… А спроси ка направление при подключении силового от акка нужно соблюдать? И предложи тест, лучше на деньги (если большие я даже приеду), отличат ли они КГ-35 от чернова допустим, в слепом тесте. Чернов могу привезти.

Если честно ничего кроме теста не понял) Скажите просто стоит или нет? Просто с цен на медный кг 25 от daxx я "худею". Почему такая большая разница, вот что еще интересно.


вот ты ржешь, а вот звук отличается! и это факт

Отличается если подключен разными силовыми проводами? Где и на какой системе слушали? Состав системы, проводилась ли слепая прослушка (когда вы не видите как переключают провода)?

Воу воу. Умник палехче)

Ну так что? ))) Я слышу разницу между акустическими (и то не в слепом) и в слепом можно отличить межблоки, но силовые это что-то из области фантастики. Конечно если ты будешь КГ 25 питать сабовый моноблок или Даксом 0 Га, разница может и будет, потому что КГ25 может не хватить. Но за цену Дакса 0 Га, кидай КГ 70, фигли играться.


StP-TehnoTeam


У ПВ-3есть ещё один минус- это тонкая изоляция, которая на морозе дубеет

Да, забыл, у нас на юге -10 уже страшный мороз просто…

)))) ну у нас то по ниже будет)))

а зачем гнуть изоляциб проложенного силового провода?)))

ну есть всякие факторы, изоляцию у ПВ-3 легче перетереть, дороги то у нас не ровные от тряски где то может перетереть, если не поуму проложен

дык если не по уму то и дакс перетрется и кг. верно?))

верно, но пв больше подвержен этому))))

дык в школе еще говорили мол ставь кг на музло!


Они говорят правильно на счет количества проводников, но исходя из бюджета, КГ наверно один из вариантов, который можно рассматривать. Так что покупай и ставь).

что прально? что чем больше проводков тем лучше звук?)))) Продаваны как я понял это утверждали.

не, не звук, он же про силовой провод писал, как понял я))

дык а что лучше то?

в силовом кабеле, на сколько я знаю, чем больше тонких проводков собранных в единый пучок, тем меньше потеря тока ?

Ну и гибкость более лучшая, хотя КГ не хуже гнется, у меня у самого КГ

Да? А мне учитель физики говорил что важна лишь площадь сечения проводники и его длина.

Точно. Все, молчу))


эта ужО обмусоленная тема.в кг плотность между проводочками меньше.чем у "специальных"(даксоподобных). и вывод такой допустим у КГ35 в реальности примерно 30мм, а у даксоподобных полные 35мм будет.ну и у даксоподобных жилки тоньше а значит мягче для прокладки…ну и для меня самый весомый аргумент в пользу фирмовых, что оплетка выдерживает большую температуру чем КГ.Вот и все .ВЫВОД --БЕРИ КГ И ГОФРУ (Змейку) и все!_____ МЕДЬ ОНА И В АФРИКЕ МЕДЬ…НУ А ТЕ КТО СЛЫШУТ РАЗНИЦУ В ЗВУКЕ ОТ КАБЕЛЯ ПИТАНИЯ ОДИНАКОВОГО СЕЧЕНИЯ?! ТО НАВЕРНОЕ ИМЕЮТ УШИ С ИНФРОКРАСНЫМ УЛОВИТЕЛЕМ


у дакса изоляция выдерживает больше температуру чем кг? =0 а ссыли на тесты есть? Чот не знал об этом моменте.

ну как в теории написанно. что вроде так и есть по температуре. ну а по факту кг тягают годами по гаражам и в любых условиях.а тут ое один раз ляжет и все я конечно за КГ

надо инфу поискать. самому интересно

Силовые кабели DAXX соответствуют всем современным стандартам по установке автомобильных усилителей. Все кабели многожильные, изготовлены из луженой бескислородной меди и защищены сверхэластичным изолятором с рабочей температурой до +128 оС. Поверхность медных жил оловом для защиты от окисления, что важно при установке его под капотом автомобиля. Провода сплетены подобно канату, что придает кабелю гибкость и позволяет прокладывать его в труднодоступных местах. Новый тип изоляции придает кабелю гибкость, которая не уменьшается даже при температуре -18 оC.
Поставляется в четырех цветах: красный, черный, синий и белый. При заказе укажите цвет.

я не про рекламу я про тесты. щас пишут чо хочешь


У меня в паспорте тоже много лет было слово "МУЖ.". Хотя я был холост… На заборе, как и в проспектах напишут всякое.

МУЖ -это мужчина если что…а потом ты КЕМ СТАЛ?

Различают следующие модификации силового гибкого кабеля:

КГ-ХЛ – кабель гибкий, холодоустойчивый, морозостойкий, для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями. Работает в температурном диапазоне от -60°С до +50°С. Изолируется холодоустойчивой шланговой резиной;
КГН, КГН-Т – кабель гибкий, не распространяющий горение, пожароустойчивый, с пониженным дымообразованием, с оболочкой из маслостойкой резины на основе полихлоропрена;
КГ-Т, КГН-Т – кабель гибкий, в тропическом исполнении, применяется в районах с жарким тропическим климатом. Диапазон рабочих температур кабеля – от -10°С до +55°С. Изолируется оболочкой из антисептированной резины. Жилы – медные, лужёные оловом или припоем, с 40-процентным содержанием олова;
КПГС, КПГСН – провод повышенной гибкости, с жилами повышенной гибкости и профилированным сердечником;
КТГ – кабель теплостойкий гибкий, с теплостойкой изоляцией.

Вопрос на засыпку мне как то сказали что у провода есть направление по надписи слево на право от источника до потребителя миф ли это

напрвление есть у межблочных

а сам как думаешь?

А еще вопрос, + и — надо тянуть от акб или можно минус с кузова взять? И чем отличаются эти способы?

Подготовка питания для усилителя. Впайка кабеля в клеммы.


Пока машина разобрана. Сварщик еще занят и не может заняться моим стаканом. Решил не терять время ибо потом следует инстал музыки. Самое главное это хорошо за питать усилитель.
Немного по кабелю питания. Сейчас очень много самого разнообразного товара и каждый производитель хочет снизить цену чтобы его товар был самым популярным, но в один момент оказывается что товар КРАСИВ и БЕЗУПРЕЧЕН с виду. А на самом деле полная ерунда.
По ценам акустические силовые провода от 80-200 рублей это омедненные алюминиевые провода. Ставить их я не рекомендую.
Хорошие медные провода стоят от 300 и до 600 рублей за один метр. Это очень крутые фирменные красивые провода. Медные и безкислородные. Но все таки если покупать на машину 10-12 метров то это очень уж дорого выходит для моей бюджетной системы.
Поэтому мой выбор пал на силовой кабель КГ-25.
Силовой сварочный кабель КГ предназначен для подвода тока от сварочного аппарата или источника питания к электрододержателю и свариваемому изделию. Для кабеля кг 25 допустимый сварочный ток 240 А. Эта цифра значительна и даже если в дальнейшим буду менять усилок или ставить второй то пропускной способности кабеля мне хватит.
Любую другую информацию если вам интересно можете найти в интернете. Но так как это сварочный кабель, то понятно что он предназначен для работы в самых разнообразных условиях.

Купил 12 метров кабеля и 10 метров гофры подобрал так чтобы кабель точь в точь помещался ибо кабель и так толстый.
Так же купил клеммы и термоусадку.



Терминал на усилке не очень((( поэтому пришлось переделать клеммы чтобы хорошо закрепить клеммы.



И так вроде все есть и готово. НО КАК ЗАКРЕПИТЬ КАБЕЛЬ В КЛЕММЕ. Обжимать не чем. Просто заколотить молотком не хотел…

Поэтому решил спаять ибо пайка ко всему еще защитит кабель от окисления.
С припоем у меня проблем нету))) поэтому смотрим что сделал)))

Пере началом запайки кабеля. Надо обработать зачищенный кабель и клемму канифолью.



Потом лучше облудить кабель. Паяльником делать долго мне было лень поэтому взял железную банку растопил олово и просто окунул кабель.





Все почти все готово к впайке кабеля.
Подготавливаем олово чтобы разогреть его в клемме.


закрепляем клемму в тисках.


Так же газом греем клемму до того пока олово не расплавится.


И вставляем кабель в клемму. Сразу же немного зажимаем тиски. и ждем пока не остынет.


Удаляем лишнее олово которое вытекло и изолируем соединение.


Ну вот как то так прошла впайка кабеля как это соединение покажет себя на практике будет видно… Пока ничего сказать не могу… Время покажет. Извиняйте за качество пока не на что делать хорошие фотки. Но думаю скоро появится)

Автозвук ч.13 Провода(Силовые, акустические, межблочные)



Теперь более подробно поговорим о калибрах, разновидностях и материалах проводов.

1. Американский калибр проводов (AWG от англ. American Wire Gauge) — американская система маркирования толщины проводов, использующаяся с 1857 года преимущественно в США. Но сеичас получила распространение по всему миру благодаря автозвуку. И эти аббревиатуры реально используют в автозвук, когда спрашиваешь какои у тебя протянут силовои провод ? то в ответ могут сказать ОГа(Ga) или просто нулевка.Что это это такое ?
В этой системе меньшему числовому значению соответствует более толстый провод. Такое «перевёрнутое» обозначение диаметра сложилось исторически: проволоку изготавливают волочением, и номер (калибр) обозначает количество последовательных протягиваний через всё уменьшающиеся отверстия в волоке до получения нужного диаметра. Так, для получения проволоки AWG 24 диаметром около 0,5 мм заготовка AWG 0 диаметром свыше 8 мм протягивалась 24 раза. В калибрах AWG довольно часто обозначают не только размеры (диаметр, сечение) проводов, но и размеры прутков, стержней, трубок.


Шестая степень отношения диаметров двух соседних калибров AWG очень близка к 2 (2,0050, что превосходит 2 всего на четверть процента), из чего вытекают следующие простые правила:
удвоение диаметра провода ведёт к уменьшению калибра на 6 (то есть провод AWG 8 примерно вдвое тоньше провода AWG 2);
удвоение площади сечения провода ведёт к уменьшению калибра на 3 (так, два провода AWG 14 примерно соответствуют одному проводу AWG 11 по площади сечения);
уменьшение калибра на 4 увеличивает ток плавления провода в два раза (например, медный провод AWG 18 плавится при токе 83 А, а аналогичный медный провод AWG 14 — при токе 166 А).
Также известно, что уменьшение калибра на 10 (например с 10 на 1/0) увеличивает площадь и вес примерно в 10 раз и уменьшает сопротивление примерно в 10 раз.


2. Виды проводов. Я даже раньше и не представлял, что в автомобилях столько разных видов проводов и они выполняют разную функцию. Выбор проводки я оставил не просто так на последнее, чтоб правильно подобрать провод и вымерить сколько нужно, надо знать и сколько будет аккумов, динамиков, усилков и какие они будут, это все надо знать, только после этого мы уже сможем рассчитать и подобрать кабель.
а)Силовой провод — кабель, это многожильный, как и акустические провода, чаще медный провод в диэлектричекской изоляции. Предназначен для подключения электропитания усилителя ( ей ), от АКБ . Подбирается в зависимости от потребляемой мощности аппаратуры, длинны кабеля и по ценовым и дизайнерским качествам. Обычно выполнен в виде одиночного провода. Для экономии денежных средств не в ущерб прямому назначению применяют электротехнические силовые кабели. Из соображений безопасности в цепь питания, плюсовой провод, ставят предохранитель не далее 30-40 см от источника тока.
Подбор сечения кабеля не такои сложный, но нюансы тоже есть:
Чтобы подобрать нужный «калибр» силового кабеля для усилителя, нужно сначала вычислить, сколько потребляет это устройство. Для этого складываем номинальную мощность всех его каналов, умножаем ее на два (вычисляя максимальную мощность для усилителей класса АВ, у которых КПД равен примерно 50%) и делим на 13 (усреднённое значение напряжения ботовой сети автомобиля при запущенном двигателе и заглушенном). Например, потребление стандартного 4-канального усилителя с номинальной мощностью 4х50 Вт вычисляем по формуле: 50*4*2/13 = 30. То есть данный усилитель потребляет 30 ампер тока.
Затем определяем расположение усилителя в салоне: если он будет размещен под передними сидениями, то длина силового кабеля будет около 3 м, а если в багажнике – 5 м. Затем, зная длину силового «плюсового» кабеля и потребление усилителя (или усилителей), с помощью таблицы подбираем «калибр» силового кабеля.


Куплен силовои кабель Stinger SXW130C XPRT series 3/0Ga




Stinger SXW130C — уникальный медный (OFC) силовой кабель калибра 3/0 Ga (000 Ga или 85 мм²) для подключения сверхмощных усилителей звука. Каждая из 6272-х медных жил кабеля покрыта специальным антикоррозийным сплавом серебра и олова. Это полностью предотвращает окисление меди на всей поверхности проводника, в отличие от обычной меди, которая при условиях эксплуатации в автомобиле (повышенная влажность, перепады температуры, вибрации) быстро окисляется в местах контакта и пайки, делая звучание автомобильной аудиосистемы не эффектным уже через несколько месяцев эксплуатации. Stinger SXW130C имеет мягкую силиконовую изоляцию, что сохраняет эластичность кабеля даже при минусовой температуре. По совокупности характеристик аналогов не существует!

Характеристики:
Калибр: 000Ga(3/0Ga)
Состав: бескислородная медь OFC луженая сплавом серебра и олова
Кол-во жил: 6272
Цвет изоляции: прозрачный
Дополнительно: эластичная силиконовая изоляция
Цена: около 3000 руб. за метр
Куплен: Б/У 12000 руб. за 17 метров

Б) Акустический провод — это специальный провод, который служит для передачи звуковых сигналов от усилителей к динамикам. Силовые и акустические кабели имеют одинаковое строение, а отличаются только изоляцией и сечением (количеством жил, проводящих ток, или, говоря проще, толщиной кабеля). На их ценообразование влияет несколько факторов. В первую очередь — материал изготовления. В основном в автозвуке используются медные, а также существуют кабели из серебра и стали. Самые дорогие кабели — серебряные, медные — немного дешевле, кабели из алюминия и стали — наиболее доступные. но вниманию тут стоить уделить изоляции, она должна быть очень эластичная и устойчивая к постоянным изгибам, так как динамики находятся в двери. В роли изолятора могут применяться самые разные диэлектрики (даже воздух в специальных полых трубках). Сильно уходить в дебри не буду, а их там не мало, голова пухнет от разных извращении аудиофилов. В основном используют сечение 2.5мм и 4мм, я остановился на на 2.5мм, хотя уже думаю надо было взять 4мм)))По расчетам необходимо 35м провода с небольшим запасом в 10%.

Куплен акустический кабель Pride 2*2.5 мм2


в)Межблочные провода – кабеля соединяющие магнитолу и усилитель, называют межблочными (потому что они находятся между двумя блоками). Эти кабели должны передавать низкоуровневый звуковой сигнал с минимальными потерями. На их ценообразование влияет качество изготовления, защищённость от помех и точность передачи музыкального материала. Межблочные кабели обычно имеют конструкцию — коаксиальная или витая пара. Чаще используются коаксиальные кабели, где центральная жила находится точно по центру одного или нескольких экранов. Как в антенном телевизионном кабеле. Межблочные кабели чувствительны к электромагнитным наводкам, создаваемых силовыми проводами, поэтому их экранируют. В межблочном кабеле сигнал передаётся по двум контактам, где «плюс» — это центральная жила, а «минусом» (обычно в недорогих кабелях) служит сам экран кабеля. Но «минус» также передаёт звуковой сигнал, поэтому использование в его качестве экрана снижает стоимость кабеля, но негативно влияет на точность передачи аудиосигнала. В более дорогих версиях кабелей, которые называют псевдобалансными, используется дополнительный внешний экран, который соединён с «минусом» только со стороны источника. На балансных кабелях обычно указана направленность их подключения к усилителю в виде стрелочек. Но практика показывает, что заземлять экран не всегда нужно со стороны источника (магнитолы). Порой заземление со стороны усилителя позволяет убрать наводки двигателя эффективнее, а иногда наружный экран и вовсе должен как бы висеть в воздухе и не касаться «минуса» с двух сторон. Ещё одним способом защиты межблочных кабелей от электромагнитных наводок является скручивание двух жил кабеля (витая пара). Такой вид защиты от наводок использует компания Stinger почти для всей линейки своих межблочных кабелей. Конструкция в виде витой пары применяется и для акустических проводов, но редко. Так как по акустическому кабелю идет высокий уровень сигнала (10-20 вольт), и пойманные наводки от работающего двигателя слишком малы по уровню, чтобы водитель и пассажиры их услышали. А для межблочников, пропускающих низкоуровневый сигнал (2-4 вольта), такие наводки могут ухудшить звучание. Учтите несколько нюансов о разъемах. Первый: для автомобильных усилителей иногда актуальны короткие RCA-коннекторы из-за близкого расположения усилителей или других поверхностей салона. Второй: позолоченное или хромированное покрытие RCA коннекторов в идеале должно соответствовать покрытию гнёзд, куда подключаются RCA-коннекторы. То есть хромированный RCA-коннектор будет иметь наименьшее сопротивление в хромированном гнезде, чем в позолоченном. Третий: расщеплённый центральный контакт RCA-коннектора обеспечивает более плотное соединение. Четвёртый: цанговая конструкция (где лепестки «тюльпана» сжимаются при закручивании наружного корпуса RCA-коннектора) надёжно фиксирует RCA-коннектор в гнезде линейного выхода\входа.
Итак, при выборе межблочного автомобильного кабеля играет роль:
1) помехозащищенность (один или несколько экранов, а лучше витая пара в нескольких экранах);
2) материал сигнальных проводников (серебро, медь, алюминий, сталь). Данную информацию можно иногда узнать из технических характеристик, указываемых производителями. Это особенно актуально для неразборных моделей с RCA-коннекторами;
3) качество RCA-коннекторов («тюльпанов») и качество соединения (пайка) кабеля с коннекторами.
Слабое место всех бюджетных межблочных кабелей — это некачественное соединение кабеля с RCA-коннекторами, которые легко отламываются в процессе использования. Поэтому такие кабеля можно назвать одноразовыми. Модели средней ценовой категории имеют надёжные RCA-коннекторы, достойную помехозащищённость и удовлетворительную передачу аудиосигнала. Топовые модели кабелей могут иметь четыре уровня защиты от помех. У них жилы из серебра или посеребрённой меди, передающие звук без потерь, и RCA-коннекторы, которые очень надёжно фиксируются в разъемах.

Куплен кабель межблочный Pride RCA Diamond


3. Материалы из которых изготовлены провода. Медь обычно служит проводником во всех типах кабелей
Серебряные кабели. Многожильный серебряный акустический кабель с высокой степенью очистки 99,99% редко встречается в продаже как и медный посеребрённый (где каждая медная жилка кабеля покрыта слоем серебра). Серебро как проводник имеет лучшую проводимость, но среди любителей качественного звука бытует мнение, что серебряные провода приукрашивают верхний диапазон частот. Для акустики с не очень чувствительной пищалкой использование серебряных кабелей (как акустических, так и межблочных) пойдёт на пользу для компенсации этого недостатка — для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). И всё же большинство энтузиастов предпочитают озвучивать свою акустику медными акустическими кабелями, так как они считаются нейтральными с точки зрения звука и являются более дешевыми, чем из серебра.
Медные кабели. Среди медных кабелей лучшими являются решения из бескислородной меди с высокой степенью очистки 99,9999% (OFC). Потому что они имеют низкое сопротивление к протекающему по ним переменному току (в акустических кабелях) и постоянному току (в силовых кабелях). С такими кабелями система будет работать оптимально — звучание будет громким и качественным.
Лужёная медь. Медные кабели могут иметь цвет алюминия, если они лужёные. Лужение кабеля сплавом олова (иногда с добавками серебра), защищает его от контакта с окружающей средой. Кабель, покрытый тонким слоем олова, лучше поддается пайке и не окисляется, что важно для условий использования кабелей в автомобиле (где повышенная влажность, перепады температуры и вибрация). В общем, лужёная медь более долговечна в подобных условиях.
Алюминиевые кабели. Китайские алюминиевые провода привлекают внимание покупателей большим ассортиментом, низкой ценой и яркой изоляцией кабелей. Кроме того, они меньше весят, чем медные. На этом плюсы алюминиевых кабелей заканчиваются. Алюминий имеет в два раза более высокое удельное сопротивление, чем медь. И чтобы обеспечить усилитель достаточным питанием нужно использовать алюминиевые кабели почти в два раза толще медных. Например, для нормального питания автомобильного усилителя (с номинальной мощностью 50 Вт на 4 канала) от АКБ хватит медного силового кабеля с сечением 10 мм², а алюминиевый кабель должен иметь сечение 21 мм².
По сравнению с медными кабелями, алюминиевые значительно быстрее окисляются, и в первую очередь на соединениях. В основном автомобильные соединения (на усилителях, дистрибьюторах, сабвуферах) используются в виде винтовых зажимов, которые не могут долго фиксировать алюминиевый кабель. Ведь алюминий под давлением сплющивается, что приводит к увеличению сопротивления в месте контакта, нагреву и ускоренному окислению кабеля. Вследствие этого, спустя некоторое время аудиосистема играет хуже и тише, а затем и вовсе может перестать работать. Это исправляется в лучшем случае чисткой соединений, а в худшем — заменой кабелей (теперь уже, скорее всего, на медные), так как сгнившие алюминиевые провода стали короче и не достают до соединительных клемм.
Алюминиевая проводка (при изгибе кабеля) более хрупкая, чем медная. Поэтому при замене автомобиля, демонтируя музыкальную систему из продаваемой машины, алюминиевые кабели можно не доставать. Слежавшиеся провода переломаются при демонтаже или при их установке в новое авто. В результате, будет жалко времени и денег, потраченных за выполненные этой работы. Отличить алюминиевые кабели от медных с первого взгляда тяжело, так как продаются в основном провода из омеднённого алюминия. Существует два способа омеднения алюминиевых кабелей, которые имеют одинаковую аббревиатуру ССА. Сopper Coated Aluminium (алюминий, покрытый медью) и Сopper Clad Aluminium (алюминий, плакированный медью). Кабели первого типа содержат 9% меди (очень тонкий поверхностный слой) и 91% алюминия, а более сложная технология плакирования медью позволяет сделать более качественные кабели с содержанием 30% меди и 70% алюминия.
Отличить медный кабель от омеднённого можно на срезе: последний будет внутри серебристого цвета. А содержание меди в кабеле визуально определить тяжело. Стоит учесть цену кабелей — омеднённый кабель плакированным методом будет стоить дороже. Например, кабели c 30% содержанием меди есть у компании Sound Quest, которая является дочерним предприятием американской Stinger. А последняя предлагает владельцам машин акустические и силовые кабели только из бескислородной меди или луженой меди с сплавом серебра с оловом. Китайские производители (Mystery, Kicx, Autofun и др.) предлагают больший ассортимент кабелей с 9% содержанием меди.

4. Изоляция проводов. Кабели покрывают изоляцией с двумя целями. Первая: не допустить контакт проводника с металлом. Вторая: защита провода от воздействия внешней среды и повышение его прочности. В автомобилях используются провода в силиконовой изоляции. Диапазон температуры долгосрочного использования силикона от −60 °C до 180 °C градусов (а кратковременный — до 220 °C).
В некоторых недорогих кабелях для визуального «увеличения» сечения кабеля используется толстая изоляция. Если проводник тока тонкий, то он будет хорошо защищен от механических повреждений, но качество звучания не улучшиться. Самый распространённый диэлектрический материал для изоляции проводников — поливинилхлорид (ПВХ) и его вариации. Это тот самый прозрачный, полупрозрачный или и вовсе непрозрачный материал, что имеется на продаваемых нынче акустических и силовых проводах для автозвуковой индустрии. Этот диэлектрик обладает эффектом накопления заряда, поэтому на звуковой сигнал влияет сильно и негативно. Представьте себе, что по проводнику прошёл основной звуковой сигнал, а вдогонку к нему, отставая по времени (фазовые искажения) и с намного меньшей, но все же значимой амплитудой, бежит накопленный и отдаваемый изоляцией сигнал. Звучание становится мутным и невыразительным. Причём этот эффект зависит от длины кабеля и с увеличением длины усиливается. На нескольких метрах звук будет намного хуже, чем на небольшом отрезке кабеля. Кроме того, ПВХ окисляет медь, особенно на краях провода, там, где есть доступ воздуха. Изолятор из полипропилена применяют не так часто, как ПВХ, он намного лучше для звука, особенно вспененный. Это наименее дорогой из «акустически правильных» изоляторов. Изоляцию из тефлона применяют уже на дорогих аудиокабелях, особенно хорошо себя показала изоляция из тефлона низкой плотности и вспененного тефлона. Некоторые производители даже запатентовали несколько технологий изготовления изолятора из этого материала.
Экспериментальным путем было установлено, что самые нейтральные к звуку изоляторы — это натуральные материалы: хлопок, лён, шерсть, целлюлоза, их практически нельзя встретить в серийных изделиях, и лишь иногда их применяют в дорогих и штучно изготовленных аудиосоединителях самого высокого класса. Вообще, любой изолятор влияет на звуковой сигнал, даже второй слой, который никак не соприкасается с проводником. Прокладывать в автомобиле акустические провода следует как можно дальше от металла кузова, гофрированные трубы как раз позволяют «отодвинуть» кабель и от кузова, и от ковровых покрытий.

Подбираем провода для подключения музыкальной системы в машине


При замене магнитолы в автомобиле не нужно менять или докупать проводку — штатной вполне достаточно. А при установке дополнительного усилителя мощности или активного сабвуфера потребуется определённый комплект кабелей. Во-первых, потому что бóльшая мощность требует большего сечения кабелей, а во-вторых, потому что кабеля нужно прокладывать в другое место (усилитель обычно устанавливается под сиденьем или в багажнике). В этой статье мы рассмотрим виды кабелей, выясним чем они отличаются и подскажем как подобрать комплект проводки, подходящий для вашей аудиосистемы.


К автомобильному усилителю должно подходить три вида кабелей:

1) силовые, доставляют усилителю электрический ток с напряжением 12 вольт (при заведённом двигателе 13,7 — 14,2 вольт);

2) сигнальные межблочники (коаксиальные), их функция передать низковольтный звуковой сигнал с предусилителя (магнитолы) до внешнего усилителя;

3) акустические кабели, проводят усиленный сигнал к динамикам.

У всех усилителей три клеммы подключения питания (+, — и REM). Последняя клемма служит для подключения кабеля, который управляет включением/выключением усилителя. Специально, чтобы усилитель постоянно не питался от АКБ и и не разряжал ее. Этот кабель называется управляющим (remote).

Силовые и акустические кабели имеют одинаковое строение, а отличаются только изоляцией и сечением (количеством жил, проводящих ток, или, говоря проще, толщиной кабеля). На их ценообразование влияет несколько факторов. В первую очередь — материал изготовления. В основном в автозвуке используются медные и алюминиевые, а также существуют кабели из серебра и стали. Самые дорогие кабели — серебряные, медные — немного дешевле, кабели из алюминия и стали — наиболее доступные.

Материалы, из которых изготовлены кабели

Медь обычно служит проводником во всех типах кабелей
Серебряные кабели. Многожильный серебряный акустический кабель с высокой степенью очистки 99,99% редко встречается в продаже как и медный посеребрённый (где каждая медная жилка кабеля покрыта слоем серебра). Серебро как проводник имеет лучшую проводимость, но среди любителей качественного звука бытует мнение, что серебряные провода приукрашивают верхний диапазон частот. Для акустики с не очень чувствительной пищалкой использование серебряных кабелей (как акустических, так и межблочных) пойдёт на пользу для компенсации этого недостатка — для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). И всё же большинство энтузиастов предпочитают озвучивать свою акустику медными акустическими кабелями, так как они считаются нейтральными с точки зрения звука и являются более дешевыми, чем из серебра.

Медные кабели. Среди медных кабелей лучшими являются решения из бескислородной меди с высокой степенью очистки 99,9999% (OFC). Потому что они имеют низкое сопротивление к протекающему по ним переменному току (в акустических кабелях) и постоянному току (в силовых кабелях). С такими кабелями система будет работать оптимально — звучание будет громким и качественным.


Лужёная медь. Медные кабели могут иметь цвет алюминия, если они лужёные. Лужение кабеля сплавом олова (иногда с добавками серебра), защищает его от контакта с окружающей средой. Кабель, покрытый тонким слоем олова, лучше поддается пайке и не окисляется, что важно для условий использования кабелей в автомобиле (где повышенная влажность, перепады температуры и вибрация). В общем, лужёная медь более долговечна в подобных условиях.

Алюминиевые кабели. Китайские алюминиевые провода привлекают внимание покупателей большим ассортиментом, низкой ценой и яркой изоляцией кабелей. Кроме того, они меньше весят, чем медные. На этом плюсы алюминиевых кабелей заканчиваются. Алюминий имеет в два раза более высокое удельное сопротивление, чем медь. И чтобы обеспечить усилитель достаточным питанием нужно использовать алюминиевые кабели почти в два раза толще медных. Например, для нормального питания автомобильного усилителя (с номинальной мощностью 50 Вт на 4 канала) от АКБ хватит медного силового кабеля с сечением 10 мм², а алюминиевый кабель должен иметь сечение 21 мм².

По сравнению с медными кабелями, алюминиевые значительно быстрее окисляются, и в первую очередь на соединениях. В основном автомобильные соединения (на усилителях, дистрибьюторах, сабвуферах) используются в виде винтовых зажимов, которые не могут долго фиксировать алюминиевый кабель. Ведь алюминий под давлением сплющивается, что приводит к увеличению сопротивления в месте контакта, нагреву и ускоренному окислению кабеля. Вследствие этого, спустя некоторое время аудиосистема играет хуже и тише, а затем и вовсе может перестать работать. Это исправляется в лучшем случае чисткой соединений, а в худшем — заменой кабелей (теперь уже, скорее всего, на медные), так как сгнившие алюминиевые провода стали короче и не достают до соединительных клемм.

Алюминиевая проводка (при изгибе кабеля) более хрупкая, чем медная. Поэтому при замене автомобиля, демонтируя музыкальную систему из продаваемой машины, алюминиевые кабели можно не доставать. Слежавшиеся провода переломаются при демонтаже или при их установке в новое авто. В результате, будет жалко времени и денег, потраченных за выполненные этой работы.

Отличить алюминиевые кабели от медных с первого взгляда тяжело, так как продаются в основном провода из омеднённого алюминия. Существует два способа омеднения алюминиевых кабелей, которые имеют одинаковую аббревиатуру ССА. Сopper Coated Aluminium (алюминий, покрытый медью) и Сopper Clad Aluminium (алюминий, плакированный медью). Кабели первого типа содержат 9% меди (очень тонкий поверхностный слой) и 91% алюминия, а более сложная технология плакирования медью позволяет сделать более качественные кабели с содержанием 30% меди и 70% алюминия.

Отличить медный кабель от омеднённого можно на срезе: последний будет внутри серебристого цвета. А содержание меди в кабеле визуально определить тяжело. Стоит учесть цену кабелей — омеднённый кабель плакированным методом будет стоить дороже. Например, кабели c 30% содержанием меди есть у компании Sound Quest, которая является дочерним предприятием американской Stinger. А последняя предлагает владельцам машин акустические и силовые кабели только из бескислородной меди или луженой меди с сплавом серебра с оловом. Китайские производители (Mystery, Kicx, Autofun и др.) предлагают больший ассортимент кабелей с 9% содержанием меди.


Кабели покрывают изоляцией с двумя целями. Первая: не допустить контакт проводника с металлом. Вторая: защита провода от воздействия внешней среды и повышение его прочности. В автомобилях используются провода в силиконовой изоляции. Диапазон температуры долгосрочного использования силикона от −60 °C до 180 °C градусов (а кратковременный — до 220 °C).

В некоторых недорогих кабелях для визуального «увеличения» сечения кабеля используется толстая изоляция. Если проводник тока тонкий, то он будет хорошо защищен от механических повреждений, но качество звучания не улучшиться.
Подбор сечения силового кабеля

Сечение кабеля — это его площадь в разрезе без учёта изоляции. В США толщину кабелей маркируют в гейджах (gauge — с англ. размер, калибр) по «перевёрнутой» системе AWG (American Wire Gauge). В ней меньшая цифра означает более толстый кабель. Принятая у нас система обозначения в квадратных миллиметрах (мм²) проще.

В сравнительной таблице сечений указаны соответствующие значения в двух системах. А также номинал предохранителя (находящийся под капотом не далее 40 см от клеммы АКБ), который защищает кабель от перегрева, а не усилитель, как многие ошибочно считают.


Чтобы подобрать нужный «калибр» силового кабеля для усилителя, нужно сначала вычислить, сколько потребляет это устройство. Для этого складываем номинальную мощность всех его каналов, умножаем ее на два (вычисляя максимальную мощность для усилителей класса АВ, у которых КПД равен примерно 50%) и делим на 13 (усреднённое значение напряжения ботовой сети автомобиля при запущенном двигателе и заглушенном). Например, потребление стандартного 4-канального усилителя с номинальной мощностью 4х50 Вт вычисляем по формуле: 50*4*2/13 = 30. То есть данный усилитель потребляет 30 ампер тока.

Затем определяем расположение усилителя в салоне: если он будет размещен под передними сидениями, то длина силового кабеля будет около 3 м, а если в багажнике – 5 м. Затем, зная длину силового «плюсового» кабеля и потребление усилителя (или усилителей), с помощью таблицы подбираем «калибр» силового кабеля.


Кузов автомобиля является заземлением для «минусового» кабеля питания, поэтому силовой кабель заземления усилителя обычно не более 1 метра, но, несмотря на это, калибр «минусового» кабеля должен соответствовать калибру «плюсового» кабеля, рассчитанного по таблице.

Кабель, отвечающий за включение и выключение усилителя (в разъёме магнитолы он синий) может иметь сечение (0,75-1,5 мм²) так как пропускает малый ток. В некоторых дешёвых межблочных кабелях этот провод идёт в комплекте (соединён с изоляцией), но использовать его не желательно, ведь он очень тонкий (0,25-0,5 мм²) и легко переламывается при прокладке межблочников или при его износе со временем. Так что лучше протянуть этот кабель отдельно, причём вместе с силовыми кабелями, а не звуковыми (сигнальными и акустическими).

Учтите, что при плохом контакте «минусовой» клеммы силового кабеля с кузовом автомобиля (что может произойти со временем) увеличивается сопротивление и нагревается тонкое место контакта, через которое проходит определённая часть тока. Магнитола, которой не хватает питания, будет выключаться при увеличении громкости, а внешний усилитель будет входить в защиту или иметь ограничения по уровню громкости.

Подбор сечения акустического кабеля

Нет точной таблицы для выбора сечения акустического кабеля. Все зависит не только от толщины и длины кабеля, а от гораздо большего количества параметров усилителя, акустики и кабеля. Поэтому в рекомендациях некоторых усилителей мощности приводят приблизительный «калибр» кабеля.

Учтите, что чем толще кабель, тем меньше у него сопротивление к прохождению звукового сигнала (в виде переменного тока). Использованию толстых акустических кабелей в автомобиле может помешать несколько факторов: сложность в их прокладке (например, через дверные переходы), более высокая их стоимость и не очень заметное влияние на звучание кабелей с низким сопротивлением.

Самый простой подбор сечения акустического кабеля — надо найти соответствие «калибру» силового кабеля. Если по таблице подбора «калибра» силового кабеля вышло 4 Ga, то акустический должен быть 13 Ga, а если силовой 8 Ga, то акустический — 15 Ga. Это самое распространённое сочетание длины кабеля и мощности усилителя. Если у вас по таблице получился «калибр» силового кабеля 2 Ga, тогда акустический кабель желательно использовать 11 Ga. А силового кабеля 10 Ga может оказаться достаточно, только при расположении маломощного усилителя под торпедой, но такой вариант установки усилителя является большой редкостью.

Межблочные (сигнальные) кабели

Кабели, соединяющие магнитолу и усилитель, называют межблочными (потому что они находятся между двумя блоками). Эти кабели должны передавать низкоуровневый звуковой сигнал с минимальными потерями. На их ценообразование влияет качество изготовления, защищённость от помех и точность передачи музыкального материала.

Межблочные кабели обычно имеют конструкцию — коаксиальная или витая пара. Чаще используются коаксиальные кабели, где центральная жила находится точно по центру одного или нескольких экранов. Как в антенном телевизионном кабеле. Межблочные кабели чувствительны к электромагнитным наводкам, создаваемых силовыми проводами, поэтому их экранируют.

Совет, что бы не поймать, электромагнитные наводки, сигнальный кабель лучше прокладывать подальше от силовой проводки, создающей эти наводки.

В межблочном кабеле сигнал передаётся по двум контактам, где «плюс» — это центральная жила, а «минусом» (обычно в недорогих кабелях) служит сам экран кабеля. Но «минус» также передаёт звуковой сигнал, поэтому использование в его качестве экрана снижает стоимость кабеля, но негативно влияет на точность передачи аудиосигнала.


В более дорогих версиях кабелей, которые называют псевдобалансными, используется дополнительный внешний экран, который соединён с «минусом» только со стороны источника. На балансных кабелях обычно указана направленность их подключения к усилителю в виде стрелочек. Но практика показывает, что заземлять экран не всегда нужно со стороны источника (магнитолы). Порой заземление со стороны усилителя позволяет убрать наводки двигателя эффективнее, а иногда наружный экран и вовсе должен как бы висеть в воздухе и не касаться «минуса» с двух сторон.

Ещё одним способом защиты межблочных кабелей от электромагнитных наводок является скручивание двух жил кабеля (витая пара). Такой вид защиты от наводок использует компания Stinger почти для всей линейки своих межблочных кабелей. Конструкция в виде витой пары применяется и для акустических проводов, но редко. Так как по акустическому кабелю идет высокий уровень сигнала (10-20 вольт), и пойманные наводки от работающего двигателя слишком малы по уровню, чтобы водитель и пассажиры их услышали. А для межблочников, пропускающих низкоуровневый сигнал (2-4 вольта), такие наводки могут ухудшить звучание.

Самый простой способ (в собранной аудиосистеме) убрать пойманный фон запущенного двигателя — понизить чувствительность (Level) входа на усилителе (если он был выкручен на максимум или больше половины).

Учтите несколько нюансов о разъемах. Первый: для автомобильных усилителей иногда актуальны короткие RCA-коннекторы из-за близкого расположения усилителей или других поверхностей салона. Второй: позолоченное или хромированное покрытие RCA коннекторов в идеале должно соответствовать покрытию гнёзд, куда подключаются RCA-коннекторы. То есть хромированный RCA-коннектор будет иметь наименьшее сопротивление в хромированном гнезде, чем в позолоченном. Третий: расщеплённый центральный контакт RCA-коннектора обеспечивает более плотное соединение. Четвёртый: цанговая конструкция (где лепестки «тюльпана» сжимаются при закручивании наружного корпуса RCA-коннектора) надёжно фиксирует RCA-коннектор в гнезде линейного выхода\входа.

Итак, при выборе межблочного автомобильного кабеля играет роль:

1) помехозащищенность (один или несколько экранов, а лучше витая пара в нескольких экранах);

2) материал сигнальных проводников (серебро, медь, алюминий, сталь). Данную информацию можно иногда узнать из технических характеристик, указываемых производителями. Это особенно актуально для неразборных моделей с RCA-коннекторами;

3) качество RCA-коннекторов («тюльпанов») и качество соединения (пайка) кабеля с коннекторами.


Комплект проводов от Mystery может стать недорогим решением вопроса подбора кабелей, хотя подойдет не для всех систем и машин

Разделение межблочных кабелей на ценовые категории

Слабое место всех бюджетных межблочных кабелей — это некачественное соединение кабеля с RCA-коннекторами, которые легко отламываются в процессе использования. Поэтому такие кабеля можно назвать одноразовыми. Модели средней ценовой категории имеют надёжные RCA-коннекторы, достойную помехозащищённость и удовлетворительную передачу аудиосигнала. Топовые модели кабелей могут иметь четыре уровня защиты от помех. У них жилы из серебра или посеребрённой меди, передающие звук без потерь, и RCA-коннекторы, которые очень надёжно фиксируются в разъемах.

Читайте также: