Выполнение учебных работ по ручной электродуговой сварке

Обновлено: 17.05.2024

1.Образовательная: познакомить со способами сварки швов разной длины, учить выбирать тот или иной способ сварки в зависимости от производственной задачи, находить способы, необходимые для эффективного выполнения профессиональной задачи.

2. Развивающая: развивать устойчивый интерес студентов к данной теме, развивать умения анализировать, систематизировать, выделять главное при работе с информацией: умение анализировать рабочую ситуацию и организовывать собственную деятельность, исходя из производственной задач; развивать умения самоконтроля и само – и взаимооценки.

3. Воспитательная: обеспечить диалогическое общение между студентами, педагогом, воспитывать активность и самостоятельность студентов при работе с дополнительной информацией, воспитывать терпимое отношение друг к другу при работе в парах, воспитывать целенаправленность в работе.

Тип урока : комбинированный.

обучения : диалогический, показательный;

преподавания : объяснительный, инструктивный;

учения : репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Способы реализации поставленных целей :

На первом этапе акцентирование данной темы урока на понимание перспективы применения полученных знаний – является важнейшим приемом развития у обучающихся положительной мотивации и познавательного интереса к профессии.

На втором этапе поставленный проблемный вопрос выводит обучающихся на формулирование целей и задач урока; учащиеся, самостоятельно определяют цели урока.

На третьем этапе через теоретическое и экспериментальное решение поставленной проблемы выходят на понимание правильного выбора решения поставленной задачи.

На четвертом этапе используя усложнение проблемного задания, учащиеся выполняют практическое задание.

На пятом этапе учащиеся проводят само и взаимопроверку, систематизируют полученные знания по данной теме.

На уроке использовались следующие методы :

словесный (рассказ учителя, беседа, ответы учащихся);

практический (выполнение практической работы);

эвристический (усвоение знаний в результате беседы);

индуктивный (на основе проведённой работы учащиеся сами делали выводы);

наглядный (наглядная информация);

работы с информацией.

При изучении нового материала, учитывались психологические и возрастные особенности учащихся. Материал урока излагался на основе дидактических принципов: наглядности, научности, в доступной возрасту форме.На уроке была организована активная деятельность учащихся: при самостоятельной работе – практическая, самостоятельная (при работе с информационными текстами), парная.Всё это позволило учащимся самим сформулировать необходимые выводы по изученному материалу.

Смена видов деятельности от фронтальной (беседы с группой), работы в парах, индивидуальной (записи в тетради) позволила повысить плотность урока без увеличения нагрузки учащихся.Деятельность учащихся на уроке являлась продуктивной, так как на этапе закрепления знаний они были активны и показали, что умеют применять новые знания в решении поставленных проблемных задач.Цели урока были достигнуты.

Урок прошёл в доброжелательной атмосфере.

1. Приветствие (1 мин)

2. (слайд 1) Ребята, все вы будущие работники Севмашпредприятия. На нашем заводе вам придется столкнуться с изготовлением совершенно разных конструкций. При этом длина, ширина и вид конструкций тоже будут разными.

Сегодня мы рассмотрим только малую часть всего этого разнообразия.

Тема сегодняшнего урока «Способы сварки швов различной длины».

Давайте попробуем, исходя из темы, поставить цель сегодняшнего урока. Что вы хотите узнать, чему научиться?

После обсуждения вывести цели на экран (слайд 2)

1. Узнать, какие существуют способы сварки швов разной длины.

2. Научиться выбирать тот или иной способ сварки (от чего зависит выбор?)

Открываем тетради, записываем число и тему урока. (1 мин)

Все швы в зависимости от длины подразделяются на короткие, средние и длинные (слайд 3):

Короткие швы длиной до 250 мм (25 см)

Средние швы от 250-1000 мм (до 1 метра)

Длинные швы более 1000 мм.

Исходя из длины шва, сварка производится разными способами.

Сегодня мы узнаем возможные способы сварки швов разной длины.

1.(слайд 4) Короткие швы длиной до 250 мм – сварку производим «напроход», т.е. от начала до конца разделки.(слайд № )

2. (слайд 5) Средние швы длиной от 250-1000мм. Сваривают от середины к краям. Сваривают одновременно два сварщика.

- А почему именно от середины к краям, а не от краев к середине?

А потому, что если варить от краев к середине, это приведет к деформации конструкции, такой серьезной, что это может привести даже к ее разрушению (из -за появления в шве трещин).

- Что же такое деформация? ………Это изменение размеров и формы конструкции.

- Возникает деформация из -за внутренних напряжений. Откуда берутся напряжения?

Вот, например: при сварке металл расплавляется, что при этом с ним происходит? ……….. Он расширяется, т. е. увеличивается в объеме. А затем он остывает, достаточно быстро, т.к. объем сварочной ванны небольшой. Что при этом происходит. Правильно, он сжимается, стягивая за собой и соседний металл (тот, который вы варите).

Металлическая конструкция при этом искривляется (Преподаватель и студенты зарисовывают схему в тетради).

- Что делать с длинными швами, если даже средние швы вызывают такие проблемы?

Вспомните, каким способом мы производим сварку коротких швов? А почему, рассказывая о сварке коротких швов, мы не говорили о деформациях? ….

Получается, что короткие швы вызывают наименьшие деформации, а значит, надо стремиться к тому, чтобы производить сварку короткими швами. Как же это сделать?

3.(слайд 6) Для сварки длинных швов (длиной более 1000 мм) применяется «обратноступенчатый способ».

Суть обратноступенчатого способа заключается в том, что весь шов делят на ступени длиной 200 - 250мм (это длина одного расплавленного электрода)

Сварка каждой ступени производится в направлении, обратном общему направлению сварки.

Смотрите, как это происходит: отступаем от края разделки 200-250 мм и варим в направлении, обратном общему направлению сварки, затем снова отступаем и производим сварку следующей ступени и т.д., до конца разделки.

Этот способ обеспечивает равномерное распределение тепла, и весь шов получает равномерные, компенсирующие друг друга деформации. То есть каждый последующий шов вызывает деформации, обратные тем, которые возникли при сварке предыдущего шва (слайд 7).

- А что делать, если шов достаточно длинный (1.5 – 3 метра)?

Сварку таких швов (1.5 – 3 метра) нужно производить обратноступенчатым способом, но от середины к краям. Лучше всего, если сварку будут производить одновременно два сварщика.

Попробуем рассчитать количество ступеней и определить направление сварки длинного шва. На доске схема такого шва, общая длина его 3000мм.

где L1 = 1500 мм , L 2= 1500мм.

На схеме указано общее направление сварки.

Сварка производится одновременно двумя сварщиками

Задание: Надо рассчитать количество ступеней и нарисовать стрелками, указывая направление сварки.

Давайте вместе рассчитаем количество ступенек для каждого сварщика. Сколько может быть длина 1 ступеньки? Да, 200-250 мм. Т.е. вы можете выбрать и 200, и 250 мм. Какую длину ступени лучше выбрать в данной ситуации? (1500 мм лучше делится на 250). Нам ведь надо получить одинаковые ступеньки. Правильно, 6 ступенек для каждого сварщика.

Нужны два добровольца, которые пойдут к доске. Желающие? (студенты делают рисунки на доске).

А теперь давайте сравним с правильным вариантом (слайд 8).

А как быть, если сварщик один? .

Правильно, надо, чтобы сварщик чередовал стороны.

Я вам сейчас покажу (преподаватель показывает на доске). Те же ступени, но последовательность будет другая.

- А теперь, давайте представим еще более серьезную ситуацию . Что если вам предстоит в одиночку заварить еще более длинный шов? На Севмашпредприятии изготавливаются большие, крупногабаритные изделия и вполне может встретиться шов длиной 3, 5,10 метров.

Конечно, в идеале, эту работу должны выполнить одновременно несколько сварщиков. Но не всегда наши обстоятельства бывают идеальными.

- Сейчас мы попробуем сделать это самостоятельно. Посмотрите, я выдала вам на парты каждому задание. Подпишите на карточке свою фамилию.

Скажите, если длина всего шва = 5 метров, на сколько участков лучше разбить весь шов? Да, на 5 участков. Молодцы

На схеме пронумерованы 5 участков (L1.L2 L3 L4 L5) в той последовательности, которой должна производиться сварка с указанным общим направлением сварки. Вы сначала производите сварку на участке 1, полностью сварив его, переходите на участок 2 и свариваете весь 2 участок, затем 3,4,5. Каждый участок имеет своё общее направление сварки (оно указано большой стрелкой).

Что вы должны сделать?

1. На схеме рассчитать, сколько ступеней на каждом участке

2. Нарисовать ступени (на свободном поле) и пронумеровать каждую ступень в той последовательности, в которой будете производить сварку.

Помните, что сварку вы производите один и, значит, последовательность ступеней не должна повторяться (самостоятельная работа)

- А теперь поменяйтесь с соседом карточками и проверьте правильность выполнения по образцу.Оцените правильность выполнения

- неправильное направление стрелок ( - 1 балл)

- неправильное расставление цифр (- 1 балл)

- все неправильно (-3 балла)

Поставьте оценку соседу и рядом фамилию того, кто проверял работу.

Передайте мне карточки. Думаю, что согласитесь, я как преподаватель, могу не согласиться с вашей оценкой и внести свои изменения.

Подведение итогов урока.

- А теперь поднимите руки те, кому была поставлена 5 и 4?

Хотелось бы знать, у кого не получились расчёты?

Молодцы! В общем, большинство из вас справилось.

Давайте подведём итоги.

Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока? Справились ли мы с ними? (обратившись к слайду с зафиксированными целями урока, студенты высказывают своё мнение)

- С удовлетворением можно сделать вывод, что цели своей мы достигли и научились анализировать рабочую ситуацию и находить способы, необходимые для сварки швов различной длины. Отработать эти умения вы сможете во время производственной практики в цехах предприятия.

Рабочая программа по ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сварки

Щербакова Наталья Анатольевна - методист, преподаватель спецтехнологии второй квалификационной категории.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности )

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой

1.1. Область применения программы

Рабочая программа профессионального модуля является частью программы

подготовки квалифицированных рабочих по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 7.1. Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой.

ПК 7.2. Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности.

ПК 7.3. Производить резку металлов различной сложности.

ПК 7.4. Выполнять наплавку различных деталей и изделий.

ПК 7.5. Осуществлять контроль качества сварочных работ.

Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональном обучении при организации повышения квалификации и переподготовки по профессии «Электросварщик ручной сварки» на базе среднего общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- выполнения подготовительных работ при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой;

- выполнения сварочных работ ручной электродуговой сваркой различной сложности;

- выполнения резки различных видов металлов в различных пространственных положениях;

- выполнения наплавки различных деталей и инструментов;

- выполнения контроля качества сварочных работ;

- рационально организовать рабочее место;

- читать чертежи металлических изделий и конструкций, электрические схемы

- выбирать инструменты, приспособления, источники питания и сварочные материалы;

- подготавливать металл под сварку;

- выполнять сборку узлов и изделий;

- выполнять прихватки деталей, изделий и конструкций во всех пространственных положениях;

- подбирать параметры режима сварки;

- выполнять ручную дуговую сварку различной сложности деталей, узлов и конструкций из различных сталей, цветных металлов и сплавов;

- выполнять ручную дуговую сварку деталей и узлов трубопроводов из различных сталей, цветных металлов и сплавов;

- выполнять ручную дуговую сварку сложных строительных и технологических конструкций;

- выполнять ручную дуговую резку различных металлов и сплавов;

- выполнять наплавку различных деталей, узлов и инструментов;

- выполнять наплавку дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;

- производить входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий;

- производить контроль сварочного оборудования и оснастки;

- выполнять операционный контроль технологии сборки и сварки изделий.

- виды сварочных постов и их комплектацию;

- правила чтения чертежей металлических изделий и конструкций;

- наименование и назначение ручного инструмента, приспособлений;

- основные сведения об устройстве электросварочных машин и аппаратов;

- марки и типы электродов;

- правила подготовки металла под сварку;

- виды сварных соединений и швов;

- формы разделки кромок металла под сварку;

- способы и основные приемы сборки узлов и изделий;

- способы и основные приемы выполнения прихваток деталей, изделий и конструкций;

- принципы выбора режима сварки по таблицам и приборам;

- устройство и принцип действия различной электросварочной аппаратуры;

- правила обслуживания электросварочных аппаратов;

- особенности сварки на переменном и постоянном токе;

- выбор технологической последовательности наложения швов;

- причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения;

- виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;

- особенности дуговой резки на переменном и постоянном токе;

- технологию наплавки дефектов деталей машин, механизмов и конструкций;

- сущность и задачи входного контроля;

- входной контроль качества исходных материалов (сварочной проволоки, основного металла, электродов, комплектующих) и изделий;

- контроль сварочного оборудования и оснастки;

- операционный контроль технологии сборки и сварки изделий;

- назначение и условия применения контрольно-измерительных приборов.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего - 492 часов, в том числе:

· максимальной учебной нагрузки обучающегося - 168 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 118 час;

- самостоятельной работы обучающегося - 50 часов;

· учебной практики - 108 часов;

· производственной практики - 216 часа.

· Промежуточная аттестация в форме экзамена

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Наименование результата обучения

Выполнять подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой

Производить ручную электродуговую сварку металлических конструкций различной сложности.

Производить резку металлов различной сложности.

Выполнять наплавку различных деталей и изделий.

Осуществлять контроль качества сварочных работ.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем.

Анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

3. СТРУКТУРА и содержание пм.07 Выполнение сварочных работ ручной электродуговой сваркой

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по учебной практике профессия«Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по учебной практики профессии «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом» по теме «подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой».

Структурно методическая разработка содержит педагогический, методический и психологический аспекты учебного занятия. В педагогической структуре определён тип занятия, поставлены цели обучения, воспитания, развития обучающихся, формируемые компетенции, приведены используемые средства обучения, сформулированы требования к результатам освоения программы учебной практики. Методическая структура практического занятия включает ход учебного занятия, организационный, целевой, содержательный компоненты (деятельность мастера производственного обучения и деятельность обучающихся), а также процессуальный компонент, содержащий методы, средства и формы обучения на практическом занятии .

Развитие современного образования предполагает перевод обучающихся на новый технологический уровень обучения. На современном этапе обучения урок производственного обучения без технического обеспечения не столь продуктивен. Поэтому при планировании урока производственного обучения мастер п/о должен внедрять и использовать демонстрации презентаций на мультимедиа проекторе, использование ЭОР на разных этапах обучения.

Для проведения урока учебной практики необходимо грамотно составить план-конспект урока. План-конспект урока - это основной документ для проведения конкретного урока по теме. Структура урока производственного обучения состоит: – вводный, текущий и заключительный инструктаж. Форма плана-конспекта, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации упражнений, опыта мастера, но структура уроков производственного обучения не изменяется.

Конспект составленный, с использованием, ЭОР помогает вести современный урок производственного обучения на высоком технологи-ческом уровне.

Тема «подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой», рассчитана на 12 часов. При этом составленый план – конспект урока по данной теме можно корректировать дидактическими материалом: из интернета, включать ЭОР по изучаемой теме, видеофильмы, составлять и дополнять презентации к уроку и т.д..

В разработке представлены отдельные элементы современного урока, обозначена деятельность мастера производственного обучения и обучающихся на уроке производственного обучения по слесарному делу, при изучении темы «подготовительные работы при производстве сварочных работ ручной электродуговой сваркой», определены формы и методы обучения, запланировано использование презентации при изучении нового материала, ЭОР при проверке пройденного материала и закреплении новой темы урока, разработано производственное задание, критерии его оценивания и дан развёрнутый план конспект урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ПРОФЕССИЯ: ОКПР «Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом»

Комплект инструкционных карт для проведения учебной практики по профессии "Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе"
учебно-методическое пособие по теме

«Комплект инструкционных карт» предназначен для уроков производственного обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». «Комплект инструкционных карт» содержит инструктивные указания и пояснения о правилах выполнения трудовых приемов операций изучаемые при подготовке электросварщиков ручной сварки неплавящимися электродами в защитном газе.

ВложениеРазмер
komplekt_instruktsionnyh_kart.docx 1.91 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом

Рабочая программа учебной практики ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).


ПМ. 03 Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе

Рабочая программа предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручно.


Фонд оценочных средств по профессиональному модулю ПМ 03. Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе (РАД)»

Паспорт фонда оценочных средствпо профессиональному модулю «ПМ.03 Ручная дуговая сварка (наплавка) неплавящимся электродом в защитном газе (РАД)»№ п/пКонтролируемые разделы (темы) дисципли.


Выполнение работ по профессии Сварщик дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе

Разработаны рабочие программы по дисциплине: Сварочное производство.


РП производственной практики профессионального модуля ПМ07 «Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций, ручной дуговой сваркой (наплавка) неплавящимся элек

РП производственной практики профессионального модуля ПМ07 «Выполнение сварочных работ ручной дуговой сваркой (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных кон.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА производственной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа производственной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка,резка) плавящимся покрытым электродом разработана на основе ФГОС СПО попрофессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично м.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Рабочая программа учебной практики ПМ 02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка)плавящимся покрытым электродом разработана на основе ФГОС СПО по профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизиро.

Открытый урок "Сварные соединения и швы ручной дуговой сварки"
методическая разработка по теме

Образовательная – научить обучающихся правильно характеризовать сварные швы и сварные соединения, выполненные ручной дуговой сваркой по ГОСТу 5264-80.

Воспитательная – воспитать у обучающихся дисциплинированность, ответственность за выполнение заданий, умение рационально использовать рабочее время.

Развивающая – развить настойчивость, уверенность в своих силах, способность преодолевать трудности, осуществлять самоконтроль.

Тип урока : урок применения и совершенствования знаний.

Метод урока : словесный, наглядный.

Метод изложения : объяснение.

Материал : наглядные пособия, плакаты, учебники.

- проверка явки обучающихся и их готовность к уроку (наличие тетрадей и ручек).

2. Повторение пройденного материала (фронтальный устный опрос обучающихся):

- Что называют сварным соединением?

( это неразъёмное соединение, выполненное сваркой)

- Что называют сварным швом?

(это участок сварного соединения, образовавшийся в результате кристаллизации металла сварочной ванны);

- А что называют сварочной ванной?

(это часть сварного шва, находящаяся при сварке в жидком состоянии);

-какие сварные соединения вам известны?

(стыковые, тавровые, угловые, нахлёсточные);

Показать обучающимся 4 готовых сварных соединения и попросить назвать каждый вид. (Показываются образцы сварных соединений).

- А как делятся сварные швы по подготовке кромок к сварке?

(с отбортовкой, без скоса кромок, с односторонним или двусторонним скосом кромок);

- когда необходимо делать скос кромки?

(при большой толщине, 5 и более мм);

- какие бывают сварные швы по характеру выполнения?

(односторонние и двусторонние).

3. Объяснение нового материала.

Этих знаний нам достаточно, чтобы ознакомиться с основными типами и конструктивными элементами швов сварных соединений, выполненных ручной дуговой сваркой по ГОСТу 5264-80.

Перед вами находится таблица с обозначением сварных швов и соединений. На первый взгляд ничего не понятно, но , если внимательно осмотреться, то можно заметить, что соединения делятся на 4 известные вам группы. Это: С тыковые (их больше), У гловые, Т авровые и всего 2 Н ахлёсточных.

Остановимся на стыковых соединениях, на их разнообразии. Итак, первое соединение С1. Что мы видим? Это: соединение стыковое, с отбортовкой кромок, шов односторонний, толщина металла от 1 мм до 4 мм. Это мы дали характеристику сварного соединения.

Если внимательно посмотреть, например, на обозначение 1 колонки стыковых швов, то это С1, С2, С3, С4, С5, С6, мы увидим, что их объединяет, а именно:

- всё это стыковые соединения;

- толщина металла от 1 мм до 4 мм;

но есть и различия:

- появляются подкладки (съёмные и остающиеся) для предотвращения

Далее пошли варианты сложнее.

С7: толщина увеличивается до 5 мм и шов уже видим двусторонний, т.е. уже необходима разделка кромок.

С8: толщина увеличивается до 60 мм, но шов ещё односторонний, почему? – потому, что есть односторонняя разделка кромок.

Дальше идут варианты с подкладками и доходим до С12, т. е. толщина та же, до 60 мм, односторонняя разделка одной кромки, но шов выполняется двусторонним. Это необходимо для лучшего провара металла.

А вот с С15 уже другой вариант. Что мы видим?

- толщина увеличивается до 100 мм (т. е.10 см!), шов также двусторонний, но появляется двусторонняя разделка одной кромки, что позволяет сваривать детали толщиной до 175 мм! (см. С27). Обратите внимание на С28 – стыковой!

Угловые – швы есть без разделки и с разделкой, толщина металла от 1 мм до 100 мм, односторонние и двусторонние.

Тавровые – швы есть односторонние и двусторонние, с разделкой кромок и без разделки кромок и толщина металла от 2 мм до 100 мм.

Нахлёсточные – всего два варианта: разделка кромок отсутстует, толщина от 2 мм до 60 мм, но шов может быть односторонним либо двусторонним, в зависимости от технологических требований к конструкции, что указывается в документации.

А теперь проверим, насколько вы внимательны при работе с этой таблицей. (Отработка навыков и умений характеризовать сварное соединение).

4. Закрепление нового материала.

Попробуем ответить на несколько вопросов.

1) Сколько стыковых соединений даны в ГОСТе?

2) Сколько тавровых соединений дано в ГОСТе?

3) Сколько нахлёсточных соединений дано в ГОСТе?

4) Сколько угловых соединений дано в ГОСТе?

5) Какая наибольшая толщина металла в стыковом соединении?

6) Какая наибольшая толщина металла в тавровом соединении?

7) Какая наибольшая толщина металла в угловом соединении?

8) Какая наибольшая толщина металла в нахлёсточном соединении?

9) Какая максимальная толщина металла допустима для сварки:

а) стыкового соединения без скоса кромок одностороннего?

б) стыкового соединения без скоса кромок двустороннего?

в) углового соединения без скоса кромок одностороннего?

г) углового соединения без скоса кромок двустороннего?

д) таврового соединения без скоса кромок одностороннего?

е) таврового соединения без скоса кромок двустороннего?

10. Найдите по описанию обозначение соединения в ГОСТе:

а) стыковое соединение с отбортовкой кромок одностороннее;

б) стыковое соединение с Х-образным скосом одной кромки

в) угловое соединение без скоса кромок одностороннее;

г) угловое соединение с двумя скосами одной кромки двустороннее;

д) тавровое соединение с криволинейным скосом одной кромки двустороннее;

е) тавровое соединение без скоса кромок одностороннее;

ж) нахлёсточное соединение одностороннее;

5. Проверка степени усвоения материала.

Обучающиеся самостоятельно выполняют следующее задание.

- Найдите в ГОСТе сварное соединение, зарисуйте и опишите его.

6. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы повторили изученный материал, научились применять эти знания и закрепили полученный результат.

7. Выдача домашнего задания.

К следующему уроку повторить тему «Классификация сварных швов».

Преподаватель: Елисеева Н.В.

1. Хатунцева Л.И. «Современный урок в профессиональной школе : от пректирования до анализа», М., 2003г.

2. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. М.: Просвещение,1987 г.

3. Вознесенская И.М. Основы теории ручной дуговой сварки: теоретические основы профессиональной деятельности: учеб. пособие М.: Академкнига / учебник, 2005 г.

4. Сварка. Введение в специальность: учебное пособие / В.А, Фролов, В.В. Пешков, А.Б. Коломенский, В.А. Казаков – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2013 г.

5. Чернышов Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002 г.

Читайте также: