Адгезия резины к металлу при вулканизации

Обновлено: 05.10.2024

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Никифорова Н. А., Шерышев М. А.

Рассматривается крепление резин к металлу с применением латунирования. Анализируется зависимость прочности соединения от состава резиновой смеси. Обсуждается 72 влияние различных технологических факторов на адгезионные свойства системы «каучукметалл».

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Никифорова Н. А., Шерышев М. А.

Кислотно-основные свойства адгезионных добавок и и влияние на прочность крепления резиновых смесей к металокорду

Регулирование адгезионый свойств металлических кордов с помощью низкотемпературной плазменной обработки

The adhesion rubber to metal with brass plating is considered. The dependence of the strength of connections from the composition of the rubber mixture is analyzed. The influence of various technological factors on the adhesion properties of the "rubber-metal" is discussed.

Текст научной работы на тему «Проблемы адгезии при производстве автомобильных шин»

С 11 6 X U/ в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 4 (109)

ароматических звеньев в композиции, которые способны акцептировать ал-кильные и перекисные радикалы.

Установлено, что пленки на основе ХСПЭ, не имеющие в своём составе модификаторов, при температуре выше 80 С мутнеют, при этом количество летучих увеличивается из-за роста скорости деструктивных процессов. В системах модифицированных кремний- и металлоорганическими соединениями количество летучих также высоко, но это, вероятно, вызвано выделением спирта, образовавшегося в процессе гидролитической поликонденсации. Системы модифицированные кремний- и металлоорганическими соединениями практически не меняют свои деформационно-прочностные характеристики при действии повышенных температур. Наилучшую стабильность деформационно-прочностных характеристик при нагревании показали системы модифицированные этилсиликатом. Прочность композиции при 130°С увеличилась на 20%, относительное удлинение практически не изменилось.

1. Показано, что ТБТ и титаносилоксаны - продукты взаимодействия тет-рабутоксититана с дифенилсиландиолом - являются эффективными стабилизаторами ХСПЭ при воздействии УФ-облучения.

2. Установлено, что модификация ХСПЭ кремнийограническими и металлоорганическими соединениями улучшают термостойкость материалов, и, благодаря образованию более плотной сетки химических связей, приводит к снижению водопоглащения и паропроницаемости.

3. Системы модифицированные этилсиликатом-40 продемонстрировали нестабильность физико-механических характеристик при УФ-облучении.

4. Системы модифицированные кремний- и титанорганическими соединениями обладают низким влагопоглащением, устойчивостью к сильным минеральным кислотам и могут эксплуатироваться без потери свойств при воздействии УФ-излучения и повышенных температурах.

Н.А. Никифорова, М.А. Шерышев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРОБЛЕМЫ АДГЕЗИИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Рассматривается крепление резин к металлу с применением латунирования. Анализируется зависимость прочности соединения от состава резиновой смеси. Обсуждается

С Яг в X № в химии и химичесгай технологии. Том XXIV. 2010. №4(109)

влияние различных технологических факторов на адгезионные свойства системы «каучук-металл».

Резино-металлические изделия широко применяются в самых различных областях промышленности. Работоспособность и срок службы таких изделий зависит от прочности связи на границе «резина-металл». Если между металлом и резиной возникает химическое взаимодействие, прочность крепления высокая и не уменьшается с повышением температуры даже до 100°С. Когда прочность крепления определяется только силами межмолекулярного взаимодействия, то прочность связи между резиной и металлом с повышением температуры значительно уменьшается. Резины крепят в основном к черным металлам; к нержавеющей, жаропрочной и кислотоупорной сталям, а также к некоторым цветным металлам и их сплавам (титану, магнию, меди, бронзе, латуни, дюралюминию и др.).

Крепление резины к металлу находит широкое применение в производстве автомобильных шин. Для высокой прочности и наибольшей теплостойкости крепления резины к металлу, хорошего сопротивления полученных изделий ударам и вибрациям используют крепление с применением латунирования. Прочность крепления резины к металлу по этому способу в значительной степени зависит от состава латуни и резиновой смеси.

Наибольшая прочность крепления резины к латунированной поверхности металла достигается при вулканизации в прессах под давлением не менее 2,0-3,0 МПа. Она возрастает вплоть до достижения оптимума вулканизации и в дальнейшем изменяется незначительно.

Прочность крепления резины к металлу также зависит от состава резиновой смеси (она не должна содержать пластификаторов, мигрирующих на поверхность) и динамики процесса вулканизации. Если резиновая смесь долгое время находится в вязкотекучем состоянии, то в начальный период вулканизации достигается максимальная прочность крепления, что необходимо учитывать при выборе типа ускорителя и содержания серы в смеси. Наилучшие результаты при креплении резин к металлу с применением латунирования получаются при наличии в резиновой смеси до 1-4 масс.ч. серы. При содержании в смесях ультраускорителей (тиурамдисульфидов) прочность крепления с металлом для резин на основе каучуков с высокой непредельностью (за исключением бутилкаучука) снижается.

Высокая прочность крепления резины к латуни объясняется образованием в процессе вулканизации на границе контакта «каучук-металл» прочных химических связей. В процессе серной вулканизации происходит сульфидирование металлов, и между резиной и латунью образуется многослойная промежуточная пленка, состоящая из продуктов реакции: Сих8, гпБ, гпО (рис. 1).

Сих8 представляет собой нестехиометрический сульфид меди (х=1,97), и именно его образование обусловливает сцепление металла с резиной. Образование Сих8 происходит в виде дендритов, которые врастают в фазу эластомера на глубину до 50 нм, что приводит к формированию развитой поверхности соприкосновения с множеством точек физического взаимодействия. Скорость роста дендритов, их размеры и форма определяются

С 11 6 X и в химии и химической технологии. Том XXIV. 2010. № 4 (109)

диффузией меди из состава латуни через слои ZnO и [1]. Присутствие цинка способствует уменьшению сульфидности связей «каучук-металл» и обеспечивает высокую прочность крепления между пленкой латуни и металлом.

Рис. 1. Схема структуры межфазных слоев в системе латунь-резина

Рис. 2. Профиль атомно-электронной спектроскопии для адгезионной пленки между резиной и латунированным кордом, вулканизованных при 130°С в течение 20 мин.

Необходимо отметить, что состав многослойной промежуточной пленки, образующейся между резиной и латунью, зависит от условий вулканизации.

Значительное различие в содержании меди и цинка (рис. 2) свидетельствует, что только малая часть меди из латуни образует сульфид меди. С другой стороны, малое различие в содержании цинка и кислорода показывает, что большая часть цинка реагирует с образованием оксида цинка или гидрооксида цинка. Из графиков для образцов, вулканизованных при температуре от 130°С до 150°С (рис. 3), видно, что весь цинк прореагировал с кислородом с образованием оксида цинка. Быстрое образование сульфида меди и оксида цинка при повышенной температуре способствует лучшему формированию адгезионной пленки. При 170°С быстрое образование оксида цинка подавляет реакцию образования сульфида меди, приводя к различным адгезионным свойствам системы «каучук-металл» [2].

Рассмотрим влияние времени вулканизации на состав адгезионной пленки между резиной и латунированным кордом. Увеличение времени вулканизации способствует закреплению сульфидов меди и оксида цинка на адгезионной поверхности [3], что увеличивает прочность крепления резины к металлу.

Время распыления (мин)

Рис. 3. Профиль атомио-электроиной спектроскопии меди и серы (вверху) и цинка и кислорода (внизу) для адгезионной пленки между резиной и латунированным кордом, вулканизованных в течение 20 мин. при различных температурах: (А) 130°С, (В)

Таким образом, наилучшие условия для получения прочной связи «резина-шинный корд» создаются при вулканизации в прессах под давлением не менее 2,0 МПа и температуре от 130°С до 150°С. Время вулканизации зависит от толщины резиновой смеси и выбирается так, чтобы обеспечить достижение оптимума вулканизации.

1. Кошелев Ф.Ф. Общая технология резины/ Ф.Ф. Кошелев, А.Е. Корнев, A.M. Буканов. М.: Химия, 1978. 528с.

2. Gyung Soo Jeon and Gon Seo. Effects of Cure Levels on Adhesion Between Rubber and Brass in the Composites Made Up of Rubber Compound and Brass-Plated Steel Cord. //Korean J. Chem. Eng., 2003. 20(3). P. 496-502.

3. Аверко-Антонович Ю.О. Технология резиновых изделий/ Ю.О.Аверко-Антонович, Р.Я. Омельченко, Н.А. Охотина, Ю.Р. Эрбич. Л.: Химия, 1991. 352с.

Крепление клеями на основе изоцианатов

Изоцианаты ( органические соединения, содержащие функциональную группу −N=C=O) были впервые использованы для крепления резин к металлам О. Байером в Германии. До этого они были известны как органические соединения.

В производстве массивных шин применяется в основном клей «лейконат».
Способ крепления резины к металлу при помощи клеев по сравнению с креплением через латунную или эбонитовую прослойки проще, дешевле, позволяет механизировать производство. Массивные шины с клеевым креплением резины к бандажам или ободам-ступицам более выносливы в тяжелых динамических и температурных условиях, хорошо переносят ударные нагрузки и вибрации.

Прочность крепления на границе клей—металл обусловливается химическим взаимодействием изоцианатных групп с оксидными и гидроксидными группами на поверхности металла и прочностью образующихся связей. Прочность крепления с резиной определяется взаимодействием изоцианатных групп с молекулами каучука, а также диффузией изоцианата в слой каучука с дальнейшей полимеризацией в нем.
Хорошая адгезия достигается при тщательной очистке поверхности металла.
На прочность крепления оказывают влияние такие факторы, как толщина клеевой пленки, температура и продолжительность сушки, влажность воздуха, давление при формовании и вулканизации. Разбавление клея дихлорэтаном в отношении 1 : 1 или 1 : 3 не снижает прочности крепления, но дает возможность получить более равномерную и тонкую пленку.

Изоцианаты являются реакционноспособными веществами, поэтому пленка лейконата, нанесенная на поверхность металла, изменяет свои адгезионные свойства под действием кислорода воздуха, влаги, света. Особенно влияет на адгезионную способность изоцианатов влага.

Изоцианатные клеи неустойчивы. Основная причина этого - влажность, из-за которой изоцианат разлагается, поэтому в помещениях, где идут работы с изоцианатами, влажность не должна превышать 60 - 70%, а клеи должны использоваться в течение короткого времени. Однако практикой установлено, что при правильном обращении эти клеи можно хранить годами.

При работе с изоцианатами могут применятся только такие растворители, которые не содержат групп NH2 и OH, т.к. иначе изоцианат вступит в реакцию. Пригодные растворители: дихлорэтан, бензол, хлорбензол, толуол, ксилол. Непригодные: спирт, ацетон, бензин.

Изоцианаты и применяемые для изоцианатных клеев растворители ТОКСИЧНЫ. Поэтому при работе с ними должны быть соблюдены все соответствующие правила охраны труда.

Н-р, Посредством полиизоцианатов Десмодура R резины хорошо крепятся к сталям, чугуну, алюминию и его сплавам, бронзам, латуни. Плохо крепятся к меди, магнию и его сплавам.

Прочность крепления резины к металлам посредством Десмодура R при испытаниях на отрыв составляет около 50 кг/см2. При применении твёрдых резиновых смесей этот показатель возрастает.

крепление Десмодуром R не чувствительно к действию паров серной кислоты, воздействию которой подвергаются, например, резинометаллические детали на подводных лодках. Данный факт позволил этому клею широко распространиться во время Второй Мировой Войны.

Большое значение при креплении изоцианатными клеями имеет то, как тщательно подготавливалась поверхность металла:

- обезжиривание поверхности металла растворителем, водой, паром.

- промывка растворителем (бензином или бензолом).

Клей наносят на металл кистью, распылением или маканием. Достаточно нанести один тонкий слой клея. Резиновый клей или резину можно накладывать сразу после высыхания изоцианатного клея (т.е. через 30-40 минут). Однако плёнка клея под действием воздуха, влаги и света может потерять свои свойства, поэтому металлическую арматуру, покрытую клеем необходимо сразу же обернуть бумагой или целлофаном. При длительном хранении покрытой клеем арматуры прочность крепления к ней резины резко падает, поэтому вулканизацию резино-металлической детали рекомендуется проводить не позднее, чем через 6-8 часов после нанесения клея на металл.

Вулканизацию проводят в формах под давлением (в прессе) или в вулканизационных котлах в среде горячего воздуха.

Достоинства метода: чрезвычайная стойкость крепления к действиям масел, жидкого топлива, растворителей. Стойкость к воздействию холодной и горячей воды, кислот, щелочей. Крепление превосходит по теплостойкости крепления, сделанные посредством ХК и ГХК, синтетических смол, уступая только креплению посредством латунирования.
Для крепления резины к металлам применяют также клеевые композиции на основе изоцианатов.

Крепление посредством клеев на основе синтетических смол.

Определённые фенольные, эпоксидные и некоторые другие смолы обладают хорошей адгезией и к резинам, и к металлам. Особенно применимы эти смолы для крепления резин на основе полярных каучуков: неопренов, бутадиен-нитрильных (СКН, Пербутан).

При применении одной синтетической смолы образуется хрупкая плёнка клея, поэтому, чтобы получить эластичную плёнку, применяют композиции из каучука и синтетической смолы.

Существует множество запотентованных клеев и методов крепления резины к металлам, основанных на различных синтетических смолах. Пример: смола Дюрез - термореактивная фенолформальдегидная смола, растворимая в спиртах и кетонах. Используется для крепления к металлам резин из бутадиеннитрильных каучуков горячим креплением, хотя так же используется для крепления вулканизованной резины к металлу при нагреве.

Слой такого клея наносят на чистую поверхность металла, плёнку высушивают, после чего на неё накладывают резиновую смесь и деталь отправляют на вулканизацию.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Форум о полимерах ПластЭксперт

Крупнейшая независимая площадка для обсуждения вопросов производства и переработки пластмасс и эластомеров различными способами. Рекомендации ведущих специалистов.

Адгезия резины с металлом

- Обсуждаем популярные в наше время термопластичные эластомеры, резину и им подобные материалы. Сырье, продукцию, технологии переработки.
- Discussion of TPE, rubber and other polular modern elastomers, e.g. raw materials, products, technology.

Адгезия резины с металлом

Добрый день!
На нашем заводе изделие упаковывается в ящики, в ящиках используются амортизаторы. Поскольку завод относится к оборонке, заменить данный амортизатор на покупной достаточно проблематично.

Собственно сам амортизатор состоит из арматуры (2 уголка и 1 швеллер) и их соединяет резина марки 1847 ТУ 38 005 1166-2015. Так вот еще с двухтысячных годов, как только спроектировали данную деталь постоянно есть проблемы с прилипанием резины к арматуре при прессовании. Изначально опескоструенную арматуру намазывали клеем Лейконат и затем прессовали. Резина то прилипает, то нет. Сейчас ввели медное покрытие на арматуру, пробная партия из 3-х штук прилипла замечательно. Сейчас же опять адгезии никакой нет.

Уже не знаю, что предпринять. Может сталкивался кто-нибудь с подобным? Посоветуйте что-нибудь пожаааалуйста

Отправьте резину на фторирование и всё прилипнет.
https://www.fts-de.com/verfahren.html

Не зная нюансов многих подсказка может быть затруднена . но все таки . может этот вопрос рассматривать под углом . "а не изменить ли нам процесс обезжиривания металлических и/или омедненных поверхностей" .

Добрый день! Гарантированную адгезию, обеспеченную химическими связями даёт покрытие латунью. Долго объяснять химизм, но в покрытии обязательно долен присутствовать цинк. Ни омеднение, ни бронзирование стабильного эффекта не даст.
Ещё очень важно отсутствие каких-ибо следов влаги на поверхности деталей и в воздухе, поэтому металлические детали должны термостатироваться при темпреатуре хотя бы на 5 градусов выше, чем в рабочем помещении и извлекаться непосредственно перед закладкой в пресс (чтобы не было даже намёка на конденсат).

Здравствуйте.
Для грамотного ответа на Ваш вопрос - необходима дополнительная информация относительно производственного процесса:
1) Амортизатор сами изготавливаете?
2) Резина 1847 покупная или тоже собственного производства?
2а) Осуществляется ли на производстве контроль соответствия резины требованиям ТУ 1166 или доверие паспорту изготовителя?
3) Материал арматуры Сталь? Какая марка?
3а) Арматуру сами делаете или покупная, проверяете ли ее качество.
4) Как обрабатывали арматуру когда лейконатом склеивали?
5) Сколько слоев Лейконата наносили и есть ли уверенность в качестве исполнения рабочими на текущий момент.
5а) Производите ли проверку клея? Соблюдаются ли условия хранения.
6)Если не секрет, то желательно указать тип амортизатора.
7) Параметры вулканизации

Изготовление нанокомпозитов на основе эластомеров

Тема 2.2. Промоторы адгезии резиновых смесей к металлической арматуре

Повышение прочности в системе эластомер-металл

Большинство эластомерных изделий представляют собой сложные конструкции, состоящие материалов с различными физико-механическими характеристиками. Наиболее сложным объектами являются эластомер-металлические изделия. Использование металлической арматуры (проволока, листовая арматура, тросы, металло-корд и т.п.) обеспечивает изделию высокую прочность, повышенную жесткость и сопротивление деформированию. Такие композиционные материалы в виде армированных эластомеров обладают уникальными механическими свойствами, которые не могут быть достигнуты в однородных материалах. В то же время, именно серьезные различия в механических характеристиках материалов, состаявляющих композит, обуславливают значительные напряжения, возникающие на границе их раздела, что делает эту зону наиболее уязвимой при разрушении, особенно в условиях динамического нагружения или при воздействии агрессивных сред. Важность повышения прочности связи на границе армирующий материал-резина обуславливает значительный объем научных исследований, проводимых в данной области, что подтверждается в данной работе.

Основные способы крепления резины к металлам - это холодный (крепление клеем при комнатной температуре) и горячий (крепление к металлу в процессе вулканизации). Холодное крепление реализуется за счет использования клеев и, как правило, обеспечивает существенно меньшую прочность связи по сравнению с горячим. К горячему креплению относятся крепление с помощью клеев, через эбонит и через слой латуни. Вопросам именно горячего крепления посвящена данная часть образовательной программы.

Крепление резины к металлам с помощью латунирования является наиболее распространенным методом, обеспечивающим высокую прочность (в том числе и в динамических условиях нагружения) и температуростойкость композита. Основное преимущество данного метода заключается в его технологичности - в условиях резиноперерабатывающих предприятий не требуется нанесения дополнительных (например, клеевых) слоев при обрезинке и, соответственно, дополнительных технологических операций, оборудования, персонала. Метод основан на способности резин прочно крепиться к поверхности латуни. Основной подготовительной операцией при этом способе является латунирование арматуры, проводимое при ее изготовлении на предприятиях металлургической отрасли. Крепление резины к металлам с помощью латунирования широко используется при изготовлении изделий на основе эластомеров в которых предполагается работа в условиях высоких динамических нагрузок.

В то же время, без использования дополнительных модифицирующих компонентов в составе резиновых смесей прочность связи на границе латунь-резина не удовлетворяет крайне высоким современным требованиям по работоспособности композиционных материалов в составе сложных многокомпонентных изделий, к которым, без сомнения, нужно относить и певматические шины. Практически применимым подходом, повышающим прочность композита металл-эластомер, на сегодняшний день считается введение в резиновые смеси специальных добавок - химических модификаторов (промоторов) адгезии в сочетании с латунированием поверхности металла.

В качестве модификаторов для повышения прочности крепления резины к латунированному металлокорду (промоторов адгезии) известно несколько типов химических соединений, относящихся к различным классам: природные и синтетические смолы, смолообразующие вещества, галогенсодержащие соединения и др. Основные представления о механизме крепления резины к латунированному металлокорду и действии промоторов адгезии были сформулированы в конце 1980-х годов. Суть их сводится к следующему: за формирование адгезионной связи резины с латунью ответственен образующийся на межфазной границе нестехиометрический сульфид меди. Прочность связи резины с металлокордом максимальна при образовании на поверхности тонкого и механически прочного слоя сульфида меди, образующегося при взаимодействии ионов меди с серой. Оптимальный слой сульфида меди формируется при наличии в резине комплексообразователей средней активности, которыми могут являться противостарители или компоненты вулканизующих систем.

В качестве промоторов адгезии известно применение разнообразных модификаторов: смесь фруктозы и сорбозы, полисульфидные олигомеры, эфиры фосфорной кислоты, производные иминодиуксусной кислоты,п-аминобензойная кислота, производные антрахинона, АФФС, полихлоропренфенололигомеры, бензотриазол, циклогексиламины и фениламины, карбоновые кислоты и их соли с алкоксисодержащим металлическим соединением, цинксодержащие мочевиноформальдегидные олигомеры, эфиры канифоли, бисфенолы, замещенные фенолы совместно с производными меламина, эфиры двухатомных фенолов, полиалкенгуанидины и др. Повышение прочности связи резины с металлом предложено осуществлять за счет применения нефтеполимерной смолы, полученной радикальной сополимеризацией пипериленовой фракции, стирола и жидкой фракции пиролиза углеводородов, нитроны.

Широкое применение в настоящее время нашли кобальтсодержащие промоторы адгезии, роль которых в повышении адгезионных свойств заключается в модификации сульфидов меди сульфидом кобальта. На этом принципе, например основано решение об обработке поверхности металла металлоорганическим агентом, имеющим функциональные группы (амино-, амидные, азольные). При этом увеличиваются механическая прочность и стабильность межфазного сульфидного слоя. Введение солей кобальта в резиновую смесь существенно повышает стабильность прочности связи в системе резина-металлокорд при действии влаги, повышенной температуры и хлористого натрия, так как в их присутствии задерживается образование слабых граничных слоев ZnO/Zn(OH)2. Однако чрезмерное количество соединений кобальта в резине может снизить стабильность прочности связи, так как под действием влаги возможно образование на поверхности латуни мелкозернистой пленки металлического кобальта. Эффективность солей кобальта проявляется в большей степени при высоких дозировках серы.

Во многих патентах указывается, что для повышения эффективности кобальтсодержащих систем крепления резины к латунированному металлокорду, в резиновые смеси могут дополнительно вводится соли, содержащие небольшое количество влаги в виде кристаллогидратов.

В качестве промоторов адгезии могут быть использованы: нафтенат, стеарат и олеат, ацетилацетонат, бензоат, пропионат кобальта их смеси в различных соотношениях, соли кобальта совместно с органическими нитросоединениями, тиоколами, производными резорцина, АФФС, алкилрезорциновых смол модифицированных гексаметилентетрамином, гексаметоксиметилмеламином.

В настоящее время широко используются промоторы адгезии, содержащие в своем составе бор, кобальт и остаток синтетической жирной кислоты. Среди борсодержащих промоторов адгезии наибольшее применение имеют продукты, выпускаемые под торговой маркой Манобонд, характеризующиеся наибольшей эффективностью. Продукт Манобонд 680С повышает прочность крепления вулканизатов на основе изопреновых и стирольных каучуков к металлам, особенно при старении во влажной среде.

Применяются и другие соединения кобальта. Кобальтовые соли амида малеиновой кислоты и акрилаты кобальта повышают стойкость адгезионной связи резины с металлокордом при старении.

На втором месте по активности после кобальта стоят аналогичные соединения никеля, но соединения никеля с трудом образуют сульфиды, поэтому в меньшей степени влияют на адгезию резин к металлокорду. Тем не менее, использование солей никеля также описано в научной литературе. Имеются сведения о том, что при сочетании никеля и кобальта в составе одной молекулы существует возможность получить промоторы адгезии, превосходящие соединения кобальта.

Достаточно эффективными промоторами адгезии являются борсодержащие соединения никеля, а также гидросиликаты никеля.

При определенных условиях эффективными промоторами адгезии могут оказаться соединения висмута и титана, лантаноидов (в том числе и при использовании совместно с кобальтсодержащими промоторами адгезии) и ряда других металлов.

Другим типом модификаторов адгезии являются неорганические со­ единения, подающие в систему ионы кобальта или никеля по мере возникновения потребно сти в них. К таким модификаторам относят полиборосиликаты кобальта и никеля, неорганические силикатные ионообменные соединения, на сыщенные ионами кобальта или никеля , а также соли кобальта или никеля, распределенные в инертной среде.

Перспективно использование в качестве промоторов адгезии твердых отходов гидроочистки нефтепродуктов. Эти продукты содержат в своем составе оксиды металлов переменной валентности. Однако их использование в резинах невозможно без дополнительной обработки и после дующего измельчения до необходимой степени дисперсности.

Таким образом, для повышения прочности адгезионной связи между резиной и металлом могут находить применение многие вещества, относящиеся к различным классам, но наибольший эффект достигается при использовании кобальт(никель)содержащих соединений. В то же время, многие используемые промоторы имеют ограниченную применимость, а наиболее широко распространенные модификаторы (промоторы адгезии к металлу) являются импортными продуктами, имеющими высокую стоимость. Поэтому разработка новых промоторов адгезии, по эффективности не уступающих известным импортным, производимым на доступном сырье и обладающим относительно низкой стоимостью , представляется актуальной задачей научных исследований.

Читайте также: