Архитектурные конструкции из металла

Обновлено: 04.10.2024

Применение металлических конструкций в архитектурном проектировании

С архитектурной точки зрения, металлоконструкции — это не только балки, фермы, связи, прогоны, колонны и арки, но еще ограждающие и второстепенные конструкции, архитектурные элементы каркасов и узлов быстровозводимых зданий. В данной публикации мы рассмотрим применение металлических конструкций в архитектурном проектировании.

Так как строительная отрасль — самая крупная потребительская отрасль, то и возможности использования металлических конструкций в ней необъятны, горизонты — безграничны, а конструктивные формы объектов строительства — обширны. Применение металлических конструкций в архитектурном проектировании позволяет достигнуть максимально эффекта во внешнем облике здания (сооружения), а в некоторых случаях, становится стимулом для создания новых образов и рождения эксклюзивных архитектурных идей. Чтобы знать всё о применении металлических конструкций в архитектурном проектировании, надо быть не проектировщиком, а архитектором, который умело создает в пространстве архитектурные формы. Что проектировщик, что архитектор — основные игроки процесса создания здания (сооружения) в целом. Но у каждого из них свои функции и приемы, с помощью которых реализуются мечты заказчика. Учитывая, что создание конструктивной формы любого строения — это вотчина проектировщиков, конструкторов и инженеров, определим роль архитектора в этом процессе, а также — варианты применения металлических конструкций в архитектурном проектировании.

Применение металлических конструкций в архитектурном проектировании

Напомним, что конструктивная форма — это общая схема всех металлоконструкций, с их габаритами, типами сечений, конструкторскими решениями, узловыми соединениями, планами, чертежами и даже с описанием изготовления, монтажа и последующих условий эксплуатации. Габариты, сечения, параметры называются генеральными размерами конструкций, а информация о производстве, монтаже и способах эксплуатации — техническими характеристиками. Более подробно ознакомиться с основными характеристиками металлоконструкций можно в «Энциклопедии строительства», а с несметным количеством архитектурных понятий — в «Словаре архитектурных терминов». Архитектурная выразительность позволяет улучшить внешние формы зданий, а также внутреннее пространство и планировочные решения. Поэтому применение металлических конструкций в архитектурном проектировании так актуально в наши дни и нуждается в четком обосновании.

С использованием металлоконструкций в проекте внутренняя сохраняемость и внешняя привлекательность зданий и сооружений из ЛМК удерживается на всем сроке эксплуатации. Помимо этого, применение металлических конструкций в архитектурном проектировании позволяет увеличить срок жизнедеятельности капитальных объектов строительства. Основные архитектурные приемы, реализуемые в проектах быстровозводимых зданий и сооружений, основанные на использовании металлоконструкций:

  • Визуальное увеличение или расширение объекта
  • Гармоничное соединение c другими объектами инфраструктуры
  • Визуальная «легкость» и «воздушность» производственных, большепролетных зданий
  • Пластичность металлоконструкций позволяет делать архитектурные формы криволинейными (вогнутыми)
  • Продуманные узлы соединения металлоконструкций спасают здания от внешнего дискомфорта, и гармонично вливаются в окружающее архитектурное пространство

Кроме того, металлоконструкции можно красить в любой цвет, а можно даже комбинировать цветовую гамму, тем самым создавая выраженную функциональность и эстетическую привлекательность. Но применение металлических конструкций в архитектурном проектировании — это не только решение эстетических вопросов. Здесь следует учесть веяние современности, а также работу металлоконструкций под воздействием внешних, природных и механических нагрузок.

Применение металлических конструкций в архитектурном проектировании

Архитектура эволюционирует вместе с человеком и даже развивается в том же темпе. Современному архитектору приходится учитывать вкусы и желания клиентов, особенности городской инфраструктуры, знать экономику и принципы инвестирования, качество металлоконструкций, условия их транспортировки, методы монтажа, и многое другое, что так или иначе может повлиять на архитекторские задумки. При этом, архитектор должен уметь принимать решения, обосновывать их, брать на себя ответственность за их воплощение в проект и, вообще, быть смелым и грамотным специалистом.

В нашей компании не разбираются с идеями клиентов в одиночку. Если вы хотите получить комплексный подход и организацию проекта с участием всех специалистов, звоните нам прямо сейчас!

Железные аргументы за и против стального строительства

Фото: Екатерина Кузьмина для РБК

Технологии возведения зданий на базе металлических каркасов занимают отдельную нишу. Диапазон их применения — от гаражей до стадионов, крупных торговых центров и уникальных высотных объектов. А вот в массовом строительстве стального каркаса очень мало. Развитие сегмента «металлических» домов сегодня активно продвигают металлургические компании, однако застройщики на этот порыв пока не очень откликаются, ссылаясь на проблемы с кадрами и ограниченность архитектурных решений.

Доля построек на стальном каркасе в России не превышает 15% от общего количества реализованных проектов. Тогда как, например, в Норвегии она составляет 48%, а в Швеции, Великобритании и США — 65–68%. Главным образом, такие масштабы достигаются за счет многоэтажного жилищного строительства. В России сегодня только 0,5–1% жилых домов, включая сферу индивидуального жилищного строительства, возводится на металлокаркасе.

Скоростной конструктор

Главными преимуществами стального домостроительства председатель совета директоров девелоперской компании «Доступное жилье» Вадим Варвянский называет скорость, меньшие трудозатраты и отсутствие сезонных ограничений, которые существуют при монолитном строительстве. По его словам, нормативный срок сборки каркаса одной секции десятиэтажного дома — 22 рабочих дня. Обшивка или наполнение пенобетоном, отделка занимают около шести месяцев. «При этом конструкции из стали современных марок очень долговечны», — добавляет генеральный директор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук.

Плюсы и минусы стального каркаса

  • Скорость строительства — «коробка» собирается вдвое быстрее монолитного аналога, что дает общее увеличение скорости строительства на 20–30%.
  • Высокое качество — используются детали заводского изготовления.
  • Всесезонность строительства даже в отдаленных районах.
  • Свобода и вариативность планировок: нет несущих стен, что позволяет получить любые планировки.
  • Уменьшение количества рабочих на стройплощадке в два раза.
  • Экономия на фундаменте (до 30%) вследствие меньшей массы здания.
  • Большие внутренние площади при использовании легких стеновых панелей.
  • Дефицит квалифицированных проектировщиков, умеющих использовать все плюсы технологии.
  • Высокие требования к квалификации монтажников на площадке.
  • Необходимость дополнительных мероприятий по огнезащите стальных конструкций.
  • Сложности при прохождении государственной экспертизы, поскольку существует стереотип, что металл в нашей стране применялся в основном для строительства промышленных зданий.

Специалисты отмечают, что металлические конструкции хотя и дороже железобетона, но за счет скорости строительства цены монолитного и стального проектов на выходе оказываются сопоставимыми. «У стального строительства значительно меньшая материалоемкость, чем у железобетонного, — объясняет партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. — Тонна металлокаркаса заменяет 12–15 т бетона». Скорость возведения здания на металлокаркасе, по его словам, на 20–30% выше, чем у монолитного, однако медленнее, чем у панельного.

При этом многие участники строительного рынка признаются, что возводить на базе металлокаркаса планируют в основном склады, торговые центры и паркинги. Лидерами по применению такого каркаса в проектах многоэтажного строительства коммерческих зданий считаются Crocus Group (ТРЦ, комплекс Дальневосточного университета, МФК, паркинги) и самарская компания «Виктор и Ко» (ТРЦ, паркинги).

Только два относительно крупных застройщика заявляют о намерении применять технологию стального каркаса в проектах массового жилищного строительства. Это новосибирская компания «Доступное жилье» и московская «Ферро-Строй». В 1990-е годы три жилых дома на стальном каркасе по специально созданной технологии «Мосс-Тема» на западе Москвы (на проспекте Маршала Жукова, улицах Маршала Захарова и Маршала Тухачевского) построил холдинг «Стройсталь». Еще один дом по этой технологии был возведен в Ангарске.

«Стройсталь» выступал в проектах в качестве подрядчика. По словам коммерческого директора компании Михаила Севостьянова, куратором по внедрению технологии «Мосс-Тема» был экс-мэр Москвы Юрий Лужков. По каким причинам столица не стала развивать ее дальше, Михаилу Севостьянову неизвестно. «Очевидно, больше не находилось инвесторов. Но технология хорошая, — отзывается о ней строитель. — Этаж можно было возводить за два-три дня. Элементы из металлокаркаса собирались на земле, и затем здание просто складывалось, как конструктор. Причем даже на этапе строительства можно было менять планировки квартир». Как сказано в описании технологии, ее применение позволяло снизить общий вес здания в три раза, что существенно упрощало решения нулевого цикла.

Потребительские стереотипы

В развитии строительства домов на металлокаркасе заинтересованы российские металлургические концерны. Они отказались от идеи создания собственных строительных структур как непрофильных, однако для экспансии на рынок жилищного строительства объединились в специальную Ассоциацию развития стального строительства (АРСС). «Мы меняем «бетонные» стереотипы инвесторов, девелоперов, архитекторов и проектировщиков, помогая им сделать выбор в пользу металлоконструкций» — так характеризуется деятельность организации на официальном сайте. Среди участников АРСС крупнейшие игроки рынка, такие как металлургические и горнодобывающие компании «Евраз» и «Мечел», производитель металлопродукции Объединенная металлургическая компания и другие. Члены ассоциации надеются интегрировать всех участников девелоперского цикла при строительстве жилья на металлокаркасной основе — ученых, архитекторов, проектировщиков, разработчиков технических нормативов, предприятия стройиндустрии, инвесторов, заказчиков и подрядчиков — в единую технологическую цепочку. Со своей стороны они обещают расширить линейку выпускаемого проката специально для применения в стальном строительстве и оптимизировать его себестоимость. Конечная цель — сделать цены на жилье ниже, сохранив при этом потребительские характеристики, сопоставимые с монолитным домостроением.

Опыт производства полнокомплектных зданий в промышленном и коммерческом сегментах показывает, что при их «унификации» можно значительно снизить себестоимость, а также повысить эффективность строительства с точки зрения металлоемкости и удобства монтажа, говорит генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев. «При внедрении технологии в массовую многоэтажную застройку можно будет также говорить о значительной оптимизации затрат, как это, например, произошло в Великобритании в 1990-е годы, когда затраты на огнезащиту удалось снизить в два раза», — добавляет эксперт.

Правда, успех продвижения стального строительства во многом зависит от умения проектировать и строить. «Если у девелопера нет понятного алгоритма действий при строительстве дома на металлокаркасе и нет рабочих со специальной квалификацией, -то для него такой проект может обойтись и вдвое дороже традиционного метода», — предупреждает директор по развитию группы «Евраз» Александр Эренбург. Ольга Вальчук также относит к минусам стального строительства ограничения в архитектурных решениях и низкую пожаростойкость: при высоких температурах несущие конструкции могут «поплыть».

Однако главным препятствием на пути металлокаркасных технологий в жилищном строительстве участники рынка стального строительства уверенно называют негативный стереотип, который существует в отношении «металлического» жилья у потребителя. Устойчивый спрос на него сегодня не гарантирован, и риски для девелопера, таким образом, довольно высоки.

Пять зданий из металла

Первое здание на стальном каркасе было построено в Англии в городе Шрусбери еще в 1797 году. Его называют «отцом небоскребов», поскольку технология впоследствии стала использоваться при возведении высотных зданий. В том числе десятиэтажного здания Home Insurance Building (Чикаго, 1884–1885 годы), которое считается первым в истории небоскребом. Вот тогда это было инновацией — вес стен приходился не на сами стены, как раньше, а на металлический каркас. «РБК+ Недвижимость» выбрал пять знаковых зданий, построенных на металлокаркасе.

СССР, Москва, Главное здание МГУ


Проект: архитекторы Борис Иофан (был смещен с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов; скульптурное оформление фасадов Веры Мухиной.
Годы строительства: 1949–1953

Одна из семи московских сталинских высоток. Высота 34-этажного здания — более 183 м (со шпилем — 240 м). На момент постройки было самым высоким зданием Европы.

Несущую систему — фундаменты и каркас — Главного здания МГУ разработал советский конструктор и ученый, создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предложил принципиально новые технические решения: коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многие другие. Эти инновации позволили построить высотное здание переменной высоты в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.

США, Нью-Йорк, Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building)

Фото:ТАСС

Проект: архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон» (Shreve, Lamb and Harmon), главный архитектор — Уилльям Ф. Лэмб
Годы строительства: 1930–1931

103-этажный офисный небоскреб расположен в Нью-Йорке на острове Манхэттен. Его высота 381,3 м (с телевизионной башней, надстроенной в 1950-е годы, — 443 м). Это один из самых высоких небоскребов мира (четвертый по высоте в США). Архитектуру относят к стилю ар-деко.

Здание весит 331 тыс. т, возведено на двухэтажном фундаменте и поддержано стальной конструкцией весом 54,4 тыс. т. Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой несколько тонн. При монтаже здания клепальщикам приходилось работать в сверхскоростном режиме, поскольку складировать эти детали в условиях городской застройки было негде.

В результате на строительство ушло всего 410 дней. За неделю строились примерно четыре с половиной этажа. Рекорд был поставлен в одну из десятидневок, когда были возведены 14 этажей.

В 2007 году здание Эмпайр-стейт-билдинг заняло первое место в списке лучших американских архитектурных решений, по версии Американского института архитекторов.

Великобритания, Лондон, Сити, небоскреб Мэри-Экс 30 (30 St Mary Axe)


Проект: архитектурное бюро «Фостер и партнеры»
Годы строительства: 2001–2004

Высота 41-этажного небоскреба — 180 м. Он был построен на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 года, совершенного Ирландской республиканской армией. Заказчиком выступила швейцарская перестраховочная компания Swiss Re.

Неофициально здание называют «Корнишон» (похоже на огурец) — оно является одним из противоречивых символов современного Лондона, заметно выделяясь на горизонте города.

Конструкция небоскреба имеет стальной каркас и стеклянный фасад с ромбовидными панелями. Фостер максимально эффективно использовал солнечное освещение и естественную вентиляцию, в результате чего здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем многие аналогичные по характеристикам небоскребы.

Россия, Москва, ММДЦ «Москва-Сити», МФК «Евразия»


Проект: компания Swanke Hayden Connell Architects
Годы строительства: 2007–2014

Второе название многофункционального комплекса «Евразия» — «Стальная Вершина». Комплекс состоит из подземной части и двух взаимосвязанных наземных конструкций: 75-этажной башни и двухэтажного подиума.

На сегодня это самое высокое здание в Европе с каркасом из стали — его высота 309 м. Основным преимуществом технологических решений, построенных на применении металлокаркаса, является меньший коэффициент потерь на колонны, балки, шахты и другие конструктивные элементы. При внешней компактности башни помещения внутри получились просторные и светлые.

Внешне башня «Евразия» является сочетанием классики и модерна — фасад из зеленого стекла, светопрозрачных конструкций и камня подчеркнут замысловатой игрой строгих линий и углов.

Россия, Владивосток, о. Русский, кампус Дальневосточного федерального университета


Проект: генподрядчик Crocus Group
​Годы строительства: 2009–2015

Комплекс был частично построен к саммиту АТЭС-2012 на территории 800 тыс. кв. м на берегу бухты Аякс в экологически чистом районе острова Русский. В кампусе планировалось разместить гостей форума. После его проведения здание используется как студенческое общежитие.

При строительстве зданий кампуса в качестве основы использовался рамно-связевый металлический каркас из стальных двутавровых балок, утопленных в бетон фундамента. Перекрытия сделаны из железобетона, армированного 10-миллиметровой арматурой. Общий вес стальных конструкций — около 350 тыс. т.

От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре

Фото: GiuseppeT/wikipedia.org

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото:Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото:Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

  • баланс и пропорции;
  • характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
  • использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
  • колоннады;
  • стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
  • кариатиды;
  • портик с фронтоном.

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Фото:Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото:Unsplash

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото:Shutterstock

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Фото:Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото:Shutterstock

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Фото:Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Фото:Vassil/wikipedia.org

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Фото:Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото:Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото:Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

Фото:Bellomonte/wikipedia.org

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото:Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Металлокаркасы современных зданий – битва технологий

Если проанализировать открытые информационные источники (статьи, блоги, комментарии), посвященные металлокаркасам быстровозводимых зданий, то нетрудно заметить - какие страсти кипят за место под солнцем в этом актуальном и перспективном сегменте.

Причем, в самих понятиях нет единства, которое можно было наблюдать еще лет 15-20 назад.


Битва за металл

До 2012 года российский рынок металлоконструкций рос весьма заметными темпами – до 15% в год. Однако кризисные явления в отечественной и мировой экономике, окончание реализации крупных инфраструктурных проектов затормозили развитие отрасли. Объем потребления металлоконструкций в последние три года составил 1,8 млн т – это на 20% меньше, чем в 2012 году.

Тем не менее, металлурги и поставщики металлопродукции активно работают над расширением внутреннего рынка. За последние несколько лет введено более 500 тыс. т новых мощностей по производству металлоконструкций и металлообработке для строительной индустрии, как основного потребителя продукции. Именно здесь, как отмечают эксперты, благодаря усилиям металлургических компаний и научных институтов стальное строительство развивается вполне в русле мировых практик - в развитых странах доля многоэтажных зданий на стальном каркасе достигает 50—65%.

Основное преимущество для застройщика при использовании металлоконструкций - снижение переменных затрат за счет высокой скорости возведения зданий и гибкости их планировки. В ближайшее время объем жилого строительства на стальном каркасе достигнет 1 млн кв. м. Пока это немного на фоне 70-80 млн. квадратных метров общего ввода жилья в год. Но еще одним перспективным сегментом для расширения области применения стальных конструкций является социальная инфраструктура - городам необходимо возводить спортивные, логистические, оздоровительные и учебные объекты, а также складские, промышленные и агропромышленные комплексы.

Тем не менее, в стране до сих пор не хватает достоверной статистики по тем или иным видам металлоконструкций, по секторам их применения, информации о производственных возможностях и об оснащенности заводов. Отметим, что в 2015 году Ассоциация по развитию стального строительства (АРСС) сделала первый шаг по заполнению вакуума информации, сформировав «Каталог производителей металлических конструкций».

Но в любом случае, и без каталога очевидно, что любой металлокаркас в одинаковой степени требует квалифицированной проектной разработки, производства и монтажа конструкций. Преимущества или недостатки технологий определяются лишь функционалом и конкретными условиями строительства, поэтому ориентироваться необходимо на компании с многолетним брендом, то есть наработанным багажом объектов. Как правило, именное «клеймо» предполагает полный цикл работ, включая услуги специальной лаборатории по проверке металлопроката на входе и металлоконструкций на выходе производственного процесса.


Разбор по понятиям

Сегодня в информационном поле существуют две схожих технологии строительства: ЛМК (легкие металлические конструкции) и ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции).

Сегодня называть ЛМК "легкими" уже не совсем корректно, так как терминология была верна примерно до конца прошлого века, когда ЛМК была альтернативой конструкциям из кирпича и бетона. Но термины устоялись. Разве что ряд экспертов предлагает называть ЛМК проще - МК (металлические конструкции).

Различия между ЛМК и ЛСТК заключаются в разнице весе за счет использования различного по характеристикам металла. В технологии ЛСТК используют, как правило, оцинкованный металл толщиной до 4 мм. Необходимая несущая способность металлокаркаса достигается за счет специальной формы профилей, которые при малом весе способны выдерживать возложенные на них нагрузки. Отметим, что технология была разработана в 50-х годах 20 столетия в Канаде для строительства большого количества малоэтажных домов, соответствующих климатическим условиям севера Америки.

Технология же ЛМК подразумевает использование в качестве несущего каркаса горячекатаный черный металл (двутавры, швеллера, уголки, квадратные и круглые трубы) толщиной более 4 мм.

Здания, запроектированные на основе ЛСТК, монтируются с помощью специальных высокопрочных саморезов, монтаж зданий из ЛМК производится с помощью сварки, либо с применением болтов, включая высокопрочные.


Легче, еще легче

Технология ЛСТК прочно вошла в строительную практику благодаря своим очевидным преимуществам. Главное – наибольшей легкости относительно всех иных вариантов из тяжелого металла, дерева или клееного деревянного бруса. Так, масса 1 кв. м стены из ЛСТК без внешней отделки составляет в среднем 53 кг, а ферма с рабочим пролетом 9 м весит 70 кг.

Благодаря легкости комплектующих элементов все строительство может идти без использования подъемной техники. Этим зданиям не нужен фундамент глубиной 1,5-2 м - они хорошо стоят на мелко-заглубленных фундаментах и винтовых сваях. Как заявляют специалисты и маркетологи компаний - производителей ЛСТК - применение ЛСТК позволяет на 50-80% сократить снизить стоимость строительства. Благодаря легкости каждого элемента, точности размеров, правильной маркировке и сборочным чертежам, бригада из трех-четырех человек в состоянии собрать каркас дома площадью 150-200 кв. м за 2-3 недели. Как показала практика - возводимые из ЛСТК строения могут иметь высоту до трех этажей, иметь пролеты в ширину до 24 метров при высоте каждого этажа до 4,2 метров. Особенно актуальны ЛСТК при формировании надстроек или мансардных этажей - когда новая нагрузка на существующие фундаменты и конструкции должны быть минимальны. Более того, технологии ЛСТК незаменимы при строительстве в труднодоступных районах, в зданиях с облегченными фундаментами, в условиях, когда отсутствует крановая техника. Популярность технологии в Японии говорит еще и о высокой сейсмостойкости.

Исходными составляющими ЛСТК являются металлические профили, имеющие сечение в форме букв С, U, Z и изготовленные из оцинкованной горячим способом стали. "Изюминкой" несущих конструкций стен считается термопрофиль, в стенках которого, в шахматном порядке прорезаны многочисленные сквозные канавки. Из-за этого путь теплового потока по перемычкам между канавками резко увеличивается, а площадь сечения потока уменьшается. В результате количество теряемого тепла существенно снижается.

Однако при этом ослабляются прочностные показатели профиля (в том числе на сопротивление по изгибу, скручивание и продольную устойчивость). Поэтому для обеспечения жесткости каркаса здания его конструкцию приходится тщательно обдумывать и просчитывать. При этом используются специфические элементы, такие как панельные фермы, жесткие диски перекрытий, краевые балки, узлы креплений в фермах перекрытий и крыши. Термопрофили комбинируются с обычными тонкостенными профилями, с толщиной стенки 1-1,5 мм.


Тяжелые аргументы

У заказчика, при выборе той или иной технологии, возникает проблема достоверности информации. Например, много игроков рынка ориентировано на выпуск ЛСТК из оцинкованного проката толщиной менее 4 мм. Применение их нормативно не урегулировано, поэтому такие компании часто сталкиваются с проблемой государственной экспертизы реализованных проектов и не могут в срок ввести в строй объекты. Также есть риск, что отдельные игроки используют европейские практики проектирования ЛСТК, европейское программное обеспечение без учета российских климатических условий, ветровых и снеговых нагрузок.

Следует отметить, что со стороны производителей ЛМК на технологию ЛСТК идет серьёзный, порою аргументированный, а зачастую и не очень "наплыв", с попыткой доказать несостоятельность ЛСТК при устройстве полноценных каркасных зданий, тем более когда на этом фоне у "тяжелых" металлокаркасов есть преимущества, которые необходимо учитывать при реализации проектов, а именно:

  • возможность строительство крупных промышленных и складских объектов;
  • знакомая монтажным бригадам технология;
  • высокая стойкость к агрессивным средам;
  • возможность подвески на несущем каркасе подъемно-транспортного оборудования;
  • неограниченная высота быстровозводимого здания;
  • возможность устройства пролета здания более 30 м без промежуточных опор.

Владислав Васильев, генеральный директор «Северсталь Стальные Решения» поделился своим наблюдением: «. Металлоемкость в расчете на 1 кв. м при использовании ЛСТК меньше, но разница в стоимости металла, применяемого для таких конструкций, – она более чем на 30% выше, чем для технологии МК. Например, мы уже сейчас имеем в своем портфеле складские здания из МК, где металлоемкость выше чуть более чем на 15% в сравнении с ЛСТК, но за счет разницы используемого металла в целом их стоимость ниже на 10%".

Тем не менее, даже руководитель подразделения, производящего ЛМК далее отмечает: ". Все зависит от конкретных условий строительства и проекта. Если говорить в целом о рынке, то ЛСТК находит все большее применение в сельском хозяйстве, при строительстве небольших складов, с пролетом до 24 метров, а также небольших, до 3 этажей, торгово-офисных зданий. Крупные же торговые центры, промышленные здания, складские помещения с крановым оборудованием эффективнее и безопаснее строить из МК".


Но в любом случае очевидно - любой металлокаркас в одинаковой степени требует квалифицированной проектной разработки, производства и монтажа конструкций. Преимущества или недостатки технологий определяются лишь функционалом и конкретными условиями строительства, поэтому ориентироваться необходимо на компании с многолетним брендом, то есть наработанным багажом объектов. Как правило, именное «клеймо» предполагает полный цикл работ, включая услуги специальной лаборатории по проверке металлопроката на входе и металлоконструкций на выходе производственного процесса.

Читайте также: