Архитектурные конструкции из металла
Обновлено: 04.10.2024
С архитектурной точки зрения, металлоконструкции — это не только балки, фермы, связи, прогоны, колонны и арки, но еще ограждающие и второстепенные конструкции, архитектурные элементы каркасов и узлов быстровозводимых зданий. В данной публикации мы рассмотрим применение металлических конструкций в архитектурном проектировании.
Так как строительная отрасль — самая крупная потребительская отрасль, то и возможности использования металлических конструкций в ней необъятны, горизонты — безграничны, а конструктивные формы объектов строительства — обширны. Применение металлических конструкций в архитектурном проектировании позволяет достигнуть максимально эффекта во внешнем облике здания (сооружения), а в некоторых случаях, становится стимулом для создания новых образов и рождения эксклюзивных архитектурных идей. Чтобы знать всё о применении металлических конструкций в архитектурном проектировании, надо быть не проектировщиком, а архитектором, который умело создает в пространстве архитектурные формы. Что проектировщик, что архитектор — основные игроки процесса создания здания (сооружения) в целом. Но у каждого из них свои функции и приемы, с помощью которых реализуются мечты заказчика. Учитывая, что создание конструктивной формы любого строения — это вотчина проектировщиков, конструкторов и инженеров, определим роль архитектора в этом процессе, а также — варианты применения металлических конструкций в архитектурном проектировании.
Напомним, что конструктивная форма — это общая схема всех металлоконструкций, с их габаритами, типами сечений, конструкторскими решениями, узловыми соединениями, планами, чертежами и даже с описанием изготовления, монтажа и последующих условий эксплуатации. Габариты, сечения, параметры называются генеральными размерами конструкций, а информация о производстве, монтаже и способах эксплуатации — техническими характеристиками. Более подробно ознакомиться с основными характеристиками металлоконструкций можно в «Энциклопедии строительства», а с несметным количеством архитектурных понятий — в «Словаре архитектурных терминов». Архитектурная выразительность позволяет улучшить внешние формы зданий, а также внутреннее пространство и планировочные решения. Поэтому применение металлических конструкций в архитектурном проектировании так актуально в наши дни и нуждается в четком обосновании.
С использованием металлоконструкций в проекте внутренняя сохраняемость и внешняя привлекательность зданий и сооружений из ЛМК удерживается на всем сроке эксплуатации. Помимо этого, применение металлических конструкций в архитектурном проектировании позволяет увеличить срок жизнедеятельности капитальных объектов строительства. Основные архитектурные приемы, реализуемые в проектах быстровозводимых зданий и сооружений, основанные на использовании металлоконструкций:
- Визуальное увеличение или расширение объекта
- Гармоничное соединение c другими объектами инфраструктуры
- Визуальная «легкость» и «воздушность» производственных, большепролетных зданий
- Пластичность металлоконструкций позволяет делать архитектурные формы криволинейными (вогнутыми)
- Продуманные узлы соединения металлоконструкций спасают здания от внешнего дискомфорта, и гармонично вливаются в окружающее архитектурное пространство
Кроме того, металлоконструкции можно красить в любой цвет, а можно даже комбинировать цветовую гамму, тем самым создавая выраженную функциональность и эстетическую привлекательность. Но применение металлических конструкций в архитектурном проектировании — это не только решение эстетических вопросов. Здесь следует учесть веяние современности, а также работу металлоконструкций под воздействием внешних, природных и механических нагрузок.
Архитектура эволюционирует вместе с человеком и даже развивается в том же темпе. Современному архитектору приходится учитывать вкусы и желания клиентов, особенности городской инфраструктуры, знать экономику и принципы инвестирования, качество металлоконструкций, условия их транспортировки, методы монтажа, и многое другое, что так или иначе может повлиять на архитекторские задумки. При этом, архитектор должен уметь принимать решения, обосновывать их, брать на себя ответственность за их воплощение в проект и, вообще, быть смелым и грамотным специалистом.
В нашей компании не разбираются с идеями клиентов в одиночку. Если вы хотите получить комплексный подход и организацию проекта с участием всех специалистов, звоните нам прямо сейчас!
Железные аргументы за и против стального строительства
Технологии возведения зданий на базе металлических каркасов занимают отдельную нишу. Диапазон их применения — от гаражей до стадионов, крупных торговых центров и уникальных высотных объектов. А вот в массовом строительстве стального каркаса очень мало. Развитие сегмента «металлических» домов сегодня активно продвигают металлургические компании, однако застройщики на этот порыв пока не очень откликаются, ссылаясь на проблемы с кадрами и ограниченность архитектурных решений.
Доля построек на стальном каркасе в России не превышает 15% от общего количества реализованных проектов. Тогда как, например, в Норвегии она составляет 48%, а в Швеции, Великобритании и США — 65–68%. Главным образом, такие масштабы достигаются за счет многоэтажного жилищного строительства. В России сегодня только 0,5–1% жилых домов, включая сферу индивидуального жилищного строительства, возводится на металлокаркасе.
Скоростной конструктор
Главными преимуществами стального домостроительства председатель совета директоров девелоперской компании «Доступное жилье» Вадим Варвянский называет скорость, меньшие трудозатраты и отсутствие сезонных ограничений, которые существуют при монолитном строительстве. По его словам, нормативный срок сборки каркаса одной секции десятиэтажного дома — 22 рабочих дня. Обшивка или наполнение пенобетоном, отделка занимают около шести месяцев. «При этом конструкции из стали современных марок очень долговечны», — добавляет генеральный директор компании «Региондевелопмент» Ольга Вальчук.
Плюсы и минусы стального каркаса
- Скорость строительства — «коробка» собирается вдвое быстрее монолитного аналога, что дает общее увеличение скорости строительства на 20–30%.
- Высокое качество — используются детали заводского изготовления.
- Всесезонность строительства даже в отдаленных районах.
- Свобода и вариативность планировок: нет несущих стен, что позволяет получить любые планировки.
- Уменьшение количества рабочих на стройплощадке в два раза.
- Экономия на фундаменте (до 30%) вследствие меньшей массы здания.
- Большие внутренние площади при использовании легких стеновых панелей.
- Дефицит квалифицированных проектировщиков, умеющих использовать все плюсы технологии.
- Высокие требования к квалификации монтажников на площадке.
- Необходимость дополнительных мероприятий по огнезащите стальных конструкций.
- Сложности при прохождении государственной экспертизы, поскольку существует стереотип, что металл в нашей стране применялся в основном для строительства промышленных зданий.
Специалисты отмечают, что металлические конструкции хотя и дороже железобетона, но за счет скорости строительства цены монолитного и стального проектов на выходе оказываются сопоставимыми. «У стального строительства значительно меньшая материалоемкость, чем у железобетонного, — объясняет партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский. — Тонна металлокаркаса заменяет 12–15 т бетона». Скорость возведения здания на металлокаркасе, по его словам, на 20–30% выше, чем у монолитного, однако медленнее, чем у панельного.
При этом многие участники строительного рынка признаются, что возводить на базе металлокаркаса планируют в основном склады, торговые центры и паркинги. Лидерами по применению такого каркаса в проектах многоэтажного строительства коммерческих зданий считаются Crocus Group (ТРЦ, комплекс Дальневосточного университета, МФК, паркинги) и самарская компания «Виктор и Ко» (ТРЦ, паркинги).
Только два относительно крупных застройщика заявляют о намерении применять технологию стального каркаса в проектах массового жилищного строительства. Это новосибирская компания «Доступное жилье» и московская «Ферро-Строй». В 1990-е годы три жилых дома на стальном каркасе по специально созданной технологии «Мосс-Тема» на западе Москвы (на проспекте Маршала Жукова, улицах Маршала Захарова и Маршала Тухачевского) построил холдинг «Стройсталь». Еще один дом по этой технологии был возведен в Ангарске.
«Стройсталь» выступал в проектах в качестве подрядчика. По словам коммерческого директора компании Михаила Севостьянова, куратором по внедрению технологии «Мосс-Тема» был экс-мэр Москвы Юрий Лужков. По каким причинам столица не стала развивать ее дальше, Михаилу Севостьянову неизвестно. «Очевидно, больше не находилось инвесторов. Но технология хорошая, — отзывается о ней строитель. — Этаж можно было возводить за два-три дня. Элементы из металлокаркаса собирались на земле, и затем здание просто складывалось, как конструктор. Причем даже на этапе строительства можно было менять планировки квартир». Как сказано в описании технологии, ее применение позволяло снизить общий вес здания в три раза, что существенно упрощало решения нулевого цикла.
Потребительские стереотипы
В развитии строительства домов на металлокаркасе заинтересованы российские металлургические концерны. Они отказались от идеи создания собственных строительных структур как непрофильных, однако для экспансии на рынок жилищного строительства объединились в специальную Ассоциацию развития стального строительства (АРСС). «Мы меняем «бетонные» стереотипы инвесторов, девелоперов, архитекторов и проектировщиков, помогая им сделать выбор в пользу металлоконструкций» — так характеризуется деятельность организации на официальном сайте. Среди участников АРСС крупнейшие игроки рынка, такие как металлургические и горнодобывающие компании «Евраз» и «Мечел», производитель металлопродукции Объединенная металлургическая компания и другие. Члены ассоциации надеются интегрировать всех участников девелоперского цикла при строительстве жилья на металлокаркасной основе — ученых, архитекторов, проектировщиков, разработчиков технических нормативов, предприятия стройиндустрии, инвесторов, заказчиков и подрядчиков — в единую технологическую цепочку. Со своей стороны они обещают расширить линейку выпускаемого проката специально для применения в стальном строительстве и оптимизировать его себестоимость. Конечная цель — сделать цены на жилье ниже, сохранив при этом потребительские характеристики, сопоставимые с монолитным домостроением.
Опыт производства полнокомплектных зданий в промышленном и коммерческом сегментах показывает, что при их «унификации» можно значительно снизить себестоимость, а также повысить эффективность строительства с точки зрения металлоемкости и удобства монтажа, говорит генеральный директор АРСС Дмитрий Еремеев. «При внедрении технологии в массовую многоэтажную застройку можно будет также говорить о значительной оптимизации затрат, как это, например, произошло в Великобритании в 1990-е годы, когда затраты на огнезащиту удалось снизить в два раза», — добавляет эксперт.
Правда, успех продвижения стального строительства во многом зависит от умения проектировать и строить. «Если у девелопера нет понятного алгоритма действий при строительстве дома на металлокаркасе и нет рабочих со специальной квалификацией, -то для него такой проект может обойтись и вдвое дороже традиционного метода», — предупреждает директор по развитию группы «Евраз» Александр Эренбург. Ольга Вальчук также относит к минусам стального строительства ограничения в архитектурных решениях и низкую пожаростойкость: при высоких температурах несущие конструкции могут «поплыть».
Однако главным препятствием на пути металлокаркасных технологий в жилищном строительстве участники рынка стального строительства уверенно называют негативный стереотип, который существует в отношении «металлического» жилья у потребителя. Устойчивый спрос на него сегодня не гарантирован, и риски для девелопера, таким образом, довольно высоки.
Пять зданий из металла
Первое здание на стальном каркасе было построено в Англии в городе Шрусбери еще в 1797 году. Его называют «отцом небоскребов», поскольку технология впоследствии стала использоваться при возведении высотных зданий. В том числе десятиэтажного здания Home Insurance Building (Чикаго, 1884–1885 годы), которое считается первым в истории небоскребом. Вот тогда это было инновацией — вес стен приходился не на сами стены, как раньше, а на металлический каркас. «РБК+ Недвижимость» выбрал пять знаковых зданий, построенных на металлокаркасе.
СССР, Москва, Главное здание МГУ
Проект: архитекторы Борис Иофан (был смещен с должности главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, Всеволод Насонов; скульптурное оформление фасадов Веры Мухиной.
Годы строительства: 1949–1953
Одна из семи московских сталинских высоток. Высота 34-этажного здания — более 183 м (со шпилем — 240 м). На момент постройки было самым высоким зданием Европы.
Несущую систему — фундаменты и каркас — Главного здания МГУ разработал советский конструктор и ученый, создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предложил принципиально новые технические решения: коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многие другие. Эти инновации позволили построить высотное здание переменной высоты в сложных грунтовых условиях без температурных и осадочных швов.
США, Нью-Йорк, Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building)
Проект: архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон» (Shreve, Lamb and Harmon), главный архитектор — Уилльям Ф. Лэмб
Годы строительства: 1930–1931
103-этажный офисный небоскреб расположен в Нью-Йорке на острове Манхэттен. Его высота 381,3 м (с телевизионной башней, надстроенной в 1950-е годы, — 443 м). Это один из самых высоких небоскребов мира (четвертый по высоте в США). Архитектуру относят к стилю ар-деко.
Здание весит 331 тыс. т, возведено на двухэтажном фундаменте и поддержано стальной конструкцией весом 54,4 тыс. т. Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой несколько тонн. При монтаже здания клепальщикам приходилось работать в сверхскоростном режиме, поскольку складировать эти детали в условиях городской застройки было негде.
В результате на строительство ушло всего 410 дней. За неделю строились примерно четыре с половиной этажа. Рекорд был поставлен в одну из десятидневок, когда были возведены 14 этажей.
В 2007 году здание Эмпайр-стейт-билдинг заняло первое место в списке лучших американских архитектурных решений, по версии Американского института архитекторов.
Великобритания, Лондон, Сити, небоскреб Мэри-Экс 30 (30 St Mary Axe)
Проект: архитектурное бюро «Фостер и партнеры»
Годы строительства: 2001–2004
Высота 41-этажного небоскреба — 180 м. Он был построен на месте Балтийской биржи, поврежденной в результате теракта 1992 года, совершенного Ирландской республиканской армией. Заказчиком выступила швейцарская перестраховочная компания Swiss Re.
Неофициально здание называют «Корнишон» (похоже на огурец) — оно является одним из противоречивых символов современного Лондона, заметно выделяясь на горизонте города.
Конструкция небоскреба имеет стальной каркас и стеклянный фасад с ромбовидными панелями. Фостер максимально эффективно использовал солнечное освещение и естественную вентиляцию, в результате чего здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем многие аналогичные по характеристикам небоскребы.
Россия, Москва, ММДЦ «Москва-Сити», МФК «Евразия»
Проект: компания Swanke Hayden Connell Architects
Годы строительства: 2007–2014
Второе название многофункционального комплекса «Евразия» — «Стальная Вершина». Комплекс состоит из подземной части и двух взаимосвязанных наземных конструкций: 75-этажной башни и двухэтажного подиума.
На сегодня это самое высокое здание в Европе с каркасом из стали — его высота 309 м. Основным преимуществом технологических решений, построенных на применении металлокаркаса, является меньший коэффициент потерь на колонны, балки, шахты и другие конструктивные элементы. При внешней компактности башни помещения внутри получились просторные и светлые.
Внешне башня «Евразия» является сочетанием классики и модерна — фасад из зеленого стекла, светопрозрачных конструкций и камня подчеркнут замысловатой игрой строгих линий и углов.
Россия, Владивосток, о. Русский, кампус Дальневосточного федерального университета
Проект: генподрядчик Crocus Group
Годы строительства: 2009–2015
Комплекс был частично построен к саммиту АТЭС-2012 на территории 800 тыс. кв. м на берегу бухты Аякс в экологически чистом районе острова Русский. В кампусе планировалось разместить гостей форума. После его проведения здание используется как студенческое общежитие.
При строительстве зданий кампуса в качестве основы использовался рамно-связевый металлический каркас из стальных двутавровых балок, утопленных в бетон фундамента. Перекрытия сделаны из железобетона, армированного 10-миллиметровой арматурой. Общий вес стальных конструкций — около 350 тыс. т.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
- баланс и пропорции;
- характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
- использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
- колоннады;
- стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
- кариатиды;
- портик с фронтоном.
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- остроконечные арки;
- нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
- витражи;
- контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
- аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
- пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
- вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
- богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
- многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
- обилие деталей;
- позолоченная скульптура;
- яркие цвета;
- фрагментированные или намеренно неполные элементы;
- использование игры света и тени;
- ярко расписанные потолки;
- масштабные фрески;
- иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
- купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
- витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
- симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
- главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
- прочные строительные материалы;
- высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
- пилястровый ордер;
- стены лишены декора.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
- мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
- отсутствие строгой симметрии;
- богатая декоративная отделка;
- пастельные цвета;
- в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
- относительно небольшой размер построек;
- использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
- зеркала — важный элемент интерьера.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
- парадность;
- монументальность;
- мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
- обилие декоративных элементов;
- облицовка разноцветным камнем;
- лоджия вместо портика;
- позолота в деталях.
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
- природный орнамент;
- плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
- пастельные, приглушенные оттенки;
- украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
- оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
- прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
- акцент на объем;
- асимметричность композиции;
- ленточное остекление;
- отсутствие декора;
- основные материалы — железобетон, сталь.
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».
Металлокаркасы современных зданий – битва технологий
Если проанализировать открытые информационные источники (статьи, блоги, комментарии), посвященные металлокаркасам быстровозводимых зданий, то нетрудно заметить - какие страсти кипят за место под солнцем в этом актуальном и перспективном сегменте.
Причем, в самих понятиях нет единства, которое можно было наблюдать еще лет 15-20 назад.
Битва за металл
До 2012 года российский рынок металлоконструкций рос весьма заметными темпами – до 15% в год. Однако кризисные явления в отечественной и мировой экономике, окончание реализации крупных инфраструктурных проектов затормозили развитие отрасли. Объем потребления металлоконструкций в последние три года составил 1,8 млн т – это на 20% меньше, чем в 2012 году.
Тем не менее, металлурги и поставщики металлопродукции активно работают над расширением внутреннего рынка. За последние несколько лет введено более 500 тыс. т новых мощностей по производству металлоконструкций и металлообработке для строительной индустрии, как основного потребителя продукции. Именно здесь, как отмечают эксперты, благодаря усилиям металлургических компаний и научных институтов стальное строительство развивается вполне в русле мировых практик - в развитых странах доля многоэтажных зданий на стальном каркасе достигает 50—65%.
Основное преимущество для застройщика при использовании металлоконструкций - снижение переменных затрат за счет высокой скорости возведения зданий и гибкости их планировки. В ближайшее время объем жилого строительства на стальном каркасе достигнет 1 млн кв. м. Пока это немного на фоне 70-80 млн. квадратных метров общего ввода жилья в год. Но еще одним перспективным сегментом для расширения области применения стальных конструкций является социальная инфраструктура - городам необходимо возводить спортивные, логистические, оздоровительные и учебные объекты, а также складские, промышленные и агропромышленные комплексы.
Тем не менее, в стране до сих пор не хватает достоверной статистики по тем или иным видам металлоконструкций, по секторам их применения, информации о производственных возможностях и об оснащенности заводов. Отметим, что в 2015 году Ассоциация по развитию стального строительства (АРСС) сделала первый шаг по заполнению вакуума информации, сформировав «Каталог производителей металлических конструкций».
Но в любом случае, и без каталога очевидно, что любой металлокаркас в одинаковой степени требует квалифицированной проектной разработки, производства и монтажа конструкций. Преимущества или недостатки технологий определяются лишь функционалом и конкретными условиями строительства, поэтому ориентироваться необходимо на компании с многолетним брендом, то есть наработанным багажом объектов. Как правило, именное «клеймо» предполагает полный цикл работ, включая услуги специальной лаборатории по проверке металлопроката на входе и металлоконструкций на выходе производственного процесса.
Разбор по понятиям
Сегодня в информационном поле существуют две схожих технологии строительства: ЛМК (легкие металлические конструкции) и ЛСТК (легкие стальные тонкостенные конструкции).
Сегодня называть ЛМК "легкими" уже не совсем корректно, так как терминология была верна примерно до конца прошлого века, когда ЛМК была альтернативой конструкциям из кирпича и бетона. Но термины устоялись. Разве что ряд экспертов предлагает называть ЛМК проще - МК (металлические конструкции).
Различия между ЛМК и ЛСТК заключаются в разнице весе за счет использования различного по характеристикам металла. В технологии ЛСТК используют, как правило, оцинкованный металл толщиной до 4 мм. Необходимая несущая способность металлокаркаса достигается за счет специальной формы профилей, которые при малом весе способны выдерживать возложенные на них нагрузки. Отметим, что технология была разработана в 50-х годах 20 столетия в Канаде для строительства большого количества малоэтажных домов, соответствующих климатическим условиям севера Америки.
Технология же ЛМК подразумевает использование в качестве несущего каркаса горячекатаный черный металл (двутавры, швеллера, уголки, квадратные и круглые трубы) толщиной более 4 мм.
Здания, запроектированные на основе ЛСТК, монтируются с помощью специальных высокопрочных саморезов, монтаж зданий из ЛМК производится с помощью сварки, либо с применением болтов, включая высокопрочные.
Легче, еще легче
Технология ЛСТК прочно вошла в строительную практику благодаря своим очевидным преимуществам. Главное – наибольшей легкости относительно всех иных вариантов из тяжелого металла, дерева или клееного деревянного бруса. Так, масса 1 кв. м стены из ЛСТК без внешней отделки составляет в среднем 53 кг, а ферма с рабочим пролетом 9 м весит 70 кг.
Благодаря легкости комплектующих элементов все строительство может идти без использования подъемной техники. Этим зданиям не нужен фундамент глубиной 1,5-2 м - они хорошо стоят на мелко-заглубленных фундаментах и винтовых сваях. Как заявляют специалисты и маркетологи компаний - производителей ЛСТК - применение ЛСТК позволяет на 50-80% сократить снизить стоимость строительства. Благодаря легкости каждого элемента, точности размеров, правильной маркировке и сборочным чертежам, бригада из трех-четырех человек в состоянии собрать каркас дома площадью 150-200 кв. м за 2-3 недели. Как показала практика - возводимые из ЛСТК строения могут иметь высоту до трех этажей, иметь пролеты в ширину до 24 метров при высоте каждого этажа до 4,2 метров. Особенно актуальны ЛСТК при формировании надстроек или мансардных этажей - когда новая нагрузка на существующие фундаменты и конструкции должны быть минимальны. Более того, технологии ЛСТК незаменимы при строительстве в труднодоступных районах, в зданиях с облегченными фундаментами, в условиях, когда отсутствует крановая техника. Популярность технологии в Японии говорит еще и о высокой сейсмостойкости.
Исходными составляющими ЛСТК являются металлические профили, имеющие сечение в форме букв С, U, Z и изготовленные из оцинкованной горячим способом стали. "Изюминкой" несущих конструкций стен считается термопрофиль, в стенках которого, в шахматном порядке прорезаны многочисленные сквозные канавки. Из-за этого путь теплового потока по перемычкам между канавками резко увеличивается, а площадь сечения потока уменьшается. В результате количество теряемого тепла существенно снижается.
Однако при этом ослабляются прочностные показатели профиля (в том числе на сопротивление по изгибу, скручивание и продольную устойчивость). Поэтому для обеспечения жесткости каркаса здания его конструкцию приходится тщательно обдумывать и просчитывать. При этом используются специфические элементы, такие как панельные фермы, жесткие диски перекрытий, краевые балки, узлы креплений в фермах перекрытий и крыши. Термопрофили комбинируются с обычными тонкостенными профилями, с толщиной стенки 1-1,5 мм.
Тяжелые аргументы
У заказчика, при выборе той или иной технологии, возникает проблема достоверности информации. Например, много игроков рынка ориентировано на выпуск ЛСТК из оцинкованного проката толщиной менее 4 мм. Применение их нормативно не урегулировано, поэтому такие компании часто сталкиваются с проблемой государственной экспертизы реализованных проектов и не могут в срок ввести в строй объекты. Также есть риск, что отдельные игроки используют европейские практики проектирования ЛСТК, европейское программное обеспечение без учета российских климатических условий, ветровых и снеговых нагрузок.
Следует отметить, что со стороны производителей ЛМК на технологию ЛСТК идет серьёзный, порою аргументированный, а зачастую и не очень "наплыв", с попыткой доказать несостоятельность ЛСТК при устройстве полноценных каркасных зданий, тем более когда на этом фоне у "тяжелых" металлокаркасов есть преимущества, которые необходимо учитывать при реализации проектов, а именно:
- возможность строительство крупных промышленных и складских объектов;
- знакомая монтажным бригадам технология;
- высокая стойкость к агрессивным средам;
- возможность подвески на несущем каркасе подъемно-транспортного оборудования;
- неограниченная высота быстровозводимого здания;
- возможность устройства пролета здания более 30 м без промежуточных опор.
Владислав Васильев, генеральный директор «Северсталь Стальные Решения» поделился своим наблюдением: «. Металлоемкость в расчете на 1 кв. м при использовании ЛСТК меньше, но разница в стоимости металла, применяемого для таких конструкций, – она более чем на 30% выше, чем для технологии МК. Например, мы уже сейчас имеем в своем портфеле складские здания из МК, где металлоемкость выше чуть более чем на 15% в сравнении с ЛСТК, но за счет разницы используемого металла в целом их стоимость ниже на 10%".
Тем не менее, даже руководитель подразделения, производящего ЛМК далее отмечает: ". Все зависит от конкретных условий строительства и проекта. Если говорить в целом о рынке, то ЛСТК находит все большее применение в сельском хозяйстве, при строительстве небольших складов, с пролетом до 24 метров, а также небольших, до 3 этажей, торгово-офисных зданий. Крупные же торговые центры, промышленные здания, складские помещения с крановым оборудованием эффективнее и безопаснее строить из МК".
Но в любом случае очевидно - любой металлокаркас в одинаковой степени требует квалифицированной проектной разработки, производства и монтажа конструкций. Преимущества или недостатки технологий определяются лишь функционалом и конкретными условиями строительства, поэтому ориентироваться необходимо на компании с многолетним брендом, то есть наработанным багажом объектов. Как правило, именное «клеймо» предполагает полный цикл работ, включая услуги специальной лаборатории по проверке металлопроката на входе и металлоконструкций на выходе производственного процесса.
Читайте также: