Цепь металлическая роликовая приводная

Обновлено: 05.10.2024

Приводная роликовая однорядная цепь – один из самых востребованных компонентов различных машин и механизмов, она используется для передачи энергии между валами на расстоянии. Это простое по конструкции и надежное средство, такая цепь обладает высоким КПД и долго служит. Благодаря простоте изготовления, такие изделия выпускаются десятками предприятий по всему миру, разработано несколько типов стандартов для производства идентичной продукции.

Состав приводной роликовой цепи

Любая роликовая цепь включает в себя два вида повторяющихся элементов – звеньев:

  1. Внутреннее звено. Оно состоит из двух пластин, соединённых двумя неподвижными втулками, на которые надеты свободно вращающиеся ролики.
  2. Внешнее звено. Это две наружные пластины, которые удерживаются между собой запрессованными валиками. Они проходят через втулки на внутренних звеньях цепи.

Наиболее важная роль в такой конструкции отведена ролику. Он прокатывается по зубу звездочки, при этом трение скольжения заменяется трением качения. В результате удается максимально повысить КПД, и энергия практически не теряется при передаче, а механизм изнашивается очень медленно. Детали конструкции однорядной роликовой сети отражены на схеме:


  1. Наружная пластина.
  2. Внутренняя пластина.
  3. Валик.
  4. Втулка.
  5. Ролик.

В процессе изготовления ролики проходят специальную обработку при высокой температуре – это повышает их прочность и долговечность. Для снижения трения и повышения эффективности передачи цепи дополнительно смазываются – смазочный материал предотвращает коррозию и оберегает металл от воздействия агрессивной среды.

Также существуют цепи с внутренними безвтулочными звеньями. В такой конструкции вместо втулки используются пуклевки внутренних пластин, они выполняются с высокой точностью и обращаются в конструкции друг к другу. Цепи такого типа стоят дешевле при изготовлении, но служат меньше и хуже выдерживают высокие нагрузки.

Цепи соединяются и разъединяются с помощью специального инструмента – это удлиненная жесткая струбцина, выполненная из высокопрочной стали, диаметр наконечника немного меньше валика цепи. Внешние звенья приводных цепей могут быть разборными, подходящий вариант подбирается по стандартному типоразмеру цепи.

Основные параметры цепей

Используемая в ГОСТе маркировка состоит из 15 знаков, что затрудняет поиск. Для большего удобства обычно используется международная маркировка, включающая в себя 3 цифры. Первая указывает на шаг между звеньями, вторая и третья показывают расстояние между внутренними пластинами звеньев, оно отображается в виде десятичной дроби.

Первые стандарты разрабатывались в дюймовой системе, принятой в Британии, поэтому параметры рассчитываются в целых долях дюйма, при этом точность в миллиметрах указывается до 3 знака после запятой. Маркировка для подбора по размерам указывается на внешней стороне звеньев, что упрощает поиск.

В таблице представлена маркировка, а также размер некоторых наиболее распространенных разновидностей роликовых цепей (размеры указаны в миллиметрах):

ЦепьШаг цепиШирина роликаДиаметр ролика
41512.704.887.75
42012.706.357.75
42812.707.758.51
52015.886.3510.16
52515.887.8510.16
53015.889.5310.16
53215.889.5311.10
63019.059.5311.91

В мировом производстве цепей используются три основных стандарта, с помощью которых проще установить соответствие между изделиями:

Соответствие цепей по российскому и международному стандартам отражено в таблице:

Использование таблиц соответствия стандартов позволяет быстрее подбирать подходящие аналоги цепей, чтобы обеспечить максимальную работоспособность передачи.

Виды приводных цепей

Приводные цепи получили широкое распространение практически во всех отраслях промышленности, с их помощью в движение приводятся различные машины и механизмы. В отличие от ременного, цепной привод не допускает проскальзывания, тем самым удается избежать потерь энергии во время передачи. Такие изделия приводят в движение различные движущиеся механизмы, при этом передаче гарантирован максимальный КПД. В промышленности применяются следующие виды приводных цепей:

  1. Роликовые и втулочные цепи, среди которых роликовые стали наиболее распространенными. Их преимущество – в снижении трения, в результате потери энергии сведены к минимуму.
  2. Длиннозвенные цепи. Эта разновидность стала востребованной в сельскохозяйственных машинах, где не предъявляются высокие требования к скорости передачи энергии и устойчивости к нагрузкам. Они стоят недорого, но отличаются невысоким сроком службы.
  3. Зубчатые цепи. Их ключевое отличие и преимущество – отсутствие шума при передаче энергии, в западных странах их называют Silent – бесшумные. При этом именно они используются при наиболее высоких скоростях передачи энергии.
  4. Цепи повышенной точности, выпускаемые по стандарту ГОСТ 21834. Они используются там, где к точности предъявляются повышенные требования, то есть в приводах, работающих под наиболее высокой нагрузкой.
  5. Изделия с изогнутыми пластинами. Такая особенность конструкции обеспечивает цепи большую пружинистость, в результате повышается стойкость к нестабильным механическим нагрузкам.

Перечислены далеко не все разновидности. В отдельный стандарт выведены приводные цепи для велосипедов, мотоциклов и других транспортных средств, вариаторные изделия, цепи специального назначения. Подбор подходящего изделия зависит от требований к конструкции и условий эксплуатации.

Приводная роликовая цепь: подробнее об устройстве и назначении

Однорядная роликовая цепь используется при передаче механической энергии совместно со звездочками отвечающего размера. Ролик прокатывается по зубу звездочки, обеспечивая ее вращение с минимальными потерями энергии. При выборе подходящей разновидности цепи учитываются три основных параметра – это расстояние меж внутренними пластинами, ширина и диаметр ролика. У каждой детали звена есть определенные функции, обеспечивающие нормальную работу механической передачи:

  1. Металлическая пластина – элемент, на который приходится основное механическое воздействие, поэтому она должна быть максимально устойчива к нагрузкам. Хотя чаще всего воздействие оказывается равномерно, не исключен риск сильных ударных нагрузок, поэтому пластины изготавливаются с большим запасом прочности.
  2. Металлический ролик перемещается между зубьями звездочки, поэтому он одновременно страдает от ударной и сжимающей нагрузки. Из-за этого от него также требуется высокая прочность, особенно при использовании в высокоскоростных передачах.
  3. Втулка принимает на себя основные нагрузки от других элементов в конструкции цепи. Она должна выдерживать ударную и сжимающую нагрузку.
  4. Валик вместе с втулкой соединяет звенья цепи, поэтому он принимает на себя сдвигающее и изгибающее воздействие. Кроме того, в процессе эксплуатации передачи валик нередко испытывает ударные нагрузки, что также негативно сказывается на его состоянии.

Все разновидности роликовых цепей имеют одинаковое строение: внутреннее звено включает в себя металлические пластины с гладкой поверхностью, подвижные ролики и неподвижные втулки. Наружное звено включает в себя валики, запрессованные в металлические пластинки. Для передач с повышенной механической нагрузкой могут использоваться двух-, трех- и четырехрядные цепи – они способны выдерживать большое механическое воздействие и передавать большую мощность. Для соединения рядов в конструкцию добавляется дополнительная промежуточная пластина.

Сферы использования роликовой цепи

Роликовые и втулочные приводные цепи получили очень широкое распространение во всех отраслях машиностроения. Они используются при производстве автомобилей, комбайнов, тракторов, других видов транспортных средств и спецтехники. Также цепная передача стала востребованной для различных станков, промышленного оборудования, конвейерных лент и транспортеров. Ее применяют в деревообрабатывающей промышленности, пищевой отрасли и не только.

Цепи роликового типа получили широкое распространение благодаря следующим преимуществам:

  1. Высокий коэффициент полезного действия. Сохранение максимального количества энергии при передаче позволяет минимизировать затраты топлива, это энергоэффективное решение для достижения различных целей.
  2. Плавный ход механизма без рывков, резких скачков и заклинивания. Это обеспечивает непрерывную работу цепного привода, необходимую для безотказной работы механизма.
  3. Высокая износостойкость. Хорошо смазанный металл выдерживает высокие нагрузки с малой истираемостью, что обеспечивает цепям продолжительную эксплуатацию.
  4. Взаимозаменяемость элементов и ремонтопригодность. Конструкцию с повторяющимися звеньями при необходимости легко восстановить: повреждённые звенья убираются и заменяются новыми.

Однако у роликовых цепей есть важный минус, по сравнению с втулочными. Ролики имеют большой вес, поэтому при ударах о зубья звездочки они страдают от высоких механических нагрузок и могут разрушаться. В результате уменьшается быстроходность цепи. К тому же, она нуждается в регулярной смазке, чтобы минимизировать трение при прокатывании ролика по зубу звездочки и уменьшить истирание.

Где приобрести роликовые цепи

Узкоспециализированная компания «ЦЕПЬИНВЕСТ» предлагает приобрести все разновидности и типоразмеры роликовых цепей на выгодных условиях. Мы на постоянной основе сотрудничаем с крупными российскими и зарубежными производителями, предлагаемая продукция точно соответствует требованиям стандартов. Заказы отгружаются с собственного склада компании в Москве или отправляются в регионы через терминалы транспортных компаний-партнеров.

Закажите качественную продукцию для решения любой производственной задачи по самым выгодным ценам. Оплаченные заказы доставляются к терминалам транспортных компаний в Москве бесплатно. Получите подробные консультации по подбору роликовых цепей и сделайте заказ.

Приводные роликовые цепи

Роликовая цепь - это разновидность приводной цепи, цель которой участие в цепном приводе для передачи механической энергии в различных механизмах. Роликовую цепь применяют в мотоциклах, велосипедах, автомобилях, сельскохозяйственной и другой технике, в станках. Отличительной особенностью роликовой цепи от других видов цепей является наличие дополнительного крутящегося (скользящего) элемента - ролика. Благодаря этому повышается КПД привода.

Использование каталога роликовых цепей удобно, когда необходимо найти цепь по конкретному стандарту цепи

Цепи роликовые ISO 606 (DIN 8188/8187)

Приводные роликовые цепи по стандарту DIN 8188/8187 (ISO 606) разных видов: одно, двух, трехрядные роликовые цепи.

Цепи роликовые ISO-606 (ANSI B29.1/ASA)

Приводные роликовые цепи по стандарту ANSI B29.1/ASA (ISO 606) разных видов: одно, двух, трехрядные роликовые цепи.

Роликовые однорядные цепи

Однорядные цепи

Роликовые двухрядные цепи

Двухрядные цепи

Роликовые многорядные цепи

Многорядные цепи

Цепи роликовые

Каталог роликовых цепей представлен различными стандартами, которые применяются в разных странах. Наиболее известные каталоги: ГОСТ (Россия и страны СНГ), DIN (европейские страны), ANSI (США). Чтобы купить роликовую цепь, необходимо учитывать производителя техники, оборудования, станков, так как размеры цепей могут быть различными. Для покупки необходимо либо учитывать стандарт производителя, либо подбирать в каталоге аналог по другому стандарту.

Таблица соответствия стандартов роликовых цепей по размерам

Схема однорядной цепи

Таблица соответствия аналогов однорядных приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам

Схема двухрядной цепи приводной роликовой цепи

Таблица соответствия аналогов двухрядных приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам

Схема трехрядной приводной роликовой цепи

Таблица соответствия аналогов трехрядных приводных роликовых цепей различных стандартов по размерам

Роликовая цепь

Одним из наиболее распространенных типов приводной цепи является цепь роликовая, которая обладает высоким КПД благодаря своей конструкции. Как и все приводные цепи, роликовая применяется для передачи механической энергии и приведение в движение различных механизмов.

Высокое КПД обеспечивается наличием ролика, который контактирует со звездочкой. Благодаря качению ролика по зубьям звездочки снижается трение но, в тоже время, это привело к увеличению шума в работе этой цепи.

Цепь с применением ролика успешно применяется в большом количестве механизмов:

  • автомобили, мотоциклы, велосипеды;
  • сельскохозяйственные машины и конвейерные системы;
  • типографские машины, ткацкие станки;
  • погрузчики и другая спецтехника, и так далее.

Ещё о роликовой цепи

Some placeholder content for the collapse component. This panel is hidden by default but revealed when the user activates the relevant trigger.

Конструкция роликовой цепи

Любая цепь состоит из звеньев. Но в конструкции цепи Галля (Galls chain) применяются не круглые и овальные кольца, а парные пластины и валики (пины, pin). Получаются внутренние и внешние звенья, пластины которых прижаты друг к другу. В результате изгибание возможно только в одной плоскости вокруг валиков. Эти обстоятельства позволяют тянуть и приводить в движение без смещения (значительного). Так устроены пластинчатые тяговые цепи.

Такой вариант удобен при небольшой скорости движения. Увеличение скорости приводит к повышенному трению и износу валика, который имеет и фиксирующую (соединительную) функцию. Для решения проблемы на валик «одета» втулка, которая принимает на себя нагрузку от звездочки – это втулочная цепь. Втулка закреплена жестко, не прокручивается, поэтому трение имеет место.

Добавление в описанную выше конструкцию ролика можно признать повторным изобретением колеса – благодаря качению КПД цепи роликовой оказался выше втулочной.

По конструкции могут быть не только однорядные цепи, но и двухрядные, трехрядные, а также другие многорядные варианты (4-х, 5-ти). Фактически изменение происходит только длины валика. Но увеличение рядности роликовой приводной цепи позволяет передавать большую мощность привода без увеличения его размеров, а также увеличивает допустимую разрушающую нагрузку на цепь.

Стандарты и маркировка роликовой цепи

Для универсальности производства и последующего правильного и уместного применения разработаны стандарты цепи роликовой. Изначально стандарты разрабатывались центрами стандартизации разных стран, но в последующем для большей универсальности производства и применения появился международный стандарт.

В соответствии со стандартом применяется маркировка роликовой цепи, которая позволяет определить технические параметры и применяемый стандарт. Это дает возможность правильно подобрать приводную цепь к конкретному механизму, станку, технике.

По аналогии с немецким стандартом DIN разработан международный стандарт природных цепей (в том числе и роликовых) ISO 606, в котором выделяют две серии:

  • серия A – соответствует немецкому стандарту DIN 8188 и американскому стандарту ANSI B29.1M
  • серия B – соответствует немецкому стандарту DIN 8187 и великобританскому BS

Шаг роликовых цепей одинаковый, но остальные параметры могут различаться, как и маркировка. Для примера рассмотрим на конкретных цепях.

Цепь роликовая 2ПР-31.75-177

Цепь роликовая 20A-2

В этом примере представлена маркировка по стандарту ISO 606 серии A (DIN 8188). Первая группа цифр указывает на шаг цепи, только выраженный в долях относительно дюйма (20/16 дюйма):

20/16 дюйма = 25,4:16*20 = 31,75 мм

Литера A указывает на соответствие американскому стандарту (ANSI B29.1M), а цифра после тире указывает на рядность, то есть данная цепь тоже двухрядная.

Цепь роликовая 100-2

Это вариант маркировки по стандарту ANSI B29.1M. Первая группа цифр (исключая последнюю) также указывает на шаг в долях дюйма, только не в 1/16, а в 1/8 долях:

10/8 дюйма = 25,4:8*10 = 31,75 мм

Последняя цифра в первой группе указывает на тип приводной цепи: 0 – роликовая, 5 – втулочная. Цифра после тире, как и в предыдущем случае, указывает на рядность. В нашем примере представлена двухрядная цепь.

Все три представленных примера – это двухрядная роликовая цепь с шагом 31,75 миллиметра. Они являются аналогами. Таблица взаимозаменяемости роликовых цепей по разным стандартам представлена выше.

Цепи роликовые разных производителей и стандартов

Цепь 10A-2

Двухрядная приводная роликовая цепь 10A-2 серии A ISO-606 (DIN 8188)

Размеры приводной роликовой цепи и ее конструкция

Размеры приводной роликовой цепи

маркировка приводных цепей, размеры цепей приводных таблица, таблица приводных цепей, таблица цепей приводных роликовых, типоразмеры цепей приводных, конструкции приводных цепей, размеры роликовых цепей, шаги цепей роликовых, цепи приводные роликовые однорядные размеры, таблица роликовых цепей, шаг цепи приводной роликовой, обозначения цепей роликовых, элементы роликовой цепи, параметры роликовой цепи, маркировка роликовых цепей, таблица размеров роликовых цепей

В эпоху натурального хозяйства вся продукция производилась для собственного потребления, а излишки произведенного могли обмениваться на недостающие продукты. Условия проживания в определенных природных условиях, навыки и опыт способствовали специализации труда. Аналогичный путь в дальнейшем проходили и фабрики: для собственного производства станков и техники использовались собственные детали. Например, размеры приводных цепей у каждого производителя был свой собственный, никакого стандарта не было. Дальнейшее развитие промышленности продолжило тенденцию на специализацию и стандартизацию, в том числе и роликовых цепей.

Конструкция и элементы приводной роликовой цепи

Отличительной особенностью конструкции роликовой цепи, что и выделяет ее в отдельный вид приводных цепей, является наличие роликов, которые снижают трение цепи о звездочку. Это позволило увеличить КПД этого вида приводных цепей.

Конструкция роликовой цепи

В основе конструкции приводной роликовой цепи лежит базовая цепь, состоящая из двух видов последовательно чередующихся звеньев: внутреннего и внешнего. Размеры звеньев по длине подобраны для обеспечения равномерного шага приводной цепи. Соединение осуществляется соединительным или переходным звеном.

Основными элементами роликовой цепи являются пластины (внутренняя и внешняя для внутреннего и внешнего звена соответственно), валик или штифт, соединяющий звенья, втулка и ролик, обеспечивающие скольжение цепи.

Благодаря своей конструкции роликовая цепь имеет большую износостойкость при высоких нагрузках, а также устойчивее к загрязнению. Недостатком конструкции является больший вес за счет дополнительного элемента – ролика.

Стандарты, определяющие размеры приводных роликовых цепей

Для стандартизации размеров цепей в разных регионах и странах разработаны собственные Стандарты, которые регламентируют параметры и характеристики не только приводных цепей, но и других видов, а также звездочек для них. Отсутствие единого мирового Стандарта, а также импорт оборудования и техники, накладывает ряд сложностей в подборе цепей по размеру.

Так как первые стандарты роликовых цепей создавались в дюймовой системе, то ряд размеров цепей соответствует долям дюйма, а уже затем он переводится в международную метрическую систему и указывается в миллиметрах.

Размеры приводной роликовой цепи (параметры)

Все стандарты описывают большое количество параметров (размеров) в цепи, но можно выделить несколько основных.

Основные параметры приводной роликовой цепи:
  1. Шаг роликовой цепи (размер t) – расстояние между валиками (штифтами) одного звена.
  2. Ширина между внутренними пластинами (размер b1).
  3. Диаметр ролика (размер d1).
  4. Разрушающая нагрузка (Q) – измеряется в килоньютонах (кН, kN)

Другие размеры, которые могут учитываться при выборе роликовой цепи: диаметр валика, длина валика, длина валика соединительного звена, высота внутренней пластины, высота внешней пластины, толщина пластины внешней и внутренней, поперечный шаг (для многорядных цепей).

Шаг роликовой цепи

Шаг роликовой цепи стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS) рассчитывается с учетом размера 1/16 дюйма. Роликовые цепи этого стандарта представлены рядом с шагом размером от 6 мм (4/16 дюйма) до 114,3 мм (4,5 дюйма). В стандартах ANSI B29.1M и DIN 8188 шаг рассчитывается с учетом размера 1/8 дюйма, и линейка цепей находится в диапазоне от ¼ дюйма до 3 дюймов.

Маркировка приводных роликовых цепей (обозначение)

Маркировка приводных роликовых цепей формируется на основе ее шага, поэтому часто линейку цепей называют типоразмерами и по маркировке мы можем узнать размер. Более подробно к вопросу «чтения» маркировки приводных цепей мы вернемся в отдельной статье, здесь же коснемся только общих принципов.

Маркировка цепи ISO 606 (DIN 8187, BS)

Маркировка состоит из трех элементов. Первые две цифры 04, 08 и так далее – это количество шестнадцатых долей дюйма. То есть, 04 соответствует 4/16 или ¼ дюйма, 08 – 8/16 или ½ дюйма. Буквенная маркировка обозначает стандарт или серию, а последняя цифра, которая пишется через дефис – количество рядов в роликовой цепи.

  • 12 = 12/16 дюйма или 25,4:16*12=19,05 мм
  • B – серия B стандарта ISO 606 (DIN 8187, BS)
  • 2 – двухрядная цепь

Маркировка цепи ANSI B29.1M

Маркировка по стандарту ANSI B29.1M также состоит из трех составных элементов. Только показателем шага является не две первые цифры, а одна (в двузначном) и две (в трехзначном варианте), и характеризует она количество 1/8 долей дюйма. Например, 40 соответствует 4/8 или ½ дюйма, а 80 – 8/8 или 1 дюйму. Второе значение (последнее перед дефисом) характеризует тип цепи (0 – роликовая, 5 – втулочная). Третья составляющая маркировка ANSI – количество рядов.

Приводные цепи

Приводные роликовые цепи различных стандартов (ГОСТ, DIN, ANSI, ISO) и видов (одно, двух, трех, четырехрядные роликовые цепи).

Цепь 200H-1

Цепь тяжелой серии H ISO-606 (ANSI B29.1/ASA) 200H-1

Цепь 24A-3

Трехрядная приводная роликовая цепь 24A-3 серии A ISO-606 (DIN 8188)

Цепь 200-1

Однорядная приводная роликовая цепь ISO-606 (ANSI B29.1/ASA) 200-1

Цепь 12AH-1

Цепь тяжелой серии 12AH-1 (60H-1)

Цепь 15-1

Однорядная приводная роликовая цепь ISO-606 (ANSI B29.1/ASA) 15-1

Цепь 36A-2

Двухрядная приводная роликовая цепь 36A-2 серии A ISO-606 (DIN 8188)

Приводные цепи имеют большое разнообразие видов по своему назначению, особенностям применения и конструкции. Мы предлагаем максимально полный каталог приводных цепей как для промышленного производства различных приводных механизмов в станках и технике, так и для сервиса и ремонта , например, в различной мототехнике: мотоциклах, мотоблоках.

Каталог приводных цепей включает продукцию заводов известных брендов: DID, Choho . Мы готовы предложить одно-, двух-, трехрядные, никелированные, нержавеющие, низкотемпературные, бесшумные, сальниковые цепи и еще многие другие.

Назначение приводных цепей

Приводные цепи – настолько универсальное оборудование, что в мире попросту нет такой области, где бы они не находили своё применение. Связано это с функцией, которую они выполняют – передачей механической энергии, необходимой во всех сферах человеческой деятельности, где возможно применение приводных механизмов.

Иными словами, без них невозможно представить себе никакую промышленность: автомобили, конвейеры, станки и любая другая техника, имеющая в конструкции движущиеся элементы, наверняка работает на приводе. Привод с приводной цепью или ремнем, как и колесо, являет собой основу нашей цивилизации – основу всей технической науки современности, на которой базируется всё машино- и приборостроение.

Свою историю приводные цепи начинают с шестнадцатого века, когда за их разработку взялся известный учёный Леонардо да Винчи – именно этому гению пришла в голову идея механизма, способного передавать вращающий элемент от двигателя к ведомым валам. Увы, это изобретение так и осталось чисто теоретическим, не вышедшим далее чертежей и эскизов, и только спустя три столетия Хансом Рейнольдом была запатентована втулочно-роликовая цепь. Этот момент стал переломным в истории всего человечества: конец девятнадцатого века ознаменовал собой расцвет нового типа промышленности, применяющего привод.

Применение приводных цепей и ремней

Сегодня, спустя полтораста лет, ситуация остаётся прежней: приводы нужны всюду, где только можно себе это представить. Рассмотрим конкретные примеры.

  • Автомобильная промышленность. При создании любых видов машин используются конвейеры и прочие механизмы, разработанные на основе роликовых приводов. Те же приводы будут использованы и в конструкции автомашин – а также мотоциклов, велосипедов и т.д.
  • Сельскохозяйственная деятельность. Техника для сбора урожая, обработки земельных участков, вспахивания – деятельность всех этих и многих других с/х машин также основана на работе роликовых приводов.
  • Металлургия. Использование высокоскоростных зубчатых приводных цепей в металлообрабатывающих станках обеспечивает надёжную эксплуатацию техники при высокой плавности хода и точности вращения движущихся элементов.
  • Пищевая, фармацевтическая, косметическая и любые другие отрасли. Использование приводов данного типа позволяет выполнять производство продукции в крупных масштабах. В данных сферах категорически не допускается загрязнение цепей, поэтому они изготавливаются из нержавеющих сталей, не требующих смазки – благодаря чему достигается полная стойкость к коррозии и отсутствие загрязнений.

На сегодняшний день у приводных цепей нет никаких аналогов, способных с той же эффективностью выполнять возлагаемые на них функции. Единственным «конкурентом» может называться ременной привод, который, однако, имеет ряд недостатков. Среди них прежде всего стоит отметить:

  • быстрый износ ремня ввиду значительного влияния на него силы трения;
  • частое проскальзывание ремня;
  • низкая несущая способность;
  • необходимость наличия в конструкции элементов для натяжения ремня.

Приводные ремни находят своё применение практически в тех же сферах, что и приводные цепи, могут применяться в авто-, мото- или бытовой технике. Тем не менее, в большинстве случаев они значительно уступают цепным приводам по своим характеристикам, а ряду случаев и вовсе не могут с ними конкурировать. Это делает приводные цепи важнейшим конструкторским элементом, востребованным в любой области – поэтому всегда важно заранее позаботиться о наличии качественных роликовых приводов от производителя.

Устройство приводной цепи

Приводная цепь состоит из звеньев, которые соединены шарнирами, что и гарантирует ее подвижность и гибкость, но использование более прочного на разрыв материала, оказывается выгоднее, чем применение приводных ремней.

Устройство приводной цепи для приводного механизма

Основными размерными характеристиками приводных цепей являются ее шаг t и расстояние между внутренними пластинами Bвн. Главной «рабочей» характеристикой является разрушающая нагрузка, которая значительно выше, чем у приводных ремней.

Виды приводных цепей и особенности применения


Различные виды приводных цепей применяют для передачи механической энергии либо вращающего момента. Такие изделия состоят из звеньев, соединенных гибкими сочленениями – шарнирами.

Из этого текста вы узнаете об основных характеристиках и особенностях приводных цепей, сфере их применения и материалах, используемых в производстве.

Разновидности приводных цепей

Главными характеристиками таких цепей являются шаг и промежуток между внутренними пластинами. В сравнении с другими изделиями (тяговыми) приводные отличаются небольшой длиной шага, шарнирными соединениями повышенной износостойкости. Это обеспечивает:

  1. Уменьшение динамической нагрузки.
  2. Повышение КПД работы механизма.
  3. Увеличение долговечности.

В зависимости от особенностей конструкции приводные цепи трех видов – роликовые, втулочные, зубчатые. Конструктивные особенности обуславливают различные сферы использования этих изделий.

Роликовые

Самый распространенный тип приводной цепи, используется более ста лет. Изделие состоит из звеньев двух разновидностей:

  1. Внутреннее звено. В конструкцию входят две пластины, прикрепленные к крутящимся роликам жесткими втулками.
  2. Внешнее звено. Производится из двух внешних пластин, соединенных пинами (запрессованными валиками)

При соприкосновении звездочки с цепью ролик прокатывается по зубу. Это позволяет заменить трение скольжения во взаимодействующей паре трением качания. В результате достигается снижение износа, общее повышение КПД системы.

Внутренние звенья могут производиться без втулок. В этом случае их роль выполняют пуклевки отверстий во внутренних пластинах. Такое изделие дешевле обычной роликовой цепи, но отличается меньшей стойкостью. Это обусловлено небольшой толщиной стенок пуклевок, взаимной подвижностью пластин, возникающей внутри одного звена.

Также существует вариант роликовой цепи имеющий вид «елочки». В такой конструкции пластины изогнуты. Условная «передняя часть» становится аналогом внутренней, расположенная после изгиба «задняя» — внешней. Такое решение позволяет построить цепь из одинаковых, взаимозаменяемых звеньев. Еще одно достоинство – повышенная упругость, что позволяет лучше противодействовать ударной нагрузке.

Особенности роликовых приводных цепей

Главная особенность всех видов цепей роликового типа – она представляет собой последовательно соединенный набор открытых пар трения. Поэтому для обеспечения надежной работы и долговечности механизма необходима тщательная смазка, регулярная очистка и защита от загрязнения.

Обычно используются консистентные смазки, которые перед нанесением нужно расплавить либо растворить. Это позволяет маслу проникнуть ко всем внутренним зазорам. После того как испарится растворитель, либо завершиться остывание цепи ее можно вытереть насухо снаружи. Наибольшую эффективность демонстрируют особые смазки с различными присадками для повышения вязкости, антифрикционными компонентами.

Незащищенные роликовые цепи нуждаются в регулярной чистке от загрязнений, остатков старой смазки. Для этого хорошо подходят органические растворители (спирты, керосин) либо горячие водные растворы ПАВ.

В защищенных цепях используются специальные кожухи. Это позволяет продлить срок эксплуатации, но затрудняет проведение ремонтных работ. Также существуют приводные цепи, оснащенные сальниками, которые закладываются вместе со смазывающим материалом:

  • O-ring. Применяют круглые кольца из резины.
  • X-ring. В качестве сальников используются кольца фасонного сечения.

Такие цепи служат значительно дольше обычных, до полного истирания сальников. Но цена таких изделий выше, также присутствует еще один серьезный недостаток – высокая потеря мощности на изгиб.

Достоинства и недостатки роликовой цепи

По сравнению с другими цепями роликовые отличаются уменьшенной силой трения. Это повышает износостойкость, КПД и другие параметры изделия. Хотя конструкция такой цепи достаточно сложна, она способна длительное время работать в условиях повышенных нагрузок и загрязнения.

Главный недостаток – сравнительно высокая масса роликов, что повышает общий вес конструкции. Сильные удары по зубьям передачи могут привести к раскалыванию ролика, это ограничивает максимальную скорость работы.

Поэтому в оборудовании, работающем на высоких оборотах (ГРМ, ДВС) такие изделия практически не применяют, вместо них используются втулочные либо зубчатые. Втулочная цепь, функционирующая в «масляной ванне» при соблюдении всех условий обеспечивает высокую скорость работы при этом создает меньше шума, более долговечна. В результате за счет повышения этих параметров небольшим снижением КПД можно пренебречь.

Зубчатые


Изделия, относящиеся к этой категории, состоят из пластин двух разновидностей:

  1. Основные. Сопрягаются с зубцами «звездочки» за счет плоских поверхностей.
  2. Направляющие. Центрируют цепь относительно «звездочек», в которых предусмотрена канавка, расположенная в середине венца.

По сравнению с роликовыми, зубчатые позволяют достичь повышенных рабочих скоростей. Также они отличаются плавностью хода, надежностью. Это достигается за счет многопластинчатой конструкции. При этом вес их больше, они сложнее в производстве, дороже.

Разные типы зубчатой цепи различают по конструктивным особенностям шарнира. Чаще всего применяется шарнир качения, он отличается отсутствием валика, вкладыши состоят из двух сегментов. При движении пластин они перекатываются, такой механизм обеспечивает повышение КПД, сроков эксплуатации изделия.

Реже встречаются конструкции с шарниром скольжения. Вкладыши в них закреплены на пластинах по ширине цепи, взаимодействуют с валиком напрямую. Они позволяют осуществить поворот пластин до 30 градусов в обе стороны.

Втулочные

Цепи этой разновидности конструктивно схожи с роликовыми. Главное отличие – отсутствие ролика и расширенная площадь шарнира. Увеличение площади достигается за счет использования втулок повышенного диаметра, валиков. При этом основной размер изделия остается неизменным.

Существует два типа конструкции:

Цепи такой конструкции используются в условиях повышенной загрязненности, хорошо переносят воздействие пыли и других агрессивных факторов окружающей среды. Они отличаются простой конструкцией, невысокой стоимостью и меньшей в сравнении с другими видами приводных цепей массой.

Главный недостаток – низкая скорость работы, что ограничивает сферы применения таких цепей.

Особенности материалов для производства

Для обеспечения надежности конструкции и повышения износостойкости различные детали приводных цепей производят из таких материалов:

  • Пластины. Используются легированные стали либо среднеуглеродистые. Для придания дополнительной прочности сталь подвергают закалке до твердости 30—45 HRC.
  • Ролики, валики, вкладыши. Для их изготовления обычно используют цементированную сталь. Для повышения твердости детали подвергают термообработке для достижения показателя твердости 45—65 HRC.

Для цепей, работающих в специфических либо особо сложных условиях, могут применяться материалы с дополнительным повышением тех или иных параметров в зависимости от сферы использования. Часто используют различные антикоррозионные покрытия и другие варианты повышения эксплуатационных свойств изделия.

Читайте также: