Что необходимо сделать с отходами металлических труб по окончании работ

Обновлено: 17.05.2024

Для функционирования народного хозяйства страны необходима транспортировка различных продуктов, которая осуществляется, в том числе, с помощью трубопроводов. При этом трубопроводы перемещают значительно больше грузов, чем весь остальной транспорт РФ.

Трубопроводы используются для перемещения различных рабочих сред, а также для снабжения населения водой, теплом, газом и отвода из жилищ различных отходов. В стране насчитывается 1,5 - 2 млн. километров уложенных труб (в том числе в магистральных нефтяных и газовых трубопроводах более 200 000 км), а во внутренних коммунальных системах труб уложено в 2 раза больше.

Все эти трубы подвергаются негативным внутренним и внешним воздействиям и со временем выходят из строя. Поэтому их надо своевременно заменять и утилизировать.

Необходимость утилизации

Основной проблемой, приводящей к выходу трубы из строя, является наличие коррозии, которая разъедает трубу. При этом необходимо бороться как с внутренней, так и с внешней коррозией.

Для уменьшения внутренней коррозии надо сокращать в рабочей среде количество агрессивных примесей. Но таким образом можно только замедлить процесс коррозии, но не остановить ее.

трубы с коррозией

С внешней коррозией можно бороться двумя путями:

  • защитным покрытием;
  • наведением катодного потенциала.

Несмотря на все меры защиты, коррозия выводит из строя трубопроводы на промыслах за 5-10 лет, магистральные трубопроводы – за 30-50 лет, а водопроводные трубопроводы – за 10-20 лет.

Трубопроводы, относящиеся к системе ЖКХ, в основном, создавались в послевоенное время, а потому часто не соответствовали требованиям по защите от коррозии. Поэтому часты аварии в системе ЖКХ, а страна несет огромные потери из-за утечек, достигающих 6-7 млрд. долларов в год.

Все это требует замены трубопроводов и утилизации старых труб.

Нормативы

Основные законы, которые регулируют вопросы, связанные с утилизацией отходов, в том числе и утилизацию труб, являются законы № 89-ФЗ и №7-ФЗ. В соответствии с этими законами трубы подлежат сбору и дальнейшей переработке способами, не причиняющими вреда природе. При этом все работы по утилизации труб должны производиться организациями, имеющими соответствующие лицензии (ст. 9, № 89-ФЗ).

Лицензирование

Лицензирование организаций производится в соответствии с положениями, изложенными в законе № 99-ФЗ.

Этот закон касается лицензирования отдельных видов деятельности, к которым относятся сбор, обработка и утилизация отходов (ст.1, п.3, 99-ФЗ).

Для получения лицензии необходимо представить следующие документы:

  • техническую документацию на оборудование, которая включает паспорт, техническое описание, инструкции по эксплуатации, свидетельства о поверке приборов и аттестации лаборатории;
  • производственные инструкции (по технологии, по охране труда и т.п.);
  • документы о профессиональной подготовке работников (дипломы, аттестаты, свидетельства);
  • описание технологии заготовки, переработки и утилизации металлолома.

abs пластик

Утилизация телефонов - это важно мероприятие, так как при переработке старого мобильного можно добыть золото и серебро.

Часто ABS-пластик называют материалом будущего. Почему? Вы узнаете это, если прочитаете нашу статью.

Как происходит утилизация старых стиральных машин, вы можете узнать из этой статьи.

Переработка и утилизация

Если трубопровод выведен по каким-либо причинам из эксплуатации, то он может быть законсервирован или демонтирован.

После демонтажа трубопровода трубы необходимо утилизировать.

При этом возможны различные варианты их использования:

  • восстановление и повторное использование;
  • применение в трубопроводах при меньших давлениях;
  • использование для изготовления других деталей;
  • переплавка.

демонтаж труб

При принятии решения о судьбе труб необходимо принимать во внимание наличие, кроме обычной, так называемой водородной коррозии. Этот вид коррозии приводит к изменению свойств металла из-за проникновения в него водорода. При этом возникают микро- и макротрещины, появляются растрескивание и расслоение металла. Трубы из такого металла нельзя использовать вторично, а надо их переплавлять.

При этом трубы разделывают на лом, который переплавляют на трубную заготовку, из которой в дальнейшем холодным или горячим способом делают трубы.

Переработка труб из нержавеющей стали

Одним из вариантов утилизации труб, выполненных из нержавеющей стали, является вариант с использованием холодной прокатки трубы. При этом бывшую в употреблении трубу из нержавейки вначале подвергают термообработке, осветлению и правке.

Термообработка производится в печи при температуре около 1000 ºС в течение 20 минут и последующим остыванием на воздухе. Далее заготовку осветляют с помощью азотной кислоты и сушат. После правки заготовку пропускают через прокатный стан, в результате чего получается заготовка соответствующая всем стандартам, которую можно использовать для изготовления труб, так и других элементов трубопровода, например отводов из нержавеющей стали.

Для такого процесса годятся только трубы, в которых отсутствуют микротрещины.

Утилизация труб из пластика

ПНД-трубы

В некоторых случаях пластиковые трубопроводы с успехом заменяют трубопроводы из стальных труб. Например, они имеют такие преимущества:

  • высокая коррозийная устойчивость;
  • в несколько раз легче стальных, что удешевляет транспортировку и монтаж;
  • низкая теплопроводность, что уменьшает потери тепла;
  • более легкая сварка труб;
  • поставка длинными отрезками – бухтами;
  • экологическая чистота.

Утилизация труб из пластика зависит от типа пластика и может быть выполнена различными способами:

Что необходимо сделать с отходами металлических труб по окончании работ

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 октября 2017 года N 12-47/27366

Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов

Минприроды России рассмотрело письмо и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

Законом N 89-ФЗ определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

В соответствии с приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности" класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792;

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности.

В соответствии со статьей 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Вместе с тем статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

- на основании пункта 3 приказа Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке "Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом;

- в соответствии с пунктом 7 приказа Минприроды России от 05.08.2014 N 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.

По вопросу проведения государственной экологической экспертизы проектов технической документации на технологию демонтажа нефте- и газопроводов Минприроды России сообщает.

Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе федерального уровня подлежат проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Таким образом, если в рамках намечаемой деятельности планируется применение новой техники или технологии, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, и по соответствующему проекту технической документации не утверждалось в установленном порядке положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, то данный проект технической документации является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. При этом, проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, могут выступать как в качестве самостоятельных объектов государственной экологической экспертизы, так и в составе проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности.

Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, а также нарушение законодательства об экологической экспертизе влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.4, ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также уголовную ответственность, предусмотренную статьей 171 УК РФ.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами в соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении следующих условий:

- наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации соответствующего вида товара;

- наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ и материалов, к продукции;

- наличие документов, подтверждающих соответствие образованных в результате осуществления хозяйственной или иной деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем веществ, материалов требованиям документов технического регулирования к виду продукции;

- отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом N 184-ФЗ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2017 г. N 12-47/30950 "Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов"

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 ноября 2017 г. N 12-47/30950 "Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов"

Минприроды России рассмотрело письмо Фонда развития трубной промышленности от 02.11.2017 N 10173 и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, выделена отдельная группа отходов "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0) в составе которой, выделено 5 видов отходов отнесенных к IV классу опасности.

На основании статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

- на основании пункта 2 общих положений приказа Росстата N 17 от 28.01.2011 г. "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления", юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления";

- на основании пункта 3 приказа Минприроды России от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке "Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов" в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом;

Согласно определению "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В связи с изложенным отходы "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" можно передавать сторонним юридическим лицам только после обезвреживания данных отходов. В случае наличия у организации, осуществляющей прием указанных отходов, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, в части обезвреживания отходов металла, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание с последующей утилизацией:

Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, а также нарушение законодательства об экологической экспертизе влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.4, ч. 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ.

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
А.В. Колодкин

Обзор документа

Сообщается, что отходы группы "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (4 69 520 00 00 0 в Федеральном классификационном каталоге отходов) относятся к IV классу опасности.

Их можно передавать сторонним юрлицам только после обезвреживания. При наличии у организации, принимающей указанные отходы, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, в части обезвреживания отходов металла, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание с последующей утилизацией.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами предусмотрена административная ответственность.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 октября 2017 г. N 12-47/27366 "Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов"

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 октября 2017 г. N 12-47/27366 "Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов"

Минприроды России рассмотрело письмо Фонда развития трубной промышленности от 11.10.2017 N 10146 и по вопросам, изложенным в нем, сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ).

Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, а также нарушение законодательства об экологической экспертизе влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.4, ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а также уголовную ответственность предусмотренную статьей 171 УК РФ.

Даны разъяснения по вопросу утилизации отработанных труб нефте- и газопроводов. Представляется важным отметить следующее.

В Федеральном классификационном каталоге отходов выделена группа 4 69 520 00 00 0 "Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные". Отражены 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности;

Если в рамках намечаемой деятельности планируется применение новой техники или технологии по демонтажу нефте- и газопроводов, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, и по соответствующему проекту технической документации не утверждалось положительное заключение государственной экологической экспертизы, то данный проект является объектом экспертизы федерального уровня.

Вещества и материалы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности (в т. ч. связанной с использованием отработанных труб), могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при выполнении определенных условий. Первое - наличие в уставной документации видов экономической деятельности по производству соответствующей продукции и реализации товара. Второе - наличие документов технического регулирования, позволяющих подтвердить соответствие образующихся веществ и материалов к продукции. Третье - наличие документов, подтверждающих соответствие образованных веществ и материалов требованиям документов технического регулирования. Четвертое - отражение в документах первичного учета предприятия операций с указанными веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Организация выдает подрядчику материалы (трубы). После окончания работ неиспользованная часть материалов возвращается подрядчиком заказчику в виде неиспользованных остатков труб и возвратных отходов (обрезки). Возвратные отходы могут быть использованы организацией только как металлолом.
Как отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете организации-заказчика, если: материалы выданы для ремонта основного средства; материалы выданы для строительства (модернизации) основного средства?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Переданные подрядчику давальческие материалы (трубы) продолжают учитываться на балансе организации-заказчика. Использованные для ремонта или строительства основного средства трубы вместе со стоимостью переработки учитываются соответственно на счете 20 "Основное производство" или 08 "Вложения во внеоборотные активы". Подробнее смотрите ниже.

Обоснование вывода:
Договор на переработку давальческого сырья относится к разновидности договора подряда, поэтому взаимоотношения сторон - заказчика (собственника материалов, давальца) и подрядчика (переработчика) - регулируются главой 37 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ под договором подряда понимается договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)).
При передаче давальческого сырья (материалов) в переработку право собственности на передаваемые материалы, так же как и на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, остается за Организацией-давальцем (п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ).
Возвратными отходами, используемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием для изготовления продукции основного или вспомогательного производства. Возвратными отходами, неиспользуемыми в производстве, считаются отходы, которые могут быть потреблены самим предприятием лишь в качестве материалов, топлива, на другие хозяйственные нужды или реализованы на сторону (п. 27 Основных положений по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, утвержденных ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 N АБ-21-Д).

Бухгалтерский учет

Передавая материалы в переработку, давалец оставляет за собой право собственности на них. Поэтому они не подлежат списанию с баланса заказчика, а учитываются на счете 10, субсчет "Материалы, переданные в переработку на сторону" (п. 157 Методических указаний, п.п. 1-3 письма ФНС России от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19531@).
Так как передачи права собственности не происходит, отсутствует и объект обложения НДС и налогом на прибыль.
После переработки материалов давалец должен получить от переработчика:
- отчет об израсходованных материалах, в котором указывают количество израсходованного сырья, произведенной продукции, а также отходов;
- акт приема-передачи выполненных работ с указанием перечня и стоимости выполненных работ.
В действующих нормативных документах бухгалтерского учета отходы упоминаются в п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н) и в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов). Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
В частности, План счетов относит отходы производства в состав материально-производственных запасов организации, учитываемых в основном на субсчете 10-6 "Прочие материалы", открываемому к счету 10 "Материалы".
В бухгалтерском учете у Организации рекомендуем сделать следующие проводки:
Дебет 10, субсчет 10-6 "Материалы, переданные в переработку на сторону", Кредит 10, субсчет 10-1 "Материалы"
- переданы трубы подрядчику;
Дебет 20, Кредит 10-6
- списаны материалы на ремонт ОС (отчет подрядчика, акт выполненных работ);
Если трубы использованы для строительства (модернизации) основного средства, вместо последней проводки делается следующая запись:
Дебет 08, Кредит 10-6
- списаны материалы для строительства (модернизации) ОС;
Дебет 10-1, Кредит 10-6
- отражен возврат неиспользованных труб (накладная);
Дебет 20 (08), Кредит 60
- отражены затраты по переработке сырья (акт выполненных работ);
Дебет 19, Кредит 60
- отражен НДС по услугам переработчика (счет-фактура);
Дебет 68, Кредит 19
- принят к вычету НДС;
Дебет 10-6, код аналитики "Металлолом", Кредит 20
- отражены возвратные отходы по цене металлолома.
Если трубы использованы для строительства (модернизации) ОС, то вместо последней проводки может быть рекомендована следующая:
Дебет 10-6, код аналитики "Металлолом", Кредит 10-6 код аналитики "Материалы, переданные в переработку на сторону"
- отражены возвратные отходы по цене металлолома.

Налог на прибыль

При передаче сырья в переработку и возврате готовой продукции и отходов без перехода права собственности на них доходов и расходов от операции передачи в целях налогообложения прибыли не возникает. Главой 25 НК РФ не установлено особенностей для определения налоговой базы по налогу на прибыль по хозяйственным операциям, связанным с давальческим сырьем.
В силу п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, следующие затраты налогоплательщика:
- на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Таким образом, при исчислении налога на прибыль организация вправе учитывать в составе материальных расходов стоимость материалов и услуг по их переработке с учетом положений п. 5, п. 6 ст. 254 и ст. 318 НК РФ (письмо Минфина России от 20.09.2005 N 03-03-04/1/210).
Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
По мнению Минфина России, содержащемуся в письме от 26.04.2010 N 03-03-06/4/49, при реализации на сторону возвратные отходы следует оценивать исходя из действующих рыночных цен, определяемых в порядке, установленном ст. 105.3 НК РФ.
В то же время эту точку зрения финансистов можно поставить и под сомнение, ведь прямого указания на применение рыночных цен при реализации отходов на сторону в НК РФ не имеется. О том, что при продаже возвратных отходов на сторону налогоплательщик может исходить из фактической цены их продажи, говорит и судебная практика, о чем свидетельствует постановление ФАС Уральского округа от 13.09.2011 N Ф09-5521/11 по делу N А60-43783/2010.
Если возвратные отходы реализуются на сторону, то они оцениваются по цене возможной реализации (по рыночной стоимости).
Причем в письме Минфина России от 26.04.2010 N 03-03-06/4/49 разъяснено, что в случае реализации возвратных отходов на сторону выручка от их реализации уменьшается на стоимость таких отходов, учтенную в налоговом учете. Полученная прибыль подлежит налогообложению налогом на прибыль организаций.
Таким образом, налоговый учет давальческих материалов в анализируемой ситуации аналогичен бухгалтерскому.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет передачи материалов в переработку на сторону;
- Вопрос: Организация по договору подряда передала подрядчику для изготовления деталей плит материалы: металл лист-36 в количестве 1500 кг и комплектующие упоры фитинга в количестве 20 шт. Подрядчик изготовил плиты 10 шт., использовав при этом 1200 кг металла и 20 шт. упоров фитинга. Образовавшиеся отходы в количестве 300 кг подрядчик вернул. После выполнения работ подрядчиком был представлен передаточный документ на выполненные работы в сумме 5000 руб. без НДС. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать организации-заказчику? Должна ли организация-заказчик включать стоимость работ в себестоимость изготовленных товарно-материальных ценностей? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.);
- Вопрос: ООО применяет общую систему налогообложения и исчисляет налог на прибыль методом начисления. Основным видом деятельности ООО является деревообработка леса собственной лесозаготовки. В процессе производства пиломатериалов получаются возвратные отходы - горбыль и опилки, которые ООО не продает, а использует в своем производстве (горбыль вывозит в лесные делянки для выстилки лесовозной дороги, а из опилок производит топливные брикеты RUF). Правомерно ли поставить на учет эти отходы (горбыль и опилки) по условной стоимости 1 руб. за 1 м3, так как цена реализации отсутствует? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.).

Читайте также: