Что такое рихтовка металла

Обновлено: 07.07.2024

Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, выпучины, волнистость, коробление, искривления и др. Правка и рихтовка имеют одно и то же назначение, но отличаются приемами выполнения и применяемыми инструментами и приспособлениями.

Листовой материал и заготовки из него могут быть покороблены по краям и в середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различных форм. При рассмотрении деформированных заготовок можно заметить, что вогнутая сторона их короче выпуклой. Волокна на выпуклой стороне растянуты, а на вогнутой сжаты.

Металл подвергается правке как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор способа зависит от величины прогиба, размеров и материала изделия.

Правка может выполняться ручным способом — на стальной или чугунной плите, или на наковальне — и машинным — на правильных вальцах, прессах.

Правильную плиту изготовляют достаточно массивной, масса ее не менее чем в 80—150 раз больше массы молотка. Пра-вйльные плиты изготовляют из стали, из серого чугуна монолитными или с ребрами жесткости.

Плиты бывают следующих размеров: 400 х 400; 750 х 1000; 1000 х 1500; 1500х 2000; 2000х 2000; 1500х 3000 мм. Рабочая поверхность плиты должна быть ровной и чистой. Устанавливают плиты на металлические или деревянные подставки, обеспечивающие кроме устойчивости и горизонтальность положения.

Рихтовальные бабий используют для правки (рихтовки) закаленных деталей, изготовляют их из стали и закаливают. Рабочая часть поверхности может быть цилиндрической или сферической радиусами 150-200 мм.

Молотки для правки применяют с круглым гладким полированным бойком. Молотки с квадратным бойком оставляют следы в виде забоин (квадратов, углов).

Для правки закаленных деталей (рихтовки) применяют молотки с радиусным бойком (массой 400 — 500 г) из стали У10. Хорошо зарекомендовали себя рихтовальные молотки, оснащенные твердым сплавом, корпус которых выполняют из стали У7 и У8. В рабочие концы молотка вставляют пластинки твердого сплава ВК8 и ВК6. Рабочую часть бойка затачивают и доводят по радиусу до 0,05-0,1 мм.

Молотки со вставными бойками из мягких металлов применяют при правке деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей или заготовок из цветных металлов и сплавов. Вставные бойки могут быть медные, свинцовые или деревянные.

Гладилки (деревянные или металлические бруски) применяют при правке тонкого листового и полосового металла.




Правку и рихтовку стальных листовых и полосовых заготовок производят для придания им плоскостности. Основным инструментом и приспособлениями для правки и рихтовки деталей при сборочных работах являются молотки, правильные плиты и рихтовочные специальные бабки.

Для правки применяют молотки с круглым сферическим или гладким бойком для того, чтобы не оставлять забоин на заготовке. Для правки закаленных деталей (рихтовки) применяют молотки с радиусным бойком. При изготовлении рихтовочного молотка нужно в прорезь его корпуса плотно запрессовать пластинку из твердого сплава ВК6 или ВК8 и заточить ее радиусом 0,1 — 0,2 мм.

Для правки деталей с окончательно обработанной поверхностью и деталей из цветных металлов и сплавов применяют молотки со вставными бойками из мягких металлов. Вставные бойки могут быть медные, свинцовые и деревянные в зависимости от материала обрабатываемой детали. Правке или рихтовке подвергают детали как в холодном, так и в нагретом состоянии. Выбор приемов и способов правки и рихтовки зависит от величины прогиба, размеров и материала детали.

Правку можно выполнять ручным способом на стальной или чугунной плите или наковальне и машинным — на правильных вальцах.

Правильную плиту изготовляют из стали, серого чугуна, монолитной или с ребрами жесткости, и обязательно устанавливают на массивной деревянной опоре (столе) для того, чтобы в процессе правки поглощался шум. Рабочая поверхность плиты должна быть ровной и чистой. Плиту размером свыше 750X 1000 мм устанавливают на деревянных столах, которые должны обеспечить устойчивость и горизонтальность ее положения.

Рихтовочные плиты используют для правки (рихтовки) закаленных деталей, изготовляют их из стали и термически обрабатывают, затем поверхность шлифуют.


Рис. 4. Приемы рихтовки заготовок из листового (а), полосового (б, в) и пруткового (г) материала

Детали обычно правят вручную с помощью различных инструментов и приспособлений, реже для этой цели применяют гидравлические прессы. При правке и рихтовке независимо от формы и толщины детали необходимо надевать рукавицы.

Детали из листового материала (для трактора, автомобиля, комбайна и др.) могут быть покороблены по краям и в середине, иметь изгибы и местные неровности в виде вмятин и выпучин различной формы. При рассмотрении деформированных деталей можно заметить, что вогнутая сторона их короче выпуклой. Волокна на выпуклой стороне растянуты, а на вогнутой сжаты. Для того чтобы выровнять поверхность детали, нужно положить ее на плиту, установленную на специальном деревянном столе. Правку листового материала толщиной от 0,5 до 1,2 мм производят перекрест ным способом. Удары молотком должны быть частые и легкие их надо наносить от края к центру выпучины. При этом левой рукой придерживая деталь, все время перемещают ее по плите и меняют место нанесения удара молотком.

Выпуклые участки обводят мелом или мягким графитовым карандашом, затем заготовку кладут на плиту выпуклыми участками вверх, так, чтобы края ее не свешивались, а лежали полностью на опорной поверхности плиты. Правку начинают с ближайшего к вмятине края, по которому наносят ряд ударов молотком в пределах, отмеченных мелом. Затем наносят удары по другому краю. После этого по первому краю наносят повторные удары, указанные точками на детали 3, и переходят опять ко второму краю и так до тех пор, пока постепенно не приблизятся к середине. Удары молотком наносят часто, но не сильно, особенно перед окончанием правки. Не допускают несколько ударов по одному и тому же месту, так как это может привести к образованию новой неровности.

Под ударами молотка материал вокруг выпуклого места вытягивается и постепенно выравнивается. Если на поверхности детали на небольшом расстоянии друг от друга имеется несколько выпуклых мест, под ударами молотка выпуклости соединяются в одну, которую правят молотком вокруг ее границ.

Тонкие листы правят легкими деревянными молотками (киянками) или молотками с деревянными наконечниками, медными, латунными или свинцовыми молотками, а очень тонкие листы выглаживают на ровной плите металлическими или деревянными брусками.

Правку полосового металла осуществляют в следующем порядке. Изгиб отмечают мелом, после чего надевают на левую руку рукавицу, в правую берут молоток и в левую полосу. Полосу располагают на плите так, чтобы она лежала выпуклостью вверх, соприкасаясь с плитой в двух точках. Наносят удары по выпуклым частям, регулируя силу удара в зависимости от толщины полосы и величины кривизны (чем больше искривление и чем толще полоса, тем сильнее удары). По мере выправления полосы силу удара уменьшают и чаще поворачивают полосу с одной стороны на другую до полного выправления. При нескольких выпуклостях сначала выправляют крайние, а затем средние.

Результаты правки (прямолинейность заготовки) проверяют на глаз, а при необходимости более точного контроля — на разметочной плите по просвету или наложением линейки на полосу.

После закалки стальные детали иногда коробятся. Правку закаленных деталей называют рихтовкой. В зависимости от характера рихтовки применяют различные молотки с закаленным бойком или специальные рихтовочные молотки с закругленной узкой стороной бойка. Деталь при этом лучше располагать не на плоской плите, а на рихтовочную бабке с выпуклой поверхностью. Удары наносят рихтовочным молотком не по выпуклой, а по вогнутой стороне поверхности полосовой детали 3. Прежде чем приступить к рихтовке детали, нужно в первую очередь определить место изгиба. Затем надеть на левую руку рукавицу и положить деталь на рихтовочную бабку, установленную на деревянном столе. После этого рихтовочным молотком 4 наносят легкие удары по вогнутой поверхности детали, при этом деталь перемещают вверх и вниз по поверхности бабки и периодически проверяют прямолинейность лекальной линейкой или на контрольной плите с помощью щупа.

При правке заготовок из прутка на выпуклой стороне мелом отмечают границы изгибов. Затем надевают на левую руку рукавицу, в правую берут молоток и укладывают пруток на наковальню выпуклостью вверх. Удары молотком наносят по выпуклой части от краев изгиба к середине. Сила удара зависит от диаметра прутка и величины изгиба. По мере выправления изгиба силу удара уменьшают, заканчивая правку легкими ударами при поворачивании прутка вокруг оси. Если пруток имеет несколько изгибов, сначала правят крайние, а затем расположенные в середине.


Рис. 5. Рихтовка заготовок квадратного сечения

Детали квадратного сечения правят в такой последовательности: выявляют покоробленные участки, устанавливают места, где имеется больше вогнутых и выпуклых изгибов, и приступают к правке или рихтовке так, как было указано выше.

На рис. 5, а показан способ рихтовки штанги квадратного сечения с установленными на ней ножами на круглой бабке рихтовочным молотком. Перед рихтовкой надевают на левую руку рукавицу и захватывают конец штанги, после чего укладывают штангу на поверхность бабки так, чтобы вогнутая поверхность находилась в центре металлического рихтовочного диска бабки. Затем бойком рихтовочного молотка наносят легкие поперечные удары по поверхности штанги, а левой рукой перемещают штангу вперед и назад по поверхности диска до тех пор, пока не выровняются плоскости штанги.

Если ножи штанги не параллельны друг другу, ее устанавливают в тиски между планками и на вилку стойки. Вилку закрепляют гайкой, а губки тисков зажимают так, чтобы штанга не провисала. Затем правой рукой снизу на штангу надевают специальный рычаг (плечо рычага 500 мм). Придерживая штангу левой рукой, правой рукой нажимают на конец рычага и выравнивают штангу так, чтобы ножи ее стали параллельны друг другу. Освободив штангу из тисков, устанавливают ее на вилку на уровне глаз и закрепляют гайкой. Затем проверяют параллельность расположения ножей.

Инструменты для рихтовки и работа ими

Как мы знаем, важным этапом кузовного ремонта, является восстановление детали после повреждения. Этот этап называется рихтовкой. Качество рихтовки зависит не только от мастерства специалиста, но и от возможности выбора инструмента и оборудования.

Рихтовочные молотки

Молотки могут отличаться по размеру, форме и весу. Ударные молотки чаще всего являются круглыми или квадратными. Имеются молотки, у которых с другой стороны бойка есть острая ударная головка. Такие виды молотков применяются во время финальной стадии рихтовки без поддержки. Острая часть позволяет устранить возвышенность, добиться исправления ямки. Затем применяется плоская часть бойка, поддержка которого и осуществляет окончательное выравнивание.

Существуют молотки и с ударными головками, которые имеют зубцы, способствующие усадке растянутого металла. Ручки таких молотков обычно делают из дерева или стеклопластика.

Молотки обычно делают с чуть выпуклым бойком, что предотвращает соприкосновение краёв и соответственное повреждение металла.

Удары, которые производятся рихтовочным молотком с поддержкой, не делаются с большим усилием (как при забивке гвоздей). Напротив, они легкие и скользящие. Молоток при этом необходимо держать свободно, во время удара двигается запястье. Опытный мастер способен совершать порядка 120 лёгких ударов в минуту в одном темпе. В то время, как молоток отскакивает, запястье заносит его для другого удара. Пальцы крепко удерживают молоток в начале удара и в его конце. Конец ручки молотка осуществляет движение по короткой дуге во время совершения бойком движения вниз и вверх. Рука при этом спокойна и расслаблена, но продолжает контролировать процесс, чтобы в случае чего успеть схватить ручку молотка после отскока.

Для правильного пользования рихтовочным молотком требуется навык. Молоток всегда находится в состоянии баланса. Несбалансированный молоток приведет к отскокам, его нужно будет крепко удерживать во время удара, а значит лёгкого удара уже не выйдет. А также вы не сможете выдерживать один ритм ударов.

Кузовные ложки и гладилки

Так же, как и молотки, кузовные ложки могут отличаться по форме и размеру. Применение ложки зависит от того, какой она формы. Так, она может использоваться в качестве рычага (для выправления вмятины), поддержки (в труднодоступных местах), вместо молотка (гладилка) или с молотком (для увеличения площади удара).

Есть несколько способ использования гладилки. Она способна осаживать металл, если применяется вместе с поддержкой, которая имеет насечки.

Гладилку чаще всего используют при работе с плоскими поверхностями. Она не приводит к растяжению металла, а значит, удары могут быть более сильными, чем при работе с молотком. К тому же, из-за своей площади, гладилка способна в одно время исправлять вмятину и простукивать изгибы возле этой вмятины.

Иногда применяется метод «молотка через гладилку», в случаях, когда изгибы возникают в тех местах, где использование молотка с поддержкой становится невозможным. Гладилка рассеивает удары, распределив их на большую площадь. Во время этого метода ее помещают над возвышенностями и простукивают до того, пока напряжение металла не исчезнет.

Поддержки

Качественные поддержки делаются из кованого железа. Менее качественные - из чугуна. Поддержка, для достижения универсальности, зачастую состоит из нескольких выпуклостей, соответствующих различным контурам кузова.

В процессе исправления вмятины поддержку удерживают с другой стороны панели под давлением руки рихтовщика. Во время простукивания возвышенности, поддержку держат без давления.

Форма поддержки должна соответствовать форме изгиба ремонтируемой детали. Ею простукивают возвышенности возле вмятины. Каждый удар перекрывает предыдущий на расстояние в половину диаметра головки рихтовочного молотка. Таким образом, происходит выправление вмятины в направлении от периферии к центральной части.

При нанесении ударов слишком большой силы по поддержке металл может сделаться тоньше и растянуться.

Поддержки также различаются по случаям применения. Поддержка общего назначения является тяжёлой и обладает большой закруглённой частью. Такую поддержку можно использовать для первоначального исправления повреждения. Она применяется в разных местах, из-за имеющейся поверхности с изгибами.

Поддержка в форме каблука обладает плоской и слабо выпуклой частью. Поэтому её удобно использовать для того, чтобы выровнять фланцы. Её также применяют на плоских и слабовыпуклых поверхностях, а также во время рихтовки дверей.

Поддержка, по форме напоминающая запятую (или клин), используется при ремонте слабовыпуклых и сильновыпуклых панелей, а также там, где другая поддержка просто не сможет поместиться физически. Её удобно поместить и держать между усилителями.

Кузовной напильник

Данный напильник чаще всего применяется на начальной стадии ремонта для того, чтобы определить структуру повреждения, а также во время заключительной стадии с целью выровнять металл.

Рабочая часть делается из прочной стали, на ней имеются зазубрины. Держатель состоит из двух ручек и винтовой стяжки, которая регулирует степень изгиба напильника.

Уменьшение или увеличение рабочей площади происходит в зависимости от степени изгиба.

Напильники также могут быть разными по размеру, форме. Они могут обладать различным количеством и конфигурацией зубцов. Менее грубые инструменты применяются при работе с алюминиевыми кузовными панелями.

Кузовной напильник способен:

  • выявлять структуру повреждения во время начальной стадии рихтовки;
  • обнаруживать мелкие углубления и изгибы в процессе финальной рихтовки;
  • срезать небольшие по размеру возвышенности;
  • использоваться в завершающем процессе выравнивания, в момент применения шпаклёвки;
  • расправлять сварочные швы;
  • обрабатывать панель после процесса лужения.

Режущая часть напильника всегда направлена наружу, в противоположную сторону от рихтовщика, который его держит.

Напильник во время работы с ним совершает длинные проходы по всей длине детали. Если происходит застревание напильника, то необходимо ослабить давление на него. Все движения делаются только от себя. После завершения прохода напильник поднимается и возвращается в свое исходное положение, затем начинается выполнение следующего прохода.

Сменные полотна обладают зубцами разного размера, которые также расположены с различной плотностью. Во время финальной обработки детали качественный напильник подготавливает поверхность, не оставляя за собой царапин и других дефектов. На результат работы влияет также и форма зубцов (помимо их размера и плотности расположения).

Для того, чтобы выявить неровности, помимо напильника также применяется крупнозернистая шлифовальная бумага с бруском или на шлифовальной машине. Принцип действий при этом остается прежним. Необходимо произвести шлифовку рихтуемой поверхности. Ямки останутся нетронутыми, а выступы отшлифуются сильнее, возле них возникнут неотшлифованные участки. Если имеющиеся возвышенности не будут очень высокими, то они отшлифуются, и после эта зона будет обладать необходимым контуром.

Надувные подушки и вакуумные присоски

Вакуумная присоска иногда применяется при вытягивании плавных вмятин. Она либо имеет ручку, либо находится в составе молотка обратного действия.

В некоторых случаях для исправления сложных повреждений используют споттер.

Заключение

Для качественного восстановления поврежденных участков кузова нужно обладать не только знаниями в этой области, но и иметь необходимые инструменты. Но зачастую и этого будет недостаточно. Если у вас нет специальных навыков работы с металлом, лучше обратиться за помощью к профессионалам кузовного ремонта.

Рихтовка. Основные этапы и понятия

В процессе кузовного ремонта важным этапом является рихтовка поврежденных элементов кузова автомобиля. Для того, что бы качественно выполнить данные работы, необходимо обладать определенными знаниями и навыками.

Рихтовка – это процесс восстановления деформированных металлических поверхностей кузова автомобиля.

Какие виды повреждений подлежат рихтовке?

Все повреждения делятся на следующие виды: прямое и непрямое, то есть второстепенное.

Прямое повреждение – область кузова, которая имела непосредственный контакт с объектом, нанёсшим повреждение. В данном месте может возникнуть нарушение целостности слоя краски или разрыв самого металла.

Непрямое повреждение – погнутый металл, располагающийся в области, которая прилегает к прямому повреждению. В некоторых случаях второстепенная деформация находится на расстоянии десятков сантиметров от зоны прямого повреждения.

Этапы рихтовки

Грамотная рихтовка имеющихся деформаций состоит из трёх этапов:

  • Анализ повреждений.
  • Восстановление начальной формы детали.
  • Удаление мелких дефектов.

1. Анализ повреждений

На первоначальном этапе необходимо определить размеры повреждений и порядок их получения. Определить методы дальнейшего ремонта, используемые материалы и инструменты.

Важно помнить, что исправлять повреждения необходимо в последовательности, противоположной их получению. Так же нужно учитывать тот факт, что некоторые из деформаций могли быть получены одновременно.

Процедура восстановления не должна привести к дополнительным повреждениям.

Для выявления неровностей детали поможет линейка. Её прикладывают ребром к поверхности поврежденной детали. При этом хорошо видны все вмятины и их глубина. Иногда для определения деформации необходимо срезать слой краски. Для этого применяют кузовной напильник. Также можно разогреть поверхность строительным феном и аккуратно снять краску шпателем.

2. Восстановление начальной формы детали

Для придания начальной формы детали выправляют заломы и большие вмятины. При этом необходимо ослаблять области, имеющие напряжение вследствие полученного удара, так как они препятствуют процессу возвращения металла в его изначальное состояние. Некоторое количество легких ударов в эту область, в данном случае будут более уместны и сработают эффективнее, чем пара сильных ударов. Деталь приобретает первоначальную правильную геометрию. Данный этап называют грубой рихтовкой.

Еще в процессе грубой рихтовки простукивают возвышенности и изгибы вокруг вмятин. В этом случае зачастую используется метод «молоток вне поддержки». Также возможно использование молотка и деревянного бруска или специальной надувной подушки для оказания воздействия с обратной стороны деформированной области.

Главная цель второго этапа – восстановление поврежденной детали и придания ей первоначальной геометрической формы, поэтому на небольшие неровности можно пока не обращать внимания. Усадка растянувшегося металла и, если нужно, заваривание разрывов происходят также во время этого этапа.

3. Удаление мелких дефектов.

На данном этапе устраняются все мелкие неровности, таким образом, окончательно возвращая деталь к первоначальному состоянию.

Поврежденная область может быть восстановлена настолько качественно, что потом останется лишь нанести наполняющий грунт, выполнить его обработку и покрасить.

Важно делать всё последовательно, не спеша, внимательно. Именно от этого зависит качество конечного результата.

Инструменты для рихтовки

В процессе работы специалисты используют различные инструменты и приспособления:

  • Рихтовочные молотки.
  • Кузовные ложки и гладилки.
  • Поддержки.
  • Кузовной напильник.
  • Надувные подушки и вакуумные присоски.
  • Аппарат контактного типа сварки (споттер).

Подробнее о применении инструментов читайте здесь.

Техники рихтовки

При восстановлении деталей автомобиля используют различные приемы:

  • Техника «молоток вне поддержки».
  • Техника «молоток на поддержке».
  • Использование молотка с острым бойком без поддержки.
  • Использование споттера.
  • Подробнее о технике рихтовки читайте здесь.

Усадка растянутого металла

Про методы устранения «хлопуна» читайте здесь.

На первый взгляд рихтовка не является таким уж сложным процессом, однако для качественного восстановления детали необходимо обладать соответствующими навыками по работе с металлом. Незначительные повреждения действительно можно устранить своими руками, но сложные лучше доверить специалистам. Ведь помимо специального оборудования и инструментов, они обладают необходимым опытом и навыками.

Правка и рихтовка металла

Во время эксплуатации либо обработки, детали, выполненные из металла, нередко утрачивают свою первоначальную конфигурацию. Такое же явление может наблюдаться при их неаккуратном хранении. Но чтобы параметры готового изделия соответствовали требованиям технического задания, для корректного выполнения всех дальнейших этапов обработки очень важно совпадение размеров заготовки и ее формы с заданными проектом значениями. Для этого выполняют промежуточно-подготовительную технологическую операцию, получившую название «правка металла».

Разновидности правки

Заготовка цилиндрическая под воздействием внешней нагрузки может искривиться, а имеющая листовую конфигурацию может помяться. Изделия в виде осей, даже не передающих момент вращающей силы, а также валов могут согнуться. Под технологической операцией правки металла понимается ряд действий, по завершении которых выполненной из металла заготовке возвращается изначальная форма. Дефекты/изъяны бывают самыми разными. Чаще всего встречаются такие:

выпуклость. Проявляется на плоском прокате в виде увеличения толщины – размера поперечного сечения листа – от краев по направлению к центру;

вмятина. Углубление на поверхности металлической пластины, обрамленное пологими краями;

волна. Это – отклонение формы поверхности листа от прямолинейности.

Правка бывает двух видов:

ручная. Осуществляется при изготовлении домашними мастерами уникальных по форме изделий. Хоть набор используемого инструмента довольно-таки несложен, к уровню квалификации работника предъявляются высокие требования;

механическая. Используется в условиях промышленного производства. Оборудование весьма сложное, крупногабаритное и имеет большой вес. Но оно характеризуется высоким уровнем производительности, и его конструкция обеспечивает возможность автоматизации технологического процесса правки.

mehanicheskaya pravka.png

Выполнять такую операцию при отрицательной температуре не допускается. Уровень пластичности материала в данном случае снижается, и он становится хрупким. Более того! Иногда требуется нагревать обрабатываемую деталь до температуры от 140°С до 400°С. После этого ее пластичность повышается

Правка металлических листов

Сложность этой операции зависит от разновидности обнаруженного дефекта. Но особые трудности возникают, когда выявляется их комбинация. Например, выпуклость по центру пластины и одновременно волнистость кромки.

Выпуклость

При правке выпуклости удары следует наносить по окружности. Начинать необходимо с линии, обрамляющей дефект. В ходе работы радиус окружности постепенно нужно уменьшать, перемещаясь от края выпуклости к ее центру. По мере продвижения, частота ударов возрастает, а их сила, наоборот, становится меньше.

Особый подход применяется, когда на листе имеется несколько таких дефектов. В данном случае ударами молотка нужно добиться чтобы выпуклости объединились в одну общую, после чего правка осуществляется по вышеописанной методике.

vypuklost.jpg

Волнистость

Правка металлического листа с волнообразными краями выполняется, начиная с его краев с последующим передвижением к центру. Волнистость кромок разглаживается после растяжения пластины в середине.

Тонкие листы

Обработка заготовок с небольшой толщиной с целью возвращения им плоской конфигурации посредством бойков не проводится. Причина – не исключено появление заломов металла в результате его расковки. Тонкий лист правится протяженными ровными плоскостями брусков-гладилок, выполненными из дерева либо из стали. Разглаживание производится по разным направлениям с постепенным усилением нажима.

Работа с полосовой заготовкой, изогнутой в плоскости

Такая правка входит в категорию относительно несложных видов обработки металла. Полосу нужно разместить на плите так, чтобы выгнутая сторона находилась сверху. По мере исправления изъянов, силу ударов нужно уменьшать. Необходимо периодически переворачивать обрабатываемую заготовку, чтобы не допустить образование выпуклости в противоположном направлении. Если полоса изогнута в нескольких местах, начинать ее правку следует с концов, постепенно приближаясь к середине.

Правка изделий из закаленного металла

В этом случае для рихтовки молотки, оснащенные мягкими бойками, не используются. С этой целью применяют инструмент с подобными элементами, изготовленными из стали с высокими прочностными характеристиками. При этом острую часть бойка – нос – скругляют, то есть придают ему округлую конфигурацию.

Выправка закаленного металла осуществляется нанесением импульсных точечных воздействий по вогнутому фрагменту заготовки. В результате ударов на данном участке обрабатываемой детали наблюдается растяжение структуры материала, из-за чего поверхность становится все более плоскостной. Проводится эта операция:

на рихтовочной/правильной бабке, отличающейся поверхностью полусферической формы;

с попеременным передвижением заготовки снизу-вверх и сверху вниз. Правка закаленного угольника, у которого нарушен прямой угол, выполняется одним из следующих двух способов (см. рис.):

pravka.jpg

если угол стал острым, направление ударов – ближайший к точке пересечения лучей/сторон внутренний участок поверхности этой детали;

Правка округлых металлических деталей

Метод выполнения правки в данном случае, практически, такой же, как и при обработке полосы. Неровности подлежат маркировке мелом, а заготовку нужно размещать так, чтобы выпуклость была сверху. Удары следует наносить по направлению от периферийных участков дефекта к центральным.

После корректировки основного изъяна:

деталь переворачивается вокруг оси;

сила ударов снижается.

Делается это с целью недопущения деформации обрабатываемой заготовки в противоположную сторону.

Аналогичный подход актуален и при работе с прямоугольным либо квадратным металлопрокатом.

Правка металлической полосы, скрученной по спирали

В данном случае применяется метод раскручивания. Один из концов спирали фиксируется в специальной ручной струбцине, а другой – в тисках, установленных на правильную плиту, и на ней же надежно закрепленных.

При этом степень кривизны определяется на просвет.

pravka skruchennyh olos.jpg

Оснастка для выполнения рихтовки/правки

Ручная правка/рихтовка металлических листов и изготовленных из них элементов конструкции осуществляется при помощи молотков на специальной оснастке – рихтовальных бабках, а также правильных плитах.

Рихтовальные бабки

Для изготовления этих приспособлений используются стальные сплавы, подвергнутые термообработке. Рабочая поверхность рихтовальной бабки бывает:

в виде плоского круга на цилиндрическом основании, радиус которого (обозначение R) колеблется в диапазоне 150 мм≤R≤200 мм:

сферической. Это – боковая поверхность усеченного по плоскости симметрии и по краям цилиндра.

Также в домашних мастерских в качестве рихтовальной бабки часто используется железнодорожный рельс, обрезанный до длины от 0,5 м до 1 м. Его удобно перемещать по плите. Кроме того, рельс не подвергается деформации и остается, практически, неподвижным, когда по обрабатываемой детали наносятся удары молотком.

Правильные плиты

Правильные плиты выпускаются в двух модификациях.

Материал изготовления – чугун. Исполнение – конструкция с боковыми ребрами либо сплошная.

Материал изготовления – сталь.

Плита должна обладать большим весом и характеризоваться достаточной устойчивостью, чтобы удары молотка не вызывали ее сотрясение. Что же касается требований к состоянию ее поверхности, то они стандартны: она должна быть идеально ровной, и без присутствия посторонних частиц в виде грязи и остатков металлических осколков, мешающих получить качественный результат рихтовочных работ.

Устанавливать плиты нужно на подставках. Они могут быть и металлическими, и деревянными. Но самое главное, чтобы эти подставки обеспечивали помимо устойчивости еще и требуемую горизонтальность. Для удобства выполнения рихтовки нужно, чтобы вокруг плиты имелось достаточно пространства.

Существует еще один интересный вариант такой оснастки. В качестве материала изготовления плиты правильной выступает плотная резина со множеством небольших выступов, скорее, даже, бугорков с одинаковой высотой. Под воздействием ударов металл сам определяет свое место. В результате наблюдается значительное возрастание производительности процесса рихтовки, если сравнивать с использованием обычной правильной плиты, изготовленной из стали.

Молотки

К молоткам, используемым для правки, предъявляется следующее ключевое требование: они должны быть более мягкими, чем материал обрабатываемой заготовки. Ввиду этого, для рихтовки листовой стали обычно используется ударный инструмент со свинцовыми либо медными бойками. Причем, эти элементы должны характеризоваться закругленной формой. Боек квадратной конфигурации при ударе оставит на металлической пластине забоины. Когда же предстоит обрабатывать мягкие металлы или цветные сплавы, применять необходимо молотки, оснащенные бойками из резины либо дерева.

Удобство работы будет обеспечено при соотношении веса ударного инструмента и этого же параметра правильной плиты, равным 1:100.

В заключение целесообразно будет назвать ведущие предприятия, специализирующиеся на производстве оборудования для рихтовки/правки. Из зарубежных особым спросом пользуется продукция компаний Roundo (Швеция, официальный представитель в России – компания «Дюкон» с головным офисом в Санкт-Петербурге), Kohler (штаб-квартира находится в Германии в городе Lahr/Schwarzwald), МG (Италия, город Фоссано, провинция Кунео). В число ведущих отечественных производителей листоправильного оборудования входят компании Промтехоснастка (штаб-квартира находится в Вологодской области), GROST (головной офис открыт в Санкт-Петербурге) и некоторые другие компании.

Рихтовка и инструменты для рихтования


Рих­то­ва­ние – это про­цесс вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­ной фор­мы повре­ждён­ной пане­ли кузо­ва. Пра­виль­нее будет отде­лить про­цесс выко­лот­ки и про­цесс рих­тов­ки. Выко­лот­ка – это про­цесс при­да­ния гру­бой фор­мы дефор­ми­ро­ван­но­го метал­ла авто­мо­би­ля. Рих­то­ва­ние же – это завер­ша­ю­щая опе­ра­ция дове­де­ния гру­бой прав­ки до состо­я­ния отштам­по­ван­ной дета­ли, или, по край­ней мере, близ­ко­го к этому.

При выко­лот­ке нуж­но исполь­зо­вать такие при­ё­мы как выдав­ли­ва­ние, вытяж­ка, а так­же при необ­хо­ди­мо­сти нане­се­ни­ем ударов.

При рих­тов­ке мастер исполь­зу­ет раз­лич­ные инстру­мен­ты и при­спо­соб­ле­ния. Итак, для нача­ла рас­смот­рим раз­но­вид­но­сти инстру­мен­тов, кото­рые помо­га­ют рихтовщику.

Молот­ки

Отли­чие рих­то­воч­ных молот­ков заклю­ча­ет­ся в раз­ни­це форм их рабо­чей части, мас­се и мате­ри­а­ле, из кото­рых они изго­тов­ле­ны. Бой­ки молот­ков могут иметь плос­кую, выпук­лую, заост­рён­ную фор­му, а так­же поверх­ность с насеч­ка­ми. Обыч­но с одной сто­ро­ны рабо­чей части молот­ка одна фор­ма, с дру­гой дру­гая. Раз­ная фор­ма бой­ков обу­слов­ле­на пред­на­зна­че­ни­ем молот­ка, какую фор­му про­фи­ля пане­ли кузо­ва ему пред­сто­ит рих­то­вать, а так­же какой тип повреждения.

По типу мате­ри­а­ла молот­ки быва­ют сталь­ные, мед­ные, алю­ми­ни­е­вые, из проч­но­го пла­сти­ка, рези­но­вые. Исполь­зо­ва­ние в про­из­вод­стве более мяг­ких мате­ри­а­лов и спла­вов, чем сталь обу­слов­ле­но более мяг­ким воз­дей­стви­ем. Такие молот­ки хоро­ши при выко­лот­ке, при­да­нии гру­бой фор­мы и при этом допол­ни­тель­но не рас­тя­ги­ва­ют металл.

Под­держ­ки (кон­тро­по­ры)

Под­держ­ка – это допол­не­ние к рих­то­воч­но­му молот­ку. Молот­ком мастер рих­ту­ет с одной сто­ро­ны, а с дру­гой исполь­зу­ет под­держ­ку. Под­держ­ки быва­ют раз­ных форм и сде­ла­ны из раз­ных мате­ри­а­лов. Жела­тель­но, что­бы под­держ­ка повто­ря­ла фор­му про­фи­ля рих­ту­е­мой дета­ли. Обыч­но кон­тро­по­ра сде­ла­на так, что раз­ные её сто­ро­ны име­ют раз­ную поверх­ность, под­хо­дя­щую под раз­ный про­филь дета­ли. Под­держ­ки может быть сталь­ны­ми, а могут быть сде­ла­ны из более мяг­ко­го метал­ла, таких как медь, алю­ми­ний, сви­нец. Таким обра­зом, исполь­зуя моло­ток и кон­тро­по­ру из мяг­ко­го метал­ла, при рих­тов­ке, не про­ис­хо­дит допол­ни­тель­но­го рас­тя­же­ния листо­во­го метал­ла. Ещё мож­но отме­тить, что под­держ­ка долж­на иметь боль­шую мас­су, что­бы погло­щать энер­гию уда­ра. То есть чем боль­шую мас­су име­ет под­держ­ка (до разум­ных пре­де­лов), тем мень­ше след от уда­ра молотком.

Кузов­ные лож­ки (лопат­ки)

th

При­ме­ня­ют­ся для выги­ба­ния и вытя­ги­ва­ния сме­щён­ных поверх­но­стей. Лож­ки для кузов­но­го ремон­та быва­ют раз­ных раз­ме­ров и форм. Неко­то­рые напо­ми­на­ют рыча­ги, про­сто отли­ча­ют­ся нали­чи­ем плос­ко­го края. Имея вытя­ну­тую и выгну­тую осно­ву, неко­то­рые лож­ки удоб­но исполь­зо­вать как под­держ­ку при рихтовке.

Рыча­ги и крюки

Рыча­ги име­ют раз­лич­ный изгиб и раз­мер. Рычаж­ный инстру­мент при­ме­ня­ет­ся с обрат­ной сто­ро­ны повре­ждён­ной пане­ли для выдав­ли­ва­ния вмя­тин. Так как пло­щадь места при­ло­же­ния уси­лия неве­ли­ка, а уси­лие рыча­га зна­чи­тель­ное, масте­ра обыч­но исполь­зу­ют под­клад­ки нуж­ной фор­мы в место при­ло­же­ния уси­лия. Это предот­вра­ща­ет рас­тя­ги­ва­ние метал­ла. В неко­то­рых слу­ча­ях мож­но давить рыча­гом напря­мую, но нуж­но очень акку­рат­но дози­ро­вать уси­лие. Упор рычаж­но­го инстру­мен­та про­ис­хо­дит на при­ле­га­ю­щие жёст­кие элементы.

Гла­дил­ки

Это рих­то­воч­ный инстру­мент, име­ю­щий плос­кую рабо­чую поверх­ность. Моло­ток-гла­дил­ка поз­во­ля­ет рас­пре­де­лить силу уда­ра не в одну точ­ку, а по обшир­ной поверх­но­сти, тем самым не рас­тя­ги­ва­ет металл. Може­те про­чи­тать ста­тью об изго­тов­ле­нии кузов­ной гла­дил­ки сво­и­ми рука­ми.

Спот­тер

Гово­ря о рих­тов­ке нель­зя не упо­мя­нуть о спот­те­ре. Вооб­ще спот­тер сто­ит особ­ня­ком от всех рих­то­воч­ных инстру­мен­тов. Этот при­бор может заме­нить мно­гие из выше­упо­мя­ну­тых инстру­мен­тов. Но будет разум­нее сов­ме­щать инстру­мен­ты в про­цес­се рих­тов­ки. Спот­тер – это по сути аппа­рат кон­такт­ной свар­ки. В мини­маль­ной ком­плек­та­ции спот­тер даёт нам воз­мож­ность удоб­но­го исполь­зо­ва­ния молот­ка обрат­но­го дей­ствия без силь­но­го нагре­ва метал­ла и, соот­вет­ствен­но, без зна­чи­тель­но­го ухуд­ше­ния свойств листо­во­го металла.

Про­цесс рихтовки

У каж­до­го масте­ра суще­ству­ют свои убеж­де­ния по пово­ду про­цес­са рих­тов­ки, свои нара­бот­ки и при­ё­мы. Есть кузов­щи­ки, кото­рые по-преж­не­му не исполь­зу­ют спот­тер. Есть и такие, кото­рые наобо­рот все­гда при­ме­ня­ют спот­тер и не име­ют навы­ков вла­де­ния дру­ги­ми инстру­мен­та­ми для рих­тов­ки. Разум­нее будет озна­ко­мить­ся с мето­да­ми и при­ё­ма­ми рих­тов­ки и при­ме­нять то, что Вам удоб­но в кон­крет­ной случае.

Итак, как было упо­мя­ну­то в нача­ле ста­тьи, рих­тов­ка начи­на­ет­ся с при­да­ния гру­бой фор­мы повре­ждён­ной пане­ли, поста­нов­ка основ­ной плос­ко­сти и рёбер жёст­ко­сти на место. Жела­тель­но это делать выдав­ли­ва­ни­ем, если есть доступ к обрат­ной сто­роне. Для это­го исполь­зу­ют­ся рычаж­ные инстру­мен­ты. Так­же мож­но исполь­зо­вать и дру­гие инстру­мен­ты при пер­во­на­чаль­ной прав­ки, в том чис­ле и удар­ные, но глав­ная зада­ча допол­ни­тель­но не рас­тя­нуть металл.

Перед рих­то­ва­ни­ем лако­кра­соч­ное покры­тие мож­но оста­вить на поверх­но­сти, если, конеч­но, Вы не хоти­те сра­зу исполь­зо­вать спот­тер. Гля­нец ЛКП инфор­ми­ру­ет о состо­я­нии поверх­но­сти. Сра­зу вид­но где ямка, а где бугор.

При выправ­ле­нии вмя­тин удар дол­жен нано­сить­ся не силь­ный, луч­ше достичь жела­е­мо­го резуль­та­та сери­ей лёг­ких уда­ров, чем одним силь­ным. При рих­тов­ке нуж­но быть акку­рат­ным и чув­ство­вать металл. Важ­но, как гово­рит­ся, не навредить.

Обшир­ную по пло­ща­ди вмя­ти­ну выдав­ли­ва­ют или выби­ва­ют, дви­га­ясь от ее кра­ев к цен­тру повре­жде­ния. Глу­бо­кие вмя­ти­ны нуж­но выправ­лять в несколь­ко захо­дов, посте­пен­но под­ни­мая углубление.

Для рих­то­ва­ния нуж­но выра­бо­тать навык пози­ци­о­ни­ро­вать под­держ­ку с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли в то же место, где нахо­дит­ся удар­ный инструмент.

Мно­гие опыт­ные масте­ра пред­по­чи­та­ют чаще исполь­зо­вать моло­ток-гла­дил­ку с насеч­ка­ми на рабо­чей поверх­но­сти. Этот инстру­мент, изго­тов­лен­ный само­сто­я­тель­но ещё назы­ва­ют рих­то­воч­ным напиль­ни­ком. Его мож­но изго­то­вить из напиль­ни­ка с круп­ной насеч­кой, загнув его под фор­му мастер­ка, либо обре­зать нуж­ный раз­мер рабо­чей поверх­но­сти и при­ва­рить руч­ку под удоб­ным для рабо­ты углом. Моло­ток-гла­дил­ку при­ме­ня­ют сов­мест­но с под­держ­кой из мяг­ко­го метал­ла. Этой парой инстру­мен­тов мож­но как опус­кать буг­ры, так и под­ни­мать ямки. Что­бы под­нять ямку нуж­но надав­ли­вать на неё под­держ­кой с обрат­ной сто­ро­ны, а гла­дил­кой с насеч­ка­ми уда­рять с лице­вой части в место ямки. Таким обра­зом, ямку под­ни­ма­ет под­держ­ка, а гла­дил­ка фик­си­ру­ет за счёт сво­ей поверх­но­сти с насеч­ка­ми, как бы зацеп­ляя металл. При вырав­ни­ва­нии буг­ра под­держ­ку нуж­но дер­жать, не надав­ли­вая, а слег­ка каса­ясь или же немно­го наве­су. Для более точ­но­го выправ­ле­ния кон­крет­но­го неболь­шо­го повре­жде­ния нуж­но уда­рять кон­чи­ком рабо­чей поверх­но­сти рих­то­воч­но­го напильника.

Рих­то­воч­ные молот­ки нуж­но исполь­зо­вать на более слож­ных фор­мах дета­лей, там, где моло­ток-гла­дил­ка неудобна.

Если панель кузо­ва сжа­ло при повре­жде­нии, то места­ми металл име­ет вид «гар­мош­ки», то нуж­но сна­ча­ла рас­тя­нуть панель, убрав жим­ки, а потом рихтовать.

При чисто­вой рих­тов­ки, «про­явить» остав­ши­е­ся ямки мож­но про­шли­фо­вав поверх­ность гру­бой шли­фо­валь­ной бума­гой p80. Это будет дей­ствен­но, если крас­ка не счи­ща­лась. Если же поверх­ность зачи­ще­на до метал­ла, то мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ную про­яв­ку с бал­лон­чи­ка. Крас­ка или про­яв­ка отшли­фу­ют­ся, там, где идёт одна плос­кость, а там где ямки оста­нет­ся крас­ка или проявка.

В слу­чае с рих­тов­кой без спот­те­ра под­ни­ма­ем ямки рих­то­воч­ным инстру­мен­том. Если же исполь­зу­е­те спот­тер, то мел­кие ямки мож­но выдёр­ги­вать обрат­ным молот­ком, либо мож­но под­тя­ги­вать немно­го этим же молот­ком, но не исполь­зуя груз для выдёр­ги­ва­ния. Так не будет оста­вать­ся шишек.

Оса­жи­вать рас­тя­ну­тый металл мож­но с помо­щью точеч­но­го нагре­ва и лёг­ко­го про­сту­ки­ва­ния. Для это­го мож­но исполь­зо­вать полу­ав­то­мат, нагре­вая точ­ка­ми. Если есть в нали­чии спот­тер, то там есть спе­ци­аль­ные режи­мы и элек­тро­ды для осаживания.

Таким обра­зом, мож­но отрих­то­вать пане­ли кузо­ва, полу­чив­шие доста­точ­но слож­ные повреждения.

Читайте также: