Что такое уширение металла

Обновлено: 13.05.2024

УШИРЕНИЕ ср. разговорное 1) см. уширять, уширить, уширяться, ушириться. 2) см. уширяться, ушириться. 3) Расширенное место.

Смотреть что такое УШИРЕНИЕ в других словарях:

УШИРЕНИЕ

уширение ср. разг. 1) Процесс действия по знач. глаг.: уширять, уширить, уширяться, ушириться. 2) Состояние по знач. глаг.: уширяться, ушириться. 3) Расширенное место.


. смотреть

уширение раздвиг, расширение, раздвигание, раздвижка Словарь русских синонимов. уширение сущ., кол-во синонимов: 4 • раздвиг (5) • раздвигание (13) • раздвижка (6) • расширение (45) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение. смотреть

broadening, (напр. контрфорса плотины) bearing plate, spread, spreading, widening* * *ушире́ние с.broadening, spread wideningаппарату́рное ушире́ние — . смотреть

с.broadening- аппаратурное уширение- бесстолкновительное уширение- времяпролётное уширение- дипольное уширение- доплеровское уширение резонанса- доплер. смотреть

1) Орфографическая запись слова: уширение2) Ударение в слове: ушир`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): уширение4) Фонетическая транскрипция . смотреть

• уширение n english: spread(ing), broadening deutsch: Breitung f français: élargissement Синонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширени. смотреть

Уширение Уширение - разность между шириной сечения до и после прокатки. Уширение возрастает с повышением обжатия, диаметра валков и коэффициента трен. смотреть

приставка - У; корень - ШИР; суффикс - ЕН; окончание - ИЕ; Основа слова: УШИРЕНВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или преф. смотреть

widening– аппаратурное уширение– боковое уширение– свободное уширение– стесненное уширение– тепловое уширение– ударное уширение– уширение соплауширение. смотреть

1) астр., матем., техн., физ. (действие, состояние) розши́рення, (неоконч. - ещё) розши́рювання и розширя́ння - доплеровское уширение - естественное уширение - статистическое уширение - уширение давлением - фиксаторное уширение - штарковское уширение 2) техн. (расширенное место) розши́рення, ро́зшир, -ру Синонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение. смотреть

[spread] — увеличение ширины металлической полосы при прокатке. Различают свободное уширение, когда отсутствует препятствия бокового течения металла, например, при прокатке на гладкой бочке; стесненное (ограниченное) уширение при наличии боковых препятствий, например, стенок калибра; вынужденное уширение при значительной высотной неравномерности деформации.

. смотреть

с. allargamento m; dilatazione f; (отверстий) spinatura f - доплеровское уширение- уширение колеи- уширение луча- тепловое уширение- уширение фундамен. смотреть

Ударение в слове: ушир`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: ушир`ение

-я, ср. 1. Действие по знач. глаг. уширить—уширять.2.Уширенное место.Синонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение

〔名词〕 加宽横展放宽展宽〔中〕 ⑴放宽, 加宽. ~ пути на кривой(道路)弯道加宽. ⑵放宽处, 加宽处. Синонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение

сущ. ср. родаж.-д.розширення

1) broadering; 2) wideningСинонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение

ушир'ение, -яСинонимы: раздвиг, раздвигание, раздвижка, расширение

Начальная форма - Уширение, винительный падеж, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, неодушевленное, средний род

Breiten, Breitenzunahme, (напр. импульса) Verbreiterung

Рушение Рение Уширение Шри Шурин Нии Ение Ерш Ириш Нер Шнур Ширение Шире Унр Рин

Кинематические условия продольной прокатки

В зависимости от положения полосы в очаге деформации различают три стадии прокатки: захват металла валками, установившийся процесс и выброс металла из валков.

Первая стадия начинается с момента захвата металла, продолжается в процессе заполнения очага деформации и заканчивается, как только передний конец полосы выйдет за пределы плоскости выхода металла из валков. Это неустановившаяся стадия, поскольку в процессе заполнения очага деформации происходит изменение практически всех параметров процесса прокатки.

Вторая стадия – установившийся процесс прокатки, начинается с момента образования переднего конца некоторой длины за плоскостью выхода металла из валков и длится до момента приближения заднего конца полосы непосредственно к плоскости входа металла в валки. В этой стадии значения всех параметров прокатки выдерживаются примерно на одном уровне.

Третья стадия начинается с момента приближения заднего конца полосы непосредственно к плоскости входа металла в валки, длится в течение освобождения очага деформации и заканчивается, как только задний конец полосы пересечет плоскость выхода металла из валков. Как и первая, это неустановившаяся стадия процесса прокатки.

Посмотрим, как изменяется соотношение сил, действующих на полосу, при переходе от неустановившегося к установившемуся процессу прокатки.

По мере продвижения материала вглубь очага деформации точка приложения нормальной силы будет передвигаться по направлению к плоскости выхода и при достижении установившегося процесса нормальная сила займет положение под углом j к линии центров валков (рис.3.11).

Тогда условие захвата металла в установившемся процессе будет . Если принять, что нормальные напряжения равномерно распределяются по длине очага деформации, то нормальная сила будет делить угол захвата пополам, т.е. .

Следовательно, в установившемся процессе условие захвата металла валками будет иметь вид: или .

Отсюда следует весьма важный с практической точки зрения вывод. Наиболее трудным в смысле осуществления захвата металла валками является начальный период прокатки. Если же он состоялся, то в условиях установившегося процесса появляется возможность примерно двукратно увеличить угол захвата и соответственно обжатие.

Зависимость коэффициента трения от условий прокатки.

1. При прокатке в стальных валках коэффициент трения на 15…20% больше, чем при прокатке в чугунных.

2. Чем больше шероховатость поверхности валков и/или полосы, тем выше коэффициент трения (см. табл.3.1).

3. С повышением содержания углерода в стали коэффициент трения снижается. При прокатке легированных сталей он в 1,2…1,6 раза больше, чем при прокатке углеродистых сталей.

4. В зависимости от температуры прокатки коэффициент трения вначале увеличивается, достигая максимума при 500…800 o C. Затем, при дальнейшем увеличении температуры он снижается (рис.3.12). Полагают, что основное влияние на коэффициент трения оказывает не собственно температура, а окалина на поверхности полосы. Образующийся при нагреве окисный слой, как абразив, способствует увеличению коэффициент трения. При повышенных температурах он размягчается и начинает действовать как смазка.

5. С увеличением скорости прокатки коэффициент трения снижается. По данным Таффеля особенно интенсивно он снижается в интервале скоростей 2…3 м/сек (рис.3.13).

6. При увеличении контактных напряжений коэффициент трения проявляет тенденцию к увеличению.

7. применение смазки способствует снижению коэффициента трения (см. табл.3.1).

Предложено множество формул для определения коэффициента трения. Одной из наиболее ранних и достаточно удачных является формула экелунда:

f = 1,05 – 0,0005t, где t – температура прокатки.

Она получена экспериментальным путем при прокатке стали с содержанием углерода 0,15% при t ³ 700 o C в стальных валках. Формулы многих других авторов структурно не отличаются от формулы Экелунда – изменяются лишь значения свободного члена и множителя при температуре.

Наиболее удачно усовершенствовали формулу Экелунда Бахтинов и Штернов, введя в нее три дополнительных коэффициента:

где К1 - учитывает материал валков. Для стальных он равен единице, для чугунных – 0,8;

К2 - учитывает скорость прокатки. При V £ 1 м/сек. он равен единице и плавно снижается до 0,4 при V £ 16 м/сек.;

К3 - учитывает материал прокатываемой полосы. Для углеродистой стали он равен единице, для легированных – 1,2…1,6.

Существует ряд методов экспериментального определения коэффициента трения. По одному из них - методу максимального угла захвата, - вычисляют величину обжатия при максимальном угле свободного захвата и по ней определяют его значение по формуле . Полученное значение a (в радианах) приравнивают коэффициенту трения.

4.1. Опережение и отставание.

Если измерить скорость полосы на входе и выходе из валков (соответственно Vн и Vh ) и сопоставить ее с окружной скоростью валков Vв (рис.4.1.), то окажется, что они связанны неравенством Vн < Vв < Vh , т.е. задний конец отстает, а передний опережает валки. Эти явления – входа полосы в валки со скоростью, меньшей окружной скорости валков, называют отставанием (Sн), а выхода полосы из валков со скоростью, выше окружной скорости валков – опережением (Sh). Какова их природа? При продольной прокатке валки сообщают полосе переносную скорость Vв. Кроме того, в процессе обжатия большая часть металла в соответствии с законом наименьшего сопротивления будет смещаться против хода прокатки с некоторой скоростью , а меньшая часть – по ходу прокатки со скоростью V¢¢. И тогда скорость задней части полосы будет (Vв - V¢), а передней (Vв + V¢¢), что и приводит к упомянутому выше неравенству.

Таким образом, опережение образуется за счет смещения частиц металла в направлении прокатки, а отставание - за счет смещения частиц металла против направления прокатки.

С практической точки зрения более важно знать величину Sh, поскольку она непосредственно связана с Vh, а это есть не что иное, как скорость прокатки – один из важнейших параметров продольной прокатки.

Поэтому в дальнейшем будем рассматривать в основном опережение.

Посмотрим, как будет изменяться скорость металла и валков по длине очага деформации. Горизонтальная проекция окружной скорости валков в любой точке очага деформации будет Vв × cosj, где угол j - текущий центральный угол очага деформации, изменяющийся от a до нуля. Тогда горизонтальная проекция окружной скорости валков в плоскости входа будет , а в плоскости выхода - Vв (рис.4.2.).

Скорость металла в очаге деформации будет изменяться от Vн на входе до Vh на выходе металла из валков. Характер этого изменения определяется, исходя из закона постоянства объема. Через плоскость входа в единицу времени пройдет Fн × Vн металла, а через плоскость выхода – Fk Vh, где Fн и Fк площадь поперечного сечения полосы на входе и выходе из валков, соответственно. Поскольку Fн × Vн = Fk Vh, то . Аналогично можно определить скорость течения металла в любом сечении очага деформации.

Из неравенства Vн < Vв < Vh следует, что в очаге деформации существует такое сечение, где скорость металла и валков совпадает. Это вертикальное сечение называют нейтральным или критическим, а соответствующий ей центральный угол – нейтральным или критическим углом g. Зона от a до g называется зоной отставания, а от g до нуля – зоной опережения (рис. 4.2.).

Таким образом, в зоне отставания валки опережают металл, а в зоне опережения, наоборот, металл опережает валки. Поэтому силы трения в зоне отставания совпадают с направлением прокатки, а в зоне опережения – противонаправлены.

Опережение можно определить по разности скоростей полосы и валков, отнесенной к скорости валков (обычно выражают в процентах):

Но более удобно выражать Sh через величину пути, пройденного полосой (lh) и валками (lв) в единицу времени: , %.

Значение ln и lв легко определить, например, методом керновых отпечатков (рис.4.3.).

Для определения Sh предложено немало формул. Более употребительными являются формула Финка:

и формула Головина-Дрездена: .

Последняя, по сути, является упрощенной формулой Финка.

Для вычисления опережения по этим формулам необходимо знать величину g. Для ее определения И.М.Павлов предложил формулу .

Каковы предельные значения g? При a = 0 и g = 0. При естественном начальном захвате a = b, а . Это его максимальное значение. При a = 2b угол g = 0. При этом и Sh = 0. То есть, в последнем случае на всем протяжении очага деформации имеет место только одна зона – зона отставания, валки буксуют по полосе, процесс прокатки прекращается.

Отчего зависит опережение?

1. При увеличении диаметра валков и опережение увеличивается.

2. При увеличении толщины полосы опережение уменьшается.

3. При увеличении обжатия опережение вначале увеличивается, а затем, достигнув максимума, уменьшается. Это, кстати, следует и из зависимости g от a.

4. При увеличении коэффициента трения и опережение увеличивается. Поэтому все факторы, которые влияют на коэффициент трения, в таком же направлении влияют и на опережение.

Рассматривая скоростные условия прокатки, следует отметить, что кроме скорости прокатки в теории прокатки широко используют понятие скорости деформации. Она зависит от скорости прокатки, но в отличие от нее учитывает еще параметры очага деформации и относительное обжатие.

А.И. Целиков предложил следующую формулу для ее определения: , сек -1 .

Скорость деформации изменяется в широких пределах – от 0,1 сек -1 на обжимных станах до 1000 сек -1 на современных проволочно-мелкосортных станах.

4.2.Уширение при продольной прокатке.

При продольной прокатке происходит уменьшение высоты полосы, а смещенный объем металла может перемещаться в двух направлениях – в продольном (в длину) и в поперечном (в ширину). При этом количество металла, смещаемого в том или ином направлениях, определяется законом наименьшего сопротивления.

Смещение металла в поперечном направлении называется уширением.

Напомним, что наиболее употребляемыми показателями уширения являются: абсолютное уширение , мм, коэффициент уширения и показатель уширения .

Различают три вида уширения: свободное (естественное), ограниченное (стесненное) и вынужденное.

Свободным называется уширение, когда поперечному течению металла ничто не препятствует, кроме сил контактного трения.

Ограниченное уширение имеет место, когда поперечное течение металла встречает какое-либо противодействие (например, создаваемое боковыми стенками калибра или вертикальными валками).

Вынужденное уширение обычно является следствием неравномерного обжатия полосы по ширине, когда вытяжке более обжимаемых участков полосы препятствуют менее обжимаемые, и металл вынужденно смещается в поперечном направлении.

Уширение является одним из основных параметров прокатки, поскольку оно непосредственно влияет на точность, а, следовательно, и на качество проката, особенно сортового. Если толщину профиля можно достаточно точно выдержать путем регулирования зазора между валками, то точность профиля по ширине всецело зависит от уширения. Тем более, что допускаемые отклонения по ширине составляют десятые и даже сотые доли миллиметра, а уширение – миллиметры. Между тем, получить аналитическую зависимость, которая бы функционально отражала влияние различных факторов на уширение, чрезвычайно сложно из-за их многочисленности. Поэтому определение уширения является не столько предметом инженерного расчета, сколько опыта и интуиции калибровщика.

До настоящего времени для практических расчетов используют главным образом эмпирические зависимости, основным достоинством которых является их простота.

Одна из первых зависимостей была предложена жезом, согласно которой величина уширения определяется абсолютным обжатием, а влияние остальных факторов учитывается показателем уширения: . Для различных условий прокатки К изменяется в пределах от 0,35 до 0,48. Однако , как показали более поздние исследования, коэффициент К в значительной степени сам зависит от обжатия, и при может достигать значений 2,5. Тем не менее, при умеренных обжатиях формула Жеза может давать приемлемые результаты.

Более удачной является формула Зибеля-Петрова: , или . Здесь уширение поставлено в зависимость от относительного обжатия и протяженности очага деформации, а К = 0,35…0,45.

Наиболее совершенной является формула Чекмарева:

где К – показатель вида уширения: при свободном уширении он равен единице, при стесненном – 0,6…0,8;

n – степенной показатель. Для узкого очага деформации, когда , он равен единице, для широкого при - двум.

Зависимость уширения от условий прокатки.

1. При увеличении обжатия и диаметра валков уширение возрастает.

2. Дробность деформации способствует уменьшению уширения.

3. При увеличении ширины полосы уширение уменьшается. Поэтому при прокатке широких полос им вообще пренебрегают.

4. Увеличение коэффициента трения способствует росту уширения. Все факторы, влияющие на коэффициент трения, в таком же направлении влияют на уширение.

5. Повышение содержания углерода в стали приводит к уменьшению уширения. Уширение легированных сталей в 1,1…1,6 раза больше, нежели углеродистых.

При анализе зависимости уширения от различных факторов необходимо руководствоваться следующим. Металл в очаге деформации находится в условиях трехосной схемы сжатия: - главное сжимающее напряжение, - среднее главное напряжение и - продольное главное напряжение. При заданном значении течение металла в продольном или поперечном направлениях зависит от соотношения и . Все, что способствует относительному увеличению , приводит к увеличению поперечной деформации, и наоборот.

Вследствие влияния контактных сил трения и ряда других факторов ширина полосы имеет переменное значение по высоте (бочкообразный или вогнутый контур поперечного сечения). Поэтому в ряде случаев необходимо определять среднюю (приведенную) ширину.

Она равна площади поперечного сечения полосы, деленной на ее толщину, то есть, . Соответственно, приведенное уширение будет .

При продольной прокатке уширение может быть позитивным или негативным явлением. В большинстве случаев уширение нежелательно, так как требует непроизводительных затрат рабочего времени и энергии. Но иногда из узкой заготовки необходимо получить широкую полосу. В этом случае уширение выполняет полезную функцию.

Уширение при прокатке

При прокатке полоса обжимается по высоте и увеличивается по ширине и длине.

Как уширение, так и вытяжка образуются за счет объема металла, смещаемого по толщине полосы (обжатия). При увеличении обжатия должны увеличиваться и уширение, и вытяжка.

При небольших значениях длины контактной поверхности металл в основном будет деформироваться в поперечном направлении.

С соотношением длины и ширины контактной поверхности связано действие основных факторов, влияющих на уширение при прокатке, к числу которых относятся величина обжатия, диаметр валков, ширина прокатываемой полосы, число проходов, коэффициент трения.

68
Уширение определяется по формулам:

Формула А. П. Чекмарёва:

где

);

Формула Б. П. Бахтинова :

69
Задача №1

Определите уширение при прокатке, используя формулу В. П. Бахтинова.

Таблица 31 - Исходные данные

№ вари- анта Толщина полосы до прокатки, Обжатие, Диаметр валков, D, мм Скорость прокатки, Температура металла, t, Материал валков Материал полосы
1 700 120 1300 5,0 1250 сталь Сталь 30
2 810 100 1300 4,5 1250 сталь Ст.1
3 720 80 1150 4,5 1200 сталь Ст.3
4 450 70 1150 4,2 1200 сталь ШХ15
5 320 60 950 3,0 1180 сталь Р18
6 360 80 950 3,0 1180 сталь Ст.3
7 240 40 850 3,2 1150 сталь Сталь 30
8 200 50 850 3,4 1150 сталь Х15Н60
9 100 15 650 5,0 920 чугун 4Х13
10 140 20 650 5,0 950 чугун Х18Н10Т

70
Задача№2

Определите уширение при прокатке, используя формулу А. П. Чекмарёва. Постройте график зависимости уширения от ширины полосы.

Таблица 32 - Исходные данные

№ варианта Диаметр валков, D, мм Толщина полосы до прокатки, Обжатие, Ширина полосы до прокатки,
1 950 440 40 100; 500; 700
2 950 360 60 100; 300; 800
3 950 300 80 50; 200; 700
4 850 520 60 100; 300; 750
5 850 340 75 20; 300; 800
6 850 220 60 60; 180; 700
7 800 210 30 50; 120; 600
8 800 170 45 40; 100; 800
9 600 200 60 20; 200; 600
10 600 220 40 30; 100; 500

71
Рисунок 12 - График зависимости уширения от ширины полосы.

По результатам работы сделайте вывод.

72
Задача №3

Определите уширение металла по формуле В. П. Бахтинова при различных обжатиях. Постройте график зависимости уширения от обжатия.

Таблица 33 - Исходные данные

№ вари-анта Толщина полосы до прокатки, Диаметр валков, D, мм Скорость прокатки, Темпе-ратура металла, t, Мате-риал валков Материал полосы Обжатие,
1 520 950 4,5 1250 сталь Сталь 30 50; 80; 100
2 500 950 4,5 1230 сталь Ст.1 40; 60; 80
3 480 950 4,5 1200 сталь Ст.3 30; 70; 90
4 450 950 4,0 1150 сталь ШХ15 20; 40; 60
5 400 850 4,0 1100 сталь Р18 30; 50; 70
6 380 850 4,0 1080 сталь Ст.3 30; 50; 70
7 360 850 3,5 1050 чугун Сталь 30 20; 50; 60
8 220 800 3,5 1000 чугун Х15Н60 20; 30; 40
9 200 650 5,0 980 чугун 4Х13 20; 30; 40
10 200 650 5,0 950 чугун Х18Н10Т 10; 30; 50

73

Рисунок 13 - График зависимости уширения от обжатия

По результатам работы сделать вывод.

74
Задача №4

Определите уширение металла по формуле В. П. Бахтинова при различных температурах. Постройте график зависимости уширения от температуры.

Таблица 34 - Исходные данные

№ вари-анта Толщина полосы до прокатки, Обжатие, Диаметр валков, D, мм Скорость прокатки, Мате-риал валков Материал полосы Темпера-тура металла, t,
1 480 70 950 5,0 сталь Ст.1 1150; 1200; 1230
2 450 40 950 5,0 сталь ШХ15 1170; 1220; 1250
3 400 50 850 3,5 сталь Р18 1050; 1080; 1100
4 500 60 950 3,5 сталь Ст.3 1150; 1220; 1230
5 520 80 950 4,0 сталь Х15Н60 1220; 1230; 1250
6 200 30 650 4,0 чугун 4Х13 930; 950; 980
7 220 30 800 4,0 чугун Х18Н10Т 1100 1020 1040
8 200 30 650 4,5 чугун Ст.3 900; 930; 950
9 360 50 850 4,5 чугун Сталь 30 1050; 1070; 1100
10 380 50 850 4,5 чугун Ст.1 1060; 1080; 1100

75
t,
Рисунок 14 - График зависимости уширения от температуры металла.

76
Задачи для самостоятельного решения

Задача №1

Полоса сечением 200×300 мм прокатана до толщины D = 750 мм. Определите уширение металла по формуле А. П. Чекмарёва.

Задача №2

Полоса сечением 200×250 мм прокатывается в стальных валках диаметром

D = 800 мм при температуре t = 1000 20 мм. Материал полосы - сталь Ст.3. Определите уширение металла при скорости прокатки

; 3 . Сделайте вывод о зависимости уширения от скорости прокатки.

Задача №3

Лента шириной 5 мм. Определите ширину ленты после прохода, а также относительное уширение и коэффициент уширения.

Задача №4

При прокатке стальной полосы с размерами 120×1200×8000 мм на валках диаметром D = 600 мм коэффициент трения составил f = 0,3. Определите длину полосы после прокатки, если обжатие составило

Задача №5

При прокатке листа из углеродистой стали с размерами 80×1000×12000 мм получен лист толщиной D= 600 мм при скорости и температуре прокатки t = 1100

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Однако под влиянием жестких внешних концов и взаимной связи частиц металла по всему поперечному сечению полосы устанавливается некоторая средняя вытяжк а металла. Принудительное выравнивание вытяжки различных частей полосы может сопровождаться местным изменением ее поперечных размеров в виде утяжки или вынужденного уширения металла . При этом возможно разрушение металла или накапливание в нем внутренних остаточных напряжений. Все эти явления должны тщательно учитываться при прокатке сложных профилей. [16]

Соотношение между вытяжкой и уширением при прокатке полосы с некоторым постоянным обжатием зависит от соотношения между соответствующими главными напряжениями, действующими на металл в очаге деформации. Основной схемой напряженного состояния металла в прокатываемой полосе является схема трехосного сжатия. Уширение металла увеличивается при возрастании диаметра валков, коэффициента трения и снижении температуры металла в процессе горячей прокатки. Уширение пропорционально обжатию; оно зависит от толщины и ширины прокатываемой полосы. [17]

Таким образом, экспериментально подтверждается значительное влияние вида напряженного состояния на технологическую пластичность металла при деформировании. Применение схемы всестороннего сжатия при деформировании позволяет помимо повышения технологической пластичности получить более однородные структуру и механические свойства благодаря более равномерному распределению деформации. При ограничении свободного уширения металла жесткими стенками штампа при осаживании или калибра при прокатке удельное давление течения металла значительно возрастает. Полное ограничение уширения при прокатке может повысить удельное давление более чем в 3 раза по сравнению с прокаткой в калибрах со свободным ушире-нием. Для металлов и сплавов, имеющих достаточно высокую пластичность, применять специальные приспособления для получения более мягких схем напряженного состояния ( всестороннее неравномерное сжатие) нецелесообразно вследствие значительного увеличения расхода энергии и износа инструмента, но они совершенно необходимы при обработке сплавов с ограниченным запасом пластичности. [18]

Вытяжкой называется операция, при которой увеличивается длина заготовки за счет уменьшения ее поперечного сечения. Течение металла при вытяжке обеспечивают ковкой на специальных узких бойках. Заготовку кладут поперек бойков для уменьшения уширения металла и увеличения вытяжки. Для выравнивания поверхности откованную полосу кладут вдоль бойка и производят слабые удары. [19]

Наличие подпора или натяжения даже при сравнительно небольших их величинах вносит значительное изменение в процесс прокатки. Установлено, что при переднем или заднем натяжении изменяется средний диаметр трубы, выходящей из валков. Это изменение связано с большим или меньшим уширением металла и заполнением калибра. [20]

Несколько отличен процесс деформации в станах валковых, дисковых и с грибовидными валками, если они предназначены для получения тонкостенных гильз для последующей прокатки на автоматических или непрерывных станах. На участке поперечной прокатки в этих станах также происходит значительное уменьшение поперечного сечения гильзы, а следовательно, и ее удлинение. Это достигается установкой между валками линеек, которые, препятствуя уширению металла , вызывают его удлинение. Наличие значительной осевой деформации безусловно требует большого осевого усилия, которое может быть достигнуто лишь благодаря большому отношению диаметров валков и заготовки или за счет дискообразной формы валков. Заготовка прижимается к линейкам под значительным давлением и оказывает на них большое истирающее действие. Поэтому для линеек требуется применять специальные дорогостоящие материалы. Использование линеек позволяет получить тонкостенную гильзу, которую возможно прокатать на короткой оправке ( в автоматическом стане) в готовую трубу за два-три прохода. [21]

Уменьшение уширения в калибрах связано с подпирающим действием стенок калибра, препятствующих перемещению металла в поперечном направлении. При этом чем больше угол наклона стенок калибра, тем сильнее они препятствуют уширению металла . [22]

При неравномерном обжатии отдельные участки поперечного сечения полосы имеют тенденцию к различной вытяжке. Однако под влиянием жестких внешних концов и взаимной связи частиц металла по всему поперечному сечению полосы устанавливается некоторая средняя вытяжка металла. Принудительное выравнивание вытяжки различных частей полосы может сопровождаться местным изменением ее поперечных размеров в виде утяжки или вынужденного уширения металла . При этом возможно разрушение металла или накапливание в нем внутренних остаточных напряжений. Все эти явления должны тщательно учитываться при производстве сложных профилей проката. [23]

Поведение сплавов магния при ковке и штамповке зависит не только от температуры, скорости и степени деформации, но и от вида напряженного состояния. Наибольшая пластичность сплавов проявляется при условии всестороннего сжатия. Поэтому свободную ковку под молотом применяют ограниченно. Обычно ковку и штамповку сплавов магния осуществляют в фигурных бойках, в закрытых штампах или в штампах с минимальным свободным уширением металла , применяя преимущественно гидравлические или механические прессы. Предполагают, что скорость деформации на гидропрессах можно принимать в пределах 0 2 - 2 м / мин. [25]

При прокатке труб на непрерывных станах с длинной оправкой применяют круглые с прямыми и скругленными выпусками и овальные калибры. Выбирая ту или иную форму калибра, необходимо учитывать их особенности. Так, при прочих равных условиях применение овальных калибров обеспечивает более интенсивное течение металла в поперечном направлении ( уширение) по сравнению с круглыми. Объясняется это тем, что овальные калибры производят захват металла гильзы в первую очередь вершиной, а затем выпусками, благодаря чему металл свободно перемещается в направлении выпусков, повышая уширение металла . В круглых же калибрах металл захватывается сначала боковыми частями ( выпусками), а затем вершиной, вследствие чего перемещение металла в поперечном направлении затруднено и большая часть его идет в продольном направлении, увеличивая вытяжку. [26]

УШИРЕНИЕ

[spread] — увеличение ширины металлической полосы при прокатке. Различают свободное уширение, когда отсутствует препятствия бокового течения металла, например, при прокатке на гладкой бочке; стесненное (ограниченное) уширение при наличии боковых препятствий, например, стенок калибра; вынужденное уширение при значительной высотной неравномерности деформации.

Читайте также: