Дамаскин техника по металлу

Обновлено: 15.05.2024

Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растениям.

Интерьеры - маленькие уютные уголки .

Эффективная молитва для процветания (Молитвы Джозефа Мэрфи) Хочу рассказать вам об одной молитве.

Красивые женские костюмы и платья (идеи для шитья) заходите, не пожалеете. Будьте всегда кра.

Способ вязывания края в шарфах и пледах Меня в своё время научили этому способу и я его о.

-Ссылки

-Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Дамаскин — древняя техника ювелирной инкрустации

Дамаскин — древняя техника ювелирной инкрустации

Техника «дамаскин» существовала с древних времен. В Китае были найдены древние украшения, выполненные в этой технике, которым предположительно 2,5 тысячи лет.


Ее использовали и в Греции, и в Риме, и в Египте. Однако многие исследователи все же считают, что родиной современной техники «дамаскин» следует считать арабский город Толедо IX–XI веков. Название техника получила в честь другого города — Дамаска, где изготавливали оружие с клинками из вороненой стали. Много веков между ремесленниками Толедо и Дамаска шло состязание, чьи клинки лучше.
Постепенно техника «дамаскин» завоевала многие страны. Стала популярна в Индии (наверное, многие помнят такие милые индийские кувшины, продавались чуть ли не во всех магазинах подарков в Советском Союзе), в Японии (у японцев невероятное количество прекрасных находок в этой технике), в Таиланде.


Процесс изготовления изделий в технике «дамаскин» требует невероятного мастерства, усердия. Это огромная, кропотливая работа. Считается, что у мастера должна быть твердая, точная рука — рука хирурга. Сначала на металлическую основу (чаще всего, стальную, но иногда и медную, латунную) методом протравливания наносится рисунок. Затем контуры рисунка гравируются, бороздки забиваются тонкой золотой проволокой или пластинами. Рельеф выкладывается 24-каратной золотой нитью, которая фактически вбивается в гравировку из драгметалла.



Потом основу воронят химическим способом. А на следующем этапе подвергают воздействию высоких температур. Далее чеканят барельеф и шлифуют.


Все это как бы в идеале… На самом деле, в современном мире не так часто встречаются настоящие, сделанные по древнему образцу изделия. Наш мир испорчен :) Развитие промышленности поставило производство изделий в псевдо-технике «дамаскин» на поток. Хорошо, если вы приобретаете просто туристическое изделие, произведенное при помощи станка. Машинная работа дешевле, но она похожа на настоящие изделия в технике «дамаскин». А есть работы штампованные, их не инкрустируют, просто покрывают эмалью, чего-то там гравируют — и получается не очень дорогое украшение, которое мы по привычке называем дамаскин. Настоящие украшения, сделанные с соблюдением древней технологии, ценятся много выше. На фото внизу есть и украшения, выполненные по древней технологии, есть и те, что сделаны на станке и покрыты эмалью. Но все они красивые. Просто ценность у них разная.
Да, и это очень важно. В большинстве случаев в современном мире вы имеете дело, конечно же с эмалями. Настоящий дамаскин должен стоить достаточно дорого. Дешевым он быть не может.

История возникновения испанской техники Дамаскин

Дорогие друзья, многие из вас наверняка видели испанские украшения Дамаскин. Они давно уже стали визитной карточкой Испании и древнего города Толедо. Сегодня хотелось бы поближе познакомить вас с этой технологией.

Damascene art или Дамаскин (damascening) — искусство инкрустации различных металлов друг в друга, чаще всего золото или серебро в основу из меди, стали или сплавов. Древняя техника соединила в себе два ответвления дизайна; Arabesque -геометрические узоры, и Ренессанс — мотивы, связанные с живой природой: цветы, деревья, животные.

История возникновения испанской техники Дамаскин, фото № 1

Корни техники Дамаскин уходят глубоко в прошлое. Она возникла в испанском Толедо в 9-11 вв. Город был центром пересечения различных цивилизаций, культур и народностей. Многие столетия Толедо был центром огромного количества ремесел. Традиционные испанские ковры, украшения, дамасская сталь, вкуснейшие марципаны и, конечно, Дамаскин. Но искусство не осталось в пределах одного города. Его использовали для изготовления украшений и предметов интерьера мастера в Японии, Древней Греции, Египте, Римской империи, Китае. Дамаскин до сих пор широко практикуется в Испании, Толедо и в Японии, Киото.

История возникновения испанской техники Дамаскин, фото № 2

Толедо населяли цыгане, арабы, евреи, мавры, христиане, здесь царило смешение архитектурных стилей: готика соседствовала с барокко и другими направлениями. В Толедо можно увидеть арабские мотивы в орнаментах, выполненных арабскими ремесленниками, жившими под властью христиан до всеобщего изгнания, которым закончилось окончательное завоевание Испании. Этим же объясняется наличие в испанском готическом (римском) стиле арабских элементов. В результате такого смешения арабской и христианской архитектуры родился новый стиль, названный мюдежар, который просуществовал в Испании очень долго, да и сегодня еще живы его традиции. Смешение этих стилей нашло отражение и в изделиях дамаскин.

История возникновения испанской техники Дамаскин, фото № 3

Виртуозная игра оттенками 18 и 24-каратного золота, изящность, строгость и красота узоров — и составляют основу дамасского искусства. Благородство изделий, украшенных насечками из золота и серебра, продолжают поражать воображение и в наши дни. Они несомненно привлекают внимание благодаря уникальному декору с использованием золота и серебра. Такие произведения искусства можно найти и среди винтажных украшений. До сих пор украшения, выполненные в вышеописанной технике представляют большой интерес, как произведения искусства, берущего начало много веков назад.

На данные момент статья ознакомительная, изделия не выставлены в магазине.

Добавляйтесь в мой круг, чтобы не упустить момент выставления уникальных вещей.

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 1

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 2

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 3

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 4

Настоящий дамаскин должен стоить достаточно дорого. Дешевым он быть не может.

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 5

Это уникальные дорогие изделия которые ценятся очень очень высоко.

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 6

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 7

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 8

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 9

Дамаскин — Древняя Техника Ювелирной Инкрустации, фото № 10

Дамаскин (damascening) — это искусство инкрустации различных металлов друг в друга, чаще всего золото или серебро в основу из меди, стали или сплавов стали.

Дамаскин, как техника, имеет долгую историю. Считается, что это древнее искусство возникло в арабском Толедо еще в IХ-XI веке. В Древнем Китае искусство украшать обычные металлы насечками из золота и серебра также известно давно: найдены изделия, возраст которых примерно 2,5 тысячи лет. Применяли дамаскин и в Древней Греции, Египте, Римской империи. Однако название свое эта техника получила от города Дамаска, который еще в XII веке был знаменит изделиями из вороненой стали, инкрустированной золотом.

Оружейники северной Италии пользовали дамаскин для украшения своих изделий уже с XVI века. В XIX веке он стал популярен по Франции.

Большое распространение дамаскин получил также в Японии, где использовалась для украшения катана и доспехов. Кстати, подобный декор ювелирных украшений, особенно изготовленных в Японии, иногда называют shakudo — это название произошло от темного фона сплава.

В Индию искусство дамаскина пришло вместе с купленными персидскими мастерами-оружейниками в период правления Великих Моголов в XVI веке. Покровительство правителей Раджастана обеспечило процветание ремесла в местности Удайпур. Индийский дамаскин или koftgari отличался созданием тонкой перекрестной штриховки на вороненой стали, куда набивалось чистое 24-х каратное золото (реже — серебро) с последующей полировкой рисунка. Воронение происходило в кипящем растворе соли для придания стальной основе темно-коричневого или синего цвета.

Сегодня работы из дамаскина создаются в традиционной ручной технике ремесленниками не только испанского Толедо, но и Ирана и Египта.

Процесс изготовления изделий в стиле дамаскин достаточно сложный и трудоемкий. Он требует твердой руки и мастерства хирурга. Как говорят сами мастера: «Золото — это прекрасно. Но работа дороже и важнее, чем золото».

Сначала мастер обрабатывает поверхность, а затем при помощи стальных инструментов или путем протравливания выбивает на поверхности рисунок. Затем предварительно выгравированное изображение инкрустируется тонкой проволокой или пластинкой золота 24 и 18 карат. Кстати, золото 18 карат получается при смешивании 24-каратного золота с серебром, что придает золоту легкий зеленоватый оттенок. Рельефная часть изображения выкладывается 24-каратной нитью и фиксируется, ее фактически вбивают в гравировку драгоценного металла.

Затем происходит окисление либо воронение основы. Для этого на поверхность металла наносится специальная смесь, а затем металл подвергают воздействию высокой температуры. Приведем несколько рецептов смеси для воронения:

  1. Часть азотнокислого серебра (ляписа), 500 частей воды.
  2. 2 части хлористой сурьмы, 2 части хлористого железа (кристаллического), кислоты.
  3. 1 часть хлористой сурьмы, 1 часть оливкового масла.
  4. 54 части медного купороса, 3 части железных опилок, 14 частей азотной кислоты (крепкой водки), 26 частей спирта, 200 частей воды.

В результате нагрева в печи поверхность становится темной, а рисунок более выпуклым и контрастирующим с поверхностью. Затем происходит чеканка барельефа для того, чтобы рисунок приобрел рельефность. После его шлифуют до блеска. В самом конце золотым или серебряным элементам придают различные оттенки, матовость или блеск, эффект перламутра.

Стоимость работ, как правило, зависит от того, сделано ли украшение вручную или станком. Машинные произведения вдвое дешевле. А вот небольшая пластина, размером с салатницу, выполненная вручную, может стоить более 1000 долларов.

Сложно пройти мимо таких изделий, а остановившись, просто не сможешь не уделить времени разглядыванию причудливых форм, оттенков, а так же необычной игре света и богатству фантазии мастеров.

Украшения в технике Damascene (Дамаскин)

Сегодня мне хочется рассказать о тех украшениях, которые я периодически выставляю. Необычные и очень красивые, сделаны они в технике Damascene.

Дамаскин (damascenе) — это искусство инкрустации различных металлов друг в друга, чаще всего золото или серебро в основу из меди, стали или сплавов стали.

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 1

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 2

В Индию искусство дамаскина пришло вместе с купленными персидскими мастерами-оружейниками в период правления Великих Моголов в XVI веке. Покровительство правителей Раджастана обеспечило процветание ремесла.

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 3

Сегодня работы из дамаскина создаются в традиционной ручной технике ремесленниками не только испанского Толедо, но и Ирана и Египта. В толедских ювелирных мастерских оно сохранилось в первозданном виде и дошло до наших дней.

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 4

Техника Damascene трудоёмкая: на стальной поверхности будущего изделия вырезается узор (в соответствие с дизайном - чаще всего это очень сложный геометрический рисунок). На обработанную поверхность художники вручную накладывают либо тонкие золотые и серебрянные проволочки, либо очень тонкие золотые и серебряные пластинки. Следущий этап - процесс окисления, в результате которого поверхность становится тёмной, а рисунок более выпуклым и прекрасно контрастирует с поверхностью. Конечная обработка предусматривает придания золотым и серебряным элементам различных оттенков-от яркого цвета до матовости или эффекта перламутра.

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 5

Почти все изделия толедских мастеров имеют уникальный декор с использованием золота 24 карата и стерлингового серебра (сплав серебра, содержащего 92,5 % чистого серебра и 7,5 % других металлов - обычно меди).

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 6

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 7

Внимание! Если Вы используете мой текст в своем описании, копируя его, дайте, пожалуйста, ссылку на источник,т.е. на мой магазин, иначе это будет считаться ПЛАГИАТОМ.

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 8

Украшения в технике amascene Дамаскин, фото № 9

Винтажные клипсы и брошь в технике Damascene (клипсы - диаметр 4,0см; 4,5 см х 4,2см – брошь)

И вновь Толедо – искусство «дамаскин»

На днях, пытаясь отыскать один колокольчик, я обнаружила два из Толедо. Я и забыла про них! Латунные, с эмалевым рисунком, они издают очень мелодичный звон.

Колокольчики

Колокольчики «Толедо». Коллекция Ирины Лапиной

Они-то и «напомнили» мне, что рассказ о Толедо я не завершила.

Среди фотографий дочери было несколько, похожих на те, что я привезла когда-то из Барселоны. Тарелки, шкатулки, рамки для фотографий, часы, веера. Женские украшения – броши, браслеты, серьги, кулоны. И колокольчики!

Колокольчики в технике дамаскин в витрине магазина в Толедо

Колокольчики в технике «дамаскин» в витрине магазина в Толедо. Фотография Е. Лапиной

Сложно пройти мимо такой красоты. Причудливые формы, сказочная геометрия и разнообразие рисунков, цветов и оттенков, необычная игра света, богатство фантазии мастеров! Вот и дочь не смогла пройти мимо – и сфотографировала несколько витрин сувенирных магазинчиков в Толедо. Великолепные работы!

Сувениры в технике дамаскин в витрине магазина в Толедо

Сувениры в технике «дамаскин» в витрине магазина в Толедо. Фотография Е. Лапиной

Сувениры в технике дамаскин в витрине магазина в Толедо

Сувениры в технике дамаскин в витрине магазина в Толедо

Я вспомнила Барселону, «Испанскую деревню», о которой хотела когда-то написать. Там был один магазин, где были представлены работы мастеров из Толедо.

Фотографии из «Испанской деревни»:

Работы мастеров из Толедо

Работы мастеров из Толедо

Работы мастеров из Толедо

Работы мастеров из Толедо

Работы мастеров из Толедо

Колокольчики

Работы мастеров из Толедо

Работы мастеров из Толедо

Я помню, как восхищалась оружием и рыцарским облачением. Вытащить меня оттуда было просто невозможно! А какие шкатулки, тарелки, вазы, украшения для женщин! Правда, стоимость многих изделий была приличной, в том числе и колокольчиков. Я решила все же приобрести один. Это было трудно – долго выбирала, но остановилась на сюжете «Дон Кихот и Санчо Панса». Визитная карточка Испании – неувядаемый роман Сервантеса!

Колокольчик Дон Кихот и Санчо Панса

Колокольчик «Дон Кихот и Санчо Панса». Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик

А теперь, собственно, перейду к основной теме этого очерка – рассказу об известной на весь мир технике работы по металлу – «дамаскин» (damascene, damascening).

Что такое «дамаскин»? Это не просто техника, это истинное искусство работы мастеров по металлу. Изюминка – инкрустация металла в металл. Эта техника очень древняя. Сказать, кто был первым? Известны работы из Древнего Китая, Японии, Индии, Египта. До нашего времени дошли также изделия мастеров Древней Греции и Римской империи. Более двух с половиной тысяч лет назад неизвестные мастера стали создавать причудливые инкрустации из золота и серебра на медной основе.

Название техники «дамаскин» связано с самой древней столицей мира городом Дамаск. Это произошло в XII веке. Знаменитая дамасская вороненая сталь! Мечи, инкрустированные золотом, прославились в те времена на весь мир.

Известные своей остротой японские катаны (мечи) также украшались в технике «дамаскин». По-японски эту технику называли «shakudo» (из-за темного цвета основы).

В XVI веке искусство инкрустации по металлу пришло вместе с персидскими мастерами в Индию. Здесь такие работы называли – koftgari.

А Европа познакомилась с этим искусством через арабскую Испанию, где в городе Толедо в средние века жили самые искусные мастера! И в современном мире это сложнейшее и трудоемкое искусство осталось живым лишь в Иране, в Египте и. европейском Толедо!

Процесс изготовления изделий в технике «дамаскин», как я поняла, требует невероятного усердия, кропотливости и мастерства! Сначала на металлическую основу (чаще всего, стальную, но иногда и медную, латунную) методом протравливания наносится рисунок. Его затем гравируют, а бороздки забивают тонкой золотой проволокой или пластинами. Затем изделие обрабатывают специальной смесью и нагревают, после чего поверхность становится более темной, а рисунок – ярким и выпуклым. Далее – чеканка барельефа и шлифовка.

Я не знаток, может, не все правильно изложила. Я поняла только, что в этих работах столько труда и творчества! Как говорят сами мастера: «Золото – это прекрасно. Но работа важнее и дороже золота».

К сожалению, в наше время индивидуальную работу мастера заменил станок. Настоящий «дамаскин» жив, но он стоит приличных денег. И его можно приобрести в специализированных магазинах. И еще, в последнее время для обеспеченных туристов, считающих сталь «не престижной», стали делать украшения на серебряной основе и дополнять их драгоценными камнями или жемчугом.

Сувенирные же магазины наполнены работами, выполненными на станке. Хорошо, если неплохого качества – такие имеются в сувенирных лавках Толедо. Но часто можно встретить подделки под «дамаскин». Эти штампованные работы не инкрустируют, просто покрывают эмалью, гравируют. Китайские мастера научились неплохо справляться с этой работой.

Колокольчик

Колокольчик «Жемчужина». Коллекция Ирины Лапиной

Колокольчик Санчо Панса

Колокольчик «Санчо Панса». Коллекция Ирины Лапиной

В интернете можно найти много фотографий изделий «дамаскин». Мне очень понравились броши с колокольчиками. Любителям колокольчиков стоит обратить внимание на чудесные звоночки-черепахи, панцири которых выполнены в этой технике.

Хочется заметить, что иллюстрирующие этот очерк колокольчики, меня радуют. Мне не очень важно, настоящий это «дамаскин» или подделка. Важно то, что благодаря им, я погрузилась в удивительный мир неувядаемого искусства. В мир красоты «ДАМАСКИНА»!

А еще, так хочется побывать когда-нибудь в мастерской настоящего мастера и своими глазами последить за работой.

Ирина Лапина, Монреаль 2020
Фотографии Ирины Лапиной и Елены Лапиной, Толедо, 2018

Читайте также: