Деревянный или металлический станок для живописи

Обновлено: 04.10.2024

Существует огромное множество техник изобразительного искусства. Художники постоянно экспериментируют и ищут новые материалы для выражения своих мыслей. Сегодня мы остановимся на классических художественных товарах, которые уже стали классикой и являются самыми востребованными на рынке.

Мы уже обсуждали ранее, что к товарам для профессиональных художников причисляют:


Масляные краски – основа основ живописи. Краски на основе растительных масел, органических и неорганических пигментов и наполнителей. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей. Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка. В конце XX века рисование маслом получило широкое распространение как хобби.

Появившиеся в 50-е годы ХХ века, акриловые краски быстро нашли своих приверженцев. Благодаря развитию химической промышленности производителям акриловых красок удалось создать множество видов красок: густые, жидкие, перламутровые, металлики, флуоресцентные (неоновые).

По своей консистенции акрил очень похож на масло, что позволяет художникам писать в технике импасто (густые мазки). Акрил лишен резкого специфичного запаха, а значит им «удобнее» пользоваться в помещении. Скорость высыхания акрила в разы выше, что удобно для создания эскизов и подмалевков.

Темперные краски пришли к художникам из иконописи. Тогда темперу замешивали самостоятельно, используя яичный белок и пигменты. Сегодня темперные краски делают на основе поливинилацетата (темпера ПВА), масла (воско-масляная темпера) и акрила (акриловая темпера).

Акварельные краски – одна из самых сложных, но интересных техник. Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счет этого создавать эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель, обладают высокой укрывистотью. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Гуашь делится на детскую и художественную. В составе детской гуашь в качестве связующего используется декстрин, который менее вреден, чем гуммиарабик. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на грунтованном (не размываемом) холсте, на ткани (шёлк, пропитанный раствором бычьей желчи или крахмальным клейстером), картоне, фанере. Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют её для цветных набросков.

Блокноты, альбомы, склейки, папки для художественных работ – это инструмент для создания эскизов, набросков, графичесявких и акварельных работ. Различают великое множество папок, блокнотов и альбомов. По виду бумаги: рисовальная, акварельная, верже, торшон; по применению: для акварели, пастели, эскизов, акрила, гуаши.

Листовая бумага
Многие производители художественной бумаги выпускают основные виды своей продукции не только в виде альбомов, папок и склеек, но и поштучно в листах разных форматов. На прилавках художественных салонов часто представлен большой выбор бумаги для пастели и бумаги для акварели

Холсты (на подрамниках, на картоне) Среди множества поверхностей для изобразительного искусства стабильным высоким спросом всегда пользовались холсты. Профессиональные художники относятся к выбору холстов с той же ревностью, как и к выбору красок. Некоторые художники «старой» школы предпочитают приобретать холсты в рулонах и самостоятельно натягивать их на подрамник.

Грунтованный картон – это альтернатива художественным холстам. Грунтованный картон выбирают для создания цветных эскизов для будущей картины или как основу для недорогого произведения.

Кисти художественные – это первое, с чем ассоциируется слово «художник». Кисти делятся на детские (оформительские) и художественные. Главными отличиями между ними считаются качество и степень обработки волоса из которого состоит кисть. Дополнительными классификаторами являются форма кистей: круглые, плоские, скошенные, веерные и т.д. и используемый волос: синтетика, белка, колонок, щетина, пони, коза.

Вспомогательные средства – это составы, которые используются для прибавления дополнительных свойств художественной работе. Лаки используются для защиты от внешних воздействий, разбавители – отлично очищают кисти, грунт – основа для любой художественной работы, масло – придают краскам прозрачности. Существует множество рецептур для приготовления вспомогательных средств для живописи, которые в различные времена воспользовались либо пользуются в данный момент большой популярностью.

Мастихины – это специальные инструмент , использующийся в живописи для смешивания красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как правило, изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер.

Мольберты и этюдные ящики – простыми словами это подставка, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок. Этюдный ящик подразумевает наличие специального отделения для хранения красок, кистей и палитры.

Все о мольберте — для чего он нужен

Английское слово «easel» , означающее «мольберт» происходит из немецкого языка и переводится как «осел». Любопытно, что слово «мольберт» во многих языках является синонимом слова «осел» на этих языках (на голландском «schildersezel», на латыни «asinus»). По-видимому, такое название предмету дали за его внешний вид – четыре «ноги», и «спина», на которой закрепляется холст. Русское слово «мольберт» происходит от немецкого «Malbrett» – доска для рисования.

Для чего вообще нужен мольберт? Во-первых, полотно на мольберте надежно закрепляется, что исключает падение и порчу будущей картины. Во-вторых, художник при помощи мольберта имеет возможность установить полотно на определенной высоте, удобной для работы стоя или сидя. Полотно, закрепленное на мольберте, можно перемещать по высоте и регулировать угол его наклона. Мольберт позволяет мастеру компактно поместить картину на рабочем месте и отходить назад, чтобы точнее контролировать ход своей работы.

Мольберт является одним из главных инструментов для станковой живописи. Станковая живопись – род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально – живопись, созданная на станке (мольберте).


История мольберта

Первое упоминание о мольберте было зафиксировано в I веке нашей эры. Плиний описывал большую панель с опорами, на которой художник писал картину. Эту конструкцию можно назвать предшественницей современного мольберта.
Средневековье перенесло картины со стен храмов на холсты, которые приходилось каким-то образом устанавливать в вертикальном положении и под удобным углом, для чего и служит мольберт, вплоть до нашего времени.

В XII веке настольные мольберты использовалась монахами для создания рукописей. В наше время для шрифтовых работ тоже используются небольшие настольные мольберты с углом наклона 40-45 градусов.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство получило особое развитие и достигло новых высот. Мольберт часто появляется на картинах мастеров, чаще всего на автопортретах, и становится неотъемлемым атрибутом художника и символом живописи вообще. В 1635 году Пьер Лебрен в его «Сборнике эссе о чудесах живописи» называет мольберт «важным инструментом для живописи». Есть также свидетельства, что в XVI веке подобные конструкции – деревянные рамы на ножках – использовались также ткачами для производства гобеленов и демонстрации готовых работ.
Мольберт как инструмент художника сыграл значительную роль в истории искусства. Разработка красок на основе нефти, которые можно хранить в металлических тубах, в сочетании с усовершенствованием конструкций портативных мольбертов, изменило лицо живописи. У художника появилась возможность свободно передвигаться, имея все необходимое для работы, и тут же запечатлевать все увиденное. Эта свобода, обретенная благодаря химии и мольберту, породила новый вид искусства, станковую живопись.

Антикварные мольберты XVII-XIX столетий очень ценятся коллекционерами и реставраторами. Начиная с XVII века, мольберты сами стали произведениями искусства. Выполненные из ценных пород дерева, декорированные резьбой, инкрустациями, они великолепны и по сей день, и оцениваются очень дорого.

Разновидности мольбертов

Мольберты делятся на две большие группы: треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

Студийный мольберт представляет из себя две соединенные между собой рамы: верхнюю и нижнюю. Ними обычно пользуются профессиональные художники, работающих над картинами больших размеров. Студийные мольберты бывают складные и стационарные, с продвинутыми устройствами фиксации и перемещения, и даже с винтовыми механизмами для закрепления холста. Если ширина будущего произведения больше ширины мольберта больше, чем в два раза, приходится использовать два мольберта. Студийные мольберты бываю разной высоты и ширины, односторонние и двусторонние, для одного полотна или для двух, могут быть оснащены удобными полочками для кистей и красок. В ассортименте студийных мольбертов Ecodrevo полочки имеет изящный мольберт «Донатас» и простая, но удобная модель студийного мольберта с полкой. Студийный мольберт с двумя штангами позволяет закрепить сразу два полотна с одной стороны, что удобно для копирования картины или ее фрагмента, переноса эскиза на общий холст. Двусторонний мольберт – это два мольберта в одном: с каждой стороны предусмотрено по раме для холста.

Большинству начинающих художников приходится посещать художественную школу, где они работают со студенческим мольбертом-планшетом, он же «хлопушка» (его так называют из-за характерного хлопка при складывании). Мольберт-планшет состоит из двух рам: одной – плоскостью для рисования, и второй, опорной. Для изготовления плоскости для рисования обычно используется водостойкая шлифованная фанера. Бумага закрепляется на фанеру при помощи кнопок, зажимов или скотча. Чаще всего мольберт-планшет используется для работ сидя и имеет небольшую высоту..
Как известно, самым устойчивым является предмет, имеющий 3 опоры. Поэтому для устойчивой установки картины чаще всего используется мольберт-тренога, имеющий несколько разновидностей.

Наиболее распространенной конструкцией мольберта-треноги является мольберт «Катрин», он состоит из рамы суженной в верхней части и опорной ноги. В сложенном виде мольберт занимает немного места, что очень удобно для хранения мольберта дома: за дверью, в шкафу, в кладовой.
Кроме «Катрин», к треногам относятся мольберты простой рамной конструкции, которая напоминающей букву «А» и имеет одну перемычку внизу. Лотки таких мольбертов перемещаются вместе с направляющей по специальным пазам в стойках. Такие мольберты выглядят очень стильно, поэтому предпочтительны для дизайна помещений.

Не все произведения искусства велики. Для небольших картин существуют настольные мольберты. По конструкции они повторяют обычные, больше мольберты, и выглядят как студийные мольберты или как мольберт-тренога «Влада». Размеры настольных мольбертов зависят от формата размещаемого планшета и способа его крепления.

Для работы на природе используют специальные переносные мольберты, называемые этюдниками, все они имеют в своей основе ящик для переноски красок с возможностью крепления подрамника, но имеют различные конструкции.

Материал для изготовления мольбертов

Основным материалом для изготовления мольбертов издавна является дерево. Этот природный, красивый, экологически чистый материал, обладающий уникальными свойствами куда ближе творческому человеку, чем металл и пластик. В основном деревянные мольберты изготавливаются из сосны, бука, березы, лиственницы, реже – из дуба и ясеня.
При покупке деревянного мольберта следует выяснить, из какого именно дерева он сделан. Мольберты из бука более прочные, однако, весят почти в 2 раза больше, чем сосновые. Обратите внимание на отсутствие сучков и других дефектов древесины на несущих деталях, качество отделки. В идеале для пропитки дерева должно использоваться безвредное растительное масло, а для покрытия – нетоксичный лак.

Как можно использовать мольберты

Последнее время кроме прямого применения мольберта, как инструмента для творчества художника, он используется и как предмет интерьера, инструмент для проведения презентаций, размещения афиш и объявлений.

Декоративный настольный мольберт с фотографией вашей семьи будет стильно смотреться на рабочем месте, красиво и очень уместно – в спальне. Любимая картина или фотография из ваших путешествий на небольшом мольберте украсит гостиную. Кухню можно украсить сувенирным мольбертом, на котором удобно закрепить листок с рецептом или меню на сегодня.

Мольберт применяется для украшения интерьера квартиры, гостиницы, ресторана картинами и фотографиями. Кроме того, мольберт можно использовать в качестве компактной и стильной подставки под современный плоский телевизор.

Как выбрать мольберт

Тип, вид, размер мольберта, отвечающий вашим потребностям, зависит от нескольких факторов:
— для чего и кого вам нужен мольберт: для профессионала, любителя, новичка; для ребенка или взрослого; для художественной школы, для дизайна интерьера);
— собираетесь ли вы мольберт складывать или переносить, и как далеко;
— нужен ли вам настольный или напольный вариант;
— какого формата полотно, которое вы будете закреплять на мольберте;
— какой материал предпочитаете.
Стационарные и профессиональные студийные мольберты преимущественно предназначены для больших полотен, есть некоторые модели, на которых можно устанавливать по два полотна (рядом или с двух сторон). В походных и переносных мольбертах, а также в мольбертах для небольшой квартиры важна легкость по весу и простота складывания. Настольные мольберты обычно небольшие и легкие их, удобно использовать сидя за столом.

Практически во всех мольбертах двигается планка-подставка для картины, что позволяет установить полотно на нужной высоте, а также имеется крепеж для фиксации полотна сверху. Комбинированный вариант мольберта и планшета – простой и удобный в использовании. Рисунок можно поставить на полочку, а можно прикрепить кнопками к поверхности планшета.

Есть и маленькие экземпляры – сувенирные мольберты, высотой около 30-35ти см. Их используют как подставку для картин небольших форматов и фотографий.
Фирма Ecodrevo предлагает большой выбор мольбертов из экологически чистой древесины, с использованием безопасных масел и лаков. Наша продукция обладает уникальным дизайном и особым стилем. Каждое конструкторское решение обусловлено функциональностью и удобством. Кроме того, мастерская Ecodrevo принимает заказы на изготовление мольбертов по вашим эскизам.

Что Такое Мольберт И Для Чего Он Нужен

Мольберт — это деревянный или металлический станок для живописи, на котором художник прикрепляет во время работы картину, рисунок и т. на различной высоте и часто с различным наклоном.
Для чего вообще нужен мольберт? Во-первых, полотно на мольберте надежно закрепляется, что исключает падение и порчу будущей картины. Во-вторых, художник при помощи мольберта имеет возможность установить полотно на определенной высоте, удобной для работы стоя или сидя. Полотно, закрепленное на мольберте, можно перемещать по высоте и регулировать угол его наклона. Мольберт позволяет мастеру компактно поместить картину на рабочем месте и отходить назад, чтобы точнее контролировать ход своей работы.

Изначально мольбертом называлась основа картин, выполненных маслом на деревянных или металлических щитах. Кроме византийских икон и изображений египетских мумий времен позднего периода античности мольберты были впервые использованы в 11-м и 12-м веках в изготовлении алтарных подставок, и в 16-м веке вытеснены натянутым на деревянную раму холстом. Голландские художники, а также их подражатели продолжали, однако рисовать на мольбертах и в более поздние периоды. В 19-м веке в качестве мольбертов нашли свое применение и устойчивые к деформации древесно-стружечные плиты.

Мольберты делятся на две большие группы: треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.
Станковый мольберт представляет из себя две соединенные между собой рамы: верхнюю и нижнюю. Ними обычно пользуются профессиональные художники, работающих над картинами больших размеров. Станковые мольберты бывают складные и стационарные. Для удобства перемещения по мастерской на нижнюю раму могут устанавливаться колесные опоры с фиксаторами. Станковые мольберты, как правило, оснащены самыми продвинутыми устройствами фиксации и перемещения, и даже винтовыми механизмами. Иногда художнику приходится использовать два мольберта, если ширина будущего произведения больше ширины мольберта больше, чем в два раза.
Большинству художников, прежде чем начать писать выдающиеся шедевры на больших профессиональных мольбертах, приходится посещать художественную школу, где они встречаются со студенческим мольбертом-планшетом. Такой мольберт еще называют «хлопушкой» из-за характерного хлопка при складывании. Такой мольберт состоит из двух рам: одной — несущей плоскость для рисования и второй — опорной. Для изготовления плоскости для рисования обычно используется водостойкая шлифованная фанера. Бумага закрепляется на фанеру при помощи кнопок, зажимов или скотча. Чаще всего мольберт-планшет используется для работы сидя и имеет небольшую высоту. Для детей производятся специальные ученические мольберты небольшого формата с одной опорной ногой.
Как известно, самым устойчивым является предмет, имеющий 3 опоры. Поэтому для устойчивой установки картины чаще всего используется мольберт-тренога, имеющий несколько разновидностей.
Наиболее распространенной конструкцией мольберта-треноги является мольберт «Лира», он состоит из рамы суженной в верхней части и опорной ноги. В сложенном виде мольберт занимает немного места, что очень удобно для хранения мольберта дома: за дверью, в шкафу, в кладовой,
Кроме «Лиры» к треногам относятся мольберты простой рамной конструкции — «А-стиль». Основная рама такого мольберта напоминает букву «А» и имеет одну перемычку внизу. Лотки таких мольбертов перемещаются вместе с направляющей по специальным пазам в стойках. Такие мольберты выглядят очень стильно, поэтому предпочтительны для дизайна помещений.
Не все произведения искусства велики. Для небольших и миниатюрных картин существуют настольные мольберты. По конструкции они повторяют обычные, больше мольберты и выглядят или как станковые мольберты, или как «Лиры». Размеры настольных мольбертов зависят от формата размещаемого планшета и способа его крепления.
Для работы на природе используют специальные переносные мольберты, называемые этюдниками, все они имеют в своей основе ящик для переноски красок с возможностью крепления подрамника, но имеют различные конструкции.

Материалы для изготовления мольбертов

Мольберты могут быть изготовлены из дерева, покрытого лаком, маслом, тонированным в различные цвета, металла, пластика.
Основным материалом для изготовления мольбертов издавна является дерево. Этот природный, красивый, экологически чистый материал, обладающий уникальными свойствами куда ближе творческому человеку, чем металл и пластик. В основном деревянные мольберты изготавливаются из сосны, бука, березы, лиственницы, реже — из дуба и ясеня.
При покупке деревянного мольберта следует выяснить, из какого именно дерева он сделан. Мольберты из бука более прочные, однако, весят почти в 2 раза больше, чем сосновые. Обратите внимание на отсутствие сучков и других дефектов древесины на несущих деталях, качество отделки. В идеале для пропитки дерева должно использоваться безвредное растительное масло, а для покрытия — нетоксичный лак.

Как можно использовать мольберты

Последнее время кроме прямого применения мольберта, как инструмента для творчества художника, он используется и как предмет интерьера, инструмент для проведения презентаций, размещения афиш и объявлений.
Декоративный настольный мольберт с фотографией вашей семьи будет стильно смотреться на рабочем месте, красиво и очень уместно — в спальне. Любимая картина или фотография из ваших путешествий на небольшом мольберте украсит гостиную. Кухню можно украсить сувенирным мольбертом, на котором удобно закрепить листок с рецептом или меню на сегодня.
Мольберт применяется для украшения интерьера квартиры, гостиницы, ресторана картинами и фотографиями. Кроме того, мольберт можно использовать в качестве компактной и стильной подставки под современный плоский телевизор.

Как выбрать мольберт

Тип, вид, размер мольберта, отвечающий вашим потребностям, зависит от нескольких факторов:
— для чего и кого вам нужен мольберт: для профессионала, любителя, новичка; для ребенка или взрослого; для художественной школы, для дизайна интерьера);
— собираетесь ли вы мольберт складывать или переносить, и как далеко;
— нужен ли вам настольный или напольный вариант;
— какого формата полотно, которое вы будете закреплять на мольберте;
— какой материал предпочитаете.
Стационарные и профессиональные студийные мольберты преимущественно предназначены для больших полотен, есть некоторые модели, на которых можно устанавливать по два полотна (рядом или с двух сторон). В походных и переносных мольбертах, а также в мольбертах для небольшой квартиры важна легкость по весу и простота складывания. Настольные мольберты обычно небольшие и легкие их, удобно использовать сидя за столом.
Практически во всех мольбертах двигается планка-подставка для картины, что позволяет установить полотно на нужной высоте, а также имеется крепеж для фиксации полотна сверху. Комбинированный вариант мольберта и планшета — простой и удобный в использовании. Рисунок можно поставить на полочку, а можно прикрепить кнопками к поверхности планшета.
Есть и маленькие экземпляры — сувенирные мольберты, высотой около 30-35ти см. Их используют как подставку для картин небольших форматов и фотографий.
Фирма Ecodrevo предлагает большой выбор мольбертов из экологически чистой древесины, без использования токсичных масел и лаков.

Мольберт - инструмент профессионала

Даже новичку в искусстве известно, что успех творчества зависит не только от мастерства, но и от правильной организации рабочего пространства. В создании комфорта на рабочем месте одной из наиболее важных деталей является подставка, на которой будет размещено будущее произведение искусства.

Мольберт - это деревянный или металлический станок для живописи, на который художник прикрепляет во время работы свой рисунок на различной высоте и с различным наклоном. Первое упоминание о мольберте было зафиксировано в I веке нашей эры. В Средневековье приспособление получило широкую известность и законченный вид, знакомый нам до сих пор.

Мольберты делятся на две большие группы: треножные и модели, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

Ассортимент Рельеф-Центра представлен обеими разновидностями.

Настольный мольберт «МЛ-58» изготовлен из необычного для России материала – бамбука. Его интересная структура, покрывающая поверхность изделия привлекательным рисунком с восточными нотками, как нельзя лучше вписывается в современные тенденции эко-дизайна. К тому же, бамбук – это натуральный, экологически чистый материал, добыча которого не нарушает природный баланс. Изделие украшено фурнитурой золотистого цвета, выполненной из высококачественного металлического сплава устойчивого к коррозии.

Положение полки для холста можно регулировать, что позволяет удобно разместить холст на мольберте в зависимости от высоты стола, стула и собственного роста. Высота регулируется в значениях от 75 до 95 см. Угол наклона мольберта также изменяется. Его можно наклонить на себя или от себя. На основании мольберта есть специальные опорные элементы, предотвращающие скольжение.

Этот мольберт отлично подойдет начинающим художникам и учащимся художественных школ.

Настольный мольберт «Мини» выполнен из промасленного английского бука, отличающегося ярко выраженной текстурой и более темными, по сравнению с другими видами бука, цветом. За счет обработки дерева льняным маслом, мольберт становится устойчивым к влаге и коррозии. Это очень прочный материал, который традиционно используется во всем мире для производства профессиональных мольбертов для художников.

Крепления золотистого цвета выполнены из высококачественного металлического сплава, который устойчив к коррозии. Полка для холста и верхний зажим регулируются с помощью винтов с задней стороны мольберта.

Отлично подойдет любителям рисовать на небольших холстах высотой от 52 до 65 см. Его также можно использовать в качестве подставки под фотографии и календари.

Деревянный напольный мольберт «Тренога» имеет классическую конструкцию и выполнен из бамбука. Одно из главных преимуществ треноги – возможность задать любой уровень наклона холста, вплоть до горизонтального положения, что особенно важно для художников, рисующих акварелью. Фурнитура золотистого цвета выполнена из высококачественного металлического сплава, устойчивого к коррозии.

Алюминиевый напольный мольберт «Тренога» является самым легким из тех, что сейчас представлены на рынке. В сложенном виде он занимает минимум места, а специальный чехол позволяет с удобством носить его в поездках.

Холст ставится на специальные ножки, которые регулируются по высоте. Сверху есть специальный зажим, фиксирующий холст. Мачта с зажимом также регулируется по высоте с помощью специальной ручки. На мольберте предусмотрен крючок, на который можно повесить свои вещи, что придаст мольберту большую устойчивость на неровной поверхности.

Кроме своего прямого назначения, сегодня мольберт может выполнять функцию стильного аксессуара в современном интерьере. Картина, установленная в мольберте, смотрится выигрышнее, чем картина, привычно висящая на стене.

Все товары упакованы в белые фирменные коробки, защищающие его от пыли, влаги и механических повреждений.

Читайте также: