Для чего нужен преобразователь ржавчины на металле

Обновлено: 04.10.2024

foto21426-1

Коррозия металла – частое явление при отсутствии хорошего покрытия. Появлению ржавчины способствует доступ кислорода и нахождения во влажной среде.

Для предотвращения распространения ржавчины, и его качественного устранения, применяются специальные препараты – преобразователи ржавчины.

О том, как правильно пользоваться преобразователями ржавчины, расскажем в статье.

Что нужно знать перед использованием?

Преобразователи продуктов коррозии – это средства, которые в результате химической реакции останавливают распространение ржавчины и образуют надежную полимерную пленку на металле.

Производятся они в форме:

Создаваемое преобразователями покрытие служит промежуточным слоем между металлом и завершающим лакокрасочным покрытием. Без использования преобразователя металл остается незащищенным и может подвергаться ржавлению даже под слоем краски.

Изучение инструкции к выбранному преобразователю ржавчины – обязательное условие успешности проведения работ.

Чтобы средства от ржавчины подействовали максимально эффективно, металл необходимо подготовить к обработке. Его нужно не только очистить от грязи, но и снять рыхлые фрагменты.

foto21426-2

В зависимости от размера поврежденной площади и вида предмета, который нуждается в восстановлении, могут использоваться для воздействия:

  • металлические щетки;
  • скребки;
  • шлифовальные машинки;
  • наждачная бумага и т.д.

После очищения металла механическим способом, поверхность становится подготовленной к обработке преобразователем. Если зачистка проведена неаккуратно, то даже после использования химиката, могут оставаться участки с активной ржавчиной.

Результатом халатного отношения к зачистке может стать возвращение коррозии.

Способы применения

Большинство средств от коррозии выпускаются уже готовыми к применению. В зависимости от консистенции и формы выпуска, они могут быть снабжены кисточкой для удобства нанесения, распылителем и т.д.

Конечный результат обработки зависит не только от выбранного средства, но и от соблюдения всех правил по его использованию.

Общая инструкция по применению преобразователей:

foto21426-3

  1. Подготовка. Зачистка поверхности.
  2. Обезжиривание растворителем зоны металла, которая нуждается в устранении ржавчины.
  3. Взбалтывание флакона (если это оговорено в инструкции).
  4. Нанесение преобразователя (в четком соответствии с инструкцией к конкретному средству).
  5. Смывка, если это необходимо.
  6. Обезжиривание растворителем.
  7. Для преобразователей, которые не образуют грунт, необходима грунтовка.
  8. Нанесение завершающего лакокрасочного покрытия.

Многие препараты одновременно с преобразованием коррозийных участков, создают грунт и не требуют последующей смывки и грунтовки. Для других средств смывка – обязательный этап работ, так как оставшиеся на металле вещества могут сами стать источником коррозийных процессов.

Если преобразователь не справился с поставленной задачей устранения ржавчины с первого раза, обработку нужно повторить. Количество повторов не ограничено.

Запреты и нюансы

Применение преобразователей должно учитывать особенности состава средства и входящие в него компоненты. Все препараты делятся на две основные группы:

Первые нельзя наносить на влажную поверхность, что накладывает ограничения по применению. В этом случае требуется не только обезжиривание, но и качественное просушивание металла.

Некоторые преобразователи способны вступать в реакцию с красками и лаками, покрывающими соседние, с зоной коррозии, участки. Такие препараты требуют очень корректного нанесения.

Если нет уверенности в аккуратности проведения работ, лучше отдавать предпочтение составам, которые нейтральны к лакокрасочному покрытию. Основной запрет – не использовать преобразователь на неподготовленном металле.

Меры предосторожности

Преобразователи ржавчины используются в кузовных работах, и при необходимости восстановить другие металлические предметы, пострадавшие от ржавчины. Все предлагаемые производителями товары – препараты, имеющие высокую химическую активность.

foto21426-4

Их использование должно проводиться с обязательным соблюдением мер предосторожности:

  • качественная вентиляция в месте проведения работ;
  • наличие средств защиты (перчатки, очки, респиратор и т.д.);
  • использование продукта только по назначению;
  • хранение в защищенном от детей месте;
  • применение до истечения срока годности.

Советы

Для того чтобы применение преобразователей прошло максимально успешно, необходимо учитывать следующие советы специалистов:

  1. Работы с химикатами необходимо проводить в средствах индивидуальной защиты, и при наличии хорошей вентиляции.
  2. Обезжиривание металла желательно проводить растворителями, так как обезжириватели и разбавители могут давать недостаточно хороший результат.
  3. При приобретении преобразователя, необходимо предварительно рассчитать, какого размера площадь придется обработать.
  4. Если площадь обработки большая, а работы необходимо провести в сжатые сроки, удобно использовать средства в упаковках с распылителем.
  5. Кислотосодержащие препараты хорошо подходят, например, для обработки кузова автомобиля. Но для защиты металлопроката, арматуры, труб — лучшим выбором может стать средство на основе органического соединения – танина.
  6. Жидкие преобразователи удобнее использовать при небольших участках коррозии, а также для обработки мелких деталей методом погружения.
  7. Для работы с наклонными металлическими поверхностями желательно отдавать предпочтение препаратам, которые имеют густую консистенцию – они лучше распределятся, и не будут стекать.
  8. Трудно доступные участки рекомендуется обрабатывать из аэрозольного баллончика – это существенно сэкономит время.
  9. Нанесение любого из средств должно быть качественным, полностью покрывающим поврежденный участок металла.

Все самое важное и полезное о преобразователях ржавчины найдете в этом разделе.

Видео по теме статьи

Как пользоваться преобразователем ржавчины, подскажет видео:

Заключение

Преобразователь ржавчины – полезный для защиты металла препарат, который необходимо применять до нанесения лаков и перед покраской. С учетом условий, в каждом конкретном случае необходимо делать выбор такого средства, которое качественно устранит коррозию, и будет максимально удобно в нанесении.

Преобразователь

foto22379-1

Металл обладает рядом достоинств, поэтому настолько популярен в различных сферах. Однако одним из негативных качеств считается подверженность коррозии.

Для борьбы с этим недостатком был создан преобразователь (модификатор) ржавчины. При использовании его строго по инструкции гарантируется удаление продуктов коррозии и профилактика ее возникновения в последующем.

Что это такое, для чего нужен, как работает?

foto22379-2

Преобразователь ржавчины – это химическое соединение.

Как он действует? После нанесения на поврежденный участок входящая в состав большинства модификаторов ортофосфорная кислота воздействует на оксиды железа, в особенности на оксид железа (III).

В результате химической реакции создается защитный барьер посредством преобразования продуктов коррозии.

Если же в состав преобразователя входят цинковые соединения, то принцип действия выглядит иначе. Атомы цинка соединяются с кислородом, тем самым образуя пленку. Она обеспечивает защиту и предупреждает образование ржавчины в дальнейшем.

Дополнительные компоненты также принимают участие в химической реакции, отвечая за обеспечение неактивного состояния образовавшегося на поверхности защитного слоя.

О том, что такое преобразователь ржавчины с цинком и как он работает, можно узнать тут.

Разновидности

Вариантов преобразователей ржавчины существует много. Каждый из них отличается составом и принципом взаимодействия с продуктами коррозии.

К основным видам относятся:

foto22379-3

  1. Простой. Основу составляет один активный ингредиент – фосфорная кислота. Блокировка процесса окисления достигается за счет химической реакции с элементами коррозии. Образуются устойчивые неактивные соединения. Недостаток – необходимость удаления после применения преобразователя не вступивших в реакцию остатков кислоты. В противном случае они спровоцируют появление ржавчины.
  2. Сложный. В состав входят несколько активных ингредиентов: фосфорная кислота, соли цинка, марганца. В результате распада оксидов железа под воздействием фосфорной кислоты происходит образование фосфатов. Параллельно этому процессу соли вступают в реакцию, создается защитный барьер, нейтрализуются остатки кислоты.
  3. Грунтовочный. Отличительной характеристикой выступает создание на поверхности грунтовочного слоя. Особенно актуален перед нанесением лакокрасочных покрытий.

Представленное разнообразие модификаторов ржавчины позволяет подобрать наиболее подходящее средство. При этом учитывается множество показателей. Например, назначение обрабатываемой поверхности, условия эксплуатации, подверженность воздействию внешних факторов.

Рекомендации по использованию

Для повышения эффективности преобразователя ржавчины, необходимо осуществлять его нанесение грамотно. Рекомендуется определенная последовательность совершаемых операций.

Различают три основных этапа:

foto22379-4

  1. Подготовительный. Перед нанесением преобразователя поверхность нуждается в очистке от пыли и грязи. Затем поврежденный участок следует обезжирить с помощью растворителя.
  2. Основной. Подразумевает непосредственно обработку поверхности преобразователем ржавчины.

Обязательным условием выступает также измерение толщины слоя ржавчины. Допустимый параметр составляет 0,1 мм.

При превышении данного показателя лишний слой следует предварительно удалить посредством наждачной бумаги либо шлифовальной машинки.

Как смывать?

Некоторые преобразователи ржавчины не нужно смывать после нанесения. Однако большинство составов требуют удаления остатков с обработанной поверхности. Иначе произойдет обратный эффект – появится ржавчина.

Существуют несколько полезных советов, как и чем смывать модификатор ржавчины:

foto22379-5

  • смывать преобразователь следует после высыхания обработанной поверхности;
  • использовать рекомендуется специальные средства – силиконовую смывку либо уайт-спирит;
  • при отсутствии специального средства можно воспользоваться хозяйственным мылом, которое нейтрализует не вступившую в реакцию кислоту;
  • после удаления остатков преобразователя поверхность следует тщательно ополоснуть водой;
  • влагу необходимо удалить сухой ветошью.

Рекомендуется заранее подготовить все необходимое, чтобы своевременно смыть модификатор. Это гарантирует не только устранение ржавчины, но и отсутствие потеков преобразователя. О том, чем смыть преобразователь ржавчины, расскажет эта статья.

Правила выбора

Перед приобретением модификатора ржавчины рекомендуется проанализировать цель его дальнейшего использования, поскольку каждый препарат взаимодействует с металлом по-разному.

Для восстановления поврежденной поверхности кузова рекомендуется остановить свой выбор на грунтовочном средстве. Если необходимо обработать участки, которые не подвергаются в дальнейшем окрашиванию, то оптимальный вариант – средства с добавлением специальных стабилизаторов.

При выборе преобразователя немаловажное значение играет также производитель. Проверенный бренд выступает гарантией качества и эффективности средства.

Стоимость, как правило, немного выше, однако и результат на порядок превосходит малоизвестные компании. Объясняется это постоянным тестированием продукции, контролем всех этапов создания средства со стороны известных производителей.

Учитывать следует и форму выпуска. Перед покраской желательно использовать концентрированный состав. Если же подлежащий обработке участок отличается большой площадью, то желательно остановить свой выбор на аэрозоле. Это значительно упростит процесс нанесения средства.

Цена и где купить?

foto22379-6

На рынке представлен широкий выбор преобразователей ржавчины.

Самый бюджетный вариант стоит порядка 100 рублей. Цена на дорогие модификаторы колеблется от 4000 до 4500 рублей. Столь значительная разница объясняется производителем, составом и объемом.

Выбрав подходящий вариант, можно заказать его в интернете либо приобрести в специализированном магазине. При этом предпочтение следует отдавать продавцам, имеющим хорошую репутацию. Это выступает своего рода гарантией на приобретение качественного продукта.

Топ-5 лучших

При выборе преобразователя ржавчины также следует учитывать и их востребованность на рынке. Как правило, чем популярнее средство, тем оно эффективнее.

Топ-5 лучших модификаторов выглядит следующим образом:

НазваниеПлюсыМинусыЦена
Цинкарьустраняет продукты коррозии, образует защитную пленкувысокотоксичный500 мл ≈ 180 рублей
Sonaxпреобразует ржавчину в устойчивый грунтовочный слойнеобходимо наносить в два слоя125 мл ≈ 675 рублей
Hi-Gearудобство использования, возможность обработки труднодоступных мествысокое содержание кислоты, состав может разъесть лакокрасочное покрытие255 г ≈ 700 рублей
Wurthэкологически чистый, надежно предотвращает коррозиюнедопустимо соприкосновение с окрашенной поверхностью1 л ≈ 3510 рублей
Лавротсутствие в составе агрессивных кислот, удаляет ржавчину на больших площадяхтребует повторного нанесения для повышения эффективности480 мл ≈ 225 рублей

Вышеперечисленные модификаторы зарекомендовали себя с лучшей стороны. Согласно отзывам, они эффективно устраняют продукты коррозии. При этом стоимость достаточно адекватная. Рейтинг лучших преобразователей ржавчины представлен в этой публикации.

Можно ли сделать модификатор ржавчины самостоятельно?

При невозможности приобрести модификатор, его можно сделать самостоятельно. Наиболее простой способ – смешать ортофосфорную кислоту с водой в пропорции 6:4. Однако найти кислоту порой достаточно сложно.

foto22379-7

В таком случае можно воспользоваться следующим рецептом:

  • 1,5-2 л кипяченой воды;
  • 1,5-2 л лимонной либо щавелевой кислоты;
  • 15 г пищевой соды.

Вначале необходимо смешать первые два ингредиента. После этого следует добавить соду. Реакция длится порядка 35 минут. Преобразователь готов к использованию.

Полученный раствор рекомендуется наносить на поврежденный участок тканью из натуральных материалов. В процессе необходимо следить, чтобы поверхность оставалась влажной не менее 15-20 минут.

О том, как изготовить преобразователь ржавчины самостоятельно, можно узнать тут.

Техника безопасности

При использовании преобразователей ржавчины вне зависимости от состава и производителя необходимо соблюдать технику безопасности.

Основные мероприятия:

  1. Перед использованием рекомендуется протестировать средство на ненужных деталях, чтобы предотвратить нежелательный эффект.
  2. Все работы следует осуществлять в хорошо вентилируемом помещении либо на открытом воздухе. Это снизит воздействие токсичных веществ на организм человека.
  3. При обработке поверхности модификатором ржавчины необходимо одеть резиновые перчатки, защитные очки и маску либо респиратор. Площадь открытых участков тела должна быть минимальной. Поскольку попадание средства на кожные покровы способно спровоцировать ожоги.

О том, как правильно пользоваться преобразователем ржавчины, можно узнать здесь.

Преобразователь ржавчины представляет собой достаточно эффективное средство борьбы с коррозией. Следовательно, состав предполагает наличие токсичных и агрессивных компонентов в той или иной степени.

Чтобы не нанести вред собственному здоровью, рекомендуется выбирать проверенные модификаторы, соблюдать технику безопасности во время использования.

Преобразователи ржавчины: когда реально работают, а когда "от них нет толку"

Коррозия – едва ли не злейший враг автомобилиста. Бороться с ней сложно, дорого, а порой уже просто экономически нецелесообразно. Но если вызов брошен, все средства хороши. В том числе и преобразователи ржавчины.

Когда они нужны и как работают

Если вам надо избавиться от ржавчины, вы удаляете ее с пораженного участка металла и закрываете его грунтом, а затем ЛКП. Но механически удалить ржавый металл удается не всегда: например, нет физического доступа или подходящего инструмента. В этом случае поможет преобразователь ржавчины – специальное средство, которое вступает в химическую реакцию с оксидами железа, останавливая развитие коррозии, в том числе путем создания защитной пленки.



Таким образом, от применения преобразователя ржавчины получаем сразу два преимущества: коррозия нейтрализуется, а обработанный участок закрывается от воздействия внешней среды. Это кажется фантастикой, но те, кто впервые использует преобразователь ржавчины, буквально зачарованы эффектом: ржавый металл "очищается" на глазах, вместо рыжего налета появляется серая или черная пленка. Красота! Вот только, как показывает практика, эффект этот очень недолговечен. Со временем коррозия возвращается, причем еще в большем объеме. Почему же так происходит?

Вы вообще понимаете, что применяете?

На самом деле существуют различные средства, отличающиеся и по структуре, и по составу, и по способу действия, поэтому предназначение, особенности применения и эффективность могут существенно различаться. И это обязательно следует учитывать при их использовании. Так, одни препараты лучше работают с одними металлами и покрытиями, другие – с другими.

Как правило, преобразователи ржавчины содержат кислоту, что означает необходимость средств индивидуальной защиты и мер безопасности при их использовании. Также после воздействия таких агрессивных средств требуется промывать обработанный участок раствором воды и соды, чтобы нейтрализовать действие кислоты. В противном случае коррозия очень быстро вернется.


В свое время мы проводили испытания различных преобразователей ржавчины: взяли старый ржавый рельс, который обработали разными составами, покрасили краской из баллончика, залили соляным раствором и оставили так на две недели. Вердикт тогда был такой: "Дорогие преобразователи однозначно лучше дешевых. Но главное, что мы выяснили, – ржавчину перед покрасочными работами нужно старательно удалять механически, ибо защитный слой преобразователей отнюдь не вечный. Красить поверх этих препаратов точно не стоит, лучше пользоваться специальным грунтом. А в запущенных случаях пескоструйная обработка всему голова!"

Что скажет специалист?

На тему преобразователей ржавчины мы пообщались с одним из наших постоянных технических консультантов – маляром с 20-летним стажем. Мы задали ему пару вопросов и получили достаточно исчерпывающие ответы.

– Почему преобразователи ржавчины "не работают"?

– Они работают. Я их применяю постоянно – и получаю нужный эффект. Проблемы возникают, если материалы используются не по назначению или используются неправильно. Это к слову о том, что читать инструкцию и выполнять ее все-таки надо.

Начнем с того, что преобразователи ржавчины бывают разных типов, у них разные составы и разные свойства, поэтому могут отличаться условия и требования по применению. Например, я использую одно средство на базе ортофосфорной кислоты. Оно не требует смыва после применения, но у него есть ограничение по глубине проникновения. Глубже 100 микрон оно не работает, так что его лучше использовать в ситуациях, когда коррозия поверхностная.

Глубоко поврежденные детали "лечу" другим средством – на базе соляной кислоты. Оно будет "выгрызать" ржавчину столько, сколько ты его будешь наносить. Таким препаратом может быть вытравлен любой "жук". Но после этого деталь надо обязательно вымывать – гасить кислоту раствором воды и соды. То есть у каждого препарата – свои особенности и специфика применения. Поэтому надо вникать в особенности и следовать инструкции.


– А из-за чего еще не удается избавиться от коррозии и она возвращается вновь?

– Во-первых, из-за низкого качества самих работ. Преобразователь ржавчины – это не панацея. Нельзя обойтись только им. Это вообще вспомогательное средство. Сначала деталь обрабатывается механически, ржавчина удаляется абразивом, пескоструем. Вот если она слишком глубоко или до нее по каким-то причинам нельзя добраться, тогда помогает химия. В любом случае коррозию следует полностью удалять. Если оставить, рано или поздно она выйдет наружу. Сначала "пробьет" защитную пленку, потом грунт, краску, лак.

Во-вторых, проблемы возникают из-за того, что работы проводятся в условиях повышенной или меняющейся влажности. Скажем, гараж днем отапливается, ночью остывает – возникает конденсат, влага попадает на подготовленную деталь. Это надо учитывать и успевать

Наконец, в-третьих, из-за отсутствия оборудования и материалов или нежелания "возиться" деталь окрашивается обычной однокомпонентной краской из баллончика. А такие покрытия не обладают ни атмосферной, ни механической стойкостью. Да, преобразователь ржавчины образует защитную пленку, но надо понимать, что она тонкая и далеко не вечная, рано или поздно повреждается и перестает нести защитную функцию. Вот так ржавчина и возвращается.


– Преобразователь ржавчины – это ведь только один из вариантов химических средств в борьбе с коррозией?

– Да, конечно. Скажем, кислотные грунты (также с применением ортофосфорной кислоты) обладают теми же качествами, просто в меньшей степени. Они тоже приостанавливают процесс коррозии. Именно по этой причине я использую их при перекраске старых кузовных элементов.

Скажем, эпоксидный грунт такими качествами не облает, он просто полностью закрывает деталь, не давая процессам развиваться. Но это хорошо для новых деталей, которые не имели очагов коррозии. Старые, которые чистили, пескоструили, как правило, все равно имеют мельчайшие очаги – их лучше закрывать кислотными грунтами.

Наш вердикт

Преобразователь ржавчины может быть эффективным, если правильно подобрать средство и использовать его в соответствии с инструкцией. Также подготовку поверхности и дальнейшее "закрытие" качественным ЛКП никто не отменял. Если же вы используете преобразователь просто потому, что так проще (слегка зачистил, пшикнул, "залил" краской из баллончика), то и результат будет соответствующим. Чудес не бывает. Даже с химией.

Преобразователи продуктов коррозии (ржавчины)


Преобразователи продуктов коррозии (ржавчины) – это специально разработанные соединения, которые преобразуют продукты коррозии (ржавчину) в прочную защитную пленку непосредственно на обрабатываемой поверхности. Преобразователи продуктов коррозии могут быть в виде суспензий, эмульсий или растворов. При нанесении на поверхность металла формулируется пленка, обладающая высокой защитной способностью и хорошей адгезией к подложке. Чаще всего она служит промежуточным слоем между металлом и основным лакокрасочным покрытием.

Очень часто преобразователи продуктов коррозии называет еще «модификатором ржавчины» или «преобразователем ржавчины».

Преобразователи ржавчины используются для защиты от коррозии металлических конструкций, изготовленных из низколегированных или углеродистых сталей. Кроме того, слой ржавчины (продуктов коррозии) не должен превышать 100 мкм.

В состав большинства современных модификаторов продуктов коррозии входит фосфорная кислота, но есть и такие, что изготовлены на основе таннина, оксикарбоновых многоосновных кислот и др. (даже цемента!).

Широкое распространение получили преобразователи ржавчины на основе пленкообразующих веществ. Такие составы называются еще преобразующими грунтовками, т.е. грунтовочными преобразователями коррозии (ГПК).

Все составы взаимодействуют с продуктами коррозии по-разному. Поэтому их условно можно разделить на несколько групп:

— грунтовки-модификаторы (образуют основу под лакокрасочный материал);

— стабилизаторы продуктов коррозии (они преобразуют нестабильные гидраты окиси железа в более устойчивые соединения, такие, как магнетит и т.п.);

— преобразователи продуктов коррозии, которые при взаимодействии с металлом оказывают химическое воздействие на ржавчину (превращают ее в малорастворимые соли (фосфаты цинка, железа, бария, марганца и т.п.);

— специальные пенетрационные составы, которые при взаимодействии с продуктами коррозии уплотняют их, т.к. обладают хорошей проникающей способностью (алкидные смолы, растительные масла и др.).

В состав преобразователей ржавчины входят: ингибиторы, биоциды, пигменты, гидрофобизаторы и другие соединения, которые способствуют повышению защитные свойства покрытий. Все преобразователи ржавчины имеют разную вязкость, которая и является определяющим фактором в выборе способа нанесения состава на поверхность металла. Есть очень вязкие модификаторы (типа АПРЛ-2 и др.), а есть жидкие водные растворы (П-1П). В зависимости от консистенции преобразователь ржавчины можно наносить: кистью, распылением, окунанием или струйным обливом.

Перед нанесением преобразователя ржавчины обязательно нужно подготовить поверхность. Для этого счищают рыхлые и сыпучие верхние слои ржавчины, также удаляют пластовые продукты коррозии.

Рекомендуется использовать преобразователи ржавчины для защиты от коррозии металлоконструкций в полевых условиях. К ним можно отнести опоры линий электропередач, наружная часть трубопровода, мосты, резервуары для хранения топлива в жидком состоянии, оборудования гидроэлектростанций, суда и другое. Если продукты коррозии или плотно сцепленная с металлом окалина занимают не более 30% поверхности, то применение преобразователей ржавчины даст положительный результат.

Не рекомендуется применять преобразователи ржавчины для покрытия слоя продуктов коррозии, образовавшегося в атмосфере, которая содержит большое количество сероводорода, аммиака, сернистого газа и т.п. Также не желательно применение модификаторов во влажных тропических условиях (при этом качество покрывных лакокрасочных материалов значение не имеет). Если предъявляются повышенные требования к декоративному виду, то использование преобразователей ржавчины также нецелесообразно.

Различные преобразователи ржавчины
На сегодняшний день известно более пятидесяти отечественных составов преобразователей ржавчины. Импортных насчитывается еще больше.

Преобразователи ржавчины применяются для защиты от коррозии различного оборудования, машин, агрегатов и многого другого. Давайте рассмотрим некоторые наиболее перспективные и эффективные составы.

Грунтовочный преобразователь коррозии ЭВА-0112 (ТУ 6-10-1234-79) – двухупаковочная система, которая состоит из 85%-й ортофосфорной кислоты и основы. Эти составляющие смешиваются непосредственно перед самим применением в соотношении 3:100. После того, как грунтовка-модификатор ржавчины замешана, ее необходимо использовать в течение 24 часов (1 суток). Если температура не ниже ноля, то основу можно хранить в запакованном виде около 6 месяцев. ЭВА-0112 очень эффективен, если его использовать в сочетании с лакокрасочным покрытием на основе эпоксидной смолы. Для улучшения характеристик преобразователя ржавчины ЭВА-0112 рекомендовано в его состав дополнительно вводить бензидин, карбонат бария или 4,4-диаминдифенил в количестве около 0,05 – 0,5%.

Преобразователь ржавчины можно использовать и на поверхности металла, которая прокорродировала неравномерно. Пленка, которая образуется в результате нанесения ЭП-0180, может использоваться и как самостоятельное защитное покрытие. Очень хорошо с данным модификатором ржавчины сочетаются перхлорвиниловые и эпоксидные лакокрасочные материалы. ХВ составы наносятся на поверхность, обработанную преобразователем ржавчины ЭП-0180 не позднее, чем через 6 – 10 часов (после того, как нанесли модификатор) и по слою грунта еще неотвержденному, а ЭП – через 24 часа. Преобразователь ржавчины наносится на сухую поверхность с использованием кисти или пневматического распыления. После высыхания приобретает красно-коричневую окраску.

Грунтовка-модификатор ржавчины ЭВА-01-ГИСИ (ТУ 81-05-121-79). Это двухупаковочная система, которая состоит из 70%-го раствора ортофосфорной кислоты и основы, смешанных в соотношении 5-7:100. Основа, в свою очередь, состоит из поливинилацетатной дисперсии, с добавками поверхностно активного вещества (ПАВ) ОП-7 или ОП-10. Также в основу добавляются в небольшом количестве красная и желтая кровяные соли.

Существует много модификаций грунтовки-преобразователя ржавчины ЭВА-01-ГИСИ. Вот некоторые из них:

— ЭВА-07-ГИСИ (дополнительно содержит в своем составе 1% параформа, благодаря чему обладает повышенной влагостойкостью и устойчивостью к воздействию биологических факторов);

— ЭВА-03-ГИСИ (с добавками катапина и фурилового спирта, которые повышают биоцидные, ингибирующие и гидрофобизирующие свойства грунтовочного слоя);

— ЭВА-016-ГИСИ (имеет повышенные защитные свойства, содержит 0,5 – 1% бихромата аммония; данные преобразователь ржавчины более технологичен и рекомендован в сочетании с эмалями ВН-30 и КО-198);

— ЭВА-012-ГИСИ (содержит в составе 1% глиоксаля и обладает повышенной стойкостью к воздействию влаги).

Модификатор ржавчины МС-0152 – однокомпонентная система. МС-0152 – это суспензия наполнителей и пигментов в растворе карбоксилсодержащего стиромаля (полимер). В состав также входит смесь органических растворителей.
Стиромаль – это сополимер малеиновой кислоты и стирола. Около 50% состава – карбоксильные группы. Модификатор ржавчины МС-0152 отличается от подобных соединений тем, что его можно использовать даже и при отрицательных температурах (до -15°С).
Преобразователь ржавчины «Цинкарь» используется для обработки металлических (в основном, стальных) поверхностей. Основа данного преобразователя продуктов коррозии — очищенная ортофосфорная кислота. В качестве активных компонентов используются соли марганца и цинка. Именно за счет этих двух составляющих «Цинкарь» оказывает двойное воздействие на поверхность металла. Марганец способствует упрочнению защитного слоя, который образуется после нанесения преобразователя продуктов коррозии. Наблюдается эффект легирования металла. Окись железа (ржавчина) при воздействии «Цинкаря» разрушается и преобразуется в фосфаты.
Преобразователь продуктов коррозии «Цинкарь» не воспламеняется, но является токсичным, поэтому работать с ним необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Также нужно беречь глаза и кожу от прямого попадания средства.

Как пользоваться преобразователем ржавчины? (Мое мнение) Прошу РЕПОСТ!


Решил сделать такой коротенький пост о том, как, на мой взгляд, правильно пользоваться преобразователями ржавчины, а если быть точнее, то — что такое преобразователь ржавчины?
Это определенное соотношение ортофосфорной кислоты и простой воды…

Кстати, ортофосфорная кислота содержится в Кока Коле (если посмотреть состав), именно поэтому Кола снимает легкий слой коррозии с каких либо изделий, именно легкий, т.к. концентрация этой кислоты в Коле мизерная.

И какой бы крутой не был производитель (Хай Гир, Цинкарь, тот что у меня на фото, хоть с планеты Юпитер), там будет в основном, один состав, вода и ортофосфорная кислота!

Конечно, различные производители дабы привлечь стадо зомбированых покупателей добавляют туда, чудо добавки, аля цинк, еще что-то там, элексир молодости и т.д.
Вот скажите, Вы действительно думаете, что если в преобразователь или какой либо грунт добавлен, якобы цинк, то металл в итоге, будет как оцинкованый?

Порой читаю на форумах, как люди рекомендуют друг другу покрыть кузов грунтом с цинком, тогда цинк будет держать очаги коррозии и не давать развиваться ей дальше… Мне лично, сразу хочется разбить монитор об асфальт и улететь в другую галактику, может хоть там понимают, что цинковое покрытие наносится не с пшикалки балончика…

Вернемся к теме!

У меня на багажнике есть несколько покрывшихся коррозией площадок, я их специально не удаляю, что бы экспериментировать в войне с ржавчиной)

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

В ближайшем магазине купил первый попавшийся преобразователь ржавчины, втридорога, так как вода и кислота стоят копейки, а барыгам нужно нажиться!

Можно поискать отдельно продающуюся чистую ортофосфорную кислоту в хим.магазинах, там цена за литр будет около 100 рублей, в итоге, вперемешку с водой, выйдет чуть ли не 4 литра этого "преобразователя ржавчины".
Только без чудо цинка, который нужен только для привлечения населения и поднятия цены.

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

Итак, следуем указанию производителя: удаляем рыхлый слой ржавчины, кистью втираем преобразователь, после высыхания удаляем щеткой избыточный налет состава, затем наносим второй слой, ждем 30-40 минут и снова удаляем щеткой избыточный налет этого чудо состава!

В итоге получаем вот что…

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

По идее, можно обезжиривать, наносить грунты и красить, все как сказал производитель, многие так и делают…, что я и видел во многих отчетах по подготовке кузова к окраске!
А теперь смотрим дальше.

Суть проблемы заключается в темно-серых и черных точках, производитель умалчивает о том, что их быть НЕ ДОЛЖНО!
А почему их быть не должно?!

После всей процедуры, что указал барыго-производитель, я расковырял отверткой темное пятнышко и вот что там увидел…

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

А там ржа… И причем такая, как будто ее вовсе и не "преобразовывали, ДАЖЕ С ЦИИИНКОООМ" — это означает, что если следовать инструкции производителя, то мы просто скроем ржавчину в корнях… будет кусок г--на в красивой обертке, как и всё в современном мире или почти всё!

Многие еще любят по днищу пройтись "антикоррозийной мастикой"… смысл такой же… а потом удивляются почему на вид целое днище пробивается пальцем… просто рука-лицо… А своим мозгом не догадаться, что нанеся на ржавчину мастику даже "как написал производитель, АНТИКОРРОЗИЙНУЮ", то тем самым ты просто попшикаешь освежителем воздуха в задрищеном сортире, а корни причины останутся…

Идем дальше…
Я начал ковырять каждое темное пятнышко и вот, что получилось на выходе:

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

Сами все видите!

Короче… вот моя инструкция по применению преобразователей ржавчины:

— Зачищаете рыхлый слой ржавчины
— втираете кисточкой преобразователь
— через пару минут вытираете его тряпкой
— снова чистите коррозию наждачками, щетками, дрелью, пескоструем, как хотите…
— снова втираете кисточкой преобразователь, ждете несколько минут
— опять вытираете тряпкой и чистите наждачкой это место
— и только тогда, когда метал будет белый, без серых-черных пятен, можно обезжиривать, покрывать кислотным грунтом и т.д.
Хоть 10 раз, хоть 20 раз мажьте и чистите!
Да это долго, да это тяжело, да в сервисах никто так делать не будет…

Никакого промежуточного слоя этого высохшего преобразователя быть не должно, он должен только ПОМОГАТЬ ВЫЧИСТИТЬ РЖАВЧИНУ, но никак не преобразовывать её в "красивую обертку"

Я удаляю остатки высохшего преобразователя наждачкой, а лучше еще пройтись по этому месту расствором соды, что бы нейтрализовать действие кислоты! Преобразователем промазал и увидел, что чёрных точек не появляется, то вытер его сразу тряпкой, затер это место еще раз наждачкой хорошенько, а затем обезжиривание и можно грунтовать. Т.е. для меня преобразователь, как тест на беременность, только там две полоски, а тут черные точки)
.

После моих манипуляций я получил такой результат!

Фото в бортжурнале Audi 80 (B4)

Вот сейчас можно приступать к полноценной окраске…
На этом все!
Может, кто-то посчитает это глупостью, кто-то согласится!
Всем успехов!

Читайте также: