Генетическая взаимосвязь неметаллов металлов и их соединений

Обновлено: 03.07.2024

Тема: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ металлами и неметаллами и их соединений. 9-класс.

Цели: образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций; воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.

Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости», «Ряд активности металлов», инструкции для студентов, задания для проверки знаний.

Ход работы: 1) Орг. момент

3) Изучение нового материала

1) Орг. момент. Приветствие.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

2 . Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

→основный оксид→металл

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

1 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

2 . Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

→кислотный оксид→неметалл

Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь?Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять?Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

например, генетический ряд калия K → K2O → KOH→ KCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

например: Cu→ CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл

Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. Составьте формулы солей, которые могут быть образованы магнием и кислотами вашего варианта. Запишите их, назовите.

6. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

7. В вашем варианте выберите формулы веществ, с которыми может реагировать раствор ортофосфорной кислоты (соляной, серной). Составьте соответствующие уравнения реакций.

9. Среди формул своего варианта выберите формулы веществ, способных взаимодействовать между собой. Составьте соответствующие уравнения реакций.

10. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: ZnSO4, Zn, ZnO, Zn, Zn(OH)2: II вариант: Na 2 SO 4, NaOH , Na , Na 2 O 2 , Na 2 O


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


Смешанное обучение


Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Цели: образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций; воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения. Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости», «Ряд активности металлов», инструкции для студентов, задания для проверки знаний. Ход работы: 1) Орг. момент 2) Проверка д/з 3) Изучение нового материала 4) Закрепление 5) Д/З Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях. Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент. Среди металлов можно выделить две разновидности рядов: 1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль Например, K→K2O→KOH→KCl 2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→ →основный оксид→металл Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: 1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4 2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота: неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→ →кислотный оксид→неметалл Например, Si→SiO2→Na2SiO3→H2SiO3→SiO2→Si

Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для 9 класс. Составлен в форме КСП.

Просмотр содержимого документа
«Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.»

Тема урока:Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений.

Школа:СОШ Махамбет

Дата:28.02.2017г.

ФИО учителя:Убишева Гулим Муратовна

присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Обобщить полученные знания о неметаллах, металлах и их соединениях, выявить генетическую взаимосвязь, используя новые подходы в обучении.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

Смогут классифицировать вещества на простые и сложные, основания, кислоты, соли.

Большинство учащихся будут уметь:

Смогут развить умений строить логические связи, осмысленно двигаясь по генетической цепочке “ простое вещество – оксид – гидроксид (кислота) – соль”, а также умение делать выводы

Некоторые учащиеся смогут:

Смогут сформировать понятия о единстве неорганических и органических веществ, об отсутствии резкой границы между веществами живой и неживой природы.

Языковая цель:

Учащиеся могут:

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Ключевые слова и фразы:

Генетическая взаимосвязь, кислоты, оксиды, основания, соли.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:

Вопросы для обсуждения:

На что делятся вещества?

Простые вещества делятся на.

Сложные делятся на.

Что такое кислоты?

Что такое основания?

Что такое оксиды?

Что такое соли?

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Можете ли вы сказать почему ?

Подсказки:генетическая вазимосвязь.

Генетической связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Предыдущее обучение

Учащиеся знакомились с неметаллами и металлами.

Планируемын сроки

Планируемые действия(замените записи ниже запланированными действиями)

Формирование групп методом «Палочки мороженного»

Проверка д/з. Учащиеся заранее подготовили подкаст на тему:" роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах"

Взаимооценивание групп, учитывая разработанные критерии по методу «Две звезды и одно пожелание»)

Простые вещества делятся на.

Сложные делятся на.

Можете ли вы сказать, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов?

Обсуждаем вместе с классом критерий успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- -уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

-доказать генетическую взаимосвязь неметаллов , металлов и их соединений с помощью уравнений реакций.

презентация, интерактивная доска.

Индивидуальная работа

Метод «Чтение с пометкой»:

Работа в группах (каждой группе выдается конверт с заданием. Задача каждой группы составить генетическую связь и доказать ее уравнениями реакций)

3группа – Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuSO4

Учащиеся работают в течение 7 минут.

Использую метод « Светофор» для определения усвоения нового материала.

Теперь ЗАДАНИЕ: распределите вещества по группам и ответы запишите на листах бумаги.

Мы рассмотрели небольшие фрагменты взаимопревращений веществ. Эти взаимопревращения различных веществ называются генетической связью (от слова “генезис” - происхождение) или (“генео” - рождаю)

Понятия “оксид”, “кислота”, “основание”, “соль” образуют систему, находящуюся в тесной взаимосвязи, она раскрывается при получении веществ одного класса из веществ другого класса. Она проявляется в процессе взаимодействия веществ и активно используется в практической деятельности человека. Как вы думаете, ребята, достигли мы цели, которую ставили в начале урока? Сейчас мы это проверим.

Задание№2 Вам самим необходимо составить генетическую цепочку взаимопревращений для другой группы.

Учебник «Химия»«Химия -9», авторы М.Усманов, К.Сакарьянова , издательство «Атамұра», 2013 , флипчарты, ноутбук, стикеры, интерактивная доска; конверты с заданиями, лист "приложение 1"

Рефлексия методом "Чемодан, мясорубка, корзина"

Учащиеся отвечают на следующие вопросы.

-Всё что пригодится в дальнейшем - Информацию переработаю - Всё выброшу

Написать сказку «Жили-были металлы и неметаллы»

Презентация «Чемодан, мясорубка, корзина»

Дополнительная информация

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

индивидуальная работа, творческая работа в группе.

взаимооценивание групп по методу «Две здвезды и одно пожелание»

Само оценивание "Лестница успеха" по критериям успешности:

-четкое знание классификации веществ;

- уметь составлять уравнения химических реакций, опираясь на знания о неметаллах и металлах;

Использование здоровье сбержение

Бережное отношение к природе

Презентация «Чемодан, мысорубка, корзина

Рациональное использование времени

Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли хорошо (с учетом преподования и учения?)

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподования и учения?)

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


Приложение 1

Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл

Рассмотрим признаки генетического ряда веществ:

Все вещества генетического ряда должны быть образованы одним химическим элементом.

Вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, должны принадлежать к разным классам ( т.е. отражать разные формы существования химического элемента)

Вещества, образующие генетический ряд одного химического элемента, должны быть связаны взаимопревращениями.

Деление веществ на классы достаточно условно. Например, мы знаем, что кислоты подразделяются на одно-, двух- и трехосновные, но их обычно не выделяют в отдельные классы соединений. Точно также не являются отдельными классами сильные и слабые кислоты. Это же справедливо и для оснований.

Между классами существует важная связь, которую называют генетической ("генезиз" по-гречески обозначает "происхождение"). Эта связь заключается в том, что из веществ одного класса можно получить вещества других классов.

Существует два основных пути генетических связей между веществами: один из них начинается металлами, другой – неметаллами.

Такие цепочки называются генетические ряды. Эти ряды образуют “родственные вещества”, которые взаимосвязаны между собой генетическими связями. Т.е.имеют одно начало.

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
1.Генетический ряд , в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следуюших превращений: металл--основный оксид--щёлочь--соль, например генетический ряд калия K--K2O--KOH--KCl.
2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: металл--основный оксид--соль--нерастворимое основание--основный оксид--металл. Например:Cu--CuO--CuCl2--Cu(OH)2--CuO--Cu

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл--кислотный оксид--растворимая кислота--соль.

Например: P--P2O5--H3PO4--Na3PO4.
2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота : неметалл--кислотный оксид--соль--кислота--кислотный оксид--неметалл, Например:
Si--SiO2--Na2SiO3--H2SiO3--SiO2--Si.

КГУ "Средняя общеобразовательная школа Махамбет Зеленовского районного отдела образования"

Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.

06.03.2015 Генетическая взаимосвязь металлов и неметаллов и их соединений. Об.

Дайте определение солей.
Сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.

H3РO4ВaCL2KOHAlCl3SO2HNO3Ca(OH)2Na2OBaSO4CO2Основные оксидыКислотные оксидыОс.

Какие типы химических реакций знаете? Какая реакция называет.

Какие типы химических
реакций знаете?
Какая реакция называется реакцией нейтрализации?
Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?


Главный вопрос урокаМогут ли разные классы неорганических соединений взаимоде.

Главный вопрос урока
Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Генетическая связь -– это связь между веществами, которые относятся к разным.

Генетическая связь -
– это связь между веществами, которые относятся к разным классам.

Основные признаки генетических рядов:1. Все вещества одного ряда должны быть.

Основные признаки генетических рядов:
1. Все вещества одного ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ.
3. Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов в осн.

Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу которой положен один и тот же неметалл.
неметалл
кислотный оксид
кислота
соль

Р Р2О5 Ag3РО4 Н3РО4 S

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основ.

Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов в основу которой положен один и тот же металл.
Металл
Основной оксид
основание
соль

Са СаО Са(ОН)2 соль

Выводы:Вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений связа.

Выводы:
Вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений связаны друг с другом
Взаимосвязь веществ отражена генетическими рядами
Выделяют генетические ряды металлов и неметаллов
Общая взаимосвязь классов неорганических соединений называется генетической

Задание составьте генетический ряд 1 ряд: магния 2 ряд: углерода.

составьте генетический ряд
1 ряд: магния
2 ряд: углерода
3 ряд: натрия

Задание: Осуществите превращения: Zn ZnO Zn(OH)2.

Задание: Осуществите превращения:
Zn ZnO Zn(OH)2 ZnSO4

Даны цепочки превращений:a) Br2 HBr NaBr NaNO3 б) Fe FeCl2 Fe(OH)2.

Даны цепочки превращений:
a) Br2 HBr NaBr NaNO3
б) Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe
в) CaCO3 CaO CaC2 C2H2
г) Si SiO2 Na2SiO3 H2SiO3
1 уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда.
2 уровень. Найдите и выпишите генетические ряды элементов. Запишите уравнения химических реакций, иллюстрирующих переходы для одного генетического ряда. Реакции ионного обмена запишите в молекулярной и ионной форме.

Домашнее задание:Решить схему уравнений: Сu CuO CuSO4 Cu(OH)2.

Домашнее задание:
Решить схему уравнений:
Сu CuO CuSO4 Cu(OH)2 CuO Cu

Тема урока: Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.

Тип урока: №4 обобщения и систематизация ЗУН учащихся

Цель урока: обобщениезнаний учащихся о свойствах металлов и неметаллов и их соединений.

О. обобщить и систематизировать знания учащихся о взаимосвязи металлов, неметаллов и их соединениях, генетических рядах металлов и неметаллов.

Р. Развивать мышление, логику учащихся, умение решать схемы уравнений, составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

В. Вовлечение в активную практическую деятельность, воспитание коллективизма, взаимоподдержки, уважения друг к другу.

Формы урока: урок - практикум

Методы обучения: наглядно-демонстрационный метод, фронтальный опрос

Технологии: ИКТ с элементами критического мышления

Наглядности: ПСХЭ, таблица растворимости кислот, солей и оснований, презентация.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Место практической работы: рабочее место учащихся

Работа со слабоуспевающими: работа у доски

Приветствие. Отчет консультантов о подготовке класса к уроку.

Темы: Генетическая взаимосвязь неметаллов, металлов и их соединений, обобщение знаний по неметаллам и металлам.

Цели: обобщить знания о металлах, неметаллах и их соединениях.

Задачи: знать свойства металлов, неметаллов и их соединений, уметь решать схемы уравнений.

Мотивация: подготовка к ВОУД.

1.Какие классы соединений вы знаете?

2.Дайте определение оксидов

4.Дайте определение кислот?

5.Дайте определение оснований

6.Дайте определение солей.

Работа у доски: Распределить химические соединения по классам.

7. Какие типы химических реакций знаете?

8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

9. Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?

4. Обобщение и систематизация

Главный вопрос урока:

Могут ли разные классы неорганических соединений взаимодействовать друг с другом?

Единство и многообразие химических веществ наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в генетических рядах. Наиболее важными признаками генетических рядов являются:

1. Все вещества одного ряда должны быть образованы одним химическим элементом, например, Cl2 HCl NaCl AgCl – генетический ряд хлора.

2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам химических веществ, например, в вышеприведенном ряду:

простое вещество кислота соль соль

3. Вещества, образующие генетический ряд элемента, должны быть связаны между собой взаимопревращениями. Ряд называется полным, если он начинается и заканчивается простым веществом, и неполным, если заканчивается другим веществом, например, приведенный выше ряд неполный, а если добавить переход AgCl Cl2, ряд будет полным.

Генетическим называют ряд веществ – представителей разных классов неорганических соединений, являющихся соединениями одного и того же химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что мы называем генетическим рядом веществ?

2. перечислите наиболее важные признаки генетических рядов?

3. В каком случае генетический ряд элемента будет считаться полным?

4. Сколько выделяют типов генетических рядов элементов?

Рассмотрим генетический ряд металла.

Генетический ряд металла

Генетический ряд железа со степенями окисления +2 и +3.

Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe FeCl3 Fe(OH)3 Fe2O3 Fe

Ряд завершен, начинается и заканчивается простым веществом – железом. Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

1. Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

2. FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl

3. Fe(OH)2 FeO + H2O

4. 3FeO + 2Al = Al2O3 + 3Fe

5. 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

6. FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3 + 3 NaCl

7. 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O

8. Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд железа. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Генетический ряд неметалла

Генетический ряд серы со степенями окисления +4 и +6.

S SO2 H2SO3 Na2SO3 SO2 SO3 H2SO4 SO2 S

Ряд завершен, начинается и заканчивается простым веществом – серой. Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

2. SO2 + H2O = H2SO3

3. H2SO3 +2NaOH = Na2SO3 + 2H2O

4. Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O

5. 2SO2 + O2 = 2SO3

6. SO3 + H2O = H2SO4

7. Cu + 2H2SO4 ( конц .) = CuSO4 + SO2 + 2H2O

8. SO2 + 2H2S = 2H2O + 3S

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд серы. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Генетический ряд амфотерного элемента

Генетический ряд амфотерного металла – алюминия, который в зависимости от типа превращения может проявлять свойства кислоты и основания.

Уравнения реакций, при помощи которых можно получить все вещества ряда:

1. 4Al + 3O2 = 2Al2O3

2. Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O

3. Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3 + 3Na2SO4

4. Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

5. Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O

6. 2AlCl3 + 3Ca = 3CaCl2 + 2Al

7. Al2O3 + 2NaOH + 3H2O = 2Na[Al(OH)4]

8. Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O

Генетический ряд какого элемента мы видим? Проанализируем генетический ряд алюминия. Дадим названия исходным веществам и продуктам реакции. Является ли данный генетический ряд полным? Почему?

Давайте разберем примеры:

Назовите признаки, которые характеризуют генетический ряд.

Даны цепочки превращений:

a ) Br 2 HBr NaBr NaNO 3

б ) Fe FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe

в ) CaCO3 CaO CaC2 C2H2

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений

· Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

· Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

· Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

· Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

· Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

· Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

· Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

· Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

· Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

иллюстрировать уравнениями химических реакций генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Компетенции:

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

Тип урока:

· по дидактической цели: урок актуализации знаний;

· по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя

Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя ( 4 правильных –«5», 3-«4», 2-«3», 1-«2»)

Просмотр содержимого документа
«Генетическая связь металлов, неметаллов и их соединений»

9 кл. Урок № 47 Тема: «Генетическая связь Ме, неМе и их соединений» .

Цели и задачи урока:

Познакомиться с понятием «генетическая связь».

Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию «генетической связи» и генетическим рядам металла и неметалла;

Закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам;

Развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;

Развивать представления о причинно-следственных связях явлений.

Восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;

Сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;

Продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.

Воспитывать чувство ответственности за полученные знания.

Планируемые результаты:

Знать определения и классификацию неорганических веществ.

Уметь классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам; составлять генетические ряды металла и неметалла;

Познавательные умения: систематизировать и классифицировать информацию из письменных и устных источников.

Деятельностные умения: осуществлять рефлексию своей деятельности, действовать по алгоритму, уметь самому составлять алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации; понимать язык схем.

Коммуникативные умения: строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта и результата.

по дидактической цели: урок актуализации знаний;

по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).

Девиз урока: “Единственный путь,
ведущий к знанию, — это деятельность” (Б.Шоу). слайд 1

На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме .Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”Работа по карточкам

Задание 1. “Третий лишний” слайд 2

Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”) слайд 4

Учащиеся дают определение выбранному классу и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.

Дают название выбранному веществу ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

(Учащиеся работают в парах, желающие у доски. ( «4-5» записывают ответы формулами, «3» словами).

3. оксид кремния, оксид магния;

5. карбонат магния, сульфат натрия

6. гидроксид бария, гидроксид железа (III);

III. Изучение нового материала.

1.Определение темы урока совместно с учащимися.

В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны. Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.

Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов. Схема генетических рядов.

Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).


Р Р2O5 H3РO4 Na3 РO4

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3

? Как в биологии называется носитель наследственной информации?(Ген).

? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки? (металл и неметалл).

Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими. Тема нашего урока «Генетическая связь Ме и неМе» слайд 8. Откройте тетрадь запишите число и тему урока. Как вы думаете какие цели нашего урока? Познакомиться с понятием «генетическая связь».Научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов.

2.Давайте дадим определение генетическая связь.

Генетической связью – называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения. Слайд 9,10

Признаки которые характеризуют генетический ряд: слайд 11

1.Вещества разных классов;

2.Разные вещества образованные одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существование одного элемента;

3.Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.

3.Рассмотреть примеры генетической связи Ме.

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений: слайд 12

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO
1. 2 Cu+O2→ 2 CuO 2. CuO+ 2HCI→ СuCI2 3. СuCI2+2NaOH→ Сu(OH)2 +2NaCI

2 CuO +H2O

4.Рассмотреть примеры генетической связи неМе.

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов: слайд 13

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде: неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль Например, P→P2 O5→H3 PO4→Сa3 (PO4)2
1. 4P+5O2→ 2P2O5 2. P2O5+ H2O→ 2H3PO4 3. 2H3PO4+3 Ca(ОН )2→ Ca3 (PО4)2+6 H2O

5.Составление генетического ряда. Слайд 14

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений: металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→ K2 O →KOH→ KCl(составить уравнения самостоятельно, кто работает «3», одна ошибка «3», две ощибки «2»).

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→кислотный оксид→неметалл

Например, Si→SiO2→Na2 SiO3→H2 SiO3→SiO2→Si (составить уравнения самостоятельно, кто работает «4-5»). Самопроверка. Все уравнения верны «5», одна ошибка «4», две ошибки «3».

5.Выполнение упражнений диф-но (самопроверка). Слайд 15

1.Осуществите превращения по схеме.(задание «4-5»)

Задание 1. На рисунке соедините линиями формулы веществ в соответствии с их расположением в генетическом ряду алюминия. Составить уравнения реакции. Слайд 16

Задание 2. “Попади в цель”. Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция. Составьте уравнения реакций этих превращений. Слайд 18

2.Осуществить задание по схеме. Составьте уравнения реакций этих превращений.

2 H2SO3 Na2SO3 или облегченный вариант

IV.Закрепление ЗУН

Часть А. (задания с одним правильным вариантом ответа)

1.Генетический ряд металла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

б) вещества, образующие ряд на основе одного неметалла в) вещества, образующие ряд на основе металла или неметалла г) вещества из разных классов веществ, связанных превращениями

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: C → X → CaCO3

а)CO2 б)CO в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Na → Y→NaOH а)Na2O б)Na2O2 в)H2O г)Na

4.В схеме превращения: CuCl2 → A → B→ Cu формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)CuO и Cu(OH)2 б)CuSO4 и Cu(OH)2 в)CuCO3 и Cu(OH)2 г)Cu(OH)2 и CuO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода CO2 → X1 → X2 → NaOH а)карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия в)карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений: Э → Э2О5 → Н3ЭО4 → Na3ЭO4 а)N б) Mn в)P г)Cl

Часть В. (задания с 2-мя и более правильными вариантами ответа)

1.Установите соответствие между формулами исходных веществ и продуктов реакции:

Формулы исходных веществ Формулы продуктов

2.Раствор сульфата меди (II) взаимодействует:

а) гидроксид калия (раствор) б) железом в) нитратом бария (раствор) г) оксидом алюминия

д) оксидом углерода(II) е) фосфатом натрия (раствор)

Часть С. ( с развернутым вариантом ответа)

1.Осуществить схему превращения веществ:Fe →FeO → FeCI2 → Fe(OH)2 → FeSO4

Вариант 2.

1.Генетический ряд неметалла – это: а) вещества, образующие ряд на основе одного металла

2.Определить вещество «Х» из схемы превращения: P → X → Ca3(PO4)2 а)P2O5 б) P2O3 в)CaO г)O2

3.Определить вещество «Y» из схемы превращения: Ca → Y→Ca(OH)2

4.В схеме превращения: MgCl2 → A → B→ Mg формулами промежуточных продуктов А и В являются: а)MgO и Mg(OH)2 б)MgSO4 и Mg(OH)2 в)MgCO3 и Mg(OH)2 г)Mg(OH)2 и MgO

5.Конечным продуктом в цепочке превращений на основе соединений углерода:

CO2 → X1 → X2 → NaOH а) карбонат натрия б)гидрокарбонат натрия

в) карбид натрия г)ацетат натрия

6.Элементом «Э», участвующим в цепочке превращений:

NaOH + HCl Г) NaCl + H2O

2. Соляная кислота не взаимодействует:

а) гидроксид натрия (раствор) б) кислородом в) хлоридом натрия (раствор) г) оксидом кальция

д) перманганатом калия (кристаллический) е) серной кислотой

Часть С. (с развернутым вариантом ответа)

Осуществить схему превращения веществ:S →SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4 → BaSO4

V.Итоги урока. Выставление оценок.

VI.Д/З стр.215-216 подготовиться к пр№3 Вариант 1 задания №2,4, 6, Вариант 2 задания № 2,3, 6. слайд 20

VII. Рефлексия.

Учащиеся пишут на листочках, что у них получилось на уроке, а что нет. Какие были трудности. И пожелание учителю.

Урок окончен. Все спасибо и хорошего дня. Слайд 21

Если останется время.

Задача
Однажды Юх проводил эксперименты по измерению электропроводности растворов разных солей. На его лабораторном столе стояли химические стаканы с растворами KCl, BaCl2, K2CO3, Na2SO4 и AgNO3. На каждом стакане была аккуратно приклеена этикетка. В лаборатории жил попугай, клетка которого запиралась не очень хорошо. Когда Юх, поглощенный экспериментом, оглянулся на подозрительный шорох, он с ужасом обнаружил, что попугай, грубо нарушая правила техники безопасности, пытается пить из стакана с раствором BaCl2. Зная, что все растворимые соли бария чрезвычайно ядовиты, Юх быстро схватил со стола стакан с другой этикеткой и насильно влил раствор в клюв попугаю. Попугай был спасен. Стакан с каким раствором был использован для спасения попугая?
Ответ:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 (осадок) + 2NaCl (сульфат бария настолько малорастворим, что не способен быть ядовитым, как некоторые другие соли бария).

9»Б» класс Ф.И._______________________( для слабых уч-ся)

Задание 1. “Третий лишний”. Определить лишнюю формулу и объяснить, почему она лишняя.

Читайте также: