Инструкция по радиационному контролю лома черных металлов

Обновлено: 18.05.2024

1.1. Настоящая инструкция распространяется на весь персонал предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, связанный по роду деятельности с заготовкой, переработкой и перемещением металлолома.

1.2. На указанных лиц также распространяются Правила безопасности при заготовке и переработке лома и отходов металлов.

1.3. Обязательным является знание и неукоснительное выполнение:

  • Закона Калужской области "Об упорядочении деятельности по заготовке и реализации лома и отходов черных и цветных металлов на территории Калужской области";
  • ГОСТа 2787-75 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия";
  • ГОСТа 1639-78 "Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия".

1.4. Не допускать выполнение служебных обязанностей приемщика и контролера приемного пункта другими лицами, не прошедшими обучение и не имеющими документы, подтверждающие право осуществлять радиационный и пиротехнический контроль.

1.5. Знать инструкции по безопасности труда и иметь на рабочем месте вывешенные плакаты и выписки из инструкций по безопасным методам ведения радиационного и пиротехнического контроля.

1.6. Независимо от квалификации и стажа работы ежеквартально проходить повторный инструктаж по безопасным приемам и методам работы. Один раз в три года пройти подготовку и проверку знаний в специализированных учебных пунктах (организациях).

1.7. Работы повышенной опасности проводить только по наряду-допуску формы, установленной Госгортехнадзором РФ.

1.8. Администрация организации (предприниматель) обязаны обеспечить рабочих спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты и приборами для проведения радиационного контроля.

2. Правила приемки

а) Для черных металлов:

2.1. Вторичные черные металлы предъявляются к приемке партиями.

2.2. Партией считается количество вторичных черных металлов одного вида и одной группы или марки, отгружаемое в одной единице транспортных средств и сопровождаемое одним документом о качестве. Партией лома и отходов высоколегированной стали и специальных сплавов считается количество лома отходов, отгружаемое в одной единице упаковки.

2.3. Приемка вторичных черных металлов должна производиться по массе металла. Скидка массы на засоренность безвредными примесями и маслом должна производиться в соответствии с фактической засоренностью, определенной при приемке.

б) Для цветных металлов:

2.4. Лом и отходы цветных металлов принимаются партиями.

2.5. Партия должна состоять из лома и отходов одного наименования металла, одного класса, группы или марки, одного сорта и должна быть оформлена одним документом о качестве (Паспортом, приложение 1 ГОСТа 1639-78).

Масса партии не ограничивается.

2.6. Классификацию лома и отходов цветных металлов и сплавов производят по внешним признакам или по маркировке деталей и изделий из цветных металлов и сплавов или спектральными и химическими методами анализа.

3. Порядок приема

3.1. Контролер совместно с приемщиком обязан первоначально по документам и маркировкам установить принадлежность сдаваемого лома и классифицировать его.

3.2. При сдаче лома предприятиями и организациями затребовать паспорт партии лома и документы, подтверждающие его принадлежность.

3.3. При сдаче лома частными лицами установить соответствие его Перечню предметов бытового назначения из цветных металлов, скупку которых разрешается производить у населения. Соответствие его представленным документам органов местного самоуправления и классифицированного как брошенный металлолом.

3.4. Произвести испытание предъявленного для сдачи лома.

4. Требования по обеспечению взрывобезопасности при заготовке, переработке и транспортировке лома и отходов цветных и черных вторичных металлов

К материалам и веществам, имеющим взрывоопасные свойства, в металлургической промышленности относятся:

4.2. Замкнутые сосуды всех видов и размеров и полые предметы:

  • резервуары;
  • баллоны;
  • бочки;
  • цилиндры (отрезки труб);
  • ракетные двигатели;
  • пороховые газогенераторы;
  • пороховые и др. аккумуляторы давления;
  • топливные баки и т.д.

4.3. Емкости узлов машин:

  • двигатели;
  • коробки перемены передач;
  • раздаточные коробки;
  • корпуса редукторов;
  • корпуса шестеренчатых насосов и т.д.

4.4. Боеприпасы отечественного и иностранного производства, средства вооружения:

  • снаряды;
  • артиллерийские и инженерные мины;
  • винтовочные патроны;
  • боеголовки;
  • авиабомбы и т.п.

5. Виды работ и обеспечение взрывобезопасности при их производстве:

6. Методы и оборудование (приборы), применяемые для пиротехнического контроля (испытания) лома черных и цветных вторичных металлов

В соответствии с Государственными стандартами пиротехнический контроль (испытание) цветных и вторичных черных металлов на взрывобезопасность осуществляется следующими методами:

Для цветных металлов:

6.1. Документальный контроль - ст.4.1. ГОСТа 1639-78, лом и отходы цветных металлов и сплавов принимают партиями с оформлением документа о качестве;

6.2. Весовой контроль - ст.7.14. и Приложение 4 ГОСТа 1639-78, лом и отходы цветных металлов и сплавов принимаются по массе металла, о чем делается запись в Удостоверении о взрывобезопасности лома.

6.3. Визуальный контроль - ст.5.1. ГОСТа 1639-78, испытание проводится по внешним признакам и маркировке.

6.4. Специальный контроль - ст.5.1. ГОСТа 1639-78, проводится по химическому составу лома и отходов цветных металлов при помощи спектральной аппаратуры или капельных реакций (анализов) в лабораториях.

6.5. Дополнительный (инструментальный) контроль, может проводиться пиротехником для установления характеристик и свойств лома и отходов цветных металлов и сплавов, не предусмотренных ГОСТом (калибр, маркировка, принадлежность к виду боеприпаса и др. ВОП иностранных государств).

Для черных металлов:

6.6. Документальный контроль - ст.3.1.-3.2. ГОСТа 2787-75, вторичные черные металлы предъявляются к приемке партиями, сопровождаемыми документом о качестве.

6.7. Весовой контроль - ст.3.3. и Приложение 3 ГОСТа 2787-75, приемка вторичных черных металлов должна производиться по массе металла, о чем делается запись в Удостоверении о взрывобезопасности лома.

6.8. Визуальный контроль - ст.4.1. ГОСТа 2787-75, состав предъявленной к приемке партии вторичных черных металлов проверяют визуально.

6.9. Для проведения пиротехнического контроля в организациях (на пунктах приема лома металлов) должны быть:

  • весовое оборудование;
  • измерительный инструмент;
  • необходимые оптические приборы для проведения визуального осмотра (лупа и т.п.);
  • договор со специализированной организацией в части указанного контроля.

7. Методы испытания

7.1. Испытания по внешним признакам и маркировке проводятся визуально (ст.4.1. ГОСТа 2787-75 и ст.5.1. ГОСТа 1639-78).

7.2. Приемщик (контролер) осуществляет радиационный и дозиметрический контроль с помощью приборов разведки, имеющихся на приемном пункте.

Возможные последствия облучения людей:

7.4. После проведения радиационного обследования приемщик (контролер) проводит пиротехнический контроль, осматривая поступившую партию лома. Одновременно проводится проверка на пожаробезопасность лома в соответствии с требованиями раздела 6 ГОСТа 2787-75 и раздела 7 ГОСТа 1639-78.

7.5. Делает запись в графах книги учета приема лома о результатах радиационного и пиротехнического контроля.

Инструкция по радиационному контролю лома черных металлов

2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Радиационный контроль металлолома

Дата введения 2002-03-01

1. РАЗРАБОТАНЫ авторским коллективом в составе: А.Н.Барковский, И.П.Стамат (Федеральный радиологический центр при Санкт-Петербургском НИИ радиационной гигиены), Г.С.Перминова, О.В.Липатова, А.А.Горский (Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России), В.С.Степанов, С.И.Кувшинников, О.Е.Тутельян (Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России).

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 4 января 2002 г.

3. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Дополнение N 1 , утвержденное и введенное в действие Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко 4 декабря 2006 г. с 01.03.2007

Дополнение N 1 внесено изготовителем базы данных

1. Область применения

1.1. Настоящие методические указания (далее - методические указания) разработаны в соответствии с требованиями санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома. СанПиН 2.6.1.993-00" в целях выявления в металлоломе локальных источников ионизирующего излучения и/или радиоактивного загрязнения.

1.2. Методические указания устанавливают общий порядок организации и проведения радиационного контроля металлолома.

1.3. Методические указания предназначены для использования учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, лабораториями радиационного контроля, аккредитованными в установленном порядке, и службами радиационного контроля организаций, осуществляющих заготовку, переработку или реализацию металлолома.

1.4. Методические указания не предназначены для радиационного контроля загрязненного радионуклидами металлолома, который образуется в результате утилизации элементов конструкций и технологического оборудования, имеющих радиоактивное загрязнение по условиям эксплуатации (при выводе из эксплуатации ядерных энергетических установок, судов с атомными энергетическими установками, атомных электростанций и т.п.).

2. Нормативные ссылки

2.2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.99 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650).

2.7. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99). СП 2.6.1.799-99.

3. Термины и определения

3.1. Металлолом (лом цветных и черных металлов) - годные только для переработки, содержащие цветные и/или черные металлы отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших потребительские свойства изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств, военной техники и др.

3.2. Заготовка металлолома - хозяйственная деятельность по сбору, скупке, извлечению и перемещению лома цветных и черных металлов к месту их временного хранения, переработки и/или конечного потребления в металлургическом производстве.

3.3. Реализация металлолома - продажа или передача на возмездной или безвозмездной основе заготовленного и/или переработанного металлолома третьим лицам.

3.4. Локальный источник - отдельный фрагмент металлолома, вблизи поверхности которого (на расстоянии не более 10 см) значение МЭД гамма-излучения содержащихся в нем радионуклидов (за вычетом вклада природного фона) превышает 0,2 мкЗв/ч.

3.5. МЭД - мощность эквивалентной дозы гамма-излучения содержащихся в металлоломе радионуклидов вблизи поверхности (на расстоянии не более 10 см) партии (фрагмента) металлолома (за вычетом вклада природного фона).

3.7. Радиоактивное загрязнение - в рамках методических указаний наличие в металлоломе фрагментов, вблизи которых плотность потока альфа-излучения более 0,04 -частицы/(см·с), либо плотность потока бета-излучения более 0,4 -частицы/см·с).

3.8. Партия металлолома

- отдельно расположенное количество металлолома, подготовленное к загрузке в транспортное средство и предназначенное к реализации;

- загруженный в транспортную единицу (платформа, вагон, автомашина, грузовой контейнер и т.д.) металлолом;

- металлолом, загруженный в две и более транспортные единицы, следующие одновременно в адрес одного получателя.

4. Общие положения

4.1. При заготовке металлолома возможно попадание в него локальных источников либо металлических изделий, имеющих радиоактивное загрязнение. Чаще всего на практике встречаются следующие ситуации:

- наличие локальных источников вследствие попадания в металлолом шкал, тумблеров, приборов и их частей со светосоставами постоянного действия на основе Ra, источников из уровнемеров, плотномеров, дефектоскопов, датчиков обледенения, радионуклидных индикаторов дыма, загрязненных радионуклидами контейнеров для хранения и перевозки радиоактивных источников (Со, Sr, Cs, Tu, Ir, Pu, Am и т.д.);

- наличие труб и технологического оборудования с поверхностным радиоактивным загрязнением в результате осаждения природных радионуклидов при добыче нефти и газа, а также при получении воды из артезианских скважин;

- наличие изделий из металла с повышенным содержанием радионуклидов вследствие попадания в него радиоактивных веществ при переплавке.

4.2. Для исключения возможности заготовки и реализации металлолома, имеющего радиоактивное загрязнение или содержащего локальные источники, юридические и физические лица, занимающиеся заготовкой и реализацией металлолома (далее - организации), осуществляют его производственный радиационный контроль. Он осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за производственный радиационный контроль, в соответствии со специально разработанным положением.

4.3. Производственный радиационный контроль металлолома проводится в два этапа: входной радиационный контроль, которому подвергается весь поступающий в организацию металлолом, и радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, по результатам которого на нее оформляется санитарно-эпидемиологическое заключение. Радиационный контроль партии металлолома, подготовленной для реализации, проводят аккредитованные в установленном порядке лаборатории радиационного контроля (далее - ЛРК).

4.4. Для партий металлолома, направляемых на экспорт либо следующих транзитом через территорию Российской Федерации, а также в случае, когда при проведении радиационного контроля партии металлолома обнаружено превышение над природным фоном, проводится определение МЭД гамма-излучения на поверхности готовой к отправке транспортной единицы.

4.5. Объектом радиационного контроля в рамках методических указаний является партия металлолома. Радиационный контроль металлолома проводится:

- при приемке металлолома, в т.ч. на пунктах сбора металлолома;

- при подготовке партии металлолома к транспортированию и реализации;

- перед транспортированием загруженных металлоломом транспортных средств.

4.6. Все используемые для проведения радиационного контроля средства измерений должны иметь действующие свидетельства о государственной поверке.

4.7. К работе по проведению радиационного контроля металлолома допускаются прошедшие специальное обучение сотрудники, освоившие настоящую методику, инструкции по эксплуатации используемых ими средств измерений, а также требования СанПиН 2.6.1.993-00 и ОСПОРБ-99.

5.3. Для проведения входного радиационного контроля металлолома могут использоваться специализированные поисковые приборы (ДРС-РМ1401, ИСП-РМ1401М, МКС-РМ1402М, ИСП-РМ1701 и т.п.), радиометры (СРП-68, СРП-88 и т.п.), многофункциональные приборы (ДКС-96, ДКС-1117А, МКС-А02, МКС-РМ1402М, МКС-01Р и т.п.) и высокочувствительные гамма-дозиметры (EL-1101, ДКС-1119С и т.п.), используемые в поисковом режиме как радиометры.

5.4.1. Для проведения входного радиационного контроля поступающего в организацию металлолома выделяют специальную контрольную площадку, по возможности, с минимальным природным фоном (не более 0,2 мкЗв/ч). Ежедневно до начала приемки металлолома измеряют значение фоновых показаний всех используемых для производственного радиационного контроля приборов в центре пустой контрольной площадки. При этом, датчик радиометра держат в вытянутой в сторону руке на высоте 1 м над поверхностью контрольной площадки. Число замеров должно обеспечивать статистическую погрешность результата измерений 5-10% (для доверительной вероятности 95%). Для приведенных в п.5.3 радиометров при фоне более 0,1 мкЗв/ч это потребует проведения 5-10 замеров.

5.4.2. Средние значения фоновых показаний используемых радиометров рассчитывают по формуле:

О требованиях санитарного законодательства к радиационному контролю металлолома (организациям, осуществляющим деятельность по заготовке и реализации металлолома)

С целью предупреждения возникновения радиационных аварий и инцидентов при обороте металлолома Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю напоминает о требованиях санитарного законодательства, предъявляемых к радиационному контролю металлолома при осуществлении деятельности по его заготовке и реализации.

В соответствии с п. 34 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.

В рамках лицензирования/лицензионного контроля указанной деятельности устанавливается наличие у соискателя лицензии/лицензиата условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 369 и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 г. № 370 (далее – Правила).

Правила имеют ссылку на то, что производственный радиационный контроль металлолома должен осуществляться в установленном порядке и в соответствии с установленными требованиями.

Требования к осуществлению производственного радиационного контроля установлены в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.6.1.993-00 «Гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (далее - СанПиН 2.6.1.993-00), соблюдение которых контролируют органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

Обращаем внимание, что данные санитарные правила содержат более жесткие требования к радиационному контролю металлолома, отличающиеся от лицензионных. В частности, требования СанПиН 2.6.1.993-00 предусматривают:

- обязательное осуществление радиационного контроля металлолома при его приемке, при подготовке партии металлолома к реализации и перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств по требуемым показателям (при этом, радиационный контроль подготовленного к реализации металлолома должен проводиться лабораториями, аккредитованными на право проведения соответствующих измерений);

- наличие согласованного с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, порядка (программы) проведения производственного радиационного контроля металлолома;

- осуществление радиационного контроля на территории площадок и помещений, предназначенных для размещения металлолома, перед началом их эксплуатации;

- внесение результатов производственного радиационного контроля в специальный журнал (рекомендуемая форма приведена в приложении 1 к СанПиН 2.6.1.993-00), а не в книгу учета приемосдаточных актов, наличие которой предусмотрено требованиями Правил обращения с ломом и отходами металлов и их отчуждения.

Подробно последовательность и методика проведения радиационного контроля металлолома описана также в методических указаниях МУК 2.6.1.1087-02 «Радиационный контроль металлолома», утвержденных и введенных в действие Главным государственным санитарным врачом РФ 04.01.2002 г.

Без каких-либо ограничений по радиационной безопасности допускается к использованию на территории Российской Федерации только те партии металлолома, которые согласно п. 3.4 СанПиН 2.6.1.993-00 отвечают следующим требованиям:

- отсутствуют локальные источники ионизирующего излучения,

- отсутствует поверхностное загрязнение альфа- и бета- активными радионуклидами.

Неукоснительное и полное соблюдение вышеуказанных требований обеспечит достоверность наличия либо отсутствия радиоактивного загрязнения металлолома, минимизирует риск возникновения угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан.

ОБРАЩЕНИЯ С ЛОМОМ И ОТХОДАМИ ЧЕРНЫХ И ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

И ИХ ОТЧУЖДЕНИЯ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер, номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;

б) данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных и (или) цветных металлов;

д) перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (в случае осуществления обращения с ломом и отходами цветных металлов);

е) ссылка на запись в реестре лицензий, содержащую сведения о действующей лицензии, полученной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения".

5. На объектах по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контрольных (надзорных) органов следующая документация:

а) инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

б) инструкция о порядке проверки лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

в) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных и (или) цветных металлов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица;

г) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов либо ее копия, заверенная уполномоченным представителем юридического лица.

6. Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом и отходы черных и цветных металлов, документа, удостоверяющего личность.

Прием лома и отходов черных и цветных металлов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с условиями договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов черных и цветных металлов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

9. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, обязаны обеспечить наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных и (или) цветных металлов:

контролера лома и отходов металла с квалификацией не ниже II разряда;

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность;

площадки с асфальтовым, бетонным или другим твердым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

средств измерений для проведения радиационного контроля, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

весовых средств измерений, сведения о которых содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которые поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо.

Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на контролера лома и отходов металла.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обеспечивают наличие на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для идентификации и сортировки лома и отходов цветных металлов, сведения о котором содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и которое поверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

10. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов черных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома черных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов черных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

11. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов, обеспечивают наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования или брикетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие переработку лома и отходов цветных металлов с помощью пресса для пакетирования или брикетирования лома цветных металлов либо пресс-ножниц, обеспечивают наличие на объекте по приему лома и отходов цветных металлов, на котором используется указанное оборудование, прессовщика лома и отходов металла с квалификацией не ниже I разряда.

12. Учет лома и отходов черных и (или) цветных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

13. Прием лома и отходов черных или цветных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемо-сдаточный акт составляется в 2 экземплярах на бумажном носителе (1-й экземпляр передается лицу, сдающему лом и отходы черных или цветных металлов, 2-й экземпляр остается у лица, осуществляющего прием) либо в виде электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Указанный акт является документом строгой отчетности и должен иметь сквозную нумерацию.

14. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, ведут реестр приемо-сдаточных актов (далее - реестр) в электронном виде.

После окончания ведения книги учета производится запись "В настоящей книге учета пронумеровано страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (при наличии) или индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов, и печатью (при наличии).

На первой странице книги учета содержится следующая информация:

наименование "Книга учета приемо-сдаточных актов";

наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных и (или) цветных металлов;

запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества (при наличии) этого лица, его подпись и дату.

15. При каждом случае приема лома и отходов черных или цветных металлов в реестр либо в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемо-сдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных или цветных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы черных или цветных металлов:

при приеме у юридического лица - наименование, адрес, основной государственный регистрационный номер;

при приеме у индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии) и основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество (при наличии), место регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) класс, категория, вид принятых лома и отходов черных или цветных металлов согласно государственному стандарту;

е) процент засоренности принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

ж) вес принятых лома и отходов черных или цветных металлов;

з) подпись лица, сделавшего запись в книге (при ведении учета приемо-сдаточных актов на бумажном носителе).

16. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы черных металлов хранятся в течение 1 года со дня составления приемо-сдаточного акта.

17. Сведения в реестре либо в книге учета и приемо-сдаточные акты на лом и отходы цветных металлов хранятся в течение 3 лет со дня составления приемо-сдаточного акта.

18. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при заготовке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов черных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

19. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов черных металлов при заготовке лома и отходов цветных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими заготовку лома и отходов цветных металлов.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов цветных металлов сопутствующие лом и отходы черных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. Хранение бытового (принятого от физических лиц) и промышленного лома и отходов цветных металлов осуществляется раздельно.

21. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных и (или) цветных металлов, организуют учет отчуждаемых лома и отходов.

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных или цветных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) реквизиты транспортной накладной;

ж) номер удостоверения о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов, составленного по форме согласно приложению N 3, и выданного лицом, ответственным за проведение контроля лома и отходов черных и (или) цветных металлов на взрывобезопасность.

23. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

До 1 января 2023 г. допускается ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов на бумажном носителе.

Ведение журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных и (или) цветных металлов осуществляется в электронном виде.

24. При транспортировке лома и отходов черных и (или) цветных металлов организация-перевозчик (транспортная организация, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель обеспечивают водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных или цветных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

25. В транспортной накладной указываются:

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак транспортного средства;

Читайте также: