Из какого металла делают цепи

Обновлено: 08.05.2024

Цепь - достаточно старое изобретение и сегодня этим словом называют последовательно соединенные между собой металлические элементы. В данной статье мы поговорим об особенностях выбора преимущественно монтажных (крепежных) цепей, которые имеют свои особенности. Они достаточно универсальны, их используют при ремонтных работах, на производствах, могут применять даже в качестве якорных (на малых судах). Сразу скажем, что никаких сложных нюансов или критериев здесь нет, нужно знать лишь основные вещи, которые достаточно простые.

Типы цепей

Существует несколько основных подвидов цепей, о которых стоит рассказать. Особенности каждого типа обусловлены его назначением, то есть, условиями эксплуатации.

Круглозвеньевая

Это стандартная и самая распространенная цепь, где каждое звено представляет собой вытянутое кольцо. Может выдерживать очень большие нагрузки, ей легко обвязывать различные конструкции, что обеспечивает ее универсальность. Делают такие цепи из стальных прутков различного диаметра, от совсем небольшого, до огромного (например, в якорных цепях). Концы звеньев в данном случае чаще всего свариваются, что обеспечивает высокую надежность.

Витые

Сегодня этот тип используются редко. Здесь концы звеньев не свариваются, а как бы перевиваются между собой. Этот тип цепей был распространен тогда, когда еще не было сварки и это был единственный эффективный способ соединения звеньев. Но его недостатки вполне очевидны: витые цепи не могут выдерживать такие нагрузки, как круглозвеньевые, у них не такая хорошая гибкость и для их производства требуется больше материала. Тем не менее, применяют их и сегодня, хотя редко.

Усиленные поперечно

Конструктивно (и с точки зрения производства) самый сложный вид цепи, где каждое звено имеет поперечную вставку, которая обеспечивает дополнительную жесткость. Их используют там, где на цепи приходятся действительно большие нагрузки, но при этом по тем или иным соображениям максимальный диаметр цепи ограничен. По прочности значительно опережают обычные круглозвеньевые, но стоят дороже. Кроме того, обычно это крупные цепи.

Существуют и другие типы, но по большей части это разновидности круглозвеньевых. Ведь этот тип имеет оптимальные характеристики и свойства, если соотносить их с материалом, который был затрачен на их производство. Кстати, о производстве. Стальные цепи делают из прута или проволоки. На формовочной машине их загибают, соединяют звенья, после чего в местах стыка сваривают. Разумеется, сегодня все это делают на станках в автоматическом режиме. Если делают цепи из толстых прутов, то их предварительно нагревают, так как иначе их согнуть невозможно (без повреждения).

После этого цепь закаливают, что позволяет ей выдерживать более высокие нагрузки. Далее следует нанесение защитного покрытия, чаще всего используют оцинковку. Стоит отметить, что практически все цепи имеют защитное покрытие, хотя встречаются и варианты без него. Разумеется, их не рекомендуется использовать там, где точно есть внешние негативные воздействия, например, контакт с влагой.

Короткие или длинные звенья

При выборе цепей для некоторых задач (например, для использования при монтажных работах) это имеет очень важное значение. Цепи с длинным звеньями имеют общее назначение, то есть, они универсальные. Цепи с короткими звеньями используют при подвешивании различных конструкций или деталей не слишком большой массы. Второй тип сложнее в установке, но зато он устойчив к ударам, в отличие от цепей с длинными звеньями. Также короткозвеньевые цепи характеризуются способностью выдерживать меньшие нагрузки, чем их длиннозвеньевые аналоги.

Это основные моменты, которые нужно знать и учитывать при выборе цепи. Она должна соответствовать эксплуатационным требованиям, куда можно отнести внешние условия, нагрузку и другие факторы.

Цепи. Виды и применение. Изготовление и звенья. Особенности

Цепи – это силовые гибкие соединения, сделанные из металла. Они состоят из круглых звеньев, закрученных из стального прута. Каждое из них продевается в предыдущее, создавая последовательное гибкое соединение. Также существует особая категория цепей для передаточных механизмов и пил по дереву.

Характеристики силовой цепи

Отличия между цепями осуществляется по трем основным характеристикам:

  1. Шаг.
  2. Калибр.
  3. Предельная нагрузка.

Шагом является размер звена. Понятие калибра характеризует диаметр прута, который применяется для производства. Предельная нагрузка указывает на натяжение в килограммах, которое нужно приложить, чтобы произошел разрыв звеньев.

Цепные изделия, применяемые на промышленных предприятиях, принято разделять на классы, которые характеризуют их прочность. К примеру, обычная цепь общего предназначения имеет класс 1-5. На горнорудных предприятиях используются изделия с классами 6 или 7. Самым лучшим считается 8 класс, основное предназначение которого заключается в применении при выполнении такелажных работ, когда обвязка недостаточной прочности может привести к обрыву, и несчастным случаям.

Технология производства

Цепь изготовляется из стальной проволоки или прута. Данный металлопрокат доставляется на завод в виде мотков, которые разматываются с помощью специального барабана и подаются на вытяжную коробку. В ней осуществляется покрытие проката смазкой. Это необходимо для его нормального прохождения сквозь сужающий шаблон, подгоняющий заготовку под единый калибр. Сжатия проволоки делают структуру металла более плотной, что в дальнейшем повысит разрывную нагрузку, которую сможет выдержать готовая цепь. Далее специальная формовочная машина загибает краешек проволоки в кольцо, после чего звено сдвигается. В него продевается конец прута, и изгиб повторяется.

Более массивная цепь производится из толстого прута, который нарезается на короткие заготовки. Каждая из них закручивается в звено. Для грузовых цепей применяются толстые прутья, с диаметром в несколько сантиметров. Такой металл нельзя согнуть не переломав, поэтому перед его деформацией проводится предварительный нагрев. Сталь разогревается докрасна, после чего загибается в требуемую форму.

Для повышения надежности звенья дополнительно свариваются. Специальный станок воздействует на каждое из них по очередности, прикасаясь токопроводящими электродами. В результате края звеньев разогреваются до температуры 927 градусов. Они оплавляются, после чего сжимаются и застывают, превращаясь в монолитную конструкцию.

Чтобы цепь выдерживала значительные нагрузки, проводится ее закалка. Для этого она проходит через электрическую спираль, в результате чего разогревается до оранжевого цвета, так называемой температуры каления. После этого звенья опускаются в ванну с водой. Происходит резкое охлаждение, что меняет молекулярную структуру металла, делая его более прочным. После этого проводится отпуск цепи, чтобы убрать приобретенную хрупкость. Для этого она снова разогревается, но уже не так сильно, и опять охлаждается.

Сфера использования
Цепь является востребованным изделием, которое использует в разнообразных сферах:
  • Строительстве.
  • Мореходстве.
  • Животноводстве.
  • Автотранспорте.

В строительных целях цепь может использоваться в качестве инструмента или материала. Из нее делают заборы и ограждения. В качестве инструмента ее применяют для создания обвязки при такелажных работах. В отличие от стального троса, она не склонна к разрушению при преломлении. Кроме того она не перетирается, и не раздавливается если на нее поставить тяжелый груз. В мореходстве цепь обеспечивает крепление якоря. В животноводстве цепью удерживается крупный рогатый скот, лошадей и других животных. Благодаря износостойкости и гибкости она гораздо надежнее веревки, которую возможно перекусить или разорвать пока она мокрая. Также на цепь сажают крупных собак. Автомобилисты делают из нее обвязку на колеса, увеличивающую сцепление со скользкой или вязкой дорогой.

Популярные формы звеньев силовых цепей
Цепи отличаются между собой и по форме звеньев:
  • Стандартная круглозвеньевая.
  • Витая.
  • Двойная.
  • Декоративная.
  • С поперечным усилением.
Стандартная круглозвеньевая

Такая цепь является самой популярной. Это рабочее изделие, которое выбирают в том случае, если требуется выполнять сложные задачи. Звенья у таких цепей могут быть круглыми или немного вытянутыми, но всегда представляют собой кольцо. Они делаются из круглого прутка или квадрата. У таких изделий всегда плавный перегиб звеньев, благодаря чему ими легко делать обвязку, к примеру, крепиться к столбам или бетонным плитам перед их поднятием краном.

Это стандартная цепь, концы звеньев которой обычно свариваются. Сварка не проводится только в том случае, если изделие носит больше декоративный характер, и на него не будут оказываться нагрузки.

Витая

Витые цепи имеют звенья сложной формы, концы которых соединены проволочным узлом. В связи с этим они не способны выдерживать большие нагрузки. Кроме того такие изделия металлопроката имеют плохую гибкость, поскольку узлы мешают звеньям нормально скользить. В начале 20 века витые звенья было производить гораздо проще, поскольку тогда еще технология сварки была редкостью. Сейчас же такая цепь невыгодна в изготовлении, поскольку на нее расходуется большое количество металла. Ее обычно использует в декоративных целях для подвешивания фонарей.

Двойная

Подобные изделия представляют собой две цепи соединенные между собой. Хотя они и более прочные, но не нашли широкого распространения при выполнении рабочих функций. Дело в том, что в пространство между звеньями набивается грязь, что в дальнейшем вызывает ускоренное появление коррозионных процессов. Таким образом, двойная цепь пользуется спросом только для декорирования. В связи с этим ее редко придают стандартной оцинковке, а делают более привлекательное покрытие слоем хрома, благодаря чему она приобретает зеркальную поверхность.

Декоративная

Данная группа цепей предназначена исключительно для украшения интерьеров и ландшафтов. Ее звенья не рассчитаны на нагрузку. Основная их функция заключается в декорировании. Такие изделия часто можно встретить на ограждениях, их применяют для закрепления подвесных фонарей. Особенность декоративных звеньев в наличии различных украшений. Самые простые могут изготовляться со спиральной проволоки. Иногда на них выдавливается фигурный рельеф. Звенья для декора не свариваются.

С поперечным усилением

Самыми мощными на разрыв являются усиленные цепи. Они имеют поперечные вставки, которые увеличивают жесткость звена. Поперечина приваривается прямо на сварном шве, где соединяются концы звена. Такую цепь обычно делают очень крупной. Ее применяют для закрепления якоря на морских судах. Это очень удачная конструкция, которую практически невозможно разорвать.

Специальные виды цепей
Помимо стандартных силовых цепей, также существуют и их альтернативные конструкции:

Приводная цепь применяется для передачи усилия в шестеренных механизмах. Такие изделия можно увидеть на ГРМ автомобиля, приводе велосипеда и мотоцикла. Приводная цепь состоит из двух боковых пластин, которые соединены между собой двумя роликами. Внешне они кардинально отличаются от силовых цепей, но имеют схожий принцип работы. Их ролики зацепляются за звездочки передаточных механизмов и толкаются, обеспечивая движение подсоединенных к ним элементов. Благодаря этому обеспечивается плавный ход. Такие изделия работают по принципу трения и скольжения. Они воздействуют на звездочки и шестерни, создавая их трение и вращение. Для нормальной работы приводных цепей их необходимо смазывать, чтобы уменьшить трение и износ. Если этого не сделать, то цепь быстро сотрется, при этом ее работа будет сопровождаться скрежетом.

Пильные цепи применяются для установки на шину пил по дереву. Они работают по общему принципу с приводными аналогами, но имеют на внешней стороне острые зубья, которые врезаются в древесину. Для поперечного распила их зубцы затачиваются под углом от 5 до 15 градусов. Если цепь используется для продольного реза дерева, то для нормального выбора волокон используется заточка от 25 до 35 градусов. В отличие от приводных разновидностей цепей, пильные изделия проходят особую закалку. Их ножи делаются очень твердыми, чтобы сохранять заточку максимально долго.

Ювелирные цепочки

Отдельного внимания заслуживают цепочки, которые предлагает ювелирная отрасль. Они изобилуют огромным выбором способов плетения звеньев. Это обусловлено тем, что подобные изделия имеют только декоративный характер. Они совершенно не рассчитаны, на нагрузки. Если силовая цепь будет сделана подобным образом, то при сильном натяжении ее звенья просто выровняются, уменьшив радиус своего изгиба, в результате чего подвижность и гибкость будет уменьшена.

Ювелирные цепочки делают из золота и серебра. Также в продаже можно встретить бижутерию из нержавеющей стали и дешевых сплавов. Ювелиры изготовляют цепи для ношения на шее или в качестве браслета. Стоимость цепочек отличается не только по количеству использованного драгоценного металла для их производства, но и сложности изготовления. Их могут делать вручную, что характерно для сложных плетений, и с помощью автоматических машин.

Как правильно подобрать якорную цепь?

Приведенная ниже информация поможет вам определить, подходит ли наша цепь для вашей ситуации. При составлении данного руководства была использована информация из технической документации производителей.

Яхты, катера, лодки и другие небольшие плавательные средства для рыбалки, туризма, отдыха на воде большую часть времени проводят на якоре. Какие цепи могут использоваться с якорными лебедками и могут быть брошены в пресную или морскую воду, а затем погружены в ил?

HDG (горячий цинк) или AISI 316.

Цепь HDG фото

HDG является наиболее распространенным покрытием для якорной цепи, полученное путем ее погружения в расплавленный цинк. Нержавеющая сталь AISI 316 непомерно дорогая, но выглядит красивее в сочетании с нержавеющим якорем. Недостатком нержавеющей цепи является то, что она при погружении в соленую воду со временем покрывается ржавчиной. Важно периодически промывать ее в пресной воде, а также и цепной ящик для ее хранения. Чем чаще, тем лучше.

Размер (калибр) цепи:

Это диаметр проволоки (D), используемой для изготовления звена.

Короткое звено

Эта характеристика описывает тип цепи – короткозвенная. Она лучше подходит для использования с якорем и якорной лебедкой, чем длиннозвенная, в связи с особенностью шага звена и формы.

Это размер внутренней длины звена. Для обозначения шага производители часто используют букву «P», например, P=24 мм.

Это наружная ширина звена цепи, B.

схема цепи

Спецификация:

Это стандарты, которым должны соответствовать цепи. Они находятся в ведении Международной организации по стандартизации (ISO).

DIN 766 и ISO 4565 - это европейские стандарты на цепи для якорей, которые традиционно подходят для использования с якорными лебедками, продающимися в Европе. AS2321-2006 является австралийским стандартом.

Размеры у стандартов DIN 766 и ISO 4565 идентичны, за исключением 10-миллиметровых цепей, у которых есть разница в шаге (длине) на 2 мм. DIN 766 имеет два размера P28 и P30. DIN 766 P30 идентичен ISO4565 и AS2321-2006. Если для лебедки рекомендуется DIN 766, то это P28 или стандарт DIN 766 10 мм.

Класс Стандарт Система измерения Размер Внешняя длина
(mm)
Шаг (mm) Ширина (mm) WLL
(предельная рабочая нагрузка)
(Kgs)
Обычно используется в:
G30/L DIN766 Метрическая P28 48mm 28 34 950 Европа/Британия/Австралия
G30/L DIN766 Метрическая P30 50mm 30 34 950 Европа/Британия/Австралия
G30/L AS2321-2006 Метрическая 50mm 30 34 950 Австралия
G40/M ISO4565 Метрическая 50mm 31 34 1,680 Европа/Британия/Австралия

Цинковое покрытие (не для нержавеющей цепи)

цепь оцинкованная

Оцинковка защищает основной металл, превращаясь в жертвенный анод. Это означает, что цинк фактически «пожертвует» собой для окисления, прежде чем основной металл подвергнется ему. При горячей оцинковке оголенную стальную цепь сначала промывают в ванне с кислотным и едким раствором. Затем ее погружают в ванну с горячим цинком. Сталь и цинк вступают в реакцию вместе при температуре 450 градусов Цельсия, образуя защитный антикоррозийный слой. Затем цепь центрифугируют для получения равномерного покрытия.

Толщина цинкового покрытия

Между толщиной покрытия, полученного методом горячего цинкования, и сроком его службы есть линейная зависимость, что означает, что если толщина покрытия в 1 мил сохранялась в течение 1 года, то 3 мил (100 ед) прослужат 3 года при тех же условиях.

В Австралии допустимая толщина цинкования:

  • 65 микрон (у) или 2,6 мил для якорной цепи морского класса (периодическое использование)
  • ≥75 микрон (у) или 3 мил для швартовой цепи морского класса
  • 1 мил (1/1000 дюйма) = 25,4 ед (микрон)

Оцинкованная цепь с коротким звеном обычно доступна из стандартной стали (Q235) или высокого качества (20Mn2). 20Mn2 намного выше.

  • Q235 - цепь с низким растяжимым натяжением. 20Mn2 - цепь средней / высокой прочности на разрыв.
  • Q235 имеет растягивающее усилие (см. Определение ниже) 0,370 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет растягивающее усилие 0,785 кН.
  • Q235 имеет предел текучести (см. Определение ниже) 0,235 кН, в то время как сталь 20Mn2 имеет предел текучести 0,590 кН.

Сварка коротких звеньев может быть полуавтоматической или автоматической. Автоматическая сварка обеспечивает стабильно высокое качество шва, без деформации и наплывов. Смотрите изображения ниже:

Цепь короткозвенная - Автоматическая сварка

Цепь короткозвенная - Полуавтоматическая сварка

Класс обозначает прочность, а не какие-либо физические измерения звена. Чем выше буква M (20Mn2) по сравнению с L (Q235) и G40 (20Mn2) по сравнению с G30 (Q235), тем сильнее цепь. Примечание: буквенное обозначение цепи является более современным методом классификации.

Рабочая нагрузка (WLL):

Это та нагрузка, которую производитель рекомендует вам никогда не превышать. Она рассчитана с учетом износа в местах контакта звеньев, который будет происходить в течение многих лет эксплуатации. WLL обычно составляет от 20 до 25% от максимального растягивающего усилия или разрушающей нагрузки (BL). WLL измеряется в килограммах (кг).

Доказанная прочность (PL):

Она также называется пробной нагрузкой. Это нагрузка, на которую была загружена цепь на заводе во время испытания. Пробная нагрузка обычно составляет 50% от максимальной прочности цепи на разрыв или разрушающей нагрузки (BL) и обычно указывается в килоНьютонах (кН).

Усилие растяжения или разрывная нагрузка (BL):

Это нагрузка, при которой цепь выйдет из строя. Она определяется репрезентативным тестированием. Вполне возможно, что цепь выдержит и больше указанного количества килоНьютонов (кН).

Предел текучести (BL):

Это напряжение, при котором наступает пластическая деформация материала. Вполне возможно, что цепь выдержить и больше указанного количества килоНьютонов (кН).

Евгений Гурьевич

ЯКОРНАЯ цепь имеет РОМБические звенья со специальной формы *контрфорсами*, предназначенными для предотвращения разрыва цепи от случайного скрещивания смежных звеньев (именно этот фокус применяли цирковые силачи).
Для изготовления якорь-цепи *лёгкого* якоря (от 2-х до 6 длин веретена в зависимости от калибра), отдаваемого и выбираемого через борт лодки, и предназначенной *исключительно* для прижима веретена к грунту ради быстрейшего включения в работу грунтозацепов лап, покупается длиннозвенка, которая с помощью сварки оснащается нарезанными контрфорсами - либо звенья сгибаются рычагом заодно с контрфорсами, а после сборки цепи каждое зажимается в тиски и проваривается в углах.
И якорь-фал к цепи, и цепь к якорю крепятся *исключительно* такелажными скобами: даже якорный узел может перетереться о грунт.

Применение металлических цепей.

Цепи в составе приводных механизмов.

В настоящее время металлические, или стальные, цепи, стали очень популярными и востребованными по той причине, что они предназначаются для абсолютно разных целей. К примеру, они широко используются для обвязывания и транспортировки грузов, в качестве определенных элементов в различных грузозахватных механизмах и в цепных стропах для подвешивания с их помощью больших грузов, а приводные используются в различных приводных механизмах для передачи крутящего момента от редуктора к оборудованию. Так же приводные цепи служат для соединения цепных муфт.

Цепные стропы обычно применяются на промышленных предприятиях, складах и транспортных организациях. Оптимальным вариантом использования этих изделий считается применение их в виде своеобразных подвесок для крюков промышленных грузоподъемных машин. Стальные цепи самой большой мощности уже много столетий очень активно используются в качестве якорных цепей на самых разнообразных судах.

Типы цепей.

Все современные металлические цепи по конфигурации и форме звеньев разделяются на длиннозвенные и короткозвенные. Последние могут быть как некалиброванными, так и калиброванными. Современная классификация металлических цепей осуществляется по нагрузкам и калибру в строгом соответствии с государственными стандартами. Допустим, для передачи вращения от редукторов типа Ц2-250 или Чг-125 достаточно приводной роликовой цепи с шагом 25,4 мм, а на редукторы Ц2-500 и РМ-500 необходима приводная цепь с шагом звена 38,1 мм.

Короткозвенные сварные металлические цепи характеризуются множеством сфер использования, начиная от легких ручных талей и заканчивая тяжелыми подъемными кранами. Цепи подобного рода состоят из звеньев овальной формы, прочно соединенных друг с другом. Производятся они из углеродистой оцинкованной стали, а размер цепей определяется диаметром сечения элемента этой металлической конструкции. Подобные изделия на подъем больших грузов не рассчитаны, так как они не способны выдерживать значительных ударных нагрузок.

Металлические длиннозвенные цепи по своим конструктивным особенностям очень напоминают короткозвенные. Отличие первых от вторых состоит только в более продолговатой форме самих звеньев и по этой причине они более дешевые в производстве, но не настолько прочные в эксплуатации. Короткозвенные значительно прочнее за счет меньшей длины составляющих элементов. Кроме того, как и длиннозвенные, так и короткозвенные довольно плохо переносят сильные удары и резкие подъемы. Такие изделия устанавливаются с использованием специальных соединителей для карабинов и цепей, а чтобы перекусить звенья, применяют специальный инструмент.

На сегодняшний день существует еще одна разновидность металлических цепей, которая именуется узловой. Она предназначается для украшения различных декоративных ограждений и широко применяется в качестве одного из элементов такелажных приспособлений, которые не рассчитаны выдерживать большие нагрузки. Их характерной особенностью является особый способ соединения звеньев, который внешне выглядит как завязанный узел. Узловые цепи получили широкое распространение благодаря невысокой степени растяжения при хорошей прочности и небольшому весу. Подробная информация по данной продукции позже будет включена в наш каталог.

Материалы для судовых якорей и якорных цепей

Специфической разновидностью ответственных отливок и поковок являются якоря и якорные цепи. Во время стоянки судна якорное устройство должно противостоять повышенным статическим и динамическим нагрузкам, вызывающим растяжение и изгиб его элементов. Тем не менее якоря делают из малоуглеродистых сталей, что объясняется простой и дешевой технологией изготовления. Прочность якоря обеспечивается качеством материала, а также увеличением размеров в опасных сечениях. Основным мотивом применения сравнительно малопрочной стали для якорей является нежелание создания аварийной ситуации для судна: при шквальном порыве ветра или другой кратковременной предельной нагрузке предпочтительно, потеряв якорь, спасти само судно. В истории современного мореплавания не единичны случаи гибели судов из-за чрезмерной прочности якоря или якорной цепи.

Якоря выполняют коваными (адмиралтейские) или составными из литых и кованых частей (якоря Холла и Матросова).

Соединения осуществляются механическим путем с помощью оси и 7 штыря, как показано на рис. 7.2, или горновой кузнечной сваркой.



Рис. 7.2. Якорь Холла 1 — якорная скоба; 2 — веретено; 3 — лапа; 4 — ось; 5 — штырь; 6 — марки

Марки стали якорей регламентированы ГОСТ 766—74Е (якоря Холла и адмиралтейские), ГОСТ 8497—78Е (якоря Матросова). Их количество исходя из вышеприведенных соображений весьма невелико и приведено в табл. 7.2.

Таблица 7.2. Стали для основных деталей якоря
Деталь якоря Способ наготовления Якорь Холла Адмиралтейский якорь Якорь Матросова Однолапый якорь
Веретено Ковка ВСтЗсп2
Литье 25Л 25Л
Штамповка 20
Якорь (веретено с лапами) Литье 25Л 25Л
Ковка ВСтЗсп2
Лапа Литье 25Л 25Л
Ковка ВСтЗсп2
Ось лапы (веретена) Ковка 35; 45
Шток Ковка ВСтЗсп2; 20 ВСтЗсп2
Штырь лапы Ковка ВСт4сп; 20
Скоба Ковка, штамповка ВСтЗсп2; 20 ВСтЗсп2

Свойства литых деталей якорей Холла и Матросова проверяют в соответствии с требованиями к группе сложности IV отраслевого стандарта. Поковки для якорей контролируют в соответствии с категориями прочности КП20—КП28 в объеме, установленном для деталей группы IV. Литые детали и якоря в сборе испытывают также бросанием плашмя с высоты 2,5—4,5 м (в зависимости от массы) на стальную плиту толщиной 100 мм, а также растяжением на цепопробном стане. Каждый якорь и шток подлежат наружному осмотру, взвешиванию и проверке габаритных размеров.

Испытание растяжением на цепопробном стане производят по схеме рис. 7.3 приложением усилия, зависящего от веса якоря и определяемого по формуле Р = к √G, где G>75 кг — вес якоря, k=19÷26 — безразмерный коэффициент.



Рис. 7.3. Схема растяжения якоря на цепопробном стане

Якорные цепи выполняют из отдельных частей — смычек длиной 25—27,5 м. Каждая смычка состоит из звеньев с распорками (рис. 7.4, а) и без них (рис. 7.4,6). Для соединения с якорем служит концевая скоба (рис. 7.4,в), а для того чтобы цепь не перекручивалась, в нее введены вертлюги (рис. 7.4,г). Изготовляют цепи кузнечно-горновой сваркой, электросваркой, литьем и горячей штамповкой из углеродистой (в основном ВСт3) и легированной (в основном 30ГСЛ) сталей. Технологические процессы ковки, штамповки в экономическом плане и по возможности механизации уступают литью. Прочность сварных цепей уступает прочности цепей из литого металла: считается, что прочность сварного звена приблизительно равна 0,8 прочности звена литого. Поэтому предпочтительным и чаще применяемым способом является отливка звеньев цепи.



Рис. 7.4. Звенья якорной цепи: а — с распоркой; б — без распорки; в — концевая скоба; г — вертлюг d — калибр цепи

Читайте также: