Из какого металла древние люди делали украшения

Обновлено: 04.10.2024

Мне иногда задают вопрос о том, как давно я занимаюсь изготовлением украшений и аксессуаров. Ответ всегда простой и почти банальный — недавно. Пару-тройку лет назад увлеклась в плотную вышивкой бисером и изготовлением аксессуаров. Сначала делала для себя и близких, а позже открыла магазин на сайте. Тема украшений меня волновала еще с детства. Мне нравилось наблюдать за образами женщин, которые искусно подбирают себе украшения к нарядам. А их стать вызывала восторг в глазах коллег, мужчин и поклонников. Многие из нас могут вспомнить как любили смотреть наши женщины за игрой актеров первых мексиканских сериалов, чьи наряды и украшения были экзотикой для советских людей. Многие фильмы и книги известных авторов рассказывают нам об украшениях, их происхождении, магической силе и влиянии на людей. В этой статье я кратко расскажу об истоках происхождения украшений, где впервые зародилась мода на украшения и опишу взгляд на современность
История украшений начинается около 70 тысяч лет до нашей эры. Археологи обнаружили первое украшение из ракушек в Южной Африке. Сложно определить, кому принадлежало украшение, и скорее всего, оно носило ритуальный характер и использовалось в качестве оберега. В те времена аксессуары помогали невербально указать ценную информацию о владельце украшений и его общественном положении.

История происхождения первых украшений, фото № 1

История возникновения украшений говорит нам о том, что первоначально украшать себя начали мужчины, а не женщины. Именно украшения позволяли отличить царя от охотника, вождя от воина. Еще во времена фараонов в Древнем Египте появилось первое кольцо. Кольцо было изготовлено из золота и имело гравировку на древнем египетском языке. При переводе данных символов ученые смогли определить происхождение и родословную хозяина кольца.

История происхождения первых украшений, фото № 2

У греческих представителей знати кольцо так же являлось знаком высокого положения в обществе. Со временем кольца трансформировались в светские украшения. Император Август дал разрешение на ношение колец медикам, а римский император Септимий Север позволил воинам надеть кольца. Лучники носили кольца для того, чтобы уберечься от тетивы, бойцы — для более сильного и болезненного удара. Как показывает история появления украшений, древние египтяне носили не только кольца, но и надевали на запястья браслеты, на шею роскошное нагрудное ожерелье, состоятельные сословия носили серьги в обоих ушах. В таком виде проводились деловые переговоры, званые ужины. В древнем Риме одну серьгу в ухе носили рабы, в средневековой Европе — цыгане, пираты.

История происхождения первых украшений, фото № 3

История происхождения первых украшений, фото № 4

В древней Руси перед рождением ребёнка созывался совет, на котором решалось, какую драгоценность ему надевать. После рождения ребенка ему надевали нитку с бусами или бисерное ожерелье. При достижении определенного возраста мальчикам прокалывали левое ухо, девочкам оба уха и дарили бусы.
Первоначально материалами для украшений служили кости, зубы и камни, нанизанные на сухожилия животных.
В более позднее время украшения делали из кусков раковин и перламутра. В дальнейшем люди научились обрабатывать драгоценные камни. Средневековые сапфиры, изумруды, рубины — вот лучшие материалы для украшений корон, браслетов, перстней.

История происхождения первых украшений, фото № 5

История происхождения первых украшений, фото № 6

Алмазы начали использовать только в позднее Средневековье, когда открыли способы огранки камня. Украшения из этих материалов, конечно, были недоступны простым гражданам, поэтому ремесленники начали осваивать производство более дешевых украшений. Ведь помимо золота и серебра есть бронза и медь, а благодаря расцвету алхимии появляются амальгама и мельхиор. Так зарождается история бижутерии. Драгоценные камни постепенно заменяют на цветное стекло и стразы, появляются украшения имитирующие жемчуг и драгоценные камни. Мастеров, которые работают с менее дорогостоящими материалами, называют bijoutiers, а продукцию бижутерией.
В середине ХVIII века европейское массовое производство украшений перешло от частных мастеров к компаниям. В этот период образовались самые известные ювелирные марки: Картье, Тиффани, Булгари, Фаберже.
В 1920-1939 годах история украшений пополнилась искусством «Арт Деко» — материалами для украшений служили алюминий, хром, пластика.
Во времена Великой Депрессии отмечалось резкое снижение производства ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней, поэтому в те годы отмечается особенный расцвет оригинальной бижутерии. Эту идею продолжили иконы стиля Коко Шанель и Эльза Сиапарелли. Без Коко Шанель история бижутерии скорей всего была бы совсем другой.

История происхождения первых украшений, фото № 7

История происхождения первых украшений, фото № 8

Именно Коко Шанель предложила носить украшения из искусственного жемчуга, дополнять повседневные наряды съемными воротничками и искусственными цветами. Она утверждала, что множество доступных украшений не только придает нарядность простой одежде, но и делает женщину женщиной.

История происхождения первых украшений, фото № 9

С окончанием второй мировой войны мода на украшения вновь вернулась, и появились новые материалы, химическое окрашивание и производства искусственных камней.
В настоящее время можно увидеть бесконечное разнообразие стилей, направлений, комбинаций в ювелирной индустрии и производстве бижутерии и смело можно сказать о том, что история украшений никогда не закончится, и во все времена ювелиры и мастера будут радовать нас своими уникальными работами с незабываемыми сочетаниями цветов, текстур, комбинированных материалов. Как и соблюдение светского этикета в обществе существуют стили и правила сочетания украшений с элементами одежды. Эту тему я раскрою в своей следущей статье. Благоларю за внимание.

Металлургия древности. Ювелирное искусство — основа металлургии

Какие изделия из металла производились в первую очередь? При изготовлении каких предметов шлифовали свое искусство и развивали профессиональные навыки древние мастера? Оказывается, в течение нескольких тысячелетий главной движущей силой развития металлургии являлось ювелирное дело.

На первый взгляд, между грандиозными стальными конструкциями небоскребов и миниатюрными аксессуарами из коррозионностойкой стали мало общего. Трудно представить, что может почерпнуть технология конструкционных сталей в ювелирном деле, и, тем не менее, передовым краем инновационных технологий, как правило, оказывается «индустрия» малых форм. Если же рассматривать историю металлургии, то легко убедиться в неукоснительном выполнении правила, согласно которому передовые технологии сначала внедряются в ювелирном деле, потом совершенствуются в военной сфере, затем осваивают предметы быта и орудия труда и лишь в последнюю очередь применяются в строительстве.

Самый технологичный металл

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

Первыми металлическими изделиями были украшения, а самым «технологичным» металлом для их изготовления – золото. Оно стало первым металлом, который научились обрабатывать холодной ковкой, паять и полировать, из которого стали получать проволоку и отливать изделия.

Золото впервые подвергли рафинированию, к нему впервые были применены технологии гидрометаллургии и металлотермической обработки.

В древнеегипетских и шумерских текстах часто находят упоминания о разновидностях употреблявшегося в древности золота. Усматривалось различие в его происхождении: «речное», «горное», «скалистое», «золото в камне», а также по цвету. Цвет нерафинированного золота зависит от его природных примесей – меди, серебра, мышьяка, олова, железа и пр. Древние металлурги принимали все эти сплавы золота за разновидности самого металла. Археологами найдены древние золотые изделия, охватывающие большую гамму цветов: от тускло-желтого и серого до разных оттенков красного цвета. Золото различных желтых оттенков по своему составу приближается к чистому золоту, оно содержит лишь небольшие примеси серебра или меди. В сером золоте высока доля серебра, которое на поверхности изделия со временем превращается в хлорид, разлагающийся на свету с выделением микрокристаллов серебра, которые придают поверхности сероватую окраску. Розовые и пурпурные оттенки золота обусловлены присутствием в нем примесей меди. Золото красно-коричневых цветов содержит в значительных количествах и медь, и железо.

Технология очистки золота от примесей была изобретена шумерами в начале 3-го тысячелетия до н. э. Ее описание содержится в рукописях библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала. Согласно этой технологии золото плавили вместе со свинцом, оловом, солью и ячменными отрубями в специальных горшках из глины, смешанной с костной золой. Образующийся шлак впитывался пористыми стенками горшка, а на его дне оставался очищенный сплав золота с серебром. Таким образом, из золота удалялись все примеси, кроме серебра. В одной из рукописей библиотеки Ашшурбанипала содержится гимн богу огня Гибилю:

«О, Гибиль, ты расплавляешь медь и свинец, ты очищаешь золото и серебро…».

Отдельные этапы работы золотых дел мастеров изображены в стенных росписях некоторых египетских гробниц эпохи фараонов IV–VI династий. Известность получило изображение процесса изготовления золотой отливки, найденное в гробнице фараона Мереруба, на котором можно видеть чиновника, отвешивающего необходимую порцию золота, и писца, записывающего его количество. Далее следует изображение шести человек, раздувающих горн специальными дутьевыми трубками. Затем видим мастера, разливающего расплавленный металл из тигля в форму, стоящую на земле, и его помощника, задерживающего шлак. На завершающей стадии два кузнеца отбивают слиток камнями, придавая ему товарный вид.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Процесс изготовления золотой отливки в Древнем Египте (2315–2190 гг. до н. э.)

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. жильное золото добывалось на территории Европы, Азии и Северной Африки практически из всех известных его месторождений. Значительные запасы находились на Балканском полуострове и островах Эгейского моря. О месторождениях золота во Фракии в античных источниках имеется множество свидетельств, подтверждающих их особое значение. Существует версия о том, что добыча золота на горе Пангее была начата финикийцами, и с этим связано легендарное богатство их царя Кадма. Самым знаменитым из фракийских рудников был Скаптегила (Скаптесула), он продолжал разрабатываться в эпоху Римской империи и неоднократно упоминался в произведениях римского поэта Лукреция. Помимо Балкан крупные месторождения золота в Европе находились на территории современных Испании, Франции, Венгрии, Румынии и Австрии; их разработка была начата древними иберами, кельтами, франками и даками. Главной золотоносной провинцией древней Европы была Иберия, которая впоследствии стала называться финикийским словом «Испания». Именно в Иберии, на северо-западе Пиренейского полуострова, римляне создали самое грандиозное горнодобывающее предприятие эпохи Древнего мира – знаменитые арругии (техногенные золотые россыпи). Золото в этом районе находилось не в отдельных кварцевых жилах, а в толще песчаников и сланцев. Огромные по площади и по мощности рудные участки, гористый рельеф, рыхлость пород – все это подсказало изобретение нового способа золотодобычи. Сначала обрушивали всю рудовмещающую породу. Для этого в ней делали параллельные штольни длиной до 450 м с постепенно вынимаемыми перемычками и подпорками. В результате происходило обрушение и раздробление породы. Затем эта горная масса размывалась водами из водохранилищ, специально устраиваемых на уровне 50–100 м выше горных разработок. Из созданных таким образом россыпей извлекалось золото. По такой технологии и добывалась большая его часть для Римской империи.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Применение ртути для рециклинга золотой проволоки

На новую ступень добыча и металлургия золота поднялись после того, как в горно-металлургических технологиях стала широко применяться ртуть. Метод извлечения золота из руды с помощью ртути, изобретенный на Ближнем Востоке, и стал основным в Риме в начале новой эры. Согласно описанию Плиния Старшего (I в. до н. э.) руду, содержащую золото, дробили и смешивали с ртутью, затем пустую породу отделяли от ртути фильтрацией через кожаный (замшевый) фильтр, а золото получали из амальгамы путем выпаривания ртути. Технология огневого золочения металлических изделий также получила распространение во времена Римской империи. В результате римляне сумели поднять организацию, технику и технологию разработки золотоносных районов на качественно новый уровень, что позволило достичь максимально возможных для того времени масштабов золотодобычи.

Свинцовое серебро

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

Благородный металл № 2 – серебро – встречается в природе достаточно часто. Его содержание в земной коре в 20 раз превышает содержание золота, но распространенность самородков серебра по отношению к золотым составляет не более 20 %, а к медным – менее 2 %. Кроме того, серебряные самородки редко располагаются на поверхности горных пород и не захватываются водными потоками, разрушающими эти породы.

Следовательно, серебряные самородки в отличие от золотых очень редко встречаются в речных песках. Поэтому металлургия серебра получила распространение не вследствие обработки самородков, а в связи с переработкой свинцовых руд, содержащих серебро. Такие руды распространены во многих регионах мира. Известны их месторождения в Испании, Греции, Иране, на Кавказе. Процесс отделения серебра от свинца, называемый купеляцией, был разработан в 4-м тысячелетии до н. э. Однако еще в течение тысячи лет он не имел широкого распространения, и серебро практически повсеместно ценилось дороже золота.

Крупнейшими серебряными рудниками, разрабатывавшимися в эпоху Древнего мира, были Лаврионские в Греции и римские вблизи Нового Карфагена. О последних из трудов римских авторов известно, что они занимали территорию более 400 стадий в окружности и на них постоянно работало около 40 тыс. человек. Подробные сведения имеются об эксплуатации свинцово-серебряных месторождений Древней Греции. Разработка этих знаменитых рудников, расположенных в южной части Аттики, была начата еще во 2-м тысячелетии до н. э. Именно серебро Лаврионских рудников стало основой могущества Афинского государства. Общая протяженность горных выработок в них достигала 120 км, глубина шахт Лаврионских рудников – 120 м. Высота штолен превышала 1 м, поэтому рудокопы работали чаще всего лежа на спине или на животе. Поднятую на поверхность руду дробили в ступах из твердого камня – трахита, а затем измельчали в специальных мельницах. Дробленую руду промывали и плавили с использованием древесного угля в круглых каменных печах диаметром около 1 м. Производительность такой печи составляла 4 т руды в сутки. В результате плавки достигалось отделение от свинца серы, меди, железа, цинка и других примесей, за исключением серебра, т.е. получался свинцово-серебряный сплав, или «сырой» свинец. Для разделения свинца и серебра применяли купеляцию. По этой причине производство требовало больших затрат древесного угля. Готовые серебро и свинец разливали в слитки, на которые ставилась марка владельца выработки или плавильной мастерской.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Схема производства серебра и свинца на Лаврионских рудниках, Древняя Греция

Из серебра изготовляли, главным образом, посуду и ювелирные изделия. Быстро научились делать серебряную фольгу и фурнитуру, которыми украшали одежду и мебель. Уже в 3-м тысячелетии до н. э. серебро использовали для пайки медных изделий.

Волочение благородных металлов

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

В эпоху Древнего мира ювелирные ремесла потребляли огромное количество благородных металлов и их сплавов, прежде всего в виде проволоки. Практически повсеместно широкий размах получило изготовление шитых золотыми и серебряными нитями одежд. Особенность этого вида искусства заключается в умении получать тончайшие нити проволоки, которые с основой материала образуют эластичную ткань.

Золотая и серебряная проволока использовалась также в качестве эквивалента стоимости в торговле. Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо ковкой, либо разрезкой кованого листового металла. В городе Абидосе (Египет) найден проволочный браслет, датируемый 3400 г. до н. э. Он состоит из двух групп бусинок, соединенных прядью из свитых вместе золотых проволочек и толстого волоса. Искусно отделанной проволоке придан диаметр, равный диаметру волоса (0,33 мм).

Существовало два основных способа получения кованой проволоки. При первом способе слиток или кусок металла расковывался молотком в пруток заданной толщины и профиля. При втором способе из слитка или куска металла ковкой получали лист, а затем разрезали его на полоски, края которых закругляли ударами молотка. При циркулярной резке получались длинные куски проволоки – в этом заключалось ее преимущество. Примером практического применения циркулярной резки металла могут служить полоски из золота длиной более 1,5 м, найденные в одной из гробниц Ура. В Уре найдены также изделия из скани (филиграни), датированные 3-м тысячелетием до н. э. Сущность сканного производства состоит в том, что из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки круглого или прямоугольного сечения выполняются ажурные или напаянные на металлическую основу узоры. Предварительно проволока скручивается в две или три нити и сплющивается.

Попытки производить более изящную и тонкую проволоку привели к тому, что постепенно был выработан новый способ ее получения. Для сглаживания неровностей и уплотнения проволоку стали проталкивать через отверстия в твердых материалах. Образцы такой проволоки из золота, датируемые 4-м тысячелетием до н. э., найдены в Египте. Впоследствии эта операция выравнивания поверхности проволоки превратилась в технологию волочения.

Считают, что в самом примитивном виде способ волочения начали применять еще до появления металлических орудий для отделки стержней дротиков и гарпунов. Стержни изготовляли из сырого дерева и затем протаскивали (калибровали) через костяные выпрямители. Раскопки погребений в Египте периода Среднего царства (2800–2500 гг. до н. э.) подтверждают, что техника выпрямления деревянных прутков была широко распространена в древности. Обнаружена роспись, изображающая двух ремесленников, занятых выпрямлением таких прутков. Можно предположить, что в дальнейшем аналогичное калибрование стали применять и к кованым пруткам из цветных металлов, используя деревянные калибры. В результате такой протяжки поверхность прутка становилась гладкой, как полированная.

Первые калибры изготовляли из твердых деревянных досок путем выжигания в них конических отверстий. Впоследствии дерево было заменено более прочными материалами. С древнейших времен употреблялись кремневые калибры. Древние мастера умели высверливать в камнях отверстия не только больших, но и малых диаметров, при этом сверление осуществлялось смычковой дрелью. Конические отверстия просверливали медным либо каменным острием при использовании абразивного материала – кварцевого песка или толченого кремня. Наиболее простое приспособление для протяжки проволоки состояло из волочильной доски (волоки), которую прикрепляли к опоре, и инструмента (клещей) для захватывания заостренного конца проволоки.

Раскрытые тайны древних ювелиров

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии

На Ближнем Востоке и в Египте также широко применялось листовое золото и серебро – фольга. Фольгой покрывали самые различные предметы – как металлические, так и деревянные. Например, с помощью ковки или органического клея фольгу прикрепляли к изделиям из бронзы, меди и серебра.

При этом золотое покрытие защищало медь и бронзу от коррозии. Золотой фольгой часто покрывали деревянную мебель, прикрепляя ее с помощью маленьких золотых заклёпок. Тонкие золотые листы приклеивали к дереву, предварительно покрытому слоем специальной штукатурки.

Непревзойденными мастерами Древнего мира в области ювелирных технологий являются этруски. Территорией их расселения было западное побережье Апеннинского полуострова – район современных Тосканы и Лацио. Политически Этрурия представляла собой федерацию 12 самостоятельных городов-государств.

Искусством, в котором этруски, безусловно, опередили свое время, является зубоврачебная техника. Археологические находки рассказывают, какими изобретательными были древние дантисты. Для протезирования они использовали обточенные зубы телят и волов, а также вырезали протезы и коронки из кости, крепя их крошечными золотыми крючками. Этрусское изобретение – мосты – выполнялись из очень мягкого золота и крепились над линией десен с опорой на здоровые зубы. Интересно, что все известные челюсти, над которыми потрудились древнейшие из дантистов, принадлежали женщинам. Некоторые эксперты полагают, что золотые протезы могли подчеркивать положение их владелиц в обществе. Изящная форма некоторых мостов свидетельствует о том, что дантисты преследовали не только восстановительные, но и косметические цели.

Металлургия древности. Ювелирное искусство - основа металлургии


Фигурка быка, 4-е тысячелетие до н.э.

Всеобщее восхищение вызывают так называемые гранулированные (зерненые) украшения этрусков. Они представляют собой медные пластинки со сложными узорами, выложенными зернью – тысячами мельчайших (диаметром около 0,2 мм) золотых шариков. Ни у одного другого народа гранулированные изделия не достигали такой высокой степени совершенства. К концу 1-го тысячелетия искусство изготовления подобных украшений было утеряно. Только в XIX в. исследователи предприняли попытки восстановить секреты техники, но безрезультатно. Долгое время не могли объяснить, как можно прикрепить золотую крупинку к медному основанию, не расплавляя ее при этом. Если бы крупинка расплавилась, капля жидкого золота растеклась бы по меди. При охлаждении растекшаяся капля приварилась бы «намертво», но был бы утрачен изысканный внешний вид изделия.

Секрет был раскрыт только в 1933 г. Технология оказалась далеко не простой. Наиболее реальной представляется следующая версия: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали. Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь, и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав. Температура плавления чистого золота равна 1063 °С, а сплавы золота с медью плавятся при более низких температурах. Например, при 910 °С плавится сплав, состоящий из равного количества атомов золота и меди. Именно это обстоятельство является ключевым для разгадки секрета ювелиров Этрурии. Они повышали температуру до тех пор, пока расплавлялась только зона образовавшегося сплава, а сами золото и медь оставались в твердом состоянии. При последующем охлаждении расплав затвердевал, и золотая крупинка, практически не потеряв сферической формы, приваривалась к основанию из меди. Этот процесс одновременно происходил во всех крупинках, и весь приклеенный к папирусу узор оказывался как бы «сведенным» (по аналогии с переводными картинками) на медь. Папирус при столь высокой температуре сгорал дотла, и изделие было готово. Медь окислиться не успевала, так как процесс происходил достаточно быстро и значительную часть кислорода принимал на себя при сгорании папирус.

Секрет изготовления самих золотых шариков, применявшихся для зернения, был открыт еще позже – в 1992 г., когда удалось выяснить и доказать на практике (эксперименты были проведены в городе Мурло в Тоскане), что этрусские ювелиры сначала разрезали золотую проволоку на крошечные сегменты, которые затем смешивались с угольной пылью и нагревались в глиняных тиглях до 1100 °С – температуры, при которой зернышки золота начинали приобретать сферическую форму. Охлажденное содержимое высыпалось из тигля, уголь размывался, после чего зернышки сортировались по размерам.

Источник: Энциклопедия «Металлургия и время», Голубев О.В., Карабасов Ю.С., Коротченко Н.А., Черноусов П.И.

Как выглядели украшения палеолита?

Искусство древних людей — странный вроде бы источник вдохновения сегодня, среди современных технологий, многочисленных, чуть ли не ежедневных открытий и новшеств. Нет, мы не о древнем Египте, Греции, скифах, шумерах и майя, мы о том, что было до расцвета этих цивилизаций. О каменном веке, самой древней его части — палеолите.

Это замечательное время, когда только-только родился промысел обработки материалов, изготовление предметов быта, орудий труда, украшений, декора. То самое ремесло, продолжателями которого являемся мы сегодня. В нашей стране множество палеолитических стоянок-захоронений, в которых обнаружены древние предметы. Большая их часть, конечно, связана с насущными делами — добычей пропитания, основным источником которого была охота. Но встречаются и украшения, точнее, детали украшений — бусины, подвески, элементы ожерелий. Сложно сказать, какую роль выполняли украшения тогда: знаков отличия, иерархии, зарождающегося сословного разделения. Палеолитические украшения — это прежде всего ожерелья и элементы пирсинга. Детали — бусины, подвески и другие элементы — выполнялись из камня, кости, рога, клыков, раковин.

На палеолитической стоянке Афонтова гора в Красноярском крае найдены костяные диски подвески конической формы и зубы животных с отверстиями, изготовленные мастером, жившим примерно 30 тысяч лет назад.

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 1

«Бусины и подвески». Афонтова гора.

Кость в те времена была самым популярным материалом из тех, что требовали глубокой обработки, в раковинах и клыках только лишь проделывались отверстия. По форме и внешнему виду можно определить, зубы и кости каких животных пользовались популярностью — прежде всего это были мамонты, дикие ослы и бараны, пещерные медведи, носороги, крупные рыбы, древние виды волков и большерогих оленей. На палеолитической стоянке Денисова пещера на Алтае были найдены элементы ожерелья из зубов лося. Возраст «работы» оценивается примерно в 50 тысяч лет.

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 2

Элементы ожерелья из зубов лося. Денисова пещера.

Люди каменного века постепенно оттачивали своё мастерство, и порой на раскопках стоянок обнаруживались настоящие шедевры, как эти замечательные костяные диски, возрастом около 25 тысяч лет, обнаруженные на стоянке Сунгирь во Владимирской области.

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 3

Прорезные диски. Бивень мамонта. сунгирь

Использовались ли именно эти диски в украшениях, сказать трудно, что не делает их менее прекрасными. Линии древних украшений предельно просты, их диктовала сама природа, полная идей для вдохновения и гораздо более сложными формами, многие из которых реализовать древнему мастеру было не под силу.

Но шли годы, столетия и тысячелетия, за которые были совершены открытия и преодолевались препятствия на пути к этим более сложным формам. Свидетельства этому найдены на палеолитических стоянках МальтА и Буреть в Иркутской области. Эти находки возрастом 19-25 тыс. лет отлично иллюстрируют эволюцию мастерства.

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 4

«Плывущие птицы». Подвески. Мальта Возраст - 19-23 тыс. лет

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 5

«Летящие птицы». Подвески. Мальта. Возраст - 19-23 тыс. лет

Среди находок палеолита очень распространены женские статуэтки, так называемые «палеолитические Венеры», что вроде бы не относится к теме нашего рассказа. Но при раскопках стоянок Мальта и Буреть обнаруживается следующее:

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 6

Женские фигурки («Венеры»). Подвески. Мальта и Буреть. Возраст - 19-23 тыс. лет

Все ли эти предметы были составными частями украшений или, может быть, использовались для каких-то других целей? Как именно древние люди носили украшения? Это сложные вопросы, на которые вряд ли найдётся однозначный ответ. Ношение людьми украшений в палеолите вполне подтверждается наскальной живописью и человеческими останками того периода.

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 7

Останки мальчика и погребённое с ним украшение. Мальта. Возраст - 19-23 тыс. лет

Как выглядели украшения палеолита?, фото № 8

Украшение мальчика. Мальта. Возраст - 19-23 тыс. лет

Огромным прорывом в дальнейшем стало использование металлов и для изготовления инструментов, и в качестве материала, обнаружение всё новых и новых красочных пигментов, использование обжига глины, совершенствование техник изобразительного искусства. Что породило необыкновенный расцвет ремёсел и возникновение великих античных цивилизаций. А примитивное искусство палеолита продолжает притягивать простотой линий, и хочется отдать должное трудолюбию и находчивости древних мастеров, прародителям самого прекрасного вида человеческой деятельности — творчества.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, был естественного происхождения

Период первобытности в истории человечества - весьма суровое время. Это было настоящее испытание для людей, выживание и дальнейшее развитие напрямую зависело от их активности. Тем не менее даже в этих условиях люди стремились к разнообразию, хоть и в примитивной форме.

металл из которого первобытные люди изготавливали украшения

Какую роль играли украшения?

При попытке понять и осмыслить жизнь и стремления первобытных людей нужно иметь в виду, что уровень знаний той эпохи находился на очень низком уровне, все действия людей были связаны по их представлениям с многочисленными добрыми и злыми духами. Вторые могли навредить людям. И чтобы защититься от их коварства, люди использовали различные магические обряды. Даже первобытные украшения ииели исключительно утилитарные свойства защиты от недоброго существа, сглаза и прочих негативных явлений, которые изобиловали среди людей.

первобытные украшения

Люди не сразу научились использовать металл для своих нужд, если провести периодизацию, то все стане понятно. Каменный век условно делят на три этапа: палеолит, мезолит, неолит. Понятно, что основой всех изделий был камень, переломным моментом стал энеолит, когда люди постепенно овладели навыками обработки меди. И хотя она мягче камня, тем не менее поддается ковке и дает возможность придать ей практически любую форму. Поэтому для изготовления изделий лучше всего подходит металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. Кроме того, многие традиции наделяли медь магическими свойствами отпугивания разного рода нечисти.

Сырье для украшений

Украшения первобытных людей не претендуют на изысканную эстетичность форм и отделки, хотя встречаются и высокохудожественные изделия. Конечно, приоритетным являлось место жительства древних людей, ведь именно оно определяло внешний вид человека. По преданиям многих народов один из священных металлов - это золото, от Южной Америки до Восточной Европы он считается застывшим воплощением солнечного света, способного разогнать тьму, в которой прячутся злобные духи. Поэтому металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, - это и золотые самородки, за неимением оных широко использовалась медь. Многие курганы-могильники на территории нашей страны изобилуют такими украшениями.

Неумение использовать в период поздней первобытности сплавов разных металлов приводило к использованию самородных: меди, золота и серебра. Соответственно, в разных местах больше было того или иного металла, который и шел на украшения. Вообще, первобытные жители старались его использовать очень экономно, но это не касалось племенных вождей, они даже в своих погребениях использовали металлические украшения, как оберег в потустороннем мире.

украшения первобытных людей

Многообразие первобытных украшений

Украшения древних людей были разными по форме и качеству исполнения. Однако во всех частях Земли в погребениях можно встретить ручные и ножные браслеты, они также играли магическую роль и предохраняли людей от ран, которым наиболее подвержены именно эти части тела. Каков бы ни был металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, он всегда должен был нести следы магического воздействия. Это могли быть разнообразные письмена, изображения, геометрические фигуры. Примечателен тот факт, что современные племена Амазонии имеют сменные наборы украшений на разные случаи жизни, которые отличаются и формой, и нанесенными на них изображениями. Именно на этих племенах этнографы и прочие исследователи проверяют свои догадки и предположения, так как среди них сохранилось то первозданное отношение к природе и миру, характерное для всех людей эпохи древности.

Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения, показывал и их социальный статус. Большое разнообразие металлических украшений говорило о высоком положении лица, их носившего.

Старинные перстни ручной работы. Антиквариат


Кольца - нечто большее в жизни человека, чем просто красивые украшения. Круглая форма с отверстием внутри символизирует вечность, защиту, счастье. Этот аксессуар не всегда использовался в качестве украшения и уходит своими корнями в глубокую древность. Старинные перстни в прошлом украшали руки знатных людей и служили опознавательным знаком, говорящем о статусе или принадлежности к роду его владельца.

Из истории появления кольца

Когда конкретно появились кольца, доподлинно не известно. В процессе археологических раскопок ученые находят свидетельства существования колец еще в эпоху палеолита. Их изготавливали из костей животных, камня, конских волос или сухой травы. В это время кольца выполняли функцию оберега или талисмана для охотников.

Египетский перстень из золота

Первые упоминания о старинных перстнях идут родом из Древнего Египта и Месопотамии. Тогда кольца могли носить только знатные люди. С помощью них они обозначали свой статус и материальное положение в обществе. Рабам и низшим сословиям это украшение носить было запрещено.

Из Египта искусство создания ювелирных украшений, в том числе и колец, уже пошло в Древнюю Грецию и Римскую Империю, а оттуда дальше. Особым почетом отмечались перстни с изображением жука-скарабея или кошки. Уже тогда они отличались особым изяществом и сложностью выполнения. Многочисленные старинные бронзовые перстни, из серебра, меди и золота были найдены в гробницах фараонов, ими украшались мумии при погребении.

египетские кольца

В Римской империи золотые кольца по закону было позволено носить сенаторам и другим высокопоставленным чинам, простые же люди довольствовались возможностью украшать себя ювелирными изделиями из железа. Позже этот закон был отменен, и золото было позволено носить всем свободнорожденным в империи, вольноотпущенные носили перстни из серебра, железными кольцами обозначали исключительно рабов. Часто можно было встретить изображение или гемму орла с расправленными крыльями - символа власти Рима.

Перстни в Средневековой Европе

Драгоценные украшения в Европе в средние века так же, как и во времена до нашей эры, носила только знать, зачастую используя их для заключения сделок. А также драгоценности носили, чтобы продемонстрировать материальный достаток, титул и положение в светском обществе. Помимо знатных особ, украшения носили священнослужители, маги и предсказатели.

Для раннего Средневековья характерно ношение колец с неограненными драгоценными камнями. В то время технологий, позволяющих искусно их обрабатывать, еще не было. Именно поэтому в музеях и частных коллекциях можно увидеть большое количество старинных перстней с камнями без огранки.

инкрустированное сапфиром кольцо

Изображение христианской символики получает в это время широкую распространенность. На серебряных, золотых и медных перстнях можно наблюдать лики святых и изображения Христа, многочисленные кресты и сцены из святых писаний.

В позднем Средневековье ношение колец набирает все большую популярность и становится отчасти данью моде. Поэтому ювелиры тех времен часто создавали красивые перстни, инкрустированные крупными и маленькими драгоценными камнями.

Кольцо с ликами святых

Примечательно, что в эпоху Средневековья в Европе люди верили в магию и колдовство. Это повлияло и на роль украшений в жизни общества. Помимо статусного обозначения многие из них использовались в качестве оберегов или как лекарство. Так, например, кольцами лечили от ячменя, эпилепсии и других "колдовских хворей", делали наговоры. Они изготавливались из ослиных копыт, китовых жил и прочего странного материала.

Древнеславянские перстни

Слово "кольцо" образовалось от производного "коло", что на старославянском языке означает колесо, круг, а перстень происходит от слова "перст" - палец. Так же как и в других цивилизациях, у славян украшения, надеваемые на тело, выполняли функцию оберега. Этот обычай появился еще задолго до крещения Руси, когда процветало многобожие. Часто на перстнях изображались символы богов, животных, рода и различные тексты.

Сегодня археологи находят старинные перстни, датируемые началом X в. Начиная с этого периода и до XV века кольца представляли собой черненые серебряные печатки с щитками круглой, прямоугольной, шестиугольной формы с изображением сказочных животных и птиц. Это обусловлено тем, что люди на Руси верили в существование леших, водяных, русалок и прочих существ, стремились задобрить духов.

В XV-XVII века символизм на кольцах с широким распространением христианства немного изменился. Теперь все чаще встречались изображения на украшениях в виде креста. На перстнях появилась гравировка в виде воинов, святых, птиц и зверей. Однако даже в это время большинство изображений выглядят несколько схематично. Еще немногие ювелиры в то время достигли высокого мастерства.

Основные мотивы, используемые в изображениях на древнеславянских кольцах, отражают воинскую доблесть и знаки власти. Все потому, что носили их для того, чтобы подчеркнуть свое положение. Со времен правления Ивана Грозного кольца настолько входят в моду, что ими украшают практически все пальцы рук. Перстень, который надевали на большой палец, называли "напалок". Многие старинные перстни с камнями, с замысловатыми изображениями, символами рода и другими рисунками не несут в себе никакой смысловой нагрузки, так как в свое время использовались уже как декоративные украшения.

Обручальные кольца

Отдельная тема в ювелирном искусстве - это обручальные кольца. Впервые они стали использоваться на церемонии венчания еще, как и другие украшения, в древние времена. Первые свидетельства об обручальных кольцах идут из Древнего Египта и Римской Империи. Отсутствие начала и конца в круге символизирует вечность семейного счастья. Однако не всегда кольца для венчания были сделаны из золота, как мы привыкли считать. В некоторых странах их делали из серебра, которое означало чистоту намерений двух влюбленных.

Церемония обмена кольцами в Египте совершалась в знак неземной любви и верности, так как считалось, что брачный союз и любовь между двумя людьми - это дар богов. Потом эту традицию переняли римляне. Там мужчины, желающие жениться, должны были просить руки невесты у родителей, и в качестве обещания заботиться о ней, оберегать и обеспечивать дарили им железное кольцо. Если невеста достигала возраста, когда она уже могла выйти замуж (обычно это было наступление детородного возраста), будущий муж дарил уже золотое гладкое кольцо на свадьбу.

Древнегреческий философ Плутарх объясняет, почему обручальные кольца носили именно на безымянном пальце левой руки. Это связано с тем, что от безымянного пальца протягивается тончайший нерв, который соединяет левую руку с сердцем. Надевая кольцо на безымянный палец, древние греки с почтением относились к бракосочетанию. Точно такая же традиция была и в Римской Империи.

Современная свадебная мода допускает классические кольца с гладкой поверхностью, отдавая дань традиции. Но все большую популярность приобретает гравировка на кольцах, художественное оформление, совмещение нескольких металлов и новые сплавы.

Металлы и камни

Ювелирное дело было широко распространено во всем цивилизованном обществе. Эпоха сменялась эпохой, уходили в прошлое определенные стили, и на их месте появлялись другие. Материалы, из которых изготавливались украшения, диктовала мода и мастерство.

Для создания старинных перстней ювелиры использовали благородный металл - золото. Такие перстни могли себе позволить обеспеченные персоны из высших сословий или богатые купцы. Помимо золота в ход шло серебро, бронза, олово, медь, латунь.

В моде всегда были перстни с камнями черного, красного, зеленого, синего и других цветов. В качестве инкрустации в любой исторический период и в настоящем особой популярностью пользовались и пользуются прозрачные драгоценные камни: аметист, рубин, изумруд, алмаз, александрит, цитрин и другие. В регионах, богатых жемчугом, последним часто украшали ювелирные изделия. Правда, жизнь жемчужины за пределами родной среды длится около 150 лет из-за влияния внешних негативных факторов, которым она подвергается в процессе носки. Именно поэтому в антикварных магазинах и в частных коллекциях старинные украшения с жемчугом можно найти не старше XVII века. Широкое распространение в прошлых веках получили перстни, инкрустированные цветным стеклом в сочетании с драгоценными камнями.

Использование эмали в украшениях известно человечеству еще со времен Древнего Египта и Византии, которое пришло в Европу только в XII веке. Но в эпоху Средневековья это ремесло забылось и вплоть до XIX века не применялось из-за сложной технологии. Новую жизнь эмали дало появление стиля "модерн" как в архитектуре, так и в ювелирном ремесле.

Символика

Как уже говорилось, в прошлом не каждому было позволено ношение перстней на пальцах. Особое внимание уделялось символике. У каждого народа были свои верования и взгляды на жизнь. Это повлияло на формирование символики у различных цивилизаций. Однако у каждой народности прослеживается тонкая нить, объединяющая представление о бытие людей во всем мире. Это можно обнаружить, наблюдая, как развивалось ювелирное искусство разных времен и на различных территориях.

Так, свастика встречается в изображениях самых древних народов по всему миру. До того как ее стали использовать нацисты для обозначения Третьего Рейха, она являлась символом вращающегося Солнца, добра и благополучия.

В прошлом люди использовали изображения животных, дабы отождествить себя с чертами, или же, наоборот, наделить себя характером, присущим этому зверю. Наиболее популярными были рисунки птиц как символа мира. У многих народов, по преданиям, именно птицы участвовали в сотворении мира. Конь занимал почетное место в символике и означал власть и мощь, волк символизировал волевые черты и говорил о свободолюбии владельца.

Легенды о кольцах

кольцо всевластия

Множеством легенд и тайн окутаны кольца. Эти истории были как придуманы, так и происходили на самом деле. Из придуманных историй, наверное, самой знаменитой является история о кольце Всевластия, которую написал Дж. Р.Р. Толкиен.

В Скандинавской саге "Сокровища Нибелунгов" главный герой Зигфрид получает во владение кольцо, превращающее все вокруг в золото.

Не менее известное кольцо - Соломона, дарующее здоровье и благополучие каждому, кто его наденет. Согласно библейской легенде, царю Соломону это кольцо подарил мудрец, сказав, что когда правителя постигнет гнев, ему нужно просто взглянуть на украшение. На внешней стороне кольца была высечена надпись на иудейском языке: "Все пройдет". И эта надпись долгое время отрезвляла Соломона, когда тот поддавался гневу и страстям. Но однажды он был так зол, что ему захотелось швырнуть кольцо и, сняв его с пальца перед броском, он заметил еще одну надпись на внутренней стороне "И это пройдет".

Часто в легендах и сказаниях кольцо выступает символом власти и могущества. Оно наделяет своего владельца некими сверхъестественными способностями.

Антикварные магазины

кольца старинные

Для приобретения старинных изделий лучше обратиться в магазин, торгующий антиквариатом. Работники таких магазинов зачастую, помимо того что занимаются торговлей, еще неплохо разбираются в стилях, присущих определенным эпохам, и смогут помочь определиться с выбором, дадут дельный совет. Не стоит пренебрегать отзывами о магазине, и лучше собрать как можно больше информации о фирме, торгующей старинными изделиями.

Как определить возраст кольца?

Можно самостоятельно определить возраст перстня ручной работы и отличить его от подделки. Правда, нужно понимать, что наиболее точную дату сможет определить только экспертиза путем проведения анализа. Такую экспертизу возможно провести и в домашних условиях, однако она будет более поверхностной, нежели та, которая проводится в лабораторных условиях. Познания в области свойств различных металлов будут неоспоримым преимуществом в этом деле.

Золото и серебро не намагничиваются, а на драгоценных камнях не остается царапин, если ими провести с сильным нажатием по стеклу. Это один из первых возможных вариантов проверки. Помимо этого, на украшения обычно мастером наносилось клеймо или гравировка.

Наличие на металле патины - тоже один из признаков того, что кольцо старое. Однако не стоит обольщаться, ведь состарить металл в короткие сроки не составит труда, тем более что такую процедуру можно произвести даже дома. Стоит обратить внимание на повреждения на металле, ведь пролежав в земле не одно столетие, металл деформируется. В любом случае, отличить оригинал от подделки достаточно сложно.

Сколько стоят старинные кольца?

кольцо с секретом

Все зависит от металла, наличия драгоценных камней и мастерства исполнения ювелирного изделия. Так, золотой антикварный перстень с камнем будет стоить баснословных денег. А обычное бронзовое кольцо с символикой, датируемое X веком, может стоить в пределах двух тысяч рублей.

Читайте также: