Из какого металла подстаканники в поездах

Обновлено: 03.05.2024

Мерный стук колёс, быстро мелькающие за окном деревья и деревенские домики, домашняя снедь, купленная у бабушек на маленьких станциях, где поезд стоит всего несколько минут. Какой-то особенный железнодорожный запах, проводники в форменной одежде, случайные попутчики и позвякивание стакана с чаем в металлическом подстаканнике. Да, именно такие ассоциации возникают у большинства людей при воспоминании о поездке по железной дороге.

История возникновения и распространения подстаканников

Точный год появления подстаканников неизвестен, равно как и страна, в которой он появился впервые. Вероятно, некая посуда использовалась по принципу подстаканника с незапамятных времён, когда емкость, наполненную горячей жидкостью и успевшую сильно нагреться, помещали в металлическую посуду большего диаметра, чтобы не обжигать пальцы. Это в дальнейшем и привело к появлению отдельного вида столового аксессуара – подстаканника.

Культура пития горячих напитков – кофе и чая - получает распространение в Европе XVII века. Мода на них распространилась не сразу. По аналогии с чайными церемониями стран Азии, употребление чая в Европе тоже напоминало ритуал. А ритуал предполагает и набор аксессуаров. Считается, что первые подстаканники пришли в Россию именно из Европы вместе с партиями чая. Уже в XVIII веке с насаждением в российском обществе Петром Первым европейских традиций и привычек, питие чая широко культивируется. По правилам этикета чайная церемония предполагала употребление напитка женщинами из фарфоровой посуды. Мужчинам же надлежало пить чай из стеклянных стаканов, удерживать которые было очень некомфортно из-за сильного нагрева стекла. Так в Российской империи появляются свои подстаканники. Поскольку изначально питие чая с соблюдением этикета распространялось лишь в высших слоях общества, первые отечественные подстаканники делались под заказ и являлись дорогим столовым прибором, модным аксессуаром, изюминкой сервировки стола.

Массовое производство подстаканников в России началось во время интенсивного строительства железнодорожной сети, пришедшееся на период деятельности легендарного политического деятеля Российской Империи – Сергея Юльевича Витте, в бытность которого промышленность, экономическая и финансовая сфера России развивались быстрыми темпами. Именно тогда на знаменитом Кольчугинском заводе запущен массовый выпуск подстаканников из дешёвых материалов (хотя там же делали и серии дорогих подстаканников ручной работы). Так подстаканники появились в поездах, начали появляться в домах небогатых людей и прочно вошли в обиход домашней обстановки всех слоёв общества.

Однако, для высших слоёв они не превратились в банальный предмет быта. Знаменитые ювелиры Пётр Хлебников, Павел Овчинников, Иван Футикин, Павел Сазиков, Густав Клингерт, Карл Фаберже изготавливали потрясающие подстаканники из драгоценных материалов, с изысканной отделкой, любопытным, филигранно выполненным рисунком (в том числе и по заказу членов императорской семьи). Сюжет, форма и отделка изделия могли быть как запрошены заказчиком, так и изготовлены на вкус мастера.

В советское время сюжетная составляющая на подстаканниках массового производства стала исполнять и пропагандистскую роль. Изображения, символизирующие новый государственный строй, чередовались с бытовыми сценами (охота, рыбалка, изображения животных, природы и т.п.).

В наши дни, подстаканники массово используются, пожалуй, лишь в поездах дальнего следования. Однако для малого круга лиц они становятся дорогим и приятным подарком, предметом коллекционирования и изысканным аксессуаром некоторых мероприятий.

Подстаканники от Российской империи до наших дней

Изначально, когда подстаканники использовались лишь среди знатных и богатых слоёв общества, материалом чаще всего служило серебро. Реже использовали золото и платину. Рисунки выполнялись разными технологиями: литьё, штамповка, чеканка или резьба. Использовалась позолота, эмаль, чернение и даже отделка полудрагоценными и драгоценными камнями. Сюжеты поражали разнообразием: герои древнегреческой мифологии, изображения животных, сцены охоты, батальные сцены, бытовые зарисовки, и вензели владельцев. Некоторые изображения на подстаканниках и вовсе представляли из себя целые картины с потрясающей деталировкой, огромным количеством элементов и действующих лиц. Практиковались серии подстаканников с общим сюжетом, когда на одном подстаканнике начиналась затейливая история, на втором следовало продолжение, а на третьем – развязка.

Подстаканники выполнялись также с миниатюрными ажурными ножками, сложным крупными рельефом, который мог быть сформирован как в процессе отливки или штамповки, так и с помощью припаиваемых накладок. Своё клеймо мастер ставил как правило на дно подстаканника с внешней стороны и на ободок подстаканника с внутренней стороны. С введением пробы драгоценного металла её также стали клеймить на дне и на ободке.

Став продуктом массового спроса, подстаканники подхлестнули новую волну своей популярности. Если ранее их изготавливали преимущественно вручную для богатеев, то с началом фабричного производства они появились уже не только у аристократии и богатого купечества, но и у простых людей. Впрочем, на фабриках выпускали и дорогие «поточные» подстаканники по аналогии со штучными изделиями мастеров-ювелиров. Конечно же они являются не такими эксклюзивными, как изделия, выполненные мастерами именитых ювелирных домов, но, тем не менее, многие из них представляют из себя настоящие произведения искусства.

С крушением Российской Империи и приходом к власти большевиков общество нашей страны потеряло сословность. Правящие до революции классы сравнялись по социальному статусу с ранее угнетаемыми массами. Их благосостояние резко упало, поэтому спрос на дорогие предметы снизился до минимума. Знаменитые ювелирные дома либо прекратили существование, либо перенесли деятельность в другие страны. Дорогие подстаканники дореволюционных времён в годы Гражданской войны могли продавать на вес. Теперь их можно было встретить в домах и у простых людей, и в кабинетах новых начальников, а также получить в подарок за какие-либо заслуги. И сейчас можно встретить ювелирной работы подстаканник периода царской России с каким-нибудь княжеским вензелем и дарственной гравировкой в духе «Слесарю завода «Красный треугольник» Иванову за передовые успехи!»

Поначалу изображения на советских подстаканниках массового производства преимущественно носили пропагандистский характер, реже бытовой или фольклорный.

Советский подстаканник, выпущенный в честь 20-летия образования СССР

Советский подстаканник, выпущенный в честь 20-летия образования СССР

Позже доля рисунков бытового характера и рисунков без идеологического подтекста на подстаканниках увеличилась. Появились всевозможные серии различной тематики: города, природа, исторические личности, сказочные персонажи, зарисовки из повседневной жизни.

Подстаканник

Подстаканник "Подсолнухи", СССР, мельхиор, 60-70 года

Подстаканник

Подстаканник "Советский космос", СССР, нейзильбер, 1974-1976 года

Не исчезли и эксклюзивные варианты фабричных подстаканников. Их могли дарить иностранным делегациям, вручать в качестве подарка на юбилей или за какие-либо достижения. В 30-х годах на советских производствах реанимировали на время подзабытую технологию чернения. В общей сложности во времена СССР подстаканники выпускались на 15 специализированных предприятиях, а также в некоторых цехах заводов другой направленности.

Подстаканники выпускаются и по сей день, но масштабы выпуска снижены по сравнению с прежними временами. Сюжеты и формы остаются разнообразными.

Подстаканник

Подстаканник "ОАО РЖД", медно-цинковый сплав, начало 21-го столетия

Подстаканники подаются как фирменная «фишка» на железных дорогах постсоветского пространства. Они используются в обиходе узкого круга людей, сохранивших привычку пить чай из стаканов в подстаканниках, или эстетов, тяготеющих к культуре пития чая из прошлых времён, а также в ресторанах, где интерьер и «идеология» заведения предполагает наличие в сервировке таких предметов. И, конечно же, ими интересуются коллекционеры.

Одни собирают все подстаканники подряд: такие коллекции могут состоять из тысяч экспонатов! Другие тяготеют к продукции определённых заводов. Третьи выискивают изделия определённых мастеров. Четвёртые предпочитают, к примеру, только серебряные подстаканники. Пятые интересуются изделиями с эмалью. Существуют интереснейшие подборки определённых серий и определённых сюжетов. Пусть подстаканник уже практически исчез из применения в быту, но он до сих пор остаётся предметом коллекционирования.

Российские и советские подстаканники

Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.

В этой статье мы поговорим об истории подстаканника в России, об отечественных чайных традициях. Сейчас подставки - скорее привет из прошлого, чем часть быта. Предметы чайной сервировки покупают для пополнения коллекции, для украшения интерьера в кафе или на кухне, для возрождения культуры чаевничания.

Появление подстаканников в России

Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.

Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.

Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.

Сюжеты и материалы для подстаканников

Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.

В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».

На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.

Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год

Подстаканник «Зимняя тройка», мельхиор, артель имени В. М. Молотова, г. Мстера, СССР, 1955 год

После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.

Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.

Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год

Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год

После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.

Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год

Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год

Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.

Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.

Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.

Кольчугинские подстаканники

Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.

Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.

Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.

Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.

Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.

Российские чайные традиции

Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.

Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.

Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.

В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.

Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.

До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.

Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».

Как делают легендарные подстаканники, из которых пьём чай в поездах


Сейчас, по примерным подсчётам, в российских поездах используется более полумиллиона подстаканников. Конечно, есть среди них и китайские погремушки, но всё же традиционным поставщиком является Кольчугинский завод, выпускающий подстаканники более 100 лет. Недавно он вошёл в состав "Электрокабеля" (УГМК).

Каждый месяц на заводе во Владимирской области выпускают 20 тысяч подстаканников.

– Самые популярные подстаканники – с гербом СССР, России и олимпийским мишкой. В последнее время очень много заказов из Москвы – с изображением различных достопримечательностей. Китайцам, которых среди туристов много, очень нравятся наши подстаканники, – рассказывает начальник цеха товаров народного потребления Виктор Горячев.

У него в кабинете большая коллекция подстаканников.


В кабинете начальника цеха – большая коллекция подстаканников. Есть и китайские, которые можно легко согнуть.


Цех товаров народного потребления, где делают в том числе и подстаканники. Его открыли в 1979 году.


Из этого сырья и сделают подстаканники. Вообще используют в основном два материала – медь и латунь.


На одном прессе вырубают заготовку для подстаканника.


Под каждую модель подстаканника делают специальный штамп, который стоит 70–200 тысяч рублей. На его изготовление уходит месяц.


На втором прессе, мощность которого 200 тонн, чеканят рисунок. При нас наносили герб России.


За смену сотрудница делает 3,5–4 тысячи таких заготовок.


Снизу – пластина до чеканки, сверху – после.


На таком нехитром станке сгибают заготовки.


Этот процесс называется закатка пластин.


Корпус паяют горелкой при температуре в 200 градусов.



Поддон закрепляют при помощи пресса.


За смену Наталья делает более тысячи подстаканников.


Ручку для подстаканника делают из прутка.


Припайку ручек доверяют только самым опытным специалистам – тут нужна ювелирная точность.


На токарном станке обтачивают поддон.



Один из вариантов покрытия – серебрение в специальных ваннах.


Мастерицы покрывают лаком те места, которые не будут золотиться.


В итоге получается такая вот красота.


По заказу на подстаканник могут нанести нужный рисунок на современном станке. Но такая технология подходит для небольших партий.


Самые красивые подстаканники, которые покрыты серебром и золотом. Выглядят очень дорого.

История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде

С изрядным подорожанием авиабилетов и из-за нарушенной логистики многие любители путешествий пересели на поезда. А поезд — это ритмичный стук колес, неповторимый запах вагона, «Провожающие, выходим!» и, конечно же, стаканы в увесистых подстаканниках. Рассказываем их более чем вековую историю.

История одной вещи: подстаканники, без которых не обходится путешествие на поезде

Подстаканник — металлический цилиндр с ручкой, в который вставляется стеклянный стакан, — конечно, не был изобретен специально для поездов. Считается, что появился этот столовый прибор еще в конце XVII века и в Россию пришел из Англии вместе с модой на чай.

В стране, провозглашенной Российской империей, появились новые правила этикета: дамам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам — из стаканов. Очевидно, что из стеклянного стакана горячий напиток пить совершенно неудобно, поэтому подстаканники пришлись как нельзя кстати. Поскольку само распитие чая было церемонией эстетичной, подстаканники должны были соответствовать: их украшали гравировкой и эмалями, инкрустировали, использовали драгоценные металлы, для семейных сервизов украшали монограммами.

Основным производителем подстаканников стал Кольчугинский завод (ныне «Кольчугцветмет») — предприятие во Владимирской области, основанное купцом Александром Кольчугиным в 1871 году. Конечно, основной продукцией завода была отнюдь не посуда, но товары народного потребления из цветных металлов с приходом индустриальной эпохи стали пользоваться значительным спросом.

Бронзовые подстаканники с цветными эмалями — сейчас предмет коллекционирования и интереса любителей винтажа.

Подстаканники делали в основном из мельхиора и латуни, иногда также из меди или даже серебра. Обычно их чеканили: на металлическую пластину наносили рельефный узор при помощи штемпелей, для каждого рисунка изготавливали отдельный инструмент. Особенно любимыми у производителей и потребителей были декоративные сюжеты на тему русских сказок и былин — на подстаканниках изображали запряженные в сани тройки, богатырей, царевен в кокошниках. В советское время сказочные сюжеты тоже любили, но к ним добавились памятные истории, как на марках, открытках и значках, — например, выпускали подстаканники «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» или об освоении целины, космосе и стройках.

Цены на подстаканники сильно зависели от материалов и декоративной техники. Например, алюминиевый подстаканник с цветной эмалью стоил 1 рубль 80 копеек, мельхиоровый чеканный — от 2,5 до 3,5 рубля, а из мельхиора, но в технике скани (плетеный рисунок из тонкой металлической проволоки) — уже 4 рубля 40 копеек. Кстати, стаканы для подстаканников были не обычные граненые, а из более тонкого стекла, что удешевляло их производство. Стаканы часто бились и были расходным материалом, но и стоили совсем недорого — 20–30 копеек за штуку.

Подстаканники в ходу и сейчас. Новые изделия тоже выпускают, но советские стали предметом коллекционирования: цены на редкие экземпляры доходят до десятков тысяч рублей на аукционах. Ну и конечно же, из поездов они никуда не делись, так что если планируете путешествие с РЖД, не примените воспользоваться.

Из какого металла подстаканники в поездах

Подстаканник − подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони. --> Подстаканник − подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем циллиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим напитком, не обжигая ладони.


Что такое подстаканник известно большинству населения, проживающему в исторических границах бывшего Советского Союза. Более того, трудно в России трудно найти человека, который, хотя бы раз в жизни не держал бы его в руках либо не видел бы подстаканник в буфете в отчем доме, не находил бы его на дачах, или, что совсем невозможно, не пользовался бы ими в поездах.

Конечно, подстаканник как элемент чаепития, художественная ценность и милая вещица был известен и до образования Советского Союза. Но именно в этом большом государстве, которое раскинулось на 1/6 часть суши, подстаканнику был придан статус не столько приспособления для защиты рук от горячего чая, сколько рупора трудовых и военных побед, галереи памятных дат, зеркала, отражающего великие свершения.

До сих пор остается загадкой, с чьей именно легкой руки, подстаканник превратился из ненавистного новой власти мещанского атрибута превратился в такой дорогой для сердца каждого советского человека предмет.

Призванный на службу тотальной пропагандой подстаканник должен был, прежде всего вызывать гордость за свою страну, великое социальное братство и подчеркивать стабильность и мощь Советской империи.

Импульс к внедрению в широкие слои народных масс, подстаканник получил в середине 1920-х годов. Основных причин, обусловивших это явление, несколько.

Во-первых, молодое государство отказалось изготавливать посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала. Чтобы горячий стакан не обжигал рук творцов революции ему была необходима защитная окантовка.

Третья причина заключается в том, что в Советской стране формируются жесткий «корпоративный» стиль и атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, всевозможных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляются подстаканники.

Еще одной причиной, обусловившей массовый выпуск и разнообразие видов подстаканников, стали начавшаяся активная индустриализация, увеличение добычи полезных ископаемых. Механизация производственных процессов наряду с ростом производства металла сыграла одну из главных ролей в судьбе не только всей страны в целом, но и в судьбе подстаканника в частности.

Сегодня просто физически невозможно даже приблизительно подсчитать количество выпущенных в СССР подстаканников – их производили десятки предприятий. Если учесть, что подстаканники выпускали разные, посвященные всему и вся, становится ясно - лучшего поля для коллекционера и не найти. Справочная литература по форме и тематике выпущенных подстаканников, а также статистические данные о производителях, технологиях производства и количества выпускавшейся продукции по какой-то необъяснимой причине полностью отсутствуют, по крайней мере в открытом доступе. А ведь в таком, насквозь плановом государстве, как СССР, подобные источники информации обязаны были существовать. Поэтому человек, принявший решение коллекционировать подстаканники, подобен первопроходцу, каждый день открывающему новые земли.

Посвящается ему!

Классификацию подстаканников целесообразно производить по трем основным параметрам: материалу изделия (из чего сделано), тематике (чему посвящено) и технике изготовления подстаканника (как сделано).

Требования к материалу были просты: коррозионная стойкость, технологичность и достойный внешний вид. Поэтому из всего спектра металлов и сплавов выбрали: нержавеющую сталь, мельхиор (сплав медь – никель) и его разновидности, например, нейзильбер (сплав медь – никель – цинк), алюминий, реже - латунь, бронза и серебро. Нередко на мельхиор, сплав МНЦ, бронзу и латунь наносилось наружное глубокое серебрение. Делали это, чтобы придать подстаканнику благородный вид. Серебрение, как правило, не наносили на изделия из алюминия и нержавеющей стали.

Мельхиоровым подстаканникам досталась самая большая пропагандистская нагрузка. Именно из этого материала сделано максимальное количество подстаканников советской тематики. Вот лишь некоторые из них: Победа советского народа в Великой Отечественной Войне («Воин освободитель»), памятные события и даты в жизни государства (« XXV Съезд»), архитектурные памятники и города-герои («Спасская башня»). Целый ряд подстаканников посвящен космической тематике: здесь и запуск первого спутника («Спутник»), первый пилотируемый полет, покорение космоса женщиной («К звездам»). Мельхиоровые подстаканники были обязательным атрибутом домов и кабинетов членов партийного аппарата. В советское время они зачастую служили наградой победителям социалистических соревнований в трудовых коллективах или спортивных состязаниях. Стоимость таких подстаканников на момент изготовления составляла от 2 до 5 рублей (цены указаны после денежной реформы 1961 года).

Нельзя не сказать о широком спектре подстаканников на бытовые темы, выполненных, например, с фруктово-цветочными орнаментами и узорами ( «Малина»), на сюжеты устного народного творчества ( «Зимняя тройка»), а также с фигурными композициями («Доспехи»). Самый весомый вклад в производство мельхиоровых подстаканников внес Кольчугинский завод мельхиоровых изделий.

Подстаканники из алюминия и нержавеющей стали

Наибольшее распространение такие подстаканники получили в 70 – 80-х годах века, благодаря невысокой стоимости и технологичности этих материалов.

На подстаканники из нержавеющей стали обычно не наносили никаких дополнительных покрытий. Алюминиевые же по внешнему виду можно разделить на три группы: подстаканники с нанесением золотистой эмали, подстаканники с цветным рисунком и чисто алюминиевые подстаканники.

Тематика алюминиевых и нержавеющих подстаканников, предназначенных для рядовых граждан, была незамысловатой: цветочные орнаменты или графические узоры («Цветочный узор» и «Виноградная гроздь»), сцены из любимых сказок («Уральские сказы»), города отчизны («Москва-кремль») и другие разнообразные сюжеты («Чайка», «Добыча»).

Стоимость подстаканников из нержавеющей стали и алюминия на момент изготовления варьировалась в пределах 50 копеек - 2 рублей. Самыми дешевыми были простые алюминиевые подстаканники. Именно ими обеспечивали различные государственные учреждения ( «Солдатский»).

Бронзовые и серебряные подстаканники

Таких подстаканников изготавливали меньше, чем мельхиоровых алюминиевых и из нержавеющей стали. Прежде всего это объясняется высокой стоимостью материала и его эксклюзивностью. Самыми распространенными были изделия Кубачинского художественного комбината, возникшего на базе ювелирной артели, организованной в 1924 году. Кубачинские серебряные подстаканники – это скорее высокохудожественное произведение и дорогой подарок, чем средство пропаганды. Большинство кубачей украшены растительными узорами в виде переплетающихся стеблей с цветами и листьями. При их производстве использовали такие техники, как гравировка, чернь, штихельная узорная резьба , золочение. Некоторые экземпляры выполнены с применением фактурной обработкой фона, на котором помещен крупный растительный узор. Стоили серебряные подстаканники 13 – 15 рублей.

Как мы уже сказали, тематический спектр подстаканника, рожденного в СССР, очень широк, однако постараемся перечислить основные направления:

§ символика страны Советов,

§ годовщины революции и государства,

§ памятные события: съезды, выставки;

§ архитектурные памятники: здания, сооружения;

§ известные люди: памятники, портреты, изображения;

§ сказки и сказочные персонажи,

§ представители животного мира,

§ композиции и орнаменты из цветов и фруктов,

§ графические узоры и композиции,

§ подстаканники, выполненные в технике скань (филигрань),

§ стилизации под старину.

Технология изготовления подстаканников развивалась вместе с развитием машиностроения. Прежде всего, технология производства изделий в массовом масштабе должна обеспечивать высокую технологичность и относительно невысокие стоимостные затраты.

Техники изготовления подстаканников, применявшиеся в Советском Союзе:

Наряду с этими технологиями возродился и известный с XVI века в народном промысле техника – скань, или филигрань. Суть этого метода заключается в следующем: сначала тонкие проволочки вручную спаивают в металлические «веревочки», из них сплетается рисунок подстаканника. Тематика всех филигранных подстаканников – витиеватые узоры, так называемое металлическое кружево, что обусловлено технологией старейшего народного промысла. Однако и в подстаканниках, выполненных по этой старинной технологии, не обошлось без пропагандистских тенденций. Известны экземпляры, где на ажурном тончайшем фоне помещен медальон с очередной памятной советской датой, выполненной методом гравировки. Заметим, что ручка у филигранных подстаканников может быть как обычной металлической («Хвост павлина»), так и выполненной в технике скань («Морозный узор»).

На всех подстаканниках, выпускавшихся в СССР, на тыльной стороне или на ручке, ставили несколько клейм. Как правило, это были: эмблема или название завода-изготовителя, материал изделия, а также его стоимость в розничной сети. На изделиях, которые производились по государственному заказу, т.е. для комплектации поездов, нужд советской армии или иных государственных структур, цена не указывалась. Такие подстаканники никогда не поступали в свободную продажу. Следует также сказать, что на подстаканниках из пищевого алюминия, никогда не ставилось клеймо с указанием материала изделия.

Современный рынок подстаканников

Сегодня на российском антикварном рынке сегмент, приходящийся на подстаканник, очень узок. Скорее всего данный предмет не нашел еще достойного количества почитателей или пока не рассматривается нашими современниками в качестве антиквариата. Возможно, поэтому недорого стоит подавляющее большинство подстаканников. Так, например, мельхиоровые подстаканники оцениваются в пределах от 10 - 50 у.е. за изделие, нержавеющие и алюминиевые – от 0,5 - 7 у.е., бронзовые и латунные - от 30 - 70 у.е., серебряные от 50 - 200 у.е. Конечно, указанные стоимостные границы относятся к наиболее распространенным экземплярам, а также зависят от состояния конкретного изделия. Цена редко встречающихся или изготовленных штучно изделий определяется спросом на них у коллекционеров в каждом отдельном случае. Желающему приобрести этот легендарный атрибут ушедшей эпохи, стоит прежде всего набраться терпения и посетить интернет-аукционы, «блошиные» рынки или заглянуть в антикварные магазины. Все эти достойные «места» предлагают более чем широкий спектр всевозможных подстаканников – от обычных «народных» до редких и эксклюзивных, изготовленных в единственном экземпляре.

Вместо заключения

Безусловно, за последнее время предпочтения россиян в отношении посуды, из которой пьют чай, изменились. Однако стиль так называемого «советского ампира» остается востребованным и в наше время. Не будем забывать, что подстаканник, какую бы он ни нес смысловую нагрузку, это прежде всего подстаканник, который просто должен быть использован по прямому назначению. Это изделие, способное не только украсить любой чайный стол, но и внести душевную теплоту в дружеское и семейное застолье. По данным исследования, проведенного одной из крупных чайных компаний, около 2% жителей России используют подстаканник в быту.

Хотя на сегодняшний день нет ни научного термина, обобщающего собирательство подстаканников, ни клуба, объединяющего любителей и коллекционеров подстаканников, но, несмотря на утрату большинством людей веры в классовые учения советского строя, подстаканник, веющий дыханием ушедшей эпохи, продолжает жить и снова входит в моду.

Читайте также: