Из какого металла рында

Обновлено: 05.07.2024

Что значит слово рында? Если попытаться найти значение этого понятия в словаре, то можно найти простое определение рында — судовой колокол . В реальности рындой назывался не сам металлический колокол, а его звон. Обычно такой звон раздавался в полдень. Люди, смотревшие фильмы Одесской киностудии, постоянно слушали этот звук пред началом всех фильмов. Данный термин уже практически стал достоянием истории, но недавно он смог получить новую жизнь, летом 2010, после того как Владимир Путин оригинально ответил известному блоггеру А.Почкову. Жизненная история данного термина началась ещё во времена императора Петра 1, в те времена, когда русских матросов тренировали иностранные офицеры. Обычно офицеры часто отдавали команду звонить в колокол, на их языке это звучало как "ring the bell«.Это непонятное выражение русские матросы переделали на местную манеру, и в итоге получилось словосочетание — «рынду бей». После этого обычный судовой колокол начали именовать рындой. Было принято бить рынду ( русск.нар. — бить склянки) раз пол часа для того, чтобы матросы могли знать время. Также рынду использовали во время тумана или при объявлении пожарной тревоги. В 12 часов было принято бить рынду три раза. Судовые колокола , несмотря на технический прогресс, являются атрибутом всех российских кораблей, а имя корабля часто пишут по периметру рынды. Если судно меняет название или переходит под управление другой страны, то рынду не меняют. Ставить рынду, висевшую на другом корабле, — плохая примета. В корабельном уставе российского флота закреплён фиксированный период битья склянок (то есть битья в рынду). Для кораблей первого или второго рангов плавающих на воде есть своя система отбития склянок:8 утра — 4 сдвоенных удара (или 8 склянок) 8.30 утра — 1 удар (1 склянка) 9 утра — 1 сдвоенный удар 9 (или 2 склянки) 9.30 утра —1 сдвоенный удар и 1 простой (3 склянки) 12 дня утра — три тройных удара (или битьё рынды) 11 вечера — 3 сдвоенных удара (или 6 склянок). Командир корабля лично назначает лиц, несущих вахтенную или дежурную службу, и ответственных за битьё в рынду.

Однако данный термин имеет и другой смысл. В 16-17 веках русских правителей охранял отряд телохранителей-оруженосцев, и их принято было называть рындами. Эти люди охраняли царя или вельможу непрерывно и сопровождали его во всех деловых поездках или военных походах. Во время традиционных торжеств или иностранных приёмов рынды стояли возле царского трона и держали бердыши на плече. Тот воин, который стоял, справа от царя, пользовался большим уважением. Для службы рындой отбирали юношей из уважаемых знатных семей. Во время войны рынды везде сопровождали царя и выполняли обязанности оруженосца. Каждый рында командовал тремя помощниками (податные, подрынды). Главные рынды получали почётное право добавлять к своему отчеству суффикс — ВИЧ. Самое удивительное, что занимая такую элитную должность, рынды не получали денег за службу, поскольку являлись больше оружейниками, чем придворными. При охране царской персоны рынды использовали оружия различных типов. Командиры рынд носил саадак — полное конное вооружение, включавшее лук и стрелы, остальные рынды использовали копья, рогатины или мене крупный саадак. У суденного колокола есть несколько традиционных названий. Его часто называют — «рында корабельная», или " корабельный колокол " или «морская рында», все указанные виды названий верны. По утверждениям лингвистов слово рында славянское и берёт свои корни от слова — рындать то есть трясти. Уже в давние времена была традиция полуденного бития рынды, а также её били через полчаса для того чтобы матросы знали время. Удары в колокол матросы обычно называли склянками. Каждый корабельный колокол имеет своё особое звучание. Чистый и красивый звук рынды слышали все взрослые люди Советского Союза. Именно звук рынды сопровождает заставку знаменитой Одесской киностудии. Хотите услышать, какие ещё звуки, может издавать рында корабельная? Можно сходить на рынок и услышать звучание множества колоколов. На флоте есть множество легенд и суеверий, связанных с рындой. Например, при смене названия или после продажи судна другой стране, рынду не снимали, и сохраняли на ней прежнее название корабля. Корабельный колокол не снимали до списания корабля. Корабельный колокол матросы всегда надраивали до блеска. Рында считалась корабельным талисманом, поскольку всегда защищала корабль, оповещая всю корабельную команду при бедствиях или появлении противника. Для дайверов и исследователей морских глубин находка рынды это большая удача. На рынде можно было прочитать имя корабля, а древесина, на которой тоже писали имя судна, быстро сгнивала в морской воде. В наше время рында по-прежнему актуальна, даже, несмотря на то, что на кораблях применяются различные системы слежения и оповещения. Если у вас есть личная яхта, то вы можете украсить её красивой рындой. Если у вас нет личного судна, то вы можете купить домашний вариант рынды, который прекрасно исправит интерьер. Женщины, которые хотят сделать своим супругам уникальный подарок, тоже могут купить рынду . Мужчина, даже повзрослев в душе, остаётся маленьким ребёнком, который мечтает о дальних плаваниях и великих открытиях. Подарив любимому корабельный колокол, супруга обязательно услышит много благодарных слов. Блестящая рында будет долгие годы напоминать мужчине о приятных мгновениях проведённых вместе с любимой. Если в вашей жизни произойдёт плохое событие и настроение опустится ниже ватерлинии, то можно позвонить в корабельный колокол. Волшебный звук рынды сможет разогнать все плохие мысли, а это поможет быстро решить наболевшие проблемы. В продаже можно купить различные варианты колоколов, отличающиеся как размерами, так и звучанием.

Кому подарить рынду ? Если вас мучает вопрос — «что подарить мужчине на его юбилей»? Стоит обратить внимание на корабельные рынды. С древних времён матросы применяли множество средств, чтобы ориентироваться по морю и определять время. Для того чтобы все матросы могли знать сколько времени, на палубе каждые пол часа били в рынду (или в морской колокол). Морской колокол было приказано начищать до блеска, поскольку он был как бы лицом корабля, его визитной карточкой. На корабельный колокол обычно наносили имя судна, и он постоянно сопровождал свой кораболь в качестве талисмана или оберёга. Вы спрашиваете, а зачем мне это знать? Морской колокол, подаренный любимому мужчине, подчеркнёт его мужественность, точность и серьёзность. Если ваша цель — облагородить своё жилище, то лучший выход из проблемы — покупка корабельной рынды. Рында не испортит интерьер, а скорее наоборот придаст ему оригинальный морской колорит и одновременно покажет индивидуальность и элегантность хозяев квартиры. Современные инженерные изобретения позволяют делать рынды любых размеров, форм и с разными дополнительными атрибутами, поэтому каждый человек сможет выбрать рынду, которая больше всего подходит именно для него. С помощью корабельного колокола, можно полностью изменить домашнюю обстановку, придав жилищу немного сентиментальности, или наоборот — сделав его более строгим и суровым. Если же вы захотели сделать интересный подарок своему возлюбленному, то корабельная рында его очень обрадует, а вас будут считать практичной и оригинальной женщиной. Ведь, что обычно женщины дарят мужчинам? Скучные ерундовины, которые после дня рождения мужчина даже и не вспомнит. Морские колокола отличаются друг от друга по внешнему виду и внутреннему устройству. Современные рынды — это уменьшенные, точные копии своих корабельных собратьев, они могут выполнять все функции обычной рынды и кроме этого имеют ряд дополнительных деталей, напоминающих о море. Подарочные рынды часто украшают изображением моря, ракушками и маленькими якорями. Купив корабельный колокол, вы будете ежедневно получать удовольствие от него. Вы не сможете оставить без внимания сияющую и изящную рынду. Пусть корабельный колокол придаст вашему дому или рабочему кабинету тот романтизм, который отсутствует в современной быстрой жизни. Купите рынду и почувствуйте морской запах и солёный вкус ветра прямо в своём доме.

Что такое рында: почему так называют судовой колокол


Команда «Рынду бей!» появилась в морском лексиконе во времена, когда не было еще ни обычных часов, ни точных хронометров. Рындой называют не большой корабельный колокол, хотя это название пошло от необычного звона раздающегося в полдень

Рында – что это?

Отмечать текущее время на флоте было принято ударами в судовой колокол. С его помощью также подавали предупредительные сигналы в тумане, при подъеме якорей, оповещали о начале работы, пожаре, появлении неприятеля, о наступлении обеденного времени, начале богослужения и т. д.

Во времена Петра I все команды на флоте отдавались на английском языке. Команда «звони в колокол» звучала как «ring the bell». Офицеры подавали эту команду по-английски, а матросы послушно ее выполняли, не задумываясь о значении слов. Со временем они переделали команду, которая звучала на чужеродном языке, на созвучную фразу «Рынду бей!». Тройные удары трижды отбивали, когда наступал полдень, а троекратный колокольный звон называли рындой.

Что такое рында: почему так называют судовой колокол

Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет. Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.

Когда появился первый колокол на кораблях?

Первый колокол, по мнению историков, появился на флагманском судне «Пеликан» Фрэнсиса Дрейка, отправившегося по велению королевы Елизаветы осенью 1577 года из Плимута на поиски новых земель. Англичане начали использовать судовые колокола на корабле с XV–XVI вв.

В России первый корабельный колокол появился в 1669 году на двухмачтовом паруснике «Орел», но постоянно судовые колокола стали использовать лишь в середине XVIII века. В Морском уставе Петра I (1720) при перечислении обязательного шкиперского (палубного) имущества значился «колокол корабельный».

Почему склянками на флоте называют промежуток времени?

Что такое рында: почему так называют судовой колокол

Набор склянок различного объема для измерения определенных интервалов времени

Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов. «Бить склянку» означало отмечать ударами колокола каждые полчаса, пишет АиФ.

Как отбивают склянки сегодня на российских кораблях?

Отбитие склянок (часов) регулируют Корабельным уставом ВМФ РФ. В соответствии с этим документом, удары в судовой колокол производят:

08:00 — отбивают 8 склянок (4 сдвоенных удара в корабельный колокол)

08:30 — отбивают 1 склянку (1 удар)

09:00 — отбивают 2 склянки (1 сдвоенный удар)

09:30 — отбивают 3 склянки (1 сдвоенный удар и 1 удар) и далее до 12:00

12:00 — бьют «рынду» (3 троекратных удара в корабельный колокол)

Со следующего получаса, то есть с 12:30, начинают новый счет склянок до 16:00, с 16:00 до 20:00 и с 20:00 — до 23:00, то есть до отбоя. В 23:00 отбивают 6 склянок

Судовой колокол – рында

Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно русскому народу ещё со средневековых времен. В те дремучие времена существовал забытый ныне глагол – рындать, то есть трясти.

Вполне логично: то, что трясли, имело название «рында», хотя прямых доказательств этому до сих пор нет.

Из истории судового колокола

В XVII веке всем известный реформатор Петр I отправил в Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.

История судового колокола - рынды

Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и воспроизвести.

История рынды

Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».

Нечисть и колокольный звон

Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в колокол, чтобы «выгнать хворь».

Корабельный колокол - рында

Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующегося морского дьявола.

Со временем, моряки нашли колоколу более практичное применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях плохой видимости он оповещал о приближении корабля.

Жизнь по склянкам

Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.

Рында и жизнь по склянкам

Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в колокол.

Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого момента начинался новый отсчет времени.

Злато для голоса

Производство корабельных колоколов никогда не ставили на поток - для каждого судна всегда отливали персональный колокол с неповторимым дизайном, который становился душой и сердцем судна. На нем обозначали название парусника и год его постройки. Рынду не меняли, если кораблю давали новое имя. Если же кому-то приходило в голову украсть или по какой-то причине повредить ее, подлеца неминуемо ждала страшная беда.

Дизайн рынды - судового колокола

При отливке рынды использовали специальный «колокольный металл». В его состав в определенной пропорции входили медь, цинк и олово. От соотношения этих металлов зависит и звон колокола - будет он "мягким" или "строгим".

Но вот интересная особенность: если добавить в ванну, где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха. Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.

Лысина боцмана и тысяча солнц

Корабельный колокол всегда являлся визитной карточкой корабля. Он не только сообщал название судна, но еще и передавал некоторую информацию об экипаже. Начищенная до блеска рында указывала на исправную службу моряков. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная (а, может, и не очень шуточная) поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана».

Интересные факты о рынде - судовом колоколе

Если беременная женщина отправлялась в морское путешествие, и срок родин застигал ее прямо на судне, новорождённого крестили в корабельном колоколе. Имя малыша даже могли выгравировать на рынде.

Если же на судне погибал кто-то из моряков, его почитали восемью ударами колокола, символически обозначавших конец его вахты. В английском языке есть выражение «Восемь ударов колокола» («Eight Bells»), обозначающее некролог.

Сувенирные рынды

У некоторых может сложиться ошибочное мнение, что в современном мире уже нет места былой романтике и корабельный колокол можно найти только в лавке сувениров яхтсменам. Конечно, ни один моряк не откажется от такого подарка, но есть правила, просто обязывающие иметь рынду. Согласно им, корабельным колоколом должно оснащаться любое судно, длина которого превышает 12 метров. Он, как и в прежние времена, должен служить морякам для подачи сигналов при плохой видимости.

Матвеев А. Флотская атрибутика. Рында — судовой (корабельный) колокол


На флоте «рындой» называют корабельный колокол. К церковной службе отношения не имеет, а имеет отношение прежде всего к корабельной службе нарядов и спасает корабль от столкновения в условиях плохой видимости. Скорее всего, что это переделанное английское выражение «ring the bell», что переводится, как «бой судового колокола». На английском флоте били в рынду в полдень, и именно этот бой имел такое название.

Хотя слово «рында», согласно словарю Даля было в русском языке, и обозначало на пензенском и саратовском наречиях — нескладный верзила, сухопарая баба, исхудалая кляча, а на московском наречии — телохранитель, оруженосец.

Боем «рынды» в сильном тумане корабли оповещают другие суда о нахождении в опасном районе. А в военно-морском флоте «рындой» отбивают так называемые «склянки». Бой склянок производится каждые пол часа четырехчасовой вахты и каждый бой имел свое значение, что по бою можно было установить точное время сколько прошло и сколько осталось до конца вахты. Склянки определяют корабельный распорядок дня. Корабли императорского флота живут в соответствии с боем склянок.

Скля́нки, устаревшее — скля́ницы — название песочных часов с получасовым ходом во времена парусного флота: каждые полчаса часы переворачивал вахтенный матрос и сопровождалось это сигналом корабельного колокола – рынды, как называют корабельный или судовой колокол на корабле. Кораблями, как правило на флоте, сейчас называются боевые корабли, судами вспомогательные суда и суда гражданских ведомств и фирм. Ранее в литературе можно встретить название судов, относившиеся и к боевым кораблям.


Порядок отбития склянок


Склянки

Почему назывались склянки, а не склянка? Одни песочные часы — это ведь одна склянка. А дело в том, что на парусных кораблях ставилась не одна склянка, а сразу три. Одна на полчаса, вторая на час. и третья на четыре часа — то есть на всю длину корабельной вахты. Поэтому реально на парусных кораблях было три склянки песочных часов. Часов тогда на кораблях еще не было и время экипаж определял по отбитию, так называемых склянок. К примеру — третьи склянки второй вахты — это семь часов утра. удар в одну сторону колокола — полсклянки, в две стороны — скланка. Полсклянки — полчаса, целая склянка — час. Вахта на корабле — четыре часа. Каждые полчаса бьются склянки в зависимости от времени вахты. Две с половной склянки — два с половиной часа вахты, четыре склянки — конец вахты.

Один их кораблей флота российского был назван «Рындой» (видимо по московскому значению этого слова — телохранитель. Этот корабль честно нес службу, будучи одним из первых паровых кораблей военного флота Российской империи.

Отношение к «рынде» (корабельному колоколу) на корабле бережно-уважительное. «Рында» является как бы представителем корабля, ибо на каждой «рынде», как правило, славянской вязью, как и на борту и закладной доске, выбито название корабля. И даже если название корабля было сменено, то на «рынде, как бы укором значится старое название. И горит рында на корабле огненным блеском и драится она с пристрастием с помощью пасты ГОИ по несколько раз в день.


Корабельная рында — судовой колокол

В связи с этим вспоминается как, будучи курсантом первого курса Калининградского ВВМУ и первый раз попав на крейсер «Комсомолец», злостно нарушил корабельные правила (прошел по правому трапу на ют и дотронулся руками до горевшего медным блеском поручня трапа, что на крейсерах категорически делать было запрещено). Увидевший это злостное нарушение корабельных правил боцман крейсера тут же поставил меня драить «рынду» (которая находилась рядом с рубкой дежурного по кораблю и на которой отбивались корабельные склянки) и потом это стало моей обязанностью в течение всей корабельной практики. За этот срок я до мельчайших подробностей выучил поверхность «рынды» с надписью «Чкалов» (так назывался крейсер при закладке). Я драил эту «рынду» и днем, и ночью и малейшее пятно на ней вызывало у меня приступ ненависти, ибо все приходилось начинать сначала. И долго потом эта «рында» с крейсера «Комсомолец» приходила ко мне во сне ночным кошмаром.


«Рында» военного корабля это прежде всего история государства и военно-морского флота и когда сегодня видишь на пунктах приема цветных металлов «рынды» с гордыми названиями боевых кораблей, становится обидно за нашу страну и отношение к кораблям и людям.


Рассказ друга из Калининграда:

В 90 годах ко мне в гараж приехал знакомый предприниматель. Я работал со своей машиной, и он неожиданно для меня привез мне корабельную рынду (судовой колокол) с эскадренного миноносца, известного мне. В те годы все можно было продать и купить. В базах Балтийска тонули у причалов корабли, а флотское имущество продавалось самими же экипажами.

На медной рынде, славянской вязью было выбито название, известного мне корабля.

— Пусть у тебя пока полежит в гараже – предложил мне мой приятель.

Признаюсь, честно, что при виде этой рынды защемило в груди. Стало обидно за нас всех, нашу службу, людей, служивших на этом корабле.

— Где взял? – спросил я его.

— Да так на базе металлолома валялся. Я его и подобрал. Мне её за так отдали. Может нам самим пригодиться, сдадим ее на металлолом. Знаешь сейчас медь вроде в цене.

Лежала эта рында у меня в гараже минимум полгода.

Я долго не встречал своего приятеля, а когда увидел, то я напомнил ему о рынде.

Он долго вспоминал, а потом сказал:

— Знаешь, что реализуй ее сам. У меня и так дел много. А это для меня мелочи.

Я немного подумал и поехал к местному владыке. В Калининграде в это время церкви только начинали строиться и естественно, что колоколов на них не хватало.

— Доброе дело придумали – сказал мне Владыко.

— А то, что она корабельная для Вас не критично?

— Так звонит же и можно звонить, а что с корабля так даже хорошо. Мы ее на границе с Польшей поставим в новом храме, рядом с Багратионовском. Пусть поляки слушают наш колокольный звон вашей рынды.

Я рассказал об этом своему другу-предпринимателю, и он понял меня.

Подарил я церкви эту рынду и рассказал об ее истории, истории корабля — название, которого выбито на рынде. Владыка обещал помолиться за меня с другом и наши благие дела и за корабль на котором служили многие русские люди.

И сегодня эта корабельная рында, добросовестно исполняет свой долг и служит нашему государству и Богу, зовет прихожан к молитве и информирует поляков и других проезжающих границу, что здесь Россия начинается. И на корабельной рынде гордо на солнце горит название боевого корабля. И несмотря на то, что этого корабля давно уже нет в составе флота, а рында (судовой колокол) его продолжает верно служить России.

Читайте также: