Изготовление икон из металла

Обновлено: 14.05.2024

В данной статье мы расскажем, как изготавливаются иконы выполненные методом гальванопластики. И для начала начнем непосредственно с того, что же это такое — гальванопластика?


Способ создания копий электролитическим методом открыл Б.С. Якоби ещё 100 лет назад. Этот процесс и был назван, сложным словом, гальванопластика. Подробную технологию здесь приводить не будем, с ней можно ознакомиться в Интернете или, прочитав специальную литературу, опишем только самое основное.
Если кратко, гальванопластика это – электрохимическое наращивание толстого слоя металла в жидком электролите. Нас в этой статье будет интересовать только медь, хотя гальванопластикой можно нарастить и другие металлы.
Итак, есть анод и катод. Чтобы окончательно все запутать, к аноду подключается плюс, а к катоду – минус. Ионы меди двигаются от анода к катоду.
Чтобы раз и на всегда запомнить, что и куда нужно подключать, можно просто вспомнить, что положительные заряды притягиваются к отрицательными. Ионы меди положительно заряжены, следовательно они будут притягиваться к отрицательной клемме источника питания.


Процесс изготовления гальванокопий рассмотрим на примере копии тороида для трансформатора, выполненного из пластилина. После изготовления формы, вокруг нее проложен зачищенный медный проводок, с которого и начнется наращивание меди. Его видно на фотографиях ниже.


Затем, на копию наносится токопроводящий слой, в нашем случае-это специальный графит в аэрозольной упаковке (Graphit 33, kontakt chemie), его удобно наносить и он имеет сопротивление в сотни ом, что будет оптимальным.


Из-за мелкости частиц графита, сразу видны все неровности. Хорошо это или плохо – зависит от случая. Так как медь будет толстая, то все неровности зарастут.


При изготовлении икон, в качестве "болванки" применяются спецальные заготовки (восковки), выполненые из специального ювелирного воска, на которые также наносится токопроводящий слой. Заготовки являются точной копией будущей иконы, которая получится в конце изготовления, и поэтому мелкие неровности и шероховатости на ней недопустимы. На фото снизу приведены две заготовки икон из ювелирного воска, Николай Чудотворец и Божья Матерь Владимирская.



В состав электролита входит серная кислота, которая в нашей стране идиотов отнесена к прекурсорам, а значит, в свободной продаже ее не найти. Придется доставать. Достать можно как электролит для автомобильных аккумуляторов. Концентрация кислоты нам не важна.

Итак, состав электролита для работы без перемешивания из книжки Казнаячей Б. Я, "Гальванопластика в промышленности”

CuSO4 (медный купорос) – 200г/л

Серная кислота (по массе чистого H2SO4, нужно пересчитать в зависимости от концентрации) – 30г/л

Спирт этиловый – 5г/литр (для увеличения смачиваемости)

Скорость роста меди при такой плотности тока – 220нм(нанометров)/минуту. Тоесть, для получения 1мм меди понадобится 4545минут, или три дня. При в двое большей плотности тока, время получится в два раза меньше. Все просто.

Итак, подготавливаем все ингредиенты, я готовлюсь делать три литра электролита:


Растворяем. Сначала насыпаем купорос, в него заливаем дистиллированную воду, ждем растворения, лучше перемешивать (придется ждать довольно долго!). После этого заливаем серную кислоту. Кислоту нужно заливать вот так:


Обязательно кислоту в воду, а не наоборот, и желательно по стеклянной палочке с постоянным перемешиванием. В техническом купоросе содержатся карбонаты, поэтому будьте готовы к тому, что при первом контакте в раствором кислота зашипит.

Даем раствору немного отстояться (при добавлении кислоты часть купороса может выпасть в отсадок – снижается его растворимость) и фильтруем его. Я фильтровал через обычную ХБ ткань. Знаю, что это плохо – она растворяется, но ничего другого небыло. В принципе, можно просто отстоять электролит, тогда вся грязь осядет на дно, а потом слить "вершки”.


Саму ванну для электролиза я сделал из куска 6-литрового бутыля от минералки.

В процессе растворения анода, с него слетают меткие частицы меди – так называемый шлам. Это шлам, плавая по раствору, попадает на форму. Из-за таких включений, медь на заготовке растет не равномерно, появляются дендриды. В промышленности для того, чтобы не дать шламу попасть в общий раствор используют либо кожухи из специальной кислотостойкой ткани, либо короба из ПВХ. Я решил не уходить далеко от бутылочной тематики, и сделал короб из еще одной бутылки из-под минералки.


Делается просто – сгибаем литровую бутылку до получения прямоугольного профиля и тыкаем 100вт паяльником много-много раз. Главное, чтобы, когда этот короб будет опущен в раствор, ватерлиния находилась на не истыканном дырками месте. Естественно, дно тоже не должно быть дырявым.

Погружаем заготовку. По моему, лучше сначала залить электролит в ванну, а только потом погружать форму.

Теперь – самое главное, наращиваем медь. Само наращивание состоит из двух стадий – затяжка и собственно, наращивание.

Затяжка – покрытие всей заготовки медью проводят при низких токах, обычно до 1А/дм^2. Лично я сначала вовсе начинаю со 100мА/дм^2 и постепенно довожу до ампера, ведь в начале проводимость распределена очень неравномерно и в песте залегания провода могут появиться пузырьки водорода, который попортит всю медь.

Наращивание. Тут все относительно просто – врубаем максимальный ток и ждем окончания процесса. Главное – не забывать подкармливать нашего медноядного монстрика.

Окончание процесса затяжки. Общий ток – 1А, а плотность – 0.64А/дм^2:


Сразу после окончания гальванопластики, половина тороида выглядит вот так:


Процесс изготовления икон методом гальванопластики полностью идентичен. На восковую заготовку наносится токопроводящий слой, затем посредством электрохимического процесса на ней откладывается слой меди необходимой толщины. При необходимости, поверх меди может наносится слой серебра, в результате которого получается икона "под серебро".



Единственным недостатком производства является токсичность, так как в технологии применяются химреактивы.

Гальванопластика только внешне кажется сложной, но на практике всё довольно просто. Этот способ позволяет создавать документально точные копии барельефов, монет, гербов, медалей, эмблем и т.д. Широко применяется при реставрации.

Способы изготовления икон

В традициях, икона делается ручным способом на деревянной доске, покрытой левкасом, с нанесением красок, сделанных из натуральных пигментов. В общем то, в древности применялись только натуральные материалы (искусственных не было) для изготовления иконы. Процесс изготовления иконы мог занимать месяцы, начиная от изготовления доски и заканчивая покрытием лака.

В настоящее время, некоторые компоненты для изготовления иконы уже используются готовыми. Так, например, использование трансфертного сусального золота (приклеенного к листочку бумаги), упрощает процесс золочения иконы. Также на сегодняшний день для изготовления рукописных икон могут использоваться уже готовые краски и лаки.

Однако, с развитием технологий, появлялись не только уже готовые компоненты для изготовления икон. Появлялись иконы сделанные из разных материалов.

Вот лишь основные из них на сегодняшний день.

Иконы из металлов.

В далекие времена такие иконы делали методом чеканки и прессования, а также литья. На металле оставался рельефный рисунок. Для этого использовались «мягкие» металлы – бронза, медь. Позже появились рельефные металлические иконы сделанные методом гальванопластика. Эта технология широкомасштабно применяется при изготовлении предметов изобразительного искусства.

В качестве одной из разновидностей металлических икон можно выделить иконы с объемным рисунком, сделанные из благородных металлов.

Еще одним из видов икон из металлов является иконы в ризе. Хоть сам лик святого образа может выполняться различным способом изготовления, и риза - это по большей части способ украшения иконы, но сами эти иконы можно отнести к категории "иконы из металлов", поскольку большая часть иконы закрыта этой ризой. Сюда можно отнести греческие иконы, у которых лики образов делаются шелкографией, а 80% самой иконы закрыта ризой, покрытой серебром.

Резьба.

Резьба по дереву. Такие иконы делаются из разных пород деревьев. На деревянной доске вырезается объемный рисунок. Сверху икона покрывается лаком. Ранее резьба по дереву была возможна только ручным способом – мастер вручную вырезал каждый элемент и деталь иконы.

Также резные иконы могут делаться из разных других материалов, чаще всего природного происхождения, например: гранит, драгоценные и полудрагоценные камни.

В настоящее время, в процессах резьбы по разным материалам стали применятся механические и автоматизированные устройства. Так, например некоторые линии производства позволяют создавать объемную модель в электронном виде, а далее просто, в результате автоматизированного процесса резьбы, получать уже готовый результат. Это больше похоже на печать только объемную.

Гравировка (лазерная гравировка).

Чаще всего гравировка применяется для нанесения рисунка в ювелирных изделиях (на драгоценных металлах). Примером тому, могут послужить небольшие нагрудные (нательные) иконки.

Также гравировка позволяет наносить рисунки и на других поверхностях, в том числе драгоценных и полудрагоценных камнях, граните, стекле, хрустали, на разных других металлах.

Горячие эмали.

Применяется для нанесения поверхности при изготовлении фарфоровых изделий, а также в особом виде декоративно-прикладного искусства – «Финифть», в котором используются специальные эмали и металл. Эта технология появилась на Руси в 17 веке, и с помощью ее делали в основном украшения, которые могли позволить себе только обеспеченные люди.

Медную пластину покрывают специальной белой огнеупорной эмалью, на которую затем наносится рисунок из огнеупорных эмалей различных цветов. В дальнейшем делался обжиг в печи с большой температурой.

Иконы в технике финифть отличаются особой яркостью красок, богатыми и детальными сюжетами, натуралистичными оттенками и широкой гаммой. Часто иконы финифть декорируются различными окладами и рамками, сделанными из драгоценных металлов с тонкой чеканкой различных узоров и орнаментов, а также драгоценными и полудрагоценными камнями.

Вышивание.

Встречается двух видов: вышивание рисунка на ткани нитками и бисером.

Вышивание бисером. Есть предположение, что бисер имеет происхождение из арабского языка и означает в переводе фальшивый бисер.

Вышивание бисером как искусство возникло давно. Так, первые упоминания о бисере на Руси относятся к 9-му веку. В 18 веке бисер становиться неотъемлемой частью народного мастерства. Русские мастерицы могли создавать такие шедевры, которые часто удивляли иностранных гостей.

В Европе бисер также был известен. По некоторым историческим до 17 века бисер производился только в Венецианской республике и технология его производства держалась в строгом секрете. Чуть позже чехи разрушили эту монополию, изобретя новую технологию производства бисера, основой которого была древесная зола. Качество и красота чешского бисера известно до сих пор.

Вышивание икон бисером – достаточно трудоемкий и долгий процесс, требует большой сноровки и терпения.

В настоящее время в России продаются уже готовые наборы для вышивания икон бисером в основном изготовляемые в Чехии и на Украине. Набор представляет собой тканевую основу, с нанесенным рисунком-картой, по которой уже в зависимости от рисунка (условного обозначения), пришиваются бисеринки соответствующего цвета.

Иконы макраме.

В общем-то история макраме прослеживается с давних времен у многих народностей. Тоже самое можно сказать и про Русь. Макраме зародилось еще в период язычества и славяне придавали узелковому плетению большое значение. Это больше было сакральным (ритуальным) действом, а сами рисунки отражали миропонимание славян. После крещения Руси, макраме стали запрещать, как некоторый вид колдовства.

Настоящий бум макраме наблюдался в Европе в 18 веке, а в России - в 19-начале 20-го. Старшее поколение помнит, как при советском союзе, большой популярностью пользовались плетеные воротники.

Сложно сказать, когда появилась первая икона, сделанная узелковым плетением. Иконы макраме отличаются своей утонченностью, мягкостью, умиротворяющим эффектом.

С уверенностью можно сказать, что из все способов изготовления икон, макраме является наиболее трудоемким и долгим. А соответственно такие иконы стоят очень дорого.

Мозаика.

Мозаика как вид художественного искусства насчитывает уже тысячелетнюю историю. Мозаику мы можем увидеть в храмах древней Греции и Византии. В России можно до сих пор увидеть древние мозаичные иконы в разных старинных храмах.

Кстати, хорошо известные всем и любимые дивеевские иконы из бисера, как раз делаются методом "мозаика", только в качестве материала для выкладывания используется бисер.

Печатные иконы.

Пожалуй, самый новый из всех вышеперечисленных способов изготовления иконы. Хотя сама технология печати (трафаретной) появилась еще до Рождества Христова. С развитием технологий, процесс печати стал автоматизированным и позволяет наносить рисунки на разные рода поверхности.

Здесь используется офсетная либо полиграфическая печать, а также шелкография. Причем шелкография иногда позволяет печатать красками с содержанием натурального золота и серебра.

Печатают иконы, чаще всего на бумажной или картонной основе. В дальнем, эту основу могут наклеивать на доски из натурального дерева.

Шелкография позволяет печатать на разных поверхностях, например: кафель, гранит, керамогранит, фарфор.

Часто печатные иконы оформляют разными способами: добавляют оклад из разных металлов (обычных, драгоценных, покрытых драгоценными металлами), драгоценные и полудрагоценные камни, обрамление деревом и т.д. Часто довольно красиво и богато получается. Так в Греции производятся знаменитые «греческие иконы», где шелкографические иконы обрамляются в рельефные серебряные оклады.

Изготовление икон из металла




Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор


Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей


Благоустройство захоронений. Гранитные памятники



Военные мемориалы Беларуси

Иконы на металле

Мы уже писали о старинной печатной иконе на бумаге. Оказывается, таких икон производилось не так уж и мало, а цель была проста: необходимо было восполнить дефицит востребованных и недорогих религиозных сюжетов, охотно раскупающихся прихожанами храмов и паломниками. Но кроме икон на бумаге можно встретить множество икон на металле.

Старинные печатные иконы на жести были особенно востребованы, они являли собой образец живописности, яркости, антуражности. Новые технологические возможности печати и нанесения тиснения на металл дали поразительный визуальный эффект, выгодно отличали старинные металлические иконы от скорописных провинциальных темперных икон и подокладных икон-маслушек. Иконы из металла не боялись воздействий атмосферы, противостояли падающим на них, горящим свечам, их можно было протирать и мыть, и главное – они стоили небольших денег.

Иконы на металле XIX век породил множество, но, увы – и их сегодня можно считать раритетами. Дешёвые иконы получили и не слишком бережное отношение к ним, исходя из старинной поговорки «что легко досталось, с тем легко и расстался», а потому в хорошем или идеальном состоянии жестяные иконы встретить уже трудно.

Купить иконы на металле можно было и в столице России и в других городах. В технологии производства жестяной иконы проявились все новшества, все технические новинки, известные на тот период. Это и производство тонкого жестяного листа, и его покрытие другим сплавом – гальванопластика, и точная штамповка-то есть придание объёма железной иконе, жестяному листу. Метод нанесения изображения особыми красками – хромолитография. Мелко рельефное, очень сложное по своему рисунку тиснение, которое сегодня удивляет современного зрителя, выглядит, как голография, и только можно себе представить, как такие удивительные произведения искусства повергали в радостный шок и восхищение людей XIX века, привыкших видеть икону совсем не такой нарядной и праздничной, тем более что, вступив в конкурентную борьбу с жестяной иконой, старинная скорописная икона скорее шла в обратном направлении, регрессировала, становилась «не модной»!

Но в производстве старинных жестяных икон того же Жако и Бонакера есть ещё один очень важный элемент, который обычно опускается при разговоре о печатной иконе!

Старинные живописные иконы практически всегда «пляшут» в форме доски, в её линейных размерах. Тут нет и не было стандартов, и даже если мы говорим «икона аналой», это вовсе не означает, что другая старинная икона аналойного размера поместится в тот же киот, что и первая!

Старинные деревянные рукописные иконы могут иметь форму трапеции, ромба, причём отличие в линейных размерах двух противоположных сторон порой отличаются на несколько сантиметров! И уж конечно Вы никогда не подберёте ризу к имеющейся иконе – все слишком индивидуально, все абсолютно разнится, не подходит, не подлежит приведению к общему размерному знаменателю.

Другое дело – старинные жестяные иконы, производство которых было поставлено на поток. Для завоёвывания покупателя тут надо было прилагать совершенно иные усилия, использовать жёсткие стандарты, соблюдать заданные параметры…

При рассмотрении старинной жестяной иконы Жако Москва, видно, сколь точно выдержаны её размеры, как идеально прецизионно выполнена деревянная доска, на которой закреплена жестяная икона, как филигранно произведена штамповка, тиснение, как чёток и многоцветен рисунок!

Все это говорит о том, что жестяные иконы буквально заставили производителя самым тщательным образом подойти к производству каждой составляющей детали иконы, к каждому технологическому процессу. В результате такого подхода и ныне мы удивляемся иконам Жако и Бонакера, доказывающим, что Россия обладала знаниями, опытом и умением делать великолепные поточные изделия, коими в данном случае являлись старинные печатные иконы на жести!

Но и иконы на жести со временем приходили в негодность. Старые иконы из металла убирали на чердаки и в сараи, где они подвергались закономерной коррозии, выцветали от солнца, плесневели и портились.

Хромолитографические иконы бумажные вступили в конкурентную борьбу с иконой на металле. Среди производителей бумажных икон, наклеенных на дерево, выделяется фабрика Е. Фесенко и фабрика И. Тиля, располагавшиеся в Одессе.

В самом конце XIX столетия фабрика Жако и Бонакера в Москве (их часто называют иконы Жако Москва, иконы Бонакер) фактически владеет монополией на выпуск иконы на жести. Жако и Бонакер приглашают работать над образцами своих «железных икон» лучших мастеров Мстёры, Палеха… И правда, точность, выразительность, необыкновенная нарядность жестяных икон фабрики Жако и Бонакера поражают зрителя, кажется, что только так и должны были выглядеть святые! Самое удивительное, что в этой коммерческой схватке на религиозном рынке начинали проигрывать иконы писанные красками, а потому сторонники традиционной иконописи шли на всевозможные ухищрения, позволяющие им производить иконы быстрее, больше, дешевле. Знаменитые «подфолежницы», «фольгушки», «расхожие иконы», «подокладницы», «иконы краснушки», то есть скорописные иконы – это продукты эпохи битв за рынок, но скорость и поточный метод ухудшают качество рукописных икон.

В этом конкурентном противостоянии проходят годы, временами начинает казаться, что дешёвая бумажная икона и икона на металле победили живописную икону, однако это было не так!

Общество, вначале бросившееся скупать красивые и нарядные печатные иконы, в конце того же XIX века начинает выражать обеспокоенность о судьбе исконного рукописного производства святых образов. В 1901 году сам император Николай II издаёт особый указ, дающий возможность создать «Комитет попечительства о русской иконе» под руководством графа С.Д. Шереметьева!

И когда в начале следующего, XX века производство печатных икон, по сути, вышло из под какого-либо контроля, указ Священного Синода и вовсе запретил печатать иконы при монастырях и храмах. Также запрещалось и производство икон на жести, усилилась общая цензура, имевшая задачей сохранить традиции русской иконописи и оградить производство икон от всякого западного влияния.

2Но никакие указы и решения не подействовали на того же Жако и Бонакера: жестяная икона продолжала выпускаться до самой революции, положившей конец традициям производства не только иконы живописной, но и иконы на бумаге и иконы на жести…

Лишь в 1949 году будет воспроизведено новое поколение печатных икон, получаемых в типографии Новодевичьего монастыря методом шелкографии, но это как говорится, уже совсем другая история.

Классификация икон на металле примерно такова.

Есть иконы, выполненные в рельефе или барельефе без применения красочного слоя; выполненные художественными красками на металлической основе; выполненные художественными красками на «золоте» (основа иконная доска) и в смешанной технике.

Рельефные и барельефные иконы на металле известны ещё с первых веков христианства. Резные рельефы, литьё, чеканные иконы дошли в своей традиции и до наших дней.

Среди иконных техник выполнения художественными красками на металле, самой лучшей можно признать технику эмали. Сплавление специальным способом кварцевого песка и красящего пигмента было известно ещё в античности, поэтому вполне можно допустить применение этой техники с первых веков христианства. Вначале наибольшее распространение получила техника перегородчатой эмали, где на подготовленной пластине иконы делались тонкие золотые перегородки для заливки цвета. Вместе с тем эти пластинки создавали своеобразный рисунок. После обжига эмали получалось очень крепкое и прочное красочное покрытие, единственный недостаток – хрупкость.

В древнерусском искусстве перегородчатая эмаль применялась редко и в основном в декоративных решениях. С XVII века на Руси получает распространение эмаль без перегородок, где наложение красок было похоже на иконопись. Одним из центров этой эмали был Ростов Великий, отсюда и пошло именование – ростовская финифть.

Художественный потенциал этой техники огромен, и почему сегодня он не востребован – не понятно. Современные эмали позволяют получать очень красивые насыщенные цвета. Высокая светопрочность, атмосфероустойчивость предполагают использование этих красок для фасадных икон храма.

С XVII века в России появляются иконы, выполненные масляными красками на металле, но своё широкое распространение они получили с середины XIX века. К сожалению, эта техника письма обладает рядом недостатков: сцепление красочного слоя с металлом со временем ослабевает, коррозия металла – ржавчина жести или окись меди влияют на цвет иконы, потемнение масла и др. Именно эта техника рекомендуется многими «специалистами», как фасадная икона – вот где плод заблуждения. Жесть как основа для фасадной живописи вообще не пригодна, у неё самая низкая сцепляемость с красочным слоем. Немного лучше дела обстоят у меди, и ещё лучше у алюминия. Это связано с наличием оксидной плёнки у меди и алюминия, что создаёт дополнительную «рыхлость» поверхности. Поэтому когда готовится лист меди или алюминия под живопись, не надо их начищать до блеска – достаточно обезжирить поверхность. Как показывает опыт: сами масляные краски мало пригодны для живописи по металлу. Уже давно разработаны специальные краски по металлу на основе акриловых смол (не водные!).

Ещё одна техника работы по металлу – золотая наводка по меди. Эта сложная и редкая техника ещё называется «огневое золочение». Рисунок выполняется золотом, растворенным в ртути. При дальнейшем нагревании ртуть «испаряется», а золото прочно соединяется с металлом. Сегодня редко кто использует такую технологию, чаще применяют способ наложения «на отлип» клея или лака.

Металл, а в частности золото, использовали не только как фон или основу. Эффект отражения света проходящего сквозь красочный слой, был замечен иконописцами уже давно и порой очень удачно применялся. К сожалению икон написанных специально с этим эффектом немного.

Применение смешанной техники в работе по металлу позволяет получить очень хорошие и красивые результаты.

Владимир ХВОРОВ
По материалам интернет-ресурсов

Иконы предоставлены коллекционером Владимиром БОЙКО

Справка из Википедии

Релье́ф – вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф, таким образом, противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма.
Контррельеф (от лат. contra – против и «рельеф») – вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.
Койланаглиф (или en creux (анкрё)) – вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

Медные и старообрядческие иконы

Икона ( др.-греч. «образ», «изображение») – в православном христианстве и католицизме изображение ликов (лиц) святых угодников, Иисуса Христа и Божьей Матери, библейских сюжетов, знаковых событий церковной истории. Иконы разделяются по технике и материалу изготовления. Основные виды икон: живописная, вышитая, резная, литая, печатная. Таким образом, медная икона – один из видов икон, изготовляемая из меди с легирующими примесями других металлов (олово, свинец, цинк, серебро).

Уточнить поиск

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость..

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость»

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали, pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» в голубой эмали

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»
Вершковая икона «Богоматерь Казанская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Казанская»

Вершковая икона «Богоматерь Казанская» – икона сам..

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»
Вершковая икона «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская»

Вершковая икона «Богоматерь Смоленская» – одностор..

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями
Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями, pic. 1

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя эмалями

Вершковая икона «Божья Матерь Смоленская» с двумя ..

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях
Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях, pic. 1

Вершковая икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад» в трёх эмалях

Вершковая икона «Воскресение Христово – Сошествие ..

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»
Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне», pic. 1

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в короне»

Вершковая икона «Образ Смоленской Богоматери в кор..

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и Ветхозаветная Троица» в четырёх эмалях

Вершковая икона «Сергий Радонежский Чудотворец и В..

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»
Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный», pic. 1

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный»

Вершковая икона «Спас Образ Нерукотворный» – небол..

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали
Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали, pic. 1

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голубой эмали

Двухвершковая икона «Богородица Казанская» в голуб..

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»
Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад», pic. 1

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошествие во ад»

Двухвершковая икона «Вознесение Христово. Сошестви..

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»
Икона «Богоматерь Агиосоритисса», pic. 1

Икона «Богоматерь Агиосоритисса»

Икона «Богоматерь Агиосоритисса» – медная вершкова..

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми», pic. 1

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусом и избранными святыми»

Икона «Богоматерь всех скорбящих радость с Деисусо..

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты
Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты, pic. 1

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты

Икона «Богоматерь Казанская» с остатками позолоты ..

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой

Икона «Богоматерь Смоленская» с цатой – вершковая ..

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»
Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской», pic. 1

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской»

Икона «Поклонение иконе Богоматери Владимирской» –..

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»
Икона «Священномученик Антипа Пергамский», pic. 1

Икона «Священномученик Антипа Пергамский»

Икона «Священномученик Антипа Пергамский» – вершко..

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей
Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей, pic. 1

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей

Икона «Спас Благое молчание» шесть эмалей – двухве..

Икона «Чудо Георгия о змие»
Икона «Чудо Георгия о змие», pic. 1

Икона «Чудо Георгия о змие»

Икона «Чудо Георгия о змие» – латунная вершковая и..

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами
Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами, pic. 1

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херувимами

Икона Богородица «Всех скорбящих радость» с херуви..

Латунная икона «Борис и Глеб»
Латунная икона «Борис и Глеб», pic. 1

Латунная икона «Борис и Глеб»

Латунная икона «Борис и Глеб» – двухвершковая медн..

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»
Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые», pic. 1

Массивная домонгольская нательная икона «Благовещение и святые»

Массивная домонгольская нательная икона «Благовеще..

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»
Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад», pic. 1

Медная икона «Воскресение Господне - Сошествие во ад»

Медная икона «Воскресение Господне – Сошествие во ..

Медные или меднолитные иконы массово производились на Руси начиная с 11 века наряду со складнями и крестами. Как и другие металлические предметы религиозного характера медные иконы отличаются высокой износостойкостью, что обеспечивало им неоспоримые преимущества по сравнению с предметами, изготавливаемыми из друг материалов, таких как дерево, кость и даже камень. Именно прочность медных икон позволяет нам восхищаться образцами этого направления древнерусского религиозного искусства и спустя 500-700 лет после их создания.

Относительная простота изготовления и возможность тиражирования удачных образцов (форм) способствовали тому, что медная икона более 10 веков была и остаётся уникальным и, в то же время, прочным символом русской православной традиции, даже несмотря на то, что в разные периоды меднолитные образы теряли свою актуальность, а то и вовсе находились под запретом.

Заливка расплавленного металла по формам, изготовленным из пластичных термостойких недорогих материалов, таких как глина, была хорошо известной техникой обработки металла ещё со времён бронзового века. Сплав изготавливался на основе меди с легирующими добавками, обеспечивающими повышенную прочность и коррозийную устойчивость предметов.

Хотя зачастую медные иконы не покрывались дополнительными материалами, наиболее искусными и привлекающими особый интерес следует признать образцы, декорированные с применением разнообразных техник ювелирного искусства – чернения, инкрустации, монохромной и полихромной эмалировки, золочения.

Отдельного упоминания заслуживает техника огневого золочения, применявшаяся для нанесения слоя позолоты на икону, изготовленную из медного сплава. Огневое золочение известно с античных времён и считается самым долговечным способом, сохраняющим позолоту на многие века. В Киевской Руси такой метод использовался с начиная с 9 века, и назывался он «Жжёным златом». Золото высокой пробы прокаливалось в ртути до полного испарения последней. Выделяемые при испарении ртути пары стоили жизни не одному десятку мастеров.

Техника и сюжеты медных икон формировались поэтапно, изменяясь от века к веку. Религиозный раскол, вызванный церковной реформой патриарха Никона и царя Алексеевича Михайловича, стремящихся унифицировать богослужебный чин Русской православной и Греческой церквей, произошедший в 1666 году, положил начало старообрядческого течения. Именно старообрядцы, подвергавшиеся запретам и гонениям, на долгий период стали законодателями моды в меднолитном религиозном ремесле.Разнообразие старообрядческой медной пластики до сих пор до конца не изучено. Начиная с 18 века представители этого течения организовывали меднолитейные мастерские, располагая их в непроходимых лесах и труднодоступных пустошах. В них в больших количествах изготавливались медные иконы, складни, кресты, образки и другие предметы религиозного толка.

Обычно медные иконы изготовляли односторонними, намного реже производились двухсторонние иконы. В ранний период развития медных икон предпочтение отдавалось небольшим и не тяжёлым форматам, что оказывало влияние и на иконографические изводы, которые, по сравнению с традиционными правилами, были несколько сокращены. На таких медных иконах святые изображались либо по пояс (поясные образы), либо в полный рост (ростовые образы), а набор орнаментов был относительно невелик. В основном, меднолитные иконы были украшены геометрическими узорами, реже – растительными.

Односторонние медные иконы одевали поверх одежды ликом наружу. Для удобства носки иконы снабжались тяжёлыми подвижными оглавиями, которые через некоторое время стали делать неподвижными литыми.

Первые меднолитные иконы во многом копировали образцы Византийской школы, привозимые в достаточном количестве благодаря тесным торговым и религиозным связям двух стран. Образы первых русских литых икон были стандартны – Иисус Христос, Распятие, Божья Матерь, Николай Чудотворец. Спустя 1-2 века к традиционным изображениям стали примешиваться изображения святых, особо почитавшихся именно на территории Древней Руси – целителей, змееборцов, мучеников, жития которых распространялись из уст в уста и были известны большому количеству верующих.

Медные старинные складни

Складень – это один из видов медных икон, который состоит из 2-4 секций (створок). Наибольшее распространение получили триптихи, то есть складни, состоящие из 3-х створок. Если для Руси слово «складень» относилось именно к меднолитной составной иконе, имеющих форму книги, то в средневековой Европе под этим термином подразумевается определённая форма церковных алтарей, которые ещё называют «створчатыми алтарями» - иконостасами, состоящими из нескольких панелей, соединённых между собой.

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами
Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами, pic. 1

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» с евангельскими сюжетами

Вершковый латунный складень «Георгий Победоносец» ..

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»
Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые», pic. 1

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и избранные святые»

Вершковый латунный складень «Параскева Пятница и и..

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»
Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица», pic. 1

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветх..

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»
Малый латунный складень «Всех скорбящих радость», pic. 1

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость»

Малый латунный складень «Всех скорбящих радость» –..

Малый складень «Богоматерь Смоленская»
Малый складень «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Малый складень «Богоматерь Смоленская»

Малый складень «Богоматерь Смоленская» – меднолитн..

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»
Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами», pic. 1

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с избранными образами»

Малый складень «Святые мученики Кирик и Иулитта с ..

Малый складень «Священномученик Антипа»
Малый складень «Священномученик Антипа», pic. 1

Малый складень «Священномученик Антипа»

Малый складень «Священномученик Антипа» – меднолит..

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»
Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)», pic. 1

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (Знамение)»

Малый трёхстворчатый складень «Богоматерь Оранта (..

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»
Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная», pic. 1

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица..

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях
Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях, pic. 1

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в сине-голубых эмалях

Нательный складень «Деисус с двумя предстоящими» в..

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»
Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)», pic. 1

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение ..

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрылыми серафимами»

Складень «Богоматерь Оранта (Знамение) с шестикрыл..

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали
Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали, pic. 1

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три э..

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый
Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый, pic. 1

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый

Складень «Деисус дорожный» двухэмалевый – меднолит..

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и чёрной эмалях

Складень «Деисус и избранные святые» в голубой и ч..

Складень «Николай Можайский с предстоящими»

Складень «Николай Можайский с предстоящими» – лату..

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали
Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали, pic. 1

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжетами в голубой эмали

Складень «Параскева Пятница» с евангельскими сюжет..

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»
Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими», pic. 1

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящими»

Складень «Распятие Христово с Деисусом и предстоящ..

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях
Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях, pic. 1

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях

Складень-триптих «Деисус» в пастельных эмалях – об..

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»
Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери», pic. 1

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей Матери»

Складень-триптих «С Образом Казанской иконы Божьей..

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»
Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник», pic. 1

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матер..

Триптих «Деисус средний дорожный»
Триптих «Деисус средний дорожный», pic. 1

Триптих «Деисус средний дорожный»

Триптих «Деисус средний дорожный» – религиозный ар..

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»
Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники», pic. 1

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники»

Четырёхстворчатый складень «Двунадесятые праздники..

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»
Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель», pic. 1

Нательный штампованный складень «Господь Вседержитель»

Складень «Господь Вседержитель» является достаточн..

Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.

Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки. Походы длились неделями и месяцами, посещать храмы в ходе таких путешествий не было никакой возможности, поэтому складни позволяли помолиться прямо в дороге, утром или устраиваясь на ночлег. Не стоит и говорить о том, что в дорожных условиях именно меднолитные складни без ущерба для себя переносили все погодные неожиданности, пыль и грязь дорог, речные переправы и броды.

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию…», написанной архидиаконом Павлом Алепским, приводится свидетельство, относящееся к 17 веку и посвящённое складням у русских солдат:

«У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».

Но, безусловно, первые складни стали появляться на Руси за много веков до приведённого в книге свидетельства. Иконы, кресты и, конечно же, складни ввозились из Византийской империи уже в 10 веке. Способствовали этому и общая религия (как мы помним, Русь была крещена в 988 году), и многочисленные торговые отношения, включая знаменитый торговый путь «из варяг в греки», и предшествовавшие крещению, не единожды предпринимаемые, военные походы русичей на Византию и Царьград.

Металлические складни различных мастей часто являются объектами находок археологов, показывая весь путь развития этого вида религиозного искусства на Руси. Древние русские складни заимствовали свои формы и сюжеты у византийских образцов. Ширина левой и правой створок складней равнялись половине центральной части, что позволяло закрывать средник (центральную часть) обеими створками одновременно. Такие складни копировали своей формой Царские врата, располагающиеся перед алтарём храма. Древние образцы складней 10-13 веков были небольшого размера, их оглавие крепилось к среднику подвижным образом, такие складни были удобны для ношения под одеждой, вместе с нательным крестом.

Время шло, и с течением веков популярность складней падала, поэтому если сравнивать количество образцов крестов и литых икон, дошедших до нас за период с 13 по 17 век, с количеством складней того же периода – последние будут сильно проигрывать в количестве. Это связано с более сложным процессом изготовления, ведь каждую часть складня требовалось отливать отдельно – средник, оглавие, створки – а затем соединять части между собой.

В начале 18 века Православная церковь запретила изготовление медных икон, и именно в этот период начинается расцвет старообрядческого меднолитного дела. Выговская литейная мастерская, используя современные техники медного литья, начала изготовление новых видов складней, используя другую иконографию и сюжеты. Створки складней делались более точно, они плотно прилегали друг к другу, стали использоваться многочисленные петли и толстые штифты. Складни стали более прочными, створки накладывались одна на другую, их количество увеличилось до 4-х.

В 19 веке латунные складни складни уже представляли собой целые иконостасы и святцы. Считается, что именно выговские мастера изготовляли самые прекрасные образцы складней, задавая высокие стандарты ремесла для литейных мастерских других регионов России.

Задняя сторона, которая в сложенном состоянии складня выступала в качестве «обложки», нередко украшалась резным Голгофским крестом.

Начиная с 18 века складни вновь стали популярными, их изготавливали в огромном количестве вариаций, а в начале 20 века, по понятным причинам, золотой век складней завершился.

Читайте также: