Какие материалы используют для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла

Обновлено: 20.09.2024

Познакомить учащихся с инструментами для просечки; профессиями специалистов, работающих по просечке.

Развивать художественное мышление, умение рисовать эскизы и изготавливать по ним подвески, брелки для ключей.

Воспитывать интерес к профессиям слесаря и производства, уважение к людям труда.

Дидактическое обеспечение: презентация вывески слесарного кабинета, коллекции «Домашние животные», «Африканские Животные», «Морские Животные», брелки и работы учеников 7-9 классов прошлых лет.

Ключевые слова: Пропильной металл (просечная чеканка, просечное железо), лобзик. Абразивная (паста ГОИ), крейцмейсель, зубило.

этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания по методике ведения занятия

На доске запись - дата, изучаемая тема.

Отвечают причину отсутствия учащихся.

Сообщает тему и цели урока.

Запись темы урока.

Напомнить о том, что необходимо делать записи в тетради

Повторение пройденного материала

Какой вид художественной обработки металла проходили на прошлом уроке? Чем басма отличается от тиснения по фольге? В чем состоит сущность выполнения басмы? Какие металлы применимы для этой техники? Где применяется басма?

Отвечают на вопросы. Изображают на доске сущность выполнения басменного тиснения.

Опрос. Оценить самого активного ученика.

Изучение нового материала

Из истории глубокой древности.

Применение пропильного металла

Порядок выполнения просечки.

Отделка для получения зеркального блеска

Участие в беседе. Повторяют порядок просечки.

Задают вопросы о крейцмеселе, лобзике, пасте ГОИ, клеймах, смотрят на приемы использования инструментов при просечке металла. Самостоятельно читают правила безопасности по учебнику технологии.

Запись в тетрадь.

Самостоятельная работа учащихся.

Предлагает нарисовать в тетради 3 эскиза брелка, или подвески в технике просечки, выбрать лучший из них, подготовить инструменты на верстаке, выбрать заготовку и по эскизу выполнить брелок. Инструктажи при работе ручным слесарным инструментом и при работе на сверлильных станках ИОТ 51,52.

Рисуют эскизы, выбирают лучший эскиз, одевают спец. одежду, организуют рабочее место, приступают к выполнению просечки.

Самостоятельное выполнение просечки

учителя на рабочих местах учащихся. Помощь при сверлении заготовок.

Выполнение практической работы. Работа на верстаках с использованием инструментов

Подведение итогов урока

Подводит итог. Анализ всех брелков, обсуждение результатов работы.

Выставление оценок, их аргументация.

Каким образом выпиливают изделия из тонкого металла? Какими инструментами зачищают, шлифуют, полируют поверхность изделия? Какие инструменты вы сегодня использовали первый раз? Понравилась ли вам работа?

Объясняют причины несоответствия шаблона и брелка. Причины затруднений. Отвечают на вопросы

Учебник, § 29, С.132-135

Записать в дневники

Практическая работа по теме

«Просечной металл»

Изготовление изделий в технике пропильного металла

1 Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, накладку, подвеску). Нарисуйте эскиз или подберите рисунок из Интернета или книги.

2 Подготовьте листовую заготовку из металла ( меди, латуни, алюминия, стали) для работы.

3 Перенесите на заготовку с помощью шаблона контуры брелка.

4 Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.

5 Обработайте внутренние и наружные контуры напильниками ,надфилями, шкуркой.

6 отполируйте поверхность пастой ГОИ и войлоком.

7 Покройте лаком изготовленное вами изделие.

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились

Рис. 90. Дымник. Просечное железо

металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художест­венные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художест­венной обработки металла, от­носящееся к VII — IV вв. до н.э. Наиболее простой является техника пропильного металла (другие названия этого искусст­ва: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Просечным железом украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы (рис. 90), флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность пропильного метал­ла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепи­ли металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.

Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла (приемы правки вы освоили в 5 клас­се). Затем выполняют разметку рисун­ка.

Д ля этого на заготовку кладут ко­пировальную бумагу, а сверху — рису­нок композиции. Твердым каранда­шом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых кон­туров в металле предварительно про­делывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпилива­ния контуров сложной формы и имеющих большую протяженность ис­пользуют слесарный лобзик.

Слесарный лобзик (рис. 91) пред­ ставляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком свер­ ху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы ра­ боты этим лобзиком аналогичны приемам работы столяр­ным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры (эти приемы вы осваивали в 5 классе). При выпиливании кон­ туров в листовом металле также пользуются выпиловоч ным столиком. Заготовку необходимо придерживать сво­бодной рукой на месте, чтобы она при работе не подска­ кивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешне­го контура, а с внутренних элементов рисунка.

При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм, лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать все вместе.

После того как все контуры выпилены, зачищают (на­пильниками или надфилями) острые кромки и шлифуют поверхность изделия сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войло­ка или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (на­пример, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле пленки, окрашенные в различ­ные цвета (эта работа выполняется только учителем). За­вершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шка­тулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы по­высить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

Правила безопасности

1. При разметке заготовки не укладывать чертилку в карман халата.

2. Работать напильниками, слесарным лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

3.Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

4. Не делать резких движений лобзиком при выпили­вании, не наклоняться низко над заготовкой.

Вопросы для закрепления материала

1. Где применялись и применяются художественные из­делия из пропильного металла? 2. Назовите последова­тельность работ при изготовлении изделий в технике про­пильного металла.

3. Из каких основных частей состоит слесарный лобзик?

4. Каким образом выпиливают изде­лия из очень тонкого металла?

5. Какими инструментами зачищают, шлифуют и полируют поверхность изделия?

Урок 1
Технология изготовления изделий из порошков (порошковая металлургия). Пластики и керамика

Темы урока. 1. Технология изготовления изделий из порошков (порошковая металлургия). 2. Пластики и керамика.

Тип урока. Комбинированный.

Цели урока. По теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления изделий из порошков; по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с современными многофункциональными материалами; обучить школьников выполнять поиск в Интернете и других источниках информации о предприятиях региона проживания, использующих современные материалы и технологии их обработки.

Содержание урока 1

Технологии получения современных материалов

Что такое материал? Материал — это вещество (смесь веществ), которое используется для изготовления продукции, строительства или создания каких-либо материальных благ. В отличие от сырья под материалами обычно понимают продукты, прошедшие предварительную (промышленную) обработку.

Материалы могут быть основными и вспомогательными. Основными называют материалы, входящие в состав готовой продукции в виде её главной составляющей (например, мука при производстве хлебобулочных изделий). Вспомогательными называют материалы, которые применяются для придания продукту определённых свойств (соль, красители) либо способствуют нормальному протеканию производственного процесса.

§1. Технология изготовления изделий из порошков (порошковая металлургия)

В современном мире возникла необходимость создания изделий с особыми свойствами, которые невозможно получить с помощью известных технологий обработки материалов. Для решения этой задачи была создана порошковая металлургия.

Порошковая металлургия — технология получения металлических порошков и изготовления изделий из них (или их сочетаний с неметаллическими порошками).

Элементы порошковой металлургии существовали ещё в Египте в III в. до н. э., где из порошков золота создавали украшения нужной формы.

В настоящее время данная технология позволяет получать высокоточные изделия из комбинации материалов, которые не смешиваются в обычных условиях, причём эти изделия обладают заранее заданными человеком свойствами (механическими, магнитными и др.). Кроме того, можно создать изделие, имеющее очень сложную форму, которую нельзя получить никакими другими технологическими операциями.

В общем виде технологический процесс порошковой металлургии состоит из четырёх основных этапов:

1) производство порошков: металлические порошки изготавливают измельчением металлов в специальных мельницах, распылением жидких металлов в среде газа, химическими методами и др.;

2) смешивание: порошки тщательно смешивают до получения однородной смеси;

3) формование: порошок засыпают в стальную пресс-форму, имеющую форму готовой детали, прессуют под большим давлением, в результате чего частички порошка плотно сцепляются друг с другом, и из формы достают готовую деталь;

4) спекание: спрессованные детали нагревают в печи при температуре ниже температуры плавления металла, после чего готовая деталь приобретает необходимую прочность и другие свойства.

Иногда применяют дополнительные операции: механическую, термическую или химическую обработку, пропитку смазками и др.

Широкое распространение получила металлокерамика — искусственный материал, представляющий собой соединение металлов (или сплавов) с неметаллами (керамикой). Металлокерамические изделия объединяют важные конструкционные и эксплуатационные свойства металлов и неметаллов. Твёрдые сплавы, полученные на этой основе, обладают повышенной прочностью и износостойкостью, благодаря чему их применяют для обработки металлов резанием (рис. 1), бурения горных пород и др.

Жаростойкость металлокерамики позволяет применять её в тормозных устройствах самолётов, автомобилей и других машин, так как при торможении выделяется много тепла.

Другим примером металлокерамики, полученной спеканием порошков из смеси металла (железа, бронзы и др.) и графита, могут служить пористые (имеющие мелкие отверстия — поры) самосмазывающиеся подшипники, хорошо удерживающие смазку (рис. 2). При изготовлении их пропитывают маслом, которое во время работы подшипников выдавливается из пор и смазывает трущиеся поверхности деталей. Такой же метод смазки применяют и в современных швейных машинах.

Изделия порошковой металлургии сегодня используют в различных отраслях: ракетостроении, авиастроении, автомобилестроении, транспортном и химическом машиностроении, приборостроении, турбостроении, при строительстве ядерных реакторов и др.

В настоящее время созданы пористые металлические сплавы, способные изменять свою форму под действием температуры или магнитного поля.

Таким образом, порошковая металлургия позволяет создавать многофункциональные материалы, удовлетворяющие возрастающие потребности людей.

Запоминаем опорные понятия

Материал основной, вспомогательный, порошковая металлургия, металлокерамика.

Самостоятельная работа

Подготовка к образовательному путешествию (экскурсии). Выясните, выполнив поиск в Интернете и других источниках информации, какие предприятия вашего города (региона проживания) используют современные материалы и технологии их обработки. Выберите предприятие, на которое можно совершить экскурсию, чтобы ознакомиться с применяемыми на нем технологиями. Сохраните информацию в форме описания, фотографий и др.

Технология. 8 класс. Авторский коллектив: Е. С. Глозман, Е. Н. Кулакова, Ю. Л. Хотунцев, О. А. Кожина, И. В. Воронин, В. В. Воронина, А. Е. Глозман

§ 7. Художественное конструирование изделий в технике просечного и пропильного металла

Вспомните, какие операции, связанные с обработкой металлов, вы знаете. В каких операциях и для чего применяют шаблоны?

Листовой металл широко используется как кровельный материал начиная с конца XVIII в. Техника ажурного просечного и пропильного металла давно известна на Руси (рис. 2.20).

Рис. 2.20. Пластина-накладка, выполненная из металла в технике просечки, XVIII в., экспонат Великоустюгского историко-архитектурного музея-заповедника

Деревянные дома и утварь резным декором украшают, как вы знаете, резчики по дереву. Мастера по металлу, которые называются мастера-жестянщики и кузнецы, создают выразительные ажурные кружева из металла для декоративной отделки домашней утвари, свесов крыш и флюгеров, сливов и наверший водосточных труб, всевозможных фонарей и подсвечников.

Техника просечного и пропильного металла — это прежде всего техника и искусство создания орнаментов. Традиционные орнаменты и композиционные решения украшений прошли длительный путь развития и совершенствования. И сейчас техника художественной обработки тонколистового металла продолжает жить и развиваться во всех уголках нашей страны. Ажурные кружева из металла легко сочетаются как с кирпичной, так и с деревянной архитектурой. В настоящее время можно встретить просечные и пропильные изделия в оформлении домов различных типов (рис. 2.21), внутренних интерьеров (рис. 2.22), различных предметов быта и сувениров, которые в том числе могут быть изготовлены на уроках технологии (рис. 2.23).

Просечный и пропильный декор выполняется из тонколистового чёрного и цветного металла. C этой целью можно использовать кровельную сталь (кровельное железо), которая имеет толщину 0,35—0,8 мм. В связи с тем, что в ней содержится мало углерода, она обладает высокой пластичностью — легко гнется, режется ножницами, просекается стальными зубильцами и сечками, сверлится, опиливается напильниками. Помимо кровельной стали, можно применять оцинкованную сталь, имеющую высокую антикоррозионную стойкость. Для изготовления различных бытовых изделий применяют тонколистовые сталь, латунь, медь, алюминий.

Основными инструментами, применяемыми при работе в технике пропильного и просечного металла, являются: линейки, чертилки, простые карандаши, циркули, зубильца, сечки, слесарные ножницы, бородки, кернеры, киянки, молотки, напильники, надфили, шлифовальная шкурка. Кроме ручных инструментов, для повышения производительности труда и улучшения качества изделий используют электрические и аккумуляторные дрели, сверлильные станки, рычажные ножницы.

На уроках технологии вы уже познакомились практически со всем перечисленным оборудованием и инструментарием, а также приемами работы с ними.

При обработке изделий, имеющих сложные конструктивные элементы по внешнему и внутреннему контуру, применяют специальные инструменты — зубильца, сечки и бородки (рис. 2.24).

Puc. 2.24. Инструменты и приёмы работы:
а — полукруглая и желобчатая сечки; б — бородок слесарный с цилиндрической рабочей частью; в — сечки (зубильца) с прямым и полукруглым лезвиями; г — приём просекания листового металла на торце бревна

Сечка представляет собой небольшое зубило с шириной рабочей части от 4 до 30 мм. Рукоятку изготавливают из берёзы, бука или клёна. На ударную часть ручки насаживают металлическое кольцо. Сечки изготавливают с прямыми, желобчатыми и полукруглыми режущими кромками (лезвиями).

Для просечки прямолинейных линий применяют слесарные зубила с прямыми и полукруглыми лезвиями. Конструктивные элементы в заготовках обрабатывают с помощью зубильцев, сечек, бородков на свинцовой плите или на торце деревянного бруска или бревна, который называют «стулом» или «топчаном» (рис. 2.24, г). Лучший материал для бруска — древесина твёрдых пород (дуб, бук).

Разберём основы техники просечного и пропильного металла на примере изготовления декоративной личины (накладки) для врезного замка (рис. 2.25).

Рис. 2.25. Образцы декоративных накладок для врезного замка:
а — декоративные накладки, изготовленные в школьных мастерских; б — промышленный образец накладки

Последовательность изготовления декоративной личины (накладки) для врезного замка

1. Подобрать материал с учётом того, что изделие в законченном виде будет полироваться.

2. Разметить заготовку по чертежу (шаблону), накернить центры отверстий. Там, где не указаны размеры, сконструировать их по своему усмотрению.

3. Просверлить отверстия, закрепив изделие в зажимных приспособлениях.

4. Вырубить зубильцами и обработать напильниками и надфилями внутренние и внешние конструктивные элементы. Обработку выполнять в слесарных тисках, применяя деревянные губки.

5. Снять заусенцы. Провести чистовую обработку мелкой шлифовальной шкуркой и отполировать.

Правила безопасной работы в технике просечного и пропильного металла

1. Работу необходимо выполнять исправными инструментами.

2. Сверление и рубку заготовки следует производить в защитных очках.

3. При сверлении нужно надёжно закреплять заготовку в специальных зажимах.

4. До начала и во время работы необходимо снимать заусенцы и обрабатывать острые кромки.

Практическая работа № 7

«Конструирование и изготовление шаблона для выжигания»

Цель работы: сконструировать и изготовить шаблон для выжигания.

Оборудование и материалы: слесарный верстак, заготовки, разметочные инструменты, напильники, надфили, бородок, сечки, слесарный молоток, сверлильный станок, свёрла Ø 3—5 мм, деревянный брусок, шлифовальная шкурка.

Порядок выполнения работы

1. Разработайте шаблон (трафарет) для выжигания (рис. 2.26).

2. Сделайте эскизы изделия.

3. Определите габаритные размеры, материал, технологию изготовления, вид отделки, экономическую и экологическую составляющие.

4. Изготовьте шаблон. Проведите конкурс на лучшее изделие.

Полезная информация
Основные понятия и термины:

просечной металл, пропильной металл, просечка, вырубка, сечки, жестянщик.

Вопросы и задания:

1. Какие архитектурные элементы дома можно украсить изделиями из просечного и пропильного металла?

2. Назовите материалы, применяемые для просечных и пропильных работ.

3. Перечислите правила безопасной работы при просечных и пропильных работах.

Задание

Найдите в Интернете образцы шаблонов для выжигания. Разработайте эскиз и технологическую карту для изготовления одного из них.

Урок 8 (вариант А)
Просечной металл

Вариант А: Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Тема урока. Просечной металл.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению технологии изготовления декоративных изделий в технике просечного металла; научить изготавливать декоративные изделия в технике просечного металла.

Материальные технологии
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
§8. Просечной металл

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях сохранились металлические изделия мастеров Древнего мира, Средневековья. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, относящееся к VII-IV вв. до н. э. Широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны.

Наиболее простой считается техника просечного металла (другие названия этого искусства — просечная чеканка, просечное железо). Просечным металлом в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки (рис. 23), а также украшали свесы кровли, дымники, венчающие печные трубы, флюгеры (рис. 24), подсвечники и накладки на замочные скважины (рис. 25).

Чтобы повысить выразительность просечного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон, чаще всего красный. Этот фон покрывали сверху прозрачными пластинами слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применён, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

В настоящее время технику просечного металла можно применить для украшения садовых домов, беседок, навесов, ограждений балконов.

Внутри помещения это может быть рама для зеркала, светильник, вешалка, декоративное панно и т. п.

Для изготовления художественных изделий в технике просечного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или жесть.

Работу начинают с правки заготовки из листового металла. Затем выполняют разметку рисунка. Для этого на заготовку кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок композиции. Твёрдым карандашом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копировальной бумаги следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надёжной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

Готовый рисунок на листовом металле толщиной более 1 мм просекают зубилами с прямым и полукруглым лезвием на стальной плите. Рисунок на жести просекают сечками — стамесками с плоским, полукруглым и желобчатым лезвием. При этом металлический лист кладут на торец массивного отрезка берёзового ствола, называемого топчаном. Для просекания мелких ажурных узоров жесть укладывают на свинцовую плиту.

При выпиливании замкнутых контуров в металле предварительно проделывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для контуров сложной формы и большой протяжённости используют специальный инструмент — слесарный лобзик.

Слесарный лобзик представляет собой облегчённую ножовку с тонкой пилкой (рис. 26).

Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком сверху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приёмы работы слесарным лобзиком аналогичны приёмам работы столярным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры. При выпиливании контуров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы при работе она не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов.

При выпиливании очень топкого металла (до 1 мм) лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив их между собой по углам, и выпиливать всё вместе.

После того как все контуры выпилены, острые кромки зачищают напильниками или надфилями. Затем поверхность изделия шлифуют сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесённой на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность металла можно покрывать стойкими химическими соединениями, образующими на металле плёнки, окрашенные в различные цвета (эту операцию выполняет только учитель). Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы рисунок выглядел более выразительно, под него можно подложить цветной фон.

Правила безопасной работы

1. При разметке заготовки не класть чертилку в карманы спецодежды.

2. Работать напильниками, слесарным лобзиком только с хорошо закреплёнными и исправными ручками.

3. Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

Практическая работа № 10

Внимание! Помним и соблюдаем правила безопасной работы.

Изготовление изделий в технике просечного металла

1. Продумайте, какое изделие вы хотели бы изготовить (брелок для ключей, эмблему-накладку на альбом, декоративные элементы на кожаные или текстильные изделия, накладку на замочную скважину и др.).

2. Подготовьте для работы листовую заготовку из металла (меди, латуни, алюминия, стали).

3. Перенесите на заготовку с помощью копировальной бумаги контуры рисунка.

4. Рассмотрите разметку. Определите и наметьте места сверления отверстий.

5. Обработайте внутренние и наружные контуры соответствующими инструментами.

6. Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

7. Покройте лаком изготовленное изделие.

Не забудьте сфотографировать сделанное изделие и поместить фотографию в портфолио.

Просечной металл, стамеска-сечка, слесарный лобзик.

Работа с информацией.

Подготовьте к следующему уроку презентацию на тему «Чеканка», используя Интернет и другие источники информации.

Проверяем свои знания

1. Где применялись и применяются художественные изделия из просечного металла?

2. Назовите последовательность работ при изготовлении изделий в технике просечного металла.

Красота металла

Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, от носящееся к VII — IV вв. до н.э

Наиболее простой является техника пропильного металла, (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлов в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.

Просечным железом украшали свесы кровли, дымники венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла . Затем выполняют разметку рисун­ка. Для этого на заготовку кладут ко­пировальную бумагу, а сверху — рису­нок композиции. Твердым каранда­шом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых кон­туров в металле предварительно про­делывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпилива­ния контуров сложной формы и имеющих большую протяженность ис­пользуют слесарный лобзик.

Слесарный лобзик пред­ставляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком свер­ху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы ра­боты этим лобзиком аналогичны приемам работы столяр­ным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры). При выпиливании кон­туров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы она при работе не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.

При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив между собой по углам, и выпиливать все вместе.

Шлифованную и полированную поверхность метал можно покрывать стойкими химическими соединениям образующими на металле пленки, окрашенные в различные цвета. Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

Читайте также: