Краска для трафарета на металл

Обновлено: 21.09.2024

Сегодня на рынке представлено огромное количество красящих составов по металлу для выравнивания поверхности, придания изделию естественного блеска. Однако большим спросом пользуются акриловые краски по металлу для декорирования, так как они отличаются многофункциональностью и надежностью. После покраски на поверхности появляется тончайшая водонепроницаемая пленка, которая значительно упрощает процесс эксплуатации и обслуживания нанесенного покрытия. В этой статье мы рассмотрим основные преимущества акриловых декоративных красок по металлу, их технологические и эксплуатационные характеристики.

Описание акриловых декоративных красок

Чаще всего для декорирования металлических изделий используют именно акриловые составы на водной основе, так как они отличаются простотой нанесения и безопасностью. Их можно применять даже людям, склонным к аллергическим реакциям. Также стоит отметить, что данные материалы не имеют резкого запаха, характерного для красящих составов.

Важно! Как бы ни были гипоаллергенны и безопасны акриловые краски на водной основе, их не следует использовать для декорирования предметов, имеющих непосредственное отношение и контакт с пищевыми продуктами.

Акриловая декоративная краска

Любое декорирование металлических изделий требует особых навыков в работе с красящими составами. Так, например, следует знать, что при окрашивании предметов с помощью акриловых красок, все приспособления надо промывать только теплой водой, сразу же после окончания работ. Сейчас акриловые краски для декора представлены в самых разных оттенках, однако для нанесения декора по металлу лучше всего подходят золотистые и серебряные цвета. Такие растворы можно купить как в тубах по 100 мл, в виде распылителей или в стандартных баночках по 50, 100, 150 и 200 мл.

Декоративная краска на основе акрила

Если вы впервые собираетесь декорировать металлические изделия, то отдавайте предпочтения небольшим наборам красок для декорирования по металлу (зачастую в такого рода продукции содержится подробная инструкция по смешиванию красок, а также необходимое количество оттенков). Не лишним будет приобрести и дополнительную тубу с белой краской, так как в процессе окрашивания этот цвет расходуется быстрее всего.

Классификация составов

Декор металлических изделий предполагает определенный способ нанесения красящего вещества. Таким образом, в зависимости от ваших личных предпочтений и желаемого результата, применяются матовые или глянцевые (а также полуглянцевые) акриловые краски.

Матовые варианты чаще всего используются при нанесении первичного слоя на металле или при необходимости «состаривания» поверхности. Глянцевый оттенок можно придать при помощи специального глянцевого лака.

Акриловая краска также подразделяется, в зависимости от степени укрывистости. Это могут быть полупрозрачные составы или варианты с более высокой кроящей способностью. Эти характеристики редко указываются на упаковках товаров, однако вы всегда можете уточнить информацию у консультантов в художественных магазинах. Чтобы понизить укрывистость краски, разбавьте ее водой в нужной пропорции.

Важно! Выбирая декоративную краску, следует различать такие обозначения, как «белила титановые» (высокая кроящая способность) и «белила цинковые» (лессировочный, полупрозрачный состав).

Акриловые белила

Преимущества и применение золотых красок

Большинство металлических предметов имеют слегка заметный блеск, свойственный данному материалу. Однако использование золотых и бронзовых красок для декорирования такого рода поверхностей всегда придает изделию роскошный облик, вызывающий восхищение.

Золотые элементы в декоре интерьера придают ему невероятное очарование, величественный и презентабельный облик. В таких случаях принято проводить окрашивание с помощью специальных металлизированных красок.

Декоративная акриловая краска под золото

Золотое покрытие подходит для деревянных, металлических, стеклянных и даже керамических поверхностей. Широкое разнообразие красящих составов позволяет проводить отделку, как говорится, «от пола до потолка». Декоративная акриловая краска (в частности нанесение покрытия «серебром») значительно превосходит аналогичные модели масляных и алкидных составов.

Эмаль акриловая металлик

К достоинствам акриловых красящих смесей относятся:

  • Отсутствие тяжелых металлов и токсичных веществ в составе декоративных акриловых красок;
  • Возможность использования на разного рода поверхностях (оштукатуренных, деревянных, гипсовых, металлических);
  • Хорошо переносит воздействие негативных факторов окружающей среды, в частности ультрафиолетовых лучей;
  • Декоративная краска на основе акрила подходит как для внутреннего, так и для наружного декора;
  • Быстрое высыхание и долгий срок эксплуатации;
  • Не требует особого ухода – очищается при помощи воды и специальных средств;
  • Золотая акриловая краска по металлу может использоваться при колеровке.

Такого рода красящие смеси можно применять как при декорировании предметов, так и для реставрации металлических и деревянных поверхностей. Серебряная краска часто используется для росписи полиуретановой или гипсовой лепнины, а вот для реставрации металла акрилом подходят краски бронзового или золотого оттенков (растворы серебряного цвета за счет низкой пигментации неравномерно наносятся).

Стоит отметить, что современные модели красящих составов значительно отличаются друг от друга своими технологическими и эксплуатационными свойствами.

Создание декора с использованием аэрозоля

К декорированию металлических поверхностей следует приступать только после окончательного выбора метода нанесения и типа материала. Чтобы сделать пространство дома более привлекательным, удобным и запоминающимся, многие прибегают к услугам профессиональных декораторов. Однако придать уникальности помещению можно и собственными силами – для этого необходимо лишь наличие фантазии и декоративной краски. Аэрозольная продукция отличается экономным расходом и удобством распыления.

С помощью аэрозоля можно воплотить в жизнь самые неординарные дизайнерские решения: создавать плавные цветовые переходы, геометрические узоры и абстрактные рисунки. Красящие спреи отлично подходят для отделки металлов и различных неровных поверхностей. Ваша любимая вещь пришла в негодность? Используйте аэрозольные спреи и подарите ей «вторую жизнь»!

Золотая краска в баллончике

Интересно, что акриловую краску в аэрозолях также применяют при тюнинге транспортных средств. Декоративный слой золотой или серебряной акриловой смеси не только улучшит внешний облик авто, но и увеличит защитные свойства поверхности – что важно при постоянных механических нагрузках.

Инструменты и материалы для работы с многоразовыми трафаретами под покраску

Сегодня расскажу, что может понадобиться для работы, и, как происходит процесс.

Материалы и инструменты для работы с трафаретами под покраску.

Он необходим для фиксации самого трафарета (если Вы не используете фиксирующий спрей).

А также им обклеивают те участки стен/полов/мебели, которые не подлежат покраске. Для этой цели ВАЖНО выбирать широкий скотч.

Трафареты под покраску бывают как на клеевой основе, так и без клеевого слоя.

Для своей работы я выбираю трафареты не на клеевой основе. При работе с ними может пригодиться фиксатор. Для абсолютного прилегания и во избежание подтекания краски под трафарет, используют специальный фиксирующий спрей.

Я пробовал спрей фирмы AMEX, но это не принципиально.

Почему я не использую трафареты на клеевой основе? Потому что при многоразовом использовании клеевой слой теряет свои свойства и трафарет уже не так плотно фиксируется, как в начале его использования.

Также трафареты на клеевой основе могут деформироваться и твердеть при многократном использовании.

Для работы с трафаретами под покраску используют поролоновые валики. Их удобно использовать, если Вы делаете узор одного цвета.

Если же решите сделать узор в несколько цветов, то для прорисовки тонких линий или мелких деталей может пригодиться неширокая кисть или спонж.

Вместо спонжа можно использовать и обычную губку для посуды, но у спонжа есть несколько преимуществ:

  • его удобнее держать
  • они бывают разного диаметра и формы
  • Поддон для краски

Поддон, ванночка, кювета. Выбирайте такого размера, чтобы туда поместился Ваш валик.

Поддон для краски необходим для того, чтобы убрать с валика лишнюю краску. Если этого не сделать, то при нажатии на валик, краска может начать подтекать под трафарет или за его пределы.

Можно вместо него использовать одноразовую тарелку, если у вас небольшой валик. Но прежде, чем начинать красить поверхность через трафарет, пройдитесь валиком по сухой чистой салфетке, чтобы убрать излишки краски и избежать затекания под трафарет.

Или салфетки, или ткань без ворса.

Чуть выше уже написал, для чего они нужны. Если после того, как Вы "отжали" валик в поддоне для краски, он всё равно недостаточно "сухой", можно прокатать его по бумажному полотенцу и после переходить к трафарету.

Грунтовку необходимо выбирать в зависимости от:

- поверхности, которую собираетесь красить;

- краски, которой будете красить;

- тип помещения (влажные зоны).

В некоторых случаях можно обойтись и без грунтовки.

Например, обои можно не грунтовать. Но если у Вас обои не под покраску и Вы планируете наносить рисунок на обширную часть стены, учитывайте тот факт, что обои от краски намокают и расширяются. После высыхания краски "встают на место", но если плохо проклеены стыки, это может стать проблемой. Учитывайте этот фактор!

Но я все же рекомендую использовать грунтовку для лучшей адгезии (сцепления поверхности и краски).

Если коротко — акриловая.

Если не коротко, то есть несколько факторов, влияющих на выбор краски:

1. Где выполняется трафаретная роспись (интерьер, экстерьер)

Если украшаете внешние стены дома, забор, бетонную дорожку или крыльцо, выбирайте фасадную краску.

Если декорируете что-либо внутри помещения, то выбирайте краску для внутренних работ. Если речь о декоре мебели и много краски Вам нет необходимости покупать, можно выбрать художественный акрил в маленьких тюбиках и баночках.

Здесь Вы отталкиваетесь от своих финансовых возможностей.

Если бюджет позволяет, отдайте предпочтение краскам среднего ценового диапазона. Они более надежны по качеству.

Чем выше укрывистость, тем меньше слоёв придётся наносить. А значит меньше расход краски.

Лак защищает поверхность от истирания (особенно актуально для напольной плитки) рисунка.

Подойдут акриловый, полиуретановый или акрил-уретановый лаки на водной основе.

Полиуретановый или акрил-уретановый подходят для влажных помещений. Они делают поверхность более влагоустойчивой.

Обязательно обращайте внимание на характеристику в описании "Не желтеет", чтобы в дальнейшем не возникло неприятных сюрпризов.

Наносится лак поролоновым валиком.

Грунт, валики, кюветы для краски, сами акриловые краски, думаю, Вы с легкостью сможете найти и выбрать не только онлайн, но и в ближайших строительных магазинах, либо магазинах для хобби и рукоделия.

Трафареты и работа с ними

Трафареты и работа с ними, фото № 1

Что такое трафарет все знают с детства: взял лист бумаги или пластика, приложил к нужной поверхности и покрасил. Затрат минимум, а результат мгновенный!
И все же, дам определение трафарета.
Трафарет — приспособление, использующееся для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры и разнообразные фигуры.
Трафарет представляет из себя лист из плёнки или бумаги, в котором вырезаны несколько сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался.

Трафарет - это отличный способ для творческих людей украсить свое творение (шкатулку, бутылку, комодик и т.д.) изящным орнаментом, не обладая особым талантом к рисованию, не тратя времени на прорисовку деталей и соблюдение пропорций.


Трафарет позволяет сделать надпись на любой поверхности и она будет ровная и аккуратная.


Трафарет поможет украсить торт, печенье, пряники и даже молочную пенку на кофе красивой надписью или узором. В следующих публикациях я расскажу как это делать.

Для красивой подачи на стол десерта или закуски, Вам тоже может пригодится трафарет.

Трафареты и работа с ними, фото № 3

Для украшения квартиры на праздник, например, на Новый год, можно нанести рисунок на окна.

Так же с помощь трафарета можно изменить внешний вид одежды, мобильного телефона, ноутбука и даже стен в квартире.
Трафареты обладают рядом преимуществ:

  • легко пользоваться - чтобы перенести изображение с трафарета на объект, не нужно долго тренироваться и проводить подготовительные меры;
  • трафарет подойдет для любой поверхности - если нужно нанести рисунок на горизонтальную плоскость, достаточно его просто прислонить, в случае с вертикальными и выпуклыми поверхностями можно использовать скотч для закрепления;
  • трафарет позволяет повторять один и тот же орнамент бесконечное число раз и каждый следующий будет как брат-близнец будет похож на предыдущий;
  • с трафаретом нанести узор на объект гораздо быстрее, чем рисовать, к тому же не каждый обладает даром художника.

Выбор инструмента
Для нанесения краски через трафарет можно воспользоваться: широкой кистью, спонжом или валиком.
Если Вы используете объемный материал (структурную пасту или пасту с хрустальными шариками или шпаклевку и т.д.) то Вам будет необходим стек или маленький шпатель. Я использую самые простые пластиковые стеки, купленные в книжном магазине рублей по 30. Можно и деревянные, но они отмываются гораздо хуже.
Выбор инструмента зависит от размеров трафарета или желаемого фрагмента на нем.
Если нужно нанести изображение большой площади, например, трафарет "Кленовый лист", трафарет "Бабочки", целесообразнее взять валик или губку.
А если Вы выбрали отдельный рисунок или тонкий трафарет, например, трафарет "Алфавит", трафарет "Узор", будет лучше вооружиться кистью с мягкой щетиной и аккуратно закрасить область с желаемым мотивом. Только надо не водить кистью как при обычном рисовании, а "набивать" краску, держа кисть перпендикулярно, чтобы краска не попала под трафарет.
Секреты работы с трафаретами
Сразу после нанесения краски или пасты помойте трафарет, чтобы краска не присохла.

При нанесении краски кисть/валик/спонж должны быть сухими или почти сухими, чтобы краска не потекла. Особенно это актуально при использовании трафаретов на вертикальных поверхностях.
Если Вы используете для покраски валик, выбирайте с роликом из гладкого плотного поролона, чтобы вся поверхность прокрасилась равномерно.
Чтобы избавиться от лишней влаги и излишка краски, перед нанесением орнамента прокатите валик по бумаге.
Чтобы прокрасить углы и сделать четкий контур мотива, после покраски пройдитесь по краям средней или тонкой кистью.
Можно с помощью трафарета нарисовать тень. Для этого сначала нанесите через трафарет цвет тени (более темный чем основной) и дайте ему полностью высохнуть. После этого приложите трафарет, но со смещением по диагонали вверх или вниз и покрасьте основным цветом.
Способом "набивки" возможно выполнить узор несколькими цветами. Не забывайте о сухой кисти, минимуме краски и дайте одному цвету как следует высохнуть, прежде чем переходить к другому цвету.

В следующих публикациях я подробнее расскажу как можно использовать трафареты.

Как правильно выбрать краски для трафарета

Выбор красок для трафаретов поистине огромен. Сегодня в любом магазине стройматериалов, на любом рынке можно найти подходящие. Ключевое слово здесь "АКРИЛОВАЯ" причем на водной основе . Акриловых красок сейчас в продаже подавляющее большинство, правда само слово АКРИЛОВАЯ не всегда звучит в названии, поэтому надо уточнять у продавцов.

Акриловые краски - это водная (чаще всего) взвесь полимерной смолы. Замечательная особенность такого соствав в том, что в жидком виде они легко смываются водой. С другой стороны, после высыхания их уже ни чем не возьмешь. Они перестают быть растворимыми и прочно оседают практически на любой поверхности.

ВНИМАНИЕ!
ПРИ ХРАНЕНИИ АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ НЕЛЬЗЯ ЗАМОРАЖИВАТЬ!
Они безвозвратно теряют свои свойства, если температура хранения опустится ниже нуля. После нанесения - им ничего не страшно.

Хотя акриловые краски считаются универсальными - то есть подходящими для любой поверхности, для получения наилучших результатов стоит подбирать краску специально адаптированную для той или иной цели. Тем не менее, все остается очень просто. Следует лишь учесть наши рекомендации*.

  • Общее применение. Это краски для стен, потолка, бумаги, дерева, бетона, в том числе для окрашеной поверхности. В любом магазине эти краски называются "для стен и потолка" или "краски на водной основе для стен и потолка" или "краска водно-дисперсионная на сополимерах акрила".
  • Для стекла и керамики.Краски с повышеной "липкостью" и меньшим временем засыхания, что несколько усложняет их использование. Однако, это разумная плата за то, что, к примеру, керамическую плитку с рисунком можно будет неоднократно и смело мыть. К выбору подобных красок относитесь с наибольшим вниманием. Стекло и керамика - самые сложные поверхности.
  • Витражные краски. Особый вид красок для стекла. Отличаются тем, что они прозрачные (помните, что обычный акрил - кроющий, то есть непрозрачный?). Именно это свойство и нужно для оформления стекол рисунками "на просвет". Витражные краски сложнее в применении с трафаретами - так как они более жидкие и норовят затечь под край трафарета.
  • Для ткани. Краски, которые создают несмываемый узор на ткани. Как уже говорилось, обычный акрил универсален и тоже сгодится. Однако универсальная краска, после того как засохнет, изменит жесткость ткани, сделает ее жесткой в месте окраски. Поэтому существуют специальные краски по ткани - они пропитывают волокна и почти незаметны на ощупь. Пользоваться этими красками также просто, как и обычными. Небольшое добавление в процесс - пару минут прогладить ткань с изнанки или через лист бумаги после окончания рисунка.

Единственное затруднение, которое связано с акриловыми красками, состоит в том, что они дешевые и поэтому не везде продаются в маленькой расфасовке и готовыми цветами. В 90% случаев эти краски получают смешение абсолютно белой (так называемой "основы") и цветной ("колера") до получения необходимого цвета. Стандартная расфасовка - белая краска от 3 кг и колер 1 кг. Для трафарета небольшого размера это, конечно же, очень много. Краску в маленькой расфасовке можно найти в магазинах для художников или в нашем разделе РЕКВИЗИТ. Мы постарались предложить Вам краски всех типов в двух вариантах - дешевые отечественные и подороже импортного производства. В принципе, наши краски общего назначения мало чем уступают импортным, поэтому можно смело покупать этот экономичный товар.

Вот несколько примеров акриловой краски:

Набор универсальных красок MAIMERI (Маймери)Отдельные универсальные краски MAIMERI
Набор универсальных карсок START от MAIMERI
Универсальные краски для любых поверхностей POLYCOLOR.
Набор красок по ткани производства ТАИР, Санкт-ПетербургНабор универсальных красок для любых поверхностей, ТАИР.
Набор красок по ткани от ТАИР
Набор универсальных красок, ТАИР
Отдельные краски по керамике и стеклу, требующие финального закрепления в духовке. Маймери.Краски по ткани Жакард (Jacquard) - по нашему мнению, лучший выбор.
Краски по керамике и стеклу, MAIMERI
Краски по ткани Jacquard (Жакард)
Универсальные краски для любых поверхностей Акрил-Арт (Акрил-Хобби). ТАИР.Аэрозольные акриловые краски серии IDEA, производство MAIMERI.
Краски Акрил-Арт, ТАИР.
Аэрозольные краски IDEA от MAIMERI

* Обращаем Ваше внимание, что под воздействием некоторых красок на сильных растворителях (ароматические углеводороды) материал трафарета может деформироваться при длительном контакте с сырой краской. Проконсультируйтесь с нами, если Вы хотите использовать подобные краски.
Однако, не стоит придавать этому факту драматическое значение - многие краски даже на основе растворителя вполне подходят для наших трафаретов. Так, например, широко известная алкидная автоэмаль SADOLIN не причиняет нашей пленке никакого вреда, даже при длительном воздействии.

Что нужно знать о трафаретных красках

Трафаретная печать, или, как ее часто называют, шелкография, — это вид печати, позволяющий наносить краску самой разной толщины на материалы со всевозможной текстурой.

В шелкографии есть два способа нанесения изображений: контактный и бесконтактный. Контактный способ трафаретной печати применяется гораздо чаще, и о нем мы расскажем чуть позднее. Что же касается бесконтактного способа трафаретной печати — то при его использовании материал не касается сетки, а краска передается с формы с помощью электростатических сил. При контактном же способе сетка контактирует с запечатываемым материалом, а краска подается ракелем.

При печати шелкографией вручную нет необходимости приобретать дорогие печатные станки — они нужны только для больших тиражей.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что она дает возможность применять широкий диапазон печатных красок на различных связующих, что позволяет работать на любом материале: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски — не разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем требуется для нормального печатного процесса.

Формы декорируемого материала различны — от плоских, цилиндрических, конических, усеченных форм до любых необычных очертаний. Кроме плоских листов печать наносится также и на авторучки, стаканы, тарелки, обои, часы, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и многие другие предметы.

Диапазон применения шелкографии

  1. Малоформатная трафаретная печать — включает плоскую печать на различных подложках: ПВХ, бумаге и картоне. Формат печати не превышает 100x140 см. Характеризуется печатью на заказ изделий различного назначения с высоким качеством воспроизведения рисунка.
  2. Крупноформатная трафаретная печать — аналогична малоформатной печати, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100x140 см.
  3. Печать на мелких предметах — прежде всего это декорирование сувенирной продукции. Для печати на круглых предметах применяются ротационные полуавтоматы. Изображение устойчиво к истиранию.
  4. Текстильная печать (набивка тканей) — печать на ткани машинами с вращающимися цилиндрами; связана с текстильной промышленностью и представляет одну из важных отраслей экономики многих стран.
  5. Текстильная печать на готовых изделиях — чуть ли не самый распространенный вид печати на готовых потребительских изделиях (футболках и различных мелких предметах). Процесс печати осуществляется с помощью машин, называемых «карусельными станками».
  6. Трафаретная печать на табличках и металле — печать, связанная с производством и обработкой металла, анодированием, листовой штамповкой, травлением, обжигом и т.д.
  7. Трафаретная печать по стеклу — применяется в автомобильной отрасли и производстве электробытовых приборов, а также для нанесения рисунка на стеклянные изделия.
  8. Трафаретная печать на флаконах — широко применяется в косметической, фармацевтической и в некоторых других отраслях промышленности.
  9. Печатные платы — включают всё, что может быть сделано трафаретной печатью в обработке электронных схем.
  10. Дополнительная трафаретная печать — охватывает все особые применения трафаретного вида печати (особые, дополнительные и специфические), не вошедшие в вышеперечисленные группы.

Особенно ценится шелкография за то, что на материал краску можно нанести любой толщины, в 10 или даже 30 раз больше, чем при офсетной или глубокой печати. Это дает шелкографу возможность создать рельефное красочное изображение. Толщина слоя краски на материале зависит от угла и наклона ракеля, а также от сетки. Кроме того, качество трафаретной печати зависит от контакта ракеля с сеткой и контакта сетки с печатаемым материалом.

Общие сведения о красках для шелкографии

Краски — это жидкие или пастообразные вещества различного химического состава, используемые для печати на разнородных материалах.

Трафаретная краска — это химический продукт, который имеет специфический состав, позволяющий достичь адгезии (прилипания) по отношению к материалам различной природы.

В первую очередь трафаретная краска должна иметь тиксотропные характеристики.

Тиксотропией называется способность жидкости изменять свою вязкость при перемешивании или изменении температуры и возвращаться к прежней вязкости в состоянии покоя (при прекращении перемешивания и возвращении к первоначальной температуре).

Рассмотрим это на примере. Если поместить любую офсетную краску алкидного семейства в шнековый смеситель и перемешивать ее в течение пяти минут со скоростью 1000 об./мин (измерив вязкость как до операции, так и после перемешивания), будет заметно, что показатели изменились мало. Вязкость краски будет примерно такая же, как и в начале. Как перемешивание, так и последующее повышение температуры не дают больших изменений. Трафаретная же краска должна «фильтроваться» через ячейки сита трафаретной печатной формы быстро, а следовательно, при минимально возможной вязкости не причиняя ущерба точности деталей.

Трафаретная краска при тех же испытаниях, что и офсетная, дает совершенно другие результаты. Прежде всего, значительно меняется вязкость, понижаясь в значениях в зависимости от типа смолы и от количества градусов достигнутой температуры. Когда перемешивание завершено и краска возвращена в первоначальные температурные условия, она восстанавливает свою исходную вязкость.

Тиксотропия может влиять на распределение краски, поскольку трафаретная краска должна пройти через маленькие квадратные отверстия сита и выровняться на запечатанной подложке без затеканий.

Разница в силе сцепления объясняется использованием различных смол, которые не могут реагировать одинаковым образом, потому что имеют разные химические свойства, влияющие на печать. Например, очень вязкая смола с большим трудом проходит через тонкое сито, поэтому в таких случаях использовать нужно сита с большими отверстиями.

Кроме того, тиксотропия влияет на покрывную способность краски так же, как и на четкость изображения растровой точки. Антагонистами тиксотропии являются силиконы и разбавители, которые явно понижают вязкость.

Считая, что тиксотропный компонент краски является основой механизма трафаретной печати, посмотрим на состав самой краски.

Компонентами трафаретных красок являются:

  • связующее;
  • наполнитель;
  • пигмент;
  • растворитель;
  • добавки и катализаторы.

Связующее

Это основная (базовая) смола, совместимая с материалом, на котором производится печать. На практике это сравнимо с клеем, который позволяет краске вовремя прилипнуть к желаемой подложке. Связующее обычно принадлежит к какому­нибудь одному из многочисленных семейств смол. Скажем, обычная акриловая краска принадлежит к самой многочисленной группе акриловых смол, которая насчитывает тысячи разновидностей.

Многие смолы используют в комбинации друг с другом, чтобы наилучшим образом проявились их отдельные реологические свойства. Для шелкографа перечень входящих в состав краски разновидностей смол приобретает практическое значение, так как это помогает подобрать наиболее подходящую краску, если у запечатываемой подложки в основе будет та же смола, что и у краски. Зная основные семейства, можно получить четкую информацию об устойчивости краски к внешним воздействиям. Например, при воздействии атмосферных условий все смолы ведут себя по­разному, что в дальнейшем сказывается на эксплуатации запечатанных изделий.


Устойчивость к внешним воздействиям всегда рассматривается без какого­либо вмешательства подложки, которая должна быть инертной. Выбор смолы продиктован не только требуемым типом адгезии к подложке, которую необходимо запечатать, но и совместимостью с употребляемыми пигментами и наполнителями, легкостью обработки и пр.

Наполнители

Сами смолы не имеют той пастообразной консистенции краски, которая знакома нам по потребительским продуктам, — они могут быть или слишком жидкими, или твердыми. Следовательно, обрабатывать их нужно сложными производственными методами.

Наполнители используются по различным соображениям — как техническим, так и экономическим, поэтому шкала их качества определяет более дорогостоящие наполнители и менее ценные наполнители, менее дорогие и используемые только для понижения стоимости.

Пигменты

Пигмент — это компонент наполненных композиционных материалов, который придает им непрозрачность, цвет, противокоррозийные и другие свойства, не растворяется в связующем, но соединяется с ним посредством механических и дисперсных взаимодействий. Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты (биохромы — природные красители в составе живых организмов).

Органические пигменты являются соединениями углерода и более безопасны в эксплуатации в отличие от некоторых неорганических пигментов.

Неорганические пигменты — это вещества различного происхождения, отличающиеся повышенной покрывной способностью, значительной глянцевостью и высокой устойчивостью к внешним агентам, УФ­лучам и старению. По сравнению с соответствующими органическими пигментами неорганические имеют большую покрывную способность, однако некоторые из них исключены из числа разрешенных при производстве детских игрушек и другой продукции для детей согласно Европейскому правовому акту — Закону EN 71/III.


В технологии лакокрасочных материалов пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способные образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные или декоративно­защитные покрытия.

Процентное соотношение пигмента по отношению к трафаретной краске является минимальным, в среднем значения колеблются в пределах 5­10%. В связи с этим понятие покрывной способности не может быть связано с одним лишь пигментом, а скорее, с балансировкой всех компонентов смеси. Пигмент, используемый в трафаретной печати, состоит из красящих продуктов, которые до такой степени тонко измельчаются, что в связующем веществе присутствуют во взвешенном состоянии.

Растворители

Разбавители и растворители — жидкие, твердые или газообразные вещества, способные растворять другие твердые, жидкие или газообразные вещества в определенном объеме и при заданной температуре. Обычно это углеводороды, получаемые из нефти. Все они являются органическими соединениями и служат для того, чтобы растворять смолу связующего для снижения вязкости, вмешаться в пластичность красочной пленки, увеличить или уменьшить скорость высыхания соединения, увеличить или уменьшить адгезию краски к данной подложке.

Обычно растворитель и растворяемое вещество одинаковы по своей природе (подобное растворяется в подобном), то есть полярный растворитель подходит к полярному веществу. Различные растворители растворяют смолу неодинаково. Например, акриловая смола сильно разбавляется циклогексаноном. Поскольку у него достаточно низкая точка испарения, он быстро испаряется, тем самым увеличивая вязкость краски. С целью регулирования точного времени испарения растворителя к нему добавляют другие растворители типа ароматических, гликоли или фталаты, что влияет на время высыхания краски как при комнатной температуре, так и в печи.

Смесь, которую добавляют к краске, — это сбалансированная дозировка различных растворителей, благодаря характерным особенностям которых можно обеспечивать качественные оттиски в различных условиях. Нужно учесть, что у некоторых растворителей большая способность смешиваться с водой. Некоторые из наиболее распространенных растворителей, таких как бутилгликоль и циклогексанон имеют способность соединяться с парами воды в воздухе, образуя с краской смесь с большой растворяющей способностью по отношению к светочувствительной эмульсии трафаретной формы. В связи с этим в присутствии таких растворителей при повышенной влажности в атмосфере тиражестойкость трафаретной формы будет меньше.

Увлажнители и катализаторы

Увлажнители. Чтобы трафаретную краску можно было использовать для печати, кроме смолы, наполнителя, пигмента и растворителя она нуждается еще и в добавках. Если бы трафаретная краска была только смесью перечисленных продуктов, то при печати получился бы нежелательный эффект: слой краски был бы дырчатым и с неровностями. Нить, из которой состоит сито, во время печатания неизбежно разделяет краску, из­за чего, если не происходит выравнивания, нанесенные «кубики» имеют не очень правильный и неоднородный характер.

Когда краска, продавленная ракелем, проходит через сито, она принимает неправильную разнородную форму, но благодаря эффекту добавок, которые почти все являются производными силиконов и восков, сразу же выравнивается. В этот момент выравниватель заставляет скользить краску в направлении пустых отверстий и заполнять пробелы, присутствующие на подложках. Поэтому наличие этих добавок является обязательным.

Катализаторы. Их также называют отвердителями. Используются они для создания полимеров, сополимеров или пространственных сеток, которые увеличивают устойчивость краски как в отношении агентов внешней среды, так и в отношении растворителя. После полимеризации процесс становится необратимым. По этой причине существование краски после перемешивания с собственным катализатором сокращается до нескольких часов или, максимум, до нескольких дней.

Классификация трафаретных красок

Трафаретные краски на основе растворителей (сольвентные)

Краски, которые содержат растворители (спирт, воду и т.п.), высыхают за счет испарения. Растворитель испаряется, в результате чего образуется смола, связывающая краску и запечатанный материал. Испарение растворителя может быть ускорено за счет нагрева при помощи инфракрасного излучения или воздушной вентиляции. В этом состоит функция туннельных сушилок.

Краски на основе растворителей используются для печати по пленке из ПВХ, по жесткому ПВХ, полистиролу, акриловому стеклу, поликарбонату, бумаге, картону, дереву и ряду других материалов.

Кроме того, специальные серии этих красок предназначены для прямой печати на синтетических тканях и готовых изделиях (куртки, ветровки, флаги, сумки и т.д.).

Краски на водной основе

В отличие от трафаретных красок на основе растворителей, краски на водной основе сохнут несколько по­другому. Причина в том, что в этих красках растворитель заменен водой, а вода не может растворять поверхность основы, как это делают растворители.

Немаловажным преимуществом красок на водной основе является более высокая их укрывистость. Она обеспечивается за счет более мелких размеров частиц пигмента. Качество покрытия при этом нисколько не уступает краскам на растворителях. Краски на водной основе обладают хорошей адгезией и поэтому могут наноситься на различные поверхности, включая старую краску.

К недостаткам красок на водной основе относится большее время сушки, обусловленное тем, что вода медленнее испаряется, чем органический растворитель.

Для окончательной полимеризации краски требуется либо температурное воздействие, либо химическое (использование перед печатью специальных добавок­катализаторов). Относительно недавно появились текстильные водные краски, обладающие способностью самополимеризации и не требующие дополнительной обработки.

Сейчас на рынке появляются продукты, имеющие неплохую адгезивную способность и устойчивость к внешней среде. Однако характеристики саморастворения, глянцевости и покрывной способности у них ниже, чем у соответствующей краски на растворителе. Надо принять во внимание, что речь идет не об акварели, а о красках, содержащих не просто воду, а эмульсии из растворителя и воды.

Пластизольные краски

Пластизольные краски используются в текстильной печати. Они легко печатаются, не сохнут в сетке, имеют высокую непрозрачность и хорошее прилипание к большинству текстильных изделий.

Они состоят из двух основных ингредиентов: ПВХ и пластификатора. Эти краски имеют одно важное свойство: они не сохнут при комнатной температуре — их необходимо нагревать до 140­160 °С.

Пластизоль, в отличие от других красок, не проникает в волокна изделия, а обволакивает их, образуя механическое соединение. Поэтому к непористым материалам краска (стекло, металл или пластик) «прилипать» не будет. Так как она изготовлена на основе полимеров, то более точно вместо словосочетания «полное высыхание» говорить — «достигает полной полимеризации».


В пластизоли не содержится летучих компонентов, так что пластизолевые краски безопасны для здоровья.

Высокая кроющая способность и миграционная стойкость дают возможность использовать ее для печати на темноокрашенных тканях, но всё же для достижения правильной цветопередачи на цветных тканях рекомендуется делать белую подложку, а не «вытягивать» цвет за счет толщины нанесения.

При нанесении следующего цвета пластизольной краски необходимо прогреть предыдущий слой до температуры 140­160 °С в течение 6­10 с.

Особенности пластизольной краски:

  • полное отверждение краски при температуре 150­180 °С на протяжении 30­60 с в зависимости от толщины слоя нанесенной краски. При нормальном высыхании пластизольная краска дает глянцевую эластичную пленку, стойкую к стирке при температуре до 600 °С. Желатинизированные (высушенные) пластизольные покрытия можно чистить растворами моющих веществ, спиртами, уайт­спиритом, но не рекомендуется гладить горячим утюгом и использовать сильно полярные растворители (ацетон, толуол, этилацетат);
  • пластизольные краски подходят для большинства синтетических и натуральных тканей. Пластизольными красками печатают на хлопке, плюше, ткани джерси, тяжелых тканях, таких как джинса, рогожка, смешанных тканях из синтетических волокон, на замше, технических тканях и т.д.;
  • после печати и полимеризации пластизольными красками напечатанный рисунок имеет матовую поверхность и становится блестящим, только если пластизольная краска нанесена толстым слоем, а затем подвергнута термообработке в печи при очень высокой температуре (выше 160 °С);
  • перед печатью всегда рекомендуется проводить тестирование.

Пластизольные краски не сохнут на воздухе, они предназначены для печати на карусельных машинах с промежуточной подсушкой (ИК­лампа), а также для печати «мокрое по мокрому», если рисунок хорошо проработан.

Читайте также: