Крыша гаража своими руками односкатная металлическая

Обновлено: 08.07.2024

С профнастилом как кровельным материалом работать легко и удобно. Такие кровли получаются прочными и надежными, простыми в обслуживании и эстетичными. Но не многие знают, что не хуже по параметрам получается односкатная крыша из профнастила, и ее еще проще сделать своими руками. А потому, если вы ищете, чем покрыть небольшой летний домик, сарай, баня или гараж, обратите внимание на этот вариант. Ведь далеко не всегда необходимо сооружать из хозяйственных построек стандартные «избушки»!

А как сделать такую крышу, какой необходим уклон и какая обрешетка понадобится, мы вам сейчас расскажем.

Содержание

Вот подробная видео-инструкция строительства такой крыши:

Почему именно односкатная?

Вы наверняка заметили, как быстро односкатные крыши стали входить в российскую моду частного строительства. Стильные, лаконичные, необычные. Да, сегодня уже к недостаткам односкатных крыш нельзя отнести их малопривлекательный вид, как это было сравнительно недавно.

Дело в том, что многие столетия в России были традиционно строились только двускатные крыши, которые наиболее благоприятно переносили сильные ветра и большие скопления снега. А вот односкатные почти всегда красовались на постройках хозяйственного типа, как самый простой конструктивный вариант. И со временем отношение к этому минималистичному архитектурному варианту выработалось, как к «сарайному».

Но на самом деле односкатные крыши считаются за рубежом одними из самых стильных. И их куда легче и интереснее задействовать в необычные проекты: и сводить клином прямо в землю, и делать с разворотом, и размещать на них разные электросберегающие панели, и выполнять в сумасшедшем футуристическом спектре. Причем на фоне большинства стилей ландшафтного дизайна такие крыши выглядят вполне органично. Тем более что в природе еще можно встретить отвес или плоскую часть ландшафта, а вот в виде «домика», как у двускатных крыш – никогда.

А ведь односкатная крыша, при всей парусности профнастила, – самая безопасная в плане ветровой нагрузки. Особенно, если ее правильно расположить. Но все же вред от этой погодной стихии может быть, если вы еще и живете в ветреном районе. Почему? Сейчас объясним.

Дело в том, что ветер, кроме своих неустанных попыток сорвать крышу, еще и бросает на нее снег, дождевую воду и грязь. А в сильные бури дождевые капли умудряются не только падать, но практически летать в горизонтальном направлении. И, если вы при строительстве односкатной крыши с профнастилом не продумали никакой гидроизоляции, надеясь на стыки кровельных листов, дело плохо. Вода попросту под давлением воздуха попадет прямо под нахлест, а оттуда – в помещение. Ведь это только в тихий и безветренный дождик крыша без гидроизоляции – защита, а в бурю – настоящее решето.

Да и в обустройстве такая крыша радует своей простотой:

Чем хорош профнастил для такой крыши?

У профнастила много преимуществ перед другими кровельными покрытиями: легкий вес, прочность и экологичность. Для односкатной крыши это один из лучших вариантов: закрепили маловесные листы, и забыли о них лет на двадцать.

А теперь немного о самом материале. Изготавливают кровельный профнастил из стального горячекатаного листа толщиной от 0,4 до 1,5 мм. В заводских условиях этот профлист покрывают цинком или алюминием, чтобы защитить внутренний металл от коррозии, и полимерным покрытием. Трапецевидные ребра, которые делают у профнастила, значительно увеличивают его жесткость.

Для того, чтобы построить прочную односкатную крышу из профнастила, вам нужно научиться различать такие его виды:

  • С – это стеновые панели с ребром до 10 мм высотой и с толщиной 0,4-0,6 мм. Как вы уже догадались из названия, такие листы используют преимущественно для отделки стен построек и особых требований по жесткости к ним не предъявляется.
  • НС – это уже более прочные листы, с высотой ребер в пределах 10-35 мм и толщиной листа 0,6-0,85 мм.
  • Н – это уже несущие профлисты с толщиной от 3 мм и ребром от 40 мм.

Для крыши вам подходит профнастил марки Н и НС, а также специальной марки, которая разработана специально для кровель. Профнастил марки С вы можете использовать для покрытия небольших хозяйственных построек, да и то при наличии сплошной обрешетки.


Т.к. односкатная крыша отличается тем, что у нее нет конька, опасность проломления снегом здесь немного выше, чем у двускатной формы. А потому, не зависимо от того, идет речь о доме или небольшой пристройке к дому, лучше возьмите профнастил таких марок: NS44 или NS35.

А вот длина и ширина готовых листов бывает разной, т.к. предназначения профлиста тоже разные: для забора, для небольших сарайных крыш, для крыши частного дома и для устройства перекрытия.

От проекта – к реализации

Итак, первым делом нужно вычислить угол наклона будущей крыши, толщину стропил и шаг будущей обрешетки.

Определяем угол наклона

Согласно современным Строительным Нормам и Правилам II-26-76 для каждого кровельного материала определен свой минимальный угол наклона. Но все же есть смысл также обращать внимание на то, какой именно угол указал производитель той или иной марки профнастила – обычно минимальное значение больше.

Но что вообще сам по себе значит минимальный угол наклона? Это тот уклон, при котором перелива воды между гофрами не произойдет, а, значит, не станут образовываться лужи. Правда, и в этом случае также не учитываются снеговые нагрузки, и то, что сильный ветер способен заталкивать воду и снег в отдельные элементы кровли.

Обрешетка под профнастил

Вот хороший пример достаточно плотной обрешетки под профнастил:

Односкатная крыша с небольшим уклоном

Еще примите во внимание, что чем выше ребро, тем лучше для самой крыши, и тем реже можно делать обрешетку.

Рассчитываем нагрузки

При выборе угла наклона крыши из профнастила обязательно учитываются погодные условия конкретной местности. Так, профнастил как кровельный материал отличается особо высокой парусностью, а потому в ветреных регионах крыши с таким покрытием нельзя делать слишком крутыми.

С другой стороны, прогнуть такой достаточно тонкий материал способны и 1,5 метра снега на доме, а потому с этой стороны профнастил тоже хрупок. Вот почему вычислять угол вам придется тщательно, со всеми расчетами и ответственностью. Но чем ниже скат односкатной крыши, тем качественнее должна быть гидроизоляция и тем плотнее должны быть стыки.

Кроме ветровой нагрузки, односкатные крыши подвергаются целому ряду природных и физических сил, которые родом как из внешней среды, так и из самой постройки. Это влажность, атмосферные осадки и водяной пар, ветер, солнце, перепады температур и агрессивные химические вещества, которые находятся в воздухе. Причем тут воздух? Скажем, есть огромная разница для кровельного покрытия, которое находится на доме в тихом регионе и возле моря.

Проектируем вентиляцию

А теперь давайте разберемся с вопросом вентиляции. Односкатные крыши без чердака, которые называют совмещенными, строят тогда, когда уклон минимален. Их вентиляция происходит за счет наружного воздуха, который проходит через воздушные прослойки в кровельном пироге или через специальные каналы в верхних панелях. Только так на крыше не будет собираться конденсат:

Устройство вентиляции односкатной крыши из профлиста

При более близком рассмотрении эти же процессы выглядят так:

Устройство вентиляции в односкатной крыше

Еще одна задача при строительстве односкатной крыши под профнастил состоит в том, чтобы защитить подкровельное пространство от жары. Дело в том, что любое кровельное покрытие, сделанное из металла, под прямыми солнечными лучами в летние дни сильно нагревается. А современные гидроизоляционные пленки с металлизированным напылением на внешней стороне хорошо защищают от такой жары, ведь работают как отражатели невидимых тепловых лучей.

Односкатные крыши можно строить как с чердаком, так и без него. Если наличие чердака на планируется, тогда и кровля, и перекрытие объединяются в одно целое. Т.е. попросту само пространство чердака исчезает, превращаясь в небольшой вентиляционный проем, или и вовсе без него. Невентилируемые односкатные крыши строятся из многослойных или сплошных панелей, либо в очень простых проектах:

Кровля из профнастила с минимальным углом

Пошаговый пример строительства

Итак, выбрали уклон односкатной крыши из профнастила и определились с ее конструкцией? Тогда строим – шаг за шагом:

Шаг 1. Изготавливаем мауэрлат

Укладка односкатной крыши из профнастила начинается с установки мауэрлата. Для этого возьмите брус 10х15 см, если только крыша будет не на постройке из бруса (здесь роль мауэрлата играет верхний венец).

Иногда необходим армированный пояс под мауэрлат, в который вставляют стальные шпильки и уже на них надевают сам брус. Зачем это нужно? Чтобы не только распределить нагрузки от крыши, но и достичь максимальной горизонтальности. Иначе у вас с одной стороны односкатной крыши получится один угол наклона, а со второй – другой. Поэтому наличие мауэрлата – обязательное условие.

Вот какой мауэрлат вам понадобится, если крыша будет достаточно массивной, а стены – из хрупкого блока:

Как сделать мауэрлат для крыши из профнастила

А теперь крепите стропила к мауэрлату. Самый простой способ – два перекрестных гвоздя от 15 см длиной или же металлические скобы.

Шаг 2. Размечаем стропила и делаем обрешетку

Теперь делаем разметку стропил:

  • Шаг 1. Уложите доску на мауэрлат так, чтобы по краям оставались свесы по 40-50 см.
  • Шаг 2. Возьмите угольник или уровень и сделайте разметку верхнего и нижнего запила. В итоге ширина запила должна быть идеально равна ширине мауэрлата, но не превышать 1/3 высоты самого стропила.
  • Шаг 3. Изготовьте шаблон по полученному результату и по нему уже сделайте разметку на всех остальных стропилах.

Основание односкатной крыши под профнастил – обрешетка из досок или стальных прогонов. Принцип подбора нужной обрешетки для профнастила такой:

  • При минимальном угле наклона односкатной кровли обрешетка необходима сплошная или с шагом, который не превышает 30 см.
  • При среднем уклоне шаг обрешетки можно делать от 30 до 65 см.
  • Для крутой односкатной кровли шаг обрешетки уже можно делать до 1 метра!
  • При большом угле наклона крыши некоторые отдельные марки профнастила можно даже монтировать с шагом обрешетки от 3 до 4 метров, т.к. их жесткость это позволяет.

Делать обрешетку следует снизу вверх, крепя каждый брусок на один гвоздь или скобу прямо к стропилу.

Теперь устанавливаем кобылки – дополнительные свесы, под которые подкладываем рубероид, чтобы защитить их от сырости. Эти свесы вы в последствие зашьете сайдингом.

Шаг 3. Укладываем гидроизоляцию

Укладывать подкровельную пленку нужно полотнами снизу вверх, с нахлетом и не в натяг. Уже на стропилах такая пленка крепится специальными рейками – контробрешеткой, при помощи строительного степлера или гвоздей.

Если односкатную крышу вы делаете невентилируемой или у нее с этим делом туго (вполне широкая практика), тогда в качестве гидроизоляции берите не простую пленку, а антикондесатную, которую еще называют гидропароизоляционной. Еще лучше – современную паропроницаемую мембрану, которая все лишние водяные пары будет выводить наружу. Ведь на самом деле идеально рассчитать направление водяных паров и обезопаситься от протеканий почти невозможно. Все потому, что речь идет о достаточно сложных процессах.


Ведь самый опасный в плане протечек подтаявший снег. Он при этом еще не двигается вниз, а потому талая вода оказывает давление на профнастил. Найдет хоть малейшую щель – обязательно проникнет.

Шаг 4. Поднимаем профнастил на крышу

Очень важно для односкатной крыши подобрать такой профнастил, длина листов которого превышает длину ската. А для строительства такой крыши вам понадобятся такие инструменты:

  1. Шуруповерт и электрические ножницы.
  2. Длинная и прочная веревка.
  3. Специальные кровельные шурупы с шестигранными головками и резиновыми прокладками.
  4. Степлер и скобы.
  5. Две прочные лестницы – одна для земли, вторая – на длину ската.

Веревку, которую нужно брать минимум в 4 раза длиннее лестницы, закрепите на обоих ее концах. У вас должна получиться петля, в которую вы вложите профнастил и поднимете его за ее счет.

Укладываться листы профнастила должны в горизонтальном направлении, с нижнего угла. К слову, если вам придется подрезать один из листов, то не делайте этого шлифовальной машинкой, которая предназначена резки металла. Дело в том, что она всегда разрушает на таком покрытии слой цинка с покрытием, и металл попросту поддастся коррозии.

Как крепить профнастил на односкатной крыше?

Шаг 5. Монтируем профнастил

Для одного листа вам понадобится не менее 9 штук шурупов. Если высота ребра не превысит 2 см, то закрутите шуруп в вершину, если больше – тогда только в прогиб. Следите за тем, чтобы уплотнительная прокладка не была ни пережата, ни оставалась свободной.

Итак, вот как нужно монтировать лист профнастила на обрешетку:

  • 1-я рейка: всего по одному саморезу в каждый прогиб.
  • 2-я рейка: по два самореза через два прогиба.
  • 3-я рейка: по три самореза через два прогиба.
  • 4-я рейка: всего четыре самореза по ширине листа.

Укладывать профнастил на односкатную крышу нужно вертикальными полосами, стыкуя на ширину одной волны. Только возле стен и в других стыках профнастил нужно класть с нахлестом 15-20 см. Во время монтажа саморезы вкручивать нужно только во впадину. А специальный резиновый уплотнитель надежно защитит поверхность от протекания и повреждений.

Монтаж профнастила на крышу при помощи саморезов

Вот и все! Остается только обеспечить с крыши правильный водоотвод:

Как отвести воду с односкатной крыши?

Устройство сложных конструкций

Порой односкатные крыши могут быть не такими уж и простыми по своей конструкции. Вот этот вариант, к примеру, становится в последнее время все более популярным:

Односкатная крыша под профнастил

Здесь односкатные крыши строятся рядом, образуя вместе как бы двускатную, но все же это не она. Здесь есть очень хитрый момент: ввиду отсутствия общего конька, на стены здания нет такой распирающей нагрузки, особенно от снега. Но в плане строительства таких крыш остаются все те же принципы, которые мы раскрыли в этой статье.

Односкатная крыша для гаража: обзор вариантов и технологии строительства

Крыши с одним скатом – вариант, идеально подходящий для обустройства гаражей. Широко распространенные на просторах отечества пологие плоскости авторитетно завершают солидные кирпичные постройки и небольшие каркасные боксы.

Принцип строительства значительно проще, чем возведение двухскатной соперницы. Работы проводятся гораздо быстрее, и результат служит дольше, что весьма убедительно действует на самостоятельных мастеров. Однако для успешного завершения дела следует твердо знать, как сооружается односкатная крыша для гаража, каким способом ее разумней устроить.

Неоспоримые достоинства односкатной крыши

Односкатные конструкции не поражают воображение эстетов, но к разуму практиков взывают крайне настойчиво. Потому не слишком красивые, но простые и надежные крыши с единственным скатом сооружают преимущественно над хозяйственными постройками.

Лидерство односкатных крыш в сфере обустройства гаражей обосновано внушительным списком преимуществ, в числе которых:

  • Экономичность. На сооружение и обустройство расходуется минимальное количество материалов.
  • Конструктивная простота. Односкатная крыша формируется отдельно установленными стропилинами, края которых опираются на стенки разной высоты. Функцию стен вправе выполнять столбы, колонны или стойки каркасного сооружения.
  • Долгосрочность безукоризненной службы. Элементы грамотно построенной односкатной крыши беспрепятственно омываются воздушными потоками. Отличная вентиляция исключает образование разрушающего конденсата, предупреждает увлажнение деревянных деталей и его неизбежный итог – гниение.

Сооружение односкатных крыш над коробками гаражей в большинстве случаев не сопровождается устройством чердака. Сама конфигурация не слишком удобна для организации в чердачном помещении места для хранения, к примеру, зимней резины.

Исключением может стать желание владельца сделать над основным помещением мастерскую. Правда, в подобных ситуациях целесообразней, чтобы в строительстве применялась ломаная технология или полумансардная схема, предоставляющая возможность обзавестись практически двухэтажным гаражом при относительно невысоких затратах.

Односкатная крыша - типовое решение в строительстве гаража

Тонкости проектирования крыши гаража

Вариантов сооружения односкатных крыш над гаражами существенно больше, чем подсказывает конструктивная незамысловатость. Их возводят над отдельно стоящими объектами и над пристройками.

Один скат может перекрывать не только гараж, но заодно и баню или летний домик со смежной стеной. Основой строительства может служить не только стопа со стенками разной высоты, но и коробка, стены которой доведены до единого уровня.

Как можно сделать односкатную крышу для собственного гаража своими руками

Главный признак односкатной крыши – наличие опоры под обоими краями стропильной ноги. Элементы стропильной системы просто укладываются, т.е. как бы наслоняются на опоры, в связи с этим носят техническое название «наслонные».

По сути, стропилины односкатной крыши представляют собой обычные балки, уложенные под незначительным углом к горизонту. Потому крутизну сооружения при проектировании и расчетах не учитывают.

Варианты устройства односкатной крыша пристроенного гаража

Принципы определения угла наклона

Грамотное строительство односкатной крыши обязано соблюсти уклон, необходимый для свободного схода дождевой воды и удаления осадков в период снеготаяния. Именно поэтому высота опорных конструкций должна различаться.

На выбор угла наклона ската влияют три фактора:

Неважно, угол наклона выбирается с ориентиром на указанные обстоятельства, или наоборот. Важно, чтобы в результате нашелся консенсус, удовлетворяющий всему спектру перечисленных условий.

Крутизна односкатной крыши – крайне важный параметр для гаража, определиться с которой необходимо на стадии проектирования гаража. Она даст понять, нужно ли будет сооружать стены коробки разной высоты или можно обеспечить уклон установкой с одной стороны консольно-прогонной рамы.

Выбор кровельного покрытия для гаража

Длина стропильных ног

Площадь ската должна учитывать формирование свесов, защищающих строительные конструкции от прямых и косых дождей. Мастерам, желающим знать, как грамотно сделать проект односкатной крыши для гаража, необходимо учитывать тип материала, из которого выполнены стены, потому что:

  • Свесы над обшитыми металлом каркасными строениями должны составлять по минимуму 10-20см.
  • Свесы над срубами должны быть 50-60см.
  • Свесы над кирпичными и бетонными гаражными коробками 30-40см.

Иногда свесы увеличивают с целью формирования навеса со стороны входа или вдоль длинной стенки. Увеличенный по площади навес необходимо опереть на столбы, сооруженные на общем с гаражом или отдельном фундаменте.

Свесы в расчете и проектировании односкатной крыши

По завершению разбора геометрических показателей можно смело приступать к расчетам размеров стропилин.

Правила расчета стропильной системы

Для расчета элементов стропильного каркаса проще воспользоваться одной из предложенных интернетом программ. Принципиальных различий в их вычислениях нет.

Данные банально вводятся в специфические таблички, после чего практически моментально появляется результат. Т.к. интенсивных пешеходных передвижений по поверхности односкатной крыши обычно не предполагается, то для расчетов знать нужно будет только:

  • Вес кровельного покрытия, распределенного на 1м² площади без учета угла наклона.
  • Вес сплошной обрешетки, применяемой для обустройства скатов до 25º. Принимается вес доски, приходящейся на 1 м², фанеры или ОСП.
  • Вес утеплителя, если планируется его установка.
  • Масса снежного покрова, установленная по многолетним наблюдениям в конкретной местности.

Вес осадков в районе строительства можно определить по карте, которую мы приводили в статье о расчетах стропильной системы скатных крыш, или найти в сборнике нормативов по строительной климатологии.

Степень сложности стропильного каркаса

Конструктивная сложность стропильной системы односкатной крыши напрямую зависит от размера перекрываемого ею пролета:

  • Если пролет не превышает 4,5м, стропильный каркас до предела прост. В его составе есть только параллельно уложенные стропильные ноги, соединенные с брусьями мауэрлата или с равнозначными элементами.
  • Если пролет больше 4,6м, но меньше 6м, то система усложняется. Ввиду внушительной длины стропилины появляется вероятность ее провисания и кручения. Чтобы избежать деформации и повысить жесткость конструкции, стропильные ноги подпираются подкосами.
  • Если пролет больше 6м, его делят на условные сегменты, между которыми устанавливается прогонная конструкция с вертикальными опорами. Естественно, для установки прогонной рамы нужна собственная опора в виде внутренней стены. Опереть можно на бетонное перекрытие, для устройства крыши поверх которого расчеты почти не требуются.

Оптимальными размерами внутреннего пространства гаража на одно авто считается 3,5×5,2м. Даже если не учитывать толщину стен, ясно, что построить крышу над коробкой с указанными размерами по схемам из первого или второго пункта. При уклоне ската поперек длинным стенам постройки стропила укладываются без дополнительных элементов.

Если уклон направлен вдоль длинных стен, стропилины необходимо будет подпереть подкосами. В любом случае продумать и рассчитать следует оба варианта. Желательно составить два чертежа гаража с односкатной крышей, чтобы выбрать наиболее подходящий тип по технологическим и экономическим аспектам.

Какую схему стропильной системы выбрать для односкатной крыши гаража

Инструкции по строительному процессу

Лучшего метода изучения технологий строительства, чем разбор реальных разработок и примеров, пока не придумано. Полезны они и для тех, кто своими руками решил сделать односкатную крышу над запланированным к строительству гаражом, и для тех, кому требуется контролировать возведение объекта на личном участке.

Этапы строительства односкатной крыши гаража из пеноблоков

Пристальное внимание следует уделить устройству фундамента под гараж. Основа постройки должна быть безупречной и действительно прочной. Если грунты под массой «железного коня» неравномерно просядут, фундамент обязательно даст трещину. Едва заметное на первоначальном этапе повреждение через год превратиться в крупную щель с полным списком вытекающих последствий: с нарушением теплоизоляции, смещением части стены и перекошенной в результате крышей.

Неравномерность просадки особо опасна для сборных и столбчатых фундаментов. Устроенный поверх них ростверк не спасет от разрушения кирпичные и бетонные стены из-за незначительной собственной мощности. Потому под капитальные сооружения вполне обоснованно принято заливать монолитную плиту или ленту. Заглублять монолитные основания требуется ниже горизонта сезонного промерзания грунта минимум на 30см, для уверенности в надежности на 50см.

В северных областях настолько серьезно заглубленная плита будет слишком дорогостоящей. Там предпочитают ленты с перекрытиями из бетонных плит, если предполагается устройство смотровой ямы, или с бетонным полом по утрамбованной основе, если организация ямы не предстоит.

Проект кирпичного гаража с односкатной крышей

В возможности свободного устранения недочетов заключается причина применения столбчатых типов фундамента под каркасные гаражи, с сооружением одного из которых будем разбираться.

Строительство обособленного гаража с «односкаткой»

Неоспоримые достоинства каркасной технологии отлично отображает сладкая парочка определений «дешево и быстро». Приплюсуем к ним возможность строительства своими руками и немногословно отошлем вдаль малейшие сомнения. Приступим.

Постройка каркасного гаража с простой односкатной крышей

Процесс сооружения каркасного гаража по шагам:

  • Устраиваем по столбчатому фундаменту нижнюю обвязку каркаса. Первым делом из бруса 150×200 создаем раму согласно размерам гаража. Элементы укладываем широкой стороной плашмя, соединяем в углах косым прирубом. Соединения укрепляем гвоздями, болтами, металлическими пластинами. Пространство между ребрами рамы заполняем брусом 150×150, укладываемым на рядовые столбы фундамента. Углы дополнительно усиливаем скобами;
  • Сооружаем переднюю стенку гаража. Устанавливаем брусья 150×150 длиной по 3м по углам обвязки. Крепим их усиленными оцинкованными уголками и фиксируем временными укосинами к смежным ребрам обвязки. Устанавливаем брусья равнозначного сечения и длины согласно ширине проема под гаражные ворота, крепим уголками. Соединяем полученные стойки путем укладки сверху бруса 100×150 с аналогичным креплением – получаем переднюю деталь верхней обвязки.
  • Собираем тыльную стенку. Устанавливаем четыре отрезка бруса 150×150 длиной 2,5 — 2,7м через равные расстояния. Высота стоек задней стенки вычисляется в процессе проектирования и зависит от длины гаража. Угловые столбы дополнительно фиксируем временными укосинами. Перевязываем все четыре элемента сверху брусом 100×150. Это задняя деталь верхней обвязки.
  • Укладываем стропила ребром на брусья обвязки. Для раскроя стропильных ног используем доску 25×150. Крепим их уголками или скользящими опорами к брусьям обвязки.
  • Сооружаем боковые стенки. Прикладываем к середине боковой стенки дюймовку, на которой отмечаем линии запила по факту. Согласно сделанного из дюймовки шаблона изготавливаем стойки боковой стены из бруса 150×150. Устанавливаем их и соединяем вверху брусом 100×150, прикрепленным к боковым граням стоек.
  • Обвязываем весь каркас посередине доской 50×150. За точку отсчета средней обвязки возьмем половину длины столба тыльной стенки.
  • Устанавливаем постоянные укосины. Демонтируем все ранее установленные вспомогательные элементы. Каждый сегмент каркаса, полученный в результате установки средней обвязки, снабжаем укосиной из доски 25×150.
  • Оформляем крышу. Устраиваем сплошную обрешетку, уложив на стропила доску 25×150 с зазорами 2-3мм. Вместо доски можно использовать фанеру или панели ОСП-3. Обшиваем периметр ветровой доской, расстилаем гидроизоляцию, монтируем покрытие.

Остается обшить каркас гаража доской, стеновым профнастилом или влагостойкой фанерой, применяемой в качестве основы под последующую отделку.

Как гармотно сделать односкатную крышу и стены каркасного гаража
Сооружение каркасного гаража с односкатной крышей

При желании утеплить гараж перед обшивкой между элементами каркаса закладывается теплоизоляция. В обшивке стен и потолка изнутри неутепленной постройки вообще нет необходимости. Открытые к свободному доступу воздуха деревянные составляющие хорошо просыхают, благодаря чему долго служат.

Сооружение пристройки с односкатной крышей

По экономическим показателям гараж-пристройка значительно опережает отдельно стоящий объект. Дело не только в существенном сокращении стройматериалов за счет общей стены с основным зданием. При необходимости подвести к пристройке коммуникации выгоднее и проще.


Под описанную в примере каркасную пристройку сделан ленточный фундамент. Для его заливки рыли не котлован, а траншею, в которую устанавливалась опалубка. Высота опалубки рассчитывалась так, чтобы в итоге над поверхностью земли возвышался небольшой цоколь в 15 – 20см. В период заливки устанавливаем закладные детали для крепления каркаса к фундаменту.

После распалубки внутри контура выбираем грунт на 30см ниже поверхности земли. Трамбуем дно и засыпаем сначала 10см смеси щебня с песком, затем 10см песка, потом снова трамбуем. На утрамбованный песок настилаем промасленную бумагу или рубероид, а поверх этой прослойки заливаем 10см бетона. Получили наиболее подходящий для гаража бетонный пол.

Если есть желание сделать некоторый уклон около 1% в сторону ворот, перед заливкой нужно установить в продольном направлении деревянные планки под требующимся углом. Планки устанавливаются на ребро в 60см от стен. В пространство между ними заливается бетонная смесь и распределяется путем затирания с необходимым наклоном. После удаления планок образованные ими борозды заполняются раствором.

Сооружение гаража-пристройки с односкатной крышей

Последовательность работ по устройству гаража-пристройки:

  • Устройство нижней обвязки. На цоколь полосой настилаем рубероид, толь или подобный гидроизоляционный материал. Укладываем поверх гидроизоляции детали нижней обвязки, заранее раскроенные из бруса 150×150. Проверяем уровнем горизонтальность, при необходимости выравниваем положение путем подкладки щепы. Детали обвязки соединяем прирубом, места соединений дополняем болтами, углы усиливаем скобами.
  • Установка стоек входа. Перед установкой в брусе обвязки с краю делаем врубку по размету бруса глубиной около 7см. Устанавливаем стойки, изготовленные из бруса 150×150, высота их должна соответствовать проекту.
  • Сооружение стенок пристройки. Сначала из доски 50×150 формируем угловые опоры. Две доски устанавливаются под углом друг к дружке так, чтобы смежная доска формировала край смежной стенки. Заполняем пространство между угловыми опорами рядовыми стойками. Устанавливаем их с шагом примерно 60см.
  • Устройство верхней обвязки. Укладываем плашмя доску 50×150 в два ряда с перевязкой стыков.
  • Укладка потолочных балок. Устанавливаем доску 50×150 ребром с шагом около 60см на верхнюю обвязку. Между балками располагаем обрезки доски 50×50 для фиксации их положения.
  • Установка стропилин. Стропильные ноги устанавливаем рядом с балками под углом. Для формирования угла используем либо стеновые кронштейны, заранее прикрученные к несущей конструкции основного здания, либо короткие опорные стоки, установленные на обвязку.
  • Устраиваем по стропилам сплошную обрешетку, перекрываем ее гидроизоляцией, укладываем покрытие.

Завершающие этапы проводятся в традиционной последовательности. Обшиваем гараж, устраиваем косяк для ворот и навешиваем ворота.

Устройства верхней обвязки для односкатной крыши гаража
Как утеплить и обшить гараж с односкатной крышей

Видео с подробным разбором технологии

Наглядная информация в помощь тем, кто решился на строительство односкатной крыши над гаражом своими руками: видео превосходно демонстрирует процесс сооружения.

Устройство стропильной системы:

Сооружение обрешетки под укладку рубероида:

Укладка рубероида на односкатную крышу:

Обзор вариантов строительства односкатной крыши с подробным изучением технологии строительства поможет соорудить надежную конструкцию собственноручно или гарантирует надлежащий контроль работы нанятых строителей.

Как правильно делается односкатная крыша из профнастила на гараж

Как правильно делается односкатная крыша из профнастила на гараж

Тема статьи – крыша на гараж из профнастила односкатная. Популярность профилированных листов, изготовленных из оцинкованного стального листа, вот уже несколько десятилетий не падает. Причины тому – преимущества этого материала перед другими кровельными покрытиями. Поэтому в статье обязательно рассмотрим плюсы и минусы профнастила, обозначим некоторые его особенности, и, конечно, расскажем о том, как сформировать односкатную крышу над гаражом, используя профилированные листы.

Преимущества и недостатки профнастила

Начнем с достоинств этого строительного материала, потому что их у него немало:

  • Презентабельный внешний вид, потому что это уже не серые невзрачные листы, а материал, окрашенный в разные цвета, плюс имитация природных материалов типа древесина, камень и прочее.
  • Невысокая цена, конечно, в сравнении с некоторыми другими кровельными покрытиями.
  • Долгосрочная эксплуатация. Некоторые модели профнастила, покрытые полимерными составами, легко прослужат на крыше гаражей до 50 лет. Минимальный срок службы – 25 лет.
  • Небольшой удельный вес из расчета на один квадратный метр кровельной поверхности. Это дает возможность неплохо сэкономить за счет уменьшения количества и сечения стропильных ног и обрешетки.
  • Простота монтажного процесса, в котором нет надобности использовать спецтехнику. Все операции проводят мастера вручную.
  • Профилированные листы легко подрезать ножницами по металлу, в них легко сделать отверстия.
  • Широкий диапазон длины листов, который варьируется от 0,5 до 13 м. Это дает возможность закрывать кровельные конструкции на всю ширину ската без стыков, которые в процессе длительной эксплуатации становятся постепенно местами протечек. Нет стыков – нет протечек.
  • Профнастил можно укладывать на скаты с минимальным углом наклона.
  • Этот кровельный материал хорошо переносит все известные природные нагрузки.
  • Сам по себе профнастил – материал экологичный, потому что в нем кроме стали, краски или полимеров ничего нет.

Что касается недостатков, то можно сказать, что он один. Это металлическое изделие, которое издает достаточно сильный звук, когда на него падает дождь или град. И если владельца гаража это не смущает, то можно считать, что профнастил – идеальный вариант для покрытия крыши гаража, особенно если она односкатная.

Сооружение односкатной крыши

Существует несколько способов сборки односкатной крыши. Все будет зависеть от того, из какого материала строится сам гараж. К примеру, если это строение кирпичное или блочное. Здесь два варианта формирования кровельной конструкции:

  1. Поднять одну стену строения выше противоположной, тем самым создать уклон.
  2. Собрать стены по одному уровню, а затем поднять одну при помощи каркасной фермы, состоящей из пиломатериалов.

Единственный момент, который нередко возникает в процессе возведения стропильной системы, это длина стропильных ног. Обычно одной доской длину гаража не закрыть, потому что стандартная длина досок – 6 м. А минимальная длина гаража тоже 6 м. А так как стропила устанавливаются под наклоном, то шестиметровой длины досок не хватает, чтобы перекрыть пролет строения. Поэтому доски удлиняют разными способами. При этом стараются под удлиненную стропилу установить опорную стойку. На верхнем фото этот момент как раз был учтен.

Если гараж возводится, как каркасное строение, то формировать крышу надо уже в процессе возведения постройки. То есть, две пары противоположных стоек, расположенных в углах будущего гаража, надо установить из брусов разной длины. То есть у одной стены стойки будут выше, чем у противоположной. Именно так формируется наклон ската. После чего стойки обвязываются: с двух противоположных сторон горизонтальными элементами, с двух других наклонными, которые точно укажут угол наклона односкатной крыши.

Если гараж – это конструкция из металлопрофиля, то кровлю формируют точно так же, как и у каркасного строения. То есть устанавливают попарно несколько стоек, в парах которых одна короткая, другая высокая. Так и получается наклон.

Давайте рассмотрим вариант, как возвести крышу гаража из профнастила, если само строение поднято из блоков со стенами в один уровень по высоте.


Установка стропильной системы

Все начинается с монтажа мауэрлата. Гараж – строение несложное, невысокое, поэтому в качестве мауэрлата можно использовать доску толщиною 50 мм (лучше брус сечением 100х100 мм). Ширина доски выбирается по ширине стены гаража. Мауэрлат укладывают на верхние торцы стен по всему периметру.

Самое главное – правильно закрепить мауэрлат к стенам. Здесь несколько вариантов. Самый простой – привязать доски к блочной кладке. Для этого проволоку диаметром 4-5 мм, скрученную вдвое, укладывают под вторым рядом от верхнего края строения. То есть под предпоследним рядом. Длина проволоки выбирается так, чтобы с ее помощью можно было бы стянуть доску к стене с помощью скрутки. Укладывают проволоку в кладку через каждый метр.

Теперь необходимо создать уклон кровельной конструкции. С одной стороны гаража, обычно это фасадная часть или боковая, устанавливают вертикально стойки длиной до 1 м. Высота конструкции будет зависеть от выбранного угла наклона. Чем длиннее стойки, тем круче крыша.

Стойки крепят к мауэрлату стальными перфорированными уголками, изготовленными из оцинкованной стали, при помощи саморезов по дереву. Здесь важно, чтобы опорные элементы были выставлены вертикально, и их верхние торцы располагались на одном уровне. После чего устанавливают горизонтальную доску, как элемент верхней обвязки собираемой фермы. Ее к стойкам крепят точно также: уголками и саморезами. По сути, на стене должна сформироваться прямоугольной формы ферма.

Теперь можно переходить к монтажу стропильных ног. Одним концом их укладывают на верхнюю обвязку сооруженной фермы, противоположным на мауэрлат, расположенным на противоположной стене гаража. Крепление проводят гвоздями, длинными саморезами, проволокой, скобами или перфорированными уголками или пластинами.

Важно! Необходимо установить стропила так, чтобы их верхние ребра расположились в одной наклонной плоскости.

Монтаж рекомендуется провести вот с такой последовательностью:

  • укладывают две стропильные ноги по краям конструкции;
  • их выставляют между собой в одной плоскости, для чего выравнивают уровнем концы стропил с использованием шнура или длинной прямой рейки;
  • после между уложенными стропилами (поперек) натягивают 4-5 нитей, которые сформируют единую наклонную плоскость;
  • по нитям устанавливают промежуточные стропила.

Теперь остается набить обрешетку, элементы которой – это или рейки квадратного сечения с размерами 40х40 или 50х50 мм, или доски толщиною 25-35 мм и шириною 100 мм. Второй вариант предпочтительнее.

Самая важная составляющая в конструкции крыши для гаража из профнастила – шаг установки элементов обрешетки. Он зависит от того, какой профнастил был выбран. То есть, какой марки. Для гаражных строений не стоит применять профилированные листы с высокой волной, у которых значительные прочностные характеристики. Здесь подойдет материал с волной в пределах 20-35 мм. А под них обрешетка укладывается с шагом в пределах 60-80 см. Крепят обрешетку к стропильной системе саморезами по дереву, длина которых должна быть в два раза больше, чем толщина элементов обрешеточного каркаса.

Видео описание

В видео показано, как надо собирать обрешетку кровельной конструкции под профнастил:


Монтаж профнастила

Все подготовительные процессы проведены, стропильная система односкатной крыши собрана. Остается уложить и закрепить профнастил. Установка профлиста на крышу гаража проводится по тем же канонам, как на любую кровельную конструкцию. Вот основные нюансы монтажного процесса:

  • Соседние листы укладывают внахлест в одну волну, чем достигается стопроцентная герметичность кровельного покрытия.
  • Если в продольном направлении монтируют два или три листа, то их поперечный стык должен формироваться нахлестом соседних элементов. Размер нахлеста варьируется в диапазоне 10-30 см. И чем меньше угол наклона кровли, тем больше величина нахлеста. Нередко мастера места нахлеста обрабатывают силиконовым герметиком, тем самым повышая герметичность соединения.
  • Крепление профнастила к обрешетке проводят специальными кровельными саморезами с шестигранной шляпкой. В их составе должна присутствовать прокладка из неопреновой резины, которая под действием влажности, перепадов температур и солнечных лучей не трескается, не разрыается и не изменяет своих свойств.
  • Вкручивают саморезы перпендикулярно плоскости расположения профнастила. Если крепежное изделие вкрутить с небольшим отклонением, то в месте стыка прокладки и кровельного покрытия останется зазор, через который вода будет проникать в подкровельное пространство.
  • Нельзя сильно вкручивать крепежи. Нельзя их не докручивать. Необходимо добиться оптимального усилия, чтобы саморез просто прижал профнастил к обрешетке.

Итак, профлист на крышу гаража уложен. Остается закрыть боковые (фронтонные) плоскости кровельной конструкции. Здесь можно использовать сами профилированные листы, блоки, из которых сооружен гараж, доски, фанеру, плиты ОСП и прочие панельные или листовые материалы. Это относится и к фасадной части постройки, где была установлена каркасная ферма.

В видео показано, как надо правильно крепить профнастил к обрешетке:


Укладка профнастила на плоскую крышу гаража

Плоская крыша – это скат, у которого угол наклона не превышает 5°. То есть он настолько мал, что его обычно покрывают рулонными битумосодержащими кровельными материалами. Раньше для этого использовали рубероид, срок эксплуатации которого не превышает 5 лет. Сегодня все чаще укладывают рулонные изделия, в состав которых входят битум и полимеры. Этот кровельный материал прослужит на крышах до 25 лет.

И все же с рулонными кровлями много проблем. Они не только быстро выходят из строя, но и плохо переносят различные нагрузки, особенно механические. Их приходится все время проверять на наличие дефектов и заниматься ремонтом. Поэтому многие владельцы гаражей с плоскими крышами отдают предпочтение профнастилу, который просто укладывают поверх рулонного покрытия.

Для этого собирают на плоской кровле стропильную систему из досок, на которую набивают обрешетку. Есть два варианта формирования стропильной системы:

  1. Стропила крепят непосредственно к плоскости перекрытия, которая представляет собой бетонную плиту.
  2. Стропильную систему поднимают на стойки, формируя уклон. На фото ниже как раз такой вариант и показан.

Второй вариант практически повторяет по конструкции и содержанию возведение односкатной крыши с формированием стропильной системы. Он более затратный и сложный. Проще – первый вариант. Для этого прямо по плоскости кровли укладывают доски толщиною 30-40 мм. Укладку проводят не на ребро, а плашмя. При этом проводят крепление, так называемых, стропильных ног к бетонному основанию с помощью металлических дюбелей или перфорированными лентами и саморезами, которые вкручивают в предварительно установленные пластмассовые дюбеля.

Внимание! Доски не будут выполнять функции стропил, они играют роль обрешетки. Поэтому их укладывают не вдоль ската, а поперек. При этом обязательно выдерживают шаг – 40-80 см. Чем больше высота волны профнастила, тем больше расстояние между элементами обрешетки.

Само же кровельное покрытие монтируют точно так же, как это было описано в предыдущем разделе. Главное – строго следовать инструкции, не пропуская ни одного требования. И еще один важный момент. На плоских крышах профнастил укладывают цельным листом. То есть в продольном направлении нельзя стыковать два листа. В месте соединения гарантированно произойдет протечка, даже в том случае, если стык обработать герметиком.

В видео показано, как монтируют профнастил на крышу гаража:


Заключение по теме

Как показывает практика, герметичная крыша – гарантия надежности сооружения в целом. Поэтому уложенный на односкатную гаражную крышу профнастил целыми листами – идеальный вариант. Именно поэтому при строительстве гаражей сегодня все чаще используют именно этот кровельный материал. При высоких эксплуатационных характеристиках он вдобавок достаточно дешев. То есть в одном материале совместилось сразу два критерия, по которым обычно выбирают стройматериалы.

Односкатная крыша для хозяйственных построек

Односкатная крыша для хозяйственных построек

Кровельное покрытие в один скат широко распространено среди хозяйственных построек. Такую конструкцию часто можно увидеть на бане, гараже, сарае. Крыша односкатная выбирается застройщиком не только ради экономии материалов. Еще это очень красивое и практичное сооружение, если грамотно к нему подойти. Разберемся с устройством и технологией монтажа крыши с одним скатом.

Особенности плоской кровли

Простой вид односкатной крыши очень обманчив. Считается, что ее с успехом можно применять только там, где не требуется больших финансовых вложений. В основном там, где не нужно задумываться о хорошей теплоизоляции. И особо не важен внешний вид.

Но это мнение бытует только на просторах нашей страны. Северные районы вообще считают такую конструкцию не практичной. Но у них есть веская причина. Обильные снегопады могут создать критическую нагрузку, с которой не справится стропильная система.

А что касается эстетики, то это, скорее всего, дело привычки. Нашему глазу более радостны двухскатные конструкции или крыши с четырьмя наклонными плоскостями. Да и практичности – хоть отбавляй. На просторных чердаках некоторых домов скапливается ненужный хлам уже от нескольких поколений.

Между тем Европа давно перестала избегать плоской кровли. И наряду со старинными островерхими двускатными крышами, сегодня часто встречаются и дома с односкатной кровлей. Правда все это оправдывается более мягким климатом. И еще одним секретом. Индивидуальным подходом западных архитекторов к каждому строению.

Поэтому жители большинства наших регионов продолжают рассматривать только проекты гаража и бани с односкатной крышей. А на свои дома примерять ее не спешат. А между тем, при правильном подходе у конструкции обнаруживается множество выигрышных сторон. И они с лихвой перекрывают известные минусы плоской кровли.

Достоинства односкатной крыши:

  • По сравнению с двухскатной конструкцией, экономия материалов почти вдвое.
  • Незначительная масса позволяет применить облегченный фундамент для строения.
  • Если правильно ориентировать здание по розе ветров, то парусность кровли значительно снижается.
  • Ремонтопригодность конструкции гораздо выше, из-за возможности свободного передвижения по плоскости.
  • Несложный монтаж, который требует немного времени.
  • Возможность использовать самую простую стропильную систему.
  • Широкий выбор кровельных материалов.
  • Доступность обустройства дымохода и простая система водостока.

Из вышесказанного можно сделать резонный вывод. Финансовые затраты на возведение односкатной крыши на баню или гараж значительно уменьшаются. По сравнению с другими конструкциями кровли. Но и о недостатках необходимо сказать открыто.

Минусы односкатной кровли:

  • Для северных регионов нашей страны требуется грамотный расчет сечения элементов для противостояния снеговым нагрузкам.
  • Чем меньше угол наклона, тем больше нужно усиливать теплоизоляцию. Это же касается и влагостойкости, и шумоподавления.
  • Для создания привлекательного внешнего вида придется отказаться от стандартных кровельных материалов и обратить внимание на современные их виды.

Касательно последнего пункта, застройщикам приходится применять изобретательность или повышать качество фасадных работ. Но в основном красивый внешний вид формируется еще на этапе создания проекта.

Следует сказать еще об одном моменте. Не всем нравятся неровные скошенные потолки. Но для хозяйственной постройки это с трудом можно назвать минусом. Тем более никто не запрещает обустроить в помещении ровное потолочное перекрытие. Это также позволит использовать небольшое чердачное пространство в технических целях.

Устройство односкатной крыши

Чтобы организовать нужный угол у кровли, необходимо искусственно создать перепад высот у противоположных стен. Как правило, передняя делается гораздо выше тыльной. Подобная мера приводит к увеличению расхода материалов на возведение фасадной перегородки. Но это впоследствии ощутимо компенсируется простотой стропильной системы.

Для установки последней понадобится устройство мауэрлата. Его закрепляют наверху каменной стены. А для равномерности нагрузки последний ряд кладки армируют. Для перегородок из легких бетонов или ракушечника сверху заливается армопояс. Соединяют мауэрлат со стеной при помощи шпилек. Они устанавливаются в финишный ряд кладки с шагом в 100 см.

Если возводится односкатная крыша для бани из бревна или строение имеет каркасную конструкцию, то мауэрлатом служит последний венец. Или вместо него можно использовать верхнюю обвязку. А роль шпильки выполняет штифт с шестигранной головкой.

Под него в мауэрлате высверливается сквозное отверстие меньшего диаметра (пару миллиметров), чем у штифта. Металлический стержень притягивает брус к деревянной стене. А финальная стяжка производится при помощи специального ключа под размер шестигранной головки.

Если несущая способность стен недостаточна, то оборудуется дополнительное перекрытие. Оно заберет на себя большую часть нагрузки будущей крыши. Для этого вдоль стен устанавливаются стойки, которые завершаются прогонами. И уже на них опираются стропильные ноги.

Односкатная крыша с кровельным пирогом состоит из:

  • стропильной системы;
  • гидроизоляции;
  • контробрешетки;
  • финишной отделки.

Подобная схема применяется для холодных хозяйственных помещений. Если нужна «теплая» постройка, то прокладываются дополнительные слои. Обычно это утеплитель и пароизоляция.


Стропильная система

Поскольку хозяйственные постройки редко занимают большую площадь, то покрывать их плоской кровлей очень выгодно. Стропильная система односкатной крыши гаража требует малого количества балок. И последние даже не будут отличаться большой мощностью.

Если расстояние между стенами не превышает четырех метров, то для крыши будет достаточно взять балки сечением 50 мм. А учитывая будущую снеговую нагрузку, лучше увеличить эту цифру до 100. Но даже в этом случае такую балку сверхмощной не назовешь. Поэтому и цена ее будет более чем доступная.

С возрастанием расстояния между стенами, соответственно увеличивается сечение балок. Разумеется, что и конструкция также меняет свои формы. Так для пролета, который не превышает 4,5 м достаточно двух мауэрлатов на стенах с лежащими на них стропильными ногами.

Если расстояние увеличивается до 6 метров, то конструкцию потребуется усилить лежнем. На более высокой стене отмечается линия на уровне высоты более низкой стены. В этом месте закрепляется балка, которая и называется лежнем. На нее устанавливается подстропильная нога, которая упирается в балку, лежащую между мауэрлатами. Упор необходимо делать, как можно ближе к середине балки. А сечение последней увеличивают до 150 мм.

Односкатные крыши для бани будут иметь более сложную стропильную систему. Потому что расстояние между стенами в таком строении часто превышает 6 метров. А если строение, кроме парилки и моечной, имеет и благоустроенную комнату отдыха с бильярдным столом, то длина между внешними перегородками может достичь и 12 метров.

В последнем случае лучше проектировать здание, чтобы оно имело дополнительную несущую стену по центру. Но в любом случае придется увеличивать количество подстропильных ног. Также потребуется наращивание балок.

Если нужно продлить конструкцию только на размеры свесов кровли, то применяют кобылки. Балку доращивают куском нужной длины (кобылкой), закрепляя его с боков деревянными накладками. Последних понадобится две штуки, и они должны быть не меньше 60 см длиной. Крепить можно гвоздями, но для надежности лучше использовать болты. При наращивании балки, общая длина которой превышает 8 метров, необходимо применять специальные монтажные пластины.

Если кроется каменное здание, то используют жесткое крепление стропильных ног к мауэрлату. В этом случае в брусе делается вырез, который будет упираться в подставку. Так увеличивается площадь опоры ноги, и конструкция приобретает дополнительную прочность.

Поскольку все деревянные дома нестабильны, такой способ крепления к ним не подходит. Такие здания постоянно и попеременно, то поднимаются, то опускаются. В этом случае жесткую кровлю просто разорвет. Поэтому каркасная баня с односкатной крышей требует другого подхода.

Для стропил и мауэрлата используется скользящие соединение, которое называется «скользячок». Он состоит из стального уголка с прикрепленной металлической пластиной. Соединение делается подвижным. Уголок крепят к мауэрлату, а пластину – к стропильной ноге.

Таких деталей необходимо устанавливать по две штуки на каждую сторону балки. Подвижный узел не позволит деформироваться кровле при постоянных усадках деревянных стен.

Выбор угла наклона кровли

В этом вопросе в первую очередь руководствуются климатическими условиями. Необходимо учесть ветровую и снеговую нагрузку данного региона. Нужно свериться со специальными таблицами, в которых указаны минимальные углы наклона кровли при самых сильных порывах ветра и выпадении максимального количества осадков.

Затем необходимо определить нужные параметры согласно выбранного материала для покрытия. Каждый производитель обязательно указывает минимальный угол наклона крыши, при котором его изделие сохранит все рабочие параметры. Например, односкатная крыша из металлочерепицы должна иметь не менее 6 градусов покатости.


Минимальные показатели уклона в градусах для разных материалов:

  • Ондулин, профнастил, асбоцементный шифер – 6.
  • Керамическая или цементно-песчаная черепица – 10.
  • Битумная черепица – 12.
  • Оцинкованные, медные, титановые листы – 17.
  • Сланцевые или асбоцементные плиты – 27.

Теперь необходимо сравнить два найденных показателя. Вряд ли они совпадут, но этого и не нужно. Потому что всегда выбирается максимальное значение. И, как правило, в жизни приходится равняться на производителя. Если сделать уклон меньше, чем указал изготовитель кровельного материала, то это приведет к тому, что крыша потечет на стыках.

Правда эксперты рекомендуют промазывать последние гидроизолирующим составом в любом случае. Как правило, применяют битумную мастику. В крайнем случае можно обойтись простым герметиком.

Поиск разности высоты стен

Чтобы сделать крышу на гараже с нужным покатом, необходимо увеличить высоту одной из стен. Зная минимальный угол наклона и точное расстояние между стенами, будет легко высчитать нужный размер дополнительного куска перегородки. Он рассчитывается по формуле, которая приведена на рисунке ниже.

Заодно можно найти необходимую длину стропильной ноги. Но нужно учитывать, что расчеты не укажут размеры свесов. А без них односкатная крыша бани будет выглядеть незаконченной. Во-первых, нужна защита стен от дождя и других осадков. И для этого необходимо продлить балку, как минимум на 20 см.

Во-вторых, эстетически такой свес выглядит нелепо. Поэтому лучше увеличить размер до 60 см. Но это для одноэтажного здания. Если постройка имеет два уровня, свес для нее должен иметь до 120 см в длину. Такие параметры более гармонично впишутся в общий вид строения. Но для более точных поисков можно прогнать все размеры в специальных дизайнерских программах на компьютере.

На видео показана баня с односкатной крышей и террасой:

Пошаговый монтаж

Технология монтажа односкатной крыши может слегка различаться. Это зависит от того, предусматривается ли вентиляция в конструкции. Обычно ее обустраивают для бани. Гаражи и сараи великолепно обходятся без нее. Сама же вентиляция заключается в зазорах между слоями изоляции. А также в боковых отверстиях по краям кровли.

Пошаговые действия укладки односкатной кровли:

  1. Подготавливаются стропильные ноги нужной длины с вырезанными пазами.
  2. Все деревянные детали обрабатываются антисептиком.
  3. На верхушке стен прокладываются полоски рубероида для гидроизоляции.
  4. К финишному ряду стены прикручивается мауэрлат.
  5. Стропила укладывают на мауэрлат с шагом в 80 см.
  6. Между стропилами располагают контробрешетку из реек.
  7. На нее скобами фиксируется гидроизоляционная пленка.
  8. Сверху крепят обрешетку для кровельных материалов.
  9. Монтируется кровельное покрытие.

Если нужно утеплить строение, то между стропилами прокладывается тепло- и пароизолятор. Когда угол наклона ската позволяет оставить под крышей техническое пространство, то утеплитель раскладывают прямо по потолочному перекрытию на чердаке.

О том, что представляет собой односкатная крыша с козырьком, можно увидеть в следующем видео:


Монтаж обрешетки и укладка слоев кровельного пирога

У обрешетки две задачи. Укрепить стропильную систему и стать основой, на которую лягут кровельные материалы. Поэтому для нее используются бруски сечением 50×50 мм. Или укладывается доска с размерами 150×20 мм.

Шаг обрешетки определяет кровельное покрытие. Если используются листы, то между брусьями обрешетки можно оставлять расстояние до 1,5 метров. Шифер требует шага в один метр. Если же укладывается профнастил, то стропильные ноги полностью закрываются доской.

Если утеплять хозяйственное помещение не нужно, то на обрешетку сразу укладывается пленка для гидроизоляции. А сверху начинают монтировать кровельный материал. Когда же хотят обустроить теплую крышу, то технология значительно меняется.

Устройство односкатной крыши гаража с утеплением выглядит так. К низу стропильных ног крепиться пароизоляция. Материал укладывают внахлест и предварительно закрепляют степлером. Сверху пленки набиваются тонкие рейки. Это нижняя обрешетка, и она выполняет две задачи. Надежно фиксирует пароизоляцию и служит основанием для укладки утеплителя.

Слой теплоизоляции располагают в пространство между стропилами. Хорошо для этих целей подходит минеральная вата. Ее укладывают прямо на пароизоляцию. Сверху утеплителя натягивают пленку для гидроизоляции. И уже после этого набивают верхнюю обрешетку.

Последняя должна подходить для финишного покрытия. А точнее, кровельные материалы сами задают условия для обрешетки. И их укладка происходит по инструкции от производителя. Только строгое выполнение рекомендаций изготовителя позволит добиться качественного результата.

Видео продемонстрирует, что представляет собой односкатная крыша, разрез кровельного пирога и завершающая отделка всей кровли:

Прозрачная односкатная крыша

Использование прозрачных кровельных материалов решает сразу несколько задач. Застройщик получает надежную крышу над хозблоком, которая соответствует всем стандартам. А заодно решает проблему с освещением помещения в дневное время.

В качестве материала можно взять любой поликарбонат. Монолитный, профилированный или сотовый. Также подойдет стеклопластик или профилированный ПВХ. Естественно, что материал должен быть прозрачным.

Плюсы прозрачной крыши над хозяйственной постройкой существенны:

  • Естественного освещения в этом случае значительно больше.
  • Материал пропускает солнечное тепло, но защищает от ультрафиолета.
  • Можно возводить глухие стены без окон.

Последнее обстоятельство позволяет более продуктивно использовать всю полезную площадь помещения. Ведь возле окон часто остаются мертвые зоны, а для хозпостройки это не практично. А значительная площадь освещения позволяет не пользоваться электричеством до самого позднего вечера.

Монтаж кровли при использовании поликарбоната сильно упрощается. Кровельный пирог не требует ни гидроизоляции, ни набивки обрешетки. Материал крепится прямо к стропилам.

Существенных недостатков можно выделить два. Подобная конструкция не сможет долго удержать тепло в помещении. Поэтому вариант больше подходит для регионов с мягким климатом. Также поверхность требует регулярного ухода. Иначе освещенность помещения значительно упадет.

Видео покажет, как выглядит устройство односкатной кровли по бетонному основанию:


Коротко о главном

Односкатная крыша очень хорошо подходит для всех хозяйственных построек на участке. Ее основные достоинства в том, что она не требует много материалов. А последние можно выбирать из самых простых.

Из-за простоты конструкции значительно облегчается монтаж кровли. Чаще всего застройщики все работы выполняют самостоятельно, без привлечения специалистов. Подобные условия в большой степени позволяют сэкономить на всем строительстве.

А сбереженные средства можно пустить в другое русло. Например, покрыть крышу прозрачным поликарбонатом. И тогда, кроме надежной крыши, можно получить еще одну выгоду. Помещение будет ровно залито естественным светом, что повысит удобства в его использовании.

Читайте также: