Металл на губной гармошке

Обновлено: 28.09.2024

Губная гармошка - простой по конструкции инструмент и его настройку сможет выполнить любой новичок. Для начала нужно понять, в каких случаях требуется настройка инструмента и для чего это делается. Устройство губной гармошки и принцип её работы были рассмотрены в отдельной статье, в конструкции инструмента имеются такие элементы, как язычки, которые крепятся на платы и за счёт колебания позволяют извлекать звук из инструмента. Настройка губной гармоники заключается в регулировке данных язычков, а точнее зазора между ними и платой.

В каких случаях требуется настройка

Покупая инструмент в магазине вы конечно можете его проверить, продуть все отверстия на вдох и выдох, но когда покупка происходит онлайн и доставляется почтой или транспортной компанией, то такой возможности уже не будет. Если вы новичок и в первые держите губную гармошку в руках, то продуть все отверстия на вдох и выдох вам будет сложно, воспользуйтесь простым листком бумаги, сложим который закрывайте все отверстия, оставляя только одно. Таким образом нужно проверить все 10 отверстий на звучание при вдохе и выдохе, если речь идёт о классической диатонической гармонике.

Многие новички часто сталкиваются с проблемой извлечения звука на вдох со второго отверстия и это происходит из-за неопытности. Если второе отверстие на вдох очень плохо звучит или вовсе не хочет звучать, то это не значит, что имеется неисправность или язычок требует настройки, просто у вас еще не сформировано правильное дыхание для игры на инструменте. Попробуйте задрать голову вверх и сделать плавный вход во второе отверстие, не напрягайте мышцы рта, вдох должен быть естественным, через лёгкие. Если в ходе продувки обнаружено явное искажение или отсутствие звука у какого-нибудь отверстия или нескольких, переходите к его настройке.

Процесс настройки

Для начала подготовьте необходимый инвентарь - зубочистку, отвёртку или нож, если у вашей гармошки крышки крепятся на гвоздиках. Первым делом необходимо разобрать гармошку, для этого нужно открутить крепёжные винты крышек, если у вас деревянная гребёнка и крепление осуществляется гвоздиками, то крышки можно просто аккуратно поддеть ножом, гвоздики после работы так же аккуратно вдавливаются на свои места рукоятью ножа. В данном случае, мы рассмотрим процесс настройки на примере губной гармошки Suzuki Folkmaster.

Сняв крышки вы получите доступ к платам с язычками, которые обычно фиксируются к гребёнке с обоих сторон дополнительным креплением. Платы снимать с гребёнки не нужно, настройка происходит именно в таком виде, для того, чтобы можно было в любой момент проверить звучание каждого из отверстий.

Отыщите отверстие с проблематичным звучанием и обратите внимание на зазор между язычком и платой, он должен быть примерно равен толщине самого язычка.

На верхней плате расположены язычки, отвечающие за звук при выдохе, а на нижней плате при вдохе. Регулировка язычков происходит путём надавливания на них зубочисткой сверху или наоборот снизу, регулируя степень зазора.

При этом, надавливать нужно в районе окончания язычка, а не около его крепления к плате, чтобы избежать деформацию. Не используйте вместо зубочистки металлические предметы, типа отвертки, вы можете поцарапать язычки, вместо зубочистки можно взять заточенную спичку.

Выставив зазор проверьте звучание, вдохните или выдохните в отверстие. Если звук стал нормальным, то в завершении нужно прозвонить язычок. Для этого слегка подцепив его каким-нибудь тонким предметом за край отпустите, в результате произойдёт звон. В данном случае прозвон делается кусочком пластика, вырезанным из простой пластиковой бутылки, так же можно использовать лезвие. Говоря проще, вам нужно легонько подёрнуть язычок кончиком, чтобы он звякнул. Прозвон делается 3-4 раза, это необходимо для того, чтобы язычок закрепился в выставленной вами позиции, металл принял установленное положение.

Таким образом происходит настройка губной гармошки, важно слушать звучание каждого язычка во всех отверстиях на вдох и выдох. Звуки должны извлекаться без особого напряжения и быть чистыми (не дребезжащими или глухими), звук должен извлекаться без напряжения.

Металл на губной гармошке

Елизавета Юрьевна

Прощальное письмо (Наутилус Помпилиус)

5 -6-7 7 -7 -6 5 5
Когда умолкнут все песни,

7 7-7 -7 -6 55
Которых я не знаю,

-8 -8 -8 7-7 7 -5
В терпком воздухе крикнет

7 7 6 6 5-7 -7 -7-6-6
Последний мой бумажный пароход

5 -6 -7 7-7-6 5
Гуд-бай, Америка, о

7 7 7 7-7 -7-6 5
Где я не буду никогда

-8 -8 7 -7 7 -5
Услышу ли песню,

7 7 66 5-7 -7 -7 -6 -6
Которую запомню навсегда

Есть только миг
-6 -7 7 -7 -8 7 -7 -6 -7 7 -7 7
-6 -7 7 -7 -8 7 -7 7 -8 8
9 9 9' -9 -8 7 -7 7 -8 8 -8 8
8 8 8' -8 -8 7 -7 7 -7 -6

Реквием по мечте

7 -6 7 -6 7 -6 7 -6 7 -6
7 -6 7 -6 7 -6 7 -6 7 -6
7 -7 7 -7 7 -7 7 -7 7 -7
7 -7 7 -7 7 -7 7 -7 7 -7
7 7 7 -7 -7 -7 -6
7 7 7 -7 -7 -7 -6
7 7 7 -7 -7 -7 -6
-6 -6 -6 -7 -7 -7 7 -7

Star Wars Theme Harmonica Tab

3 3 3 4 6 5 5 4 7 6 5 5 4 7 6 5 5 5 4
b b b b b d b d b b d b d b b d b d d

3 3 4 5 5 4 4 4 4 5 4 3 3
b b d d b d b b d b d b d

3 3 4 5 5 4 4 6 4 4
b b d d b d b b d d

4 4 7 7 6 6 5 5 4 4 6
b b b d d b d b d b b

6 5 5 6 -6 -4 -4 5 -5 7 7 -7 6 -6 6 -5 5
Hey, Jude, don't make it bad; take a sad song and make it better
6 -6 -6 -6 -8 7 -7 7 -6 6 4 -4 5 -6 6 6 -5 5-3 4 4
Remember to let her into your heart, then you can start to make it better.

6 5 5 6 -6 -4 -4 5 -5 7 7 -7 6 6 6-55
Hey, Jude, don't be afraid, you were made to go out and get her.
6 -6 -6 -6 -8 7 -7 7 -6 6 4 -4 5 -6 6 -5 5-3 -3 4
The minute you let her under your skin, then you begin to make it better.
4 7-7 -6 6 6 -5 -6 7 -6 7 -5
And any time you feel the pain, hey, Jude, refrain
7 -6 6 -5 6 -6 6 -5 5 -4 4
Don't carry the world upon your shoulders.
4 7 -6 -6 6 6 -5 -6 7 -6 7 -5
For now you know that its a fool who plays it cool
7 -6 6 -5 6 -6 6 -5 5 -4 4 4 6 -6 -7 -6 -7 -7 7 -8 -8
By making his world a little co ld er. da da da da da da da da da

3 -2 -2 -3 -4 <4 -5 6 -6 6 -5 -5
Yesterday, all my troubles seemed so far away-
-5 -5 4 Now it looks as though they're here to stay
3 -2 -3 3 -1 -2 -3 -3
Oh, I believe in yesterday

3 -2 -2 -3 -4 Suddenly, I'm not half the man I used to be
-5 -5 4 There's a shadow hanging over-- me.
3 -2 -3 3 -1 -2 -3 -3
Oh, yesterday came suddenly

-3 -3 -5 6 -6 6 -5 6 -5 5 -5 -3
Why she had to go I don't know she wouldn't say
-3 -3 -5 6 -6 6 -5 6 -5 5 6 -6 5 I said something wrong, now I long for yesterday--------

3 -2 -2 -3 -4 Yesterday, love was such an easy game to play
-5 -5 4 Now I need a place to hide away-
3 -2 -3 3 -1 -2 -3 -3
Oh, I believe in yesterday

6 6 6 6 (7) (7) (6)
Im-ag-ine theres no hea-ven,

6 6 6 6 (7) (6)
Its eas-y if you try,

6 6 (7) (7) (6)
No hell be-low us,

6 6 6 (7)(7)(6)
A-bove us on-ly sky

(6) 7 (6) 7 8 8 (8)
Im-ag-ine all the people

(7)(7) (7) 7 (8)
Liv-ing for to-day

5 6 -6 4
Load up with guns
4 6 -6 6 6 5
and bring- your friends
5 5 -3" 4
It’s fun to lose
-4 -4 5 -4 -4 -3
And to----- pretend
5 6 -6 4 4
She’s overboard
6 6 -6 6 6 5
And self-- assured
4 5 4 4
Oh no I know
-4 -4 5 -4 4 -3
A dirty---- word
4 -3 4 -3 4 -3 4 -3 4 -3"
Hello, Hello, Hello, how- low--?
4 -3 4 -3 4 -3 4 -3 4 -3"
Hello, Hello, Hello, how- low--?
4 -3 4 -3 4 -3
Hello, Hello, Hello.
7 7 -7 -6 -8 -8 -8 7
With the lights out it’s less dang 'rous
-5 -5 -5 5
Here we are now
-8 -8 -8 7
Entertain us
7 -7 -7 -6 -8 -8 -8 7
I feel stupid and contagious
-5 -5 -5 5
Here we are now
-8 -8 -8 7
Entertain us
7 -7 -7 -6
A mulatto-
-8 -8 -8 7
An albino-
-5 -5 -5 5
A mosquito
-8 -8 -8 7
My libido-
7
Yea

-4 -4 -4 -4 -3 -3 3 -3
Mama, take this badge off of me
-4 -4 -4 -3 -3 3 3 2
I can't use it anymore.
-1 -4 -3 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3
It's gettin' dark, too dark for me to see
-1 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3 -2 3 2
I feel like I'm knockin' on heaven's door.
-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 -2 3 2
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 -2 3 2
Knock, knock, knockin' on heaven's door

-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3
Mama, put my guns in the ground
-4 -4 -4 -3 -3 3 3 2
I can't shoot them anymore.
-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3
That long black cloud is comin' down
-1 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3 -2 3 2
I feel like I'm knockin' on heaven's door.
-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 -2 3 2
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 3 -3 -3
Knock, knock, knockin' on heaven's door
-4 -4 -4 -3 -3 -3 -2 3 2
Knock, knock, knockin' on heaven's door


«Hazmat Modine» называют нью-йоркским музыкальным феноменом. И заслуженно! Ведь разнообразие музыкальных стилей и используемых инструментов удивляют и завораживают!

Здесь есть туба, гавайская стил-гитара, акустическая гитара, клавиола, ударные, а во главе всего — диатоническая и хроматическая губные гармоники!

Группа была сформирована в 1998 году Уэйдом Шуманом (Wade Schuman) — певцом, композитором, лидирующим гармонистом, который остается неизменным участником и идейным вдохновителем коллектива. Он начал играть на диатонической гармошке в 10 лет и не может остановиться до сих пор.

Звучание «Hazmat Modine» отражает и интегрирует разные музыкальные влияния, начиная от фолка, блюза и авангардного джаза до свинга, рокабилли и ямайского рокстеди.


«The Harpoonist & The Axe Murderer» — отличные ребята из Ванкувера, Канада!

Дуэт певца и харпера Шона ‘The Harpoonist’ Холла (Shawn Hall) и гитариста Мэтью ‘The Axe Murderer’ Роджерса (Matthew Rogers) образовался в 2006 году, когда двое встретились на радио во время записи джинглов. С тех пор ребята выступают вместе и записали три альбома интереснейшей музыки!


Рок-группа «Stone Foxes» из Сан-Франциско была основана братьями Шенноном (вокал, гармоника, барабаны) и Спенсом (вокал, гитара) Колерами (Shannon & Spence Koehler) в 2008 году. Вскоре к ним примкнули другие участники, и вместе ребята стали играть драйвовый рок и блюз-рок.


Хотя трио «DADDY LONG LEGS» из Нью-Йорка было основано в 2010 году, ребята выглядят словно с 60-х. Такие же дикие и свободные, они выросли на корневой музыке и довоенном блюзе. Среди главного влияния называют панк-культуру и таких музыкантов, как: Howlin’ Wolf, Leadbelly, Screamin’ Jay Hawkins, Sonny Terry, Captain Beefheart, Dr. Feelgood и других.

Сумасшедшая гармошка бендлидера и вокалиста Daddy Long Legs, из-за высокого роста которого группа и взяла название, дополняется ритмической гитарой Мурата Актурка (Murat Akturk), барабанами и перкуссией Джоша Стайлза (Josh Styles).

Послушать можно здесь.

Группа «Missing Cat» из столицы Шотландии — города Эдинбурга — играет интересную смесь психоделики и блюз-рока. Состав: Пол Монтегю (Paul Montague) — вокал, гармошка; Гэвин Джек (Gavin Jack) – гитара; Кит Скотт (Keith Scott) — бас-гитара; Кенни Миллер (Kenny Miller) – барабаны.


«Mountain Men» — это замечательный акустический дуэт, которые образуют Босоногий Яно (Barefoot Iano) и мистер Мэт (Mr. Mat).

Австралиец Яно увлекся музыкой еще в 12-летнем возрасте. Он играет на губной гармонике, гитаре, флейте и саксофоне. С 1995 года Яно обосновался во Франции, где спустя десятилетие встретил вокалиста и гитариста Мэта, с которым в 2007 году создал дуэт. Также выступают с группой.


«The Rhythm Junks» — трио из города Гент (Бельгия). Музыкальным фоном творчества коллектива является джаз, поп, рок, блюз, фолк и соул. Впитав в себя лучшее из жанров, они создали собственный узнаваемый стиль.

В состав группы входят: Steven De bruyn — вокал, хроматическая и диатоническая губная гармоника, слайд гитара, омникорд; Jasper Hautekiet — бас-гитара, вокал, клавиши; Tony Gyselinck — барабаны, перкуссия

Встретившись однажды возле бара, два экономиста из Ливана решили, что ноты находят больший отклик в их сердцах, нежели цифры, и в 2011 году основали собственную группу «The Wanton Bishops».

Музыка Надира Мансура (Nader Mansour; вокал, гитара, губная гармоника, клавиши) и Эдди Госсейна (Eddy Ghossein; гитара, бэк-вокал, банджо) — это хардовая смесь гаражного рока и блюза, сочно приправленная гармошкой.


Канадское блюзовое трио «MonkeyJunk» сформировалось в Оттаве в 2008 году в составе:

Стива Марринера (вокал, гитара, клавишные, губная гармоника), Тони Д (соло-гитара), Мэтта Собба (ударные).

На сегодня группа выпустила пять альбомов.

Группа «Cuban Heels» из Нидерландов играет смесь гаражного рока и блюза с очень выразительной гармошкой. Они частые гости европейских фестивалей и выпустили на сегодняшний день 4 сольных альбома.

Состав: Jan Hidding – вокал; Mischa den Haring – гитары; Richard Koster – гармошка; Arnoud van den Berg – бас; Chiel at Vaarwerk – барабаны.

Олег Коропецкий, для Самоучителя игры на губной гармошке

Приветствую уважаемое сообщество харперов!

Хочу высказать слова благодарности за внимание к моим статьям, это для меня важно. Я стараюсь создавать материалы в порядке необходимости и сложности реализации. Очень надеюсь, что большая часть рассмотренных манипуляций вам не понадобится (особенно в плане ремонта) и любимые гармошечки будут служить очень долго (а когда-нибудь даже будут подарены благодарному внуку вместе с альбомами-дискографией легендарного дедушки!).

В этот раз я предлагаю рассмотреть непростую процедуру: настройка гармошки по тону.

Тут есть ряд ограничений.
Если вы не обладаете «настроечным» дыханием или у вас нет специального устройства (мехов) для подачи воздуха на язычки для звучания, то лучше настройку не начинать.

Также понадобится тюнер. Обзавестись тюнером — не проблема. Я говорю о программных хроматических тюнерах, различных вариантов которых огромное множество и для ПК, и для мобильных устройств под разные операционные системы. Можно использовать и аппаратный тюнер, но я встречал множество таких низкого качества и практически не подходящих под наши задачи. Да, ещё одно уточнение: нужен именно хроматический тюнер, а не «халявный у друга-гитариста попросил» — его функционала будет мало.

Вот при помощи тюнера и проверим. Включаем тюнер, берём гармошку и играем второе или третье отверстие на вдох секунд этак 5-8, отмечаем показания тюнера (желательно в Герцах и в % отклонения, так как только процент отклонения не всегда информативен). Повторяем процедуру несколько раз и опять записываем результаты. Сходили на прогулку, выпили кофе, посмотрели крутой ролик в YouTube, почистили зубы! И опять повторяем взятие ноты и сравниваем результаты. Если показания у нас отличаются не только в разных подходах, но и на протяжении одного взятия ноты стрелка тюнера скачет «как собак бешеный, дА!» (произносить с кавказским акцентом), то не стоит браться за настройку (это будет РАССТРОЙКА гармошки — может и такую статью напишу когда-нибудь). Если показания отличаются на 2-3% (это десятые Герца на первых отверстиях), то считаю это допустимой погрешностью для выполнения настройки.

  • замеры проводить необходимо на предварительно разогретой (не в микроволновке!) дыханием гармошке;
  • звук желательно давать одной громкости на одном расстоянии от микрофона/тюнера;
  • ноты брать без атаки и акцентирования;
  • не ленитесь брать ноту несколько раз и уже потом: «пилить иль не пилить — вот в чём вопрос».

Вынужден ещё помучить теорией перед тем как перейти к делу. Постараюсь дать её по-минимуму — только ту, что действительно необходима.

На тюнере есть такой параметр, как «A=44x” (вместо x цифра, обычно 0, но может быть 1,2,3,…). Это значение в Гц ноты Ля (четвёртой октавы), которое мы примем за эталон. Вот блин, эталон, он же ЭТАЛОН («это же памятник! Кто его посадит?»). А мы его принимать-менять. Вот такие мы загадочные, а вернее: изготовители гармошек. Модель Hohner Marine Band Classic на боковушке верхней крышки имеет загадочное число «440». Вот теперь оно уже совсем не загадочное. Для других моделей Hohner оно принимает значение 442, 443, 443 Гц (и у Seydel, и Suzuki тоже свои значения). Возникает логичный вопрос: а зачем? Ответ такой: чтобы в миксе с другими инструментами звук гармошки выделялся (не пинайте, не я этот ответ придумал). Hohner, я считаю, лидер в этой неразберихе: на крышках число «440», а сама гармошка строится по эталону 443 Гц. И очень часто настройка далека от приемлемой, из коробки гармошки расстроены (это не анти-реклама, «это суровая жизнь»).

Что, страшно стало? Подождите, ещё не всё.

По видам строя гармошки делятся на инструменты с темперированной и компромиссной настройкой. Если взять гармошку (кроме Hohner Golden Melody) и проверить ноту 2 выдох, 3 вдох по тюнеру, с предварительно выставленным правильным значением «A=44x”, то «картина маслом» будет ещё та. Отклонение достигает 15-20% от ожидаемой ноты. Не хочу лишним забивать голову. Если есть желание — почитайте Вики «темперированный строй», там и формулы, и значения. Скажу по-простому: такое отклонение нот делается умышленно для приятного звучания аккордов. Ведь наш инструмент не только солирующий. Вот для того, чтоб при взятии любимого (123), -(234) кошки и соседи выли не сразу, а погодя, и настраивают инструменты с интонированием. Проще всего, не вдаваясь в теорию, найти настроечную таблицу под конкретную модель и ей воспользоваться (это не проблема для популярных моделей).

Hole № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
—————————————————————
Blow % 0 -14 2 0 -14 2 0 -14 2 0
Draw % 4 2 -12 4 -2 6 -12 4 -2 6
Пример таблицы настройки для диатонических гармошек Hohner

Всё это время,так сказать «по умолчанию», я повествую о гармошках настройки Рихтера. Наверняка для вас не секрет, что диатонические гармошки бывают не только мажорные этой самой Richter настройки. Paddy Richter Tuning, Country-tuning, Melody Maker, Easy third (reggae), Diminished, … «и тут Остапа понесло». Но «нельзя объять необъятное», оставим эти громоздкие знания. «Пилите, Шура! Пилите!».

Переходим непосредственно к настройке губной гармошки

Для изменения тона нам понадобится инструмент, позволяющий снимать на небольшой площадке язычка металл. Обычно, это удобный надфиль, может быть наждачная бумага в нехитром приспособлении фиксации. Соскабливать ножом, скальпелем не рекомендую — неудобно и есть шансы повредить язычок. Сам использую небольшой дремель на батарейках с специальными абразивными насадками. Его удобно держать и точно попадать в нужное место обработки. Так же рекомендую подкладывать под язычок тонкую пластину для предотвращения деформации язычка по длине. В зависимости от «калибра» используемого абразивного материала изменение тона может быть разным, начинайте от двух-трёх «потираний» с постоянной проверкой, пока не изучите свой инструмент. Для увеличения, поднятия тона снимается металл на кончике язычка, а для понижения — наоборот, у основания возле заклёпки. Настоятельно рекомендую проводить «потирания» вдоль язычка, а не поперёк. Не создавайте поперечные «овраги» (такие, как «мастера» при заводской настройке Hohner) — по таким «бороздам» язычки лопаются. Только продольные и, желательно, не «овраги». Старайтесь делать равномерное углубление и не касаться краёв язычка, это сохранит его жёсткость.

Есть ещё вариант: не стачивать, а наращивать металл на язычке при помощи паяльника. Сам от этого метода отказался после длительных проверок (отзывчивость язычка уменьшается и громкость). При таком методе изменения тона металл напаивается на кончике язычка для понижения тона, а у основания/заклёпки — для увеличения тона. На нижних отверстиях вдоха на кончике не делайте «вершины гор» — будут биения по крышке. Не грейте долго язычок — меняются его характеристики жёсткости.

Из своего опыта: в какой эталон выполнена настройка я определяю по 1, 4, 7 выдоху. Бывает и 446-448Гц. Определяюсь на какую частоту выставить свой тюнер (обычно A=443 Гц) и настраиваю звучание октавных нот тоники без биения. Это пары 1 = 4, 4 = 7, 7 = 10. Значение тюнера в Герцах при этом у нот через октаву увеличивается в два раза ( например, нота Ля = 220, 440, 880…). Потом берусь за пары 3 = 6, 6 = 9. Следующими настраиваю 2 = 5, 5 = 8, но с учётом приятного звучания аккорда (123), (456). Перехожу на ноты вдоха, в первую очередь -1 и -4 тоже строю по октавам, -4 и -8. Второй вдох -2 настраиваю по 3 выдоху — они должны звучать одинаково. Если с вашим дыханием не всё в порядке — делайте поправку (а именно: при взятии -2 вы будете всегда её занижать, неумышленно «забендивать»). С вдохом -3 поступаю так, чтобы приятно звучал аккорд -(234), в центах это обычно -25-30%. По -3 строю через октаву -7. Ноты -5 и -6 строю для приятного звучания минорного аккорда -(456). Вот уж действительно получается КОМПРОМИСС между «тем как надо и как должно». Часто звучанием вдоха -5 в соло я не доволен в зависимости от исполнения мажорной или минорной мелодии. Используйте таблицы настроек, рекомендации профессионалов. Мне советовали свои настройки Александр Братецкий, Евгений Иванов, за что им огромное спасибо! (Если представится такая возможность, то и Борис Плотников наверняка поделится своими таблицами. Я ни на что не намекаю. Просто если вдруг Борис прочтёт эту статью… 🙂 ).

При перенастройке язычка на другую ноту пользуюсь следующими ограничениями:

  • до 5-ого отверстия понижать или повышать допускается максимум на тон;
  • начиная с 5-ого отверстия изменяю только на полтона.

Рекомендации усреднённые. Если их не придерживаться, то возрастает вероятность выхода из строя язычка. Чем ниже тональность гармошки, тем больше можно изменить его тон. Для стальных язычков Seydel изменения тоже допускаются бОльшими. Это всё актуально, когда нет язычка нужного тона, или когда мы «перетачиваем» гармошку в альтернативную тональность.

Статья получилась довольно научная, отягощённая числами и теорией. Не получилось этого избежать. «Не люблю я точные науки, точно сам не знаю почему…» Вот Расторгуеву настраивать гармошки я бы не поручил (никакой политики). Приступаем к практическим занятиям. Всем удачи!

Читайте также: