Металлическая прокладка гбц для чего

Обновлено: 21.09.2024


Прокладка головки блока цилиндров предназначена для уплотнения места соединения блока цилиндров и ГБЦ.

Пожалуйста не путайте, хотя и звучит почти одинаково. Прокладка ГБЦ и прокладка крышки головки блока цилиндров, которая выполнена из резины.

По сути, прокладка ГБЦ – это 3 в 1, ведь она одна одновременно уплотняет три системы двигателя: охлаждения (каналы), масляную (каналы) и газораспределительную (полости цилиндров). Соответственно и требования к качеству прокладки ГБЦ повышенные.

Не следует забывать, и стараться сэкономить при ремонте ГБЦ или блока цилиндров. Прокладка является деталью одноразового применения и при любом ремонте двигателя замена прокладки под головкой на новую — обязательна.

Виды прокладок головки блока цилиндров:

Безасбестовые – их характерная особенность: низкая усадка и высокая восстанавливаемость материала.
Асбестовые – практически имеют близкие к безасбестовым прокладкам по характеристикам свойства: упругость, термостойкость и эластичность. В основном используются в качестве ремкомплектов.
Металлические – считаются наиболее качественными и эффективными. При металлической прокладке происходит наиболее равномерное распределение удельного поверхностного давления в месте соединения по всей плоскости ГБЦ и блока.

Замена прокладки ГБЦ.

Замена прокладки двигателя может понадобиться в любой момент, и нет точного определения её срока службы. Существуют проверенные десятилетиями признаки выхода из строя прокладки, хотя… Работа двигателя – категория непредсказуемая.

Признаки, свидетельствующие о выходе из строя прокладки ГБЦ

внешняя течь масла или охлаждающей жидкости на месте стыка ГБЦ и блока;
при проверке масла на щупе видна эмульсия белесого цвета – это может быть результатом попадания охлаждающей жидкости через неисправную прокладку;
белый цвет дыма из выхлопной постоянно (не во время прогрева) – признак попадания охлаждающей жидкости в цилиндр (ы);
при проверке расширительного бачка или на поверхности жидкости в радиаторе видны масляные пятна – наоборот, значит, масло попадает в систему охлаждения через неисправную прокладку;
о попадании в систему охлаждения через прокладку ГБЦ выхлопных газов, говорят пузырьки в радиаторе или расширительном бачке.
Перечисленные выше методы диагностики не обязательно являются подтверждением неисправности прокладки. Но, как правило, это типичные признаки того, что требуется замена прокладки головки блока. Как бы нам не хотелось думать иначе.
При всех существующих нюансах технологии, связанных с особенностями устройства двигателя, вида прокладки или болтов крепления, существуют общие правила. Правила, которые являются универсальными при замене прокладки ГБЦ на любом автомобиле.

Я не стану утомлять Вас подробным описанием того, какой болт, и в какую сторону крутить. Все «хитрости» замены прокладки описаны в мануале именно к вашему типу двигателя. Читайте, прежде чем приступите к ремонту.

И, самое главное, нужно постараться выполнить все требования производителя, касающиеся сборки и разборки головки блока цилиндров.

Начало демонтажа происходит с маркером в руках. Отсоединяя всё навесное, особенно трубопроводы, не поленитесь и не надейтесь на память, пометьте всё. Собирать будет проще.
приобретая прокладку ГБЦ для замены, не забудьте убедиться в том, что её свойства рассчитаны именно на ту силу крутящего момента, которую прописывает производитель двигателя для затяжки болтов крепления ГБЦ;
перед тем, как начать раскручивать болты крепления, необходимо тщательно очистить от маслянистого налета. Срыв ключа со шлица грозит: травмой вам или срывом шлицов болта, и тогда без высверливания не обойтись;
болты крепления начинаем раскручивать с середины на 0,5 или 1 оборот каждый. Это делается для того, чтобы снять напряжение;
после того, как вы сняли ГБЦ и заменили прокладку, приступаем к обратной процедуре. Установка головки блока должна происходить строго по направляющим втулкам, или по специальным пазам для центровки;
затяжка болтов крепления ГБЦ производится только с применением динамометрического ключа, по схеме, определенной производителем в мануале, и строго по параметрам затяжного момента.

После сборки головки блока цилиндров всё навесное оборудование устанавливается на места, в соответствие с вашей схемой. После ремонта понаблюдайте более внимательно за признаками, указанными выше. Если всё в порядке, значит, замену прокладки головки блока цилиндров вы провели правильно.

Прокладки двигателя Прокладки разной формы и конфигурации удерживают внутри двигателя технические жидкости, необходимые для его работы


Двигатель автомобиля – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Внутри двигателя при работе непрерывной циркулируют различные технические жидкости, часть которых находится под большим давлением. Для поддержания давления на постоянном уровне и предупреждения выхода жидкостей наружу корпус двигателя должен быть герметичен. Для обеспечения герметичности служат прокладки разной формы, сделанные из различных материалов.
Виды и назначение прокладок двигателя

Форма и материал, из которого сделана прокладка, зависят от физических свойств той среды, с которой она будет соприкасаться. Часть прокладок служит для удержания в отведенных им местах технических жидкостей — моторного масла и охлаждающей жидкости. Другие служат для уплотнения мест прилегания деталей и противодействия внутреннему давлению в сочетании с высокой температурой — например, блока и головки блока цилиндров, образующих камеру сгорания.

Дополнительное преимущество прокладок в том, что их применение позволяет не добиваться идеальной обработки прилегающих поверхностей. Мягкая прокладка примет форму детали, сгладив шероховатости

Третьи, их принято называть сальниками, уплотняют места соприкосновения подвижных деталей с неподвижными. Конкретная форма прокладок зависит от конфигурации прилегающих плоскостей. У каждого производителя встречаются детали уникальные формы, поэтому прокладки не унифицированы между собой, и при замене необходимо приобретать прокладки, рекомендованные фирмой-изготовителем.
Прокладка головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ устанавливается в месте соединения блока цилиндров и его головки. В области размещения прокладки находятся каналы водного охлаждения двигателя и системы смазки, кроме того внутрь цилиндра поступает топливо-воздушная смесь, которая при сгорании вырабатывает большое количество энергии. Среда очень неблагоприятная, поскольку происходят постоянные скачки температуры и давления. Соответственно, чтобы выдерживать такие серьезные нагрузки, прокладки ГБЦ изготавливают из прочных, стойких к высоким температурам материалов.

Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле ими не являются. Сальник — устаревшая конструкция из металлической обоймы и набивки (пропитанной маслом пеньковой веревки)

Материалы, из которых изготавливают прокладки ГБЦ, можно поделить на две группы: металлические и неметаллические.

Неметаллические прокладки, в свою очередь, делятся на асбестовые и безасбестовые. Первые делаются из листового асбеста. Как правило, центральные отверстия для цилиндров таких прокладок укрепляют стальными кольцами, надетыми на кромку вырезов. Такими же кольцами снабжены отверстия для крепежа, проходящего сквозь прокладку. Существует разновидность прокладок из резиновой смеси, которую прессуют с добавлением асбестового волокна и порошка графита.

Существует безасбестовая разновидность материала; сформированные из него прокладки дороже в производстве, но отличаются повышенной износостойкостью. Его изготавливают из синтетического волокна и каучука, которые прессуют при высокой температуре.

Металлические прокладки ГБЦ — наиболее распространенный тип. Чаще всего прокладки изготавливают из многослойной тонкой листовой стали или листовой меди. Места, соприкасающиеся с плоскостями деталей, нередко покрывают похожим на резину составом для обеспечения надежного уплотнения. Такие прокладки, в отличие от неметаллических, обладают большей износостойкостью и служат дольше. Прокладки из меди встречаются реже из-за высокой стоимости материала. Следует помнить о том, что прокладка ГБЦ — изделие одноразового использования, даже если вы не видите на ней признаков повреждений. При затяжке она принимает форму соприкасающихся с ней поверхностей, и поставить ее на сто процентов в то же положение невозможно. По этой причине, каждый раз, снимая ГБЦ, необходимо приобрести новую прокладку.

Основная причина преждевременного выхода из строя прокладки ГБЦ — перегрев двигателя. При замене прокладки необходимо правильно затянуть крепежные болты или шпильки с соблюдением момента затяжки. Делать это необходимо при помощи надежного и качественного динамометрического ключа и строго в порядке, описанном в руководстве по ремонту данного двигателя.
Прокладки клапанной крышки

Для изготовления прокладок клапанной крышки используется резина (в прошлом встречались прокладки из пробки). Прокладка крышки герметизирует место стыка крышки клапанов и соответствующего ей паза в верхней кромке ГБЦ. Служит для защиты от протечек моторного масла, смазывающего расположенный в головке блока механизм ГРМ.

Впускной и выпускной коллекторы уплотняют прокладками на месте стыка с блоком цилиндров. Уплотнить стык впускного коллектора проще, так как в нем необходимо соблюдать только постоянство давления. Температура в коллекторе не повышается, поэтому чаще всего для уплотнения используют прокладки из прессованного картона. Прокладка выпускного коллектора препятствует прорыву раскаленных отработавших газов в подкапотное пространство. Выпускной коллектор, находится в зоне повышенных температур, поэтому прокладка должна быть из материала, который выдерживает температурные перепады и высокое давление. Часто применяют металлические прокладки и прокладки из безасбестового паронита.


Прокладки в системе охлаждения

От корректной работы системы охлаждения зависит рабочая температура внутри блока цилиндров, и, как следствие, ресурс двигателя. Для охлаждения двигателя используют вентилятор, обеспечивающий циркуляцию воздуха, радиатор и охлаждающую жидкость, которая подается по каналам с помощью насоса. Для того чтобы на месте стыков в системе охлаждения не произошла разгерметизация, также используются прокладки.

Материалом для прокладок теплообменника служит синтетический каучук, который хорошо выдерживает воздействие жидкостей и масел. Диапазон температур, который выдерживает синтетический каучук: от -45 до +110 градусов. Такими прокладками оснащают крышку водяного насоса, крышку термостата и другие прилегающие детали.
Другие типы прокладок в конструкции двигателя

Благодаря большому количеству подвижных частей, прежде всего, приводных валов, в двигателе применяется большое количество различных прокладок, препятствующих просачиванию моторного масла наружу. Особо в этой категории следует выделить сальники — прокладки особого типа, применяющиеся для герметизации торцевых посадочных мест валов (коленчатого, распредвала и так далее). Детали, которые мы называем сальниками, на самом деле на техническом языке принято называть манжетами — это круглая прокладка П-образного профиля, усиленная кольцевой пружиной. Основной параметр сальника — внешний и внутренний диаметр. Внешний диаметр соответствует посадочному месту в блоке, внутренний — диаметру торцевой части вала. Делают сальники из прочного искусственного каучука, а профилированная форма (в разрезе) придает изделию жесткость.

В комплекте с прокладкой клапанной крышки для многих двигателей идет дополнительная прокладка, состоящая из нескольких колец, защищающих от масла свечные колодцы

Для герметизации различных стыков в узлах двигателя применяются десятки каучуковых и паронитовых прокладок различной формы. Их количество так велико, что зачастую прокладки продаются наборами и ремкомплектами, например, "ремкомплект карбюратора" и тп. Искусственный каучук, из которого они делаются, устойчив не только к воздействию моторного масла, но и бензина. Прокладки не унифицированы по размеру и форме даже в рамках линейки двигателей отдельного производителя, поэтому приобретать их можно, только если известен точный номер детали, полученный при помощи оригинального каталога и VIN автомобиля.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Чтобы мотор удобно было ремонтировать, да и вообще можно было собрать все детали в единый агрегат, двигатель делают из нескольких частей. В его устройство входит блок цилиндров, головка блока цилиндров и клапанная крышка. С нижней части мотора установлен поддон.

Когда детали соединяют между собой (внутри некоторых образуется разного рода давление), между ними устанавливается прокладочный материал. Этот элемент обеспечивает герметичность, предотвращая утечку рабочей среды – будь то воздух или жидкость.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Одна из поломок двигателя – прогорание прокладки между блоком и головкой. Почему возникает такая неисправность и как ее устранить? Разберемся с этими и сопутствующими вопросами.

Что такое прокладка ГБЦ в автомобиле?

В корпусе мотора сделано много технических отверстий (по ним подается масло для смазки или отводится после обработки всех механизмов обратно в поддон), в том числе и сами цилиндры. Сверху на него надевается головка. В ней сделаны отверстия для клапанов, а также крепления для газораспределительного механизма. Сверху конструкция закрывается клапанной крышкой.

Прокладка гбц находится между блоком и головкой. В ней сделаны все необходимые отверстия: технические, для крепления и для цилиндров. Размеры и количество этих элементов зависит от модификации мотора. Здесь же имеются отверстия для циркуляции тосола по рубашке мотора, который обеспечивает охлаждение двс.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Прокладки изготавливаются из паронита или металла. Но бывают также асбестовые аналоги или из эластичного полимера. Некоторые автомобилисты используют вместо прокладки термостойкий силиконовый герметик, однако это не рекомендуется делать, так как излишки вещества после сборки мотора можно удалить только снаружи. Если силикон частично перекроет какое-либо отверстие (а это исключить крайне сложно), то это может отрицательно повлиять на работу двигателя.

Данную деталь можно легко найти в любом магазине автозапчастей. Стоимость ее невысокая, а вот работа по ее замене будет стоить хозяину авто немаленькой суммы. Конечно, это тоже зависит от модели двигателя.

Высокая стоимость работ обуславливается тем, что замену прокладки можно выполнить только после разборки агрегата. После сборки нужно настраивать ГРМ и выставлять его фазы.

Вот основные функции прокладки ГБЦ:

  • Удерживает газ, образовавшийся после воспламенения ВТС, от выхода за пределы корпуса мотора. Благодаря этому цилиндр сохраняет компрессию, когда смесь топлива и воздуха сжимается или происходит расширение после воспламенения;
  • Предотвращает попадание моторного масла в полость с антифризом;
  • Предотвращает утечку моторного масла или тосола.

Данный элемент относится к категории расходных материалов, так как со временем он приходит в негодность. Так как в цилиндрах создается большое давление, то износившийся материал может пробить, или прогореть. Допускать такое нельзя, а если это произошло, необходимо в кратчайшие сроки заменить деталь. Если проигнорировать необходимость в ремонте, можно испортить двс.

Как понять, что прокладка ГБЦ пробита?

Не нужно проводить сложную диагностику, чтобы распознать прогар прокладки. На это указывает конкретный признак (а иногда их несколько), который соответствует именно этой поломки. Но вначале рассмотрим, по какой причине портятся прокладочные элементы.

Причины поломки

Самая первая причина преждевременного износа материала – ошибки во время сборки агрегата. На некоторых участках стенки прокладочного материала тонкие, из-за чего его легко порвать. Качество изделия – не менее важный фактор, определяющий частоту его замены.

Главный враг прокладочного материала головки – грязь. По этой причине во время замены очень важно следить за тем, чтобы между блоком и головкой не попали посторонние предметы (даже песчинки). Также немаловажным фактором является качество соединяющихся поверхностей. Ни торец блока, ни головки не должны иметь дефекта в виде сколов или шероховатостей.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Еще одна причина быстрого прогорания прокладки – неправильная фиксация ГБЦ. Болт крепления нужно затягивать до определенной степени, а все крепежи следует устанавливать в своей последовательности. В какой последовательности, и с каким усилием должна выполняться затяжка болтов, сообщает производитель в технической литературе к автомобилю или инструкции к ремкомплекту, в котором находится прокладка.

Иногда перегрев мотора приводит к тому, что плоскость прокладки деформируется. Из-за этого материал быстрее прогорит и появится один из перечисленных ниже признаков.

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Один из самых известных симптомов – в процессе работы двигателя громкие хлопки из конкретного цилиндра (или нескольких). Вот еще несколько признаков, указывающих на проблему с прокладочным материалом:

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

  • Троение двс. Это может происходить (если исправны топливная и система зажигания), когда образовалась брешь между цилиндрами. Диагностируется эта неисправность замером компрессии. Однако низкое давление и троение являются также симптомами более серьезной «болезни» мотора. О причинах троения рассказано здесь, а о замерах давления обсуждалось здесь;
  • Намного реже – появление выхлопных газов в системе охлаждения. В этом случае произошел прогар участка, где проходит охлаждающая магистраль рубашки;
  • Перегрев мотора. Это случается, если прогорают канты уплотнения цилиндров. Из-за этого выхлопные газы слишком сильно нагревают ОЖ, что приводит к худшему отводу тепла от стенок цилиндров;
  • Масло в системе охлаждения. В первом случае владелец авто заметит в расширительном бачке пятна смазки (их размеры зависят от степени прогара). Во втором – в масле будет образовываться эмульсия. Ее легко заметить, если достать щуп после работы мотора. На его поверхности будет видна белая пена;
  • Прогар между цилиндрами может проявляться затрудненным холодным пуском силового агрегата, но после прогрева его стабильность возвращается;
  • Появление масляных потеков на месте стыка блока и головки;
  • Густой и белый выхлоп и стабильное снижение уровня антифриза без внешних протечек.

Что делать, если пробило прокладку ГБЦ

В данном случае единственным решением проблемы будет замена прогоревшего элемента на новый. Стоимость нового прокладочного материала зависит от производителя и особенности изделия, но в среднем владельцу авто прокладка обойдется приблизительно в три доллара. Хотя разброс цен – от 3 и до 40 долларов.

Однако больше всего уйдет средств на выполнение работы, а также на другие расходники. Так, когда выкручивается крепежный болт, второй раз его уже нельзя использовать – только менять на новый. Стоимость комплекта – еще около 10 у.е.

Далее – необходимо проверить качество торцевой поверхности головки и блока. При необходимости (а такое часто происходит) эти поверхности шлифуются. На оплату этой работы уйдет тоже порядка десяти долларов, а прокладку уже нужно будет покупать ремонтную (учитывается слой шлифовки). И того уже ушло около 25 долларов (по бюджетным расценкам), но толком еще ничего не сделано.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

В зависимости от конструктивных особенностей мотора снятие головки может сопровождаться дополнительными работами по демонтажу. Чтобы не допустить непоправимой ошибки и не испортить дорогостоящее оборудование, это нужно доверить специалисту. В зависимости от региона на весь процесс уйдет порядка 50 долларов помимо стоимости расходников.

После замены прокладочного материала некоторое время следует ездить, присматриваясь к работе ДВС. Если не появляются признаки прогоревшей прокладки, то деньги потрачены не зря.

Как менять прокладку головки блока цилиндров правильно

Схема демонтажа старой прокладки может быть разной, так как существует много модификаций моторов. В некоторых моделях необходимо сначала снять большинство деталей или блоков навесного оборудования. Также нужно отметить положение распредвала ГРМ, прежде чем снять ремень привода.

Сам демонтаж головки тоже должен производиться по определенной схеме. Так, крепежные болты должны по очереди ослабляться, а только потом полностью откручиваться. Такими действиями мастер обеспечивает равномерное снятие напряжения.

Все о прокладке ГБЦ в автомобиле

Иногда старая шпилька во время демонтажа ломается. Чтобы ее выкрутить, можно взять небольшую трубку с меньшим диаметром и приварить к застрявшей части болта в блоке. На торец трубки для удобства можно приварить гайку. Далее ключом удаляется оставшийся кусок фиксатора.

Соединяемые поверхности элементов аккуратно зачищаются от остатков старого материала. Далее проверяется, нет ли дефектов на месте установки новой прокладки, вкручиваются новые шпильки, устанавливается новая прокладка, надевается на шпильки головка блока и надевается крышка. Затяжка фиксаторов должна производиться исключительно при помощи динамометрического ключа исключительно по схеме, которую предоставил производитель.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Главная прокладка автомобиля располагается между головкой и блоком цилиндров двигателя. Её достаточно сложная конструкция и очень плотный прижим болтами головки подразумевают долгий срок службы, но и нагрузки она принимает запредельные по меркам газовых и жидкостных уплотнений прочих узлов машины. Поэтому случаются внезапные или наоборот, предсказуемые после человеческих ошибок повреждения – пробои и прогары.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Признаки пробитой прокладки ГБЦ

Через стык головки и блока проходят каналы смазки и охлаждения. Основная задача прокладки недопущение попадания газов из цилиндров в блок, а также смешивания антифриза с моторным маслом и топливом.

Разнообразия к проявлению проблем с ДВС добавляет и разгерметизация блока – пробой окантовки камеры сгорания. Поэтому неисправности могут быть самые неоднозначные:

  • неспровоцированное повышение температуры двигателя;
  • снижение компрессии и пропуски воспламенения, вибрации, двигатель «троит»;
  • увеличение уровня масла в картере, появление эмульсии, индикация лампочки аварийного давления масла;
  • раздувание шлангов системы охлаждения, срабатывание защитного клапана в крышке расширительного бачка и помутнение антифриза;
  • отказ отопителя салона из-за завоздушивания системы;
  • белый или сизый густой дым из выхлопной трубы;
  • подтёки масла и антифриза по блоку цилиндров.

Все указанные симптомы очень опасны для двигателя, хотя и в разной мере влияют на его ресурс.

Сколько можно ездить

Если имеются подозрения на пробой, то двигатель надо немедленно заглушить, не дожидаясь дальнейших его разрушений.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Езда с прогоревшей прокладкой приводит к необходимости ремонта тех его узлов, которые ещё не повреждены:

  • пробой горячего стыка между цилиндрами вызывает прорыв раскалённых газов в обход прокладки, теплоотвода не хватает, начинает разрушаться лёгкий сплав головки и блока;
  • попадание масла в рубашку охлаждения ведёт к ухудшению теплообмена из-за отложений на стенках, отмыть которые потом в скрытых полостях очень непросто;
  • антифриз в масле вызывает образование эмульсии, потерю смазывающих свойств, снижение давления и нарушение смазки нагруженных деталей, подшипники скольжения перегреваются и оплавляются, закоксовываются поршни и кольца;
  • рост температуры вызовет деформацию крупных отливок головки и блока, которую не всегда можно восстановить ремонтной фрезеровкой плоскостей.

После поездок с неисправной прокладкой часто приходится менять головку, коленчатый вал, поршневую группу, масляный насос, практически двигатель приходит в полную негодность, стоимость ремонта сравнима с ценой нового двигателя.

Почему пробивает прокладку ГБЦ

Причиной пробоя может быть естественное старение двигателя, но чаще это связано с нарушением правил эксплуатации или грубыми ошибками в ходе ремонте.

Перегрев двигателя

Головка и блок цилиндров двигателя изготавливаются из материалов с очень близкими коэффициентами теплового расширения. Поэтому плотно стянутые между собой массивные детали ведут себя как одно целое. Но такое возможно лишь при равномерном прогреве в допустимых пределах.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

На практике возможны случаи, когда перегревы носят локальный характер. Отвод тепла от некоторых участков более эффективен, прочие нагреваются сильнее, возникают температурные деформации.

Особенно страдает алюминиевая головка, её нижняя плоскость, теоретически идеальная с точностью до сотых долей миллиметра, становится больше похожа на пропеллер самолёта.

Алюминиевые блоки цилиндров тоже максимально облегчены, их жёсткости не хватает при запредельной температуре, а в последнее время блоки из чугуна уже не производят. В результате наступают необратимые нарушения геометрии, что сразу приводит к отказу прокладки, которая не в состоянии уплотнить стык двух поверхностей произвольной формы.

Неправильное усилие при затяжке болтов головки блока

Чтобы качественно и равномерно прижать материал прокладки к обеим плоскостям, используется строго определённая методика затяжки мощных болтов головки.

Крепёж тянется последовательно в несколько приёмов, постепенно обжимая стык. Усилие здесь таково, что внешне массивные детали деформируются, и нельзя доводить этот процесс до необратимых величин.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Для сохранности равномерного натяга болты выполняются по строго определённой технологии, предусматривающей начало их выхода на порог текучести материала в момент создания расчётного продольного усилия.

Затяжка ведётся сначала нарастающим моментом, а затем способом доворота на определённые углы. Стержень болта выходит из зоны упругой деформации и начинает «течь», то есть дальнейший доворот не вызывает роста момента на ключе. Гарантированно попав в эту зону, болт уже не будет ослабевать в процессе работы двигателя и не потребует послеобкаточного протягивания.

Нарушение данной технологии по порядку и моментам приведёт к неравномерному прижиму, деформациям, ослабеванию крепежа и последующему прогару.

Некачественный материал

При покупке прокладки в качестве запчасти легко можно попасть на заведомый контрафакт или просто дешёвую некачественную поделку.

Особенно это касается современных двигателей, где конструктивно заложены многослойные металлические прокладки ГБЦ. К ним продолжают продаваться в разы более доступные изделия из старинных материалов, которые прогорят обязательно, это лишь вопрос времени.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Экономия ценой в двигатель тут совершенно неуместна, прокладка должна быть оригинальной или от немногих известных производителей, которые умеют делать изделия лучше оригинала.

Как определить пробитую прокладку ГБЦ

При появлении подозрений на неполадки в механической части двигателя лучше всего обратиться к мотористу. Но можно и самостоятельно провести экспресс-диагностику доступными средствами, если понимать физику происходящего и обладать некоторым опытом в проверке двигателей.

Основные признаки уже были перечислены выше, надо лишь попытаться локализовать неисправность. Сильно не углубляясь, поскольку головку скорее всего всё равно снимать придётся, после чего многое прояснится визуально.

С помощью презерватива, перчатки или воздушного шара

Проход газов в систему охлаждения можно определить на запах, но это не всегда просто выделяется на фоне прочих ароматов.

Но если надеть на горловину резиновый мешок, в качестве которого подойдёт многое, начиная от детского шарика и до презерватива, то выделяющиеся из камеры сгорания газы начнут при работающем двигателе его надувать.

Вот этот эффект уже трудно не заметить. Только не при рабочей температуре, иначе антифриз начнёт кипеть, его сдерживает давление герметичной системы.

Проверка бутылкой

По тому же принципу можно использовать прозрачную бутылку с водой, в которую вставлен отрезок шланга. Второй его конец любым из доступных способов герметично подсоединяется к пространству над жидкостью в расширительном бачке.

Очевидно, что те же газы, которые надували шарик в предыдущем тесте, будут наглядно себя обнаруживать, выходя из шланга в воду.

Как устранить неисправность

Мелочей в ремонте здесь быть не должно. Прошли те времена, когда прокладку меняли даже не снимая головку с мотора, а лишь её приподнимая. Так можно в лучшем случае лишь просто уничтожить новую деталь.

Даже обращаясь по поводу ремонта нельзя просить поменять прокладку. Правильная формулировка здесь – устранить причину.

  1. После снятия ГБЦ надо точно выяснить, что именно произошло и по какой причине. Не найдя конкретной последовательности событий, лучше мотор не собирать. И только всё поняв, можно приступать к устранению.
  2. Поверхности головки и блока должны быть очищены и выведены в идеальную плоскость с помощью измерительного инструмента и станочного оборудования, если потребуется. Не надо надеяться, что прокладка всё исправит, подстроившись под неровности. Она так не работает.
  3. Болты крепления заменяются на новые, поработавшие в зоне текучести материала ненадёжны, даже если размеры пока в норме. Резьба должна быть чистой, масло и антифриз из глухих отверстий полностью удаляются с продувкой.
  4. Монтаж осуществляется строго по технологии, никаких экспериментов или переноса устаревших способов крепления из прошлого века тут делать не надо.
  5. В некоторых моторах приходится вести учёт изменения объёма камеры сгорания из-за неоднократной фрезеровки поверхностей – изменяется степень сжатия.
  6. Системы охлаждения и смазки придётся тщательно промыть, никаких следов эмульсии оставаться не должно. Безусловно заменяются масло и антифриз.

Как понять что пробита прокладка ГБЦ: симптомы и причины прогара важной детали двигателя

Первое время эксплуатация должна вестись как при обкатке мотора, без больших нагрузок и с контролем температуры. Вполне возможно, что при ремонте что-то было упущено, не стоит усугублять ситуацию.

Какую прокладку для головки блока цилиндров выбрать

Если в спецификации к двигателю указана металлическая прокладка, то именно её и надо применять. Надёжнее всего будет использовать оригинальную запчасть, но если экспериментировать, то в лучшую сторону.

Многие производители выпускают изделия даже более высокого качества, будучи не ограничены особенностями массового конвейерного выпуска автомобилей. Их бренды несложно найти по отзывам в сети.

Как выбрать прокладку ГБЦ

В современном автомобиле довольно много узлов, ремонт или замена которых стоит больших денег, однако, ни одному из этих узлов автолюбители не уделяют столько внимания, сколько двигателю внутреннего сгорания. Проще говоря, двигатель большинство автолюбителей считают важнейшим узлов автомобиля. И они ни в коем случае не ошибаются: от двигателя зависит, насколько быстрой, комфортной и безопасной будет поездка. К тому же, ремонт ДВС всегда обходится дорого. Теории устройства и работы двигателя можно говорить долго, так что будет разумнее посвятить этому вопросу несколько отдельных материалов.

Замена прокладки ГБЦ

Ранее мы рассказывали об особенностях ГБЦ, вскользь упомянув один из важнейших расходников в современном транспорте – прокладку головки блока цилиндров. Теперь уделим ей больше внимания. Давайте разберемся с тем, что представляет собой прокладка ГБЦ, в каких случаях ее нужно менять и как вообще выбрать ту прокладку, которая подойдет к конкретному двигателю.

Коротко о головке блока цилиндров

ГБЦ представляет собой крышку специфической формы, закрывающей блок цилиндров. Поскольку головка блока цилиндров подвержена постоянным воздействиям высоких температур и давлений, материал, из которого она будет изготовлена, должен подбираться особенно тщательно. В качестве такого материала может выступать:

  • Алюминиевый сплав;
  • Легированный чугун.

После того как один из вышеуказанных материалов проходит этап литья, его по особой технологии состаривают, что позволяет снять остаточное напряжение. Поясним, что под напряжением подразумевается наличие внутренних сил, которые постоянно деформируют изделие. Это означает, что любое металлическое и неметаллическое изделие из-за наличия внутренних напряжений теряет в прочности и долговечности. Это особенно острая проблема для изготовителей металлических прокладок. А от ГБЦ как раз требуется долговечность и устойчивость к термическим и механическим воздействиям.

Особенности прокладок

Два важнейших элемента двигателя авто (конкретнее, блок цилиндров с головками) в месте соединения имеют специальную прокладку. Она нужна для герметизации каналов, сквозь которые проходит охлаждающая жидкость, а также камер сгорания. Деформация прокладки влечет за собой неполадки в работе двигателя. Но об этом попозже. Пока разберемся с конструкцией прокладки. Сегодня самыми распространенными материалами изготовления прокладок ГБЦ являются:

  • Армированный паронит, имеющий окантовку из металла;
  • Листовой металл.

Это условное разделение. Более подробный разбор видов прокладок ГБЦ выглядит так:

  1. Неметаллические асбестовые прокладки. На их изготовление идет листовой асбест. Отверстия в прокладке дополнительно укрепляют (армируют) стальными кольцами, надетыми по краям вырезов. Асбестовые изделия отличаются упругостью и огнестойкостью, но не могут похвастать ни длительным сроком службы, ни устойчивостью к сильным вибрациями и резким перепадам температур;
  2. Неметаллические безасбестовые прокладки. Изготавливаются из экологически чистых материалов, и, так же как и асбестовые, укрепляются металлическими элементами (бывают исключения). Не имеют явных недостатков. Они упруги, эластичны, долговечны и стойки к различного рода механическим и термическим воздействиям;
  3. Металлические прокладки. Изготавливаются из высококачественного металла. Могут похвастать высокой прочностью и долговечностью.

Последний тип прокладок был придуман очень давно, однако пользуется спросом и в наши дни. Несмотря на впечатляющие эксплуатационные свойства, металлические прокладки иногда не соответствует одной самой важной норме: прокладка ГБЦ в месте прилегания должна иметь идеальную плоскость без шероховатостей и раковин. Прокладки из металла зачастую имеют специальные уплотнительные элементы из тефлона, гарантирующие герметичность всех ответственных зон.

Неоригинальная прокладка ГБЦ

Когда меняют прокладки ГБЦ

Вообще, причин для замены вышеупомянутого элемента хватает. То, выйдет ли он из строя спустя несколько десятков тысяч километров, а может и сотен тысяч, зависит сразу от нескольких факторов. Среди них:

  • Модель автомобиля;
  • Стиль вождения;
  • Своевременность устранения проблем, связанных с двигателем;
  • Качество самой прокладки.

На данный момент ни один производитель не может сказать о том, как рано потребуется замена изготовленной им прокладки ГБЦ. Однако существует ряд признаков, указывающих на то, что изделие пора менять. Неметаллические и металлические прокладки имеют свои симптомы неисправности. О них и поговорим.

Неисправности прокладок ГБЦ

Или когда их нужно менять как можно скорее. На самом деле ни одну из проблем, связанных напрямую с двигателем авто, нельзя игнорировать. Чем раньше автолюбитель локализует и устранить неисправность двигателя, тем лучше. И здесь важно учесть несколько моментов.

  1. Металлические прокладки ГБЦ деформируются при перегреве. Как правило, разрывается перемычка, а через место разрыва в каналы охлаждения начинают проникать отработавшие газы. Игнорирование проблемы выльется в деформацию отдельных элементов двигателя. Перегрев может быть вызван:
  • Высокой степенью сжатия;
  • Установкой свечей со слишком низким калильным числом;
  • Недостаточной затяжкой болтов;
  • Использованием низкокачественного горючего;
  • Неправильной регулировкой мотора.

При перегреве и повреждении металлической прокладки ее нужно срочно заменить, а элементы двигателя проверить на наличие деформаций и повреждений. При выборе новой прокладки стоит отдавать предпочтения моделям, приспособленным к эксплуатации в особенно жестких условиях.

Прокладки из мягкого материала могут деформироваться при термической перегрузке системы охлаждения. Если система охлаждения не может сбросить температуру двигателя, прокладка страдает одной из первых. Такое происходит если:

  • Вовремя не выявил поломку водяной помпы или термостата;
  • Долго не менять антифриз не промывать систему охлаждения, в которой успела образоваться накипь.

Простой совет: следите за тем, чтобы в охлаждающей системы не оставался воздух, а также следите за исправностью помпы и термостата. Сама прокладка нуждается в замене – та ее часть, которая изготовлена из мягкого материала, в результате термической перегрузки отделяется от металлической основы.

  1. В случае неисправности прокладки ГБЦ наблюдается прорыв картерных газов. Осмотр прокладки покажет, что перемычка между камерами попросту сгорела. А сгореть она могла по нескольким причинам:
  • Двигатель был отрегулирован неправильно;
  • Монтаж изделия был произведен неправильно. В частности, автолюбитель должен следить за тем, чтобы использовались новые болты и они затягивались максимально качественно;
  • Блок цилиндров и головка в месте соприкосновения не имеют достаточной плоскости.

Прокладка ГБЦ

Дабы избежать прорыва газов, нужно следить за работой мастера, осуществляющего монтаж деталей двигателя. Также не последнюю роль играет покупка подходящей прокладки. Если, к примеру, автолюбитель хочет поставить металлическую прокладку, ему нужно брать именно ту, что имеет дополнительные уплотняющие элементы.

  1. Прокладка может выйти из строя из-за критически высокого давления в системе охлаждения. В частности, рост давление наблюдается при попадании в систему отработавших газов. Интересно, неисправность становится тем более критичной, чем ниже качество/хуже состояние прокладки: через мелкие зазоры в систему охлаждения попадают газы, возникает перегрев, а уже потом изделие окончательно приходит в негодность. Основные причина роста давления:
  • В системе охлаждения присутствует воздух;
  • Повреждена помпа, вентилятор или термостат;
  • ДВС перегрелся после того, как вышел из строя катализатор.

Дабы избежать проблем, нужно следить за состоянием всех узлов системы охлаждения, а во время работы с двигателем уделить внимание поверхностям головки и крышки, с которыми будет контактировать новая прокладка ГБЦ. Эксперты также рекомендуют уделить внимание выхлопной системе и проверить давление картерных газов.

Когда стоить менять прокладку ГБЦ

Как следует из вышеуказанного, проблемы с двигателем могут быть связаны не только с дефектной прокладкой головки блока цилиндров, но со смежными узлами. При этом существует несколько «маркеров», которые указывают на вышедшую из строя прокладку. Среди них:

  • Подтеки антифриза или моторного масла в месте соединения прокладки с головкой цилиндра;
  • Изменение качества выхлопа при прогревании ДВС (дым обычно белый);
  • Появление в бачке с антифризом мелких масляных пятен;
  • Появление примесей (антифриза) в моторном масле;
  • Слишком быстрый рост температуры двигателя;
  • Уменьшение теплопроизводительности печки.

Это именно те признаки износа прокладок, которые проявляют себя в первую в очередь. Как правило, сначала на стыке с головкой появляются следы масла/антифриза, изменяется выхлоп, а уже после целостность прокладки нарушается и она перестает выполнять свои основные задачи. Стоит отметить, что утечка моторного масла из двигателя (эту проблему мы описали в данном материале) также может быть вызвана неисправной прокладкой головки блока цилиндров.

Устройство прокладки ГБЦ

Как выбрать новую прокладку ГБЦ

Способов найти подходящее изделие несколько. Информацию о подборе и замене прокладки можно почерпнуть из тематических форумов и руководств по ремонту вашего автомобиля. Однако если нужная информация не была найдена или же попросту нет времени разбираться в особенностях автомобильных двигателей, подходящую прокладку можно искать по:

  1. VIN-коду. Это, пожалуй, самый простой способ. Поиск по идентификационному коду авто дает исчерпывающий и максимально точный результат;
  2. По данным автомобиля. Как правило, так ищут в электронных каталогах. Для поиска прокладки ГБЦ нужно указывать: марку и модель, опционально год выпуска, данные мотора;
  3. По данным прокладки. Самый сложный способ. Учесть нужно геометрию самой прокладки, проверить маркировку, определить вылет поршня. Для поиска будут очень полезны тематические сайты и специализированные каталоги.

Как показывает опыт автолюбителей, безасбестовые и металлические прокладки оказываются самыми лучшими. Изделие из асбеста со временем превращается в мелковолокнистую минеральную пыль, т.е. полностью теряет уплотнительные свойства. Металлические изделия собирают неоднозначные отзывы: самые дешевые не могут похвастать хорошими уплотнительными свойствами, а самые дорогие, как вы уже догадались, лишены этого недостатка, но обходятся крайне недешево. Компромиссным вариантом станет безасбестовое изделие, которое объединяет в себе преимущества остальных видов.

Экскурс по брендам

Если автолюбитель не хочет брать оригинальную прокладку ГБЦ, ему стоит обратить внимание на продукцию нескольких известных фирм. Качество их изделий проверено временем – оно почти такое же, как у оригиналов, но разница в ценах оказывается ощутимой. Существует вариант изготовления прокладок в кустарных условиях, но мы не рекомендуем рассматривать его тем, кто не разобрался в теме достаточно хорошо. Лучше взять фирменно изделие от немецких производителей:

По сути, Victor Reinz является тем же оригиналом, но продается свою продукцию под именем фирмы собственного бренда. Данные прокладки собирают больше всего положительных отзывов покупателей. А вот в случае покупки Erling или Goetze есть небольшая вероятность попасться на изделие с не лучшими эксплуатационными свойствами. Запчасти Victor Reinz, как правило, стоят дороже прочих аналогов. При этом покупать такие прокладки даже выгоднее. Стабильность качество и большой эксплуатационный ресурс означают, что автолюбителям придется реже тратиться на замену уплотнителей мотора.

Прокладка ГБЦ Goetze

Советы покупателям

Есть несколько вещей, о которых грамотный автолюбитель никогда не должен забывать. Особенно если дело касается ремонта двигателя. При выборе подходящей прокладки ГБЦ стоит учитывать следующее:

Читайте также: