Металлы 9 класс технология

Обновлено: 17.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Слесарный верстак – основная часть рабочего места в мастерской

Современный слесарный верстак

Слесарные инструменты для обработки металла

Правка металлической заготовки киянка

Разметка на металлической заготовке

Резка выполняется ножницами по металлу

Для пиления используют пилу по металлу

Пиление металла электроинструментом Шлифовальная машина

Опиливание заготовки выполняется напильником

Сверла по металлу

Вертикально-фрезерный станок на производстве

Работа в слесарной мастерской по обработке металла требует: О собой осторожности Соблюдения всех правил безопасного труда Правильной организации рабочего места!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по теме "Обработка металла" (5 класс)

Я считаю, что одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету технического труда является организация их игровой деятельности. В играх различные знания ученик получает с.


Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.

Технологическая карта по технологии по разделу "Технология обработки металлов" - 7 класс.


Технический диктант для 5 класса. Раздел -обработка металлов и сплавов

Пояснительная записка Изучая раздел: «Обработка металлов и сплавов» по предмету Технология ребята знакомятся с новыми определениями, названиями рабочих операций, металлов, сплавов, инструм.

Занимательные задания в 7-8 классах по теме : «Технология обработки металлов"

Цель: Закрепить полученные знания по теме «Технология обработки металлов», «Металлообработка». Повысить интерес к технологии обработки металла и техническому труду взрослых.


техника безопасности при обработке металла в 5-7х классах.

Презентация по технике безопасности при обработке металла в 5-7х классах.Архив (.rar) разбит на 2 части, с целью удовлетворения требованиям о не превышении размера каждого файла 3 МБ.

Технический диктант по предмету Технология для учащихся 6-х классов. Раздел: "Обработка металлов и сплавов".

При изучении раздела по основам слесарного дела и материаловедения, для повышения технологической культуры, технической грамотности и закрепления полученных знаний, учащимся предлагается выполн.

Комплект заданий для контроля уровня предметных результатов учащихся 5-7 классов по направлению «Индустриальные технологии» раздела «Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов» «Технологии ручной и машинной обработки металлов и ис¬

Комплект заданий для контроля уровня предметных результатов учащихся 5-7 классов по направлению «Индустриальные технологии» раздела «Технологии обработки конструкционных и поде.

Металлы. Общая характеристика. 9-й класс

Загрузить презентацию (550 кБ)

Цели урока: познакомить учащихся с основными понятиями темы, со значением металлов в практической жизни человека

Планируемые результаты обучения:

  • понятие металлической связи и металлической решетки;
  • физические свойства металлов;
  • роль металлов в уральском регионе, нахождение металлов в природе и значимость металлов в жизни человека;
  • Давать общую характеристику металлов как элемента по положению в периодической системе и строению атома;
  • Объяснять физические свойства металлов исходя из строения металлической кристаллической решетки.

Оборудование: презентация, наборы металлов (цинк, медь, алюминий), атласы с картой Свердловской области.

Ход урока

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела неорганической химии – химии металлов. (слайд 1)

М.В. Ломоносов также посвятил металлам вдохновенные строки:

«Металлы подают укрепление и красоту важнейшим вещам, в обществе потребным. Ими защищаемся от нападения неприятеля, ими утверждаются корабли и силою их связаны. Металлы отверзают недро земное к плодородию, служат нам в ловлении земных и морских животных для пропитания нашего…. И кратко сказать, ни едино художество, ни едино ремесло простое употребление металлов миновать не может». (слайд 2)

I. Актуализация знаний

  1. Что вы знаете о металлах?
  2. Что вы хотите узнать? (какими свойствами физическими обладают и от чего они зависят? Как на практике используются металлы?)
  3. Для чего вам это нужно знать? (слайд 3)

Ребята отвечают на вопросы учителя, формируются цели урока

Цели: (слайд 4)

  • Выяснить особенности строения металлов
  • Познакомиться с физическими свойствами металлов
  • Выяснить, от чего зависят физические свойства
  • Познакомиться, как связаны физические свойства и использование металлов

Чтобы ответить на эти вопросы мы должны с вами выполнить большую работу по изучению нового материала и приобретению знаний.

II. Изучение нового материала

О каких металлах идет речь:

К группе черных отношусь,
В тяжелой металлургии – главный.
Своею ролью я горжусь –
и в эритроцитах содержусь.
(железо)

Царем металлов меня считают
И благородным называют,
Пленяю я блестящей желтизной,
Ничто не сравнится с моей красотой
(золото)

Свободный – я красный,
В растворах солей – голубой,
В сельском хозяйстве я встречусь с тобой,
Мягко и быстро коваться могу.
Чтобы меня угадать,
Состав малахита и бронзы надо знать.
(медь)

С древних времён по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце – золото (Au), Юпитер – олово (Sn), луна – серебро (Ag), Марс – железо (Fe), Меркурий – ртуть (Hg), Сатурн – свинец (Pb), Венера – медь (Cu). (слайд 5)

Древние алхимики говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет», – и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются металлы. Само слово «металл», по-видимому, происходит от греческого «металлон», что означает «шахта», «копи».

Не зря в истории человечества выделяют века: медный, бронзовый, железный (слайд 6)

  • почему именно в таком порядке?
  • в каком веке мы живем?
  • какие металлы добываются и перерабатываются на Урале? (слайд 7)
  • по карте определите основные месторождения металлических руд и покажите их на карте

На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое) (слайд 8)

Но металлы есть не только на нашей планете. Так на Луне обнаружено большое количество самородного железа. А где расположены металлы в периодической системе?

Пользуясь ПСХЭ, ответьте на вопрос:

Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

Изобразите строение атома:

  • группа – литий
  • группа – магний
  • группа – алюминий

Каковы особенности строения атомов металлов? (слайд 9)

  • На внешнем уровне 1–3 электрона – но почему полоний, висмут тоже металлы?
  • Большие атомные радиусы. Какой способностью восстановительной или окислительной обладают атомы металлов?
  • Легко отдают валентные электроны (восстановительная способность)

Как располагаются металлы в периодической системе? (слайд 10)

1 группа – щелочные металлы(слайд 11)

2 группа – щелочноземельные металлы, (слайд 12)

Как изменяются свойства металлов в ПС?

От чего зависят свойства металлов?

Металлическими называют решётки, в узлах которых находятся атомы и ионы металла, между ними свободные электроны. (Слайд 13)

Учитель: Итак, металл – это вид атомов, способных легко отдавать при химических реакциях электроны, входить в состав химических соединений в виде положительно заряженных ионов, а также образовывать простые вещества с характерными для металлов физическими свойствами. Рассмотрите образцы металлов (на столах пластинки трех металлов – медь, алюминий и цинк)

  • в каком агрегатном состоянии находятся металлы?

1. Твердые (исключение ртуть – жидкий металл при комнатной температуре)

  • найдите среди предложенных металлов медь. Считается, что металлический цвет – это серебристо – белый или серый. Но все ли металлы такого цвета? Назовите «цветные» металлы.

А алюминий и цинк можно отличить по цвету? А как отличим?

Пластичность – способность изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы, вытягиваться в проволоку.

В чем причина пластичности металлов? В этом нам поможет разобраться следующий опыт: две стеклянные пластинки смачиваем водой и прижимаем друг к другу. Они легко скользят друг по другу, но их трудно разъединить. Прослойка воды имитирует свободные электроны, а значит причина пластичности – также особое строение кристаллической решетки.

Какие еще свойства присущи металлам? электропроводность, теплопроводность, металлический блеск, твердость.

Учитель: Как можно объяснить наличие общих физических свойств у такого большого числа разнообразных простых веществ?

Учащиеся делают вывод: причина в особенностях металлической связи, структуре кристаллов металлического типа.

Учитель: Действительно, электрическая проводимость металлов объясняется движением свободных электронов. Почему при нагревании электрическая проводимость металлов уменьшается? (стр. 30 учебника Габриеляна, 9 класс)

  • в чем причина электропроводности металлов, какие металлы самые лучшие проводники тока, что такое сверхпроводимость? – отвечают на вопросы)

Чем обусловлена теплопроводность, и как она изменяется при нагревании? (стр30).

металлический блеск (из-за отражения света от их поверхности). (слайд 14)

Как блеск может применяться на практике?

Высокая отражающая способность позволяет использовать металлы при производстве зеркал, оптических линз, кровельных изделий. Алюминий используется для создания помех в радиолокации, для производства теплостойкой защитной одежды для пожарных.

Другие свойства (слайд 15)

плотность:

Как это свойство применяется на практике?

Многие лёгкие металлы используются для производства лёгких сплавов в машиностроении, авиа – и судостроении. Снижение массы машины даёт преимущества в скорости, дальности, высоте. Тяжёлые металлы для производства гирь, монет, решёток, цепей, тяжёлых машин.

температура плавления:

Тугоплавкие металлы используются для изготовления нитей накаливания электроламп, при производстве жаропрочных сталей.

Твердость

Твердые и мягкие

Ковкость (слайд 16), где используется?

Итак, какими физическими свойствами обладают металлы? (слайд 17) Почему?

III. Закрепление

– Поясните, почему металлы использованы именно таким образом, а не наоборот (слайд 18)

  • какие металлы относят к черным, цветным, драгоценным?
  • какие металлы самые распространенные на земле? (алюминий, железо, кальций)

IV. Подведение итогов

Урок "Металлы, общая характеристика" (9 класс)

- Обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся о металлах: зависимость свойств металлов от строения их атомов; специфичность физических и химических свойств простых веществ металлов и их соединений, практическое применение металлов и их соединений

- Закреплять умения максимально эффективно работать с тестовыми заданиями

Развивающая :

- Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логически последовательно излагать свои мысли и делать выводы

Воспитательная:

- Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей:

1) объективность и реальность окружающего мира;

2) причинно-следственные связи между явлениями;

3) обусловленность развития химической науки потребностями производства, жизни и быта;

4) истинность научных знаний и законов природы

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся учатся характеризовать:

  1. химические элементы-металлы на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  2. связь между составом, строением и свойствами металлов и объяснять закономерности изменения свойств металлов в пределах главных подгрупп,
  3. Метапредметные:

Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету, развивают умения слушать и слышать другое мнени е

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

обучающихся

1. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Все ли готовы к уроку?

На слайде- планеты Солнечной системы

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там в космических глубинах

Все, от песчинок малых, до планет

Из элементов состоит единых…

-Как вы думаете, как связана тема нашего урока с изображением Солнечной системы, которое вы видите на экране?

Алхимики считали, что

Семь …создал свет

По числу семи планет…

Дал нам космос на добро

Медь, железо, серебро,

Злато, олово, свинец.

Помни! Сера им отец.

И спеши мой друг узнать-

Всем им ртуть родная мать!

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

Учитель открывает тему урока на доске

Пользуясь учебником, расскажите о положении металлов в Периодической таблице Менделеева

Какова, по вашему мнению, цель сегодняшнего урока?

Химия - это наука о …….

Что интересует человека о веществе?

строение - свойства – применение (Запись на доске учителем)

Высказывают мнения по теме урока

Ответ учащихся- металлы (записывают тему урока в тетради)

- Металлы расположены в IA подгруппе (щелочные металлы), IIA –щелочно-земельные , IIIA алюминий, VIII Б –железо

Формулируют цель урока и записывают в тетрадь

-Обобщить знания о металлах

Учащиеся высказывают свои мнения

Вывод: строение - свойства - применение

3. Этап актуализации зоны усвоения оптимальных знаний

Давайте проанализируем имеющиеся у вас знания о строении металлов через приём «да-нет». Рядом с утверждениями ставить «+», если да, и «-», если нет. В результате данной работы мы должны создать портрет элемента-металла

1. Атомы металлов имеют 1-3 внешних электронов.

2. Металлы главных подгрупп имеют в соединениях постоянные степени окисления, а металлы побочных подгрупп переменные степени окисления.

3. Радиус атома металлов меньше радиуса атомов неметаллов.

4. Металлы восстановители, т.е легко отдают электроны в химических реакциях

5. Железо – элемент побочной подгруппы, поэтому во всех соединениях имеет постоянную степень окисления +2.

6. Все металлы имеют металлическую связь, металлическую кристаллическую решетку

7. В кристаллических решетках металлов есть свободные атомы и ионы металлов и неподвижные электроны.

8. Металлические свойства, с возрастанием порядкового номера, в периоде увеличиваются, а в главных подгруппах уменьшаются

Учащиеся работают индивидуально, при анализе читают вслух и говорят «да» или «нет» и объясняют почему.

Создание вывода «Металлы»

-1-3 внешних электронов

-большой радиус атома

- металлическая кристаллическая решетка

- Учащиеся высказывают мнения о том , что у металлов 1-3 внешних электронов, радиус атома металла намного больше радиуса атома неметалла, они восстановители. У всех металлов металлическая кристаллическая решетка, металлическая связь.

Записывают это в тетрадь

Рассмотрите коллекцию «Металлы»

Перечислите общие физические свойства металлов и объясните, чем они обусловлены.

Свойства: твердые (кроме ртути), серебристо-белого цвета, пластичные

Под музыку проводит один из учеников класса.

Игровой момент «Тёмный ящик» На столе стоят коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:

· 1. Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.

· 2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.

  • 3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.
  • 4.Сырьём для получения этого металла служит бокситы.
  • 5. Его называют « крылатым металлом»

В коробочке – алюминиевая ложка.

4. Этап формирования новых знаний (организация учебной деятельности учащихся)

Где бы вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас.

Работа с информационным текстом

1. Греческое слово «металлон» имело значение «земляные работы», а позднее «шахты», « рудники». В латинском языке в виде французского «металь» перекочевало в Россию

2 Металлургические комбинаты, флагманы отечественной металлургии, производят чугун и сталь из железных руд, восстанавливая их угарным газом или водородом

3. Чугун- это сплав железа с углеродом массовой долей больше 2%, Сталь- сплав железа с углеродом массовой долей меньше 2%. Бронза-это сплав меди с оловом. Латунь-сплав меди с цинком.

4. В зависимости от положения в электрохимическом ряду напряжений металлы реагируют с неметаллами, водой, разбавленными и концентрированными кислотами, растворами солей

5. Самые активные из металлов - щелочные . Они окисляются до пероксидов (кроме лития), горят в воде, с кислотами реагируют со взрывом.

6. Многие соединения металлов носят тривиальные названия: карбонат кальция-мел, гидроксид кальция- гашеная известь, гидроксид натрия – каустик, гидрокарбонат натрия – пищевая сода и т.д.

7. Алюминий и его соединения имеют амфотерный характер, поэтому растворяются и в кислотах и в щелочах.

8. Генетическая связь между металлами и их соединениями заключается в следующем:

а) активный металл---основный оксид---щелочь---соль

б) металл---основный оксид---соль---основание---основный оксид

Для закрепления новой информации выполним тестовую работу по вариантам и дать объяснение каждого ответа (написать уравнения реакций)

Читают задание. Обсуждают. Выполняют его и результаты записывают в тетрадь.

1.С водой с образованием растворимого гидроксида взаимодействует:

а) К; б)Zn; в) Pb; г)Ag.

2. Какой из металлов энергичнее реагирует с кислородом:

а)Fe; б)Hg; в) Ag; г)Cu.

3. С соляной кислотой не будет взаимодействовать:

а)Fe; б) Al; в)Zn. г) Сu

Вариант 2

1. При горении натрия на воздухе образуется :

а)Na2O; б) Na2O2; в)NaO2; г)Na3PO4.

2. Атомы, какого элемента при взаимодействии с кислородом отдают наибольшее число электронов:

а)Mg; б)Zn; в)Al; г)Li.

3. 3.С соляной кислотой быстрее всех будет взаимодействовать:

а) железо б) алюминий

в) магний г) медь

«Ум заключается не только в знаниях, а в умении их применять» Аристотель

Как известно, практика- критерий истины и значимость знаний для каждого из нас в умении их применения.

Важны для человека не только сами металлы, но и их соединения.

Задание: Весной стволы плодовых деревьев белят гашеной известью. Почему?

Это имеет не только эстетическое значение, но и защищает стволы от солнечных ожогов, уничтожает вредителей, зимующих в древесной коре.

При работе с гашеной известью не забудьте защитить свою кожу от химического ожога резиновыми перчатками .

В укреплении здоровья важная роль отводится металлам-натрий, калий, кальций, железо и другие. Они играют важнейшую биологическую роль в нашем организме.

Задача. Известно, что массовая доля железа в организме человека составляет 0,005 %. Рассчитай сколько г железа содержится в организме массой 60 кг.

Металлы – это боевая техника, которой гордится каждый россиянин во время парада на Красной площади ко Дню Великой Победы.

Но это еще и многочисленные нити, вплетенные в ткань нашей духовной культуры - Царь-Пушка и Царь-Колокол Московского Кремля, Медный всадник и дивные решетки Летнего сада в Санкт-Петербурге, волшебный звон колоколов, товарно-денежное обращение и многое многое другое.

5. Этап закрепления знаний

Алхимики считали:

Семь металлов создал свет

По числу семи планет….

-А известно ли вам соответствие между металлами и планетами? (ответ должен содержать ту же последовательность названий металлов как в стихотворении и записан в тетради.)

-Почему так утверждали алхимики?

1.Венера-медь

2.Марс-железо

3.Луна-серебро

4.Солнце-золото,

5.Юпитер-олово,

6.Сатурн-свинец,

7.Меркурий-ртуть,

- Алхимики считали, что под влиянием лучей

планет в недрах земли рождаются эти металлы

6. Этап подведения итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания

Предлагаю составить синквейн к словам металл, урок.

1-понятие (имя существительное)

2- два прилагательных

4- предложение из четырех слов

5 –существительное, выражающее сущность данного понятия

Оцените каждый свою работу на уроке и поставьте отметку в тетрадь

· Считаете ли вы полезной полученную на уроке информацию?

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым , пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Сегодня мы попытались создать «портрет металлов» из тех фактов, которые были вам известны, и из новых сведений. Надеюсь, это у нас получилось .

Способы получения металлов. 9-й класс

Тип урока: комбинированный (на основе интеграции курсов химии, экологии, географии)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами;
  • Дать понятие о рудах и металлургии.
  • Дать понятие о научных принципах производства металлов и сплавов. Рассмотреть такие разновидности металлургии, как пиро–, гидро–, электрометаллургия, термическое разложение соединений металлов.
  • Углубить знания учащихся, полученные из курсов химии, географии и экологии о защите окружающей среды от отходов предприятий металлургической промышленности.
  • Закрепить умение подбирать коэффициенты для ОВР методом электронного баланса.
  • Развивать любознательность учащихся и познавательный интереса к предмету.
  • Способствовать развитию умения анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения
  • Воспитание бережного отношения к природе, стремления к рациональному природопользованию.

Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применению металлов: медный, бронзовый, железный. Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций, трубы газонефтепроводов. Для добычи нужного количества металлов наша страна практически обеспечена сырьем.

Слайд 2. Многие металлы широко распространены в природе. В основном они сосредоточены в земной коре. Так, содержание некоторых металлов в земной коре следующее:

алюминия – 8,2%
железа – 4,1%
кальция – 4,1%
натрия – 2,3%
магния – 2,3%
калия – 2,1 %
титана – 0,56%

Слайд 3. Большое количество натрия и магния содержится в морской воде: Na + – 1,05%, Mg 2+ – 0,12%.

Слайд 4. Металлы в природе встречаются в трех формах:

1) В самородном виде встречаются золото и платина.

Слайд 5. Золото известно человечеству с древних времен. В земной коре его содержится примерно 100-150 млрд. тонн, в 1 куб. м морской воды его 5,5 кг.

Золото бывает в распыленном состоянии, а иногда собирается в большие массы – самородки. Так в Австралии в 1869 году нашли глыбу золота массой 100 кг. Наши русские самородки много меньше, и самый знаменитый, найденный в 1837 году на Южном Урале, весил всего около 36 кг.

За всю историю человечества было добыто около 90 тысяч т золота. Древние племена майя, ацтеков, древние египтяне и многие другие народы изготавливали из золота украшения, предметы быта.

В 20 и 21 веке золото – это не только ювелирные украшения или валюта, но и очень нужный металл для космической аппаратуры и радиотехники, для медицинских приборов и атомных электростанций.

По запасам золота Россия занимает третье место в мире (по добыче Россия занимает шестое место в мире).

В середине XVII века в Колумбии испанцы, промывая золото, находили вместе с ним тяжелый серебристый металл. Хотя он и напоминал серебро (по-испански plata), но был почти нерастворим и упорно не поддавался выплавке; его считали случайной вредной примесью. Поэтому испанское правительство приказывало в начале XVIII столетия выбрасывать этот вредный металл при свидетелях обратно в реку.

В России ещё в 1819 году в россыпном золоте, добытом на Урале, был обнаружен «новый сибирский металл», который сначала называли белым золотом. Богатые россыпи платины были открыты во второй половине 1824 года, а на следующий год в России началась её добыча.

Сегодня основная часть месторождений платины (более 90 %) заключена в пяти странах: ЮАР, США, Россия, Зимбабве, Китае. Она применяется в качестве легирующей добавки для производства высокопрочных сталей, как катализатор, в ювелирном и зубоврачебном деле, в медицине, для покрытия элементов СВЧ-техники.

Слайд 4.

2) в самородном виде и в форме соединений могут находиться в природе серебро, медь, ртуть и олово.

Слайд 6. Медь человек начал использовать тоже очень давно, еще с доисторических времен. 7000 лет назад в Древнем Египте были известны медные рудники. Сначала человек научился изготавливать орудия труда и оружие из медных самородков, а за несколько тысяч лет до нашей эры люди научились получать медь из медной руды.

В мире встречаются очень крупные самородки меди, но не часто. Так, в США был найден один из крупнейших самородков, массой 420 тонн, а в России, обнаруженный в районе Печеры, самородок, весил 6 тонн.

Слайд 7, 8. Железо. В жизни человека оно появилось гораздо позднее, чем золото и медь. Его называют «фундаментом цивилизации». С использованием железа начался железный век в истории человечества.

На шумерском языке слово «железо» обозначает «капнувший с неба, небесный», и первое железо, добытое человеком, было из метеоритов. Самый крупный железный метеорит весом 60 тонн был найден в Африке, а во льдах Гренландии нашли метеорит, весивший 33 тонны.

Поскольку потребность человечества в железе постоянно возрастала, а метеоритного железа было недостаточно, огромное значение имело открытие способа получения железа из железных руд. Сейчас мы не можем представить себе нашей жизни без железа и его сплавов, насколько прочно они вошли в нашу жизнь.

Слайд 4.

3) все металлы, которые в ряду напряжений находятся до олова, встречаются только в виде соединений.

Слайд 9, 10 Это, например, щелочные и щелочноземельные металлы.

Слайд 11.

Чаще всего металлы в природе встречаются в виде солей неорганических кислот:

Слайд 12. Сульфидов.

Слайд 13. Хлоридов.

Слайд 14. Сульфатов, фосфатов, карбонатов, нитратов.

Слайд 11. И оксидов.

Слайд 15. Оксиды – магнитный железняк Fe3O4, красный железняк Fe2O3, бурый железняк 2Fe2O3•3H2O.

Слайд 16. Минералы и горные породы, содержащие металлы и их соединения и пригодные для промышленного получения металлов, называются рудами, а отрасль промышленности, занимающаяся получением металлов из руд – металлургией.

Слайд 17. Металлургия включает два основных направления:

  • Черная – это получение железа и его сплавов (сталь и чугун). Черная металлургия включает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и т.п.). По выплавке черных металлов в докризисные времена наша страна занимала ведущие места в мире. Российская Федерация обладает значительными запасами железных руд: Центрально-черноземный, Северный, Восточно-Сибирский районы. Незначительное количество руды добывается в Западной Сибири. Общие запасы оцениваются в 55 млрд. тонн. Самый крупный производитель черных металлов Уральский экономический район, он дает 40% стали и проката страны. Важнейшие задачи дальнейшего развития черной металлургии в РФ – обновление производственных мощностей, освоение новых технологических процессов и оборудования для выплавки стали.
  • Цветная металлургия – это производство всех остальных металлов и их сплавов.

Большинство металлов встречаются в природе в составе соединений, в которых металлы находятся в положительной степени окисления, значит для того, чтобы их получить, в виде простого вещества, необходимо провести процесс восстановления. Но прежде чем восстановить природное соединение металла, необходимо перевести его в форму, доступную для переработки, например, оксидную форму с последующим восстановлением металла. На этом основан пирометаллургический способ.

Слайд 18. Пирометаллургия – это восстановление металлов из их руд при высоких температурах с помощью восстановителей: кокса, оксида углерода (II), водорода, или активных металлов.

Если металл в природе встречается в виде солей кислородсодержащих кислот, то соль сначала подвергают термическому разложению:

А если в виде солей бескислородных кислот, то обжигу:

Слайд 19. Затем металлы восстанавливают из оксидов одним из способов:

Восстановление углем или угарным газом:
CuO + C → Cu + CO
CuO + CO → Cu + CO2

Для каждого из этих уравнений подберите коэффициенты методом электронного баланса.

Слайд 20. Гидрометаллургический способ основан на растворении природного соединения с целью получения раствора соли этого металла с последующим вытеснением данного металла более активным. Например:

Этим способом получают в основном цветные металлы: медь, молибден, вольфрам.

Слайд 21. Еще один способ получения металлов – электрометаллургия. Это способы получения металлов с помощью электрического тока (электролиза). Этим способом получают в основном легкие металлы: Al, Na и др. щелочные металлы, Ca и т.д. При этом подвергают электролизу расплавы оксидов, гидроксидов или хлоридов:

В последнее время большого внимания заслуживают микробиологические методы получения металлов, в которых используется жизнедеятельность некоторых видов бактерий. Например, тионовые бактерии способны переводить нерастворимые сульфиды в растворимые сульфаты. А затем раствор, обогащенный этим сульфатом подают на гидрометаллургическую переработку.

Металлургия – крупный загрязнитель окружающей среды. На ее долю приходится 20% всех промышленных выбросов в атмосферу и сточных вод. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу более 10 млн. тонн вредных веществ, среди которых гигантское количество разнообразных металлов, только один медеплавильный завод, производящий в год 125 тыс. тонн меди, выбрасывает в атмосферу 2 млрд. м 3 газов и 43 тыс. тонн пыли. При этом теряются 6 тыс. тонн меди и сера, которой хватило бы для приготовления 650 тыс. тонн серной кислоты. При открытой добыче руд из хозяйственного оборота изымаются десятки тысяч гектаров земли. Суммарный ущерб, наносимый металлургическим комплексом природе, оценивается 500 млрд. рублей в год. Огромные средства расходуются на строительство очистных сооружений и рекультивацию нарушенных земель. Металлургические центры составляют 30% всех российских городов с загрязненной атмосферой. Можно добывать руду, не нарушая ландшафт, с помощью био- или геотехнологий. С помощью биометодов в США добывают в год 300 тыс. тонн меди, в России около 2,5 тыс. тонн.

Металлы 9 класс
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Металлы»

Цели урока: познакомить учащихся с металлами, рассмотреть их положение в Периодической системе, строение атомов металлов, познакомиться с физическими и химическими свойствами металлов

  1. Обучающие: ознакомить учащихся с положением металлов в ПС, общими свойствами;
  2. Развивающие: развитие памяти, путём повторения прошедших тем, а также логической связки между новой темой и предыдущими при решении заданий, начиная с простого первого уровня с последующим усложнением; акцентировать на правильном изложении формулировок суждений, как способом развития научного изложения;
  3. Воспитательные: организовать взаимодействия между учащимися в коллективе путём групповых и индивидуальных заданий и самооценивание по заданным критериям.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: приемы активизации познавательной деятельности учащихся; групповая деятельность; исследовательская деятельность; ИКТ.

Средства обучения: компьютер; оборудования для лабораторного опыта; периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; презентация «Металлы»

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание.
  3. Формирование нового учебного материала.
  4. Первичное закрепление.
  5. Домашнее задание.
  6. Рефлексия.

Ребята, сегодня у нас пройдет необычный урок, а для того, Чтобы на него попасть, я вам раздала медальки. Давайте с вами сядем по цветам своих медалек.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Сегодня мы переходим к изучению нового раздела неорганической химии. Продолжаем знакомства с веществами, с которыми наша жизнь была бы невозможна.

Учитель: Ребята, чтобы узнать о каких веществах пойдет речь, я вам предлагаю разгадать ребусы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких веществах пойдет сегодня речь?

Тема нашего урока “Металлы” (Записываю на доске)

Учитель: Ребята, из всего увиденного и услышанного, попробуйте поставить цель нашего урока.

Цель: познакомиться с физическими и химическими свойствами металлов

Учитель: Девизом нашего урока будут слова Георга Агриколы : «Человек не может обойтись без металлов…. Если бы ни металлы, человек прожил свою жалкую жизнь среди диких зверей»

Учитель: Если вы внимательно осмотритесь вокруг себя, то где бы вы ни были: дома или в школе, на улице, в метро, на промышленных объектах или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. «Профессий» у металлов много.

Учитель: Ребята, давайте подумаем для чего нам с вами нужны металлы?

Учитель: Ребята еще в 8 классе вы узнали, как расположены металлы в таблице Менделеева. Давайте с вами вспомним, где же они у нас располагаются?

Учитель: Ребята, на ваших столах у вас лежат «Маршрутные листы», в них вы будете работать на каждом этапе урока. И так мы отправляемся в путешествие, и первый остров, куда мы отправляемся «Строение атома». Заполните, пожалуйста, эту табличку (1 ряд-1 столбик, 2ряд-2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Читайте также: