Металлы для 4 класса

Обновлено: 04.07.2024

Презентация предназначена для урока окружающего мира в 4 классе в ОС "Школа 2100" по учебнику Вахрушева А. А. "Окружающий мир. Человек и природа".

ВложениеРазмер
metally.zip 2.19 МБ

Подписи к слайдам:

- можно ковать;
- блестят;

- расширяются при нагревании
Золото , Серебро
Как ответим на вопрос урока?

Человек, изучив свойства металлов, начал производить материалы со специальными свойствами.
Что объединяет эти предметы?

В Средние века была создана рудная геология и горнорудная промышленность.
В
XIV

XV
веках начали
использо-вать
литейные печи, что позволило сразу отливать заготовки для производства оружия и других вещей. Научились выплавлять чугун, а позже сталь.
Какими свойствами обладают металлы?

- сгибаются;
Железо
Можно ли смешивать разные металлы?
Что при этом произойдёт?

Изменятся свойства металла. Смешивая металлы между собой или с добавками, человек научился получать сплавы.
Бронза
Латунь
Медно-никелевый сплав
Сплав меди с цинком
Металлы
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ
№ 32 ЭМР
Комягина З. С.
Как улучшить качество металла?

Надо изменить его состав, смешать с чем-нибудь.
Бронзовый век сменился железным. Он начался в
X
веке до н. э. В Европе стали возникать первые государства. Требовался более дешёвый металл для производства оружия. Им стало железо. Целые народы занимались выплавкой железа, например кельты и галлы.
- Что такое твёрдость и прочность?

- Назовите противоположные им свойства.

-
Какой недостаток имеет большинство горных пород? Как его избежать?

-
Какие особенные свойства у металлов?
Какой возникает вопрос?

- Какие возможности получил человек, научившись выплавлять металлы?
Где применяются металлы и какие их свойства при этом используются?
Алюминий
Дополнительный материал
Использование металлов имеет давнюю историю.
На смену каменному веку пришёл бронзовый, который длился с
IV
до
I
века н. э. вероятно куски руды случайно попали в костёр и расплавились, образуя слитки. Люди обнаружили, что даже с помощью каменных орудий металл легко ковать, придавая ему нужную форму.
Определите тему урока
Металлы
- при сильном нагревании расплавляются, их можно разливать в формы и получать нужные предметы и детали;
- проводят тепло и электричество.
Свинец

В Новое время металлургия продолжала бурно
развивать-ся
.
XIX
век по праву был назван веком чугуна. Создавались промышленные центры, объединяющие угольную и железорудную промышленность6 Лотарингия, Донбасс, Урал.

Урок-экскурсия в 4-м классе по теме "Нахождение металлов в природе и их применение"

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедиа, учебник для 4 класса: "Человек и природа" (А.А. Вахрушева).

1. Организационный момент.

Поздоровайтесь с гостями.
Улыбнулись, подтянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо, сели.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Презентация.)

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.

Золото, кварц, бронза, песок, серебро, каменная соль, алюминий, олово, гранит, медь, гравий.

- Как называются те тела, на которые вы не хлопали в ладоши? (Металлы).

Учитель: Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

"Нахождение металлов в природе и их применение".

Учитель: Что же такое металлы? Вспомните, пожалуйста, какое количество металлов существует в природе в настоящее время? (около 80)

- Действительно их много, но мы с вами сегодня совершим экскурсию в мир самых значимых для человека металлов.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какие на ваш взгляд металлы являются наиболее значительными в жизни человека? (алюминий, олово, железо, золото, серебро, платина, свинец, медь, ртуть)

Учитель: Вы сделали правильный выбор, молодцы.

Учитель: Форма нашего сегодняшнего урока - урок-экскурсия. Экскурсия в мир металлов. И первую экскурсию мы совершим в далёкое прошлое, чтобы узнать, какие металлы являются металлами древности и какое значение имели они для наших предков. А помогут нам в этом археологические раскопки.

Где использовались металлы в древности, какое значение они имели для человека, вам расскажут наши экскурсоводы.

(Поочередно, выходят 4 экскурсовода и рассказывают о металлах: железе, меди, золоте, серебре). Эти рассказы сопровождаются показом слайдов с изображение предметов, найденных при раскопках.

- Давайте вспомним, какие группы металлов вы знаете?

- Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные - медь, свинец, цинк.

Редкие - олово - с её помощью производят белую жесть, используемую в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные - золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Цветные металлы представляют собой вещества с высокой прочностью, пластичностью, тепло- и электропроводностью. Цветные металлы - это цинк, олово, свинец, медь, латунь, бронза, никель, кадмий, ртуть.

3. Закрепление изученного материала.

Как называются горные породы, из которых выплавляют металлы. А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

- Руды - это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Учитель: Разделимся на пары. У каждой пары есть образцы руд, а у вас в учебнике на с. 37 изображены руды, рассмотрите и соотнесите ваш образец с изображением в учебнике. (Дети рассказывают о рудах)

Гематит, вишнево-красный или буровато-черный железняк - это минерал, оксид железа черного или темного красно-бурого цвета, плотный, непрозрачный, с металлическим блеском.

Магнитный железняк (магнетит) - минерал железно-черного цвета ; совершенно непрозрачен, обнаруживает сильный магнетизм. встречается в виде отдельных кристаллов

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда, медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда, боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Учитель: Итак, вы увидели и смогли потрогать своими руками некоторые руды, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Работа с компьютером в программе "Природа и человек"

- Теперь попробуем пройти небольшой тест в программе "Природа и человек".

- Войдите в программу.

- Выберите режим "Без подсказок"

- Упражнение № 34 "Полезные ископаемые" (2)

Результат работы запомните.

Работа по учебнику.

- Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.)

Учитель: Какая отрасль промышленности обеспечивает нашу экономику металлами? (Верно - металлургия).

- Чтобы получить из руды металл, она проходит обработку. Её очень сильно нагревают в специальных печах. В настоящее время их существует большое количество.

- Как называется печь, которая изображена у вас в учебнике на стр. 37? (доменная)

- Но есть более современные печи для выплавки чугуна и стали (слайд 15 ), они называются индукционные печи. Эти печи более экономичные в работе и более выгодные для нашей металлургической промышленности.

- Посмотрите видеофрагмент о выплавке стали на металлургическом производстве города Магнитогорска.

- Скажите, а есть ли в нашем городе предприятие, которое занимается переработкой металла. (Таганрогский Металлургический завод).

- Что производит Таганрогский Металлургический завод?

Таганрогский металлургический завод основан в 1896 г.

ТАГМЕТ выпускает практически все виды стальных труб, в том числе высокопрочные со специальными свойствами, коррозионно-стойкие, трубы с высокогерметичными резьбовыми соединениями, профильные трубы. Продукция предприятия используется в нефтегазовом секторе, машиностроении, строительстве и ЖКХ. Сталеплавильный комплекс Таганрогского металлургического завода полностью обеспечивает потребности предприятия в стальной трубной заготовке. Продукция предприятия поставляется как российским, так и зарубежным потребителям.

- А теперь давайте вспомним свойства металлов.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке, найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки, проволока).

- Покажите эти предметы.

- Как вы определили? По каким признакам, свойствам?

- Много ли особенных свойств у металлов? (твердость, пластичность, расширение при нагревании, блеск, электропроводность и теплопроводность) Вывесим на доске все названные свойства металлов.

- Неужели все-все металлы твердые на ощупь? Может быть, есть исключения?

- Конечно, это ртуть. Ртуть - единственный металл, жидкий при комнатной температуре. В природе находится как в самородном виде, так и образует ряд минералов. Чаще всего ртуть получают путём восстановления из её наиболее распространённого минерала - киновари. Применяется для изготовления измерительных приборов, вакуумных насосов, источников света и в других областях науки и техники.

- Одно из свойств мы имеем возможность увидеть на опыте в видеофрагменте.

- Обратимся к фильму "Тепловое расширение металлов"

- Металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов - они расширяются при нагревании.

-Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

- Вернёмся к цели нашего урока.

Что мы хотели выяснить? (Что же такое металлы? )

Мы это выяснили?

- Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Итог урока.

- Спасибо за урок и за сотрудничество. Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось?

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Металлы" (по программе "Школа-2100")

Оборудование: образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, чашки Петри, мультимедиа, учебник-тетрадь для 4 класса: «Человек и природа». часть II (А.А. Вахрушева).

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Свойства металлов. Опыты.
2) Разнообразие металлов, группы металлов.
3) Использование металлов.

4. Физминутка.

5. Закрепление и применение знаний на практике. Изготовление букета.

6. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.

7. Объяснение домашнего задания.

Методы и приемы:

- наблюдения;
- исследовательская работа;
- эвристическая беседа;
- работа с учебником;
- сравнительно-сопоставительный анализ.

  • групповая,
  • индивидуальная,
  • коллективная

Цель: эмоционально-положительного настрой на урок, создание успеха, доверия.

Надеюсь вам понравиться урок, много интересного вы узнаете. Сегодня мы с вами совершим восхождение на пик Знаний (Слайд 1).

Восхождение на пик Знаний вас ждет
На вершину тот взойдет
Кто все ступени пройдет.
Но забраться туда не легко
Вам нужно потрудиться хорошо

Но для начала проведем мы разминку.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний. (Что такое металлы? Свойства металлов.)

Методы и приемы: проблемная ситуация.

- Вот перед вами образцы различных предметов, в чашке №1 найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

Как вы определили? По каким признакам, свойствам? (Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата).

Запишем на доске все названые свойства металлов.

Молодцы как вы уже догадались тема нашего урока «Металлы». Слайд 2.

На уроке вас ждут открытия. Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов.

Методы и приемы: наблюдения, исследовательская работа, работа с учебником, анализ, сравнение, сопоставление.

Первая ступень: «Свойства металлов» Слайд 3.

Опыт 1. Твердость.

Проведем первый опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой.

1. Металл имеет твердость.

Все металлы твердые, кроме одного.

- Как называется этот металл, узнаете на с. 33 в учебнике в левом нижнем углу.

Ртуть - единственный металл, которые в обычном состоянии – жидкий.

Так как называется этот металл? Где её используют? (В термометрах)

Опыт 2. Пластичность и поддаются ковке.

Металлы твердые, но пластичные. Возьмите медную проволоку и попробуйте ее согнуть.

Вывод: металлы пластичны.

Их можно ковать. При нагревании они расплавляются и их можно разливать в формы, в итоге они приобретут нужную форму.

Послушайте загадку, кто в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (кузнец).

- Правильно с помощью молота раскаленный добела кусок железа можно расплющить, изогнуть, растянуть – придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготовляют необыкновенно красивые изделия Слайд 4.

2. Металлы пластичны и поддаются ковке.

Опыт 3. Расширяется при нагревании Слайд 5.

Обратимся к слайду. На первом рисунке: металлический шарик легко проходит через кольцо, а затем шарик нагревают, и шарик уже не может пройти через кольцо, этот опыт подтверждает свойство металлов – расширяется при нагревании.

Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на с. 32.

Чем различаются эти два рисунка?

Сделайте вывод: в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

3. При нагревании металл расширяется. (удлиняется)

Опыт 4. Проводит тепло и электричество.

Ребята, а почему батареи делают из металла, а не из дерева или пластмассы?

Сожмите кусочек металлической пластины в одной руке, а в другой ручку или карандаш.

- И сравните, какой предмет быстрее нагревается.

Вывод: Проводит тепло.

Кроме того, металлы хорошие проводники электрического тока, поэтому не заменимы в электротехнике. Обратите внимание на провода в технике.

Открывает четвёртый ключ:

4. Проводят тепло и электричество.

  1. Тверды
  2. Пластичны и поддаются ковке
  3. Расширяются при нагревании
  4. Проводят тепло и электричество.

(Магнитными свойствами обладает только сталь. Магнит поможет тебе найти в доме предметы, сделанные из металлов, обладающих магнитными свойствами, - железа, стали, никеля или кольбата)

Вот мы прошли первую ступеньку, можем дальше двигаться справились очень хорошо.

Цель: познакомить с разнообразием металлов, показать образцы металлов

Методы и приемы: демонстрация, работа с книгой

Следующая ступенька: «Разнообразие металлов». Слайд 7

Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда).

Руды – это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Работа с учебником.

У меня есть образцы металлов, а у вас в учебнике на с. 31 вверху тоже даны образцы руд, рассмотрите:

Железные руды: гематит, Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Бурый железняк (лимонит): твердая плотная руда черного или буроватого цвета с металлическим блеском, менее богатая железная руда, зато чаще встречается, чем магнитный и красный железняк.

Красный железняк: твердая, плотная горная порода темного цвета с вишнево-красным оттенком.

Оловянная руда: касситерит, оловянный камень, кристаллы зернистые.

Медная руда: Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Алюминиевая руда: Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Вывод: Слайд 8 Итак, вы узнали какое разнообразие металлов, но, к сожалению, запасы полезных ископаемых к которым относятся руды ограничены, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Методы и приемы: видеометод, эвристическая беседа

Цель: познакомить учащихся с группой металлов.

Ребята, какие металлы называются благородными? Благородные по-другому называются драгоценными.

- А кроме драгоценных металлов, какие еще группы металлов вы знаете? Слайд 9

Металлы делятся на следующие группы: черные, цветные, редкие и драгоценные.

Черная металлургия - производство чугуна и стали из железной руды. Цветные – медь, свинец, цинк.

Редкие – олово – с ее помощью производят белую жесть, используемые в упаковке консервов, ртуть и другие.

Драгоценные – золото, серебро, платина. Использовали для производства денег. При производстве украшений, серебро - в электротехнике, радиотехнике, фотографировании.

Кто где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках.) чтобы получить из руды металл, она проходит много обработки.

- Скажите, есть ли в нашем районе предприятие, которое занимается переработкой металла.

- Сейчас посмотрим фрагмент из фильма «О Муйском районе» производство получения золота. (просмотр фрагмента фильма)

Вывод: Производство металлов – огромная отрасль современного производства, но, к сожалению, производство металлов сопряжено с загрязнением окружающей среды.

Прошли мы благополучно эту ступеньку, двигаемся дальше.

Цель: раскрыть значения металла в жизни человека, расширение кругозора, связь с жизнью.

Осталось нам пойти еще одну ступень, Слайд 10 чтобы взобраться на пик Знаний.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов - разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

- Где же используются металлы и сплавы? Слайд 11 (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

5. Закрепление и применение знаний.

Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, закрепление знаний о свойствах.

Практический метод. Коллективная работа.

Давайте, мы на практике применим свойство пластичности металлов и изготовим цветок в технике бисероплетения. Для этого вам нужно взять проволоку. Нанизать на нее бусинки, бисер, закрепить вот так.

Потом соединим все веточки, и получится у нас красивый букет. Как вы знаете скоро праздник 8 марта. Пусть радует вас этот букет, оставляю вам ее на память.

Сегодня мы на уроке рассмотрели тему «Металлы», а что было бы, если бы люди не открыли металлы?

Какое открытие вы сделали?

Вывод: Вот мы взошли на пик Знаний. Слайд 12

Как вы думаете, легко ли нам далось это восхождение.

Какие трудности были на нашем пути.

Вы потрудились хорошо. Кто на славу потрудился, получает «5».

Металлы - основа многих видов производства деятельности человека. Все свойства металлов играют важнейшую роль в жизни человека, поэтому мы должны бережно и экономно использовать данные ресурсы.

Домашнее задание прочитать № 7, выполнить задания на с. 34, составить кроссворд по теме «Металлы».

Конспект урока естествознания в 4-м классе по теме: "Металлы"

Оборудование: журнал, выполненный руками детей, образцы металлов, таблица с описанием свойств металлов.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в очень известную игру: я буду называть слова, а вы хлопайте, если это горные породы или минералы.

Глина, кварц, бронза, песок, слюда, каменная соль, алюминий, олово, каменный уголь, гранит, гравий.

Как вы думаете, как называются те вещества, на которые вы не хлопали в ладоши? (Металлы).

  • История металлов — стр. 1
  • Что такое металлы. Свойства металлов — стр. 2
  • Разнообразие металлов — стр. 3
  • Использование металлов.

Корреспондентами этого журнала являетесь вы. И я предлагаю прямо сейчас начать чтение нашего невероятно интересного журнала.

  • Что такое твердость и прочность? Твердые предметы могут быть хрупкими. Прочные — выдерживают различные нагрузки.
  • Приведите примеры твердых и прочных веществ. Фарфор — твердый, железо — прочное.
  • Какие металлы вы знаете?
  • Что у них общего? Они прочные.
  • Для каких целей, по-вашему, они незаменимы? Строительство кораблей и самолетов, изготовление станков и т.д.

II. Объяснение новой темы.

Правильно, но металлы появились не сразу. Давайте послушаем, когда это произошло.

На доске вы видите зашифрованное слово: Д Ы Р У.

Задание: как называются горные породы, из которых выплавляются металлы?

А подсказкой будет загадка:

Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда).

Правильно, руды — это полезные ископаемые, в состав которых входят металлы.

Кто и где добывает руду? (Шахтеры в подземных рудниках).

Правильно. Чтобы получить из руды металл, её очень сильно нагревают в специальной печи.

Как называется эта печь? Правильный ответ уже прозвучал в загадке. Посмотрите, как она устроена на стр. 31. Металл расплавляется и стекает вниз, а остальные вещества руды — шлаки — остаются наверху в виде твердой пены.

Какой элемент любой руды является полезным для человека? (Металл).

Что такое металл? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить свойства металлов.

  1. Металлический блеск.
  2. Цвет
  3. Теплопроводность
  4. Электропроводность
  5. Металлический звон
  6. Ковкость
  7. Плавкость.

Проведем опыты по плавкости: на моем столе лежат кусочки (0,25 – 0,5 см) олова и свинца. Сейчас я их попробую расплавить. Обратите внимание, олово или свинец расплавится быстрее?

Я загадаю загадку, а вы скажите, кто, в силу своей профессии, каждый день проводит опыты по ковкости? (Кузнец).

Правильно. С помощью молота можно раскаленный добела кусок железа расплющить, изогнуть, растянуть — придать нужную форму. Благодаря этому свойству мастера изготавливают необыкновенно красивые изделия: ограды, цветы и т. д. (фото с изделиями кузнецов).

Теплопроводность. Сожмите кусочек металлической пластины в руке. Определите, за какое время он стал теплым.

Таким образом, металл обладает теплопроводностью.

Электропроводность. Почему электропровод делают из меди или стали? (Металл проводит электричество).

Запишите эти свойства в свою тетрадь.

Что же такое металлы? Проверьте по словарику (с. 62).

Послушаем и посмотрим, какие они бывают. Я буду описывать тот или иной металл, а вы угадывайте.

Магнитный железняк (магнит): твердая, плотная руда черного цвета с металлическим блеском, хрупкая, обладает свойством магнита. Это самая богатая металлом железная руда.

Медный колчедан: твердая, чаще зернистая, иногда плотная порода латунно-желтого цвета.

Боксит: плотная зернистая руда красного или серого цвета, похожая на глину, но отличается тем, что при смешивании с водой не делается вязкой.

Видите, как много в природе различных металлов. Смешивая расплавленные металлы между собой и другими добавками, люди получили тысячи сплавов — разновидностей металлов, обладающих особыми полезными свойствами.

III. Обобщение знаний.

Где используются металлы вы увидите, если ещё раз прочитаете о свойствах металлов на стр.32–33.

Дети читают самостоятельно.

Где же используются металлы и сплавы? (В металлургии, машиностроении, производстве бытовой техники, посуды, для передачи электроэнергии и т.д.)

Урок окружающего мира в 4 классе по теме " Металлы".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Оборудование : образцы разных тел, образцы руд, образцы металлов, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), иллюстрации с изображением металлов и способов их добычи , раздаточный материал, учебник по окружающему миру, 4 класс, «Человек и природа», часть II /А.А. Вахрушев; презентация .

Методы и приемы : наблюдение; исследовательская работа; эвристическая беседа; работа с учебником; сравнительно-сопоставительный анализ; приемы развития критического мышления: составление таблицы «Что знаем?- Что хотим узнать?»
Формы работы : групповая, индивидуальная, коллективная
Ход урока.

Текущее время урока

Деятельность учителя по мотивации деятельности учащихся

и технология оценивания учебных успехов

Поздороваться с гостями (наклон головы)

Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием, удивлением.
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…»
Как вы понимаете слово недра ? ( Недра – это то, что внутри Земли)


- О каком богатстве недр говорится в эпиграфе?

- ( О полезных ископаемых)


Сегодня мы продолжим разговор, начатый на прошлом уроке.

Пытаются дать ответы, на поставленные вопросы, на основе собственного опыта, высказывают, предполагают

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

2.Проверка домашнего задания

  • Он нужен детворе,
  • Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. ( песок )
  • Античных статуй вечная краса,
  • Затмившая собою небеса…
    Сей камень - настоящий образец.
    Как звать его, скажите, наконец? ( мрамор)
  • Если встретишь на дороге,
  • То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу -
    Она понадобится сразу. ( глина )
  • Покрывают им дороги,
  • Улицы в селении,
    А еще он есть в цементе.
    Сам он – удобрение. ( известняк )
  • Этот мастер белый–белый
  • В школе не лежит без дела:
    Пробегает по доске,
    Оставляет белый след. ( мел )
  • Камень набережных и площадей,
  • Он фундамент массивных домов.
    И в руках у умелых людей
    Украшенье больших городов. ( гранит )

-Что объединяет все эти материалы?
- Назовите ключевое слово. ( Строительные )
Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».
-Как выдумаете, есть ли другие группы? ( Конечно, есть )

Отвечают на вопросы

Эта группа минералов и горных пород называется «строительная».

3. Постановка проблемы, актуализация знаний

- Перед вами образцы различных предметов (пуговицы, скрепки, монеты, ластик, карандаш, кубики, магниты, ручки).

Распределите их на группы

– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? (О металлах)


- Какие группы вы выделили? ( Металлические и неметаллические )

Как вы это сделали? ( Заметили, что одни предметы блестят, а другие - нет. На ощупь одни предметы холоднее других. Одни могут гнуться, а другие – ломаются. Одни притягиваются магнитом, а другие не притягиваются).


Какими свойствами обладают металлические предметы? ( Металлические предметы холодные, гладкие, блестящие, могут притягиваться магнитом .)

Ответы детей: О металлах

Высказывают свои предположения, гипотезы, догадки.

Делают вывод из своих наблюдений и догадок

4. Введение в тему урока

-Как вы уже поняли, тема нашего урока: «Металлы».
-Давайте определим, что мы уже знаем о металлах, а что можем или хотим узнать.
Беседа по вопросам таблицы.

Что хотим узнать?

  • Какие металлы вы знаете?
  • Какими общими свойствами обладают металлы?
  • Для каких целей металлы незаменимы?
  • Какие еще свойства есть у металлов?
  • Где человек использует металлы, благодаря их свойствам?

Итак, мы познакомимся с новыми свойствами и применением металлов.

Цели нашего урока следующие:

  1. Изучить свойства металлов, узнать их применение на основе этих свойств
  2. Развивать навыки самоорганизации, умение работать с различными источниками информации
  3. Стремиться к установлению доброжелательных отношений с одноклассниками.

Коллективная Сравнительно-сопоставительный анализ
Приемы развития критического мышления
Эвристическая беседа

  1. Железо, сталь, олово, медь и т.д.
  2. Тяжёлые, твёрдые,прочные
  3. Незаменимы для изготовления деталий для механизмов
  1. Совместное открытие знаний

- Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопросы:

  • Какое событие в истории развития Человечества послужило началом бронзового века? ( Человек научился обрабатывать и добывать металлы)
  • Где человек брал металлы ?(Находил в земле и на земле)

Рассматривают слайды, картинки в учебниках.

6.Практическая работа в группах

Предлагаю выяснить ответы на наши вопросы в группах. Делимся на четыре исследовательские группы. У вас на столах представлены различные наглядные и вспомогательные материалы. Используйте материал учебника, дополнительный материал и коллекции металлов. Вы должны подготовить мини-доклады по своим темам, затем рассказать всем ребятам.

Читайте также: