Мостовая краска по металлу

Обновлено: 06.10.2024

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОКРАСКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем руководителя Департамента пути и сооружений МПС России А.В.Бушиным 25 сентября 2002 г.

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие "Технологические указания окраски металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов" (далее Указания) разработаны взамен "Технологических правил окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов" издания 1976 года Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ГУП ВНИИЖТ) с использованием последних разработок в области защиты металлических конструкций от коррозии.

Все лакокрасочные материалы, предусмотренные в разработанной документации, выпускаются Российскими предприятиями в соответствии с техническими условиями на них.

В технологических указаниях изложены положения и технические требования по окраске, перечислены операции, выполняемые при окрашивании, даны основные технические характеристики рекомендуемых материалов, регламентированы требования к подготовке поверхности, технологии нанесения, контролю качества и безопасности.

Кроме того, в приложениях к Указаниям представлены рекомендуемые ГУП ВНИИЖТ на настоящий момент предприятия-производители материалов и оборудования для подготовки поверхности и окрашивания.

Технологические правила окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов (Т

Указания предназначены для работников путевого хозяйства и подрядных организаций, выполняющих окраску, в качестве практического руководства по защите металлических пролетных строений мостов от коррозии.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Все металлические части пролетных строений, кроме катков, плоскостей катания и скольжения опорных частей, должны быть окрашены. На эксплуатируемых пролетных строениях производят:

периодическую сплошную окраску;

частичную подкраску отдельных мест, наиболее подверженных ржавлению.

1.2. Сроки и объемы работ по возобновлению лакокрасочного покрытия определяют периодичностью капитального ремонта и состоянием старой краски, которая удаляется полностью до металла, если она имеет следующие виды разрушения (по ГОСТ 6992): выветривание, растрескивание и отслаивание до металла, пузыри и сыпь.

1.3. Очистку участков с хорошо сохранившейся не подлежащей удалению краской, от грязи, копоти, нефтяных и жировых загрязнений, следует производить с помощью мягких, не царапающих краску щеток и ветоши, смоченной уайт-спиритом, бензином или другим растворителем.

1.4. Bce операции по выполнению технологического процесса окрашивания должны производиться при температуре воздуха не ниже +5 °С и не выше +30 °С, при относительной влажности воздуха не выше 80% и отсутствии осадков, тумана, воды.

1.5. Для окраски мостов рекомендуется применять полимерные лакокрасочные материалы и системы покрытий, указанные в Приложении А таблицы A1, A2, A3.

1.6. Все материалы, применяемые для окраски металлических конструкций мостов, должны иметь паспорт, сертификат и соответствовать стандартам или техническим условиям.

1.7. Лакокрасочные материалы следует применять светлого тона для облегчения надзора и уменьшения температурных влияний на пролетное строение.

1.8. Допускается замена лакокрасочных материалов на альтернативной основе при условии обязательного согласования их применения Департаментом пути и сооружений.

1.9. Элементы проезжей части и фасонки связей, подвергающиеся сильному коррозионному износу, рекомендуется защищать от коррозии путем металлизации с последующей окраской лакокрасочными материалами.

1.10. При сплошной замене мостовых брусьев рекомендуется производить окраску верхних поясов продольных балок (ферм) быстросохнущими лакокрасочными материалами.

Для окраски верхних поясов продольных балок проезжей части под мостовыми брусьями последние сдвигают, устанавливая их на место после того, как покрытие высохнет. Расстояние между осями брусьев после сдвижки не должно превышать 60 см.

1.11. Все работы по окрашиванию (включая подготовку поверхности) должны производиться квалифицированным, специально обученным персоналом.

2. ВЫБОР ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И СИСТЕМЫ ПОКРЫТИЯ,
ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1 Лакокрасочные материалы и системы покрытия выбирают в зависимости от условий эксплуатации конструкций в различных макроклиматических районах и степени загрязненности атмосферы коррозионно-активными агентами, ориентировочного срока службы и характеристики покрытия.

2.2. Лакокрасочный материал и тип покрытия для защиты поверхности мостов должны удовлетворять следующим основным требованиям:

б) создавать плотную эластичную пленку, прочно сцепляющуюся с металлом, непроницаемую для воды и газов и не растрескивающуюся при воздействии переменных напряжений;

в) иметь механическую прочность для сопротивления динамическим воздействиям (ударам и др.), которым покрытие подвергается в эксплуатации;

г) обладать стойкостью к антисептирующим составам, применяющимся для пропитки мостовых брусьев, и стойкостью к истиранию, возникающему при перемещении мостового бруса в момент прохождения поездов;

д) давать возможность использовать различные способы нанесения, преимущественно механизированные - пневматическое и безвоздушное распыление;

е) высыхать за время не более 24 часов, так как попадание на непросохшую лакокрасочную пленку загрязнений с проходящих поездов будет способствовать получению некачественных пористых и несплошных покрытий, в которых загрязнения могут явиться очагом начала разрушения покрытия и коррозии металла.

2.3. Покрытие состоит из грунтовки и покрывных слоев.

Грунтовкой называют первый слой лакокрасочного покрытия, наносимый на очищенную поверхность металла с целью создания надежного противокоррозионного слоя покрытия, обеспечивающего прочность сцепления с окрашиваемой поверхностью и с последующими слоями лакокрасочного покрытия.

В качестве покрывных слоев лакокрасочных материалов для обеспечения надежной защиты от коррозии мостов должны применяться материалы с хорошей адгезией, высокой механической прочностью и атмосферостойкостью, стойкостью и непроницаемостью всей системы покрытия к окружающей среде в эксплуатационных условиях.

2.4. Для заделки щелей в элементах, а также сильных углублений в металле от коррозионных поражений рекомендуется зашпатлевывание или обработка герметиками.

2.5. Систему лакокрасочных покрытий для защиты эксплуатируемых металлических пролетных строений мостов в зависимости от условий эксплуатации выбирают в соответствии с настоящими Указаниями.

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ

3.1. Все лакокрасочные материалы со склада поступают в готовом к применению виде.

3.2. При получении материалов со склада в таре предприятия-поставщика необходимо проверить соответствие маркировки на трафарете или этикетках.

3.3. Тара с лакокрасочными материалами должна быть плотно закупорена во избежание улетучивания растворителей и попадания влаги. Перед употреблением пленку (если она имеется), образовавшуюся на поверхности материала, необходимо удалить.

3.4. Лакокрасочные материалы перед применением должны быть тщательно размешаны до однородного состояния и полного поднятия осадка. Размешивание в таре весом 50 кг должно быть механизировано. Жидкий отстой с поверхности лакокрасочного материала сливать запрещается.

3.5. Перед применением приготовленные к работе материалы необходимо профильтровать через капроновую сетку или два слоя марли.

3.6. Разбавление лакокрасочных материалов производят только после их тщательного перемешивания, а в случае применения двухкомпонентных материалов - после их смешивания с отвердителем.

3.7. Технологические параметры по нанесению лакокрасочных материалов (грунтовок, шпатлевок, эмалей) приведены в Приложении Б, таблицы Б.1, Б.2.

3.8. Предприятия-поставщики лакокрасочных материалов указаны в Приложении В, таблица В.1.

3.9. Оборудование для приготовления лакокрасочных материалов приведено в Приложении В, таблицы В.2, В.3.

4. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ

4.1. При выборе способа очистки необходимо учитывать: данные о состоянии противокоррозионного покрытия конструкции; объем работ по подготовке поверхности и окраске; наличие технических средств для выполнения работ; принятую систему покрытия и технологию ее нанесения.

4.2. Очистку конструкций производят следующими способами:

- механическим с применением механических проволочных щеток, шарошек и электромашинок ударного типа МЭУ-125;

- абразивным с использованием пескоструйных или дробеструйных аппаратов;

- химическим с помощью смывок или грунтовок - преобразователей ржавчины;

- ручным (в исключительных случаях как вспомогательный метод при применении других видов очистки) с использованием стальных щеток различных размеров, при этом плотно приставшую ржавчину и старую краску удаляют молотком и зубилом, скребком или стальным шпателем.

4.3. Обезжиривание элементов пролетных строений мостов, подвергающихся механической (песко-, дробеструйной) и химической очистке производят до нее, а при обработке механизированным и ручным инструментом - после очистки.

4.4. Очистку (обмывку) поверхности от грязи, копоти, нефтяных, жировых загрязнений выполняют вручную растворителями: уайт-спиритом, бензином или 2-3% раствором моющих средств на щелочной или нейтральной основах с помощью волосяных щеток и протирочного материала, которые не должны оставлять следов на металлической поверхности (ворс, волокна). При применении для обезжиривания моющих средств типа ФЖС-Щ, ТИСС, Рейс, Яхонт поверхность после обезжиривания должна быть промыта водой или протерта влажной тряпкой.

4.5. После обмывки поверхность металла должна быть очищена от ржавчины, старого разрушившегося покрытия, потеков, наплывов с использованием механизированного инструмента (электро- и пневмошлифовальных машинок), в труднодоступных местах - ручного инструмента (скребков, шарошек и т.д.). (Приложение Г, таблицы Г.1, Г.2).

4.6. Производство работ по подготовке металлической поверхности возможно только в сухую погоду. На металле не должно быть капельной влаги, вызванной атмосферными осадками или конденсацией.

4.7. При толщине слоя ржавчины до 100-150 мкм может быть применен химический способ очистки смывками СП-6 или грунтовками - преобразователями ржавчины ГС-1, ГС-2.

4.8. Смывку наносят плотным слоем кистью или щеткой и выдерживают до тех пор, пока покрытие не размягчится, набухнет или вспучится. После этого покрытие удаляют шпателем, скребком или металлической щеткой. Время выдержки смывки колеблется от 20 до 60 мин. Продолжительность операции удаления лакокрасочного покрытия определяется его толщиной и состоянием.

4.9. Поверхность после обработки должна быть обеспылена с помощью волосяных щеток или обдувки сжатым воздухом.

4.10. Сушку поверхности осуществляют естественным путем. Для ускорения сушки можно применять обдув поверхности чистым сухим воздухом. Воздух не должен содержать масла.

4.11. Длительность перерыва между операцией подготовки поверхности и окрашиванием на открытом воздухе не должна превышать 6 ч. Допускается увеличение длительности перерыва, если это не оказывает влияния на качество подготовленной поверхности.

4.12. Для абразивной обработки применять высокопроизводительные пескоструйные и дробеструйные аппараты. (Приложение Г, таблица Г.З).

4.13. Хранить сухой песок следует в емкостях с крышкой. Отработанный песок после просеивания может быть использован повторно.

4.14. Поступающий в пескоструйный аппарат воздух должен быть чистым и сухим.

4.15. Компрессор, используемый в зоне выполнения работ, должен быть установлен на поддоне во избежание загрязнения поверхности маслом.

4.18. При пескоструйной очистке сопло располагают на расстоянии 75-100 мм от очищаемой поверхности под углом 75-80°. Категорически запрещается держать сопло перпендикулярно очищаемой поверхности.

Расстояние от сопла до очищаемой поверхности зависит от крупности песка и толщины слоя окалины: чем толще слой, тем меньше должно быть расстояние.

4.19. Шероховатость подготовленной поверхности должна находиться в пределах 40-60 мкм (ГОСТ 9.301).

4.20. Очищаемая от жировых загрязнений поверхность металла должна быть гидрофильной. Качество обезжиривания проверяют в соответствии с ГОСТ 9.402-92. Степень обезжиривания поверхности - первая.

4.21. Технические требования к качеству поверхности перед окрашиванием приведены в Приложении Г, таблица Г.4.

5. ТЕХНОЛОГИЯ НАНЕСЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

5.1. Нанесение лакокрасочных материалов следует производить, соблюдая технологические режимы окрасочных процессов, что является обязательным условием обеспечения надлежащих эксплуатационных свойств противокоррозионных покрытий.

5.2. Грунтовку наносят на протертую насухо (обдутую) поверхность металла сразу же после приемки работ по очистке. В случае, если очищенная до металла поверхность не была загрунтована в тот же день, в последующий период перед грунтованием необходимо удалить образовавшийся налет ржавчины и загрязнения.

5.3. На элементы моста, очищенные до металла, а также на головки заклепок, ребра, места соединений элементов, наносят дополнительный слой грунтовки, после высыхания которого все поверхности грунтуют сплошь.

Хорошо сохранившуюся старую краску не удаляют, а окрашивают одновременно с окраской загрунтованной поверхности.

Схемы окраски конструкций мостов

Свойства: покрытие стойкое к влажной атмосфере, пресной и морской воде, масло- бензостойкое, устойчиво к изменению температуры от минус 60 0 С до 100 0 С и кратковременному воздействию горячей воды и пара. Цвета – любые по согласованию с заказчиком, возможна колеровка по RAL.

Область применения: предназначена для защиты от коррозии металлических конструкций мостов и гидротехнических сооружений, наружной поверхности емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов, изделий машиностроения и металлоконструкций различного назначения.

t 0 окраски до минус 15 0 С

Система ЛК покрытия

ВЛ-023 фосфатирующие Эмаль"Виниколор"

- данная схема включает в себя фосфатирующие грунтовки, предназначеные для грунтования стальных поверхностей, цветных металлов и их сплавов в системах противокоррозионной защиты, а так же для межоперационной защиты на срок не более 12 месяцев-ЭП-0263С и 6 месяцев – ВЛ-023. Грунтовочное покрытие атмосферостойкое в умеренном морском климате и в промышленной атмосфере, водостойкое. Допускается проведение сварочных работ без удаления грунтовочного покрытия.

t 0 окраски до минус 10 0 С

Срок службы покрытия, лет

- данная схема включает в себя цинкнаполненную протекторную грунтовку для холодного цинкования металла, предназначенную для защиты от коррозии металлических конструкций, эксплуатирующихся в промышленной, морской и приморско-промышленной атмосфере.

Окраска по ржавчине

- данная схема включает в себя грунтовки, содержащие преобразователь ржавчины, предназначенные для грунтования прокорродировавших поверхностей металлов с толщиной коррозийного слоя до 100 мкм. Грунтовочное покрытие водостойкое, атмосферостойкое в промышленной атмосфере, содержащей агрессивные газы и пары, стойкое к кратковременному обливу кислотами и щелочами.

Окраска по влажным поверхностям

* - данная схема включает в себя грунтовку, предназначенную для грунтования влажных металлических поверхностей. Грунтовочное покрытие атмосферостойкое в умеренном морском климате и в промышленной атмосфере, водостойкое, стойкое к солевому туману и бензину.

2. Система покрытия с применением грунт-эмали ЭП-644

Свойства: покрытие стойкое к нефти, светлым и темным нефтепродуктам, к влажной атмосфере, пресной, морской воде, износостойкое, обладает пониженной горючестью. Материалы тиксотропные, с низким содержанием летучих веществ. Диапазон предельных температур эксплуатации покрытия - от минус 45 до 50оС.

Область применения: предназначена для защиты от коррозии внутренних металлических и железобетонных поверхностей, подвергающихся воздействию атмосферы, воды, солевого тумана, нефтепродуктов, паров растворов кислот и щелочей.

t° окраски до минус 5°С

- наносится безвоздушным распылением в 1 слой при заливке бетона, 2 слоя – при эксплуатации в атмосферных условиях.

3. Система покрытия с применением эмали "ВИНЭП"

Свойства: покрытие стойкое к морской и пресной воде, атмосферостойкое, масло-бензостойкое, износостойкое.

Область применения: эмаль предназначена для противокоррозионной защиты стальных поверхностей, эксплуатирующихся в атмосферных условиях, для защиты от коррозии района переменной ватерлинии, подводной и надводной части корпусов судов всех типов, включая суда ледового плавания.

Эмаль "ВИНЭП" СЛ-1

Эмаль "ВИНЭП" СЛ-2


4. Система покрытия с применением эпоксидной эмали ЭП-439С

Свойства покрытия: покрытие атмосферостойкое, стойкое к влажной атмосфере, пресной и морской воде, масло-бензостойкое, износостойкое, обладает пониженной горючестью. Диапазон температур эксплуатации покрытия – от минус 60 до 40 0 С.

Область применения: предназначена для защиты от коррозии надводного борта и надстроек судов неограниченного района плавания, морских буровых установок и плавсредств, а также металлоконструкций , эксплуатирующихся в атмосферных условиях и подвергающихся периодическому воздействию воды.

- данная схема включает в себя цинкнаполненную протекторную грунтовку (технология холодного цинкования металла), предназначенную для защиты от коррозии крупнотоннажных контейнеров и других металлических изделий, эксплуатирующихся в промышленной, морской и приморско-промышленной атмосфере.

5. Система покрытия с применением фторуретановой эмали «Винифтор»:

Свойства: покрытие стойкое к воздействию кислот, щелочей, газообразных агрессивных сред, к действию пресной и морской воды, масло-, бензостойкое, стойкое к воздействию солнечного излучения в атмосферных условиях. Обладает пониженной горючестью, хорошими диэлектрическими свойствами, износоустойчиво, хорошо отмывается от загрязнений.

Область применения: предназначена для окраски металлических, пластмассовых, бетонных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям в строительстве, авто-, судо-, вагоностроении, в химическом производстве.

Какую применяют краску для мостов

Мосты бывают разные: большие и маленькие, железные и бетонные, подвесные, разводные и т.д. Однако при производстве любого моста не должно быть допущено ни малейшего дефекта. А что бы предотвратить
возникновение дефектов, применяются и разрабатываются специальные технологии. Они призваны защищать конструкции от воздействия внешних факторов, таких как сырость, температура, действие агрессивных
сред, механические воздействия. Самой простой технологией по защите мостов и их конструкций является их окрашивание специальными защитными красками и составами. Краска для мостов ( позволяет повысить
долговечность конструкций, следовательно значительно снизить материальные затраты на будущий ремонт.

Краска для мостов. Нанесение.

При окрашивании мостов в защитных целях, особое внимание уделяют местам сварки, спайки и другим сетам наиболее подверженным коррозии и разрушению. Однако следует учитывать, что окраску мостов
легче и быстрее производить по элементам, до момента его монтажа. Данный способ гарантирует контроль покраски и выполнение всех условий для качественного нанесения краски на поверхность. Так же,
такой метод ведет к снижению затрат самой краски. Следует отметить, что мосты окрашиваются не просто краской, а целой лакокрасочной системой. Она включает в себя покрытие поверхности моста
грунтовкой, а потом уже нанесение самой краски. Современные технологии позволяют нанести краску различными способами. Наиболее распространенный способ – это распыление. Следует помнить, что для
обеспечения максимальной антикоррозийной защиты моста и его элементов, необходимо как можно точнее соблюсти условия нанесения краски. Необходимо соблюдать правильную толщину лакокрасочного покрытия
на таких труднодоступных местах как острые кромки, канты, сварные швы, в любых областях, где контроль нанесения произвести весьма затруднительно.

Краска для мостов. Выбор краски

Иногда возникает потребность в покраске уже эксплуатируемого моста, что сводится к подкрашиванию некоторых его элементов или его тотальной перекраске. При этом особое внимание следует обращать на
степень коррозии поверхности, которую необходимо покрыть краской, так же немаловажным фактором является чистота поверхности, ведь на старых мостах не всегда удается начисто зачистить поверхность
перед нанесением новой краски. От всего этого зависит вид краски для мостов, который будет применяться. Наиболее распространенными сейчас лакокрасочными системами покраски мостов являются: эпоксидная
и полиуретановая. При выборе, следует знать, что краска для мостов ( имеет уникальную внутреннюю
структуру. Именно структура краски определяет ее свойства, такие как устойчивость к воздействию различных окислителей, устойчивость к механическим нагрузкам, антикоррозийные свойства. При выборе
краски для окрашивания моста необходимо учитывать все свойства краски, при этом необходимо четко знать в каких условиях будет эксплуатироваться конструкция. Условия порой бывают разными: при низких
температурах на Севере; при высокой влажности; это будет автомобильный мост или железнодорожный; мост через реку и т.д. Довольно часто многие несущие элементы моста располагаются под водой, и для
таких участков были разработаны специальные покрытия, во много раз продлевающие срок службы защищаемых элементов. Все приведенные условия и свойства краски следует особо учитывать при выборе
последней. Т.к. именно от правильного выбора краски зависит срок службы конструкции.

Знайте, покраска моста составляет примерно по стоимости десятую часть от всей его стоимости. Однако, нанесение защитной краски, позволяет значительно повысить срок эксплуатации моста. Поэтому
относитесь к этому делу серьезно.

Читайте также: