Можно ли сканировать металлические предметы на сканере

Обновлено: 02.07.2024

На телефоны. А также..название говорит само за себя: металл, железяки всякие - цепочки, кольца, браслеты. Иной раз думаю: "Зачем эти металлоискатели? Одно дело, чтоб мы не пронесли что-то, чем можно порезать себе вены (а то нервы сдадут и вскроешь вены себе прямо на месте), другое - а как же наши любимые цепочки-кольца? Не отказываться же от них из-за металлоискателя!" Впрочем, даже если что-то там у вас звякнет, покажете, что там - и все дела (телефон либо сами сдадите, либо металлоискатель "найдет" и тоже придется сдать). Вообще на многое реагирует.

Например, я не очень люблю обвешивать себя украшениями. Ну, как не люблю. Есть сережки-кольца серебряные, их ношу постоянно. Остальное: цепочки, браслеты, кольца ношу по желанию и не каждый день, а на экзамен - или вообще ничего (кроме сережек), или крестик (и то не на цепочке, а на веревочке). А сегодня сдавала математику (профиль), мандражировала, но даже крестик не одела! Почему? Потому что я потливая, а когда волнуюсь, потею еще сильнее. Когда потеешь, крестик к телу прилипает, а это неприятно. К тому же у меня серебряный крестик, он постоянно чернеет, даже без моей потливости (пробовала носить и поверх одежды, и даже при хранении на полке чернеет). Пусть меня осуждают: "Как же, верующая - надо крестик носить!" Что поделать. Моя мама тоже не носит крестик. Он у нее разломался на части, новый не купила, другого нет. С тех пор не носит.

Только вот совсем от металла-то не уйдешь! Украшения почти не ношу, а что толку! К сожалению, кроме сережек, моим постоянным "украшением" являются очки. Очень плохо вижу, без них даже в квартире не могу шагу ступить! Так что на ЕГЭ без очков мне никак не прийти! Если даже приду (маме в таком случае придется сопровождать меня), толку не будет: писАть я все равно не смогу. А у моих очков, как назло, оправа металлическая! И потом, я почти всегда одеваю пояс. Не красоты ради: без него тоже иногда не обойтись - вечно то поправляюсь, то худею (так что штаны спадывают). На нем пряжка металлическая. Если меня проверяют в районе этого места, то ВСЕГДА срабатывает. И мне приходится подымать кофту, чтоб объяснить, что это пряжка! А иногда даже пряжку расстегиваю (доказать, что под ней шпор и мобильника нет)! Ну, молния на брюках. А пуговица пластиковая.

Могли бы еще ключи от дома сработать. Но на брюках, в которых я хожу на экзамены, нигде нет карманов. Да и ключи я оставляю в сумке, которую сдаю в гардероб. Остальное - просто необходимость: очки, пояс и мои любимые сережки. А есть люди, которые вечно обвешиваются всем, чем только можно! Я же - нормальнее нЕкуда (не в обиду другим!), телефон не прячу, шпоры не рассовываю! Но почему-то на меня ВСЕГДА СРАБАТЫВАЕТ! Я не понимала, почему так. Потом одна организатор сказала, что часто срабатывает на тех, кто волнуется. Причем, даже если человек вроде ничем не выдает своих чувств, а держит их при себе!

А еще мне мама сказала, что смотрела передачу, где рассказывалось про металлоискатели, и там говорилось, что может запищать даже. на месячные у девушек! Я сегодня сдавала математику(профиль), металлоискатель среагировал. Что виновато? Мои "дни" или мое волнение? Если второе - ладно, шут с ним! А если первое - я бы накостыляла тем, кто металлоискатели на ЕГЭ ввел (да и ЕГЭ - тоже)! Но ничего это не даст, наоборот, мне накостыляют, так что буду сидеть и помалкивать! =) Удачи вам!

Часто возникает необходимость сделать фото монеты, например, для вложения этого фото в приложения такие, как «Coin Collection» или «Коллекция банкнот». Конечно, в большинстве приложений уже есть встроенная возможность сделать фото монеты – это позволяют все современные устройства на базе ОС Android. Тем не менее, все же удобнее и более практично делать фото отдельно, а потом уже скопировать получившийся результат в приложение. Как же делать фото? В просторах Интернета можно найти великое множество способов. Сегодня я хочу рассказать и продемонстрировать один из таких способов: с использованием сканера.

Процесс сканирования аверса и реверса

Приложение для сканирования

Для своих экспериментов я буду использовать простой (из низшей стоимостной категории) планшетный сканер Canon CanoScan LiDE 110. Со сканером идет программное обеспечение ScanGear, которое и буду использовать. Положим монету в сканер. Монету необходимо положить так, чтобы был наименьший просвет под крышкой сканера. После нескольких экспериментов, я пришел к выводу, что максимальное качество сканирования можно получить, если использовать режим использования драйвера сканера. Выбираем расширенный режим, выставляем цветной режим с максимально возможным разрешением (я выставил 800 dpi).


Нажимаем кнопку “Сканировать”. Вот полученные сканы после обрезки (это можно сделать в любом графическом приложении):

1 рубль 1898 года реверс

1 рубль 1898 года аверс

5 копеек 1791 АМ реверс

5 копеек 1791 АМ аверс

полушка 1707 реверс

полушка 1707 аверс

Как видно из этих сканов, качество конечного результата зависит от состояния сканируемой монеты. Фото больших и красивых монет в хорошем состоянии получается довольно качественно. Я специально не корректировал сканы и скажу вам, что полученные сканы очень близки к реальному цвету монет.

Фото гурта монеты

Проведем эксперимент со сканированием гурта монеты. К сожалению, все мои эксперименты оказались неудачными. Я пробовал закрывать просвет между крышкой и самим сканером бумагой, результат был тем же самым.

Хорошо видна только часть гурта, непосредственно соприкасавшаяся со сканером. Однако, даже скан такого качества дает неплохое представление о гурте.

Использование миллиметровки

В дополнение к сказанному, для старых монет, для которых очень важны физические размеры, при сканировании дополнительно можно использовать миллиметровку. Шаблон миллиметровки Вы можете скачать в Интернете – их там полно. Распечатайте и вырежьте небольшой квадрат (достаточно будет от 6×6 до 10×10). Затем при сканировании монеты положите полученный шаблон сверху монеты. Вот что получилось у меня:


Теперь мы легко можем определить размеры монеты, всякий раз взглянув на фото монеты.

Итак, я использовал дешевый сканер, который, тем не менее, дал неплохие результаты. Возможно, Ваш сканер более качественный и, значит, он однозначно даст еще лучшие результаты.
Преимущество данного метода получения фото:

Как работают рамочные детекторы в метро и на вокзалах


Металлоискатели, проще говоря, рамки, которые мы видим в аэропортах, на вокзалах и в метро, способны уловить любые опасные металлосдержащие вещества и предметы. Но все равно главным остается человеческий фактор — только грамотные специалисты смогут в большом потоке выявить преступника. Эксперты рассказали о принципах работы металлодетекторов и задачах сотрудников общественной безопасности.

В метро Санкт-Петербурга днём 3 апреля смертник взорвал самодельную бомбу. Погибли 14 человек, более 50 пострадали. По предварительным данным, движущийся вагон взорвал уроженец Киргизии, он же заложил ещё одну бомбу на «Площади Восстания», которую успели обезвредить.

После теракта на транспорте по всей стране усилены меры безопасности. Где-то это привело к очередям в часы пик, когда пропускной способности одного-двух арочных металлоискателей оказалось недостаточно. При этом соцсети наполнились недовольными и недоумёнными комментариями о том, что «всё равно все пищат», «если надо, пронесёт» и так далее. В частности, такие отзывы пишут жители столиц, Новосибирска и ряда других городов, где есть метро.


Ловит металл

На большинстве объектов общественного транспорта и в зданиях крупных учреждений имеются металлоискатели двух типов: рамочные (арочные), через которые проходит поток людей, и ручные для личного досмотра. Сам принцип работы арочных и ручных детекторов идентичен. Отличаются они только уровнем чувствительности. И, например, при сомнительном результате прохождения через рамку представитель охраны может дополнительно просканировать ручным прибором.

Использование таких металлоискателей регламентируется, в частности, законом «О транспортной безопасности».

«При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности используются рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности», — говорится в законе.

Как сообщается на сайте новосибирского метрополитена, на всех станциях определен регламент выборочного досмотра пассажиров с использованием сертифицированных стационарных металлодетекторов общего назначения «Рубикон» и ручных селекторных микропроцессорных металлодетекторов «Обертон».

Рамочный «Рубикон», как говорится на сайте производителя, предназначен для обнаружения металлических предметов, а именно оружия, скрытого под одеждой человека.

«Принцип действия стационарного многозонового металлодетектора основан на изменении пространственного распределения низкочастотного электромагнитного поля при внесении металлических предметов в область поля. Электромагнитное поле создается с помощью двух катушек, расположенных в боковых стенках рамки», — описывается устройство.

Рамка имеет высокую помехоустойчивость, то есть на неё не влияют смартфоны и другие электронные устройства. А настройка режимов работы и параметров детектора осуществляется с помощью встроенной панели управления, доступ к которой закрыт для посторонних.

Устройство имеет два основных режима работы: непрерывный – для досмотра массового потока, и дискретный – инфракрасные датчики прохода переводят детектор в активное состояние и анализ осуществляется только при проходе через рамку. От первого лица: мы выжили в вагоне со смертником

Когда устройство обнаруживает металлический предмет, оно подает звуковой сигнал и с помощью световых индикаторов оповещает о том, в какой части рамки находится обнаруженный предмет. Всего «Рубикон» имеет около 100 уровней чувствительности и способен пропускать около 50 человек в минуту. Но бывают рамки и с другими параметрами.

Как рассказала руководитель салона охранного агентства «СТБ» Татьяна Левченко, рамочные металодетекторы имеют изначально разные уровни чувствительности, либо могут настраиваться на разный объем металла, который будут улавливать. Сегодня крупные учреждения предпочитают устанавливать самую высокую чувствительность — на минимальные объемы.

Относительно частых упреков посетителей, что рамка «пищит на все подряд, только задерживает» или «не работает», собеседница пояснила, что есть модели устройств без звуковых сигналов: «Часто металлодетекторы сообщают не звуковым, а вибросигналом, чтобы человек не знал, что он сработал». Также и с ручными детекторами.


Ручной селективный микропроцессорный металлодетектор «Обертон», который часто используют на объектах транспорта, оснащен аудио-визуальной индикацией обнаружения, различающейся по тону и цвету для черных и цветных металлов. Он также имеет возможность установки вибросигнализации для обеспечения скрытности индикации или для работы в местах с повышенной шумовой обстановкой.

«Обертон» в зависимости от установленного уровня чувствительности может обнаружить предметы из черного металла, такие как пистолет Макарова на расстоянии 22-30 сантиметров, гранату РГД — 13-26 сантиметров, нож — 10-20 сантиметров. Из цветного металла он может выявить, например, пулю калибром 7.62 мм на расстоянии 5-8 сантиметров, золотое кольцо — 3-5 сантиметров.


Досмотр багажа осуществляется иначе — с помощью ренгеновского сканера. Основной частью таких сканеров является генератор рентгеновских лучей, блок обработки данных для преобразования сигналов, полученных с детекторной линейки в изображение, и конвейер, который используется для проведения багажа через сканер.

Полученные изображения выводятся на компьютерном терминале, обычно установленном вблизи сканера. Дальше все зависит от оператора, который оценивает увиденное на экране.

Главное — люди

«На металл они (детекторы) реагируют прекрасно. Другое дело, что каждый металлодетектор должен управляться человеком, который при получении сигнала как-то реагирует: досматривает дополнительно. или нет», — прокомментировал бывший сотрудник органов государственной безопасности (ФСБ), полковник запаса, эксперт в области частной охранной деятельности Владимир Черников.

При этом он добавил, что на личный досмотр у представителя безопасности должны быть полномочия. Например, частный охранник не имеет права досматривать людей, только сотрудник полиции.

По словам собеседника, рамки срабатывают часто, но досматривают, разумеется, не всех. «Сотрудники обращают внимание на внешний вид человека, поведение, другие факторы. Например, у того, кто что-то несет, глазки бегают, и это сразу вызывает подозрение. Без людей оборудование не работает, а люди — это такая тонкость, все очень субъективно, зависит от мастерства и профессионализма», — сказал Черников.

По данным эксперта, на сегодня наиболее совершенная досмотровая техника стоит в Израиле, а ситуация там существенно не улучшается. Конечно, оборудование будет меняться. Но меняются и профессиональные преступники, они действуют нестандартно и находят все новые способы обойти технологии.

«Есть еще один метод надежный. Я служил в органах госбезопасности, эти вещи решались через агентуру. Это люди, которые пронизывают все общество и постукивают, подсказывают, и вовремя можно включиться. Если такой контрразведывательной работы не ведется, то технические средства и люди, которые с ними стоят, не очень эффективны. Массу людей невозможно досмотреть, а непрофессиональных жуликов это отпугивают. До профессионалов можно добраться только с помощью агентуры. Здесь роль ФСБ очень значительная, это их главное дело», — отметил эксперт.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. С момента входа в здание аэропорта и до посадки несколько часов путешественники и багаж находятся под неусыпным контролем. Все предполетные процедуры сейчас представляют собой компромисс между безопасностью и скоростью обработки данных пассажиров.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Безопасность

  • Тепловизор позволяет определить человека с повышенной температурой непосредственно в движущемся потоке.
  • С помощью теплового сканера следят за температурой тела, чтобы не допускать больных пассажиров на борт.

Особенно тщательно контроль осуществляется во время вспышек гриппа. Прибор определяет температуру тела человека на расстоянии до 10 м с точностью до 0,1°.

В некоторых аэропортах работают профайлеры — специалисты, которые обращают внимание на

  • жесты
  • мимику
  • особенности поведения пассажиров

и на основе этого выявляют потенциально опасных.

Сканеры, предназначенные для досмотра граждан, абсолютно безопасны.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам

Больничный рентген-аппарат выдает около 600 микрозивертов, а современные сканеры для досмотра не превышают порог 0,5 микрозиверта.

Кадры видеонаблюдения из зала обрабатывает компьютерная программа, способная оценить психоэмоциональное состояние и преобразовать малейшие движения человека в цветовые индикаторы

  • много зеленого — пассажир безопасен
  • больше красного — повод остановить его для проверки.

Пластиковые лотки в зоне досмотра

Ученые выявили в пробах, взятых с них, 10 различных респираторных вирусов, среди которых вирус

  • гриппа А и больше 100 патогенных микроорганизмов.

Для служб безопасности одними из самых подозрительных предметов одежды и поводом для дополнительной проверки могут стать

  • свободные брюки карго с накладными карманами
  • длинные юбки или платья.

Службу безопасности также точно напряжет

  • упоминание оружия, даже в шутку,
  • подозрительно большое количество наличных денег,
  • а также, если вы будете истерить по поводу предстоящего полета, потеть, нервничать.
  • Пассажира, у которого причудливая прическа либо тщательно заплетенные волосы, вероятнее всего пригласят на дополнительный досмотр. Потому что начесанная конструкция на голове может скрывать оружие.
  • Лучше отвечать на вопросы: «Куда летите?», «Что везете?» и «Цель визита?» — максимально информативно и спокойно.
  • Если сотрудник, глядя в ваш паспорт и билет, спрашивает: «Куда летите?» — он не издевается.

Это часть профайлинга — метод проверки поведения для выявления подозрительных людей

  • Если вы отреагируете слишком резко или ответите неуверенно, это станет поводом для дополнительного контроля.
  • Если вы не сделали ничего противозаконного, а просто разнервничались из-за всех подозрений и проверок, признайтесь в этом сотруднику. После этого он с большей вероятностью посчитает вас менее подозрительным и даже, может быть, успокоит.
  • Чтобы не привлекать к себе внимания службы безопасности, лучше обойтись без заколок-невидимок для волос.
  • Если их будет слишком много, металлодетектор среагирует, как и на крупные металлические браслеты и ожерелья.

Подозрительных лиц отправляют на спецдосмотр со сканером, который просвечивает буквально насквозь, до внутренних органов.

Раньше сканеры выдавали еще и анатомически подробную картинку, но теперь можно не беспокоиться

  • современные аппараты показывают контролеру только посторонние предметы и прячут не интересные ему рельефы тела.

Если вы попробуете пронести что-то запрещенное, то не сможете забрать предмет обратно.

Изъятыми вещами распоряжается служба авиационной безопасности. Часть утилизируют, иногда продают с аукциона.

  • Чтобы избежать ошибок, сотрудники службы безопасности обычно меняют свои позиции каждые 30 минут.

Они не будут подолгу заниматься сканированием, проверкой билетов, так как слишком долгое выполнение одной и той же монотонной операции может привести к тому, что в системе безопасности что-то упустят. Такое переключение позволяет агентам быть в тонусе.

Сотрудники службы безопасности не только используют официальные кодовые слова, но и изобретают свои. Например

  • тайно уведомляют друг друга о привлекательных пассажирах, произнося «папа отеля» или конкретное число
  • или предупреждают друг друга о раздражающих гражданах, используя невинно звучащие термины.

Прямо перед входом в контрольно-пропускной пункт агент службы безопасности аэропорта может пометить ваш посадочный талон специальным знаком, чтобы сообщить другим сотрудникам о том, что вы должны пройти дополнительную проверку

  • Оранжевым цветом обозначаются ткань и вода
  • зеленым — металлические элементы
  • синим — электронные устройства.
  • Она блокирует рентгеновские лучи, а потому кажется лишь темным пятном на экране контролера. Вас попросят открыть сумку и показать упакованную вещь.

Животные, работающие в аэропорту, это своего рода собачий спецназ, поскольку там тяжелейшие условия службы

  • большое скопление людей
  • постоянный шум
  • обилие запахов.

Такие собаки ищут

  • не только запрещенные вещества
  • но и крупные пачки денежных купюр
  • изделия животного происхождения, которые могут оказаться контрабандой.

Собака, которая заподозрит неладное, не будет громко лаять, пугая окружающих.

  • Она использует тонкий язык тела, например может вилять хвостом, чтобы сообщить об угрозе. Таким образом, когда обнаружен подозрительный запах, у кинологов есть время подать сигнал, не вызывая подозрений потенциально опасного путешественника.

В конце досматриваемого рейса собаке необходимо поощрение.

  • Для того закладывают специальный тренировочный багаж, в котором находится имитатор запаха запрещенного вещества. Когда пес его находит, он получает любимую игрушку. Это необходимо, чтобы у животного не пропадал интерес к работе. Для служб безопасности аэропорта очень важно, чтобы собака постоянно была в тонусе. Для этого по зданию периодически прохаживается человек с имитатором запаха. Если собака учуяла что-то подозрительное, она подает знак кинологу.

Специально для работы в здании аэропорта выводят целые породы.

  • Так селекционером «Аэрофлота» была выведена собака Сулимова, или в народе «шалайка», — смесь оленегонной собаки и шакала. И у тех и у других чутье лучше, чем у обычных псов, а кроме того, шакалы хорошо переносят жару, а лапландские псы — холод.

20 секретов

зал ожидания

Багаж

По данным компании SITA, международного IT-провайдера индустрии, которая следит за перевозками багажа, общее число утерянных чемоданов уменьшилось с 46,9 млн в 2007 году до 24,8 млн в 2018 году. И это в то время, когда количество пассажиров самолетов увеличилось практически вдвое.

  • Если ваш чемодан показался подозрительным и его открывали, на него должны повесить специальную наклейку, в которой будет указано, что ваш багаж подвергся дополнительному досмотру.
  • Прежде чем попасть в самолет, ваш багаж пройдет сканирование интроскопом. Подозрительные сумки подвергаются 4 дополнительным проверкам. В том числе с помощью компьютерного томографа и дифракционной установки.
  • Часто, несмотря на наличие современных устройств, ручную кладь досматривают люди. Это связано с тем, что многие вещества трудно отличить друг от друга при сканировании. Например, музыкальные поздравительные открытки на сканерах похожи на бомбы. А мед или большой круг сыра могут выглядеть так же, как и жидкое взрывчатое вещество.
  • Грузчики в аэропорту поднимают и перекидывают до 125 тыс. сумок в год. По их мнению, наиболее вероятной причиной потери багажа является позднее прибытие в аэропорт. Вас служба безопасности проверит за полчаса, а вот на контроль чемоданов может не хватить времени, и они не попадут в самолет.
  • Если вам непременно хочется тащить тяжелый багаж или у вас просто нет выбора, оставьте бирку с весом багажа для грузчиков. Вам несложно, им приятно. Больше всего грузчиков в аэропорту раздражают переполненные чемоданы, под завязку набитые вещами.
  • Часто при транспортировке молния расходится и вещи вываливаются, обратно их утрамбовывают уже грузчики. Хуже этого только жидкости в маленьких боковых карманах. Они вытекают, раздавленные, обливая еще и соседний багаж.
  • У клади с удобными ручками больше шансов остаться целой и невредимой. В идеале ручки должны быть сверху и снизу. Такие сумки грузчики берут первыми и аккуратно перекладывают в багажный отсек.
  • Еще один способ уберечь багаж — не делать его слишком тяжелым. Лучше взять 2 чемодана поменьше, чем 1 тяжелый. Большинство сумок, которые повреждают при погрузке, весят более 20 кг.

Диспетчерская

На диспетчерской вышке есть несколько рабочих мест

  • управляющего наземным движением на поле
  • управляющего посадкой и взлетом
  • отслеживающего промежутки между землей и подходами.

У каждого своя зона. Для того чтобы объекты не врезались друг в друга, все должны общаться между собой. За действиями диспетчеров следят

  • старший смены, который контролирует нагрузку и адекватность команд,
  • и руководитель полетов.

Несмотря на наличие специального оборудования, все диспетчеры обучаются и метеорологии.

Если машина даст сбой, они выясняют направление и скорость ветра с помощью ветроуказателя. А для того чтобы определить уровень видимости, диспетчеры смотрят на конкретные ориентиры

  • соседние здания
  • водонапорные башни
  • вышки сотовой связи.

Если в диспетчерской ломается радио, сотрудник из башни направляет зеленый луч на кабину, давая понять, что самолет может приземлиться.

Если же на взлетно-посадочной полосе есть помехи, сигнал меняют на мигающий красный, и пилот понимает, что посадка небезопасна.

Один борт ведут десятки диспетчеров.

Кажется, что в небе очень много места, но это не так: оно словно соты разделено на участки, и на каждом из них есть свои трассы и перекрестки. В воздушном пространстве огромное количество трасс, в зависимости от их длины и количества пересечений все небо разделено на сектора разной длины. К примеру, если самолет летит из Внуково в Калугу, его ведут 7 человек.

Диспетчер должен тренировать голос

  • В обычной жизни он может говорить тихо и невнятно. Но на работе его голос меняется так же, как диктора перед камерой. Это необходимо, чтобы информация, которую диспетчеры передают по радио, была ясна и понятна.

Право выбора языка общения возложено на диспетчера. Но, если экипаж российской авиакомпании заговорит по-английски, то на том же языке ему ответит и диспетчер.

Есть нормы, согласно которым все используют стандартные фразы. Однако диспетчеры признаются, что бывают случаи, когда необходимо отступить от правил и употребить бытовые выражения.

Одна из самых опасных ситуаций называется «блинчик»

  • когда один самолет начинает разбег, а другой принимает решение уйти на 2-й круг.

В такой ситуации главное для диспетчера — быстро отреагировать и отвернуть в сторону борт, уходящий на 2-й круг, поскольку его скорость больше.

Каждые 2 часа диспетчер обязан отдыхать. В среднем выходит 20 минут. Для отдыха есть специальная комната с диванами и телевизором. Можно

  • пойти выпить кофе
  • полежать
  • поговорить по телефону
  • погулять
  • почитать.

В здании есть и тренажерный зал, но не рекомендуется пользоваться им во время работы.

20 секретов, которые работники аэропортов не рассказывают пассажирам. Аэропорт будущего

Роботы-гиды аэропорта Инчхон после сканирования посадочного талона сопровождают потерявшегося или опаздывающего путешественника к выходу на посадку.

Недавно презентовали платформу, которая может обнаружить взрывчатку, спрятанную в обуви людей, стоящих в очереди на проверку безопасности.

Сканер обуви использует сетку чувствительных электродов для анализа обуви и ее содержимого.

Идет работа над объединением искусственного интеллекта с более чувствительной версией сканеров миллиметровых волн, которые уже используются в аэропортах.

Это даст возможность пассажирам проходить сквозь сканеры с полными карманами, а службе безопасности при этом выявлять скрытые угрозы.

Пассажиров избавят от необходимости убирать электронику и жидкости из сумок во время проверок безопасности.

Искусственный интеллект

  • сможет анализировать, как выглядит типичный ноутбук
  • распознает, был ли он изменен таким образом, чтобы содержать материалы, которые система никогда не видела ни в одном другом ноутбуке ранее.

Разработан экологически чистый вариант традиционного подноса для еды.

  • Основа изготовлена из кофейных зерен
  • салатник — из прессованного бананового листа
  • а ложка и вилка — из кокосового дерева. Дешевого и легкодоступного материала.

Придумана система под названием MagRay, основанная на технологии сканирования, разработанной для медицинских применений.

  • Это сочетание рентгеновских лучей и ядерного магнитного резонанса, которое используется в МРТ-сканировании. Два метода объединили, чтобы быстро отличить обычные жидкости от опасных.

Роботы смогут принимать багаж пассажиров прямо у входа.

Такой робот, разработанный SITA, тестирует, например, аэропорт в Женеве. Устройство позволяет пассажиру самостоятельно

  • отсканировать свои посадочные талоны
  • положить сумки в грузовой отсек робота
  • прикрепить на них напечатанные роботом бирки.

Роботизированный терминал открылся в аэропорту Сингапура. Пассажирам доступны

Видеть насквозь. Как изучать предметы, не ломая их?


Почти пять тысяч лет человечество изучало свои изделия, используя только органы чувств: кузнецы прислушивались к звону дамасской стали, архитекторы Великих пирамид наощупь оценивали гладкость блоков. Исследовать рукотворные предметы, не разбирая или ломая их, мы не умели до XIX века, пока не началась история технологий неразрушающего контроля (Nondestrcutive Inspection, NDI).

Началась история неразрушающего контроля, конечно, с разрушения.

В 1854 году на фабрике в Хартфорде (Коннектикут) взорвался абсолютно новый паровой котел. Взрыв разрушил цех и унес 21 жизнь. В эпоху паровых машин котлы лопались нередко, хотя и производились с огромным запасом прочности. О существовании микротрещин и усталости металла инженерам оставалось только смутно догадываться. Взрыв в Хартфорде впервые заставил власти учредить регулярную комиссию, которая должна была инспектировать паровые котлы. Именно тогда инженеры по всему миру задумались о том, как проникнуть внутрь того, что нельзя снять и разобрать.

Последующая научно-техническая революция к середине XX века вооружила нас целым арсеналом методик неразрушающего исследования, призванных предупреждать и предотвращать самые разные беды. Среди таких методик рентген, магнитно-резонансная томография (МРТ), электромагнитное излучение, компьютерная томография и даже космические лучи. О применении этих технологий в медицине, безопасности и на производстве известно много, поэтому мы решили рассказать о самых нетривиальных задачах, которые помогает решать NDI нам и нашим коллегам в других сферах.

1. Как рентген помогает 3D-печати

Если мы можем «просветить» любой предмет, то почему бы не запечатлеть его трёхмерную модель, а затем не сделать его копию? Инженеры Toshiba IT & Control Systems Corporation (ITC) создали максимально точный рентген, который способен поставлять готовые трёхмерные модели в HD-качестве для 3D-печати — аппарат TX Lamino. Он получил название от ламинографии — технологии послойного рентгенологического исследования объектов, которая заложена в его основу.

TX Lamino «просвечивает» предмет с разных углов обзора, что помогает увидеть детали или дефекты, которые невозможно выявить, рассматривая 2D-изображение. Машина оснащена нанофокусным генератором рентгеновского излучения, то есть он может фокусировать лучи в оптической точке диаметром менее 1 мкм, а точнее, в случае TX Lamino, — 0,25 мкм. Это позволяет детально исследовать очень малые предметы. Помогает нанофокусу 4-мегапиксельная камера, которая выдаёт в четыре раза более чёткие изображение, чем у обычных рентгенов с 1-мегапиксельной камерой.


Аппарат TX Lamino. С его помощью можно создать точную 3D-модель любого предмета. Источник: Toshiba ITC

Рентген делает послойные снимки предмета, а затем объединяет их в реалистичную 3D-модель, которую можно посмотреть на мониторе в разрешении 4K. Более того, любой из фотослоев при необходимости можно изучить отдельно от других в 2D. К примеру, на слои можно «разложить» раковину моллюска.

Источник: YouTube-канал Toshiba News and Highlights

Затем модель можно превратить в реальный объект на 3D-принтере, причём его внутреннее строение будет абсолютно идентично оригиналу, даже если речь идёт, скажем, о детали двигателя с подвижными частями. К примеру, с помощью TX Lamino удалось создать полимерную копию шарикового подшипника с вращающимся кольцом.


3D-распечатка детали двигателя, сделанная с помощью TX Lamino. Источник: Toshiba


И тот самый подшипник. Источник: Toshiba ITC


И та самая раковина моллюска. Источник: Toshiba

Технология, позволяющая буквально видеть насквозь любой объект, помогает нам в Toshiba справляться и с менее оригинальными задачами, в частности — с контролем качества. Возьмём, к примеру, автомобили. Любой дефект в важных узлах и механизмах создаёт риск для жизни и здоровья людей. И далеко не все дефекты мы видим невооружённым глазом. Наши промышленные системы, объединяющие рентген и продвинутые технологии визуализации, позволяют выявить эти проблемы.

Любая металлическая болванка кажется на первый взгляд абсолютно цельной. В действительности это не так. В бракованной детали могут быть мириады воздушных пузырей, которые со временем приведут к поломке. Увидеть их можно только «под прицелом» рентгена.



Алюминиевая деталь автомобиля. Слева — рентгеновское изображение, на котором видны скопления воздушных полостей и их размер, дифференцированный по цвету. Справа — 3D-модель. Источник: Toshiba

Впрочем, пока 3D-сканеру не под силу живые существа — морскую раковину или алюминиевую болванку можно просвечивать сколько угодно, а живые организмы, особенно такие, которых нельзя вскрыть, не поломав раз и навсегда, скажем, насекомые, от частого и/или интенсивного облучения портятся.

2. Как спасти жизнь мухи-дрозофилы

У насекомых с технологиями NDI сложные отношения. Получить чёткое трёхмерное изображение мухи почти невозможно: насекомое постоянно двигается, а для качественного снимка нужен полный покой сканируемого. Помимо этого, беспозвоночные с трудом переносят большие дозы облучения, а для хорошего 3D-изображения нужно много снимков, поэтому для насекомых такая фотосессия становится смертельной. Причём даже если фотомодель переживёт съёмки, облучение негативно отразится на её росте, репродукции и продолжительности жизни, что мешает долгосрочным исследованиям.

Наши коллеги из Университета Западного Онтарио в Канаде разрешили эту проблему с помощью углекислого газа. Дело в том, что насекомые обладают способностью выживать при кислородном голодании. Их естественная реакция на недостаток кислорода — это сон, в ходе которого беспозвоночное некоторое время остаётся недвижимым.

С учётом этого был разработан такой метод NDI: фотомодели с удобством размещаются в небольшой камере округлой формы — на подложке из полистирола. Она устанавливается под источником рентгеновского излучения. Затем в камеру с насекомыми подаётся CO2, что вводит их в состояние сна.

В этот момент начинает работать компьютерный томограф (КТ), подобный тем, что используются для сканирования людей. Главной сложностью на этом этапе была настройкам КТ. Учёные всегда идут на неизбежный компромисс: чем ниже доза облучения, тем хуже качество снимка, и наоборот. Канадские учёные пришли к выводу, что для получения хороших 3D-изображений спящих насекомых достаточно излучения, которое в 80 раз слабее того, что приводит к их стерилизации. Как оказалось, взрослые мухи, колорадские жуки, гусеницы вполне справились с 7-часовым стресс-тестом на гипоксию и облучение, после чего быстро пришли в себя.



Трёхмерная компьютерная томография (разрешение — 20 микрон) самца мотылька. Слева — первая фотосессия, справа — через четыре дня. Он жив, хоть и устал. Источник: BioMed Central Ltd

Впрочем, абсолютный покой не всегда гарантирует успех NDI, особенно если нас интересует не строение предмета исследования, а, к примеру, надписи в нём.

3. Как с помощью NDI читать книги

Возможно, скоро сбудется мечта всех студентов — получать информацию из закрытой книги без всякого ясновидения. Для этого группа учёных из MIT призвала на помощь вполне реальные силы электромагнетизма и терагерцевое излучение (среднее между инфракрасным и микроволновым). Терагерцевые волны хорошо известны специалистам по безопасности: различные химические вещества по-разному поглощают определённые частоты ТГ-излучения.

При прохождении ТГ-лучей через чернила и чистую бумагу, сенсорный приёмник получает различный отпечаток интенсивности — вот способ читать книги или свитки, не разворачивая их, — очень полезно, когда листы слиплись и/или стали очень хрупкими, что часто бывает со старинными изданиями, к которым необходим доступ исследователей. Процесс организован так: ТГ-излучатель генерирует ультракороткие импульсы излучения на книгу, а встроенный датчик камеры считывает их отражение от крошечных воздушных карманов шириной 20 мкм, которые есть между страницами книги. Отклик от букв и пустых страниц выглядит по-разному, позволяя различить надпись.

Источник: YouTube-канал MIT Media Lab

Но не всё так просто. Большая часть излучения либо отражается, либо поглощается книгой, а другие частицы отскакивают не от воздушных пузырей, а от других страниц, создавая ложный сигнал. Чтобы отделить ложные сигналы от истинных, нужно знать расстояние от приёмника до конкретной страницы книги. Сейчас разработанный учёными алгоритм теоретически может различить написанное на глубине до 20 страниц. Но на практике примерно на глубине девяти страниц энергия отражённого сигнала становится настолько малой, что отличить её от шума уже невозможно. Так что пока мы можем читать, скорее, газеты, а не книги, хотя исследования продолжаются. К тому же, для NDI есть задачи и из эпохи дописьменной истории.

4. Играл ли неандерталец на флейте?

Помимо медицинских вопросов, изобретение Вильгельма Рентгена помогает решить исторические задачи. Например: могли ли неандертальцы играть на флейте?

Задуматься учёных заставила найденная в пещере Дивье Бабе (Словения) кость пещерного медведя. В ней проделаны два отверстия, а на местах сломов видны очертания ещё двух. Вместе они образуют ряд, как на флейте. Возраст находки — 43 тыс. лет поэтому одни учёные считают, что мы нашли изделие неандертальцев, а другие видят в косточке объедок пиршества гиен, чьи клыки могли проделать такие аккуратные отверстия.



«Неандертальская флейта» из Дивье Бабье. Автор отверстий — либо неандерталец, либо пещерная гиена. Источник: Sporti / Wikimedia Commons

Чтобы досконально рассмотреть «флейту», учёные применили компьютерную томографию (КТ): рентген просветил кость с разных углов, а компьютер объединил снимки в трёхмерное изображение. Выяснилось, что на кости действительно много следов поедания животными, но далеко не все можно однозначно отнести к воздействию челюстей. Затем с помощью полученных снимков учёные реконструировали копию «флейты».

Как выяснилось, на ней действительно можно играть: инструмент выдаёт до 2,5 октав в последовательности мелодий по 12-тональной шкале. «Неандертальской флейте» под силу легато, стаккато, фруллато, глиссандо и другие приёмы исполнения.

Небольшую флейту просветить рентгеном не так сложно, но есть исторические памятники побольше. Гораздо больше. Как быть с ними?

5. С небес на землю: как космические лучи помогли сделать «рентген» пирамиды

Почти все наши всевидящие технологии остаются «близорукими»: «зрение» радиолокаторов, рентгеновских установок, ультразвука не простирается дальше (глубже) нескольких метров. А надо больше! Примерно с такими мыслями в 2016 году группа японских учёных из Университета Нагои смотрела на пирамиду Хеопса объёмом 2,5 млн кубометров. Они решили отсканировать этот объект космическими лучами, которые рождаются источниками высоких энергий, скажем, взрывами сверхновых. Проходя через атмосферу Земли, космические лучи превращаются во вторичные частицы — мюоны. У них очень высокая проникающая способность: преодолеть даже 1 километр известняковых блоков для них не проблема.

Материя поглощает больше мюонов, чем пустота. Чтобы «поймать» частицы японцы поставили специальные ловушки внутри известных камер пирамиды. Яркие мюонные отпечатки указали на ранее неизвестную полость над Большой галереей пирамиды Хеопса. Пространство длиной 30 метров напоминает по форме Большую галерею. Как предполагают египтологи, космические лучи помогли обнаружить техническое помещение — полость снижает давление блоков на своды Большой галереи.

Кстати, такую же технологию сейчас применяют российские учёные в Дербенте: они пытаются понять, было ли крестообразное строение, полностью скрытое под землёй, древнейшим христианским храмом в России или всего лишь водохранилищем.

Что будет дальше?

Мы полагаем, что в ближайшем будущем технологии неразрушающего контроля будут объединены с другими передовыми разработками:

Читайте также: