Музыкальный инструмент металлические трубочки

Обновлено: 05.07.2024

Альт (альтгорн)

Основные сведения Альт (альтгорн) — духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта — от A до b1 (ля большой октавы — си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы

Валторна

Валторна

Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным

Геликон

Основные сведения Геликон (от греч. helix — витой, изогнутый) — самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади — изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.

Горн

Основные сведения Горн (от нем. horn — рог) — духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.

Карнай

Карнай

Основные сведения Карнай — узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В

Корнет

Корнет

Основные сведения Корнет (итал. cornetto — рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons — рожок с пистонами) — духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы — от e (ми малой октавы) до c3

Почтовый рожок

Почтовый рожок

Основные сведения Почтовый рожок — цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о

Саксгорн

Саксгорн

Основные сведения Саксгорны — семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;

Серпент

Серпент

Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) — старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных

Тромбон

Тромбон

Основные сведения Тромбон (итал. trombone — большая труба) — духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и

Труба

Труба

Основные сведения Труба (итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — духовой медный музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. В качестве сигнального инструмента натуральная труба использовалась с древнейших времён, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины

Туба

Основные сведения Туба (итал. tuba — труба) — широкомензурный духовой медный музыкальный инструмент, самый низкий по регистру. Современная модель инструмента была сконструирована во второй четверти XIX века Адольфом Саксом. Туба обладает суровым, массивным тембром, звук тубы трудно интонируемый. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно

Флюгельгорн

Флюгельгорн

Основные сведения Флюгельгорн (нем. flugelhorn, от flugel — крыло и horn — рог, рожок) — духовой медный музыкальный инструмент. Внешне флюгельгорн очень напоминает трубу или корнет-а-пистон, но отличается от них более широкой мензурой и коническим каналом ствола, начинающимся сразу от мундштучной части трубки. Имеет 3 или 4 вентиля. Флюгельгорн используется в джазовых ансамблях, иногда в

Бар чаймс: описание и обзор инструментов

Бар чаймс: описание и обзор инструментов

В статье дано описание музыкального инструмента бар чаймс. При обзоре инструментов bar chimes обращено внимание на звучание больших установок. Охарактеризован расчет длины трубок для инструмента, описан ряд моделей и рассмотрено его применение.


Что это такое

Бар чаймс – это один из так называемых самозвучащих музыкальных инструментов. Часто его ошибочно считают работающим от ветра. На самом деле близкий аналог (но только аналог по некоторым свойствам) – ветряные колокольчики, распространенные в некоторых странах Азии. Но появился bar chimes не в азиатских государствах, а в США – благодаря видному представителю течения перкуссионистов Марку Стивенсу.

Его заслуги даже обусловили появление альтернативного названия инструмента – mark tree.


Устройство инструмента

Критически важным параметром для бар чаймса является расчет длины трубок. Именно из трубчатых частей разной величины (длины) и состоит этот инструмент. Чтобы они двигались, музыканты двигают рукой или толкают трубочки стальной палочкой. В зависимости от вектора перемещения выделяют восходящий и нисходящий варианты звука.

Настроить отдельные участки на ноты невозможно, однако по умолчанию различия в тембре между смежными трубками составляют около 0,5 тона, что позволяет управлять инструментом весьма точно.


Колокольчики используются не сами по себе. Они крепятся (подвешиваются) на перекладину. Чаще всего используется однорядное расположение, но и двухрядная схема тоже популярна. В основном трубки ставят по ранжиру, добиваясь постепенного уменьшения их размеров.


Бар чаймс относят к группе идиофонов. Так называют разряд инструментов, в которых звук вырабатывает сам корпус или его сегмент, не нуждающийся в заблаговременном растягивании либо сжатии. Струны и мембраны в подобной схеме не нужны. Это самая старая из известных категорий музыкальных инструментов. Причина очевидна – простота подобной схемы.


Обзор моделей

В числе перкуссионных устройств выгодно выделяется Peace SBC-1. Конструкция включает 36 пустотелых трубочек. Для их изготовления применена отборная латунь. Конструкторы предусмотрели обеспечение максимального пространства тональностей. Для фиксации трубчатых частей отведена продуманная пластина из качественного дерева.

Бар чаймс этой модели для эксплуатации устанавливают на стойку. Ничего искать или делать самостоятельно не надо – стойка входит в базовый набор поставки. Стойка опирается, в свою очередь, на тщательно спроектированную треногу, имеющую спаренные ножки. Усиленный, эффективный упор треноги обеспечивают наконечники из резины.

Чтобы подстроить позицию стойки по высоте, применяют типовые винтовые зажимы.



Еще один отличный бар чаймс – Dadi WB-01. Основные сведения:

  • изготовление на базе 25 трубочек;
  • защитное хромовое покрытие трубчатых элементов;
  • регулирование высоты типовыми винтами-зажимами;
  • изготовление на китайском предприятии.


Peace SBC-4 — продвинутый тайваньский бар чаймс. Инженеры предусмотрели использование 18 цельных звучащих элементов. Хотя их меньше, чем у ряда других моделей, обеспечивается успешное покрытие довольно широкого акустического диапазона. В набор поставки включена надежная стойка. Ее оборудуют спаренными ножками, которые практически не подводят. Особых нареканий инструмент не вызывает.


Многие люди предпочтут бар чаймс Meinl CH27ST. Это качественный немецкий музыкальный инструмент. Особенности:

  • 27 акустических брусочков;
  • однорядная схема расстановки трубок;
  • деревянное основание;
  • особенный нежный, обволакивающий звук;
  • корпус из алюминия с анодно нанесенным золотым слоем.


Еще одна неплохая модель из Германии – Schlagwerk PC8CD Power Chimes Set. В ее состав входит 8 чаймс. Подставка выполнена из отборного букового массива.


Изготовитель указывает, что строй инструмента покрывает гамму до-мажор. Компания Schlagwerk поставляет исключительно товары ручной сборки, не переставая при этом внедрять продвинутые технические идеи.



Где используется

Бар чаймс ценят за специфический акустический эффект. Его применяют:

  • в различных жанрах эстрадной музыки;
  • при воспроизведении джазовых мелодий;
  • в современных ответвлениях классической музыки;
  • в концертах и студийных записях существующей с 1976 года английской рок-группы The Cure (где этому инструменту отводится значительная роль).


Увидеть бар чаймс в действии вы можете в следующем видео.

Что такое металлофон и как его выбрать?

Что такое металлофон и как его выбрать?

Для развития вашего ребенка занятия музыкой подойдут как нельзя лучше. Первые музыкальные инструменты должны быть относительно простыми. Для этого отлично подойдут ксилофоны и металлофоны. Оба инструмента имеют определенные особенности, про которые расскажем в этой статье.

Что это такое?

Так как металлофон является частным случаем ксилофона, то сначала более подробно проведем описание ксилофона.

Ксилофон – это самозвучащий музыкальный инструмент ударной группы. Он представляет собой расположенные в ряд хроматически настроенные брусочки из дерева. Эти брусочки имеют разные размеры и, соответственно, разное звучание, так как они настроены на разные ноты.

Прародитель ксилофона – азиатский глокеншпиль. А первые ксилофоны упоминаются еще в XV веке в Европе.



Следует отметить, что этот инструмент имеет популярность по всему миру. Однако более широкую известность он приобрел в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке.

Для звукоизвлечения нужно ударять по нему специальными деревянными молоточками или палочками с шарообразными наконечниками.

Металлофон – ударный музыкальный инструмент. Он выглядит как ксилофон, но состоит из металлических пластин, которые расположены в горизонтальном порядке по периметру деревянного корпуса. Извлечение звука происходит таким же образом, как и на ксилофоне.

В настоящее время есть довольно много музыкальных инструментов, звук в которых генерируется от колебания упругого металлического тела.



Одной из вариаций металлофона является вибрафон. Его особенность заключается в наличии клавиш и электромотора. Он контролирует лопасти, которые регулируют отверстия в резонаторах (металлических и пустых трубах, имеющих дно в нижней части). Они находятся под клавишами и делают эффект вибрации вместе с объемностью звучания



Основной материал, который используется в металлофоне – это латунь или бронза. А по своим характеристикам между собой ксилофон и металлофон довольно похожи.

Чем отличается от ксилофона?

Как уже было сказано, основная разница музыкальных инструментов между собой состоит в материале, из которого изготавливают пластины.

А также отличия наблюдаются и в звучании инструментов. Преимуществом металлофона можно назвать более громкий звук. Ксилофон играет тише, но при этом он звучит интересней. Звук ксилофона глухой, но приятный.



Следует сказать, что ксилофон зачастую используют в симфоническом оркестре, это более профессиональный инструмент. Металлофон же, как его частный случай, чаще всего используется в качестве любительского инструмента.

У металлофона для различия нот каждая пластина красится в свой определенный цвет. Обычно так делают для детских моделей инструментов. При помощи этих инструментов вы сможете тренировать слух и чувство ритма у маленьких детей.

Металлофон обычно используется в таких жанрах музыки, как инди, поп-музыка или классическая музыка.



Какими бывают?

Существует большое разнообразие металлофонов и ксилофонов. Оба вида данных инструментов бывают диатоническими и хроматическими. Диатонический вид представляет собой ряд пластин. Они повторяют расположение белых клавиш на фортепиано.

Хроматический тип устроен более сложно. Пластины у них находятся в два ряда по аналогии с белыми и черными фортепианными клавишами. Соответственно, подобный инструмент будет обладать более широкими возможностями.


Следует сказать, что в настоящее время инструменты с деревянными пластинами также применяются. Ксилофон – это более профессиональный и взрослый вариант инструмента, а металлофон – детский.

По количеству тонов металлофоны бывают на 8, 10, 12 и 15 тонов. По количеству нот выпускают инструменты на 15 и 25 нот. Вообще, существует огромное разнообразие металлофонов: маленькие и большие, уличные, разборные и даже клавишные. Все зависит от того, для чего он вам нужен, и где именно вы собираетесь его применять.


Советы по выбору

При покупке металлофона многое будет зависеть от ваших предпочтений. Одна из основных характеристик при выборе музыкального инструмента – это его звучание. И оно должно быть весьма качественным, если вы планируете развить у себя или другого человека хороший музыкальный слух.


Как научиться играть?

Особенность игры на металлофоне в том, чтобы специальными палочками бить по пластинам в установленном порядке. Очень важно, чтобы в ходе игры были использованы обе руки. Удары должны идти по очереди.

Музыка на металлофоне звучит необычно и красиво. При небольшой сноровке в процессе обучения возможно сыграть первую мелодию уже довольно быстро.


Следует отметить, что техника игры определяется конструкцией инструмента. Для начала его необходимо верно установить. Металлофон следует расположить на небольшой подставке, на уровне колен.

При игре на металлофоне молоточек обычно держат на указательном пальце, а большой палец при этом придерживает его сверху. Удар нужно делать легким движением в самую середину пластинки свободной кистью.

Как держать палочки?

С металлофоном идут в комплекте две ударных палочки с шариками на концах. Держать их следует каждую в одной руке в самом начале, по принципу игры на барабанах.


Извлечение звуков

На данных инструментах извлекают звуки при помощи специальных палочек – малет или небольшими молоточками. Рукоятка у малет длинная и тонкая, сделанная из пластика или дерева.

Головка у палочек небольшая круглая либо имеет овальную форму. Материал для производства головок малет используется плотный и жесткий. От него также зависит и звук металлофона. Звучание зависит еще и от размеров инструмента, и от акустики помещения, в котором находится.


Пластины в металлофоне имеют разную длину. Это связано с тем, что от длины зависит высота звука. Чем длиннее пластина, тем ниже будет звучание.

Следует сказать, что в настоящее время имеется 8 уровней жесткости палочек для игры на данных инструментах. А выразительные возможности подобных ударных инструментов довольно велики.

Духовой деревянный инструмент флейта Пана

В мире музыки всегда высоко ценилась группа деревянных духовых инструментов, которые по праву считаются одними из самых древних музыкальных орудий. Старинные этнические «флейты» можно найти практически во всех уголках земного шара. Отдельные особенности их конструкции немного варьируются, основа же остается неизменной – пустая цилиндрическая деревянная трубка (может быть ровной или расширяться к низу), с открытым нижним отверстием, небольшими боковыми, служащими для изменения высоты звука, и верхним — мундштуком.

К разновидностям таких флейт можно отнести авлос, бансури, ди, диджериду, дудук, камыль, кена и много других. Особое же место в данной группе занимает флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом.

флейта пана музыкальный инструмент музстори

Происхождение флейты Пана

Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».

Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпоха неолита. Когда люди начали находить взаимосвязь между длинной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол — тем ниже звук и наоборот, они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины – предположительно так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана.

Также о панфлейте упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.), в котором описывается духовой инструмент, состоящий из 7 трубок , изготовленных из тростника. Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.

Разновидности флейты Пана

На сегодняшний день известно много видов многоствольных флейт, среди них: «сампоньа» — инструмент древних индейцев, «най» – румынско- молдавский вариант, грузинский «соинари», «кугиклы» – старинная русская флейта, «скудучай» – литовская разновидность и др.

Конструкция инструмента

Флейта данного вида состоит из нескольких (минимум 3 -х) пустых трубок с закрытыми нижними торцами, различной величины, длина которых варьируется от 10 до 120 см. Они расположены в ступенчатом порядке, что позволяет воспроизводить звуки разной высоты. Панфлейта может быть сделанной из тростника, бамбука, металлических или костяных стволов, а порой даже из пластмассы. От материала, из которого изготовлен инструмент, напрямую зависит качество его звучания. Настройка флейты в нынешнее время осуществляется с помощью специального поршневого устройства. Ранее же, для этого в ствол опускали кусок воска и сдавливали, пока не находили нужный тон. Данная настройка была очень «неустойчивой» при температурных изменениях.

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

Что такое валторна и как на ней играют?

Что такое валторна и как на ней играют?

Валторна — музыкальный инструмент, который происходит от охотничьего сигнального рога. Оркестровую деятельность она начала лишь во второй половине XVIII столетия. Сегодня мы рассмотрим этот необычный духовой инструмент, дадим характеристику его тембру, расскажем об истории его происхождения и правилах игры.


Валторна — один из наиболее самобытных представителей духовых инструментов. В дословном переводе её название означает «лесной рог». И в самом деле, именно сигнальный рог и был ее прототипом. В состав оркестра валторну начали вводить приблизительно в середине XVIII столетия.

Инструмент делают из чистой меди. Он имеет довольно замысловатую закрученную форму.


Если все трубочки и трубы, которые включены в конструкцию валторны, вытянуть в одну линию, их длина в развернутом виде составит порядка 3,5 м.

Тембр валторны богат красками, он певучий и мягкий. Его звучание гармонично сливается с тембром деревянных и струнных инструментов. Исполнительские возможности валторны велики — она играет от нежного пианиссимо до сильного форте. Диапазон инструмента составляет приблизительно 3,5 октавы.


Валторна выглядит как металлическая трубка длиной около 12 футов. На духовом инструменте предусмотрен мундштукообразный наконечник, а также 3 клапана. Создавая вибрацию губами на мундштуке, перемещая левую руку над клапаном, музыкант извлекает звуки. Правую руку при этом он помещает в раструб инструмента. Это позволяет придать ему более яркие оттенки и краски.


Инструмент пользуется популярностью в составе оркестра, он органично вписывается в камерные ансамбли. Валторна с равным успехом может играть и праздничную, и траурную музыку. Современный оркестр обычно включает 4 валторны, реже их количество составляет 6 или 8. Инструмент применяется и в качестве группового, и для исполнения сольных партий.

История создания

Слово «валторна» имеет немецкое происхождение. Как уже отмечалось, в точном переводе с этого языка waldhorn означает «лесной рог». История духового инструмента берет начало еще в давние времена, она насчитывает не менее тысячи лет. Предшественником современной валторны считается рог, еще древнеримские воины изготавливали его из бронзы и повсеместно использовали в качестве сигнального инструмента. Известно, что великий полководец Александр Македонский всегда возил с собой такой рог для подачи звуковых сигналов во время военных действий. Конечно, о музицировании на нём тогда не шло и речи.


В средневековый период валторна получила распространение при проведении королевских турниров и придворной охоты. Каждый воин, отправляясь на сражение, держал при себе такое сигнальное приспособление.

Для изготовления сигнального рога использовались только натуральные материалы, поэтому их эксплуатационный срок был невелик. Они оказались непригодными для каждодневного использования. Чтобы продлить срок службы, мастера решили сделать рог из металла, а для лучшего звучания ему было решено придать натуральную форму рогов животных без заметных искривлений. Такие валторны давали сильный и мощный звук, который распространялся далеко по окрестностям.


Наибольшей популярностью такие «лесные рога» пользовались в середине XVII века во Франции. Новый виток развития валторны связывают с Богемией — именно там в конце XVIII века валторну начали применять в качестве инструмента для извлечения мелодии. Здесь была открыта даже специализированная школа, ученики которой проходили обучение на валторнистов.

Один из них, музыкант А. Хампль из Дрездена, предложил вставить в раструб валторны тряпичный тампон. Таким способом он смог изменить звучание этого уникального инструмента, сделав его чуть выше. Спустя время он же установил, что вместо тампона можно использовать руку исполнителя — именно эта техника игры вскоре быстро распространилась среди валторнистов.

Уже в первой половине XVIII века валторны стали востребованы в духовых симфонических и камерных оркестрах. Премьера инструмента состоялась на показе оперы «Принцесса Элиды» Ж. Люлли. Она произвела ошеломительный успех, и вскоре валторна снова оказалась в центре внимания.


Именно в тот период к ней добавили ещё несколько трубок между главной трубой и мундштуком, они позволили при необходимости понижать звучание духового инструмента.

В первые годы XIX столетия был разработан трехвентильный механизм. Он стал последней и наиболее перспективной модификацией этого инструмента. Одним из «первопроходцев» игры на обновленной валторне стал композитор Вагнер. А к 70 годам XIX века эта модель, получившая в музыкальной среде определение «хроматической», окончательно вытеснила натуральную из музыкальной сферы.


В XX веке в конструкцию валторны ввели еще один дополнительный вентиль. Это помогло добиться повышенной высоты тона и многократно расширить звуковые возможности игры. Сегодня особенности звукоизвлечения на духовой валторне изучают в музыкальных школах на сольфеджио и истории музыки. В 2007 году инструмент вместе с гобоем был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как один из сложнейших духовых инструментов.



Особенности звучания

На сегодняшний день валторна повсеместно востребована в оркестрах. Она звучит как в качестве ансамблевого, так и сольного инструмента. Включается в композицию преимущественно в строе Фа, в составе большого духового оркестра — в строе Ми-бемоль. В диапазон входят основные звуки хроматического аудиоряда начиная от Си в контроктаве и вплоть до Фа во второй октаве.

Тембр звучания валторны довольно насыщенный на форте, но уже на пиано он становится мягким и мелодичным, а по мере приближения к нижнему регистру звучание приобретает грубоватый окрас.



Этот инструмент идеально передает и печальное, и праздничное настроение. Игра на нем позволяет извлекать удлинённые ноты, а также мелодии для широкого дыхания. Несмотря на это, объём расходуемого воздуха сравнительно мал.



Дополнительные аксессуары

Валторна — это весьма сложный музыкальный инструмент. Его конструкция включает вентили, трубки и мундштук. Все они требуют правильного ухода и дополнительных аксессуаров. Только в этом случае вы сможете на долгие годы сохранить мелодичное звучание этого уникального инструмента.

После каждого занятия и игровой сессии необходимо удалять изнутри валторны влагу, в противном случае она приведёт к коррозии. На большинстве инструментов для этого имеется специальный клапан слива жидкости. Помимо этого, каждый раз необходимо вынимать кроны клапанов, чтобы вывести воду и оттуда.


Чтобы предотвратить тугой ход клавиш и их залипание, еженедельно нужно смазывать все настроечные кроны, крепления клавиш и вентили. Каждые несколько месяцев валторна нуждается в комплексной очистке, как правило, для этого используют специальное мыло для медных музыкальных инструментов или любое другое чистящее средство аналогичного действия. Промывают инструмент гибкими ершиками, они позволяют произвести очистку даже в самых труднодоступных участках изогнутого корпуса.


В зависимости от варианта покрытия для полировки и чистки валторны применяются составы для золотых, серебряных и лаковых поверхностей. После каждой игровой сессии нужно стирать отпечатки пальцев специальной салфеткой, так как в них содержатся кислоты и жиры, оказывающие неблагоприятное действие на структуру металла покрытия и его цвет.

Хранить валторну нужно в специальном чехле. Футляр защитит его от влаги, попадания грязи и механических повреждений. Соблюдение этих простых правил позволит сохранить целостность самой валторны и всех ее комплектующих, предотвратит изменение и потускнение цвета, убережет подвижные элементы от преждевременного износа.



Комплексный уход за валторной позволит на долгие годы сохранить её звучание.

Как играть?

Звучание валторны можно варьировать при помощи специальных приемов. Так, чтобы рог извлекал «закрытые» звуки, необходимо прикрыть рукой раструб. Подобное звукоизвлечение дает приглушенный, но при этом нежный тембр.

Чтобы извлечь застопоренные звуки, в раструб духового инструмента вводят кулак — он выполняет роль груши. Это повышает звучание примерно на полтона. Звуки на форте при этом становятся хриплыми и рычащими, а на пиано приобретают звенящие нотки, напряжённо-тревожный окрас. Оба эти способа часто применялись в прошлом, чтобы придать натуральной валторне набор хроматизмов.


Существует даже отдельный прием звукоизвлечения, получивший название «раструбом вверх». Он позволяет получить максимальную силу звучания, в качестве сурдины при этом используется свободная рука исполнителя. Такой подход резко меняет звучание инструмента, на басах оно приобретает мистический и зловещий окрас.

Валторну относят к группе транспонирующих музыкальных инструментов строя. Именно поэтому в скрипичном ключе её партия записывается выше на квинту, а в базовом на квинту ниже реального звучания. При этом знаки альтерации выставляются непосредственно перед нотой, а не как это принято при ключе.



Известные валторнисты и произведения

Композиторы очень высоко ценили валторну. Так, Моцарт написал для этого духового инструмента целых 4 концерта. Авторами мелодии для неё стали Рихард Штраус и Рейнгольд Глиэр. В «Концерте №1» П. И. Чайковского для фортепиано с оркестром этот уникальный инструмент звучит уже в самых первых тактах. А вторая часть знаменитой «Симфонии №5» этого композитора представляет собой глубокое соло на этом уникальном инструменте. Валторна слышится и в «Первой симфонии» Г. Малера.




В различное время своей игрой на валторне прославились такие знаменитые музыканты, как англичане Йозеф Лейтгеб и Брейн Деннис, немцы Бауманн Герман и Петер Дамм, чех Баборак Радек. Немало талантливых музыкантов было и среди наших соотечественников — Антон Иванович Усов, Буяновский Михаил, а также его сын Буяновский Виталий. На всю страну прославились Полех Валерий и Демин Анатолий.

Эти великие композиторы и исполнители были хорошо знакомы с валторной и понимали, какие замечательные и глубокие произведения можно исполнить на ней.

Читайте также: