Обработка драгоценных камней и металлов что это

Обновлено: 16.05.2024

Наиболее известные способы обработки драгоценных камней: термический; пропитка жидкообразными веществами; облучение; диффузные методы. Каждый из этих способов по облагораживанию минералов имеет свои отличия. Давайте рассмотрим их каждый по отдельности.

Термический способ (нагревание, отжиг)

Без термической обработки С термической обработкой Данный подход, повсеместно используемый в обработке минералов, помогает улучшить чистоту камня и неповторимый цвет. Используется для таких камней как: танзанит, рубин, сапфир, гранат, циркон, аметист, турмалин и др. Разные самоцветы требуют к себе различного метода термического воздействия, начиная от элементарного нагревания на открытом пламени огня, и заканчивая высокотехнологичными электрическими печами, с встроенным регулятором давления, интенсивности магнитного поля и температурных режимов.

В подавляющем большинстве случаев минералы подвергаются термическому воздействию для повышения качества цвета. Так, например, танзаниты проходят процесс термообработки, из-за того, что в натуральном виде они имеют смешанный колер, а нагревание помогает проявиться главенствующему цвету. А турмалиновые камни нагревают для осветления их цветовых характеристик, так как он от природы в основном темных оттенков. Процессу термической обработки обязательно подвергаются редкие минералы — голубой циркон (старлит), для того чтобы закрепить цвет, иначе через несколько недель необлагороженный камень может поменять свой колер на кофейный.

Благодаря тому, что термическая обработка — процесс, не влияющий на химическое строение минерала, международное геммологическое сообщество вполне спокойно относится к таким подходам по облагораживанию.

Общепринятые методики термического воздействия на драгоценные и полудрагоценные камни

способы обработки драгоценных камней

Печь для термической обработки камней На сегодняшний день существуют следующие основные методы обработки (облагораживания) природных минералов:

Заполнение натуральной пастой (Fracture filled)

Из-за того, что основная часть добываемых природных минералов из группы корундов не отличается высокими показателями качества, самые крупные экземпляры самоцветов приходится подвергать процессу обработки для улучшения их внешних характеристик. Для начала подготавливается паста, перемолотая в микроскопический песок из натуральных минералов подобного вида корунда, который предполагают обрабатывать. Затем, облагораживаемый камень помещают в специализированную печь вместе с пастой и запекают продолжительное время, в температурном диапазоне от 1300 до 1500 градусов. Разогреваясь, разжиженная паста за счет более высокой плотности, выталкивает излишнюю влагу и примеси, заполняя собой все неровности, трещины и сколы, как бы запаивая и выравнивая все образовавшиеся изъяны в минерале.

В последнее время данный подход используется все меньше, а если и применяется, то только для редчайших (уникальных) и крупноразмерных камней, из-за того, что огромным минусом такого способа облагораживания является применение природных минералов высокого качества для измельчения и получения пасты. Но в конечном итоге, стоимость таких самоцветов на рынке не слишком отличается от необработанных камней.

Leg-glass filled — заполнение стекломассой

Данный процесс обработки отличается от выше изложенного, лишь тем, что основа пасты является не измельченный корунд, а стекло и во время отжига все сколы и дефекты самоцветов равномерно заполняются стекломассой. После прохождения таких процедур украшения с подобными камнями запрещается паять, по причине того, что самоцвет может разрушиться из-за различного диапазона температурного расширения природного корунда и материала заполнения — стекла. Так же, в случае, когда уровень заполнения неровностей стекломассой превышает 25-35%, камень не рекомендуют держать продолжительное время под стриммером или в ультрасонике — может раскрошиться.

Таким видом облагораживания подвергаются почти все добытые рубины. А, например, в случае с сапфиром, такой подход не укоренился. И вот какой вывод можно сделать из выше описанного: когда на рынке имеется предложение драгоценного камня — рубина по цене 25-55 доллара за карат, то стоит задуматься над тем, какое соотношение стекла и природного корунда содержится в этом экземпляре.

Наполнение резиной

Зачастую добываются изумруды хорошей чистоты и изысканного цвета, но при этом они имеют повышенную естественную трещиноватость, что во время огранки почти нет никакой возможности сохранить его в целостности. Тогда для таких изумрудов применяют не только метод промасливания, а еще обрабатывают специальной, не имеющей цвета резиной. Она действует не только как клеевой состав, но и как поддержка при различных механических воздействиях на камень. Исходя из этой информации, стоит понимать, что сейчас на рынке примерно 55% предлагаемых изумрудов — это резинодополненные изделия.

Диффузия ионами Ве

На месторождениях сапфиров в Таиланде, Индии или Мьянме все сырье добывается в виде беспорядочной смеси вперемешку с шпинелем, турмалином, цирконием, хризобериллом и иными ценными и не очень ценными минералами. При этом в процессе промышленного производства не всегда есть возможность отбирать и делить добытые минералы. Тогда вся эта смешенная масса поступает в печь для нагревания, и, как правило, драгоценные самоцветы остаются в целостном состоянии, а остальные минеральные породы распадаются и отшелушиваются.

Благодаря одному случайному происшествию на фабрике Таиланда, при штатном ежедневном отжиге породы был обнаружен интересный эффект: после прохождения процесса нагревания смешанной партии добытого сырья, бледно-фиолетовые самоцветы стали интенсивно желтыми и розовыми. Было проведено множество длительных испытаний, которые показали, что такой результат можно получить, если в обжигаемой массе природного материала присутствует такой элемент как хризоберилл, и содержащийся в нем бериллий. Экспериментальным путем в процесс накаливания начали искусственно добавлять небольшие количества бериллия, что тоже дало ожидаемый положительный результат.

Уже пару десятилетий данный подход к обработке драгоценных камней используется повсеместно, и практически 99,9% добываемых минералов проходят через эту процедуру. Проверить небольшой образец камня на предмет обработки диффузией ионов достаточно тяжело без использования разрушающих геммологических подходов. В этом может помочь только лишь спектроскопия, но немногие обычные геммологические лаборатории снабжены таким оборудованием. Куда проще обстоит дело с более крупными самородками, от 0,5 карат. Из-за того, что бериллий проникает во внешний и неглубокий средний слой камня, сердцевина остается не тронутой, поэтому используя обычный микроскоп или даже неплохую геммологическую лупу, можно распознать, обрабатывался ли самоцвет или нет.

Облучение

Процесс радиоактивного воздействия на минерал — это вполне себе природный элемент цепочки, происходящий под корой земли. Только естественным путем, влияние происходит в течение десятки миллионов лет, а человек просто придумал, как сократить время для данного влияния.

В большинстве случаев, облучение дает безвозвратный результат, и цвет закрепляется навсегда, но все-таки исключения присутствуют. Наиболее чаще данная процедура применяется в изготовлении цветных бриллиантов.

Пропитка маслом

Еще с древних столетий такой подход применялся к облагораживанию драгоценных камней. На сегодня, это самый используемый метод для обработки изумрудов, применяемый повсеместно. Одним из наиболее распространенных веществ для пропитки самоцветов является кедровое масло. Хотя в последнее время его чаще используют под обработку изумрудов высокого класса, а для прочих самоцветов употребляют синтетические масла. К недостаткам такого метода можно отнести его недолговечность, минералы подлежат специализированному уходу, и довольно часто приходится проводить процедуру промасливания повторно.

Вышеперечисленные способы обработки драгоценных камней имеют статус общепринятых. Поэтому в геммологических кругах вполне приемлема взаимосвязь с такими камнями, но единственным условием реализации обработанных минералов является соответствующая отметка при продаже камней.

Непопулярные способы обработки драгоценных камней

На рынок продажи драгоценных камней так же попадают самоцветы, облагороженные по не совсем общепринятым стандартам. Такие подходы не популярны и не поддерживаются геммологическим обществом. К таковым можно отнести следующие способы:

  • Магнетронное нанесение тонких пленок. При помощи такого процесса создают порозовевшие топазы, насыщенные желто-синеватые аметрины, в общем, добавляются не совсем естественные цвета тем или иным самородкам. А само воздействие выглядит таким образом, что смесь из различных минералов помещают на считанные секунды в вакуумную камеру магнетрона, и как результат — куча камней смешанных цветных колеров. Такой способ не отличается особой долговечностью, а нанесенная пленка очень просто повреждается;
  • Диффузия поверхности. Основа такого вида обработки — это нанесение тонкого пленочного слоя легкоплавких оксидов металла (ванадий и титан). Далее после покрытия пленкой минералы попадают в печь, в которой при отжиге покрывающее вещество разваливается, а ионы металлов проходят в наружный слой камня, тем самым лишь окрашивая его внешний облик. Но такая окраска достаточно не стабильна, и самоцвет может потерять свой цвет в любое время.

Хотя большая часть методов обработки не влияет на химическую структуру минерала, но главное требование, предъявляемое к облагораживанию драгоценных камней, остается неизменным — любое воздействие в конечном итоге должно приводить к стабильному и долговечному результату.

Обработка (облагораживание) драгоценных камней

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс, кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвет / чистота / насыщенность), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного, то есть — драгоценного камня.

Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в своем естественном виде. Основные способы "обработки" - огранка и полировка драгоценного камня, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности», мы только что вынесли за скобки по одной главной причине. При огранке и полировке происходит механическое изменение его внешнего вида, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и меняющие химичиский состав камня.

Все другие способы обработки, которые мы классифицируем и рассматриваем, имеют своей целью вмешательство в структуру камня и/или его химический состав.

Основные причины для облагораживания драгоценных камней:

Красота: Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня, к большему проявлению того, что мы называем «красотой». В результате облагораживания камни становятся значительно чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях – и стабильность (долголетие) цвета.

Цена: Прекрасные, высшего класса, природные драгоценные камни без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и очень дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения различных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность: Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими.. Не из-за стоимости камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий.. Использование облагороженных камней дает возможность практически любому человеку найти что-либо нравящееся для себя и для близких.

Основные методы обработки (облагораживания) природных драгоценных камней:

Основные, наиболее распространенные методы – термическая обработка (иногда называется «отжиг»), пропитка маслом или иными органическими бесцветными или цветными веществами, облучение и диффузные методы обработки (диффузия ионов внутрь кристаллов)

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, апатитов, различных разновидностей бериллов, аметистов, цитринов, танзанитов, цирконов, топазов, турмалинов. Позволяет улучшить чистоту и/или цвет камней. Для различных камней применяются различные методы термической обработки: от простого удерживания драгоценных камней в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Большинство турмалинов нагревают для их «осветления» - от природы турмалины как правило очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все тазнзаниты, так как в естественном виде они коричнево-желто-зелено-непонятного цвета.

Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки:

- С заполнения камня естественной пастой (fracture filled).

Применим в основном для корундов.. Так как большая часть сырья природных корундов не самого, мягко так скажем, высокого качества, то крупные кристаллы подвергают следующему воздействию.

Приготавливается паста на основе того же типа корунда, кторый подлежит обработке. Для пасты размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 градусов. Находящяяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух..

Такие камни, как правило, ненамного дешевле необработанных. Данный метод в последнее время крайне редко применяется, исключение делают только для очень крупных, потенциально уникальных камней. Беда метода в том, что для измельчения приходится использовать сырье очень высокого класса.

- С заполнения камня стекломассой (led-glass filled).

Все тоже самой и точно также, как рассказано выше, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультрасонике и под стиммером – могут развалиться на части (если степень заполнения выше чем 25-30%). Изделия с такими камнями нельзя паять – опять же могут развалиться из-за различного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но вот рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев! Если Вам предлагают рубин по стоимости 20-50 долларов за карат, то сомневаться можно только в одном: чего в камне больше? Стекла или рубина.

- Глубокая диффузия инонов Be.

Сырые сапфиры из месторождений Танзании, Мадагаскара и Шри-Ланки как правило поднимаются из земли в конгломератах с цирконом, шпинелями, хризобериллами, турмалинами и другими драгоценными и не очень минералами.. При промышленнном производстве времени на переборку и разделение различных минералов зачастую не хватает. И все вместе, вся эта куча идет в печку для прокаливания ( при этом камни остаются целыми, а вмещающие породы чаще всего растрескиваются и отваливаются)..

"Странный" эффект был обнаружен при проведении рутинного отжига на одной из фабрик Таиланда. Загруженные в печь едва заметно-фиолетовые корунды после отжига вышли из печи достаточно яркими розовыми и желтыми.. Длительное эксперементирование показало, что такой эффект достигается, когда в загружаемой в печь массе присутсвует хризоберилл.. И - ничего не происходит, если хризоберилла в печи нет. Хризоберилл, как известно, содержит бериллий. Попытки внести искуственно в прокаливаемую массу малые количества бериллия дали то же результат – появились ярко желтые и ярко-розовые сапфиры.

В последнее десятилетие этот метод принят на вооружение. Почти все (99.9999%) мелких рассыпных розовых и желтых сапфиров – Be-treated. Определить такую обработку для мелких камней очень сложно при использовании только неразрушающих геммологических методов. Достоверно помогает спектроскопия, но не каждая рядовая геммологическая лаборатория имеет такое оборудование. Несколько проще с крупными, от 0.5 карат, камнями. В таких камнях иноны бериллия проникают только во внешние и средние зоны камня (по глубине). Центральная зона остается «непрокрашенной» и естественный цвет центральной внутренней зоны нетрудно заметить с использованием микроскопа или даже хорошей геммологической лупы.. При этом наблюдатель должен иметь хорошо натренированный глаз: надо знать, где и что можно увидеть, и как, по каким признакам распознать.

Данный метод применяется, помимо производства желтых и розовых сапфиров, для производства рубинов и красных сапфиров, как правило – танззанийских месторождений. Придает рубинам и сапфирам яркий цвет с сильным оранжевым оттенком. Диффузия Be применяется шиироко и для облагораживания морганитов, придавая им несвойственно яркий оранжеватый оттенок.

- Облучение

Драгоценные камни могут менять цвет под воздействием радиации. Эти процессы вполне естесвенные, происходят в земной коре под воздействием излучения радиоактивных элементов, в коре же и содержащихся. Занимают такие процессы очень долгое время – миллионы и десятки миллионов лет. Человек все-навсего придумал, как ускорить продесс. Облучение в подавляющем большинстве случаев дает постоянный результат, цвет уже не меняется (хотя исключения известны). Наиболее массово эта технология применяется для производства цветных бриллиантов, а среди более доступных камней – для производства голубых топазов и всех ювелирных разновидностей кварцев: аметистов, цитринов.

- Промасливание.

Заполнение бесцветным природным маслом – способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато – повсеместно! Непрошедшие такую обработку изумруды – штучные редкости. Наиболее популярный естественный продукт для данной технологии – кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. К сожалению – результаты такой обработки не очень постоянны, камни требуют специального ухода, и нередко – повторного промасливания.

К зеленым бериллам нередко применяется и способ заполнения синтетическим маслом с красителем. Благодаря этому светлозеленые бериллы получают более насыщенную изумрудную окраску.

- Заполнение клеевой массой (смолой, резиной).

Очень часто попадаются изумруды красивого цвета, неплохой чистоты, но с такой сильной трещиноватостью, что практически невозможно сохранить камень целым. Такие изумруды помимо промасливания заполняют специально подготовленной бесцветной резиной, которая работает и как клей, и как амортизатор при механических нагрузках. Применение сочетания этого метода с заполнением красящим маслом для бериллов приводит к появлению большинства изумрудов, представленных на мировом рынке.

Все перечисленные выше способы являются так называемыми "принятыми" технологиями. То есть геммологическое сообщество знает о них, согласно с их использованием, и лишь требует от продавца всегда правдиво указывать соответствующую информацию.

Но известны и технологии облагораживания драгоценных камней массового применения, "не принятые" геммологическим сообщество. Коротко об основных:

- Поверхностная диффузия.

Применятся в основном для производства синих сапфиров. Поверхность камня покрывается тонкой пленкой на основе легкоплавких оксидов металлов с содержанием ионов титана и/или ваннадия. Затем камень помещается в печь, где при прокаливании пленка разушается, а ионы ванадия и титана проникают в самые верхние поверхностные слои камня. При этом естественно и окрашивается только поверхность, на глубину не более чем в несколько десятков микрон. Окрашивание надежное, цвет уже никогда не поменяется. Часто лишь случайно расколов камень удается увидеть, что Ваш красивый насыщенный голубой сапфир, купленный за безумные деньги – внутри цвета помоев или темной детской неожиданности. Любой геммолог без труда способен идентифицировать такой сапфир. Поскольку прокрашивание поверхностное, то достаточно даже царапины для повреждения красящего слоя.

- Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок.

Технологически - очень простой способ. Всего несколько секунд в магнетроне, и гора "камений недорогоценных", размещенных в его вакуумной камере, превращается в. мистик-топазы, мистик-кварцы, в мистик-вообще что угодно. А также в розовые и красные топазы, в танзаниты и супер-пупер аметисты (окрашенный кварц), да и вообще во все, что придет в голову нечистоплотному манипулятору, игрющему на всеобщей геммологичской безграмотности. Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Оба поименованных выше вида обработки признаны недопустимыми. Также недопустимыми являются виды стандартных обработок, если для того или иного типа камней они не дают постоянного результата (может поменяться цвет или ухудшиться чистота).

Большинство методов обработки не приводят к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаплнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам - правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.

НЕБОЛЬШОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КАМНЯМ, ОБЫЧНО ПОДВЕРГАЕМЫМ ОБРАБОТКЕ (ОБЛАГОРАЖИВАНИЮ)

ИЗУМРУД: Промасливание, промасливание + заполнение резиной.

РУБИН: Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.

САПФИР: Термическая обработка, диффузия.

ТАНЗАНИТ: Термическая обработка для придания камню фиолетового цвета.

АКВАМАРИН: Обычно – термическая обработка для улучшения цвета.

ГЕЛИОДОР: Часто - термическая обработка, облучение.

ГОЛУБОЙ ТОПАЗ: Обычно – облучение и термическая обработка для придания камню голубого цвета.

ЦИТРИН: Всегда - термическая обработка аметиста для придания характерного цвета, часто - облучение.

АМЕТИСТ: Часто - термическая обработка для усиления и закрепления цвета, иногда - облучение.

ПРАЗИОЛИТ: Всегда - тремическая обработка и/или облучение для получения зеленого цвета.

ТУРМАЛИН: Часто – облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветление темных камней, диффузия ионов Cu для получения синего цвета (индиголиты и параиба).

АНДЕЗИН-ЛАБРАДОРИТ: Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.

АПАТИТ: Очень часто – термическая обработка.

ГОЛУБОЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка либо для закрепления естественного природного цвета, всегда - для придания камню голубого цвета.

БЕСЦВЕТНЫЙ ЦИРКОН: Всегда – термическая обработка.

ЦИРКОНЫ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЦВЕТОВ: Иногда - термическая обработка

НЕФРИТ, ЖАДЕИТ, ЛАЗУРИТ, МАЛАХИТ, БИРЮЗА и подобные минералы: Обычно - пропитка бесцветным воском.

АГАТ: Очень часто - крашивание неорганическими красителями.

КОРАЛЛ: Обычно - отбеливание и окрашивание неорганическими красителями.

ЖЕМЧУГ: Обычно - отбеливание для улучшения цвета и в качестве подготовки к покраске, окрашивание неорганическими красителями.

ЧЕРНЫЙ ОНИКС: Всегда окрашивание.

Вы можете задавать любые вопросы о драгоценных камнях и на геммологические темы. Убедительно прошу лишь вопросы, не связанные с конкретной публикацией, задавать в специально созданной теме в моем личном блоге.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста

Огранка — технологический процесс обработки драгоценных и полудрагоценных камней для придания им определённой формы и максимального выявления их игры и блеска. Известны различные способы огранки, многие из них носят название того или иного драгоценного камня, для которого этот способ дает наиболее эффектный результат. Огранкой принято также называть сам ограненный камень. Качественно выполненная огранка существенно повышает стоимость драгоценного камня, в то же время неправильная огранка может «убить» камень, внести в него дефекты.

Из этого кристалла аметиста можно огранить великолепный камень ювелирного качества.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 1

Для этого нам понадобятся:

Квадрант — инструмент, предназначеный для измерения и установки углов наклона в вертикальной плоскости от 0 до 90°;

Алмазные диски — планшайбы с алмазным покрытием для стачивания поверхности кристалла, его огранки и полировки;

Два кича — металлический стержень, на который крепится кристалл;

Оборудование гранильной мастерской кажется весьма незатейливым. Для начала производится изучение строения кристалла, выявление внешних и внутренних дефектов с целью выбора оптимального вида огранки для каждого конкретного камня. Внутренние дефекты выявляют, используя лупу 6-кратного увеличения и направленный свет.

Перед мастером на столе вращается покрытая абразивом планшайба станка. В руках гранильщика инструмент, называемый квадрантом и отдаленно напоминающий морской секстант на длинной ручке. Ручка завершается двуногим упором. С противоположной стороны к головке крепится кристалл. Он приклеен с помощью мастики к металлическому стержню, который удерживается цанговым захватом. Мастер ставит двуногу на ровную поверхность, опускает ручку вниз и на какое-то мгновение прижимает кристалл к абразивной планшайбе. Потом придирчиво осматривает получившуюся грань. Если результат устраивает, гранильщик с помощью ручек настройки изменяет положение кристалла относительно головки на строго заданный угол. Снова прижимает кристалл к планшайбе, и появляется следующая грань. Потом снова зрительный контроль. Огранка — это работа, требующая большого опыта, знаний и постоянной проверки сделанной работы.

На фото показаны основные этапы работы по огранке кристалла.

На обдирочной шайбе, на которую постоянно поступает вода, обтачиваем камень. Это начальный этап обработки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 2

Для дальнейшей работы необходимо приклеить камень. Для этого используем специальный клей-мастику.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 3

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 4

Затем стержень крепится к делительной головке квадранта цанговым зажимом. Начинается процесс обдирки (обточки) — это обработка, применяемая для будущих ювелирных вставок при получении основного профиля камня.

На станке обдирочная шайба. Она отличается от ограночной (фото ниже) более грубым размером зерна. На шайбу подается тонкой струйкой вода, чтобы процесс обдирки был более удобный.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 5

С помощью квадранта выставляем углы и задаем форму камня. При этом пользуемся штангенциркулем, чтобы проверять не «ушел» ли размер.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 6

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 7

После того, как форма задана, меняем шайбу. Теперь на станке ограночная шайба.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 8

Огранка — это создание на поверхности камня ряда геометрически правильных плоскостей, граней, от которых будут отражаться и через которые будут преломляться попадающие внутрь кристалла световые лучи. После многократного внутреннего отражения и преломления лучи света разделяются на спектральные составляющие и, покидая камень, создают игру оттенков на его поверхности. Также — это процесс устранения некоторых природных пороков, которые могут встречаться в минералах (включений, трещин, выколов и т. п.).

У ограненного камня выделяют верхнюю часть (корону) и нижнюю — (павильон).

С помощью квадранта выставляем грани павильона. Так как камень гранится в два приема: сначала низ, потом верх, доводим одну из сторон до финиша. Мне удобнее начинать с павильона.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 9

В очередной раз меняем шайбу. Теперь на станке полировальная шайба.

Полирование — придание отшлифованным поверхностям зеркального блеска.

Для этого потребуется алмазная паста, лупа, несколько тряпочек для снятия излишков пасты, и сектор шайбы для выравнивания поверхности. Прежде, чем начать полировку наносим алмазную пасту, затем полируем грань, переодически проверяем качество огранки с помощью лупы.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 10

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 11

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 12

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 13

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 14

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 15

Следующим этапом является переклейка камня. Процесс огранки переходит на огранку верхней части кристалла (короны).

Полуфабрикат устанавливают шипом в отверстие оправки таким образом, чтобы его площадка была перпендикулярна продольной оси оправки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 16

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 17

Главное, правильно выставить площадку камня. Это очень ответственный момент. Исползуем так называемый площадник.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 18

После нанесения верха площадка приобретает необходимую форму, затем наносятся угловые грани верха, после чего шлифуют верхние и нижние клинья короны.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 19

Далее полируем площадку, снова используя полировальную шайбу.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 20

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 21

Полируем боковые грани коронки.

Огранка полудрагоценных камней на примере аметиста, фото № 22

Чтобы при закрепке ювелир не сколол камень полируем рундист. Рундист — поясок по периметру наибольшего сечения ограненного камня, которая отделяет верхнюю часть (корону) от нижней части (павильона).

Виды обработки драгоценных металлов

Виды обработки драгоценных металлов

I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) - ажурные или напаянные на металличес­кий фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.

Различают следующие виды филиграни:

1. Ажурная - кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая - филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:

Гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь - мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко - круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.

Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань

- броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань - вазы, кубки, шкатулки, а фоновая - кулоны, серьги конусных или цилиндриче­ских форм.

В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань

- сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изде­лие приобретает объем.

II. ЭМАЛЬ - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превраща­ется в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.

Выемчатая - эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрач­ные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая - на пластинку устанавливают или напаивают пере­городки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контура­ми рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль - пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

III. ЧЕРНЕНИЕ - имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.

ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:

Золочение и серебрение - это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм.

Родирование - процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование - декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань - вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка - операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование - одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование - производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка - производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция - использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.

Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.

Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.

Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
- химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
- физическая шлифовка металла.
- дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.

Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.

Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.

Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.

Читайте также: